Домой Боль в пояснице Презентация на тему н островский. Презентация на тему "биография островского александра николаевича"

Презентация на тему н островский. Презентация на тему "биография островского александра николаевича"

Слайд 2

Александр Николаевич Островский (1823-1886) - выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук. 2

Слайд 3

(родители, детство и юность) 3

Слайд 4

А.Н. Островский родился 12 апреля (31 марта) 1823 г. в Замоскворечье – купеческом и мещанско-чиновничьем районе Москвы. Отец - Николай Федорович, чиновник, сын священника. Мать - Любовь Ивановна из семьи духовного сословия, умерла в 1831. 4 Отец Островского

Слайд 5

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на баронессе Эмилии Андреевне фон Гессин, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе. Ещё в детстве пристрастился к чтению. 5

Слайд 6

В 1840 г. Островский окончил 1-ю Московскую гимназию с гуманитарным уклоном. В 1840 г. учился на юридическом факультете Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского. 6

Слайд 7

(Путешествия, театр и книги Островского) 7

Слайд 8

8 На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х г. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса«Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им).

Слайд 9

Слайд 10

10 Путешествие по Волге

Слайд 11

11 Островский немало путешествовал. Он посетил Тверь, Торжок, Осташков, Ржев, Зубцов, Старицу, Корчеву, Кимры, Калязин, ряд сел и деревень, а также побывал у истока Волги. Результатом поездки стали очерки «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», опубликованные в «Морском сборнике» (1859). г. Калязин

Слайд 12

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. 12 МХАТ г.Москва «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ» Катеринаиз драмы «Гроза»

Слайд 13

(Любимое место Островского) 13

Слайд 14

14 Дом Островского

Слайд 15

15 Главное здание усадьбы - старинный барский дом: "Господский дом... деревянный, окрашен серой краской, с четырьмя колоннами, двумя крыльцами,... задний фасад обращен в сад, с террасой, перед которой разбит цветник". Щелыково- старинная русская усадьба. Сельцо Щелыково расположено на горе. С трех сторон оно окружено лесом и только с одной северной стороны - пахотной землей.

Слайд 16

Дом очаровал Островского с первого же взгляда. 2 мая 1848 года он пишет в своем дневнике, что дом "удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещения...".

В доме некрашеные полы чисто вымыты, издают аромат свежего дерева, на полу дорожки крестьянского тканья. В передней у правой стены – удобный сундук, служивший одновременно лавкой, печь с медными дверками. 16

Слайд 17

Прямо из передней –дверь в столовую, самую большую и светлую комнату в доме. Середину столовой занимал большой овальный стол "сороконожка", покрытый белой скатертью, а на нем старинный, еще от Николая Федоровича, самовар, мебель в холщовых чехлах, над столом керосиновая лампа - "молния" с белым абажуром, справа в простенке между окнами ломберный стол с медными подсвечниками, а над ним фоторепродукция с картины В. Перова "Птицеловы". Здесь собиралась к обеду большая семья Островских, гости, друзья писателя. 17

Слайд 18

18 Гостиная дома небольшая, но очень уютная. На темном фоне "бархатных" аквамариновых обоев с черными цветами эффектно выделяются белые изразцовые печи вогнутой формы, между ними на стене старинное зеркало в тяжелой резной раме. Мягкая мебель, кресло Марии Васильевны и ее корзина для рукоделия, фортепиано, овальный стол, на стенах – семейные портреты и картины в золоченых рамах.

Слайд 19

19 Среди мебели обращает на себя внимание необычное кресло, спинка и подлокотники которого сделаны из полосок рессорного железа. Кресло грубовато на вид, но сидеть в нем удивительно удобно. Изготовил его специально для А. Н. Островского местный кузнец, чтобы не уставала спина от долгого сидения с удочками над омутом у мельницы. Одним из видов отдыха являлась также работа в столярной мастерской.Делал он небольшие вещицы и для себя, и в подарок братьям, друзьям - рамки, полочки, шкатулки.

Слайд 20

20 Но какими бы делами ни занимался драматург на отдыхе в Щелыкове, главным его занятием оставался литературный труд. Кабинет А.Н. Островского занимает угловую комнату. Обстановка здесь стояла простая: письменный стол, сделанный самим драматургом, на стенах - фотографии жены, сестры, любимых актёров в выпиленных им же из дерева рамках. У стены ломберный стол: в ненастную погоду играли в карты, а кроме того, сам Александр Николаевич любил раскладывать пасьянсы. А. Н. Островский писал друзьям, что в Щелыкове ему легче дышится.

Слайд 21

(последние часы жизни Островского) 21

Слайд 22

22 (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров. Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни - стенокардии. В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка

Слайд 23

Известно, что драматург в это время работал над переводом трагедии Шекспира " Антоний и Клеопатра", а в последний свой час, просматривал только что доставленный свежий номер журнала " Русская мысль."2 июня 1886 г. Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове, не успев осуществить своих преобразовательных предположений. 23

Слайд 24

А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия 24 Скульптура А.Островского у МХАТа

Посмотреть все слайды

Последующий большой период творчества драматурга (1861-1886) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа - от «Господ Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Толстого и Достоевского. Мощно звучит в комедиях «пореформенных» лет тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма представителей обедневшего дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей, с все возрастающим искусством сюжетостроения драматурга. Так, «антигерой» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) Егор Глумов в чем-то напоминает грибоедовского Молчалина. Но это - Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере. Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения. Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа - дельца («Бешеные деньги», 1869, Васильков), а то и дельца-хищника из дворян («Волки и овцы», 1875, Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановна от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей. Жанрово и композиционно сложная, насыщенная литературными аллюзиями, скрытыми и прямыми цитатами из русской и зарубежной классической литературы (Гоголь, Сервантес, Шекспир, Мольер, Шиллер) комедия «Лес» (1870) подводит итог первому пореформенному десятилетию. В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой, - постепенное разорение «дворянских гнезд», духовный упадок их владельцев, расслоение второго сословия и те нравственные коллизии, в которые оказываются вовлечены люди в новых исторических и социальных условиях. В этом социальном, бытовом и нравственном хаосе носителем гуманности и благородства оказывается человек искусства - деклассированный дворянин и провинциальный актер Несчастливцев.

Слайд 1

Жизнь и творчество писателя
1

Слайд 2

MICROSOFT PUBLISHER
Биография писателя
Начало литературной деятельности
Усадьба Щелыково
Итоги жизненного пути
Ссылки на интернет - ресурсы

Слайд 3

Александр Николаевич Островский (1823-1886) - выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.
3

Слайд 4

(родители, детство и юность)
4

Слайд 5

А.Н. Островский родился 12 апреля (31 марта) 1823 г. в Замоскворечье – купеческом и мещанско-чиновничьем районе Москвы. Отец - Николай Федорович, чиновник, сын священника. Мать - Любовь Ивановна из семьи духовного сословия, умерла в 1831.
5
Отец Островского

Слайд 6

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на баронессе Эмилии Андреевне фон Гессин, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе. Ещё в детстве пристрастился к чтению.
6

Слайд 7

В 1840 г. Островский окончил 1-ю Московскую гимназию с гуманитарным уклоном. В 1840 г. учился на юридическом факультете Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
7

Слайд 8

(Путешествия, театр и книги Островского)
8

Слайд 9

9
На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х г. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии
(пьеса«Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им).

Слайд 10

Слайд 11

11
Путешествие по Волге

Слайд 12

12
Островский немало путешествовал. Он посетил Тверь, Торжок, Осташков, Ржев, Зубцов, Старицу, Корчеву, Кимры, Калязин, ряд сел и деревень, а также побывал у истока Волги. Результатом поездки стали очерки «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», опубликованные в «Морском сборнике» (1859).
г. Калязин

Слайд 13

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
13

Слайд 14

(Любимое место Островского)
14

Слайд 15

15
Дом Островского

Слайд 16

16
Главное здание усадьбы - старинный барский дом: "Господский дом... деревянный, окрашен серой краской, с четырьмя колоннами, двумя крыльцами,... задний фасад обращен в сад, с террасой, перед которой разбит цветник".
Щелыково - старинная русская усадьба. Сельцо Щелыково расположено на горе. С трех сторон оно окружено лесом и только с одной северной стороны - пахотной землей.

Слайд 17

В доме некрашеные полы чисто вымыты, издают аромат свежего дерева, на полу дорожки крестьянского тканья. В передней у правой стены – удобный сундук, служивший одновременно лавкой, печь с медными дверками.
17
Дом очаровал Островского с первого же взгляда. 2 мая 1848 года он пишет в своем дневнике, что дом "удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещения...".

Слайд 18

Прямо из передней –дверь в столовую, самую большую и светлую комнату в доме. Середину столовой занимал большой овальный стол "сороконожка", покрытый белой скатертью, а на нем старинный, еще от Николая Федоровича, самовар, мебель в холщовых чехлах, над столом керосиновая лампа - "молния" с белым абажуром, справа в простенке между окнами ломберный стол с медными подсвечниками,
а над ним фоторепродукция с картины В. Перова "Птицеловы". Здесь собиралась к обеду большая семья Островских, гости, друзья писателя.
18

Слайд 19

19
Гостиная дома небольшая, но очень уютная. На темном фоне "бархатных" аквамариновых обоев с черными цветами эффектно выделяются белые изразцовые печи вогнутой формы, между ними на стене старинное зеркало в тяжелой резной раме.
Мягкая мебель, кресло Марии Васильевны и ее корзина для рукоделия, фортепиано, овальный стол, на стенах – семейные портреты и картины в золоченых рамах.

Слайд 20

20
Среди мебели обращает на себя внимание необычное кресло, спинка и подлокотники которого сделаны из полосок рессорного железа. Кресло грубовато на вид, но сидеть в нем удивительно удобно. Изготовил его специально для А. Н. Островского местный кузнец, чтобы не уставала спина от долгого сидения с удочками над омутом у мельницы.
Одним из видов отдыха являлась также работа в столярной мастерской. Делал он небольшие вещицы и для себя, и в подарок братьям, друзьям - рамки, полочки, шкатулки.

Слайд 21

21
Но какими бы делами ни занимался драматург на отдыхе в Щелыкове, главным его занятием оставался литературный труд. Кабинет А.Н. Островского занимает угловую комнату. Обстановка здесь стояла простая: письменный стол, сделанный самим драматургом, на стенах - фотографии жены, сестры, любимых актёров в выпиленных им же из дерева рамках.
У стены ломберный стол: в ненастную погоду играли в карты, а кроме того, сам Александр Николаевич любил раскладывать пасьянсы. А. Н. Островский писал друзьям, что в Щелыкове ему легче дышится.

Слайд 1

Данченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 1828 «Сабурово» г. Москва

Слайд 2

«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать - у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться “Театром Островского”». Из письма И. А. ГОНЧАРОВА

Слайд 3

«Колумб Замоскворечья»

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве (Малая Ордынка, д. 9). Его отец, Николай Федорович Островский, был преуспевающим чиновником, впоследствии титулярным советником, мать, Любовь Ивановна, дочерью пономаря и просвирни. Детство и юность А.Н. Островского прошли в Замоскворечье.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Мода - постоянный, неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления... В девять часов всё Замоскворечье спит». Интересно то, что купцы с удовольствием и благодарностью восприняли пьесы Островского, справедливо полагая, что эти сочинения положительно, оздоровительно действуют на нравы людей, учат состраданию и добру.

Слайд 7

«Свои люди – сочтёмся» (1849)

Островский считается создателем незабываемых образов «темного царства» (см. статью Н. Добролюбова «Темное царство»).

Слайд 8

Пьеса «Свои люди - сочтемся!» (первоначальное название - «Банкрот») разоблачает торговые мошенничества, грубость, невежество, «дикие нравы» купеческого сословия. «Труд мой... писал Островский по поводу этой пьесы, - возбудил одинаковое сочувствие и производил самые отрадные впечатления во всех слоях московского общества, более же всего между купечеством.

Слайд 9

Лучшие купеческие фамилии единодушно гласно изъявляли желание видеть мою комедию в печати и на сцене. Я сам несколько раз читал эту комедию перед многочисленным обществом, состоящим исключительно из московских купцов, и благодаря русской правдолюбивой натуре они не только не оскорблялись этим произведением, но в самых обязательных выражениях изъявили мне свою признательность за верное воспроизведение современных недостатков и пороков их сословия и горячо высказывали необходимость дельного и правдивого обличения этих пороков (в особенности превратного воспитания) на пользу своего круга. В глазах этих почтенных людей правда и польза, коей они от неё надеялись, исключала всякую мысль об оскорблении мелочного самолюбия».

Слайд 10

Владимир Федорович Одоевский писал: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю нумер четвёртый». Комедия попала под цензурный запрет: было указано, что «вся пьеса - обида для русского купечества», за «литератором Островским» был учрежден негласный надзор», снятый лишь в 1855 году, уже при царе Александре II.

Слайд 11

Литературная экспедиция по Волге. Драма «Гроза» (1859).

Большое влияние на творчество Островского оказала литературная экспедиция, организованная Морским министерством для изучения русскими писателями быта и промыслов населения Поволжья. Островский совершил поездку по Волге от истоков до Нижнего Новгорода (1856 год).

Слайд 12

Отчет писателя об экспедиции «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода» - поучительный и богатый источник сведений о верховьях Волги. Островский приступил к изучению края как художник, отзывчивый на всё оригинальное и яркое в природе и в человеческом быту. Помимо нравов, Островский подмечает особенности местных говоров, записывает оригинальные выражения и даже собирает материалы для словаря наречия приволжского населения. Эти материалы наследники Островского передадут потом в Академию наук.

Слайд 13

Великую пользу принесло путешествие художественному таланту Островского! Он познакомился с древними городами, исконно-старинными обычаями и нравами, со своеобразным прадедовским языком. Его поражала беспросветная захолустная глушь в середине России, в каких-нибудь шестидесяти верстах от древнего города Твери. Драма «Гроза», действие которой происходит в городе Калинове на берегу Волги, написана по впечатлениям литературной экспедиции.

Слайд 14

Реакция на драму Островского была бурной. Н. А. Добролюбов в критической статье «Луч света в тёмном царстве» писал: «...Нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли нельзя иначе. На этот счёт мы имеем в самой драме страшное свидетельство, говорящее нам, что жить в «тёмном царстве» хуже смерти... Конец этот кажется нам отрадным... в нём дан страшный вызов самодурной силе... уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с её насильственными, мертвящими началами». Название пьесы говорит само за себя: грянул гром над домом Кабановых, прошла гроза...

Слайд 15

Щелыково

В лесном краю Костромской области, среди чудесной природы расположено Щелыково, усадьба великого русского драматурга А.Н. Островского. Его отец купил это имение в 1848 году.

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Пьеса-сказка «Снегурочка»

Весенняя сказка «Снегурочка» - поэтичнейшее произведение русской драматургии, основанное на русских народных сказках. Пьеса вдохновила двух композиторов: Петра Ильича Чайковского и Николая Андреевича Римского-Корсакова - на создание чудесной музыки.

Слайд 20

Островский расцветил народную фантазию яркими красками собственного вымысла. Главная героиня сказки Островского Снегурочка - дочь деда Мороза и красавицы-Весны. Пленительны и другие персонажи сказки: Купава, Берендей, Мизгирь, Лель. Драматург рисует здесь свой идеал общественной жизни, определяющей справедливые, красивые человеческие отношения.

Слайд 21

Слайд 22

Царь Берендей олицетворяет народную мудрость. Это «отец земли своей», «блюститель мира», знающий, что свет «правдой и совестью только и держится». Сказка «Снегурочка» - гимн народу - благородному, гуманному, жизнерадостному, великому в труде и веселье. Любимая всеми с детства сказка повествует о силе самоотверженной любви Снегурочки, ради которой она жертвует своей жизнью...

Слайд 23

Комедия «Лес» (1870)

Создатель русского национального театра, Островский очень любил актеров, высоко ценил их душевное благородство и возвышенный образ мыслей.

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Её избранник, более чем вдвое её моложе, конечно, тоже не будет рачителен. Гурмыжская - деспот и тиран под личиной добропорядочности, об этом в минуту искренности говорит даже преданная ей ключница Улита. Богатая Гурмыжская отказывает в приданом бедной родственнице Аксюше, а Несчастливцев отдает последние деньги и устраивает её судьбу.

Слайд 27

Трагик Несчастливцев - по рождению дворянин, племянник Раисы Павловны, волею судеб ставший актером, дает оценку «лесным» нравам: «Как мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец». «Лес» положил начало своеобразной трилогии об артистической среде, куда также вошли пьесы «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые». В 1863 году на юбилее писателя актеры с благодарностью преподнесли Островскому серебряный венок.

Слайд 28

«Бесприданница»

Острая психологическая драма, «Бесприданница» характеризуется тем, что в ней, как в «Грозе», чувствуется абсолютное противостояние героини и среды. Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость.

Слайд 29

Лариса богато одаренная натура, и это высоко поднимает её над окружающими. Умный Кнуров говорит о том, что «земного, житейского» в Ларисе нет ничего. Лариса искренне влюбляется в Сергея Сергеевича Паратова - красавца с широкой натурой, храбреца, «большого барина». Паратов красиво, «шикарно» ухаживает за ней.

Слайд 30

Слайд 31

Мотив торговли - торг из-за Ларисы - охватывает всех героев- мужчин. Брошенная Паратовым, она узнает об этом, принимая решение стать «очень дорогой вещью». Смерть Ларисы среди праздничного шума, под пение цыган поражает своей «художнической дерзостью». Лариса смягчена и успокоена. Она всех прощает, а Карандышева благодарит за освобождение от глубокой боли, которую принесла ей любовь к Паратову. Пьеса «Бесприданница» - шедевр русской драматургии. Всем нам хорошо известен фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», поставленный по пьесе Островского в 1984 году. Блестящая экранизация лишний раз подтверждает, насколько современна драма, написанная в позапрошлом веке.

Слайд 32















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

"Я тружусь всю жизнь".

Слайд 1 и 2.

Задачи урока: познакомить учащихся с новым автором; определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля.

Слайд 3.

Ход урока

I . Лекция учителя с презентацией.

Слайд 4.

1. Страницы истории русского театра до А.Н. Островского (информация). Своеобразие тем драматических произведений; особенности героев (сословия); принципы раскрытия характеров. Предшественники А. Островского: Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь.

Слайд 5.

2. Особенности пьес Островского. Новый герой, которого до него не знала русская литература. "Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в тройке, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз" – писал В.Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.

Слайды 6-13

3. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты" – купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. Невероятная трудоспособность писателя способствовала рождению 48 произведений, в которых действуют 547 героев.

Слайды 14-19

4. Начало литературной деятельности.

Творческий путь А. Островского.

Первое произведение – пьеса "Несостоятельный должник" – появилась в 1847 году в газете "Московский городской листок". В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале "Москвитянин". Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, "…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".

"Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим", – писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с "горячим сердцем", честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие. "И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", – говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" – вот главное в новом герое Островского.

Слайд 20

"Гроза" (1860) – пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.

Слайд 21

"Лес" (1870) – пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.

Слайд 22

"Снегурочка (1873) – взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).

Слайд 23

"Бесприданница" (1879) – взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза".

II . Выступления учащихся. Индивидуальные задания к уроку.

Слайды 24-38

1. Особенности стиля Островского (Индивидуальные задания)

  1. Говорящие фамилии;
  2. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
  3. Специфические авторские ремарки;
  4. Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия
  5. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
  6. Фольклорные моменты;
  7. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
  8. Значимость первой реплики героя;
  9. "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
  10. Своеобразие речевой характеристики героев.

Итоговые вопросы

Слайд 39

  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
  • Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
  • Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?

III. Итог урока .

Слайды 40-42

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Домашнее задание:

Драма "Гроза". История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Группа 1. История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).

Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза".

Группа 3. Система действующих лиц пьесы

Группа 4 . Особенности раскрытия характеров героев.

Новое на сайте

>

Самое популярное