Домой Зуд Какой философский смысл сказки дикий помещик. Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

Какой философский смысл сказки дикий помещик. Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

Анализ повести - притчи «Старик и море»

2.1 История создания повести-притчи «Старик и море»______________________________11

2.2 Жанровое своеобразие повести Хемингуэя______________________________________13

2.3 Анализ «сильных позиций» текста (название, конец, начало произведения)__________ 15

2.4 Тематика и проблематика повести_____________________________________________ 16

2.5 Основные художественные образы_____________________________________________19

2.6 Центральные персонажи______________________________________________________ 20

2.7 Сюжет и особенности конфликта_______________________________________________ 21

2.8 Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер________________________ 23

3. Заключение __________________________________________________________________ 28

4. Список литературы _____________________________________________________________29

5. Приложение __ ______________________________________________________________ 30

Введение

Повесть "Старик и море" является центральной и основополагающей как для творчества Э. Хемингуэя (21.07.1899 - 02.07.1961), так и для всей американской литературы. "В послевоенные годы, - отмечает Я. Засурский, - эта книга выделяется как произведение гуманистическое, проникнутое верой в человека, в его силы, и противостоящее литературе упадка, пессимизма и неверия, захватившей авансцену американской культурной жизни последних двух десятилетий" [ Засурский Я. Американская литература ХХ века. 2-е изд. / Я. Засурский. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 348.].

В произведении поставлены в собирательной форме основные темы: человека и природы, внутреннего наполнения жизни, преемственности поколений и, как это ни банально звучит, смысла жизни. Это проблемы человеческого достоинства, нравственности, становления человеческой личности через борьбу - то, что решал мыслящий человек в прошлом, решает сейчас и будет решать потом. Из этого следует, что Э. Хемингуэй как писатель интересен и в наше время. Значительное место в повести занимает образ человека, борющегося с природой, с самим собой, борющегося, проявляя невиданную стойкость, поэтому для нас так важно понять истинное значение, символизм этой борьбы через тему стойкости, ярко раскрывающуюся в произведении.

1.Американская литература XX века.

В XX веке проблематика американской литературы определяется фактом громадного значения: наиболее богатая, сильная капиталистическая страна, идущая во главе всего мира, порождает наиболее сумрачную и горькую литературу современности. Писатели приобрели новое качество: им стало свойственно ощущение трагизма и обреченности этого мира. «Американская трагедия» Драйзера выразила стремление писателей к большим обобщениям, которое отличает литература США того времени.


В XX в. новелла не играет уже столь важной роли в американской литературе как в XIX, ей на смену приходит реалистический роман. Но все же ей продолжают уделять значительное внимание романисты, и целый ряд выдающихся американских прозаиков посвящают себя преимущественно или исключительно новелле.

Своеобразное влияние на американских новеллистов XX в. оказали представители русского реалистического рассказа (Толстой, Чехов, Горький). Особенности построение сюжета рассказа определялись существенными жизненными закономерностями и полностью входили в общую художественную задачу реалистического изображения действительности.

В начале XX в. появились новые течения, которые внесли оригинальный вклад в становление критического реализма. В 900-е г. в США возникает течение «разгребателей грязи». «Разгребатели грязи» - обширная группа американских писателей, публицистов, социологов, общественных деятелей либеральной ориентации. В их творчестве существовали два тесно взаимосвязанных потока: публицистический (Л.Стеффенс, И.Тарбелл, Р.С. Бейкер) и литературно-художественный (Синклер, Р.Херрик, Р.Р.Кауффман). На отдельных этапах своего творческого пути с движением muckrakers (как назвал их президент Т. Рузвельт в 1906 г.) сближались такие крупные писатели, как Д. Лондон, Т. Драйзер.

Выступления «разгребателей грязи» способствовали укреплению социально-критических тенденций в литературе США, развитию социологической разновидности реализма. Благодаря им публицистический аспект становится существенным элементом современного американского романа. 10-е г. отмечены реалистическим взлетом в американской поэзии, получившим название «поэтического ренессанса». Этот период связан с именами Карла Сендберга, Эдгара Ли Мастера, Роберт Фроста, В. Линдсея, Э. Робинсона. Эти поэты обратились к жизни американского народа.

900-е и 10-е г. нашего века ознаменовались долгожданным появлением большого критико-реалистичекого романа (Ф. Норрис, Д. Лондон, Драйзер, Э. Синклер). Считается, что критический реализм в новейшей литературе США сложился в процессе взаимодействия трех исторически определившихся факторов: это – реальные элементы протеста американских романтиков, реализм Марка Твена, выраставший на самобытно-народной основе, и опыт американских писателей реалистического направления, воспринявших в той или иной мере традицию европейского классического романа XIX столетия.

Американский реализм явился литературой общественного протеста. Писатели-реалисты отказывались принимать действительность как закономерный результат развития. Критика складывавшегося империалистического общества, изображение его отрицательных сторон становится отличительными признаками американского критического реализма. Появляются новые темы, выдвинутые на первый план изменившимися условиями жизни (разорение и обнищание фермерства; капиталистический город и маленький человек в нем; обличение монополистического капитала).

Новое поколение писателей связано с новым регионом: оно опирается на демократический дух американского Запада, на стихию устного фольклора и адресует свои произведения самому широкому массовому читателю.

Уместно сказать о стилевом многообразии и жанровом новаторстве в американском реализме. Развиваются жанры психологической и социальной новеллы, социально-психологического романа, романа-эпопеи, философского романа, широкое распространение получает жанр социальной утопии (Беллами «Взгляд назад», 1888), создается жанр научного романа (С. Льюис «Эроусмит»). При этом писатели-реалисты часто использовали новые эстетические принципы, особый взгляд «изнутри» на окружающую жизнь. Действительность изображалась как объект психологического и философского осмысления человеческого существования.

Типологической чертой американского реализма явилась достоверность.К 20-м г. относится становление американской национальной драматургии, которая ранее не получила значительного развития. Этот процесс протекал в условиях острой внутренней борьбы. Стремление к реалистическому отражению жизни осложнялось у американских драматургов модернистскими влияниями. Юджин О’Нил занимает одно из первых мест в истории американской драматургии. Он заложил основы американской национальной драмы, создал яркие остропсихологические пьесы; и все его творчество оказало большое влияние на последующее развитие американской драматургии.

В 20-е годы оформилась группа так называемых писателей «потерянного поколения. Известные представители: Джон Дос Пассос, Эрнест Хемингуэй и др.

Примерно с 20-х г. начинают появляться модернистские группы, которые ведут борьбу с реализмом, пропагандируют культ «чистого искусства», занимаются формалистическими изысканиями. Американская школа модернизма наиболее ярко представлена поэтической практикой и теоретическими воззрениями таких метров модернизма, как Эзра Паунд и Томас Стернс Элиот. Эзра Паунд стал так же одним из основоположников модернистского течения в литературе, получившего название имажизма. Имажизм (от image) отрывал литературу от жизни, отстаивал принцип существования «чистого искусства», провозглашал примат формы над содержанием. Эта идеалистическая концепция в свою очередь со временем претерпела незначительные изменения и положила начало еще одной разновидности модернизма, известной под именем вортицизма. Вортицизм (от vortex) близок к имажизму и футуризму. Это течение

вменяло в обязанность поэтам образно воспринимать интересующие их явления и изображать их через слова, в которых учитывалось лишь их звучание. Вортицисты пытались добиться зрительного восприятия звука, старались находить такие слова-звуки, которые выражали бы движение, динамику, вне связи с их смыслом и значением. Так же появлению новых направлений в модернистской литературе способствовали фрейдистские теории, получившие в то время широкое распространение. Они стали основой романа «потока сознания» и других различных школ.

Хотя американские писатели, находившиеся в Европе, не создали оригинальных модернистских школ. Они активно включались в деятельность различных модернистских группировок – французских, английских и разнонациональных. Среди «изгнанников» (так они себя называли) большинство составляли писатели младшего поколения, которые утратили веру в буржуазные идеалы, в капиталистическую цивилизацию, но не могли найти реальной опоры в жизни. Их смятение и выразилось в модернистских исканиях.

В 1929 г. в США возник первый клуб Джона Рида, объединивший пролетарских писателей и выступавших за революционное искусство и литературу, а в 30-е г. насчитывалось уже 35 таких клубов, а в последствии на их основе была создана Лига американских писателей, просуществовавшая с 1935 по 1942 г. За время ее существования было созвано четыре конгресса (1935, 1937, 1939, 1941), которые положили начало объединению писателей США вокруг демократических общественных задач, способствовали идейному росту многих из них; это объединение сыграло выдающуюся роль в истории американской литературы.

«Розовое десятилетие». Можно говорить о том, что в 30-е г. литература социалистической ориентации в США оформляется как направление. Ее развитию так же способствовало бурное социалистическое движение в России. У ее представителей (Майкл Голд, Линкольн Стеффенс, Альберт Мальц и др.) отчетливо заметно стремление к социалистическому идеалу, усиление связей с общественно-политической жизнью. Очень часто в их произведениях звучал призыв к сопротивлению, к борьбе против угнетателей. Эта черта стала одной из важных особенностей американской социалистической литературы.

В эти же годы происходит своеобразный «взрыв документализма»; он был связан со стремлением писателей оперативно, непосредственно откликнуться на текущие общественно-политические события. Обращаясь к публицистике, прежде всего к очерку, писатели (Андерсон, Колдуэл, Френк, Дос Пассос) оказываются первопроходчиками новых тем, которые позднее получают художественное осмысление.

В конце 30-х г. происходит явный взлет критико-реалистического направления после заметного спада в начале десятилетия. Появляются новые имена: Томас Вулф, Ричард Райт, Альберт Мальц, Д. Трамбо, Э. Колдуэлл, Д. Фаррел и др. А развитие эпического жанра, который формировался в атмосфере народной борьбы против монополий и фашистской угрозы, стало выдающимся достижением критического реализма в США. Здесь в первую очередь необходимо назвать имена таких авторов как Фолкнер, Стейнбек, Хемингуэй, Дос Пассос.

В годы II мировой войны американские писатели включаются в борьбу против гитлеризма: они выступают с осуждением гитлеровской агрессии, поддерживают борьбу против фашистских агрессоров. В большом количестве издаются публицистические статьи и репортажи военных корреспондентов. А позднее тема II мировой войны отразится в книгах многих писателей (Хемингуэя, Мейлера, Сакстона и др.). Некоторые писатели, создавая антифашистские произведения, видели свою задачу в безоговорочной поддержке действий правящих кругов США, что иногда могло приводить к отходу от жизненной правды, от реалистического изображения действительности. Подобную позицию в те годы занимал Джон Стейнбек.

После II мировой войны происходит некоторый спад в развитии литературы, но это не относится к поэзии и драме, где творчество поэтов Роберта Лоуэлла и Алана Гинзберга, Грегори Корсо и Лоренса Ферлингетти, драматургов Артура Миллера, Теннесси Уильямса и Эдварда Олби получило всемирную известность.

В послевоенные годы углубляется столь характерная для негритянской литературы антирасистская тема. Об этом свидетельствуют стихи и проза Ленгстона Хьюза, романы Джона Килленза («Молодая кровь, и тогда мы услышали гром»), и пламенная публицистика Джеймса Болдуина, и драматургия Лоррейн Хенсберри. Одним из ярчайших представителей негритянского творчества был Ричард Райт («Сын Америки»).

Все чаще литература создается «под заказ» правящих кругов Америки. Огромными тиражами выбрасываются на книжный рынок романы Л. Найсона, Л. Сталлинга, изображавшие в героическом ореоле действия американских войск в годы I мировой войны и иные «блага» Америки. А в годы II мировой войны правящие круги США сумели подчинить себе многих писателей. И впервые в таком масштабе литература США была поставлена на службу пропагандистской деятельности правительства. И как отмечают многие критики, этот процесс оказал губительное влияние на развитие литературы США, что, по их мнению, нашло наглядное подтверждение в послевоенной ее истории.

Большое распространение в США получает так называемая массовая беллетристика, ставящая перед собой цель перенести читателя в приятный и радужный мир. Помимо книг на любовную тему, массовая литература была так же представлена детективами. Так же стали популярны псевдоисторические произведения, сочетающие развлекательность с апологией американской государственности (Кеннет Робертс). Однако самым известным произведением в этом жанре стал американский бестселлер – роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1937), рисующий жизнь южной аристократии в эпоху войны Севера и Юга и Реконструкции.

В 60-70-е г. в США на базе массового негритянского и антивоенного движения в стране наметился очевидный поворот многих писателей к значительной, общественной проблематике, рост в их творчестве социально-критических настроений, возврат к традициям реалистического творчества.

В последние десятилетия многие писатели приходили в литературу из университетов. И поэтому основными темами становились: воспоминания о детстве, юношестве и университетских годах, и когда эти темы исчерпывались, писатели столкнулись с трудностями. В известной степени это относится и к таким замечательным писателям как Джон Апдайк и Филип Рот. Но далеко не все из этих писателей оставались в своем восприятии Америки на уровне университетских впечатлений. Кстати, Ф. Рот и Дж. Апдайк в своих последних произведениях выходят далеко за рамки этих проблем, хотя это для них не так уж и легко.

Среди среднего поколения американских писателей самые популярные и значительные – Курт Воннегут, Джойс Кэрол Оутс и Джон Гарднер. Этим писателям и принадлежит будущее, хотя они уже сказали свое особое и оригинальное слово в американской литературе. Что же касается развивающихся концепций, то они выражают различные разновидности современных буржуазных течений в американском литературоведении.

В отличие от демонстративного бунта молодежи против сытого комфорта, стандартизации и обывательского равнодушия современного мира к человеческой личности, творческая позиция тех, кого в 1950-е можно было назвать "отцами" американской литературы XX века, на первый взгляд, выглядела умеренной и уклончивой, на деле же оказывалась мудрой и взвешенной. Они писали книги, которые не являлись документами эпохи, но имели абсолютное значение и повествовали о вещах первозданных. Знаменательно появление в одно десятилетие двух разных, но одинаково глубоких повестей-притч о человеке и его жизни, созданных американскими литераторами старшего поколения. Это "Жемчужина" (1957) Дж. Стейнбека и "Старик и море" (1952) Э. Хемингуэя .

Повесть Хемингуэя "Старик и море", отмеченная Пулитцеровской премией, — одна из вершин американской и мировой словесности XX столетия. Книга двупланова. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привез только рыбий остов. Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщенное, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет обглодан начисто, старик один против целой стаи.

Еще более явственно это начало чувствуется в образе центрального героя: в манере старика очеловечивать природу, общаться с морем, чайками, рыбой. Этот неказистый с виду "бедный труженик" (типичный персонаж сказочного фольклора), с лицом и руками, изъеденными загаром и кожной болезнью, оказывается невероятно сильным физически и духовно. Он велик — как сказочный богатырь или герой древнего эпоса. Недаром, у старика молодые синие глаза, а по ночам ему снятся львы. Не случайно он ощущает себя частью природы, вселенной. Наличие второго обобщенно-сказочного плана подчеркивает универсальность, глубинность проблематики, придает книге поэтическую многозначность.

Критика по-разному истолковывала подспудный, иносказательный смысл повести — в узкобиографическом, христианском, экзистенциалистском духе. В ней видели то аллегорию творческого процесса, то аналогию евангельского сюжета восхождения Христа на Голгофу, то притчу о тщетности человеческих усилий и трагизме его существования. В каждом из этих толкований есть доля истины. Хемингуэй действительно вложил в образ старика Сантьяго много себя и до некоторой степени приоткрыл дверь в собственную творческую лабораторию.

В книге действительно имеются евангельские ассоциации, ибо Библия — источник, питающий всю американскую литературу, и обращение к ней не только усиливает поэтическое звучание произведения и укрупняет его масштаб, но и многое проясняет отечественному читателю, знакомому с ней с детства. И, наконец, "Старик и море" — это действительно притча. О человеке, о его сущности, о его месте на земле. Но, думается, не о тщетности человеческих усилий, а о неисчерпаемости его возможностей, о его стойкости и силе духа. "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить", — кредо Хемингуэя.

Старик не чувствует себя побежденным: ему все-таки удалось поймать рыбу. Не случайно повесть заканчивается на мальчике. Манулино опять отпустят со стариком в море, и тогда усилия Сантьяго окажутся не напрасными — ни в практическом, ни в общечеловеческом плане, потому что мальчик — это и реальная помощь и продолжение дела жизни старого рыбака, возможность передать свой опыт.

Эта книга с ее универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране — на любом морском или океанском побережье — и в любое время. Тем не менее появление ее именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в тенденцию нонконформизма в американской литературе 50-х. Только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.

Поэтизация физического труда, утверждение единства человека и природы, неповторимости личности "маленького человека", общее гуманистическое звучание, сложность замысла и отточенность формы — все это есть активное отрицание ценностей потребительской цивилизации, ответ Америке и предупреждение всему современному послевоенному миру.

Читайте также другие статьи раздела "Литература XX века. Традиции и эксперимент" :

Реализм. Модернизм. Постмодернизм

  • Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"

Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм

  • Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта

Человек и общество второй половины столетия

Повесть «Старик и море» была закончена Хемингуэем в 1951 году. В ней писатель постарался передать читателям весь свой жизненный и литературный опыт. Хемингуэй создавал повесть долго, кропотливо выписывая каждый эпизод, каждое размышление и наблюдение своего, во многом лирического, героя. Затем он делился написанным с женой Мэри, и только по мурашкам на её коже понимал, насколько хорош сделанный им отрывок. По признанию самого писателя, повесть «Старик и море» вполне могла бы стать большим романом, со множеством действующих лиц (преимущественно рыбаков) и сюжетных линий. Однако всё это уже было в литературе до него. Хемингуэю же хотелось создать нечто иное: повесть-притчу, повесть-символ, повесть-жизнь.

На уровне художественной идеи «Старик и море» тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести и в образах главных героев (мальчик носит имя Манолин – уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имён Иисуса Христа; старика зовут Сантьяго – точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного Иакова, бросившего вызов самому Богу), и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах, и в чтении им основных христианских молитв – «Отче наш» и «Богородицы».

Художественная проблематика повести заключается в показе внутренней силы человека и его умении не только осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нём. Огромный океан, в который уходит старик, - это символический образ как нашего вещного пространства, так и духовной жизни человека. Огромная рыба, с которой сражается рыбак, носит двоякий символический характер: с одной стороны – это собирательный образ всех рыб, пойманных когда-то Сантьяго, образ предназначенного ему Богом дела, с другой – это образ самого Создателя, обитающего в каждом своём творении, умершего ради людей, воскресшего и живущего в душах верующих.

Старик считает, что далёк от религии, но в трудный момент ловли он читает молитвы и обещает прочесть ещё, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла. Рассуждения Сантьяго о жизни просты и безыскусны. Он и сам внешне такой: старый, измождённый, довольствующийся малым – простой едой, бедной хижиной, постелью, заправленной газетами.

День за днём изматывая в океане большую рыбу, старик не думает о том, как ему больно или тяжело от режущих руки и спину бечевок. Нет. Он пытается сохранить свои силы для решающего боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства голода. Он заставляет себя спать, чтобы набраться сил. Он использует все подручные средства для сражения с акулами, покушающимися на его рыбу. И ещё он разговаривает, оценивает, вспоминает. Постоянно. В том числе и с рыбой – и живой, и мёртвой.

Когда от морской красавицы остаётся изуродованная туша, старику становится не по себе. Он не знает, как вести себя с рыбой. Убив одной из прекраснейших созданий этого мира, Сантьяго оправдывает свой поступок тем, что рыба насытит его и других людей. Растёрзанная акулами добыча лишается этого простого, житейского смысла. Старик извиняется перед рыбой за то, что всё получилось так нехорошо.

В отличие от многих классических литературных произведений в «Старике и море» отсутствует критика чего бы то ни было. Хемингуэй не считает себя вправе судить окружающих. Главная цель писателя – показать, как устроен наш мир, в котором рыбак рождается рыбаком, а рыба – рыбой. Они не враги друг другу, они – друзья, но смысл жизни рыбака в убийстве рыбы, и по другому, увы, нельзя.

Каждый раз, когда старик сталкивается с морскими обитателями, он проявляет себя человеком любящим, жалеющим и уважающим каждое создание Божие. Он волнуется за птиц, которым тяжело добывать себе пропитание, наслаждается любовными играми морских свинок, испытывает сочувствие к марлину, который лишился своей подруги по его вине. К большой рыбе старик относится с чувством глубокого уважения. Он признаёт в ней достойного соперника, который может и победить в решающей схватке.

Свои неудачи старик встречает с поистине христианским смирением. Он не жалуется, не ропщет, он молча делает свою работу, а когда на него нападает небольшая разговорчивость, вовремя приказывает себе вернуться к действительности и заняться делом. Потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побеждённым, но это ощущение наполняет его душу невероятной лёгкостью.

Кто же тебя победил, старик?, - спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. – Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море. В этом простом рассуждении видна несгибаемая воля и настоящая житейская мудрость человека, познавшего всю необъятность окружающего мира и своё место в нём, место хоть и маленькое, но почётное.

Тема: Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море». Художественное новаторство Э.Хемингуэя.

Цель: В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл повести «Старик и море», определить художественное своеобразие и систему символов произведения, ознакомить учащихся с понятием «повесть-притча».

Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы с использованием цитатного материала, т.е обучение интерпретации текста.

Формировать высокие моральные ценности, воспитывать силу воли, стойкость к окружающим невзгодам, понимание того, что человек – часть Природы.

Оборудование: портрет писателя, текст художественного произведения, иллюстрации к повести Э.Хемингуэя «Старик и море», мультимедийная презентация.

Прогнозируемые результаты: учащиеся дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют повестью-притчей о человеке; выражают личное отношение к проблемам, которые поднимаются в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Эпиграф

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение.

Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

Э. Хемингуэй.

Жить и верить в свои силы, в человека,

любить человека - вот что делает человека непобедимым.

Э. Хемингуэй

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и умений

III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение цели и задач урока.

Вступительное слово учителя

Всегда ли вы задумываетесь над тем, что мировая художественная литература - создание всего человечества, а не одной нации? А значит, русская литература лишь ветвь на огромном дереве мировой литературы. Незнание творчества зарубежных писателей и поэтов существенно обедняет культуру молодых людей. Знание отечественной и мировой литературы даёт вам возможность, сопоставляя исторические эпохи, творчество писателей, делать выводы, помогающие глубоко и полно раскрыть идейно-художественный смысл произведений. Когда-то его чёрно-белый портрет висел в каждой интеллигентной «хрущёвке». Свитер, седая борода, прищуренный взгляд. Охотник на львов, рыб и красивых женщин, в конце концов - на самого себя. Эрнест Хемингуэй. У этого имени есть запах. Оно пахнет солью и снегом. Оно пахнет кровью, печалью и счастьем. Потому что теперь мы точно знаем - человека победить нельзя. Этот писатель повлиял на несколько поколений людей больше, чем их родители, даже больше, чем война. Он родился более ста лет назад. Но он - наш современник.

Книги Э. Хемингуэя на протяжении многих десятилетий привлекают внимание. Многочисленные читатели и критики открывают все новые черты его творчества, теряются перед тайной «авторского стиля», выступают с противоречивыми суждениями о произведениях писателя. Большую часть этих противоречивых откликов вызывает философская повесть-притча «Старик и море», в которой Э. Хемингуэй обращается к вечным темам: человек и природа, человек и общество, преемственность поколений. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX в. три произведения - «И восходит солнце» («Фиеста»), «Прощай, оружие!» и «Старик и море» - отражают разные этапы творческого роста писателя, эволюции его художественных принципов. Повесть «Старик и море» оказалась крупным событием литературной жизни и по уровню художественного мастерства, и по проблематике.

Эта небольшая по объёму, но чрезвычайно ёмкая повесть стоит особняком в творчестве Хемингуэя. Её можно определить как философскую притчу, но при этом образы её, поднимающиеся до символических обобщений, имеют подчёркнуто конкретный, почти осязаемый характер.

Сегодня на уроке мы определим основные мотивы повести «Старик и море», проследим, как в повести отражается авторская позиция Э. Хемингуэя; подумаем над тем, в чем заключен гуманистический пафос произведения.

IV. Работа над темой урока

Учитель: Для успешной работы на уроке нам необходимо повторить ряд теоретических положений:

    притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей;

    подтекст – скрытый смысл произведения, вытекающий из словесных значений;

    пафос произведения – эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя ;

    л ейтмотив – ведущий мотив, который повторяется на протяжении всего произведения.

Философское начало повести:

    Вера писателя в человека и силу его духа («Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения»);

    Утверждение необходимости братства людей;

    Трагический взгляд на удел человека, чьи усилия перебороть судьбу в конечном счёте ни к чему не приводят.

    Постановка проблемных вопросов урока

Учитель. На первый взгляд сюжет повести не отличается сложностью. Старик Сантьяго, герой произведения, в поисках удачного улова отправляется далеко в открытое море. Ему повезло: попалась огромная рыба. Эта рыба настолько велика и сильна, что старику стоило немалых трудов победить ее. Но на обратном пути акулы обгладывают большую рыбу, и старик доставляет на берег только ее скелет. Поединок окончен. Но есть ли в нем победитель? А если да, то кто? И вообще, о чем эта повесть? О единоборстве человека и рыбы? О силе или бессилии человека? О трагедии одиночества в мире? И в чем, наконец, пафос произведения? Чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к анализу текста.

    Определение стилевых особенностей повести «Старик и море»

Учитель. Отличительными чертами стиля повести «Старик и море» являются локальность и диалогичность. В основе локальности лежит избирательность, которая предполагает отбрасывание всего лишнего, загромождающего повествование, мешающего динамичности и развертыванию сюжета. Стремясь к локальности повествования, Хемингуэй широко использует подтекст, умолчания. Он сосредотачивает внимание читателей на каком-то одном ключевом слове. Это приводит к фрагментарности повествования, к быстрой замене монолога диалогом. Организовать же произведение в художественно целое помогают лейтмотивы. Прочитайте подготовленные отрывки из повести «Старик и море» (предварительные индивидуальные задания). Определите основные лейтмотивы. Какую идейную нагрузку они несут? Как выражается в них авторская позиция?

    Чтение и комментирование отрывков из повести «Старик и море»

Учащиеся с помощью учителя определяют основные лейтмотивы повести:

- мотив необыкновенной рыбы (человек - неотъемлемая часть природы, однако старик Сантьяго вынужден считаться с законами общества ; перед ними часто отступает красота природы, и человек обречен на конфликт с ее гармонией);

- мотив одиночества (Сантьяго одинок, оставаясь наедине с природой, одинок он и среди людей; но именно одиночество заставляет старика находить в себе силы, которые помогают ему выйти победителем в борьбе с окружающим миром);

- мотив бейсбола (в мире, где особенно ценится богатство и везение, неудачникам жить холодно и неуютно);

- мотив мальчика и львов (очень важна преемственность поколений, ведь жизнь старика продолжается в судьбе мальчика; мотив львов выражает извечное стремление человека к подвигу, обретению новых горизонтов).

Учитель. Обратите внимание, что лейтмотивы в повести взаимопроникают и переплетаются. Как вы считаете, для чего писателю необходимо это переплетение лейтмотивов? (Хемингуэй стремится показать жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями.)

Особенно отчетливо единство и борьба противоположных начал проявляется в образе Сантьяго. Давайте поговорим об этом «необыкновенном старике».

Посмотреть видеоролик и кинофильма «Старик и море».

Беседа с учащимися по вопросам. Анализ текста.

Кратко передайте содержание произведения. Какие страницы повести привлекли ваше особое внимание?

Какова, по-вашему, тема произведения?

Следует подчеркнуть, что тема повести «Старик и море» – характерная для всех произведений зрелого Хемингуэя тема человеческого мужества. Мужество, огромная духовная сила – единственное достояние старого рыбака Сантьяго; у него даже глаза, «цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается».

В чем проявилось мужество главного героя?

В тяжелом поединке с гигантской рыбой Сантьяго не теряет самообладания, спокойной воли выстоять вопреки старчески слабеющим мускулам и боли многочисленных ран. Изнемогая от непрестанного нападения акул, он говорит себе: «…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Вопрос личного мужества для Хемингуэя – важнейший вопрос всей его жизни. Только в борьбе обретает он самосознание и видит в ней единственную форму осмысленного, достойного существования: «Драться, драться, пока не умру».

В чем проявляется глубокий психологизм повествования?

Несложный сюжет повести лишен внешней занимательности. Как обычно в произведениях этого писателя, напряженность повествования создается изображением душевного состояния человека, глубоких, интенсивных переживаний, сменяющих друг друга размышлений.

В своем одиноком плавании старик как будто с особой силой почувствовал всю богатую, многокрасочную жизнь, в чем-то щедрую, а в чем-то враждебную к нему, как и ко всем другим.

В изображении Хемингуэя самым значительным и всеобъемлющим представлено человеческое ощущение своего единства со вселенной, со всей живой и неживой природой. Единоборство с необыкновенной рыбой, которым увенчалось мастерство рыбака Сантьяго, связало его с ней как с другом, чье упорство дает ему возможность измерить собственную стойкость.

Но еще более волнует его сознание того, что оба они принадлежат к одному миру, в котором каждое явление приобретает смысл лишь через другое. Это вызывает у старика долгие раздумья о противоестественности того разрушения, которое сопутствует борьбе за существование: «Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!» «Я многого не понимаю, – подумал он. – Но как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звезды. Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих собратьев».

Докажите, что повесть «Старик и море» проникнута гуманизмом.

Мысли простого человека, главного героя произведения, о мироздании, об устройстве бытия отражают и знание жизни, и теплое сочувствие к людям.

Показывая своего героя одиноким в его тяжелых буднях, писатель тем не менее не делает его индивидуалистом. В море Сантьяго постоянно вспоминает мальчика Манолина – своего верного и надежного помощника. Суровый закон борьбы за существование разлучает их: день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно … «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю.

Но это не мешает трогательной, настоящей дружбе старика и мальчика. Да и со всеми «хорошими людьми» – тружениками рыбацкого поселка – Сантьяго связывает взаимная симпатия и чувство товарищества.

Почему рассказ о мужественном человеке наполнен грустью?

Пройдя почти до конца свой жизненный путь, старый рыбак не видит возможности реального человеческого счастья. «Хотел бы я купить себе немножко счастья, если его где-нибудь продают… А на что его купишь? – спросил он себя. – Разве его купишь на потерянный гарпун, сломанный нож и покалеченные руки?»

Герою Хемингуэя жизнь дана как будто для того, чтобы ощутить её очарование, всю подспудную красоту мира, вызывающую в человеке мечты, которые никогда не осуществляются и с годами постепенно умирают. «Ему теперь уже больше не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена», – говорится о Сантьяго. Отходит все, что могло бы стать действительной радостью, остаются лишь грезы, прекрасные, но пустые, далекие от реальности: «Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег».

Мужество не приносит человеку удачи и счастья. Оно имеет смысл лишь как признак человеческого достоинства, само по себе, без конкретного назначения. Рыба, победа над которой сулила хороший доход, далеко не лишний для старого беспомощного рыбака, растерзана акулами. И самый подвиг Сантьяго – подвиг как самоцель – вызывает у него лишь чувство опустошенности, утомления: «Ты устал, старик… Душа у тебя устала».

По словам известного критика И. Кашкина, «гуманизм Хемингуэя – это безрадостный стоический гуманизм, гуманизм внутренней победы ценой неизменного поражения». Так решаются в данном произведении общечеловеческие проблемы: вопросы человеческого счастья, молодости и старости, отношений человека и природы.

Как вы можете объяснить название повести? Почему не «Старик и рыба»? Можно ли считать название своеобразным символом?

Найдите описание рыбы в тексе. Какое чувство она вызывает у героя? У читателя?

В центре повествования – поединок. Подберите синонимы к этому слову. Какое из слов больше подходит к изображённой ситуации? (Единоборство, битва, сражение, дуэль, поединок, война, бой…)

В повести Хемингуэя перед нами дуэль или поединок (причем старик называет своего соперника другом). «Её судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом», – говорит старик.

Каким вы представляете себе старика, какова его предыстория? Как описывает его автор?

«Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается». «На руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было».

Опишите лодку: «парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка»

Как относится герой к миру и как мир относится к нему?

Сантьяго привык везде и всюду обходиться своими силами, он «мастер» и «хозяин», знающий свое дело. Старик сам называет себя «необыкновенным». На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: «Море и ветер – мои друзья», «Рыба – она тоже мне друг». На берегу его ждет и верит в него мальчик. Рыбаки на Террасе подсмеиваются над ним, грустят, глядя на него, те, кто постарше, – тревожатся о нем.

О море старик «постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них».

Уничтожит человек природу – погибнет сам. Что заставляет человека вступать в поединок?

Если отвечать словами авторов, то получится следующее . «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, – думал он (старик). – Но ведь для этого я родился». Необходимость, судьба, работа, рыбацкая гордость… «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» – это мнение старика или позиция автора, идея его произведения?

Нарисуйте портрет старика Сантьяго. Можно ли по нему определить отношение автора к герою рассказа?

Герой повести Хемингуэя – сильный, дружелюбный, смелый, упорный человек, которого «нельзя победить». «Кто тебя победил, старик? Никто. Просто я слишком далеко ушел в море». Каким был в начале повести, таким и остался.

Как относились к старику в поселке?

84 дня старика Сантьяго преследует неудача. Скажите, как может вести себя человек, который попал в полосу невезения?

Человек может разувериться в своих силах , озлобиться против всего ми ра или стремиться искать новые возможности.

Как поступает старик Сантьяго?

Он бросает вызов судьбе , ищет новые возможности.

Верит ли Сантьяго в свою удачу ?

Да, верит в удачу и надеется на успех.

Когда старик получил прозвище Чемпион? С какой целью автор, несмотря на локальность повествования, так подробно рассказывает о поединке Сантьяго с негром, самым сильным человеком в порту?

Хемингуэй подчеркивает, что старик Сантьяго обладает огромной силой духа, умением выстоять.

Когда Сантьяго пригодится это умение бороться?

Три дня в открытом море старик будет бороться со своими сомнениями, слабостью, голодом, болью; он сможет укротить необыкновенную рыбу; вступит в единоборство с акулами .

Акулы нападают беспрерывно, и у старика остается все меньше сил . О чем же думает Сантьяго в такой тяжелой ситуации?

«Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно».

«Вот теперь они меня одолели. Я слишком стар, чтобы убивать акул дубинкой. Но я буду сражаться, покуда у меня есть весла, дубинка и румпель».

Проком м ентируйте высказывания Сантьяго.

Старик Сантьяго не падает духом, он верит в себя, в свои силы, верит в свою звезду.

Старик доставил к берегу только обглоданный акулами скелет огромной рыбы. Можно ли сказать, что он вернулся домой ни с чем?

Нет, ведь все случившееся для старика Сантьяго это приобретение жизненного опыта и мудрости, открытие в себе очень важных качеств.

Изменилось ли отношение к старику Сантьяго в поселке?

Рыбаки с большим уважением смотрели на старика, на длинный белый позвоночник бывшей рыбы с огромным хвостом на конце, а Манолино восхищается мужеством и стойкостью Сантьяго.

Каковы его рассуждения о счастье?

Какой художественный принцип использует Эрнест Хемингуэй при написании своих произведений, объясняя его так: «Если писатель хорошо знает то, о чём пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит всё опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом?» (Принцип айсберга)

Словарная работа

«Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых - в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст произведения подобен той часть айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.

Учитель. В личности каждого человека есть нечто, определяющее все остальное. Невозможно представить себе Э.Хемингуэя, который простил бы своему герою скрадерность, вероломство или трусость. Какими нравственными принципами наделил писатель старика Сантьяго?

Задание: продолжите предложение, в котором отразится итог нашей беседы.

Сантьяго – настоящий человек, ему присущи

(прогнозируемые ответы учащихся)

    простота и чувство собственного достоинства;

    мудрость и рассудительность;

    вера в себя и вера в людей;

    сила духа и мужество;

    доброта и безграничная любовь к жизни;

    умение видеть и ценить красоту.

Учитель. Эти высокие нравственные принципы, судя по прожитой им жизни, Э.Хемингуэй считал обязательными и для самого себя.

Совсем не случайно повесть кончается не лейтмотивом необыкновенной рыбы или же одиночества. В финале повести переплетаются и взаимодействуют два лейтмотива: мальчика и львов. Диалогичность стиля отсутствует, уступая место диалогу как символу единения людей, возрождения старика к жизни:

« - Теперь мы опять будем рыбачить вместе.

- Нет. Я - несчастливый. Мне больше не везет.

- Да наплевать мне на это везенье! - сказал мальчик. – Я тебе принесу счастье.

- А что скажут твои родные?

- Неважно. Я ведь поймал вчера две рыбы. Но теперь мы будем рыбачить с тобою вместе, потому что мне многому еще надо научиться».

Связь поколений не прерывается, вечно стремление человека к мечте. И как доказательство этого заключительные слова повести: «Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы».

    Коллективная работа по составлению схемы «”Старик и море” - философская повесть» (с комментариями учителя)

«Старик и море» - философская повесть

Пафос

Гуманность

«Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звёзды.

Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря

И убиваем своих братьев»

«Человек не для того создан,

Чтобы терпеть поражения.

Человека можно уничтожить,

Но его нельзя победить»

Обобщение учителя

- В новелле «Старик и море» мастер сумел в лаконичной форме пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования. Героем этого гениального в его простоте творения Хемингуэй избирает рыбака Сантьяго - старика, иссушённого солнцем и изглоданного морем. Сантьяго всю жизнь мечтал о сказочной удаче - и она неожиданно приходит к нему в обличье неслыханной, огромного размера рыбы, клюнувшей на приманку. Основная часть новеллы - описание многочасового поединка старика и рыбы в открытом океане, поединка, который ведётся по-честному, на равных. В символическом плане этот поединок прочитывается как извечная борьба человека с природными стихиями, с самим бытиём. В момент, когда старик победил рыбу, его лодку окружают акулы и объедают её остова.

Название произведения вызывает определённые ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное и т. п. Союз «и» объединяет и вместе с тем противопоставляет эти понятия. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы. Старик символизирует человеческий опыт и вместе с тем его ограниченность. рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт у Сантьяго.

Безрадостная мораль повести-притчи - в самом её тексте: человек в поединке с бытиём осуждён на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца. только один человек смог понять Сантьяго - мальчик, его ученик. Когда-нибудь мальчику тоже улыбнётся удача. В этом - надежда и утешение старого рыбака. «человека можно уничтожить,- думает он,- но его нельзя победить». Когда старик засыпает, ему снятся львы,- символ силы духа и молодость.

Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в нём снискали Э. Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм.

Э. Хемингуэй говорил о повести-притче «Старик и море»: «Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, настоящих акул. И если мне удалось сделать это достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному».

Как вы «истолковываете» образы этой повести?

В рассуждениях старика совершенно отсутствует высокомерие человека по отношению к миру природы. Птицы, рыбы, животные – это его родня, между ними и стариком нет грани: они так же борются за жизнь, так же страдают, так же любят друг друга. И человек, если он воспринимает себя как часть окружающего мира (у старика и глаза цвета моря!), никогда не будет в нём одинок.

Хемингуэй приводит читателя к мысли о неразрывном единстве всего живого на земле.

V. Подведение итогов урока

    Что поражает в личности Эрнеста Хемингуэя? Можно ли назвать писателя «человеком борющимся»?

    Назовите книги, принадлежащие перу Хемингуэя.

    Что такое «метод айсберга» в творчестве писателя?

    Каковы философские проблемы повести «Старик и море».

Обобщение учителя

- Повесть Хемингуэя «Старик и море» - одна из вершин американской и мировой словесности XX в. Книга двуплановая. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привёз только рыбий остов. Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщённое, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось - скелет обглодан начисто, старик сражается один со стаей акул.

Эта книга с её универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране и в любое время. Тем не менее её появление именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в американскую литературу 1950-х гг. только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй - философскими категориями. Его небольшая повесть - это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.

Сегодня на уроке мы говорили о произведении, наполненном глубоким философским смыслом. О чем же повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»? В чем идея произведения? (прогнозируемые ответы)

    Повесть «Старик и море» о подлинном мужестве человека, его воле и силе духа.

    Повесть об умении достойно идти по своему часто тернистому и не всегда радостному жизненному пути.

    Произведение о вечном стремлении человека к подвигу, преодолении самого себя.

    Идея произведения заключена в высказывании старика Сантьяго: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно».

Гуманистический пафос произведения выражен в словах Э. Хемингуэя, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку: «Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым».

    Домашнее задание

Написать сочинение-размышление на тему «Человека можно уничтожить, но победить невозможно»

Новое на сайте

>

Самое популярное