Домой Зуд Изображение дворянства в романе "евгений онегин". Изображение светского общества в романе «Евгений Онегин» и комедии «Горе от Ума»

Изображение дворянства в романе "евгений онегин". Изображение светского общества в романе «Евгений Онегин» и комедии «Горе от Ума»

19 век можно назвать «золотым веком» русской литературы. Озарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература в первую половину 19 века сделала поистине гигантский шаг вперёд. И, конечно, среди множества гениальных произведений, которые были написаны в 19 веке, были и посвященные жизни светского общества. Самыми яркими и полно отражающими данный вопрос – изображение светского общества – произведениями, считаются роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и комедия А. С. Грибоедова «Горе от Ума».

«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – произведения, посвященные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллигенции о русском народе, освободившем Россию от тирании Наполеона. В то же время светское общество привлекают зарубежные веяния, мода, культура, книги. Все эти противоречия описали в своих произведениях авторы. Для того чтобы лучше понять какого же всё-таки изображение светского общества в этих произведениях, я их детально проанализировала и предлагаю вам ознакомиться с полученными результатами.

В ходе работы я ставила перед собой следующие цели:

  • Наиболее полно раскрыть тему «Изображение светского общества в произведениях А. С. Пушкина и А. С, Грибоедова».
  • Проанализировать произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и А. С. Грибоедова «Горе от Ума».
  • Погрузиться в атмосферу 19 века и понять, чем жило светское общество того времени.
  • Ознакомиться с научной литературой, соответствующей данной теме.
  • Оценить актуальность этих произведений на сегодняшний день

Основная часть.

А) А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

Роман «Евгений Онегин» — один из самых значительных произведений русской словесности. Его автор, А. С. Пушкин, сам принадлежал к дворянской среде, поэтому имел о ней достаточно полное представление.

Со стороны отца, А. С. Пушкин принадлежал к древнему дворянскому роду, упоминаемому в летописях со времён Иоанна Грозного, а мать Пушкина была внучкой Ибрагима Ганнибала, прославленного поэтом «арапа Петра Великого». Получивший отличное образование, юный Пушкин оказался в высшем свете. Связи отца и служба по министерству иностранных дел открыли Пушкину выход в лучшие дома большого света – графов Бутулиных и Воронцовых, князей Трубецких, графов Сушковых. Здесь Пушкин на первых порах с пылкой страстностью увлёкся балами и всеми великосветскими развлечениями. Но большой свет скоро наскучил ему, но и этого мимолётного прикосновения к высшему свету хватило, чтобы понять всю его подноготную, осознать, что руководствует людьми в этой среде, а впоследствии рассказать об этом в своём романе «Евгений Онегин».

История создания романа.

13 сентября 1830 года, в Болдино, Пушкин написал восьмую, а 25 – девятую, последнюю, главу своего романа «Евгений Онегин». Долгий труд был окончен. С романом уходила в прошлое целая эпоха жизни. Но на душе было неспокойно и грустно, автор не хотел прощаться со своими героями. Это чувство он выразил в стихах:

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний,

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Этими стихами автор хотел выразить нежелание расставаться со своими героями, которые за время написания романа стали ему родными, с обществом, которое он так тщательно и продуманно описывал. Ведь сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые именно в обществе.

Петербург А. С. Пушкина.

Пушкин пишет в романе, как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве. Особое внимание автор романа уделяет петербуржскому дворянству.

А. С. Пушкин знал Петербург. Более того, он любил этот город. Петербург был для Пушкина символом величия и мощи России. Во многих своих произведениях он с любовью писал о Петербурге. Например, в своём произведении «Медный Всадник» он отмечал:

Люблю тебя, Петра творение,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей,

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

И, не пуская тьму ночную,

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Но в то же время это был, как он писал жене, «Свинский Петербург», где жили коронованные деспоты, где даже бастионы Петропавловской крепости напоминали ему о друзьях декабристах, находящихся в заточении. Пушкин понимал, что в этом городе нет свободы, что петербуржское светское общество ценит, прежде всего, не мысли, чувства и душу, а положение в обществе, звания и деньги.

Образ светского молодого человека – Евгения Онегина.

Казалось бы, Евгений Онегин – типичный представитель Петербуржского дворянства, но так ли это? А. С. Пушкин представляет Евгения Онегина по-домашнему, в свободной, чуть иронической манере – «Так думал молодой повеса», «добрый мой приятель». Пушкин в быстром и коротком отступлении рисует биографию Онегина. Среда, к которой принадлежал Онегин, и формировала его убеждения, его мораль, интересы и вкусы. Живший долгами, отец Онегина не придумал для своего сына особой системы воспитания – он поступил, как все: сначала нанял для своего сына француженку, потом гувернера, «Француза убогого». Поверхностное светское воспитание было обычаем, нормой, все жили в этой среде. Пушкин сам принадлежал к ней и мог с полным правом сказать: «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Среда и определила «Род занятий» Онегина, когда наступила пора «мятежной юности» — «Светская жизнь».

Евгений Онегин был человеком образованным и воспитанным, учился он дома:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо.

В светском обществе превыше всего ценилась честь и общественное мнение, которое создавало особенный тип поведения:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чём вертится мир!

Также Онегина, как светского молодого человека, характеризует один день из его жизни, описанный Пушкиным.

Утро начинается чтением записок с приглашениями на бал, затем занятия в кабинете «воспитанника мод», прогулка по бульвару, обед у ресторатора. Вечером – театр, после театра возвращение домой – «чтобы одеться»-и поездка на бал:

Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис…

С бала Онегин попадает домой только на заре.

Что же мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он.

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность молодых людей того времени от национальной почвы, ведь они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры - иностранцы) и вещей. (“Но панталоны, фрак, жилет, /Всех этих слов на русском нет…”).

Евгений Онегин – главный герой произведения и раскрытию его характера для читателя А. С. Пушкин уделил больше всего сил. Незадолго до финала романа, указав на одиноко стоящего Онегина (а он, вернувшись из путешествия, незамедлительно явился на раут, в привычную суету вечного празднества), Пушкин обронил поистине вещее замечание: «Как нечто лишнее стоит».

Правда, это замечание осталось в вариантах главы. В каноническом же тексте соответствующее место выглядит несколько иначе, но тоже примечательно:

Но кто это в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?

Для всех он кажется чужим.

При внешнем различии этих характеристик они родственны по существу: в том и другом случае Онегин взят в отношении к окружающему обществу. Именно для тех, кто составляет свет, Онегин либо лишний, либо чужой. Но как же такое могло произойти? Ведь мы помним, что по натуре Онегин франт, приверженец баллов и светских сборищ. Но стоит отлучиться на время (как случилось с уехавшим в путешествие Онегиным) как ты сразу становишься ненужным, лишним человеком. И это тоже показательно. Внутри толпы бушует разгул эгоистических страстей. В обмене репликами за карточным столом и в перерыве между танцами выведываются мнения, оцениваются поступки отдельных людей, согласовывается поведения целых групп.

Такова светская толпа. У Пушкина сложилось устойчивое отрицательное отношение к ней.

Светское общество, как одна из причин дуэли Владимира Ленского и Евгения Онегина.

Ещё один представитель светского общества – Владимир Ленский.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Так говорит А. С. Пушкин о Владимире Ленском.

Владимир Ленский далёк от настоящей русской жизни. Его невозможно определить к определенной категории общества. Мы не можем его назвать светским человеком, ведь он далёк от света и в своих стихотворениях он воспевает «Разлуку и печаль, и Нечто, и туману даль…». Ленский молод и видит всё сквозь призму возраста и литературы. Ленский всё идеализирует. Это также доказывает его выбор. Ольга – типичная красавица, не обладающая индивидуальностью. Она посредственна, её образ столько раз был воспет, что потерял всё свою прелесть. Но это понимает лишь Онегин. А что Онегин?

Евгений Онегин и Владимир Ленский…. Кто они друг для друга?

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

Как же нелепа и незначительна ссора Онегина и Ленского, и нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге… Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже. Ведь в ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения». И снова светское общество! Онегин прекрасно всё понимает…. Сам говорит себе, что он:

Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце…» Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно… «Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью и поступить так, как велит совесть, - это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у главного героя. И из-за этого погибает ни в чём не повинный человек – поэт Владимир Ленский.

Светское общество в деревне.

Белинский назвал роман А. С. Пушкина – «Энциклопедией русской жизни. В этом и состоит его ценность. В своём романе автор рассказал своим читателям обо всех слоях населения. Например, о крепостном дворянстве.

Крепостная деревня занимает центральное место в композиции романа. Она показана сразу после Петербурга, как резкий контраст к нему. Она помогает нам понять, чем отличается столичное светское общество от деревенского светского общества. И есть ли, собственно, различия?

В северной столице время стремительно бежит, в деревне медленно течет. Северная столица имеет широкие возможности следовать западной моде, использовать достижения европейской цивилизации, а в деревне царят «нравы нашей старины», сильна связь человека с природой. Пушкин показывает среду, которая повлияла на формирование жизненных ценностей главных героев. Среди столичного дворянства прошли детство и молодость Онегина, а в деревне выросла Татьяна. Поместное дворянство поэт рисует и сатирически, и иронически, и сочувственно, с нотками ностальгии и доброй улыбкой.

В семье Лариных автор видит разные начала. Фамилия помещиков происходит от слова «лары» — боги домашнего очага. В их деревенском доме много доброго, патриархального и трогательного. Жизнь Лариных – «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Это тихие, просты люди, гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих страстей, но и без диких ссор и сцен. Даже равнодушный и скучающий Онегин оценил тепло домашнего очага в семействе Лариных:

А кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка.

Поэту дороги привычки «милой старины», которым следовали родители Татьяны:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам.
Служанок била, осердясь –
Все это мужа не спросясь.

Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских людей полностью лишена духовных интересов, поисков, развития. Их не интересуют:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые
И гроба тайны роковые…

Дмитрий Ларин – посредственный, примитивный человек:

Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой…

А ведь отец Татьяны не всегда был простым барином: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятие Очакова.

Мать Татьяны возвышенно, романтично любила сержанта гвардии, потом испытала душевную драму, когда ее выдали замуж за нелюбимого человека. Размеренная, спокойная жизнь «по привычке» привела к внутреннему оскудению, угасанию душевных порывов матери Татьяны и ее мужа. Поэту больно осознавать, как легко люди превращаются в обывателей, медленно доживающих свой век. И все-таки семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.

В портрете же другого обывателя у Пушкина появляются обличительные мотивы. Поэт рассказывает о деревенском дяде Онегина, который:

Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.

В двух строчках показана целая жизнь человека, наполненная невыразимой скукой: сорок лет он провел в глухой деревне без дела, без семьи, в мелочных склоках.

На именинах Татьяны мы знакомимся со многими соседями и приятелями Лариных. При описании светского общества используется традиционный приём — «говорящие» фамилии: Пустяков, Скотинины. Герои напоминают персонажей из комедий Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова. «Говорящая» фамилия у Гвоздина. Она образована от глагола «гвоздить». Этот герой – «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Пушкин характеризует этого помещика в соответствии с житейской логикой крепостников. Ведь тот хорош, кто грабит крестьян. С убийственной иронией поэт описывает и местного иностранца, и дворянских барышень, и уездного франтика Петушкова.
В этом примитивном и безнравственном мире обывателей невозможно «не задохнуться» лучшим героям – Онегину и Татьяне.

Люди, окружающие их, невыносимы. Поэтому Онегин избегал общения с ними, а Татьяна молча страдала. В письме к Евгению она призналась:

Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.

От влияния пошлой среды девушку спасла ее добрая семья, книги, близость к природе и народной культуре.
Создавая пародийный образ мелкопоместного дворянства, Пушкин точно и глубоко показал, как уклад усадебной жизни формировал, в основном, людей недалеких, посредственных, не умеющих ни думать, ни чувствовать.

В Онегине же Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит ему. По крайней мере, можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. И это объединяет его с Чацким – главным героем комедии «Горе от Ума» Александра Сергеевича Грибоедова.

Б) А. С. Грибоедов «Горе от Ума».

История создания и основные конфликты в комедии.

У А.С. Пушкина есть замечательное высказывание: «Грибоедов сделал все. Он написал «Горе от ума». «Горе от ума» — оригинальная, высокохудожественная, общественно значимая комедия. А.С.Грибоедов работал над своим главным произведением несколько лет. Окончательная редакция была завершена осенью 1824 года. Каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные, а глубоко жизненные.
В произведении происходит взаимодействие двух конфликтов: любовного, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественно- идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане – конфликт между Чацким и Фамусовским обществом, противоречие между граждански активной личностью и общественно пассивным, реакционным большинством.

А. С. Грибоедов в своей комедии так же, как и Пушкин, показал противоборство двух лагерей русского дворянства в начале 20-х годов 19 века. Это были годы, когда передовые дворяне отчётливо поняли необходимость перемен в стране. Началась схватка, апогеем которой и явилось восстание декабристов. Лучшая часть дворянства выступила против привычных порядков, которые Грибоедов мастерски описал в своём произведении на примере московского барства.

Московское барство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Образы Московских дворян в комедии Грибоедова имеют много общих черт. Это консерваторы, противники всего нового, передового. Эти люди не скрывают своего отношения к переменам, происходящим в стране, напротив, они открыто говорят о своей приверженности к веку минувшему:

Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,

Спаси нас боже! Нет…

Это говорит об их интеллекте, их нравственности. Этих людей не интересует индивидуальность, душа каждого человека. Здесь каждого оценивают по его материальному положению или происхождению и положению в обществе.

Это мы можем наблюдать во время сцены бала. Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом.

Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал «под каблук» своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. А как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат! А вот графини Хрюмины: бабушка и её внучка — старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: «Я от него было и двери на запор; да мастер услужить» Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Образ Павла Фамусова, как представителя московского светского общества.

Если мы говорим о московском светском обществе, мы не можем не сказать о Павле Афанасьевиче Фамусове.

Фамусов – одна из центральных фигур в комедии. Это яркий представитель «века минувшего», он проповедует философию «отцов», то есть тех, кто обладает консервативными взглядами. «Отцы» в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же время богатые помещики. Это Фамусовское общество. Они выступают против свободы слова и просвещения. В руках именно Фамусовского общества сосредоточена власть. Служебное положение Фамусова достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте». Именно от него зависит материальное состояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, «протекции» молодым чиновникам и пенсии старикам
Фамусов – убежденный защитник всего застойного. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы», учиться, «на старших глядя». Герой восхваляет московские нравы, неизменные век от века:

На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених.

Образ Александра Чацкого.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века — это типичный образ «нового» человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как
источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях такого общества.

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье.

Причины выбора Софьей Молчалина.

Софья – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, это можно назвать общими чертами ее круга.

Вспомним, что Софья воспитана в Фамусовском обществе, она получила классическое образование того времени – стихи, танцы, фортепиано и её любимые французские романы…. Все это наложило определенный отпечаток на её характер. С одной стороны она обладает живым умом, страстностью и женской мягкостью, с другой – непониманием окружающего мира, которое и свело её с Молчалиным.

«Я не старалась! Бог нас свёл!» — говорит она о своих отношениях с Молчалиным. Но так ли это? И что мы знаем о самом Молчалине?

Он, наконец, уступчив, скромен, тих. И на душе проступков никаких. Чужих и вкривь и вкось не рубит…. Вот я за что его люблю!» — вот так описывает Софья Чацкому Молчалина, не замечая, что «портрет выходит пошл». Софья видит в нем скромного, бедного, не смеющего поднять не нее глаз, влюбленного молодого человека.… И…. покровительствует ему. Она стремится сделать из него «мальчика – мужа», а если мы вспомним общество Фамусова, то поймём, откуда Софья берет эти идеи. Ведь именно в этом обществе такие мужья не редкость.

В некоторых критических статьях (например, в статье Гончарова «Мильон терзаний) Софья сравнивается с Пушкинской Татьяной и мы можем говорить об уместности этого сравнения. «Душа ждала кого-нибудь» — говорит Пушкин о Татьяне в произведении «Евгений Онегин», но если присмотреться к Софье Грибоедова, то мы поймём, что выбор Софьи на Молчалина пал Случайно. Как и Татьяна, она выбирает возлюбленного, не зная его, не понимая его, его душевных качеств. Её душа ждала кого-нибудь

Живой ум, идеи, мысль чувства загублены в Софье, поэтому она не замечает в Молчалине того, что очевидно для других: глупости, жадности, подлости и подхалимства.

Последнее свидание влюбленных показывает Молчалина во всей красе.

«И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека….» А Софья? «Не продолжайте. Я виню себя кругом. Но кто бы мог думать мог, чтоб был он так коварен!»

Итак, мы понимаем, что выбор Софьи был обусловлен, в основном, ограниченностью выбора. Ведь Софья, при всех своих душевных задатках, всё же целиком принадлежит фамусовскому миру.

В) Сравнение Онегина и Чацкого.

Чем же все-таки похожи эти два героя, светский Онегин и просветитель Чацкий, герои разных произведений, но одной эпохи?

Конечно же, они происходят из одного и того же общества, они ровесники, оба умны, проницательны, оба видят несостоятельность светской жизни, обнажают ее суть от покровов внешней мишуры и блеска. Оба пытаются найти себя, обрести себя, путешествуя или сменяя обстановку. У обоих неудачно складываются отношения со слабым полом, но, однако, причины для этого несколько разные. Если Чацкий, все еще влюбленный в Софью, постепенно разочаровывается в ней, находя в ее характере черты ненавистного ему общества, то Онегин, встречаясь с Татьяной, уже пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на любовь Татьяны он реагирует благородно. Но он понимает, что не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, поэтому он опасается чистой и нежной любви Татьяны.

Чацкий олицетворяет собой живой ум, передовые стремления, огонь, движение, бурную просветительскую деятельность. Онегин оказывается более пассивным на таком фоне, человеком с огоньком, почти потухшим, но который еще можно разжечь, только сделать это надо кому-то другому, раздуть огонь и превратить его в пламя.

Заключение.

«Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума», стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений русские поэты ещё не умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни», — сказал В. Г. Белинский.

Действительно, эти два произведения сыграли огромную роль в развитии русской литературы. Прочитав их, можно наиболее полно составить своё представление о светском обществе того времени. Изучив эту тему, я поняла, что образ жизни приверженцев светского общества того времени не сильно отличается от образа жизни элиты, так называемого высшего общества, сегодняшних дней. К сожалению, сейчас душа, искренние чувства и лучшие черты характера порой ценятся меньше чем деньги, положение, связи. И поэтому я могу сказать, что тема моего реферата актуальна и по сей день. Ответы на современные вопросы, проблемы, можно всегда найти у классиков. Давайте читать классиков!

Список литературы:

И. Е. Каплан «Анализ произведений русской классики».

А. М. Гуревич «Сюжет «Евгения Онегина»»

С. Сандомирский «Тайна Онегина»

И. Медведева «Горе от Ума»

В. И. Коровин «А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество»

Н. С. Ашукин «Пушкинская Москва»

Арнольд Гессен «Пушкин в Москве»

Журнал «Литература в школе» за 2004, 1997 года

Н. К. Пиксанов «Горе от Ума».

И. А. Гончаров «Мильон терзаний»

В. Орлов «А. С. Грибоедов и его комедия»

С. Е. Шаталов «Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Интернет ресурсы.

Обсуждение закрыто.

Байтериков Александр

По роману, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Номинация « Быт и культура пушкинского времени»

Байтериков Александр

Ученик 9 класса МБОУ «Поповская СОШ»

Руководитель

Царёва Людмила Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Поповская СОШ»

Поповка, 2013 год

  1. Введение.

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

  1. Основная часть

Глава I. Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Глава II. Московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Глава III.Духовный мир провинциальных дворян в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Заключение
  1. Литература

Введение

«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

Великий Пушкин!
Как хорошо, что есть твое
богатство:
Твои стихи, поэмы и романы,
Твои сонеты, оды, эпиграммы –
Все, чем сильно твое искусство.

Т.В. Румянцева

Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского - и провинциального дворянства. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.

Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи. В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи: - исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; - рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века; - выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения.

ГЛАВА I.

Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:

Все хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

…Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он. Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.

ГЛАВА II.

Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Московское дворянство, с которым нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной». Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.

Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц лёгкие уборы…

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединённый уголок,

Где льётся светлый ручеёк,

Я своим цветам, к своим романам.

В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о чём».

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.

ГЛАВА III.

Духовный мир провинциальных дворян.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни.

Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом...

В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!” Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:
…за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравлъ и полукот.

Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пёстрая толпа – просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает её недавний сон:

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шорканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ - полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея - воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” - пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” - безразличный к судьбе своих подданных; “толстый Пустяков” - сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, душевном убожестве.

А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

Заключение.

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует картину жизни русского дворянства в начале Х1Х века, его быт и нравы. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать всё не только о жизни дворян, но и об их культуре, о том, как они одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театре. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодёжь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная действительность. В романе «Евгений Онегин» Пушкин обращает русскую литературу к важнейшим вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20х годов XIX века. Роман Пушкина учил презирать дворянско-крепостное общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца. Роман возвеличивал подлинно человеческие отношения, провозглашая необходимость связи русской дворянской культуры с народом, с его жизнью. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина являлся в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него», – писал Белинский. «Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своим характерами.

Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально – исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их. «Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была впервые открыта читателям автором гениального романа. Таким образом, «Евгений Онегин» является реалистическим, общественно – бытовым романом, объединившим в себе историю и современность.

Литература

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 1986г.

2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. – М., 1990г.

3. Большая советская энциклопедия

4. Зырянов П.Н. История России Х1Х века. – М., 2001г.

5. Э.Г. Бабаев Творчество Пушкина -М, 1988г

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского

Дворянства XVIII – начало XIX века. С-Пт., 2001

7. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. – С-Пт., 1983г.

8. Ляшенко М.Н. История России. – М., 1997г.

9. Петров С.М. Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 1986г.

А. С. Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального единства, национального самосознания:
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Гордость московского дворянства его соприкасаемостью с героическими страницами русской истории, верность традициям, старинному жизненному укладу вызывают уважение, сочувствие поэта. И наоборот - низменность уровня духовного развития, пошлость привычек, ограниченное и самодовольное восприятие вызывают иронию и насмешку автора:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец...
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...
“Младые грации Москвы” и “архивны юноши” чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно “озирают Татьяну с ног до головы”, “ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной”. Простоту, естественность, непосредственность девушки юные московские дворяне трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает ее в свой круг.
Поэт увлеченно и сочувственно описывает московские балы:
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар
Красавиц легкие уборы...
Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, “шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс” привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом столпотворении на ограниченном пространстве Собрания, она “волненье света ненавидит”:
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
Я своим цветам, к своим романам”.
А. С. Пушкин сопереживает героине, рвущейся из круга суеты, условностей, московского чванства на простор природы. Консерватизм, избирательность московского барства отталкивают и поэта, впрочем, и кузины, и тетушки довольно скоро преодолевают городской снобизм в отношении к его героине и искренне желают ей достигнуть, как им кажется, самого главного в жизни: удачно выйти замуж.
Уровень общения московского дворянства отдает провинциальной примитивностью и интеллектуальным убожеством. Если в деревне люди просты и бесцеремонны, приветливы и непретенциозны, в московском “свете пустом”, но чопорном, напыщенном духовная ограниченность дворянской среды выглядит отталкивающей:
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...
Как поразительно близки эти строки тем, в которых Ленский жалуется на узость провинциального порядка сельского дворянства.
Гораздо более сложно неоднозначное отношение Пушкина к столичному высшему обществу. В начале романа автор защищает петербургские балы от необъективной, беспощадно критической оценки Евгения Онегина (“Я был озлоблен, он угрюм”):
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю их бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд.
Пушкин разделяет скептическое восприятие разочарованным Онегиным уровня духовной жизни “света пустого”, но неприятие Евгением всех достоинств аристократического образа жизни - и театра, и балета - вызывает противодействие автора.
В восьмой главе романа А. С. Пушкин уточняет свое восприятие петербургского дворянского общества, дает свою оценку наполненному светскими условностями образа жизни.
Авторский взгляд воплощается в представлениях музы поэта и воздает должное роскоши, вкусу, изяществу, совершенству форм и красок аристократического общества. Вот как воспринимает муза светский раут:
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей
Перед хозяйкой молодою
И темной рамою мужчин
Вкруг дам, как около картин.
Столь же высоко оценивает муза и исполненный сдержанного достоинства стиль поведения высоких гостей, безупречную логику и благородный тон общения лучших людей России:
Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.
Но воздавая должное интеллектуальной элите страны, являвшейся неотъемной частью столичного дворянства, Пушкин столь же искренне и объективно признает ее количественную незначительность. В основном же общество - напыщеная, холеная, полная великосветских условностей толпа - вызывает у поэта отвращение большее, чем консервативное московское дворянство. Строгие искусственные правила безупречного поведения, благопристойного лицемерия отталкивают поэта неестественностью, безжизненностью, несвободой.
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лщы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые; Тут было несколько девиц,
Неулыбающихся лиц...
Здесь все играют свои роли, однажды усвоенные и одобренные обществом, выражая не личное восприятие, а ролевое ожидание света: и “на эпиграммы падкий, на все сердитый господин”, и “диктатор бальный стоял картинкою журнальной... затянут, нем и недвижим”. Эта наигранность, фальшь, “света суета” в высшей степени неприятна полному жизни и искренности поэту и он выносит устами Татьяны строгий вердикт столичному дворянству.

Изображение дворянства в романе "Евгений Онегин"

Все вложено в эту книгу: ум, сердце,

молодость, мудрая зрелость, минуты

радости и горькие часы без сна - вся

жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.

Н.Долинина.

Из книги "Прочитаем "Онегина" вместе".

План

1.Вступление. "Евгений Онегин"- "энциклопедия русскойжизни".

2. Основная часть. Сатирическое изображение дворянства вромане.

1) Пустая жизнь светского общества Петербурга.

2) Косность и консерватизм московского дворянства.

3) Поместное дворянство:

а) сравнение его с дворянством столичным;

б) отсутствие высоких интересов;

в) барский произвол;

г) подражание иностранному, боязнь нового.

3. Заключение. Продолжатель сатиры Фонвизина.

Роман "Евгений Онегин", мне кажется, занимает центральноеместо в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное поразмерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма. Писатель работал над ним болеевосьми лет.

За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г.Белинский назвал его"энциклопедией русской жизни". По нему, действительно, можносудить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века.Хотя это время подъема национального самосознания, начало организованного революционного движения, абсолютное большинстводворянства не было затронуто этими процессами. Только по мятущейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можноувидеть в романе эти явления (я не говорю о 10 главе).

Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциальногодворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, "блеск и нищету" петербургского дворянства. Вот отец Онегина, который "давал три бала ежегодно и промотался наконец".Вот и сам Онегин, который "легко мазурку танцевал и кланялсянепринужденно", и "свет решил, что он умен и очень мил". Дниего проходят весело, "три дома на вечер зовут". Он легковписывался в высшее общество, где присутствуют "необходимыеглупцы", "моды образцы", "с виду злые дамы", "неулыбающиеся"девицы. Балы, обеды, детские праздники и прочее - вот основноевремяпровождение. Жизнь "однообразна и пестра", и "завтра тоже, что вчера".

Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс...

Неудивительно, что Татьяне "душно здесь". Московские знакомые Лариных наперебой говорят о том, как выросла Таня. Самиони, однако, не меняются. Пушкин с убийственной сатирой говорит:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец...

И дальше начинает перечислять их "неизменные" качестватак, что читатель невольно чувствует содроганье перед такойпоразительной пустотой, да еще с "прикрасой легкой клеветы".Правда, "они клевещут даже скучно". Несколько строф, и навекизапечатлены и эпоха, по словам Л.Толстого, самые выгодныеусловия жизни, но который истратил их на балы, праздники, дуэли.

Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич.

Перед нами проходит галерея образов и типов. Как ни убогажизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же,на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже только потому, что большинство из них занимаются хозяйством, азначит, имеют дело в руках. Ведь у высшего света дела-то никакого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостояниемкрестьян, тоже немало. Вспомним "Забытую деревню" Некрасова.

Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образжизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтомуздесь и рождаются такие поэтические натуры, как Ленский иТатьяна.

Но все-таки какая поразительная убогость! Смотря глазамиобразованного человека, Онегина, мы видим портреты сельскихпрожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который "лет сорок сключницей бранился, в окно смотрел и мух давил". Вот помещики,которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своейродне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов,подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевнаялень- вот характерные черты многих из них. Их образование имеет как бы очень внешний налет. Так, мать Тани умела "русскийН, как N французский", произносить в нос, знала иностранныхавторов не потому, что их прочла, а потому, что московская кузина твердила часто ей о них. Подражание иностранному у многихпроявляется даже в смешных мелочах.

Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они залюдей не считают. В них много жестокости, причем часто неосознанной. Это то, что поэт назвал "барство дикое". Так, мать Лариной сама "служанок била осердясь".

Все они боятся нового, что может ограничить их власть.Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

Соседи-помещики увидели в этом "страшный вред", а егоославили, как "опаснейшего чудака".

С другой стороны, в этих людях видно и то, что не можетне нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старыхрусских традиций.

Пушкин открыто смеется или иронизирует над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или сумилением вспоминает свои забавы. Будучи сам человеком дела,он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя,конечно, и не чурается ее.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей,

говорит он. Но ведь прежде - дельным!

Несомненно, в этом своем романе, как и в других произведениях (например, "Капитанская дочка" в сценах воспитанияГринева), он является продолжателем сатиры Фонвизина так же,как и Грибоедова. И темы, и ситуация у трех этих писателей порой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное,что было характерным для тогдашней России.

Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцветапозже. Белинский говорил, что "без "Онегина" был бы невозможен"Герой нашего времени" так же, как без "Онегина" и "Горя отума" Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображениерусской действительности, исполненное такой глубины и истины.

(373 слова) «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» — так говорил великий критик Белинский о взаимоотношениях социума и его членов. Сложно не согласиться с публицистом, ведь формирование даже самой независимой личности возможно только в коллективе, где она постигает все закономерности общественной системы, а уж потом только отрицает их. Окружающий мир дал бы человеку навыки выживания в естественной среде, но мораль, науку, искусство, культуру, веру нам дает именно род людской во всем многообразии внутренних взаимодействий отдельных людей. А кто мы без этих основополагающих явлений? Всего лишь неприспособленные к природе животные.

Свою точку зрения я могу пояснить с помощью примеров из литературы. В романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой мнит себя индивидуальностью, далекой от пустого света и его мелочных идеалов. Однако когда он сбегает из деревни, совершив убийство, его несостоявшаяся возлюбленная Татьяна набредает на библиотеку Евгения и читает книги, которые сформировали его личность. После этого она открывает для себя внутренний мир Онегина, оказавшийся копией Байроновского «Чайльд Гарольда». Это произведение породило модное веяние среди избалованной молодежи – изображать томную скуку и тяготеть к гордому одиночеству. Данной тенденции и поддался Евгений. Его фальшивый образ подпитывался в обществе, ведь там есть все условия для подобной игры на публику. Все поступки героя – это дань условностям. Даже убийство Ленского сделано на потребу дня, так как в глазах света дуэль выглядит лучше, чем своевременное признание ошибки.

Таким же результатом общественного влияния является и сам Ленский. Он пишет бездарные стихи, подражая поэтам-романтикам, любит возвышенные фразы и красивые жесты. Его пылкое воображение отчаянно ищет образ Прекрасной Дамы, которой можно поклоняться, но в деревне находит лишь кокетку Ольгу, и делает из нее идеал. Владимир стал таким неспроста: он учился за границей и перенял новейшие повадки иностранцев, своего студенческого сообщества. Не природа делает Ленского «невольником чести», а те социальные предрассудки, которые он разделяет. Сейчас никому бы и в голову не пришло стреляться из-за женщины: общество изменилось, а природа осталась той же. Теперь становится ясно, что из них формирует личность.

Таким образом, мы выяснили, что именно общество формирует личность человека, рожденного природой. Хоть людям и льстит осознание их не подвластности общественным стереотипам, они все равно (в той или иной степени) являются миниатюрой своей социальной группы. Во всех них отражаются культурные, научные, политические и другие реалии их времени, они не уникальны и не могут формироваться обособлено от общества.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Новое на сайте

>

Самое популярное