Домой Инфильтрат Картины ивана ивановича шишкина в третьяковской галерее. Художник Шишкин: картины с названиями Какие картины шишкина находятся в третьяковской галерее

Картины ивана ивановича шишкина в третьяковской галерее. Художник Шишкин: картины с названиями Какие картины шишкина находятся в третьяковской галерее

Выставка Шишкина в Третьяковской галерее состоялась в 2007 году и была приурочена к 175-летию со дня рождения великого мастера (годы его жизни 1832–1898). Экспозиция представляла собой наиболее полное собрание произведений признанного классика русской живописи. Выставка работ Шишкина должна была показать истинное значение творчества художника, расширив хрестоматийные представления публики.

Подробнее об экспозиции

Всего посетители могли увидеть более 200 произведений мастера:

  • часть постоянной экспозиции галереи;
  • полотна из ее фондов;
  • работы мастера, постоянно хранящиеся в Русском музее;
  • полотна из частных и музейных собраний зарубежных стран и России.

Трудно перечислить все те картины Шишкина с названиями, которые вызвали наибольший интерес у публики. Ведь каждое полотно художника - это часть его внутреннего мира, отражение его таланта и самобытности.

Иван Иванович Шишкин любил русскую природу, можно даже сказать, что он испытывал чувство благоговения перед ней. Картина «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» появилась в 1866 году. Это полотно рисует перед зрителями удивительно самобытную природу, которая благодаря таланту живописца кажется по-настоящему живой. Изображение людей на картине представляется второстепенным, более важная роль поручена мастером небу.

В 1878 году Шишкин написал знаменитую «Рожь». Это масштабное полотно не только восхищает искренней любовью художника к природе, но и глубиной мысли истинного философа. Изображенные деревья напоминают колоны древнерусских храмов или исполинов, охраняющих богатство родной земли.

Полотно «Дебри» датируется 1881 годом. В этой картине нашли отражение личные переживания и эмоции живописца. Это полотно - своего рода философское послание художника миру. Кто-то видит здесь исключительно мрачные тона и предчувствия неотвратимой беды, а кто-то - природу, замершую в ожидании нового, лучшего дня.

Картина «Кама» появилась в 1882 году. Здесь снова недвусмысленно читается восхищение художника русской природой. Загадочное небо предстает здесь словно сказочный полог над благодатной землей, а вода кажется чем-то настолько красивым, что даже бесконечно далеким от реальности.

Пожалуй, одна из самых знаменитых работ художника - «Утро в сосновом лесу», написанная в 1889 году. В зале картин Шишкина в Третьяковке это полотно экспонируется постоянно. Сосновый лес на картине невероятно реалистичен, в чем-то даже напоминая цифровое фото, благодаря тщательно прописанным деталям. Не менее правдоподобными воспринимаются и четыре обитателя бора, занятые своими делами.

Созданное в 1890 году полотно «Зима» в полной мере передает потрясающее чувство спокойствия и умиротворенности, которое испытывает человек, оказавшийся посреди зимнего леса. Кажется, что в следующее мгновение пейзаж оживет и явственно послышатся лесные звуки.

Хранит немало работ знаменитого художника. Картина «На севере диком» не только стала частью выставки, но и постоянно находится в собрании музея. Полотно датируется 1891 годом и является частью иллюстраций для издания стихотворений Лермонтова. Собственно, в название картины и вынесено название одного из произведений поэта.

В Третьяковской галерее постоянно выставлены и «Лесные дали» (1884 год). Это полотно передает невероятную масштабностью и незыблемость силы русской природы.

Зал картин Шишкина непременно посещают все гости музея. Ведь коллекция картин великого русского художника, собранная здесь, потрясает своей полнотой и уникальностью. Творчество художника не исчерпывалось живописью, он увлекался профессиональной фотографией. Экспозиция в Третьяковке дала заинтересованной публике возможность увидеть и личные вещи мастера, которые помогали ему в формировании собственного стиля и яркой творческой индивидуальности.

Искусство

143139

Государственная Третьяковская галерея - один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.

При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!

Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.


Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.

Читать полностью Свернуть


В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.

Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.

Читать полностью Свернуть

Зал №17


В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.

К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №18


В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.

Читать полностью Свернуть

Зал №19


В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.

Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.

Читать полностью Свернуть

Зал №20


Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №25


В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.

Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.

Читать полностью Свернуть

Зал №26


В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.

Читать полностью Свернуть

Зал №27


В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.

Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.

Читать полностью Свернуть

Зал №28


Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.

Русского живописца XIX века Ивана Шишкина хотя бы поверхностно знаком каждый из нас. Во времена СССР хозяева любили украшать стены своих жилищ репродукциями полотен художника, вырванными из журналов.

Кроме того, мало кто не помнит потрясающие конфеты, обертку которых украшали легендарные медвежата в сосновом бору.

Люди, мало-мальски разбирающиеся в живописи, знают, что Шишкин – это огромная величина в истории не только русского, но и мирового изобразительного искусства.

Его невероятное умение воспевать красоты природы поражает всех поклонников пейзажа, а способность мастера виртуозно передавать на своих полотнах едва уловимые состояния природы приводит в настоящий восторг ценителей искусства по всему .

Представляем 10 самых знаменитых картин Шишкина с фотографиями оригинальных работ, названиями и описанием.

10. Из окрестностей Гурзуфа

Солнечный Крым всегда манил к себе живописцев – они приезжали туда в погоне за свежими художественными ощущениями, за новыми красками.

На полуострове природа буквально брызжет контрастами: она резка и расплывчата, не броска и многокрасочна, монументальна и минималистична.

Шишкин также поддался всеобщему соблазну и в конце 1870-х годов отправился работать в Крым.

Пейзаж “Из окрестностей Гурзуфа” художник показал в 1880 году на своей персональной выставке. Тогда подобные экспозиции пользовались широкой популярностью, а эта вовсе стала событием в мире искусства.

9. Лесные дали


Картина была написана в 1884 году. Работы Шишкина этого периода отличаются особой глубиной и удивительной мощью .

Написанная как будто с высоты птичьего полета, картина самобытна по своему композиционному ключу. В оптическом центре виднеется маленький водоем, который в какой-то степени символизирует лучезарность природы, насыщенной солнцем.

Зрителю становится понятно, что зеркальная, блестящая гладь воды отражает прекрасное летнее небо, но этот броский блик света в соединении с переливами света на кронах деревьев наполняет среду картины какой-то сказочной аурой.

Эпический масштаб произведению придает не только его формат, но и невероятно скрупулезно выписанные детали, наталкивающие на философские раздумия.

8. Ручей в березовом лесу


На полотне изображён невероятной красоты берёзовый лес. Мачтовые, будто дотягивающиеся до самого неба берёзы, которые завораживают своим царским величием и спокойствием. Куда ни глянь, везде мы видим берёзы.

При этом каждое изображение не только максимально детализировано гением пейзажа, но оно индивидуально по своей природе . Здесь у каждого деревца свой неповторимый характер и непохожие на других черты.

7. Деревенский двор


Это полотно Шишкин создал в конце 60-х годов XIX века. Здесь перед зрителем предстает картина двора крестьян того времени.

В правом углу мастер изображает угол бревенчатого дома. Шишкин с детализацией фотографа передает структуру типичной деревенской избы.

Динамика композиции переносит нас в небольшой проем, виднеющийся вблизи с закрытыми воротами. Таким образом Шишкин показывает нам кусочек бескрайнего русского поля.

Одной из основных целей создания этого пейзажа стало изображение упадочности крестьянского быта . Можно отметить, что художник не написал ни одной фигуры домашнего скота. Создается ощущение, что хозяева просто покинули своё жилище.

6. Пасека


Шишкин на протяжении всего своего творческого пути пытался не только как можно глубже познать природу, но исследовать характер взаимосвязи человека с ней .

Знаменитое на весь мир полотно “Пасека в лесу” демонстрирует нам увлеченность мастера живописи этой темой.

Крестьянин, собирающий мед на пасеке, – прекрасная идея для того, чтобы в очередной раз отобразить общение простых людей с природой.

Картина отражает глубокое понимание живописцем тончайших процессов, протекающих в жизни рядового крестьянина, который крепко-накрепко связан и с лесом, и с полем, кормящими его.

5. Рожь


В этом известном полотне Шишкин соединил два основных цвета отечественной школы живописи: голубой и золотой . Такая гамма часто использовалась в иконописи. Из этого можно сделать вывод, что в этом произведении художник ставит русский пейзаж вровень с природой божественной.

Также следует обратить внимание на символическое значение сосен, которые олицетворяют выносливость, силу жизни и несгибаемость. Деревья на этой картине выступают эдакими былинными богатырями, оберегающими ржаное поле.

Диссонансом в их общем ансамбле выглядит засохшее дерево. Вероятнее всего, Шишкин, так хотел обозначить свое сложное душевное , в котором он пребывал работая над созданием полотна, ведь незадолго до создания картины, художник потерял дорогих ему людей (отца, супругу и двоих детей).

4. Жатва


Это одна из ранних работ мастера, демонстрирующая зрителю необъятный простор бескрайних русских земель, богатых хлебом, так восхищавших начинающего живописца.

Шишкин со скрупулезной детализацией выписывает колоски . Солнечное, украшенное множеством облаков, небо контрастирует с золотом поля и расположенным недалеко населенным пунктом, где, как и положено, самым высоким сооружением является .

3. Вид в окрестностях Дюссельдорфа


Эта картина буквально насыщенна светом и воздухом. Глядя на нее можно явственно ощутить эту живую природу, ее волшебство и реальность.

Здесь хорошо видно, что Шишкину была очень близка эта простая и неброская красота просторов Дюссельдорфа , будто скрывающая какую-то тайну.

Живописец филигранно выписывает все детали картины. Правая часть полотна дарит полное ощущение надвигающейся грозы. Здесь Шишкин изображает мрачную тучу, заслоняющую солнечные лучи.

Мастер виртуозно играет с контрастом тоновой насыщенности, с удивительной точностью передавая на холсте перемены погоды.

Однако его гроза не носит угрожающий характер – в данной композиции он также является символом радости бытия. На это, в том числе, указывают человеческие фигуры - люди совершенно не намерены бежать от надвигающейся , они принимают ее, ощущая себя частью огромного многогранного мира.

2. Стадо под деревьями


С 1862 по 1865 годы Шишкин находился в Европе, где учился технике западных мастеров живописи .

В этот период больше всего он работал в Германии и Швейцарии, где сильное впечатление на него произвели художники Дюссельдорфской школы. У них он перенимал опыт соединения пейзажа с изображениями животных. Знаменитое полотно “Стадо под деревьями” было написано как раз в это время.

1. Утро в сосновом лесу


Вероятно, это самое известное полотно, принадлежащее кисти великого мастера. Картина пользуется широкой популярностью за счет композиционного включения в пейзаж деталей анималистического сюжета.

“Утро в сосновом лесу” максимально точно передает состояние природы, которое живописец увидел на острове Городомля . Здесь изображен не мрачный дремучий лес, а лучи солнца, бойко пробивающиеся сквозь ветви вековых деревьев.

Глядя на это полотно можно почувствовать, как наступает утро.

Интересный факт. Существует версия, что идея картины принадлежит художнику Савицкому, который в итоге выступил в роли соавтора произведения искусства и написал фигуры медвежат, естественно, по эскизам Шишкина.

Что ещё посмотреть:


О работах Ивана Ивановича Шишкина знают даже люди, далекие от живописи. Шишкин получил популярность еще при жизни, рисуя природу России, которую он так любил. Современники называли его "царем леса", и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей.

Картины известного пейзажиста сложно спутать с работами других художников. Природа на полотнах Шишкина показана выборочно. Пейзажист рисовал ее крупным планом, делая акценты на шершавой коре деревьев, зелени листьев, выпирающих из земли корнях. Если Айвазовский предпочитал изображать силу стихии, то природа Шишкина кажется умиротворенной и успокоенной.

(Картина "Дождь в лесу" )

Художник умело передавал это чувство успокоенности через свои полотна. Природные явления он показывал не так часто. На одной из его картин изображён дождь в лесу. В остальном природа кажется незыблемой и почти вечной.

(Картина "Бурелом" )

На отдельных полотнах изображены объекты, которые пережили нашествие стихий. Например, у художника есть несколько полотен с названием "Бурелом". Стихия отбушевала, оставив после себя груду поломанных деревьев.

(Картина "Вид на остров Валаам" )

Шишкин любил остров Валаам. Это место вдохновляло его на творчество, поэтому среди картин художника можно найти пейзажи с изображением видов Валаама. Одна из таких картин - "Вид на острове Валаам". Отдельные полотна с пейзажами острова принадлежат раннему периоду творчества художника.

(Картина "Сосны освещенные солнцем" )

Стоит отметить, что уже с самого начала Шишкин определился с манерой изображения природы. Он не берет масштабных объектов и не стремится показать целиком лес, сосредотачиваясь на "трех соснах".

(Картина "Дебри" )

(Картина "Рожь" )

(Картина "Дубовая роща" )

(Картина "Утро в сосновом лесу" )

(Картина "Зима" )

Одна из интересных картин художника - "Дебри". На полотне изображен участок леса, нетронутый человеком. Этот участок живет своей жизнью, даже земля на нем целиком покрыта растительностью. Если бы в это место попал человек, то он ощутил бы себя героем какой-нибудь таинственной русской сказки. Художник сконцентрировался на деталях, изображая глубины леса. Он с потрясающей точностью передал все мелочи. На этом полотне можно увидеть и поваленное дерево - след бушевавшей стихии.

(Зал картин Ивана Шишкина в Третьяковской галерее )

Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке. Они по-прежнему привлекают внимание ценителей живописи. Шишкин рисовал не только российский пейзажи. Художник был также очарован видами Швейцарии. Но сам Шишкин признавался, что без русской природы он скучает.

Новое на сайте

>

Самое популярное