Домой Грыжа межпозвоночного диска Конспект урока на тему "декоративный пейзаж". Конспект урока на тему "декоративный пейзаж" Рисуем декоративный пейзаж

Конспект урока на тему "декоративный пейзаж". Конспект урока на тему "декоративный пейзаж" Рисуем декоративный пейзаж

Я хочу вас спросить:

что такое композиция?

что в ней главное?

Правильно. Создавая художественный образ - художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру. В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими её от композиции картины.

Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещаются над ближними. В декоративном пейзаже художник не стремится передать натуральный вид предмета, а стилизует его. Самыми первыми мастерами стилизации природных форм были народные умельцы.

В каких изделиях русских промыслов мы можем встретить композиционные приемы стилизации природных форм?

Я буду рассказывать о народном промысле, а вы назовете мне его.

Под кисточкой волшебной мастериц
Оживают стайки синих птиц.
Машут лепестками волшебные цветы,
Морозные картины чудесной красоты!

Красно - чёрным по золоту
Полыхает пожар
Всё нетленно и молодо,
Всё в ней - мир поражать.

В самую короткую летнюю ночь на празднике Ивана Купала расцветает по поверью особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетные изображения.

На чёрной, синей, красной или палевой поверхности подноса хорошо видны подмосковные пейзажи и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев.

Декоративную композицию можно сравнивать не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость. Назовите их.

Приемы народных мастеров подхватили профессиональные художники - декораторы и применили их в своих декоративных работах. Перед вами иллюстрации разных декоративных изображений - разложите их по видам.

1 группа - монументально - декоративные изображения.

2 группа - декоративно-прикладные изделия.

3 группа декоративно-оформительские изделия.

М О Л О Д Ц Ы!

"Композиции нельзя научиться до тех пор, пока художник сам не научится наблюдать и замечать интересное и важное. С этого момента начинается для него возможность самовыражения и композиция "является" сама собой..." (И.Крамской)

Приемы стилизации в конце 1Х - ХХ вв. продолжали развиваться до геометрических форм. Их упростили художники абстракционисты.

Абстрактная живопись ознаменовала отказ от натурального изображения и предложила условность цвета, геометризацию форм, декоративность и беспредметные композиции.

К этому направлению можно отнести живопись русских художников Василия Кандинского и Казимира Малевича.

Для Кандинского характерно игра цвета, а для Малевича важна композиция.

Давайте сейчас представим себя Кандинским или Малевичем.

Выполним упражнение: на листе бумаги

при помощи простых геометрических фигур выполните стилизацию растительного мотива и составьте абстрактную композицию.

Выбор мотива для будущей композиции предоставим судьбе. Я приглашаю вас к барабану вытянуть номер своего задания.

(выполнение упражнения)

Молодцы! Каждый из вас создал свой неповторимый, оригинальный мотив. Теперь мы можем оценить игру цвета и композиции в каждой работе.

(просмотр работ на доске)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИЗО НА ТЕМУ

«ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

Выполнила:

Саитова Азалия Фануровна

учитель ИЗО

МБОУ Гимназия № 64 г. Уфа

Тема: «ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

Цель:

Показать направления работы над декоративным пейзажем.

Углубить знания и навыки в искусстве живописи.

Знакомство с разными техниками стилизации.

Самостоятельное рисование декоративного пейзажа.

Задачи:

Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса.

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, зрительной памяти, воображения, цветовосприятия; освоение и закрепление навыков работы с различными художественными материалами.

Обучающая: научить преобразовывать реалистичный пейзаж в декоративный.

Оборудование для учеников: тоновая бумага (формат А3), карандаши, ластик, краски,палитра, кисти, раздаточный материал, работы из методического фонда.

Оборудование для преподавателя: мольберт, бумага, карандаш, ластик, указка, наглядные пособия, репродукции, проектор, ноутбук.

Структура урока:

Организационный момент - 1 мин

Введение в тему урока - 3 мин

Лекция нового материала – 10 мин

Самостоятельное выполнение работы – 26 мин.

Подведение итогов. Выявление ошибок и пути исправления. Выдача домашнего задания - 5 мин

Ход урока.

Приветствие

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок на тему: Декоративный пейзаж.

Объяснение нового материала

Цель нашего занятия. Преобразовать реалистичный пейзаж в декоративный.

Учитель спрашивает: -Ребята, а как вы думаете, чем отличается декоративный пейзаж от реалистичного?(на слайде приведены примеры декоративного и реалистичного пейзажа)

Ученики отвечают и называют разные варианты ответов.

Учитель: Правильно. В декоративном пейзаже отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как передние, так и задние изображаются с одинаковой четкостью.

Также для декоративного пейзажа характерно обобщенность, символичность и условность.

В декоративном пейзаже выполняется стилизация объектов и предметов. Стилизация же происходит за счет упрощения очертания объектов.

Стилизация это изменение видимых свойств и качеств предметов. предполагающее их упрощение с целью усиления выразительности других.

В Декоративной композиции используются практически все основные изобразительные средства: Точка, линия, светотень, форма, размер, пропория, масштаб, цвет,фактура,текстура, формат и тд.

Главными изобразительными средствами считаются: точка, линия, светотень. Потому,что этой триады вполне достаточно для полноценного художественного изображения и соответственно композиции.

Взгляните пожалуйста на интерактивную доску. (указываю на репродукции картин известных художников)

Пример картины А Матисса: В его работе мы видим отказ от светотеневой моделировки объемной формы ради выразительности локальных цветовых пятен и их гармоничных сочетаний.

Показываю следующую картину,К. Моне: А в этой работе мы видим стремление к передаче световоздушной среды через высветление цветовой палитры, игру рефлексов и оптическое смешение цветов в ущерб предметному цвету, тону и четкости рисунка.

В работе Г.Климта орнаментально-плоскостная организация картинной плоскости, усиление лаконизма, пластичности контурных линий за счет условного освещения.

(На доске вывешены работы Сезанна, Ван Гога, Сарьяна, Эгона Шиле, Гильманова, Японские мотивы и примеры восточной миниатюры)

Итак. Сейчас каждый из Вас должен определиться с выбором техники, приемов, колорита, чтобы выполнить декоративный пейзаж на формате А3. Материал гуашь или акварель. Бумага простая либо тоновая. Выбор за Вами. Я даю волю Вашему воображению.

Ваша задача на сегодня: Нарисовать интересный декоративный пейзаж в цвете в любой технике.

Приступайте к работе.

Самостоятельное выполнение работы учениками.

Ученики переходят к практическому выполнению декоративного пейзажа под руководством преподавателя.

Подведение итогов.

Общая экспозиция работ. Обсуждение основных достоинств, выявление ошибок и пути их исправления. Выдача домашнего задания.

Используемая литература:

1. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция»

2. К.Даглдиян «Декоративная композиция»

3. Ахадуллин «Композиция»

Шушканова Наталья Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦРТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА"
Населённый пункт: р.п. Чунский, Иркутская область
Наименование материала: Технологическая карта урока (занятия)
Тема: "Декоративный пейзаж"
Дата публикации: 09.02.2016
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА НПРОДНЫЕ РЕМЕСЛА Р.П.ЧУНСКИЙ Технологическая карта урока (занятия) по живописи в 4 классе Тема: «Декоративный пейзаж» Автор: Шушканова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории р.п. Чунский 2016г.

Цель:
самостоятельно задекорировать заготовку изделия «дерево» применяя на практике изученные приемы декорирования, развивая умение сочетать и творчески использовать различные художественные материалы, способы и приемы декорирования, составить из готовых деревьев коллективную композицию, воспитывая эстетическое вкус и красоту декоративных изделий.
Тип занятия:
усвоения и закрепления новых знаний.
Планируемый

результат:
выполнение коллективной работы - панно «Декоративный пейзаж» из элементов самостоятельно задекорированных шаблонов деревьев.
Формирование универсальных учебных действий
: Личностные: понимать и принимать значение красоты в жизни людей, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять интерес к работе живописными материалами. Познавательные: анализировать, какие средства, приемы и способы декорирования можно использовать в учебно-творческой и повседневной жизни, обобщать имеющуюся информацию и применять еев практической деятельности, уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов решения творческой задачи. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, составлять план при помощи педагога, самостоятельноследовать составленному плану. Коммуникативные: отвечать на вопросы педагога, участвовать в работе класса, аргументировать свою точку зрения, выражать собственное мнение, уметь поддерживать позитивный учебный диалог адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, товарищами. 4. Основные понятия: «Декор», «Декоративный пейзаж», «Реалистический пейзаж», «Стилизация». 5. Ресурсы: мультимедийный проектор, гуашь, контуры по ткани и керамике, кисти №1,3, 5, стаканчик для воды; клей - карандаш. Презентация к занятию. «Деревья»– изделия-заготовки из ДВП.

Технологическая карта
№ Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащегося
1

Организаци

онный
Мотивация Приветствие, проверка готовности к уроку. - Вспомним, какие основные материалы должны быть на занятии по живописи? Организация рабочего места. Отвечают на вопросы педагога. Обеспечение мотивации и принятия детьми нового учебно- познавательной материала. -Мы все с вами уже настоящие художники, и умеем воображать. Я предлагаю закрыть глаза и представить чудесную сказочную страну, в которой живут загадочные животные, порхают волшебные бабочки, растут необыкновенные деревья. (Стихотворение) -У каждого из вас возник свой образ. И собрав в единое целое ваши представления, мы будем учиться изображать их в одной картине. Согласны? Тогда открываем глазки и вспоминаем, что мы изучали на прошлом занятии и что очень пригодиться нам в работе. Настраиваются на получение новых знаний.
2

Актуализац

ия опорных

знаний
Опрос учащихся по прошлой теме: Предлагаю рассмотреть картину русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина «Вид в окрестностях Петербурга». - В каком жанре изобразительного искусства Вступают в диалог с учителем, демонстрируют познавательную активность. Перечисляют особенности пейзажа;
выполнена картина? - А кто может дать определение слову пейзаж? - Как влияет данная картина на ваше настроение. С помощью чегохудожник передает настроение в картине? Предлагаю рассмотреть еще один пейзаж и дать ему характеристику. - Что вы видите на картине? - С помощью чего художник передает форму предметов? - А сравнив два пейзажа, как можно назвать этот пейзаж (указываю на нужный)? - Что такое реалистический пейзаж? Объясняю, что у художников есть еще один прием, позволяющий превратить любой реальные предмет в сказочный. - Какой, вы скажите самостоятельно, посмотрев на доску. - Кто может дать определение стилизации? Можно ли реалистический пейзаж изобразить при помощи стилизации? - Такой пейзаж называется декоративным. Работа с презентацией. Сравниваются изображения. Подведение к теме урока. - Ребята глядя на доску самостоятельно озвучьте тему нашего занятия. Тема нашего занятия: вспоминают, что такое «стилизация», «цвет» и основные понятия в изобразительной деятельности. Сравнивают изображения. Вспоминают определение - «реалистичный пейзаж». Пытаются самостоятельно сформулировать определение «декоративный пейзаж», применяя понятие «стилизация». .
«Декоративный пейзаж»
3

Постановка

цели
Предлагаю сформулировать тему занятия. - Если тема нашего занятия звучит как – «Декоративный пейзаж», то какую цель мы поставим с вами на занятии? Подвожу к цели занятия - выполнить декоративный пейзаж. - Но мы будем не просто выполнять декоративный пейзаж, а будем составлять коллективное панно из деревьев, используя приемы стилизации и декорирования. Работа с презентацией. Вступают в диалог с учителем. Обобщают полученную информацию. Формулируют тему и цель занятия.
4

Формирован

ие новых

понятий
Объяснение нового материала. - Вам знакомо слово «Декор»? - «Декор» – украшение - Как вы думаете где применяют декор? - Посмотрите вокруг, в кабинете присутствует декор? - Давайте подумаем, где кроме занятий живописи, встречаются приемы стилизации и декора? Работа с презентацией. Вступают в диалог с учителем. Обобщают полученную информацию. Демонстрируют познавательную активность.
5

Практическ

закрепление

базовых

знаний
Предлагаю выполнить творческое упражнение на закрепление понятия «стилизация» в группах по 3-4 человека. На работу отводится 5 минут. - Ребята я вас поделила на группы. Приступая к выполнению задания, вспоминаем правила работы в группах и ТБ при работе с клеем. Предлагаю обсудить ход выполнения упражнения: 1. В конвертах находятся Выполняют творческое задание. Выбирают подходящие геометрические фигуры для выполнения задуманной композиции. Обсуждают ход и защиту практической работы.
различные геометрические фигуры. Ваша задача: составить из фигур стилизованный пейзаж и оценить работу друг друга. 2. Составляем план работы: - обсудить идею пейзажа; - решить какой пейзаж выбрали; - составить свой пейзаж. - На доске представлены примеры стилизованных пейзажей, можете смотреть и составлять свой. 3. По завершению работы, группы представляют свои пейзажи (по схеме), а другие оценивают. В ходе выполнения работы слежу за осанкой учащихся и правильной организацией рабочего места. Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Самостоятельно вспоминают правила работы в группах. Представляют работы, анализируют собственный результат с работами других групп.
Динамическ

ая пауза
Использование средств двигательной активности. Самостоятельно выполняют разминку
6

Формирован

ие умений и

навыков.

Практическ

ая работа
Предлагаю выполнить практическую работу на закрепление нового материала. Объясняю ход работы и необходимые материалы. - Нам понадобятся для работы: гуашь, кисти, объемные контуры, ватные палочки. Обозначаю учебную проблему, которую необходимо решить: стилизовать реальные формы в декоративные. - Прежде вспомним цель занятия. - В ходе практической работы перед вами стоят следующие Вспоминают цель занятия. С помощью педагога ставят учебную задачу и способы ее достижения. Творческая деятельность. Осознанное применение нового учебного материала.
задачи: - обучиться приему стилизации природных форм в декоративные; - развивать фантазию и творческое воображение. Для работы отводится 15 минут. Вспоминаем правила ТБ при работе с материалами и инструментами. Составляем план работы: - выбор идеи стилизованного изображения; - покрытие основного фона; -украшение изделия при помощи объемных контуров, ватных палочек (по выбору). Предлагаю самостоятельно выбрать степень сложности в работе. Слежу за осанкой учащихся и правильной организацией рабочего места. Индивидуальная работа с неуспевающими и испытывающими сложности учащимися. Самостоятельное проговаривание техники безопасности при работе с материалами.
7

Итог

занятия
По завершению работы совместно с детьми подвожу итог занятия. - Кто воспользовался в работе усложненным вариантом декора и прочему? Обобщение изученного материала. - Какой прием в работе вы использовали, выполняя декорирование дерева? - Какое новое понятие изучили? - Испытывали ли вы затруднения в практической работе? Осмысление выполненной работы. Высказывание личного мнения о достижении учебной задачи занятия.
- Достигли ли мы поставленной цели? - Какой она была? - В качестве чего можно использовать панно?
8

Рефлексия
Выполненный на завершающем этапе практической работы декоративный пейзаж используется в качестве критериев оценивания занятия. - Если вам понравилось занятие, вы справились с заданием, и на протяжении всего урока вам было интересно - прикрепите бабочку на небо. Если были затруднения в работе, было что-то не понятно и настроение испортилось из-за этого – прикрепите бабочку на свое дерево. Если занятие не понравилось, материал был сложным, вы не справились с заданием и уходите с занятия с плохим настроением– прикрепите бабочку на полянку. Самооценивание работы на занятии. Взаимооценивание работы на занятии. Оценивание своего психологического состояния.

Пейзаж, так же как и натюрморт занимает в декоративной композиции одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности в изображении. Наряду с обобщениями и условностями, пейзаж должен передать состояние природы и быть выстроенным по законам композиции. Только тогда он будет выразителен и интересен зрителю.


В отличие от станковой живописи, в декоративном пейзаже в первую очередь отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как переднего,так и заднего плана, изображаются с одинаковой четкостью.


Стилизация, как правило, происходит за счетупрощения очертания объектов: выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы, на которых и делается акцент. Возможны и количественные изменения в изображении объектов,если этого требует замысел художника.


Декор в пейзаже может применяться как в большей, так и в меньшей степени. Композиция может быть сплошь заполнена ажуром, или сделан орнаментальный акцент лишь в некоторых участках форм, которые желательно выделить.


Цвет может использоваться с привязкой к натуре, а может решаться и условно. Очень показателен в плане стилизации японский пейзаж.

Плоскостно-декоративный характер стиля японских мастеров обусловлен преобладанием линии, цвет вводится как декоративное пятно.

Богатство тонов невелико, все пейзажи представляют собой законченное композиционное целое, основанное на тщательном изучении натуры, о чем свидетельствует настроение, присущее каждому из пейзажей.

Использование объемов умело связывается с общей плоскостной трактовкой. Соединение всех этих приёмов и создает стилизованно-декоративный характер японского пейзажа.

Снежный пейзаж

Новое на сайте

>

Самое популярное