Домой Сердце Сколько уровней управления существует на предприятии. Менеджеры, их основные компетенции, уровни управления

Сколько уровней управления существует на предприятии. Менеджеры, их основные компетенции, уровни управления

Уровни управления

Большинство фирм имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний.

Толчок к разделению управления на верхний, средний и нижний уровни дала промышленная революция в Европе в XVIII в. Сначала выделились верхнее и нижнее звенья управления. Слово «мастер» стало страшным и ненавистным. Мастера чаще подбирались по физическим данным, чем по умению обходиться с людьми. Среднее звено вычленилось по мере увеличения размеров и сложности фирм, более осмысленного подхода к управлению.

Управляющие каждого уровня выполняют одинаковые функции: планирование, организация, руководство, мотивация, контроль. Различие лишь в том, какое значение они придают той или иной функции. Руководитель верхнего уровня уделяет планированию и организации больше времени, чем управляющие более низких уровней. Управляющий среднего уровня уделяет руко-водству и контролю больше времени, чем управляющий верхнего уровня. Управляющий нижнего уровня расходует большую часть своего времени на мотивацию и контроль подчиненных. Тем не менее, большинство управляющих выполняют все пять функций управления.

Итак, нельзя порознь изучать или осваивать функции управления верхнего, среднего или нижнего уровня. Когда говорят об одном из них, по существу, речь идет обо всех трех.

Следует подчеркнуть, что ясно и четко определить каждый из трех уровней управления невозможно. Поэтому мы даем только рабочие определения, т.к. каждая фирма определяет уровни управления в соответствии со своими особенностями. Здесь, вероятно, следует напомнить о влиянии следующих факторов: сложность организационной структуры, численность работающих, суть самого бизнеса и др.

Управляющие верхнего уровня средних и крупных фирм концентрируют внимание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения. Они отвечают за процветание фирмы и потому должны планировать, направлять и контролировать ее деятельность.

К верхнему уровню управления относят президента и вице-президентов. Понятно, что в фирме могут быть несколько вице-президентов, ответственных за отдельные сферы ее деятельности - производство, сбыт, снабжение, финансы, кадры или рекламу.

Управляющие среднего звена возглавляют отделения или отделы. Они должны организовать их работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты, а ее политика проводилась в жизнь, подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают, в основном, за руководство повседневной деятельностью своих подразделений. К среднему уровню руководства относятся управляющие конторами, цехами и складами, старшие мастера, начальники отделов технического контроля и качества продукции. Во многих крупных банках их филиалами руководят вице-президенты. Они отвечают за работу отделений банка и относятся к руководителям верхнего уровня. Управляющий отделением непосредственно подчинен вице-президенту по операциям отделений и относится к управляющим среднего уровня.

Нижний уровень управления – это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих работой своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников. Типичные наименования должностей, занимаемых управляющими этого уровня: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, экспедитор. Часто говорят, что такой управляющий нижнего звена находится «в середине», поскольку он располагается между непосредственными исполнителями и руководителями верхнего и среднего уровней. Управляющие нижнего уровня играют в фирме очень важную роль. Но обычно вышестоящее руководство не уделяет должного внимания серьезным проблемам управляющих нижнего уровня. К числу таких проблем относится низкая заработная плата, перегруженность, отсутствие полномочий, слабая профессиональная подготовка рядовых работников, а также то, что они могут не соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

Новичок начинает свою деятельность с должности управляющего нижнего уровня. Если он удержится на этой должности от года до пяти лет, его могут продвинуть по служебной лестнице до управляющего среднего уровня. На этой должности он будет считаться начинающим управляющим (все управляющие в течение первых десяти лет своей деятельности считают себя начинающими). Как бы ни была полезна и важна подготовка руководителей в вузах и на курсах, она никогда не заменит конкретной практической работы. Это справедливо даже для получивших ученую степень магистра в Гарвардской школе бизнеса. Чтобы стать хорошим управляющим, необходимо правильно сочетать теоретическую подготовку, полученную во время учебы, с практическим опытом.

Управляющие среднего уровня отвечают прежде всего за производительность иэффектив-ность контролируемых ими операций. Эффективность означает способность выполнять работу с минимальными потерями материалов и времени. Результативность – это способность сделать работу и сделать ее хорошо. Именно управляющие среднего уровня должны следить за тем, чтобы работа выполнялась и экономично, и эффективно. Как говорится, важен результат. Управляющих увольняют чаще всего за их неспособность достичь намеченных результатов.

Чем обычно занимаются управляющие среднего уровня большую часть своего рабочего дня? Во-первых, они планируют и распределяют работу на следующий день или на неделю. Во-вторых, они осуществляют связь между производственным персоналом и более высоким руководством. В-третьих, они принимают повседневные решения, обеспечивающие рентабельность производст-венных и иных операций. В-четвертых, что очень важно, они руководят другими людьми – либо управляющими нижнего уровня, либо (в небольших организациях) рядовыми работниками.

Управляющие среднего или нижнего уровня могут также участвовать в приобретении заказанных материалов и комплектующих изделий и проверке их качества, в работе с кадрами, в проведении совещаний по технике безопасности, качеству продукции, недостаткам в работе, распределению прибыли, в подготовке отчетов о финансовой и производственной деятельности, в решении больших и малых, но всегда многочисленных проблем. Некоторые проблемы, например плохое планирование, обусловлены личными недостатками управляющего, другие – недостатками его подчиненных, например халатным отношением к работе. Ряд проблем возникает по вине руководства или других подразделений. Многие проблемы вызваны государственным законодательством или требованиями потребителей, а руководство требует их разрешения от руководителей низшего уровня. В этих условиях они должны рассматривать любую проблему как возможность проявить свои способности справляться с трудностями.

Серьезную проработку вопросов уровней управления предлагает Н.И. Кабушкин.

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления (рисунок 3).

Управление

высшего звена

Управление

среднего звена

Управление

низового

звена

Рисунок 3. Уровни управления

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабаты-вает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня:полномочное управление и общее руководство .

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функциони-рования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления (рисунок 4).

Рисунок 4. Соотношение затрат времени по уровням и функциям управления

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10 % общего бюджета времени менеджеров, на среднем – 50 %, на низшем – около 70 % (рисунок 5).

Рисунок 5. Классификация затрат времени менеджеров по видам деятельности и уровням управления

Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области заданий: задания по менеджменту и задания по специальности (рисунок 6). Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности.

Рисунок 6. Распределение рабочего времени по менеджменту и специальности

Как видно на рисунке6, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специаль-ности падает, а по менеджменту, соответственно, возрастает.

Приведенная классификация уровней управления имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться.

А. Хоскинг предлагает иную дифференциацию: генеральный менеджмент - это все менеджеры (независимо от того, являются они директорами или нет), которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением компанией в целом; менеджмент на уровне подразделения - это управленцы, выполняющие те же функции, но на уровне подразделения, в соответствии с общими задачами и целями корпорации.

С помощью разделения труда работники компании могут реализовать собственные функции качественнее, при этом прикладывая меньше своих усилий. Также это помогает сократить издержки предприятия. Разделение труда бывает горизонтальным и вертикальным. Под горизонтальным разделением труда предполагают создание в компании структурных подразделений, ориентированных на разные сферы деятельности. При вертикальном разделении отделяется осуществление работы от координирования деятельности отдельных исполнителей. В этом случае предусматриваются разные уровни управления предприятием. Уровни управления предприятием в структуре организации Что можно считать организацией управления предприятием? Это общее упорядочивание компании, которое задаёт последовательность различных действий и рамки, в границах которых следует вести деятельность. Под социально-экономической средой предприятия понимают объект организации управления. Сюда относят работников, различные предметы труда, финансовые и информационные ресурсы. Для организации управления компанией следует решить ряд задач: выбрать цели; сформировать общность граждан; определить, какая структура организации уровни управления предприятием необходимы; сформировать нужные условия. Основные функции, характерные организации управления компанией: достижение компанией выбранных целей; сокращение затрат компании; разделение труда, за счёт которого работники качественнее осуществляют собственные полномочия. Уровни управления предприятием - выражение разделения труда в компаниях. Сейчас всё более явной оказывается тенденция к специализации в области профессиональной работы, во время которой любой сотрудник (либо любое структурное подразделение) призван выполнить предусмотренные для него действия и не привлекается для выполнения иных функций. Можно отметить следующие типы разделения труда: горизонтальное и вертикальное. При вертикальном разделении труда любой менеджер обладает сферой деятельности, за которую ему приходится отвечать (сферу контроля), или имеет определённое количество сотрудников, подчиняющихся ему. В данной ситуации распределение всех задач осуществляется не в пределах одного уровня, а «сверху вниз» - от сотрудников, занимающих наивысшие посты, до работников, оказавшихся внизу такой иерархии. В то же время, чем выше окажется должность, занимаемая работником, тем более общими задачами он занимается; чем ниже положение специалиста в иерархии, тем более частные он получает цели. Это естественный процесс, т.к. самые значимые с позиции функционирования решения обычно принимают на самом «верху», то есть топ-менеджеры компании. При горизонтальном разделении труда работники делятся между разными функциональными сферами и им поручают выполнение задач, являющихся важными с позиции этой функциональной сферы. Характерный пример - конвейерный выпуск товаров, тот случай, когда для отдельного работника предусмотрена определённая операция, и он оказывается на одном с другими специалистами, принимающими участие в производстве продукции, иерархическом уровне. Внутренние уровни системы управления предприятием не нужно считать чем-то стабильным, неизменным в будущем. Менеджерам, в первую очередь высшего звена, следует знать, что организационная структура формируется с целью решения задач, поставленных перед компанией. В будущем положение фирмы на рынке изменится, поменяются также условия её функционирования (добавятся конкуренты, изменятся законодательство, экономическая и политическая ситуации). Помимо этого, есть вероятность изменения численного состава работников предприятия. Конечно, всё это способно привести к тому, что задачи компании поменяются. При этом следует изменить и внутренние уровни управления производством на предприятии, т.к. предыдущая структура порой оказывается (а чаще всего и является) неподходящей для выполнения новых целей. Управление в компании обычно осуществляется по пирамидальной структуре: нижний уровень включает большее количество менеджеров, а по ходу продвижения на более высокий уровень их количество сокращается. 3 модели управления персоналом, которые помогут организовать сотрудников Уровни управления предприятием Как правило, отмечают три уровня управления. Технический уровень (является нижним уровнем управления) - менеджеры напрямую взаимодействуют со специалистами - исполнителями, занимаются решением конкретных вопросов; Управленческий уровень (средний) – менеджеры в данном случае отвечают за ход каждого производственного процесса в структурных подразделениях, включающих в себя ряд структурных единиц; менеджеры штабных и функциональных служб структуры управления, начальники вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов; Институциональный уровень (высший) - администрация компании, занимающаяся общим стратегическим менеджментом; вопросами стратегического менеджмента - управление финансовыми ресурсами, выбор рынков реализации, развитие компании, на этом уровне задействовано только 3-7% от общей численности менеджеров. Высший уровень управления занимается разработкой долгосрочных планов, формулировкой задач для среднего звена. Существенное место здесь отводится адаптации компании к динамике рынка, к управлению отношениями фирмы с внешней средой. Это звено может включать президента, генерального директора и других членов правления. Руководители среднего звена призваны координировать и контролировать деятельность руководителей нижнего уровня. Ими выявляются проблемы на производственном, организационном и финансовом направлении. Ими формируются креативные идеи и собираются нужные данные для принятия решений руководителями высшего звена. Средние уровни управления предприятием включают менеджеров структурных подразделений, отделов и служб компании. Нижний уровень управления подчиняется среднему звену. К руководителям управленческого уровня относят производственных мастеров, бригадиров, руководителей групп. Это профессиональные менеджеры узкой специализации, выполняющие чётко отрегулированные обязанности в области выпуска продукции, реализации маркетинговых мероприятий, управления материальным снабжением и т.п. Они отвечают за грамотное использование полученных ресурсов и рациональное использование техники и работников. Такие по структуре уровни управления предприятием позволяют обеспечить чёткое управление, пользуются преимуществами узкой, углубленной специализации менеджеров. При этом оно осложняет выяснение доли вклада отдельного руководителя нижнего звена в совокупный результат коммерческой деятельности, его зону ответственности за выбираемые управленческие решения. Специалистами в области менеджмента разработана иная теория управления компанией. По их мнению, есть следующие уровни стратегического управления предприятием: Корпоративная стратегия. Она затрагивает общие цели компании и всё её пространство. Эти звенья управления призваны выполнять функции принятия ключевых решения в техническом, хозяйственном и производственном направлениях. Чаще всего принятие решения является функцией совета директоров. В эту категорию относят руководителей высшего звена. Деловая стратегия. Выражается в достижении успеха в области конкуренции на рынке отдельной сферы бизнеса. На данном уровне занимаются решением таких задач: увеличением конкурентоспособности, реакцией на внешние факторы, выбором стратегии поведения главных обособленных подразделений. Орган, принимающий решения на этом уровне, - совет директоров, руководство подразделений, генеральные директора. Функциональная стратегия. Формирует цепочку действий, направленных на достижение выбранной цели в каждой сфере, в которой функционирует организация, уровни управления предприятии призваны обеспечить проведение анализа, пересмотр, синтез различных идей, высказанных менеджерами на местах, и действия по реализации задач этого подразделения и поддержанию принятой стратегии компании. К данным уровням относят руководство среднего звена. Принятие решений находится в компетенции руководителей подразделений. Операционная стратегия. Включает в себя особые стратегии для обособленных структурных единиц компании, уровни управления предприятием, содержащие в себе начальников на местах. Здесь решают проблемы, свойственные этому отдельному подразделению. Выбор решения находится в компетенции начальников отделов и функциональных служб. Какие сегодня выделяют уровни управления современным предприятием В международной практике специалистами по комплексной автоматизации производственной деятельности выделяются пять уровней управления современной компанией: На уровне ЕRP – Enterprise Resource Planning (прогнозирования ресурсов компании) рассчитываются и анализируются различные финансово-экономические показатели, осуществляется поиск решений стратегических административных и логистических задач. На уровне MES – Manufacturing Execution Systems (системы управления производственными процессами) решаются задачи в области управления качеством товаров, прогнозирования и проверки последовательности совершения операций технологического процесса, управления производственными и трудовыми ресурсами в пределах выполняемого технологического процесса, техобслуживания производственной техники. Указанные уровни управления современного предприятия относят к задачам АСУП (автоматизированной системы управления предприятием) и техническим средствам, за счёт которых такие задачи выполняют – офисные персональные компьютеры (ПК) и рабочие станции в службах ведущих сотрудников компании. Следующие уровни управления предприятием решают задачи, относящиеся к категории АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами). SCADA – Supervisory Control and Data Acquisition (система сбора сведений и диспетчерского управления) – это уровень тактического текущего управления, в пределах которого решают задачи по выбору оптимального решения, проведению диагностики, осуществлению адаптации и т.д. Control-level – уровень локального управления, реализуемый на следующих ТСА: ПО – панели операторов, ПЛК – программируемые логические контроллеры, УСО – устройства связи с объектом. HMI–Human-Machine Interface (человеко-машинная связь) – выполняет визуализацию (графическое представление сведений) хода технологического процесса. Input/Output – Входы/Выходы объекта управления, являющиеся различными датчиками и исполнительными механизмами (Д/ИМ) отдельных технологических установок и рабочих машин. Управление производством: в чем состоит секрет успешного руководства Как происходит формирование уровней управления предприятием Формирование уровней управления предприятием производится в рамках производственно-территориального принципа, суть которого выражается в том, что весь аппарат управления разделяется по вертикали на отдельные уровни, а по горизонтали на всех уровнях формируются свои управленческие звенья. Уровни управления предприятием определяют непосредственную последовательность подчинения органов управления с нижних звеньев к верхним. Все уровни управления предприятием возглавляются работниками, занимающимися общим руководством на этом участке. На основе принципа единоначалия он находится в подчинении руководителя вышестоящего звена, получает от него распоряжения и задачи для выполнения. Менеджеры высшего звена образуют институциональный уровень, считающийся высшим уровнем управления, где происходит прогнозирование на продолжительный период времени, выбираются решения, обладающие важными для предприятия последствиями, осуществляется реагирование на начавшиеся и ожидаемые в ближайшей перспективе изменения и т.д. Высшие уровни управления предприятием обладают ещё одной характерной чертой - как раз здесь решаются вопросы в области взаимодействия предприятия с её внешней средой, в которую входят конкуренты, государство, общественные объединения и т.п. На данном уровне выбирают решения руководители высшего уровня (топ-менеджеры: ректоры ВУЗов, президенты и вице-президенты компаний, директора). Руководством высшего уровня решается задача принятия жизненно важных для организации решений, либо её крупного структурного подразделения. Обычно подобные решения носят стратегический характер: они по сравнению с решением тактических задач нацелены не на выбор способов достижения поставленных целей, а на определение самих целей компании. Высшие уровни управления предприятием отличаются тем, что находящиеся на них руководители мало контактируют с различными людьми: они общаются внутри компании с иными руководителями высшего уровня, а также с некоторыми своими подчинёнными. При этом такая ситуация не свидетельствует о том, что их деятельность оказывается более простой и лёгкой, чем работа менеджеров иных уровней. На них находится огромная ответственность. Средний и низший уровни управления предприятием отличаются тем, что ошибочные решения их руководителей сказываются на отдельных сторонах работы компании, т.е. ведут к локальным проблемам, то ошибки руководства высшего уровня способны стать причиной банкротства компании. В связи с этим, одним из самых важных умений, нужных для руководства высшего уровня, считается способность рисковать. Не все люди готовы пойти на риск. Менеджеры среднего звена образуют управленческий уровень, считающийся следующим уровнем, на котором происходит координирование работы разных работников и структурных подразделений для реализации поставленных перед компанией целей. На данном уровне решения принимаются менеджерами среднего звена (к ним относятся директора обособленных подразделений, начальники отделов, деканы в университетах). Средние уровни управления предприятием включают в себя менеджеров, которые координируют и контролируют работу начальников низшего уровня, помогают руководителям высшего уровня в принятии ключевых решений. Поэтому они являются посредниками между руководством высшего и низшего звеньев. Изучим их функции более подробно: Руководство среднего уровня часто участвует в принятии решений менеджерами высшего уровня. Они высказывают свои идеи, связанные с определёнными нововведениями, собирают сведения, нужные для решения проблемы, оценивают принятое решение. Высшее руководство имеет только самые общие сведения о работе компании, часто они не понимают те проблемы, которые имеются в компании либо появляются в ходе принятия неверного решения. Конечно, руководители среднего уровня имеют больше сведений о деятельности компании. Им хорошо известно то, как работает структурное подразделение, работой которого они руководят. Разница между менеджерами высшего и среднего уровней заключается в том, что первые занимаются делами компании в целом, а вторые имеют более полную информацию об определённом участке работы компании. А менеджеры нижнего уровня имеют очень частные сведения о предприятии. Ещё одной задачей, поставленной перед менеджерами среднего уровня, выступает посредничество - с их помощью соединяются высший и низший уровни управления предприятием. Чаще всего грамотная трактовка принятого топ-менеджерами решения возлагается на руководство среднего звена. Как раз им удаётся наделить указания сверху формой, оптимальной для низшего уровня менеджмента. В данной ситуации менеджеры среднего уровня занимаются распределением определённых задач и выбирают сроки их выполнения. Поставленные перед ними цели представляют собой детализацию решений топ-менеджеров. Руководители среднего уровня вынуждены очень часто общаться, что и связано в первую очередь с тем, что ими выполняются функции посредничества между иными звеньями системы управления. По данной причине им необходимо уметь выделить существенные сведения и отделить их от того, что не является важным. В том случае, если в компаниях трудится большое количество работников, средние уровни управления предприятием нередко включают в себя дополнительные звенья. Например, часто встречаются ситуации, когда одними менеджерами среднего уровня координируется работа менеджеров низшего уровня, а вторыми – деятельность руководства среднего уровня. Вторых часто считают руководителями высшего уровня: их положение является более высоким, чем у стандартных руководителей среднего уровня, но они не относятся к высшему уровню управления, т.к. находятся в подчинении ему. Следует отметить, что совершенствование технологий и иные причины привели к постепенному сокращению численности менеджеров среднего уровня. При этом в них сохраняется необходимость. Ситуация заключается только в том, что их полномочия подвергаются самым значительным изменениям. При этом менеджеры низшего звена образуют технический уровень управления предприятием: на этом уровне осуществляются обычные трудовые действия; данный уровень можно соотносить с ежедневной деятельностью, имеющейся в каждой компании. решения на данном уровне принимаются руководителями нижнего уровня управления (мастерами в цехах, начальниками подотделов, в ВУЗах – заведующими кафедрой и т.п.), а их работа рассматривается на уровне текущего управления. Главная особенность работы руководителей низшего звена выражается в том, что они призваны: заниматься решением проблем, касающихся расходования ресурсов в отдельных ситуациях; проверять уровень качества и сроки осуществления различных производственных операций. Основная трудность, возникающая у менеджера низшего уровня, выражается в том, что он вынужден весьма оперативно переходить от одной деятельности к другой. В связи с этим ему необходимо быстро решать вопросы, т.к. времени на обдумывание и поиск оптимального решения чаще всего нет. Нижние уровни управления предприятием предполагают формирование особых отношений между менеджерами и их подчинёнными. Руководители этого звена вынуждены решать поставленные задачи и проверять работу сотрудников, а также быть наставниками и лидерами. И как раз на таких менеджеров осознанным либо неосознанным образом возлагают задачу по обучению молодых специалистов и новых работников. Руководители среднего и высшего уровней занимаются этим значительно реже. Все уровни управления предприятием включают в себя функциональные структуры, выполняющие конкретные функции в области управления. Главная задача таких подразделений выражается в подготовительной работе по формированию управленческих решений для менеджера этого уровня. В случае использования одноуровневой структуры, менеджеры напрямую управляют деятельностью исполнителей. Во время использования двухуровневой структуры, формируются высшие уровни управления предприятием – добавляется выполнение работы исполнителей. Управление бизнес-возможностями: как защитить компанию от разорения Анализ уровней управления предприятием Анализ уровня управления определяет работу системы менеджмента, её соответствие объекту управления, возможность выбора достаточно взвешенных решений. Указанные характеристики системы управления считаются ключевым условием интенсификации производственной деятельности, успешности её текущего и будущего развития. Во время проведения анализа управленческого звена рассматривается работа системы управления в общем и деятельность её компонентов, таких, как организационная структура управления, уровни управления предприятием, состав управленческих кадров, их уровень квалификации и организация труда, техническое оснащение деятельности руководителей и т.п. Задачей анализа считается обоснование рациональной структуры органов управления, соблюдение соответствия управленческих штатов особенностям и содержанию функций управления, рациональной меры по централизации управленческих функций, уменьшение времени на обработку данных и времени для совершения выбора управленческого решения. Важная оценка уровня управления предприятием включает в себя проведение анализа организационной структуры, начинающегося с описания компании. Параметры фирмы и его производственная структура призваны определить структуру органов управления и число руководителей. Аналитическими показателями, определяющими текущее состояние органов управления, выступают: коэффициент обеспеченности управленческими кадрами в общем по компании и по каждой функциональной группе; доля управленческих сотрудников в совокупной численности персонала компании; их среднее количество и удельный вес в цехах и на отдельных участках; коэффициент управляемости. Коэффициент управляемости в обособленных подразделениях определяет, к примеру, количество работников на одного мастера, руководителя смены, цеха и т. п. При этом анализ уровней управления предприятии включает такой особый раздел, как оценка уровня централизации функций управления. Данный показатель рассчитывается в общем по компании и отдельно по имеющимся функциональным группам. Анализ технической оснащенности и методов управления Он определяет широту задействования в управленческой работе передовых достижений научно-технической мысли (лучшего оборудования), новых управленческих методик и т.п. Проведение анализа начинают с оценивания количественных и качественных сторон техники, используемой в менеджменте, возможностей её улучшения. С помощью уровня технической оснащённости определяют показатель степени механизации и автоматизации управленческой работы. Её характеристикой выступает уровень комплексной (либо частичной) механизации процесса обработки данных, уровень автоматизации обработки данных и подготовки решений. Как раз с помощью автоматизации работы руководителей формируется основа для изучения альтернативных вариантов развития и выбора рациональных решений. Анализ состава и организации труда работников управления Его производят с оценивания уровня квалификации сотрудников аппарата управления, её соответствия текущим требованиям производственной деятельности и науки. Определяются потребности в увеличении уровня квалификации управленческих сотрудников по отдельным функциональным группам (бухгалтеры, плановики и т.п.), разрабатывается комплекс мероприятий по увеличению уровня квалификации. Проводится анализ организации трудовой деятельности управленческого персонала, основанный на описании процесса управления, управленческих функций, выполняемых каждым сотрудником, документации и схем документооборота. В ходе проведения анализа находят резервы для улучшения технологии управленческого процесса с помощью упорядочивания перечня и потоков документов, их унификации, своевременности обработки. Также находят резервы для улучшения организации работы менеджеров. Анализ эффективности управления Основан на сравнении расходов на менеджмент с итоговыми результатами работы компании. Показатель эффективности используемых в компании методик управления рассчитывают в виде отношения объёма сбыта товаров к размеру расходов на менеджмент. Чем боле высоким оказывается значение данного показателя, тем успешнее используемые в компании методики управления. Успешными считают те уровни управления предприятием, при которых обеспечивается: рост производительности труда; рост фондоотдачи основных производственных фондов; ускорение оборачиваемости оборотных средств; рост прибыли.

Несмотря на то, что все руководители организации (фирмы) выполняют управленческие действия в организации, не все они занимаются одними теми же видами трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координацию работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу низового уровня и так далее до уровня руководителя, который управляет непосредственно рядовыми работниками. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления (рис. 1.2.).

Рис. 1.2. - Уровни управления

Высший уровень может быть представлен Советом директоров, президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, отвечают за принятие важнейших решений, выработку политики организации и способствуют ее практической реализации. Руководители среднего звена управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разрабатывающей высшим руководством, и отвечают за доведение заданий до подразделений и отделов, а также до их исполнителей. Это руководители отделений, директора дочерних предприятий, начальники функциональных отделов. Низший уровень – это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками низшего звена. Это мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

На всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Уровням управления соответствуют уровни менеджмента:

Высший менеджмент (стратегические решения, оперативные решения),

Средний менеджмент (распоряжения, оперативные решения)

Низовой менеджмент (исполнительные работы)

Практика управленческой деятельности показывает, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. На высшем уровне исполнение занимает 10% общего рабочего времени, на среднем – 50%, на низшем – 70%. Таким образом, управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является управление по обеспечению целенаправленной, скоординированной деятельности всего трудового коллектива в целом для осуществления намеченных (поставленных) целей.



Контрольные вопросы

1. Сущность и содержание понятий менеджмента и управления.

2. Экономическое понимание менеджмента.

3. Предмет, метод и задачи науки управления.

4. Системный и ситуационный подход к управлению.

5. Уровни и виды менеджмента, их характеристика и сущность.

Не у всех менеджеров работа одинакова; одни отвечают за выпуск продукции, другие - за исследование спроса, третьи - за сбыт, поставки и т.п. Различия между деятельностью бригадира грузчиков и генерального директора одной компании совершенно очевидны, причем их гораздо больше, чем между деятельностью бригадиров или директоров фирм разных профилей. Причинами различий является горизонтальная и вертикальная дифференциация управленческой деятельности внутри организации.

В крупных организациях объем управленческой работы столь велик, что она требует разделения. Руководители вынуждены координировать работу других менеджеров, те в свою очередь координируют деятельность других и т.д. до уровня, на котором руководители работают непосредственно с исполнителями.

Традиционно управленческую вертикаль делят на три части.

Такое разделение, согласно категорированию Т. Парсонса, предопределяется функциями управленцев. Менеджеры технического уровня заняты текущими операциями и действиями, необходимыми для обеспечения бесперебойной работы (выпуска продукции, оказания услуг). На управленческом уровне менеджеры в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают различные виды деятельности и усилия различных подразделений организации. Лица, представляющие институциональный уровень, обеспечивают разработку перспективных планов, формулирование целей организации, адаптацию последней к подвижкам среды, управляют отношениями между организацией и обществом, в котором она существует.

Более распространенным является структурирование иерархии менеджмента по уровням управления, с выделением высшего уровня (top-management ), среднего (middle ) и линейного (supervisors) или уровня непосредственных руководителей. Поскольку уровни управления имеют четко определенную подчиненность, они составляют иерархию, в которой руководители высшего уровня управляют работой менеджеров среднего уровня, которые в свою очередь обеспечивают координацию деятельности линейных руководителей. Этим управленческая иерархия исчерпывается; далее, за пределами иерархии, располагаются исполнители, получающие четкие задания, координируемые, направляемые и контролируемые (рис. 5.3) .

Менеджеры высшего уровня управления отвечают за принятие решений. Они устанавливают цели, которых должна достигать организация.

Рис. 5.3.

Пунктирная линия на рис. 5.3 разграничивает высшее руководство на руководителя - первое лицо организации (CEO - Chief executive officer) и директорат, состоящий из первых заместителей. Сила и власть на этом уровне ведут к тому, что отпечаток личности руководителей ложится на весь облик компании. Но и ответственность здесь чрезвычайно высока. По мнению Г. Минцберга, работу, связанную с руководством большинством организаций, можно назвать крайне изматывающей. Количество работы, которое приходится выполнять таким менеджерам в течение дня, огромно, а темп выполнения очень напряженный. И после долгих часов работы главный руководитель не в состоянии расслабиться ни физически, ни в своих мыслях. Одна из причин этого - незавершенность работы, которая для живущей и действующей организации не может считаться законченной; соответственно, и руководитель не может быть уверен, что он успешно завершил свою работу. Высокие оклады на этом уровне в то же время предполагают рабочую неделю в 60-80 ч, отпуска продолжительностью не более 10 дней, подчинение всего распорядка жизни проблемам существования организации.

На среднем уровне управления менеджеры играют роль буфера между выше- и нижестоящими руководителями. Главное их предназначение заключается в обеспечении выполнения различными подразделениями задач, порождаемых разделением единой, задаваемой топ-менеджментом цели. Разделение единого на части без утраты целостности - задача весьма непростая, требующая постоянной координации деятельности элементов организации, работающих над различными частями.

В крупных организациях складывается дифференциация внутри среднего уровня управления; на рис. 5.3 пунктиром показано возможное деление на среднее высшее и среднее звенья. Первое составляют главы дивизионов, региональных отделений, стратегических зон хозяйствования; второе представлено руководителями функциональных подразделений. Менеджеры среднего звена получают цели от высшего уровня, делят их на задачи в соответствии с профилем подразделений и трансформируют их в задания, имеющие конкретные технологические спецификации, для передачи следующему уровню управления. Менеджер среднего звена возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Его можно назвать буфером, потому что все недовольство и сверху (от неверно выполненных задач), и снизу (по поводу нереалистичных и неадекватных заданий) достается ему. Большую часть рабочего времени на этом уровне занимает общение (2/3), преимущественно в форме бесед с коллегами среднего звена и линейного уровня.

Уровень линейных руководителей , непосредственных менеджеров (иногда встречается некорректное название «низовой уровень») обеспечивает выполнение конкретных сформулированных заданий. Получая их от руководителей среднего звена, имея определенные ресурсы для выполнения заданий, менеджеры небольших отделов, служб, участков отвечают за правильность использования сырья, оборудования, трудовых ресурсов, распределяют и контролируют деятельность исполнителей, находящихся в их подчинении. Большинство руководителей начинают карьеру в этом качестве. Непосредственный менеджер большей частью находится в своем коллективе, взаимодействует со своими подчиненными, для которых является одновременно направляющей, контролирующей инстанцией и защитником интересов группы, подразделения. Основное время линейный руководитель тратит на контакты с подчиненными, немного на общение с равными по уровню управленческой иерархии и совсем мало на беседы с начальством. Деятельность супервайзера характеризуется напряженностью, большим разнообразием, частой сменой задач, которые в среднем занимают от 1 до 9 мин. Задания, поставленные перед линейным менеджером, имеют конкретный законченный вид и практически всегда реализуются в пределах двух недель.

Различие задач, стоящих перед руководителями разных уровней, в обобщенном виде, безотносительно специфики организаций, отражено Р.А. Фатхутдиновым в учебнике «Система менеджмента». Менеджеры высшего уровня тратят 60% своего времени на стратегические задачи, 25% - на тактические и 15% - на операционные; для руководителей среднего звена эти показатели составляют соответственно 25, 50 и 25%; у линейных менеджеров - 10, 25 и 65% .

Доминанту стратегии в деятельности высшего звена управления, именуемого институциональным уровнем или стратегическим эшелоном, можно объяснить через рассмотрение навыков, требующихся менеджерам на различных уровнях управления.

Руководитель отдела сбыта (любой другой линейный руководитель) использует технические навыки, поскольку участвует в процессе продаж и сам в течение дня осуществляет некоторое количество сделок. От него требуются навыки человеческого общения для мотивации работников и обеспечения того типа лидерства, который необходим в данной организации. Технические навыки позволяют ему работать с предметами, тогда как навыки человеческого общения помогают иметь дело с людьми. В некотором объеме требуются и концептуальные навыки, позволяющие менеджеру соотнести сферу ответственности своего подразделения с другими сферами в организации. Хотя на последние времени уходит немного.

При перемещении руководителя отдела сбыта по служебной лестнице на уровень среднего звена управления технические навыки используются уже не так часто. То, что касается человеческого общения, не утрачивает актуальности и на новом уровне, так как большую часть времени теперь менеджер затрачивает на мотивацию, координацию, поддержание контактов. Для успешного функционирования менеджмента среднего уровня необходимо умение эффективно работать с руководителями других функциональных единиц, поэтому к социальному мастерству добавляются повышенные требования к концептуальным навыкам и их развитию.

Когда менеджер поднимается на вершину иерархической структуры, его технические навыки становятся полезными лишь в редких случаях. Остается прежняя потребность в навыках общения с людьми, и неизмеримо возрастают требования к владению навыками концептуального характера. Задача руководителя на этом уровне заключается в обеспечении единства усилий в сфере производства, исследований, сбыта, финансов, кадров для достижения общей организационной цели. Поэтому на первое место среди управленческих навыков выходит умение сознавать, создавать, поддерживать и развивать эффективную целостность, состоящую из множества разнородных, сложно связанных друг с другом элементов.

На рис. 5.4 показана связь между требуемыми от менеджера навыками и уровнями в управленческой иерархии 1 . Высший уровень руководства в равной мере активно задействует концептуальные и человеческие навыки, оставляя техническим совсем небольшую долю. С переходом на нижележащие уровни растет востребованность технических навыков, которые на уровне исполнителей становятся доминирующими. Навыки человеческого общения имеют особое значение для менеджеров всех уровней, утрачивая ведущую роль на исполнительском уровне. А концептуальные навыки оказываются необходимыми, хотя и в разной мере, всем без исключения работникам организации - от генерального директора до ведущего инженера-исследователя и простого грузчика.

Уровни

Навыки

Линейный

Исполнительский

Концепту

альные


Рис. 5.4.

управления

  • Лифта Дж. К. Менеджмент: учеб, пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Вебли, 2004.
  • Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учеб, пособие. М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1996. Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник. 6-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2007. 864 с.

Все современные бизнес-компании построены на принципе иерархии. Один человек подчиняется другому, другой – третьему и т.д. Подобная структура позволяет организовать работу большого количества людей, а также проконтролировать деятельность каждого. Иерархия современного бизнеса напоминает пирамиду, когда её вершина – это глава всей организации, а от неё идут уровни ниже, на которых находятся все начальники по своей субординации. И, наконец, фундамент – это та самая рабочая сила, которая выполняет механический труд и является двигателем всего бизнеса.

Причем важно понимать один основополагающий закон иерархии: представителей высшего уровня всегда меньше, чем представителей низшего. Так, не будет логичной структура предприятия, в котором рабочих – 100, а их руководителей – 150, ровно как если ТОП-менеджеров будет 10, а начальников «средней руки» — не больше пяти. Далее речь пойдет про уровни управления в менеджменте и о том, на какие группы можно разделить всех руководителей.

Иерархия важна!

Без структуры субординации и подчинения невозможно существование организации в принципе, и это не капиталистический закон, как многие полагают, а природный. Еще с первых зарождений цивилизации у племен людей был лидер, и были те люди, которые к нему приближены (семья, свита и пр.). Даже среди животных сохранился этот принцип, потому что в любой стае есть вожак.

Люди по своей природе делятся на тех, кто хочет управлять, и на тех, кто хочет подчиняться, и это естественная психология. Большинство из нас не сможет выполнять никакую работу с максимальным эффектом при отсутствии лидера, который говорит, что и как нужно делать. Поэтому только методами иерархии и управления можно добиться значительных результатов в бизнесе, политике, да и любой сфере деятельности современного человека, ведь даже в компании равных между собой друзей есть тот человек, который немного главнее.

Стереотипы менеджмента!

Многие подчиненные считают, что некоторые из их начальников откровенные идиоты и ничего стоящего сделать по определению не могут. Они пришли на работу «по блату», но умений никаких у них нет и быть не может, потому что «по его лицу все видно». Возможно, иногда такие суждения верны, но поверьте, даже самый глупый начальник лучше, чем его полное отсутствие.

И если вы считаете, что руководитель дурак только потому, что не может разобраться в специфике вашей работы, но вы ошибаетесь. В его задачу это не входит, он должен командовать, распределять обязанности и доносить до подчиненных распоряжения высшего руководства. Нормальный начальник никогда не возьмет в руки лопату и не начнет ею усердно работать, потому что у него совершенно другие задачи. И большинство руководителей понимают, что их, мягко говоря, не любят подчиненные, но они также знают, что без их работы станет весь процесс производства, что и предает им мотивацию к дальнейшей деятельности.

Основные уровни управления в менеджменте!

На любом крупном предприятии существует больше ста таких уровней иерархии, однако можно выделить 5 наиболее основных групп руководителей, на которые и делят всех менеджеров организации. Внутри этих групп также существует иерархия, но она, как правило, носит больше формальный характер, потому что властные распоряжения поступают именно из одной группы в другую. Итак, различают такие уровни управления в менеджменте:

1. Первый уровень – это сам глава компании, причем не нужно путать его с генеральным директором. В самом верху находится не тот человек, который управляет всем процессом, а тот, кто юридически является владельцем организации.

В случае с ИП или некоторыми ООО владельцем является одно лицо, которое, впрочем, может и занимать должность директора, но не всегда. В некоторых случаях собственник нанимает управляющего для бизнеса, но все равно сохраняет за собой всю власть, потому что в любой момент он может внедрить новшество в компанию, забрать оттуда деньги или вовсе развалить бизнес законным путем. Поэтому именно владелец участвует во многих деловых переговорах, и именно он подписывает самые важные бумаги.

Что касается системы ОАО или ЗАО (акционерных обществ), то здесь во главе всего бизнеса стоят несколько человек, которые назначают генерального директора и управляют компанией через совет директоров. Чем больше у лица акций компании, тем весомее его голос. Совет директоров – это, как правило, коллективный орган управления (если у одного акционера не сосредоточен контрольный пакет), который принимает наиболее важные решения и распределяет поток денежных средств.

2. На втором уровне находятся так называемые ТОП-менеджеры, возглавляемые генеральным директором. Сюда входят главы всех крупных отделов (маркетинг, продажи, производство и т.д.). И хотя они занимают более низкую ступень иерархии, чем владельцы, но имеют гораздо большее влияние на деятельность организации, потому что непосредственно ею управляют.

Большинство документов подписываются именно ими, генеральный директор представляет интересы компании на переговорах, потому что вся толпа акционеров на них не придет, да и финансы предварительно распределяют именно ТОП-менеджеры, а потом лишь дают на утверждение акционерам. И если владельцы могут быть пассивными в управленческих делах, то высшее руководство такую роскошь себе позволить не может.

3. Третий уровень организации в менеджменте – это так называемые начальники «средней руки», которые подчинены непосредственно ТОП-менеджерам. Такие руководители имеют много подчиненных, и их основная задача – донести распоряжения вышестоящего руководства до самых мелких менеджеров.

Как правило, на предприятии таких людей много, и от их совместной деятельности зависит уровень осведомленности, целеустремленности и мотивации всех сотрудников. Все более-менее важные документы подлежат утверждению начальника «средней руки», многие из таких документов составляют они лично. Пожалуй, этих людей в структуре иерархии можно сравнить с так называемым средним классом в государстве: чем их больше, тем лучше, и хоть каждый из них и не имеет большой роли, а в совокупности могут повлиять на многое, в том числе и на прибыль бизнеса.

4. На следующем уровне расположились самые низшие начальники, которые имеют в своем подчинении обыкновенных сотрудников. Как правило, они руководят мелкими группами и подразделениями и должны доносить распоряжения руководителей непосредственно исполнителям.

При этом эти люди берут на себя часть обязанностей по мотивации людей и контролю за ними. Мелкий руководитель не должен быть слишком добрым и прощать все нарушения подчиненным, но и тираном он также быть не должен. Оптимальный вариант: в меру строгий человек, который может как наказать рабочего, так и поощрить. При этом сам он выполнять разного рода механическую работу не должен, потому что в его обязанности входит непосредственно руководство.

5. Последняя группа не имеет названия, да и выделяет её редко кто.
Тем не менее, такие люди есть, и они исполняют свою роль в системе менеджмента, хотя и сами об этом не всегда догадываются. В каждой группе рабочих есть человек, который говорит за всех, которому можно поручить организовать своих коллег, хотя он и не наделен особыми властными полномочиями.
Такого сотрудника часто оставляют «за старшего», когда нет начальника, либо же он может взять слово и сказать за весь свой небольшой коллектив.

Этот человек получает такую же зарплату, не учитывая премии, и работает наравне с остальными, но он немного главнее своих коллег, и любой начальник должен это учитывать. Лучше вызвать к себе этого лидера и объяснить ему, что нужно делать, чем проводить инструктаж среди всех работников. Присматривайтесь к таким людям, потому что с большой вероятностью они скоро также станут руководителями, ведь лидерство – это сильно редкое качество, чтобы тратить его впустую.

Иерархия и возраст!

Это может показаться некоторым нелогичным, но не всегда старший управляет младшим, из-за чего часто возникают противоречия между руководителем и сотрудником.
Человек в возрасте иногда не хочет слушать молодого, думая при этом, что у него больше опыта и он лучше знает. Но это не всегда так, потому что опыт – это еще далеко не все, и есть молодые руководители, которые справляются со своими задачами куда лучше старших.

Совет здесь может быть только один: постарайтесь убедить подчиненных, что вы способны управлять, многое знаете и не зря занимаете эту должность. Сделать это можно через выступления, внедрение полезных нововведений и т.д. Не стоит также общаться с подчиненными, которые намного старше вас так, как вы общаетесь со всеми остальными.
Да, субординация должна присутствовать, но в разумных пределах. Достаточно называть сотрудника по имени отчеству и на «вы», и тогда он, с большой вероятностью, не будет считать вас выскочкой и начнет уважать.

1. Во-первых, любой руководитель должен знать свое место, не выходить за рамки дозволенного и не преуменьшать своего значения. Не нужно превышать свои компетенции и пытаться завоевать больше влияния, но и опускаться до уровня подчиненных также не стоит.

Я уже говорил в одной из моих предыдущих статей, что если начальник встанет за станок и начнет на нем работать, то как человек он авторитет получит, но вот как руководителя его больше уважать не будут. Не нужно разводить панибратство, ведь вы, как руководитель, должны стоять над вашими людьми, даже если вам это не нравится.

2. Всегда стремитесь занять более высокую должность, потому что если вы ступили на путь менеджмента, то карьерная лестница вас ждет почти бесконечная. Даже если вы являетесь генеральным директором компании, вы всегда можете попытаться выкупить акции и стать полноправным владельцем. Мы живем в капиталистическую эпоху, где любой человек, независимо от происхождения или социального положения, может добиться всего, чего позволяют его способности.

3. Заводите связи с более высшими руководителями, и это вам обернется большим успехом. Во-первых, вы станете ближе с вашими непосредственными начальниками, что даст вам определеннее льготы, во-вторых, сможете перенимать их бесценный опыт, и в-третьих, увеличите свои шансы получить ускоренный рост по карьерной лестнице.

4. Любой руководитель имеет в своем подчинении не только рядовых сотрудников, но и собственных заместителей, которые помогают вам в делах. Причем эти должности не обязательно должны быть официальными: просто выделите среди ваших подчиненных нескольких специалистов, которые, на ваш взгляд, смогут помочь вам в управлении.

Тест 1.

А) Первичный; Г) Средний;

Б) Высший; Д) Низший .

В) Вторичный;

Тест 2.

Тест 3.

А) внутриличностный;

Б) межличностный;

В) структурный;

Г) между личностью и группой;

Д) межгрупповой.

Тест 4.

Какие из перечисленных ниже принципов управления, Вы считаете отвечающими современному представлению о роли и возможностях человека в организации?

Тест 5.

Выберите критерии, по которым осуществляется разделение труда в управлении:

А) Технология управления; Г) Профессиональная подготовка управляющих;

Б) Функции управления; Д) Иерархия управления;

В) Техника управления; Е) Стиль управления.

Тест 6.

Какой из видов разделения труда в управлении является на Ваш взгляд, основой для выделения других?

А) Профессионально – В) Технологическое;

квалификационное; Г) Иерархическое (вертикальное).

Б) Функциональное;

Тест 7.

Целью, какой школы управления было создание универсальных принципов управления?

А) Школы научного управления; В) Школы человеческих отношений;

Б) Классической школы управления; Г) Школы науки управления.

Тест 8.

Определите, к какому уровню управления относятся нижеследующие категории управленческих работников:

А) Мастера: В) Начальники отделов и служб предприятия:

1. Высший; 1. Высший;

2. Средний; 2. Средний;

3. Низший. 3. Низший.

Б) Заместитель начальника цеха: Г) Заместители и помощники директора:

1. Высший; 1. Высший ;

2. Средний; 2. Средний;

3. Низший. 3. Низший.

Тест 9.

Определите, к какому уровню управления относятся:

заместитель директора по экономическим вопросам (ЗЭ), заместитель начальника цеха по техническим вопросам (ЗНЦТ), мастер (М), начальник финансового отдела предприятия (НФО), заместитель директора по коммерческим вопросам (ЗКом), помощник директора по кадрам (ПК), начальник отдела маркетинга (НОМ), бригадир бригады сварщиков (Б). Выберите правильный вариант.



Тест 10.

Руководители, какого уровня управления характеризуются нижеприведенными высказываниями? Поставьте рядом с высказыванием соответствующую букву.

А)(2,5,7) – руководитель высшего уровня; В) (1) – руководитель низшего уровня.

Б) (3,4,6) – руководитель среднего уровня;

1. Олег Иванов возглавляет бригаду сварщиков на предприятии.

2. В.В. Павлов контролирует все направления деятельности ОАО « Московская кондитерская фабрика « Красный Октябрь».

3. Надежда Васильева была назначена начальником планово – экономического отдела завода.

4. Мой знакомый после окончания института был назначен заместителем директора предприятия по экономике и финансам.

5. Виктор Сидоров контролирует работу 7 мастеров.

6. Михаил Савченко подписал приказ о введении нового штатного расписания в компании с 1 января 2012 года.

Тест 11.

Выделите этапы контроля:

А) Предварительный;

Б) Установление стандартов и критериев;

В) Сопоставление (сравнение) с ними реальных результатов;

Г) Текущий;

Д) Финансовый;

Ж) Принятие необходимых корректирующих действий.

Тест 12.

Определите, какой критерий лежит в основе выделения трех категорий управленческих работников: руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

А) Стиль работы; Г) Функции управления;

Б) Уровень управления; Д) Организационная структура

В) Технология процесса управления;

Тест 13.

Для каких подходов и школ менеджмента характерны приведенные ниже утверждении? Выберите правильный ответ.



Тест 14.

Выберите правильные ответы:

Линейный руководитель – это тот, кто:

А) Контролирует деятельность всей организации;

Б) Руководит деятельностью подчиненных ему производственных подразделений и работников;

В) Отвечает за определенную сферу деятельности в организации;

Г) Руководит подразделением или организацией в целом, оказывая прямое воздействие на подчиненных, решая все возникающие проблемы управления.

Тест 15.

Выберите правильный ответ:

Функциональный руководитель – это тот, кто:

А) Имеет право отдавать приказы в рамках всей организации;

Б) Управляет отдельной сферой деятельности в организации;

В) Осуществляет управление производством;

Г) Имеет отдельный кабинет и секретаря.

Тест 16.

Определите, о каких руководителях, линейных (ЛР) или функциональных (ФР) идет речь в следующих высказываниях. Укажите свой вариант ответа в нужных местах в каждом высказывании.

А) (ФР) Наши студенты после окончания университета по специальности «Маркетинг» работают в организациях в отделах маркетинга, а наиболее умные, способные и энергичные из них могут даже стать руководителями этих отделов (_______);

Б) (ФР) Коммерческий директор (_______) торговой фирмы «Русский сувенир» собирается пройти переподготовку в Межотраслевом институте повышения квалификации при МГТУ им. Н.Э. Баумана, по специальности «Менеджмент»;

В)(ФР) Мой брат занимает должность управляющего делами в крупной фирме (______);

Г)(ЛР,ЛР,ФР) «Отец» науки управления – Фредерик Тейлор работал станочником, старшим рабочим, мастером (______), старшим мастером (______) на заводе Мидвейлской стальной компании в Филадельфии. В 1889 году Ф. Тейлор стал главным инженером завода (______).

Тест 17.

Тест 18.

Тест 19.

Тест 20.

Тест 21.

Руководитель, принимая решения и организуя их выполнение, выступает как:

А) Предприниматель; В) Распределитель ресурсов;

Б) Представитель; Г) Устранитель нарушений.

Тест 22.

Тест 23.

К информационным ролям менеджера относятся:

А) Связующее звено; В) Распространитель информации ;

Б) Приемник информации; Г) Ведущий переговоры.

Тест 24.

Тест 25.

Тест 26.

Г) Руководителей всех трех уровней управления.

Тест 27.

К межличностным ролям относят таких, как:

А) Руководитель; В) Лидер;

Б) Предприниматель; Г) Представитель.

Тест 28.

Тест 29.

Наибольшая?

А) Высшего; Б) Среднего; В) Низшего.

Тест 30.

Тест 31.

Выберите основные отличительные признаки управленческой команды:

1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом.

2. В команде один за всех и все за одного.

3. Все члены команды – единомышленники.

4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила ее жизни.

5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг к другу

6. Команда включает оптимальный состав по распределению ролей: генераторы – критики – организаторы.

7. В команде господствует культ буквы, а не мысли.

8. В команде полноценная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма.

10. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом. Умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу.

Тест 32.

В, 2-в, 3-н. 4-в, 5-н, 6-в, 7-н, 8-н, 9-н, 10-н

1. Контроль и инструктирование подчиненных имеет наибольшее значение в структуре затрат рабочего времени руководителей низового звена.

2. Когда цель поставлена, руководителям легче исполнять свои обязанности.

3. Главная задача руководителей и управленческих работников всех 3-х уровней управления - это определение миссии и общих целей функционирования и развития организации.

4. Умение работать с людьми важно для руководителей всех уровней управления.

5. Знание техники и технологии современного производства, умение хорошо разбираться в технических вопросах – это основное требование к руководителям высшего уровня в различных организациях.

6. Руководители всех трех уровней управления выполняют функции планирования, организации, координации, мотивации и контроля в организации.

7. В подавляющем большинстве российских фирм работает сильная управленческая команда на высшем уровне управления.

8. Постоянное непосредственное общение с исполнителями производственных заданий – это характерная черта деятельности руководителей высшего уровня управления.

9. Планирование вовсе необязательно в работе современных руководителей. Важно уметь действовать по ситуации.

10. Возможность различных ролей руководителя не меняются в зависимости от уровня управления.

Тест 33.

Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

Н, 2-в, 3-н, 4-в, 5-н, 6-н, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в

1. Хороший, квалифицированный, опытный руководитель должен уметь успевать сам решать все возникающие в процессе управления проблемы, не привлекая к этому других управленческих работников.

2. Определение стратегических направлений развития организации – одна из главных задач руководителей высшего уровня управления.

3. Определение основ кадровой политики в организации занимает центральное место в работе руководителей всех трех уровней управления.

4. Работа руководителя состоит из комбинации нескольких ролей.

5. Работа руководителей высшего уровня связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем.

6. Знание основ психологии управления важно только для руководителей низового уровня управления, поскольку они находятся в постоянном общении с производственными исполнителями.

7. Руководители высшего уровня управления обязательны больше наблюдать за внешней деловой средой, чем руководители низового уровня управления.

8. Умение делегировать полномочия – одно из основных качеств эффективного руководителя.

9. Руководитель высшего уровня несет ответственность за деятельность всех подразделений в организации.

10. Роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы.

Тест 34.

Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

Н, 2-в, 3-в

1. Информирование – одна из общих функций управления, выполняемая руководителем.

2. В современных условиях руководители должны уметь использовать групповые формы работы, создавать инновационную обстановку, творческую атмосферу, привлекать к решению сотрудников организации.

3. Для хорошего высшего руководства требуется сочетание таких типов людей, как человек мысли, человек действия, человек, разбирающийся в людях понимающий их, и человек публики. Однако эти типы способностей практически никогда не совмещаются в одном человеке.

Тест 35.

Тест 36.

Тест 37.

Что такое социометрия?

А) это способы осуществления воздействия на персонал на основе использования экономических законов;

Б) это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на властных отношениях и дисциплине;

В) это метод научного изучения взаимоотношений в коллективе и места каждого в структуре этих отношений;

Г) это метод, стимулирующий персонал на полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда.

Тест 38.

Расставьте перечисленные ниже потребности по порядку от низших к высшим, согласно иерархии А. Маслоу:

А, В, Д, Г, Б,

А) Физиологические потребности;

Б) Потребность в самовыражении (самореализации);

В) Потребность в безопасности и защищенности;

Г) Потребность в уважении;

Д) Социальные потребности.

Тест 39.

Тест 40.

Согласно Д.Мак-Клелланду, три важнейших для деловых ситуаций стимула – это стремление добиться успеха, власти и признания. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам связано, со стремлением к:

А) Власти;

Б) Успеху;

В) Признанию.

Тест 41.

Тест 42.

Тест 43.

Тест 44.

Первая стадия в создании продукта – это:

А) Управленческий анализ;

Б) Конструирование;

В) Предварительная оценка и выбор идей;

Г) Поиск идей.

Тест 45.

Предприятие решает организовать фирменный сервис во всех крупных городах области, для чего необходимо:

А) Связь с покупателем;

Б) Четкая система снабжения;

В) Поиск новых методов сервиса;

Г) Все вышеперечисленное.

Тест 46.

Новым товаром на рынке считается товар:

А) Имеющий новую упаковку и фасовку;

Б) Товар, с принципиально новыми техническими характеристиками;

В) Товар, известный на других рынках, но появившийся впервые на анализируемом;

Г) Все перечисленное.

Тест 47.

Что является товаром?

Б) Виды деятельности;

В) Телевизоры;

Г) Все вышеперечисленное.

Тест 48.

Самая острая конкурентная борьба возникает на следующем этапе ЖЦТ:

А Внедрение;

Б) Зрелость;

В) Рост;

Тест 49.

Предприятие начинает получать прибыль обычно на следующем этапе ЖЦТ:

А) Внедрение;

Б) Зрелость;

В) Рост;

Тест 50.

Г) Все перечисленное.

Тест 51.

Тест 52

В какой организационной структуре реализуется принцип единоначалия?

А) Линейной;

Б) Функциональной;

В) Проектной;

Г) Матричной.

Тест 53.

Какая из ниже перечисленных подфункций не относится к функцию планирование?

А) Прогнозирование;

Б) Координация;

В) Моделирование;

Г) Программирование.

Тест 54.

Тест 55.

Теория мотивации, согласно которой людям присущи власть, успех и причастность:

А) Теория Д. МакКлелланда;

Б) Теория справедливости;

В) Теория А. Маслоу.

Тест 56.

Какая подфункция, функций планирования включает: Разработку алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбора методов управления?

А) Прогнозирование;

Б) Моделирование;

В) Программирование.

Тест 57.

Тест 58.

Какие факторы, связанные с выполняемой работой, составляют основу ситуационного подхода для определения оптимального масштаба управляемости?

А) Техника коммуникации;

Б) Схожесть работ;

В) Территориальная удаленность работ;

Г) Степень четкости в постановке целей;

Д) Сложность работ.

Тест 59.

Управления?

А) Производство;

Б) Маркетинг;

В) Финансы;

Г) Работа с кадрами;

Д) Эккаунтинг;

Ж) Внешняя среда .

Тест 60.

Метод SWOT позволяет выявить:

А) Сильные и слабые стороны организации (предприятия);

Б) Угроз и возможностей;

В) Конфликтных ситуаций.

Тест 61.

Правильно расставьте этапы процесса коммуникации: А, В, Г,Б

А) Отправитель;

Б) Получатель;

В) Кодирование;

Г) Раскодирование.

Тест 62.

Тест 63.

К теории мотивации?

Б) Психологические ;

В) Процессуальные.

Тест 64.

В процессе управления осуществляются информационно – технические операции, связанные со сбором, обработкой и передачей информации; аналитические операции, связанные с анализом информации, разработкой вариантов решений; операции, связанные с постановкой цели, выбором оптимального варианта решения, его принятием;организационно – административные операции, связанные с организацией выполнения решения, представительскими функциями и т. д.

Укажите, в работе каких управленческих работников преобладают указанные операции? Выберите правильный вариант ответа.

Операции Кто выполняет операции
Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г Вариант Д
Информационно – технические операции Технические исполнители Специалис- ты Технические исполнители Технические исполнители Руководители
Аналитические операции Технические исполнители Технические исполнители Специалис-ты Специалис-ты Технические исполнители
Операции целеполагания, операции по выбору варианта решения Специалисты Специалисты Руководители Специалисты Руководители
Организационно – административ- ные операции Руководители Руководители Руководители Руководители Специалисты

Тест 65.

Определите наиболее рациональную структуру затрат рабочего времени руководителей (Р), специалистов (С) и технических исполнителей (ТИ). Выберите правильный вариант.

Категории управлен-ческих работников Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г
операции операции операции операции
И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А
Р 10 40 50 - -
С 40 60 - -
ТИ - - 90 10 -

И – Т – информационно – технические операции;

А – К – аналитико-конструктивные операции, связанные с анализом информации, целепологанием, выбором оптимального решения;

О – А – организационно – административные операции.

Тест 1.

Какие уровни управления можно выделить в организации?

А) Первичный; Г) Средний;

Б) Высший; Д) Низший .

В) Вторичный;

Тест 2.

Основные функции менеджмента, это:

А) Планирование, организация, мотивация, прогнозирование;

Б) Планирование, организация, мотивация, контроль;

В) Планирование, организация, мотивация, координация.

Тест 3.

Какой из ниже перечисленных конфликтов не относится к типу (уровню) конфликтов в организации (предприятий)?

А) внутриличностный;

Б) межличностный;

В) структурный;

Г) между личностью и группой;

Д) межгрупповой.

Новое на сайте

>

Самое популярное