Домой Зоб Влияние репертуара на процесс коллективного музицирования - методическая страница - ассоль. Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс коллективного музицирования

Влияние репертуара на процесс коллективного музицирования - методическая страница - ассоль. Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс коллективного музицирования

Предмет «Музыкальный инструмент фортепиано» предполагает проведение индивидуальных занятий (их основная форма – урок). Такой вид обучения создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством индивидуального и дифференцированного обучения является то, что они позволяют полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика.

Важность правильного выбора репертуара в классе «Фортепиано» общепризнанна. Репертуар должен отвечать логике усвоения и освоения учащимся материала, учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. При подборе репертуара педагог обязан «вглядываться в лицо» ребенка, вслушиваться в его реакцию, вопросы, замечания. Правильно составленный репертуар развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его к творческим поискам, развивает в ученике самостоятельность. А серый репертуар, не соответствующий уровню музыкальных способностей и интеллекта ребенка, снижает его стремление заниматься музыкой.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Следует поддерживать стремление ученика играть то или иное произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию. Пусть играет, если это созвучно его душевным струнам! Очень скоро, выразив себя и выплеснув эмоции, ребенок поостынет. Но какую пользу он при этом получит! А педагог, наблюдая, увидит в ученике многое, может быть до того еще не понятое ему. Ясно, что такие пьесы вовсе не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора ребенку нужно.

Широкое ознакомление учащегося с музыкой разных времен и стилей, выбор произведений в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, индивидуальная направленность репертуара, умение подобрать для данного ученика именно то музыкальное произведение, которое разовьет и продвинет его способности - вот главные задачи педагога - музыканта при выборе репертуара.

Выбору репертуара предшествует анализ возможностей учащегося. Важным фактором, влияющим на оптимальное техническое развитие учащегося, является педагогическая диагностика, позволяющая определить, какие виды техники развиты у учащегося в той или иной степени.

Педагогический анализ является одним из главных отправных моментов в подборе репертуара, способствующего оптимальному техническому совершенствованию учащегося.

Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой. Первый - установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале занятий с педагогом. Здесь определяются следующие моменты:

  • обладает ли учащийся какими-либо природными техническими задатками;
  • насколько легко он поддается научению тем или иным техническим приёмам;
  • какими техническими навыками он обладает, и какие виды техники развиты у него в меньшей степени (или совсем неразвиты).

Второй аспект - педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося, изучение его индивидуальности под этим углом зрения - период длительных занятий.

Приступая к подбору репертуара, педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается для учащегося то или иное произведение. Можно выделить три основных задачи, которые при этом преследуются:

  • Воспитание исполнительски-творческого понимания музыки, воспитание музыкального мышления учащегося. При этом речь идет не о воспитании музыкального мышления «вообще», а об определенных конкретных сторонах этого мышления.
  • Воспитание фортепианного мастерства учащегося.
  • Накопление репертуара.

При работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и музыкальное мышление, и фортепианная техника учащегося; выучив музыкальное произведение, он обогащает свой репертуар, и в этом отношении указанные задачи тесно переплетаются.

Одной из основных форм планирования занятий в классе «Фортепиано» является составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его возможностей) на каждое полугодие. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Составление «индивидуальных планов» учащихся принадлежит к числу ответственнейших и серьезнейших сторон педагогической деятельности и требует постоянной тщательной работы педагога над собой. Для целесообразного выбора репертуара педагог не только должен уметь наметить направления работы с учеником, не только постоянно обогащать свои знания в области фортепианной литературы, но и научиться разбираться в трудностях фортепианных произведений для того или иного уровня продвинутости.

Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, должны опираться на психолого-педагогическую характеристику учащегося, позволять видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его воспитанника.

Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе «Фортепиано»:

  1. Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и т.д.).
  2. Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).
  3. Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует учитывать психолого-педагогические возрастные особенности ребенка (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту).
  4. Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала. Как известно, программные требования (зачетов, экзаменов, академических концертов) предусматривают общепринятый образец подбора произведений. К ним относятся: полифонические произведения, произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного плана, пьесы кантиленного характера.
  5. Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники.
  6. Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания, поэтому он должен обладать высокой степенью содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а также объёмностью и многообразием.
  7. Принципы значимости музыкального материала для личности (познавательной, эстетической, практической), художественного разнообразия репертуара, концентрической организации художественно-технических задач, планирование самостоятельной деятельности учащихся.
  8. Принцип системности. Подбирая музыкальный материал по принципу постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося, и его музыкального мышления.

Обучение детей музыке - сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества учащегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания ученика-пианиста.

Мне представляется, что одним из важнейших вопросов для обучающегося игре на музыкальном инструменте является сохранение и поддержание собственной мотивации. В самом начале обучения обычно с этим нет никаких проблем - мотивации хоть отбавляй, но проходит время, и она куда-то начинает испаряться. Не верю, что без мотивации можно сколь-нибудь продолжительное время продолжать заниматься - всё, так или иначе, заглохнет. На солдафонской дисциплине и принуждении себя далеко не уедите. Оглядываясь на весь мой собственный опыт в течение десятилетий, попытаюсь проанализировать те проблемы с мотивацией, которые встречались именно мне. Итак, встретившиеся мне причины исчезновения мотивации:

1. «Задолбали!» Это детская причина, самая первая, которая мне встретилась. Когда неумное выстраивание процесса обучения со стороны взрослых в лице музыкальной школы отбивает всякую охоту учиться. Неудачный подбор репертуара, раздражение от необходимости посещать какой-то там хор. В общем, все какое-то издевательское, пресное, неискреннее, официозное. Может быть для детей определенного психического склада и особой склонности к классической музыке это прокатывает, но для меня, который в дальнейшем больше предпочтения отдал угловатому джазу в противоположность округлым консонансам классики, это стало превращаться в муку.
Решение: Скорее всего, решение во власти только родителей, а не самого маленького ребенка-ученика. Родителям же обращать внимание на адекватность процесса обучения настроению и склонностям их ребенка. Нельзя отрицать, что некоторое принуждение может оказаться необходимым, сродни тому, как следует контролировать выполнение домашних заданий в общеобразовательной школе, но не надо перегибать палку.

2. Физическое отсутствие регулярного доступа к инструменту. Это я испытал во время обучения в институте, когда проживал в общежитии. Редкие возможности где-то там поиграть в пустом актовом зале на пианино, которое стоит на сцене, не формировали какой-либо мотивации вообще обучаться.
Решение: В мое время не было электронных музыкальных клавиатур, а сейчас, по-моему, совсем не проблема приобрести хотя бы дешевую и заниматься в наушниках. Было бы время для этого.

3. Методологические ошибки при обучении. Неверный путь овладения техникой приводит мордой в жесткую кирпичную стенку: прогресса никакого, руки испорчены, удовольствия от игры нет вообще. Мне случалось в такое вляпываться. После обучения в институте у меня был акустический инструмент, я не был обременен семьей и, следовательно, у меня имелось какое-то свободное время. Но самостоятельное обучение не особенно удавалось: вспухшие ганглии на обеих руках, немузыкальная плоская игра, Ганон и отсутствие какой-либо методической литературы или учителя. За пару лет все желание потухло.
Решение: Первое, что надо осознать при таком виде потери мотивации, что это именно твое собственное неправильное поведение привело к такой ситуации. Гордыня, торопливость, отсутствие учителя, нежелание вдумываться и анализировать. «ТщательнЕЕ, тщательнЕЕ надо, ребята», как говорил Жванецкий. То есть надо отступить назад, возможно сделать паузу в обучении на несколько месяцев, и начать заново очень осторожно и вдумчиво, контролируя каждый шаг, каждый тревожный нюанс. Фактически отношение к себе должно быть как к переболевшему человеку, который медленно должен начать поправляться. Осторожности должно быть даже больше, чем для «здорового» человека, который только что принимающегося за изучение. «Медицинский» контроль своего процесса обучения, своевременное выявление имеющихся проблем, привлечение учителя для создания обратной связи.

4. Не тот инструмент. Успешно погасив свою мотивацию через способ №3, я неожиданно вернулся к музыке с появлением на рынке первых синтезаторов. Эти игрушки будоражили ум и воображение и оказались очень кстати, чтобы вновь оживить мой интерес к обучению музыке. Во многом я очень благодарен этим синтезаторам. Но вместе с тем они оказались ограниченными. Пробудившись ото сна, я несколько лет занимался набором композиций и многотрековой записью, но и здесь уперся в стенку. Отчасти стенка была того же рода, что и в причине №3, но еще добавилось несовершенство механики инструмента. Синтезаторная ватно-мягкая вяжущая механика не позволяла развивать технику игры классических произведений. Я не совсем это осознавал (был еще XX век, интернета и книг почти еще не было), и поэтому все опять скисло. Сейчас, мне кажется, я могу достаточно четко выделить причину угасания мотивации в тот период - не та механика и звук инструмента.
Решение: Не упустите момент, когда надо переходить от инструмента-игрушки к настоящему музыкальному инструменту.

5. Не для кого играть. Эта причина исчезновения мотивации, на мой взгляд, поменьше, чем предыдущие но, тем не менее, тоже существует. Это ближе по типу к припадкам общих жизненных депрессий: незачем жить, никто меня не любит, мне обрыдла работа и т.п. Даже при появлении некого уровня мастерства в игре, абсолютное «щастье» не наступает. Уже не хочется быть «столбовой дворянкой», а хочется стать «царицей» как в «Рыбаке и рыбке». Но возможности революционных скачков в развитии, похоже, уже заканчиваются. Для одного себя любимого играть становится скучно, а с таким уровнем любительской игры и приткнуться некуда. Да и сам себя не стал бы слушать, если бы был по отношению к себе сторонним человеком.)) Вокруг столько качественной музыки, зачем же слушать пятисортное!
Решение: Та же общая универсальная таблетка, которая используется для создания позитивного отношения к жизни, - регулярно «покупайте в аптеке и пейте». А технические возможности для игры музыканта-любителя на публике есть всегда. Некоторые я затрагивал в журнале, а так, думаю, они у каждого свои и специфические, надо только примечать.

Я не стал упоминать здесь нечто вроде «общей нерадивости» к долговременному обучению и неспособности фокусироваться на цели, так как не считаю себя нерадивым))) Также в моей системе координат нет такой причины как потеря мотивации из-за возрастных ограничений. Я этого не понимаю. Мы же говорим о мотивации, а не об абсолютных показателях, не так ли?

Развитие музыкального восприятия детей осуществляется по­средством всех видов музыкальной деятельности, поэтому речь пойдет о качестве репертуара в целом. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени определяет содержа­ние музыкального образования. Вот почему оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с дошколь­никами - важнейший вопрос методики.

Содержание образования - это не только знания, умения и навыки, которыми овладевают дети. Оно должно обеспечить вы­полнение задач воспитания и развития ребенка в комплексе. Ус­пешность решения задач музыкального воспитания (развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры детей) в значительной степени предопределена самим музыкальным репертуаром. Не столько важно обучить детей определенным навыкам и умениям (пение, движения, игра на музыкальных инст­рументах), сколько с помощью всех этих средств приобщить к музыкальной культуре. Одни и те же навыки и умения могут фор­мироваться на репертуаре, имеющем различную художественную ценность, поэтому его отбор имеет первостепенное значение.

Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, дол­жен удовлетворять одновременно двум требованиям-художественности и доступности.Рассмотрим эти требования подробнее.

Музыка существует с глубокой древности. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценое, яркое, талантливое, художественное. Это народная музыки и произведения, созданные композиторами в разные историче­ские эпохи в разных странах. У современного человека имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Разные люди неодина­ково относятся к этой возможности. Одни отдают предпочтение классической музыке, у них есть любимые композиторы, произве­дения; другие же равнодушны к ней.

В чем причина такого явления, что признанные человечеством художественные шедевры не имеют ценности для многих людей? Является ли музыка элитарным искусством, доступным восприя­тию лишь немногих, или ее может полюбить каждый челове^, и тогда надо говорить об издержках музыкального воспитания?

Музыкальная культура человека, его вкусы формируютсй в процессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве. Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человечес­ком окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет на­учиться говорить. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

В еще не столь далекие времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных цен­ностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народ­ную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, об­ряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных ин­струментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слушать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирова-ние было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной куль­туры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в ат­мосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовно­сти, которую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевиде­ния, может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетиче­ски ценные музыкальные впечатления.

В каждую историческую эпоху в музыке отражался излюблен­ный круг образов, тем, интонаций. «Новые люди, новое идейное устремление,-писал Б.В. Асафьев,-иная «настроенность эмоций» вызывают иные интонации».

Е,В. Асафьев подчеркивал, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи». Это пои ребляетря в разных вариантах: «бытующий словарь и» «устный словарь интонаций», «звукосмысловые накопления» «звукословарь», «интонационный словарь своего времени».

И музыке И.С. Баха часто звучат строгие, возвышенные мелодии. В творчестве французских клавесинистов Ф.куперена,Ж. Рамо получило отражение галантное искусство эпохи. Романтическая приподнятость в сочетании с лиризмом, искренностью выражении чувств свойственна музыке Р. Ф. Шопена. Современная классическая музыка более конфликтна, полна острых звучаний.

Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок; привыкает к языку интонаций народной, классической и современней музыки, накапливает опыт восприятия музыки различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в детстве. Музыкальный язык не является исключением.

В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так и воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции.

Б.В. Асафьев объясняет это явление так: «В сознании слушателей... не размещены целиком музыкальные произведения… а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты музыки, но который, в сущности, составляет «устный музыкально-интонационный словарь». Подчеркиваю: интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или просебя) «запас» выразительных для него, «говорящих ему» музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда «на слуху лежащих» зву­кообразований, вплоть до характерных интервалов. При слуша­нии нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным «дорогам».

Прокладывать эти «дороги» предпочтительнее на высокоху­дожественных образцах музыкального искусства, создавая в пред­ставлении ребенка эталоны красоты.

«Данные «памятки»,-пишет Б.В. Асафьев,-«памятные мгновения»... являются и проводниками памяти, и оценочными при­знаками, и нормами суждений».

Таким образом, репертуар, который используется в процессе музыкального воспитания, оказывает влияние на формирование отношения детей к музыке. Какую музыку дети слышат сегодня в детском саду и семье?

Репертуар детского сада включает народную музыку, дет­скую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей (с учетом дидактиче­ских целей). Многие из этих произведений не отвечают высоким требованиям художественности. Они написаны упрощенным, ма­лохудожественным музыкальным языком, включают примитив­ные штампы интонационных оборотов и гармонизаций, скучны и неинтересны. С помощью этих произведений и прокладываются «дороги», по которым идет ребенок, постигая язык музыки.

Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. В семье ма­лыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представле­нии многих родителей, которые сами выросли без нее.

Музыкальный руководитель формирует интерес к музыке на том репертуаре, который традиционно используется в работе дет­ского сада. Дети воспринимают положительное отношение педа­гога к этим произведениям, и, таким образом, эталоны красоты у них формируются на малохудожественных произведениях. В ито­ге деятельности и общения дети воспитываются на репертуаре, далеком от совершенства. «Интонационный словарь эпох» усва­ивается ими в очень незначительной степени. Он вытесняется ин­тонационным словарем специфически детской современной му­зыки (в детском саду) и развлекательной (в семье).

Еще раз подчеркнем: репертуар, используемый в работе с деть­ми, должен включать в себя произведения классической музыки всех эпох.

В связи с этим необходимо рассмотреть другое требование, которое предъявляется к музыкальным произведениям, требова­ние доступности. Оно рассматривается, как правило, в двух ас­пектах: доступность содержания музыкальных произве­дений и доступность для воспроизведения их детьми.

Доступность содержания иногда понимается как использова­ние программно-изобразительных образов, близких детям (при­рода, игра, игрушка, сказка, образы животных и птиц и т. д.), дающих опору на внешние предметные образы. Вопрос же до­ступности содержания музыки гораздо шире. Он должен рассмат­риваться в плане возможности восприятия эмоционального со­держания, соответствия чувствам, которые дети способны пере­жить в данный момент.

Доля изобразительной музыки в общем музыкальном культур­ном наследии ничтожно мала, поэтому детей не следует приучать при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и непрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт - способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Детям уже начиная с раннего возраста доступны для восприя­тия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следу­ет. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания). Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В.М. Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни) реагирует на звуки музыки. В.М. Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызы­вают у них плач и раздражение, другие - радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в вы­боре музыкальных пьес для воспитания ребенка».

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возрас­та с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Виналади, музыку В. Л. Моцарта, Ф. Шуберта и других композито­ров -спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагиру­ют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной куль­туры в целом.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Поскольку объем внимания дошкольников невелик - они могут слушать музыку в течение небольшого времени (1-2 минуты),- целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. При повторных прослушиваниях можно взять более крупный фрагмент, в зависимости от реакций детей, их заинтере­сованности. Важно при этом соблюдать чувство меры, ориенти­роваться на желание ребят, проявление интереса.

Детей необходимо знакомить со звучанием различных музы­кальных инструментов-народных, инструментов симфониче­ского оркестра, чудо-инструмента-органа, их выразительны­ми возможностями.

Таким образом, круг доступных по содержанию дошкольни­кам музыкальных произведений достаточно широк. Другой аспект доступности репертуара-возможность исполнения про­изведений самими детьми. Рассмотрим это требование примени­тельно ко всем видам музыкального исполнительства (пение, му­зыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инстру­ментах).

Пение как вид детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечение любого репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию и удовлетворяю­щего требованию художественности. Это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность воспроизведения детьми слож­ного ритмического рисунка мелодии, скромные фонетические и лексические возможности развития речи (особенно враннем дет­стве и младшем дошкольном возрасте).

Поэтому репертуар, отобранный педагогом для пения, дол­жен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, не­сложный ритм, понятный и простой для произношения текст.

Эти требования, конечно, ограничивают выбор средств музы­кальной выразительности при создании композиторами песен для детей. Быть может, в какой-то мере из-за этого многие современные песни, написанные специально для обучения детей пению в дошкольных учреждениях, скучны, неинтересны, не удовлетво­ряют требованию художественности.

Опыт показывает, что дети легче усваивают песни, отличаю­щиеся образной характерностью, эмоциональностью, яркой ху­дожественной привлекательностью, несмотря на содержащиеся в них трударсти для воспроизведения, и, наоборот, с равнодушием поют доступный им песни, с несложной, но маловыразительной мелодией, «топчущейся на месте». Им труднее запомнить ее и точ­но воспроизвести. Как правило, дети не выбирают эти песни, ког­да поют «для себя».

Органичному сочетанию требований художественности и до­ступности песенного репертуара в первую очередь отвечает фоль­клор - детские попевки и песенки. Многие из них написаны в диапазоне, кварты, построены на простых мелодических ходах (Терций, секунда, несложны по ритму и тексту, например: «Пету-шок», «Василек», «Зайка, ты, зайка», «Поет, поет соловушка» и многие другие. Эти попевки и песенки успешно используются в работе с младшими дошкольниками, в старших группах их вклю­чают: в качестве упражнений, распеваний. Для работы со стар­шими можно брать более сложные, продолжительные мелодии.

Фольклор должен занять достойное место в репертуаре для детей. Народное искусство органично сочетает пение, движения, игру, помогая тем самым проявлению творчества детей (сочета­ние пения с инсценировками, театрализацией, создание на их ос­нове игр). Народные попевки удобны для пения, многие из них близки речевым интонациям. Эту особенность педагогу необхо­димо) использовать в работе: начиная с выразительного чтения текста нараспев постепенно подводить детей к вокализациям, а затем и к пению. Накопление интонационного опыта народной музыки значительно облегчает усвоение языка классической му­зыки, включающей ее обороты.

Истоки профессионального музыкального искусства-в на­родной мууыке. Народная музыкальная культура всегда являлась средством музыкального воспитания. Чтобы не утратить ценный источник народной культуры, важно уже с первых лет сделать фольклор близким детям.

Привлечение классической вокальной литературы для заня­тий с детьми затруднено, так как композиторами написано немно­го произведения этою жанра, адресованных маленьким исполни­телям. Однако имеется возможность частично компенсировать этот недостаток, если использовать мелодии из классических про­изведений, удобные для воспроизведения детьми, для рап ювгший

В отличие от пения использование классического репертуара в музыкально-ритмических движениях не ограничено в такой мере требованием доступности. Через движения дети легче усваивают язык музыки, се сопереживание сопровождается непроизвольны­ми двигательными реакциями.

Идея использования движений в качестве естественной воз­можности развития музыкального восприятия была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педаго­гом Э. Жак-Далькрозом, многими его последователями за рубе­жом и в нашей стране. Поскольку музыка является временным видом искусства, все изменения ее характера, настроений, наи­более яркие выразительные средства могут быть выражены с по­мощью движений.

Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны овладеть определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музы­кально-ритмическими навыками и умениями используется репер­туар народной, классической и современной музыки (специально созданные для детей танцы, игры). Доля народной и классиче­ской музыки в этом виде деятельности детей может быть значи­тельно увеличена. Танцевальная музыка создавалась композито­рами на протяжении многих исторических эпох, она разнообраз­на по жанрам, стилям и вполне доступна для восприятия детьми даже раннего возраста.

Поскольку основная цель применения музыкально-ритмиче­ских движений в работе с детьми - развить музыкальное вос­приятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников с помощью народной музыки, а также высокохудожествен­ных произведений классического музыкального наследия всех времен.

Качество репертуара, который отбирается для музыкально-ритмических движений (упражнения, таш цл, игры, двигательные импровизации), оказывает решающее воздействие на формиро­вание у детей вкуса, опыта музыкального восприятия. Способ­ность сопереживания музыке должна быть развита на высокоху­дожественных образцах музыкального репертуара - народной и классической (включая современную) музыке.

В работе с детьми может быть испол ьзоваиа самая разнообраз­ная танцевальная музыка; от старинных танцевальных пьес из сюит И.С. Баха (например, из сюиты си минор для камерного ор­кестра - «Полонез», «Менуэт», «Бурре», «Шугка») до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетов П. И. Чайковского, а также маршевая музыка, специально созданная композиторами-класси­ками для детей, и фрагменты из балетов, опер, симфоний.

Доступность мелодий для исполнения их детьми на музыкаль­ных инструментах определяется яркостью музыкального обра­за, небольшим диапазоном, непродолжительностью. Чтобы вос-произйести мелодию на музыкальном инструменте, ребенок должен запомнить ее; поэтому важно выбирать простые, но вы­разительные мелодии, в первую очередь народные («Петушок», «Солнышко», «Василек» и др.). Используются также яркие ме­лодии из классических произведений, удобные для воспроизве­дения, а также специально созданные современными композито­рам^ (попевки «Андрей-воробей», «Гармошка», «Спите, куклы», «Труба»идр.).

Таким образом, требование доступности не должно вступать в противоречие с требованием художественности репертуара, используемого в работе с дошкольниками. Музыкальные произведения, написанные специально для детей, должны быть ок­рашены чувством, иметь яркую мелодию, разнообразную (а не примитивную!) гармонизацию, отличаться художественным сво­еобразием. Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики Писали музыку специально для детей.

Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридовд, А.Ц. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича, С.М. Слонимского и других.! Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей (например, «Детская Симфония» И. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Визе, симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С. Про-кофьевйидр.).

Помимо «детской» музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разных времен-старин­ную музыку А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха, произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рахманино­ва, Д.Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов-классиков, формировать у детей эталоны красоты.

Развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности, поэтому речь пойдет о качестве репертуара в целом. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени определяет содержание музыкального образования. Вот почему оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками,- важнейший вопрос методики.

Содержание образования - это не только знания, умения и навыки, которыми овладевают дети. Оно должно обеспечить выполнение задач воспитания и развития ребенка в комплексе. Успешность решения задач музыкального воспитания (развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры детей) в значительной степени предопределена самим музыкальным репертуаром. Не столько важно обучить детей определенным навыкам и умениям (пение, движения, игра на музыкальных инструментах), сколько с помощью всех этих средств приобщить к музыкальной культуре. Одни и те же навыки и умения могут формироваться на репертуаре, имеющем различную художественную ценность, поэтому его отбор имеет первостепенное значение.

Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям - художественности и доступности. Рассмотрим эти требования подробнее.

Музыка существует с глубокой древности. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. Это народная музыка и произведения, созданные композиторами в разные исторические эпохи в разных странах. У современного человека имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Разные люди неодинаково относятся к этой возможности. Одни отдают предпочтение классической музыке, у них есть любимые композиторы, произведения; другие же равнодушны к ней.

В чем причина такого явления, что признанные человечеством художественные шедевры не имеют ценности для многих людей?

Является ли музыка элитарным искусством, доступным восприятию лишь немногих, или ее может полюбить каждый человек, и тогда надо говорить об издержках музыкального воспитания?

Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве.

Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет научиться говорить. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

В еще не столь далекие времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слушать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

В каждую историческую эпоху в музыке отражался излюбленный круг образов, тем, интонаций. «Новые люди, новое идейное устремление,- писал Б. В. Асафьев,- иная «настроенность эмоций» вызывают иные интонации»1.

Б. В. Асафьев подчеркивал, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи». Это понятие употребляется в разных вариантах: «бытующий словарь интонаций», «устный словарь интонаций», «звукосмысловые накопления», «звукословарь», «интонационный словарь своего времени».

В музыке И. С. Баха часто звучат строгие, возвышенные мелодии. В творчестве французских клавесинистов Ф. Куперена, Ж. Рамо получило отражение галантное искусство эпохи рококо.

Романтическая приподнятость в сочетании с лиризмом, искренностью в выражении чувств свойственна музыке Р. Шумана, Ф. Шопена. Современная классическая музыка более конфликтна; полна острых звучаний.

Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.

В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А, как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции.

Б. В. Асафьев объясняет это явление так: «В сознании слушателей... не размещены целиком музыкальные произведения... а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты» музыки, но который, в сущности, составляет «устный музыкально-интонационный словарь». Подчеркиваю: интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя...) «запас» выразительных для него, «говорящих ему» музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда «на слуху лежащих» звукообразований, вплоть до характерных интервалов. При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным «дорогам»1.

Прокладывать эти «дороги» предпочтительнее на высокохудожественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении ребенка эталоны красоты.

Таким образом, репертуар, который используется в процессе музыкального воспитания, оказывает влияние на формирование отношения детей к музыке. Какую музыку дети слышат сегодня в детском саду и семье?

Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей (с учетом дидактических целей). Многие из этих произведений не отвечают высоким требованиям художественности. Они написаны упрощенным, малохудожественным музыкальным языком, включают примитивные штампы интонационных оборотов и гармонизаций, скучны и неинтересны. С помощью этих произведений и прокладываются «дороги», по которым идет ребенок, постигая язык музыки.

Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. В семье малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее.

Музыкальный руководитель формирует интерес к музыке на том репертуаре, который традиционно используется в работе детского сада. Дети воспринимают положительное отношение педагога к этим произведениям, и, таким образом, эталоны красоты у них формируются на малохудожественных произведениях. В итоге деятельности и общения дети воспитываются на репертуаре, далеком от совершенства. «Интонационный словарь эпох» усваивается ими в очень незначительной степени. Он вытесняется интонационным словарем специфически детской современной музыки (в детском саду) и развлекательной (в семье).

Еще раз подчеркнем: репертуар, используемый в работе с детьми, должен включать в себя произведения классической музыки всех эпох.

В связи с этим необходимо рассмотреть другое требование, которое предъявляется к музыкальным произведениям,- требование доступности. Оно рассматривается, как правило, в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для воспроизведения их детьми.

Доступность содержания иногда понимается как использование программно-изобразительных образов, близких детям (природа, игра, игрушка, сказка, образы животных и птиц и т. д.), дающих опору на внешние предметные образы. Вопрос же доступности содержания музыки гораздо шире. Он должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент.

Доля изобразительной музыки в общем музыкальном культурном наследии ничтожно мала, поэтому детей не следует приучать при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и внепрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный

опыт - способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Детям, уже начиная с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически - успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания). Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В. М. Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни) реагирует на звуки музыки. В. М. Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие - радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка»1.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, музыку В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Поскольку объем внимания дошкольников невелик - они могут слушать музыку в течение небольшого времени (1-2 минуты),- целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. При повторных прослушиваниях можно взять более крупный фрагмент, в зависимости от реакций детей, их заинтересованности. Важно при этом соблюдать чувство меры, ориентироваться на желание ребят, проявление интереса.

Детей необходимо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов - народных, инструментов симфонического оркестра, чудо-инструмента - органа, их выразительными возможностями.

Таким образом, круг доступных по содержанию дошкольникам музыкальных произведений достаточно широк.

В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извлечены многие произведения, в программу обучения введены новые специализации и т.д. На фоне произошедших нововведений хочется обратить особое внимание на необходимость поиска методических пособий, которые смогут помочь сделать процесс приобщения к музыке и овладения навыками игры на аккордеоне доступными ребенку с самыми обычными данными. Часто возникает ситуация, когда при общепринятом подходе изучения нотной грамоты, у детей пропадает желание заниматься музыкой.

С точки зрения психологов все многообразие человеческой деятельности сводится к трем основным видам – игре, учебе и труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психологических функций и способностей. Так, для дошкольников ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется внимание, воображение, управление своим поведением. Если ребенка в 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, то это может привести к задержке его развития, либо к однобокому развитию.

Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Но они по-прежнему много и охотно играют. При поступлении в школу происходит смена ведущего вида деятельности. Игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против смены ведущей деятельности. Мы должны понять ребенка, войти в его ситуацию. Понять, почему он не хочет учиться. Потому, что ему трудно, не совсем понятно, недостаточно интересно.

Как сделать интересными и любимыми занятия на аккордеоне? Этому могут способствовать то, что будит воображение – музыкальный материал, рисунок, текст песенок, произведения современного репертуара. Большую роль могут сыграть и родители, помогающие ребенку дома.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но

проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения .

Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит - оно отвечает его эмоциональному состоянию. Ясно, что такие пьесы не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.

В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, В.Ковтуна, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть, как великие артисты. Поэтому по возможности необходимо подбирать интересный репертуар.

Почему детям нравится исполнять произведения под фонограмму. Потому что они звучят ярче, сочнее. Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.

Почему исполнение под фонограмму современно? В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.

Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:

Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание

произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.

1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.

Примерный репертуар:

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:

Точность в темпе, ритме

Штрихи должны соответствовать характеру произведения

Динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).

При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.

Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.

В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать

свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.

Для чего нужно играть под фонограмму?

Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.

Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

В воспитании музыканта - будущего исполнителя и педагога, в формировании его творческой индивидуальности и в совершенствовании мастерства решающую роль играет тот репертуар, над которым он работает в процессе обучения. Личность музыканта складывается из взаимосвязанных развивающихся компонентов: художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. И естественно, чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполненных произведений и, наконец, чем глубже они изучены, тем больше условий для разностороннего развития будущего музыканта.


Лукоянова Наталья Николаевна

Новое на сайте

>

Самое популярное