Домой Зоб Альбрехт дюрер его работы. Самые известные работы альбрехта дюрера

Альбрехт дюрер его работы. Самые известные работы альбрехта дюрера

Будучи сыном ювелира, Дюрер некоторое время в своей биографии работал учеником, сначала в мастерской отца. Начиная с 1489 года, он трудился в студии художника Михаэля Вольгемута. По окончанию обучения отправился в путешествие, побывал в Колмаре, Базеле, Страсбурге, а в 1494 году в Италии. Во время путешествий Дюрер добывает множество знаний из первоисточников. Так многому научился у Мартина Шонгауэра, известнейшего гравера того времени.

Находясь в Италии, Дюрер увлекся стилем Мантегны и Беллини. Внимательно наблюдая за реалистичными деталями в живописи, Дюрер развил рациональную систему перспективы, а также человеческих пропорций. Однако кроме этого Дюрер создавал полотна под влиянием воображения (например, «Four Horsemen of the Apocalypse»). В 1498 году он выполнил серию громадных гравюр на тематику пророческих предвидений.

После 1500 года Дюрер начинает больше интересоваться историей искусств, а его гравировочные работы насыщаются множеством мелких деталей. В первом десятилетии 16 века Дюрер создал две серии гравюр «Passion of Christ», «Life of the Virgin». В 1505 году он совершил вторую поездку в Италию. Он остался в Венеции примерно на два года. Его чувственное восприятие окружающего мира отразилось на множестве полотен, в том числе акварельных, изображающих растительный и животный мир. Кроме того он создал превосходную серию пейзажей Альп, выполненную во время его путешествия в Италию.

Будучи другом известнейших в его время гуманистов, Дюрер в некоторых своих работах выразил гуманистические наклонения (например, «Knight, Death, and the Devil», «St. Jerome in his Cell», «Melencolia I»). Некоторое время он исследовал идеальные человеческие пропорции. Для императора Максимилиана I Дюрер разработал несколько проектов, включая гравюру, известную как «Triumphal Arch», «Triumphal Procession». Будучи теоретиком, Дюрер написал трактат о человеческих пропорциях, работу по практической геометрии, а также трактат по построению укреплений.

В некоторых поздних работах Альбрехта Дюрера отразилось влияние теорий Лютера («Last Supper»). В 1502 году Дюрер отправился в Нидерланды, где он был признан как мастер. Таким образом, Дюрер стал первым немецким художником, признанным за пределами своей родины. Во второй декаде 16 века Дюрер сосредоточенно работал над переводом световых и тональных эффектов в графику.

Полотно Дюрера «Portrait of His Father» (1409) находится во Флоренции, его автопортрет (1493), а также некоторые ранние известные полотна – в Лувре. Другими известными работами Дюрера являются «Paumgartner Altar» в Мюнхене, «Feast of the Rose Garlands», «Adoration of the Trinity» в Вене. Работа «Heller Altar» была уничтожена пожаром в 18 веке.

Дюрер изображал человеческие фигуры, а особенно это проявилось в мифологических сценах, с превосходным чувством пропорций. Будучи талантливым художником и гравером, за всю биографию Дюрер создал множество превосходных гравюр. Его работы оказали большое влияние на следующие поколения.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Альбрехт Дюрер появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 году. Его отец перебрался из Венгрии в середине ХV века и слыл лучшим ювелиром. В семье было восемнадцать детей, будущий художник родился третьим.

Дюрер с самого раннего детства помогал папе в мастерской по ювелирной работе, и он возлагал на сына большие надежды. Но сбыться этим мечтам не судилось, потому что талант у Дюрера младшего проявился рано, и отец смирился, что ребёнок не станет ювелирным мастером. В то время мастерская Нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута пользовалась большой популярностью и имела безупречную репутацию, именно поэтому туда был направлен Альбрехт в возрасте 15 лет. Вольгемут был не только отличным художником, но и искусно работал над гравированием по дереву, меди и прекрасно передал свои знания старательному ученику.

Закончив учиться в 1490 году, Дюрер написал свою первую картину «Портрет Отца» и отправился в путешествие, для того чтобы перенять навыки у других мастеров и набраться новых впечатлений. Он побывал во многих городах Швейцарии, Германии и Нидерландах, повышая свой уровень в изобразительном искусстве. Оказавшись в Кольмаре, Альбрехт имел возможность работать в мастерской знаменитого живописца Мартина Шонгауэра, но он не успел повстречаться с известным художником лично, потому что годом ранее Мартин скончался. Но удивительное творчество М. Шонгауэра сильно повлияло на молодого художника и отразилось в новых картинах в несвойственном ему стиле.

Находясь в Страсбурге, в 1493 году Дюрер получает письмо от отца, где тот сообщал о договоренности женитьбы своего сына на дочери друга. Возвратившись в Нюрнберг, молодой художник сыграл свадьбу с Агнессой Фрей, дочерью медника, механика и музыканта. Благодаря женитьбе, Альбрехт повысил свой социальный статус и мог теперь иметь собственное дело, так как семья жены была уважаема. Художник нарисовал в 1495 году портрет супруги под названием «Моя Агнесса». Счастливым брак назвать нельзя, потому что жену не интересовало искусство, но жили они до самой смерти вместе. Супруги были бездетны и не оставили после себя потомство.

Популярность за пределами Германии пришла к Альбрехту с помощью медных и деревянных гравюр в большом количестве копий, когда он вернулся из Италии. Художник открыл свою собственную мастерскую, где издавал гравюры, в самой первой серии его помощником был Антон Кобергер. В родном Нюрнберге мастера имели большую свободу, и Альбрехт применил новые техники в создании гравюр и начал их продавать. Талантливый живописец сотрудничал с известными мастерами и выполнял работы для знаменитых нюрнбергских изданий. А в 1498 году Альбрехт выполнил ксилографии к изданию «Апокалипсис» и получил уже европейскую известность. Именно в это период художник влился в круг нюрнбергских гуманистов, который возглавлял Кондрат Цельтис.

После в 1505 году в Венеции Дюрера встретили и приняли с уважением и почестью, и художник исполнил для немецкой церкви алтарный образ «Праздник четок». Познакомившись здесь с венецианской школой, живописец изменил свою манеру работы. Творчество Альбрехта было очень высоко оценено в Венеции, и совет предлагал деньги на содержание, но талантливый художник все же уехал в родной город.

Слава Альбрехта Дюрера возрастала с каждым годом, его работы были уважаемы и узнаваемы. В Нюрнберге он приобрёл для себя огромный дом в Циссельгассе, в котором можно побывать и в наши дни, там находится Дом-музей имени Дюрера. Встретившись с императором Священной Римской империи Максимилианом I, художник показал нарисованные заранее два портрета его предшественников. Император был в восторге от картин и сразу сделал заказ своего портрета, но не смог расплатиться на месте, поэтому стал выплачивать ежегодно Дюреру приличную премию. Когда скончался Максимилиан, премию перестали платить, и художник отправился в путешествие, чтобы восстановить справедливость, но ему это не удалось. И в конце поездки Альбрехт заболел неизвестной болезнью, возможно малярией, и мучился от приступов оставшиеся годы.

Свои последние годы жизни Дюрер трудился как живописец, одной из важных картин считается преподнесенная городскому Совету «Четыре апостола». Исследователи работ известного художника приходят к разногласиям, кто-то видит в данной картине четыре темперамента, а кто-то отклик Дюрера на разногласия в религии. Но Альбрехт унес в могилу свои мысли по этому поводу. Через восемь лет после заболевания А. Дюрер скончался 6 апреля 1528 года в городе, где и появился на свет.

Описание некоторых известных портретов мастера.

Портреты Дюрера

Один из величайших мастеров портрета в истории мировой живописи, Дюрер часто и охотно обращался к этому жанру. Особенно большое число портретных изображений он создал в поздний период творчества, когда был известным и всеми признанным живописцем. Так, только за один год пребывания в Нидерландах Дюрер выполнил свыше 100 портретов. По-видимому, объяснение этому следует искать в том, что портрет - как правило, заказной - всегда служил художникам одним из эффективнейших средств упрочения своего положения в обществе, и Дюрер, неизменно заботившийся о своей известности и общественном статусе, не составлял исключения. С другой стороны, обширное присутствие портретных изображений в позднем творчестве художника - свидетельство неустанного и, как правило, доброжелательного интереса Дюрера к окружавшим его людям, чей внешний облик и манеры он никогда не прекращал изучать со всем характерным для него вниманием.

Среди моделей художника мы находим влиятельных придворных, богатых купцов, ученых-гуманистов, чьи писания могли содействовать распространению славы немецкого мастера далеко за пределами Германии, и самого Максимилиана I, могущественного императора Священной Римской империи.

Формула дюреровской портретной композиции во всех работах очень схожа: чаще всего, художник изображает человека по грудь, поворачивая его от зрителя на 45 градусов. Фон картины нейтрален, не обращает на себя излишнего внимания. Взгляд героя картины может быть направлен как на зрителя, так и в сторону.

С точки зрения изобразительной стилистики работы Дюрера стали точкой схождения вместе двух традиций портретной живописи Возрождения, корни которых идут из нидерландского и итальянского искусства, основы которых заложили Ван Эйк, Мантенья и Джованни Беллини . Из первой он использует комплекс художественных методов изображения лица и фигуры, трактованных детализировано, из второй - специфическое понимание образа человека, показанного как деятельная и честолюбивая личность, отмеченная яркой эмоциональностью внутренней жизни.

Портрет Бернарда Фон Рестена

1521. Картинная галерея, Дрезден

О герое знаменитого портрета Дюрера практически ничего не известно, но - и в этом состоит главная тайна волшебного искусства дюреровской «портретописи» - интенсивность духовной жизни показанного человека, как и редкая непосредственность отображения внешнего облика, заставляют зрителя воспринимать его как хорошо знакомую личность.

1526. Государственные музеи, Берлин

Изображение хорошего и близкого друга Дюрера, члена Городского совета Нюрнберга Иеронима Хольцшуэра - один из самых качественных и мастерских портретов художника. Пугающий и настороженный взгляд прожигающих зрителя глаз модели сразу привлекает к себе внимание, завораживая силой внутренней экспрессии, которой обладает этот образ. В трактовке живописной поверхности портрета Дюрер идет по следам своих предшественников, нидерландских мастеров XV века, умевших с немыслимой степенью детализации воспроизводить все особенности внешнего облика модели. Как и они, художник с поразительным искусством прописывает буквально каждый волос бороды и шевелюры своего героя, в зрачке которого можно разглядеть микроскопическое отражение оконного переплета в мастерской художника. Однако сила духовной жизни этого человека, проявляющей себя в энергичном развороте торса и направленном в противоположную сторону решительном и смелом взгляде, заставляет вспомнить о героических интонациях в портретах работы мастеров итальянского Возрождения, о том, как были показаны люди в произведениях Мантеньи и Рафаэля .

1524. Гравюра на меди

Портрет своего хорошего друга Дюрер писал не раз: в коллекции живописца имеются, как портреты, выполненные краской, так и множество гравюр. Можно встретить и сюжетные изображения, где в образе разнообразных героев без труда угадывается характерный облик нашего героя, легко узнаваемого благодаря неестественной кривизне носа и толстому лицу. Однако, при рассмотрении этой гравюры, создается ощущение, что Дюрер хотел создать не простой портрет, который в общих чертах будет напоминать другим о его друге. Он тщательно прописал каждую деталь внешности, ведь в них и есть индивидуальность героя.

1528. Музей истории искусства, Вена

В этом - по вероятности, последнем - портрете работы Дюрера изображен алхимик и приверженец оккультизма, с которым Пиркгеймер связывал свое глубокое личное горе. Иоанн Клебергер появился в городе внезапно в разгар жесточайших споров о Реформации. Вскоре он женился на недавно овдовевшей дочери Пиркгеймера Фелиции, а потом неожиданно исчез. Через некоторое время Фелиция умерла, и молва еще долго приписывала Клебергеру отравление молодой женщины каким-либо медленно действующим ядом.

Портреты Дюрера обновлено: Сентябрь 15, 2017 автором: Глеб

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Биография Альбрехта Дюрера

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое - Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Творчество Альтдорфера

Живопись

С детства мечтавший заниматься живописью, Альбрехт настоял на том, чтобы отец отдал его в обучение художнику. После первого путешествия в Италию он ещё не вполне воспринял достижения итальянских мастеров, но в его работах уже чувствуется художник, который мыслит нестандартно, всегда готов к поиску. Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера. На молодого художника обратил внимание Фридрих Мудрый, поручивший ему, кроме прочего, написать свой портрет. Вслед за курфюрстом Саксонским иметь свои изображения пожелали и нюрнбергские патриции - на рубеже веков Дюрер много работал в портретном жанре. Здесь Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично.

После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры, и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как живописец. В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Работы, выполненные после поездки в Венецию, демонстрируют успехи Дюрера в решении задач изображения тела человека, в том числе обнажённого, сложных ракурсов, персонажей в движении. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. Художник сделал ставку на исполнение амбициозных живописных проектов, принимая заказы на многофигурные алтарные образы. Произведения 1507-1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков. Принятый императором Максимилианом на службу, он получил некоторую материальную независимость и, оставив на время живопись, обратился к научным исследованиям и гравюрным работам.

Автопортреты

С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Живописный автопортрет для Дюрера - средство подчеркнуть свой статус и веха, отмечающая определённый этап его жизни. Здесь он предстаёт человеком, стоящим по интеллектуальному и духовному развитию выше того уровня, который был определён его сословным положением, что было нехарактерно для автопортретов художников той эпохи. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал, исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.

Рисунки

Сохранилось около тысячи (Джулия Бартрум говорит о 970) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Свидетельством того, как бережно относился художник к рисунку, является тот факт, что сохранились даже его ученические работы. Графическое наследие Дюрера, одно из крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке.

Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях. В то же время ещё Г. Вёльфлин отмечал, что Дюрер почти ничего не перенёс из подлинно новаторских находок, сделанных им в пейзажной акварели, в свои живописные работы.

Графика Дюрера выполнена различными материалами, часто он использовал их в комбинации. Он стал одним из первых немецких художников, работавших кистью белилами по цветной бумаге, популяризировав эту итальянскую традицию.

Библиография

  • Бартрум Д. Дюрер / Пер. с англ. - М.: Ниола-Пресс, 2010. - 96 с. - (Из собрания Британского музея). - 3000 экз. - ISBN 978-5-366-00421-3.
  • Бенуа А. История живописи всех времён и народов. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. - Т. 1. - С. 297-314. - 544 с. - ISBN 5-7654-1889-9.
  • Бергер Я. Дюрер. - М.: Арт-Родник, 2008. - 96 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-88896-097-4.
  • Альбрехт Дюрер. Гравюры / Пред. А. Боре, прим. А. Боре и С. Бон, пер. с фр. А. Золотовой. - М.: ООО «Магма», 2008. - 560 с. - 2000 экз. - ISBN 978-593428-054-4.
  • Брион М. Дюрер. - М.: Молодая гвардия, 2006. - (Жизнь замечательных людей).
  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 106-107. - ISBN 5-224-03922-3.
  • Дурус А. Еретик Альбрехт Дюрер и три «безбожных художника» // Искусство: журнал. - 1937. - № 1.
  • Зарницкий С. Дюрер. - М.: Молодая гвардия, 1984. - (Жизнь замечательных людей).
  • Немировский Е. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века / Рецензенты А. А. Говоров, Е. А. Динерштейн, В. Г. Утков. - М.: Книга, 1986. - 50 000 экз.
  • Львов С. Альбрехт Дюрер. - М.: Искусство, 1984. - (Жизнь в искусстве).
  • Либман М. Дюрер и его эпоха. - М.: Искусство, 1972.
  • Королёва А. Дюрер. - М.: Олма Пресс, 2007. - 128 с. - (Галерея гениев). - ISBN 5-373-00880-X.
  • Матвиевская Г. Альбрехт Дюрер - учёный. 1471-1528 / Отв. ред. канд. физ.-мат. наук Ю. А. Белый; Рецензенты: акад. АН УзССР В. П. Щеглов, д-р физ.-мат. наук Б. А.
  • Розенфельд; Академия наук СССР. - М.: Наука, 1987. - 240, с. - (Научно-биографическая литература). - 34 000 экз. (в пер.)
  • Невежина В. Нюрнбергские граверы XVI в. - М., 1929.
  • Нессельштраус Ц. Литературное наследие Дюрера // Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц.. - М.: Искусство, 1957. - Т. 1.
  • Нессельштраус Ц. Рисунки Дюрера. - М.: Искусство, 1966. - 160 с. - 12 000 экз.
  • Нессельштраус Ц. Дюрер. - М.: Искусство, 1961.
  • Норберт В. Дюрер. - М.: Арт-Родник, 2008. - 96 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-9794-0107-2.
  • Сидоров А. Дюрер. - Изогиз, 1937.
  • Черниенко И. Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и её видение в творчестве Альбрехта Дюрера: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.03. - Пермь, 2004.

Новое на сайте

>

Самое популярное