Домой Грибок Александр исаевич солженицын тезисный план. Биография А.И

Александр исаевич солженицын тезисный план. Биография А.И

Год: 1883 Жанр: сказка

Главные герои: одинокий маленький пескарь

Премудрый пескарь прожил всю жизнь в норе, что выстроил сам. Боялся за жизнь свою, и считал себя премудрым. Помнил о рассказах отца и матери об опасностях.

Пескарь гордился, что они своей смертью померли, хотел также. Из норы не выходил, семью не имел. Так и смерть подошла. О жизни своей раздумывая, вспомнил слова щуки одной «Если бы так все пескари жили, то тише в речке стало».

Смысл сказанных её слов таков: так жить – весь род пескарей вымрет. Ведь таким существованием не возможно род продолжать. Хотел было показаться рыбьей мордой из домика, так дрожь охватила. От голода обессилел совсем. Не промчишься как молния по воде, да меж камней.

Так исчез пескарь, или всё ж съели его, да только премудрым никто не считал. Не вспомнил о нём.

Сказка учит читателя тому, что жизнь без благородного риска – не имеет смысла, она пуста. Жизнь прожить – не поле перейти. Опасности и трудности как закаляют характер, делают сильнее, мудрее, так и лишают этого. Выбирает каждый сам.

Жил – был пескарь. Считал себя премудрым, мозгов палата. В норе прожил долгую, но не спокойную жизнь. Помнил об опасностях, что вне норы ожидали. Матери и отца истории помнил – про уду, уху. Хотел, как они своей смертью помереть.

Ещё ему сон снился, будто выиграл 200 тысяч, вырос и сам хищником стал – щук глотает. За жизнь свою боялся, не женился, ибо рассуждал о том, что его отцу легче раньше было – рыбы добрее, даже старичок отца в реку выбросил, что тот в ухе не оказался. А сейчас… самому бы спастись, а не семью заводить.

Но ближе к смерти своей пескарь задумался над словами щуки одной, которая сказала, что если бы так все пескари жили, как он, то в речке спокойней стало. Пескарь понял, что имела в виду щука. Ведь так жить – род пескарей вымрет, существовать перестанет. А род продолжать – семьёй обзаводиться. Чтобы здоровым потомство было, и не измельчал пескарь, нужно расти в родной стихии, а не в норе, где места нет, да и зрения лишиться можно. Раскинул умом, ведь много его было, долго думал. Стал спрашивать, что хорошего сделал, кому помог делом или словом, советом дельным, а ответ лишь один «Никому, ничего и никогда». Жизнь такого пескаря бесполезна – окружающим от них ни вреда, ни пользы никакой, только зря места в норках занимают, корм у других рыб забирают. Думал – думал пескарь, да так захотелось вылезти из норы, проплыть мимо каждого, пронестись стрелою по речному дну, вот только страх попасться и быть съеденным, проглоченным совсем не прельщала. Боялся пескарь.

Смерть подошла, застала пескаря в норке его маленькой, в которую он сам еле – еле умещался, в ней дрожал да приговаривал: «О, Господи, жив». Жил – дрожал, а смерть близка - дрожит ещё сильнее прежнего. И гордиться бы надо, что своей смертью умирает, да нечем…

Лежит, дрожит от страха и голода, что всю жизнь преследовал его. Ведь пропитание искал лишь днём в жару, когда каждая козявка в тине, под камнями прячется. Так, воды поглотавший, возвращался в норку свою – снова трястись дрожью крупною.

А снаружи жизнь кипит, разные рыбы мимо его норы проплывают, никто и не поинтересуется, как он живёт, каким премудростям научился, что до ста лет прожил и никому не попался. И считают ли его премудрым? Нет, зато некоторые срамили его, дурачком обзывали. Как ещё таких истуканов вода держит.

И снова пескарь в дремоту впал, тельце худенькое расслабилось. Привиделся тот же сон – выиграл, будто 200 тысяч и большим стал, рыб разных заглатывает.

Окутала рыбье тело сном сладким, а голова его всё из норки высовывается да высовывается… Вдруг не стало пескаря. Умер ли, или кто съел, не известно.

Да только кто ж его дряхлого, костлявого съест, ещё и премудрого?

Картинка или рисунок Премудрый пескарь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание О мышах и людях Стейнбек

    Главные герои приходят на ферму в поисках работы. Джордж - маленький, умный и циничный, а Лени - ребенок в теле взрослого, сильного мужчины, который грезит о разведении кроликов.Чудная история про двух озорных мальчишек, которые поверили в чудеса. Два друга Вадик и Вовка как-то сидели дома у Вадика и раскрашивали картину.

02.11.2017

В статье вы познакомитесь с кратким содержанием известной сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», которое можно использовать для читательского дневника. Написана в 1883 году. В оригинале называется не «пескарь», а «пискарь», так как этот вид рыб издает звуки, похожие на писк. Произведение имеет сатирическую направленность и написано для взрослых — в нем автор обличает настроения трусости и малодушия, овладевшие обществом.

Итак, краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

У молодого пескаря были очень умные родители, которым удалось прожить долгую жизнь и умереть своей смертью, избежав крючка рыболова и нападения хищной щуки.

Отец-пескарь перед смертью говорил сыну, что если он хочет наслаждаться жизнью, то должен смотреть в оба. Молодой пескарь и сам понимал, что со всех сторон ему угрожает опасность: может проглотить большая рыба, перерезать клешней рак, впиться водяная блоха. Но самая большая угроза жизни исходила от человека с его неводами, сетями и удочками.

Отец делился воспоминаниями, как он малышом был пойман неводом и чуть не угодил в уху, но был отпущен добрым стариком. Следуя наставлениям отца, он за год вырыл себе такую отличную нору-убежище, что кроме него в нее никто не мог забраться.

По ночам, когда река и все ее обитатели погружались в сон, он совершал моцион при лунном свете, а днем сидел в норке и дрожал. Покинуть норку в поисках еды он позволял себе только в полдень, когда все рыбное царство было уже сытым.

Каждый день он радовался тому, что продержался и остался жив, и со страхом думал, что же будет дальше. Ведь опасности подстерегали берегущего свою жизнь пескаря на каждом шагу. Один раз напротив его убежища застыл рак и наблюдал за пескарем своими костяными глазами. В другой раз его целый день подстерегала щука, устрашающе стуча зубами, но так и уплыла ни с чем.

Премудрый пескарь прожил долго, как и планировал, но при этом он был лишен семьи, потомства и общения с друзьями-пескарями. За свою столетнюю жизнь он заплатил одиночеством и постоянным страхом.

В своих предсмертных размышлениях он пришел к выводу, что все пескари давно бы повывелись, если бы вели себя, как он.

Даже умирая, пескарь дрожал. Он исчез из кипучей речной жизни, но никто этого даже не заметил. Вот такая грустная сказка.

Пересказ предоставлен Коровиной Мариной.

Александр Исаевич Солженицын является выдающимся писателем, общественным деятелем, чьё творчество, к сожалению, было недоступно некоторое время. Однако оно не потеряло своей актуальности, ведь проблемы, поднятые в его произведениях, остаются важными и по сей день. Удивительно, что только спустя восемь лет после своей первой публикации автор был удостоен высочайшей награды, а именно Нобелевской премии за свои труды. Это является абсолютным рекордом и предметом гордости для каждого русского человека.

Вконтакте

Следует отметить, что Нобелевская премия была получена им не за конкретное произведение, а за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы.

История юношеских лет

Местом рождения писателя является Кисловодск , в котором он появился на свет в 1918 году. Жил мальчик в неполной семье, а его воспитанием занималась только мать, потому как отец, прошедший всю Первую мировую войну до Берлина и удостоившийся нескольких наград, был убит на охоте. Таисия Захаровна вкладывала все свои средства и силы в ребёнка, хотя положение их было весьма печальным. После революции и ввиду нестабильной экономической ситуации в стране, семья разорилась и жила в крайней бедности. Для улучшения своего положения Таисия Захаровна с ребёнком перебралась в Ростове-на-Дону, потому как положение вещей там не было настолько шатким.

Мать мальчика была очень религиозна, поэтому любовь к Богу воспитывалась в нем с раннего детства и не покидала его до юношеского возраста. Именно из-за этого и начались первые проблемы маленького Саши с новым правительством: мальчик отказывался снимать крест, вступать в ряды пионеров.

С наступлением юношества заметно изменилось мировоззрение, чему способствовало влияние школьного образования и его идеологи, которая активно была навязываема ученикам. Юноша питал особу страсть к классической литературе, взахлёб читал все книги, которые тогда можно было достать и даже мечтал написать своё произведение революционного характера.

Однако, как ни странно, когда Солженицыну предстоит выбирать учебное заведение для поступления, он отдаёт предпочтение физико-математическому факультету. Главным образом этот выбор был сделан потому как юноша считал, будто на математические направления поступают самые образованные и способные люди, и очень хотел видеть себя в их числе. Высшее учебное заведение Александр Исаевич окончил с красным дипломом и стал одним из лучших выпускников того года.

После своего увлечения точными науками Солженицына потянуло к театральному искусству . Он хотел поступить в театральное училище, но попытки оказались тщетными. Однако он не отчаивался и решил попробовать себя на литературном поприще, став одним из студентов литературного факультета в Московском университете. К сожалению, окончить его Солженицыну было не суждено из-за разразившейся Великой Отечественной войны. Его хотели было призвать в качестве рядового, однако, это было невозможным в связи с проблемами со здоровьем.

Но для Александра Исаевича, который являл собой ярого патриота, не было проблемой добиться права обучаться на военных курсах, а после он и вовсе попал в артиллерийский полк под званием лейтенанта. За свои подвиги Солженицын был награждён орденом Красной Звезды, а также орденом Отечественной Войны.

Солженицын: история диссидентства

Позже Солженицын дослужился до капитана и прекрасно нёс свой долг перед отечеством, верно служа ему. Однако с каждым днём всё больше и больше начинал разочаровываться в великом вожде СССР, Иосифе Виссарионовиче Сталине . Не раз он писал об этих переживаниях своему другу, Виткевичу.

И вот однажды письмо с подобным наполнением, а следовательно, подрывавшее весь коммунистический строй, попадает прямо в руки начальнику военной цензуры. Расправа над недовольным последовала немедленно. Он был лишён звания и отправлен в Москву. На Лубянке его долго допрашивали, используя все возможные методы, а после героя войны приговорили к семи годам исправительных работ, а после окончания срока - к пожизненной ссылке.

История жизни Солженицына во время заключения была очень непроста . Первым делом его отправили на строительство домов, которые, между прочим, по сей день стоят на площади Гагарина в Москве. Затем правительство решило принять во внимание блестящие способности Солженицына в математической сфере и перевело его в другую тюрьму, которая входила в систему, бывшую под подчинением конструкторского бюро.

Однако после его серьёзной ссоры с вышестоящими лицами было принято решение перевести будущего писателя в тюрьму с более жёсткими условиями, располагавшуюся в Казахстане. Там Солженицын провёл все семь лет, а после своего выхода получил строгий запрет на приближение к Москве. Таким образом, остался в Южном Казахстане, преподавал точные науки в местной школе.

Запрет книг

Ближе к шестидесятым годам дело Солженицына решили пересмотреть и обнаружили, что никакого состава преступления в нём нет. За этим последовало возвращение на родину. Он принял решение жить в небольшом городе Рязани, продолжая свою преподавательскую деятельность. После была осуществлена публикация самых первых произведений Солженицына.

Начинающий писатель получал хорошую поддержку от генерального секретаря Хрущёва , который был весьма заинтересован в пропаганде антисталинской литературы, да и вообще всего, что хоть как-то подрывало репутацию Сталина. Однако к власти пришёл Брежнев, который обделил своим расположением Солженицына, чья литература позднее стала запрещённой в стране.

Без позволения на то самаого автора его книги были изданы в США и Франции и произвели необыкновенный фурор. Правительство стало рассматривать Солженицына и всю его деятельность, как реальную угрозу всему коммунистическому строю. Для избежания неприятных последствий, властями было принято решение предложить Солженицыну эмиграцию. Писатель, естественно, отказался, за чем последовало нападение на него сотрудника КГБ. Александру Исаевичу была введена серьёзная доза яда, не привёдшая к смерти, но сильно навредившая его здоровью. Всё же советским властям удалось избавиться от писателя: в 1974 году он был обвинён в измене родине, лишён гражданства и выслан из СССР.

Поселился Солженицын в Германии, потом переехал в США. Вёл активную писательскую деятельность, а с помощью средств, вырученных от публикаций, помогал преследуемым людям, а также их семьям. Часто он проводил различные конференции, на которых говорил о том, насколько несовершенным является коммунистический строй. Однако вскоре он был в некоторой мере разочарован американским режимом, поэтому принялся сетовать и на несостоятельность демократии.

Как известно, в течении правления Горбачёва запустилась перестройка, во время которой произведения Солженицына перестали считаться антиобщественными. Но писатель не спешил возвращаться на родину. И только Ельцину Борису Николаевичу удалось уговорить его вернуться на родину. Ему была дарована дача «Сосновка-2» в постоянное пользование .

Солженицын: книги

Среди исследователей и литературоведов принято разделять всё творчество Солженицына, будь то повести, рассказы или романы, на две группы: историческую и автобиографическую. В самом начале своей писательской карьеры главной сферой интересов для Александра Исаевича являлось всё, что было каким-то образом связано либо с Октябрьской революцией, либо с Первой мировой войной.

Этим важным датам были посвящены следующие произведения писателя:

  • «Двести лет вместе» (исследовательская работа);
  • «Размышления о Февральской революции» (эссе);
  • «Красное колесо» (роман-эпопея);
  • «Август четырнадцатого» (узел первый первого действия «Красного колеса»). Именно эта часть романа-эпопеи была особенно популярна на Западе.

Множество произведений Солженицына приурочены к самым разным событиям из его жизни. Их перечень выглядит следующим образом:

Все книги Солженицына стали культовыми и невероятно популярными за небольшое количество времени как на родине писателя, так и заграницей. Полный список наиболее распространённых книг представлен ниже:

  • «Матрёнин двор»;
  • «Для пользы дела»
  • «Правая кисть»;
  • «Эго»;
  • «Пасхальный крестный ход»;
  • «Всё равно».

Спецификой творчества Солженицына является то, что он любит заинтриговать читателя какими-либо эпическими сценами серьёзного масштаба . Его произведения хороши тем, что в них представлены самые разные люди, имеющие совершенно непохожие взгляды на одну и ту же ситуацию, а следовательно, это даёт огромное количество пищи для размышления, а читатель может проанализировать действие, находясь при этом как на месте одного, так и другого героя.

Интересно, что в творчестве Солженицына встречаются персонажи, имеющие реальные прототипы, и таких, действительно, много. Практически каждый из них скрывается за ненастоящим именем, однако, для историков не было трудностью распознать, про кого писал Александр Исаевич. Ещё одной характерной особенностью творчества является множество аналогий, проведённых как к библейским сюжетам, так и к произведениям Гёте и Данте.

Всё, что делал Солженицын, имело довольно высокую оценку . Его любили и уважали политики, деятели искусства и все, кто был знаком с творчеством этого гениального человека. Своими блестящими и такими реалистичными, близкими каждому книгами, повествующими об историях простых людей, он заслужил и общественное признание и множество наград, включая Нобелевскую премию.

Также за своё творчество Солженицын был удостоен Большой премии Французской академии моральных и политических наук и Темплтоновской премии.

Краткая история личной жизни

Со своей первой супругой писатель познакомился ещё в университете . Звали девушку Натальей Решетовской. Спустя четыре года после знакомства между ними был заключён официальный брак, однако, паре не суждено было пробыть вместе долго. Сначала они были разъединены внезапно начавшейся войной, а после неё последовал арест Солженицына. Не выдержав давления со стороны НКВД, Наталья подала на развод. Но после реабилитации Александра Исаевича, они вновь воссоединились и стали проживать в Рязани.

В 1968 году между Солженицыным и его новой знакомой, Натальей Светловой, появилась симпатия, и они начали встречаться. Узнав о связи мужа со Светловой, Решетникова пыталась наложить на себя руки, но была спасена быстро прибывшей скорой. Наталья Светлова стала верным другом и помощником Солженицына.

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, сегодня по праву занимает достойное место в исто-рии русской литературы. После издания «Архипелага ГУЛАГа» (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в миро-вой литературе уже не осталось произве-дений, которые представляли бы большую опасность для отходящего советского ре-жима.

Эта книга раскрывала всю сущность то-талитарного режима. Пелена лжи и само-обмана все еще застилавшая глаза мно-гим нашим согражданам, спала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной сто-роны, документального свидетельства, с другой - искусства слова, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фан-тастический мартиролог жертв «строи-тельства коммунизма» в России за годы советской власти - уже ничего не удиви-тельно и не страшно!

Краткое жизнеописание Александра Исаевича таково: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кис-ловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впослед-ствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математичес-кий факультет университета, одновремен-но поступает заочником в Московский ин-ститут философии и литературы. Не закон-чив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 1945 года в звании капитана арестован - в его" переписке бы-ли обнаружены антисталинские высказы-вания - и осужден на восемь лет, из кото-рых почти год провел на следствии и пере-сылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в поли-тическом Особлаге. Затем был поселок в Казахстане «навечно», однако в феврале 1957 года началась реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После опуб-ликования в 1962 году рассказа «Один день Ивана Денисовича» был принят в Со-юз писателей. Но впоследствии вынужден был публиковаться в «Самиздате» или пе-чататься в зарубежье. В 1969 году из Сою-за писателей исключен, в 1970 году удос-тоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГа» насильственно выдво-рен из Советского Союза. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американ-ский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России. В 1996 году Александр Исаевич возвращается в Рос-сию. Таков нелегкий жизненный путь пи-сателя.

Хотя сам писатель и утверждал, что на-иболее влекущая его в литературе фор-ма — «полифоническая с точными приме-тами времени и места действия», из пяти его крупных вещей, как это ни удивитель-но, романом в полном смысле этого слова можно назвать лишь «В круге первом», ибо «Архипелаг ГУЛАГ», согласно под-заголовку, — «опыт художественного исследования», эпопея «Красное коле-со» — «повествование в отмеренных сро-ках», «Раковый корпус» (по авторской во-ле) — повесть, а «Один день Ивана Дени-совича» — рассказ.

Роман «В круге первом» писался 13 лет и имеет семь редакций. Сюжет отталкивает-ся от того, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы ска-зать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на «шарашку» — на-учно-исследовательской учреждение сис-темы МГБ, в котором заключенные созда-ют методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: «Шарашка — высший, лучший, первый круг ада». Воло-дин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: «Вот видишь круг? Это — отечество. Это — первый круг. А вот вто-рой, он шире. Это — человечество. И пер-вый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, оте-чества и разные у всех...»

Замысел рассказа «Один день Ивана Де-нисовича» появился на общих работах в Экибастузском особом лагере. «Я таскал носилки с напарником и подумал, как нуж-но бы описать весь лагерный мир одним днем». В повести «Раковый корпус» Солже-ницын выдвинул свою версию «возбужде-ния рака»: сталинизма, красного террора, репрессий.

Чем притягивает творчество Солженицы-на? Правдивостью, болью за происходя-щее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не поте-ряйтесь в истории. «Скажут нам: что ж мо-жет литература против безжалостного на-тиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ло-жью, — писал А. И. Солженицын. — А нуж-но сделать простой шаг: не участвовать в лжи. Пусть это приходит в мир и даже ца-рит в мире, — но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: побе-дить ложь!» Солженицын и был таким писа-телем, который победил ложь.

Реферат на тему

Проза Солженицына «Лагерная».

Выполнил студент С-13 группы

Соболев Алексей

Преподаватель

Горбунова А. П.

Белгород.

В русской прозе 1970-90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А. Солженицына,
Ю. Домбровскою, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Многое из того, что пережили наши соотечественники полвека назад, конечно же, страшно. Но еще страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. История повторяется, и кто знает, все может произойти снова в еще более жесткой форме. А.И.Солженицын был первым, кто показал в художественной форме психологию времени. Он первый открыл завесу тайны над тем, о чем знали многие, но боялись рассказать. Именно он сделал шаг в сторону правдивого освещения проблем общества и отдельно взятого человека. Каждый, кто прошёл репрессии, описанные Солженицыным (да и не только им), заслуживает особого внимания и почтения, вне зависимости от того, где он их провел. «Архипелаг Гулаг» является не только памятником всем, «кому не хватило жизни об этом рассказать», это своего рода предостережение будущему поколению.

Краткий обзор творчества А.И.Солженицына.

В 1962 в журнале "Новый мир", главным редактором которого был А.Т.Твардовский, был опубликован рассказ "Один день Ивана Денисовича", сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Образ главного героя сложился из солдата Шухова, воевавшего в советско-германскую войну (никогда не сидевшего) и личного опыта автора. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями. В своём рассказе он практически открыл для отечественного читателя лагерную тему, продолжив разоблачение сталинской эпохи. В эти годы Солженицын в основном пишет рассказы, которые критика иногда называет повестями: «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела». Потом увидел свет рассказ «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР, поэтому они печатались в самиздате и за рубежом (роман "В круге первом", 1955 - 68; 1990; повесть "Раковый корпус", 1966, 1990). В 1962 году Солженицына приняли в Союз писателей и даже выдвинули на Ленинскую премию. В 1960-е Александр Исаевич работал над книгой "Архипелаг ГУЛАГ" (1964 - 1970), которую приходилось писать тайком и постоянно прятать от органов КГБ, так как они бдительно следили за деятельностью писателя. Но письма бывших заключенных и встречи с ними способствуют работе над многими произведениями. Публикация трехтомного художественно-документального исследования "Архипелаг ГУЛАГ" произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем "Один день Ивана Денисовича". Книга не только представляет подробнейшую историю уничтожения народов России, но и утверждает христианские идеалы свободы и милосердия, одаривая опытом сохранения души в царстве "колючей проволоки". Работа писателя ставит своей целью проследить соотношение категорий "правда факта" и "художественная правда" на материале произведения документальной прозы "Архипелаг ГУЛАГ". Создававшееся на протяжении десяти лет, это произведение стало энциклопедией лагерной жизни. Но что такое "Архипелаг ГУЛАГ" - мемуары, автобиографический роман, своеобразная историческая хроника? Александр Солженицын определил жанр этого документального повествования как "опыт художественного исследования". То, что изображено в его книгах, не может быть подвергнуто искажению, неся своеобразный отпечаток времени, власти и истории. В 1967 Солженицын был исключен из Союза писателей. В сентябре 1965 КГБ захватывает архив Солженицына, что перекрывает возможности публикаций некоторых книг. Напечатать удается лишь рассказ "Захар Калита" ("Новый мир", 1966, № 1). А повесть «Раковый корпус» начинает публиковаться за границей. Например, одну главу («Право лечить») автор отдал для напечатания в Словакии. К весне 1968 вся первая часть полностью, но с большими погрешностями, была напечатана. Нынешнее издание – первое выверенное автором и окончательное. Присуждение Нобелевской премии по литературе "за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы” в 1975 г. возбуждает новую волну преследований и клеветы. Писатель переезжает жить в Цюрих. После декабря 1975 он совершает поездку в США, где выступает перед профсоюзными деятелями в Вашингтоне и Нью-Йорке. Солженицын - человек, глубоко верующий, не приемлющий насилия, во многих своих произведениях стремится обосновать альтернативный реальный исторический путь мирового развития. В 1974 он основал "Русский общественный фонд", передав в него все гонорары за "Архипелаг ГУЛАГ". А в 1977 создал "Всероссийскую мемуарную библиотеку" и "Исследования новейшей русской истории". Теперь основной работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо». Исторические главы детально рисуют конкретные события, показывая участвующих в них лиц. Изображая любого исторического персонажа, Солженицын стремится с максимальной полнотой передать его внутренний строй и побудительные мотивы действий. Соединяя личные свидетельства с уникальными архивными документами, автор пытается дать развёрнутое повествование о революции в России. Лишь в 1989 редактору "Нового мира" С.П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать отобранные автором главы «Архипелага ГУЛАГа» в России. Хотя, как и за границей, так и на родине личность и творчество Солженицына вызвали множество как восторженных, так и резко критических книг и статей. С 1990 проза Солженицына широко печатается на Родине. А 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство. 18 сентября "Комсомольская правда" и "Литературная газета" публикуют статью "Как нам обустроить Россию?", где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета. Писатель работает над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Рассказы и лирические миниатюры («Крохотки») , опубликованные Солженицыным в "Новом мире" (1995-97), свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара.

Новое на сайте

>

Самое популярное