Домой Переломы Какой христианский праздник 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы: приметы и интересные факты об этом божественном празднике православного календаря

Какой христианский праздник 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы: приметы и интересные факты об этом божественном празднике православного календаря

Православные христиане 21 сентября 2017 года отмечают Рождество Пресвятой Богородицы - первый двунадесятый праздник после наступления новолетия, церковного нового года. Мы вам расскажем в чем суть этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день, как попросить у Божьей матери здоровья, достатка, любви и семейного благополучия.

Рождество пресвятой Богородицы: суть и история праздника

Праздник Рождество Богородицы – великое утешение для бездетных супругов. Этот день открывает новый церковный год – вся история Нового Завета начинается появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос.

Праздник установлен церковью в честь чудесного события, которое описывается в Библии:

Мать Иисуса Христа, Мария, родилась в городе Назарете от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Они дожили до преклонных лет, но были бездетны, что стало источником их горя и вызывало общественное порицание. Однажды первосвященник не принял жертвоприношения у Иоакима, и тот, безутешный, удалился в пустыню, где стал истово молиться. Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима. И вскоре в семье их родилась дочь. Счастливые супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

Рождество Богородицы: есть пост или нет, что можно есть

Поститься в день Рождества Богоматери следует только в том случае, если праздник выпадает на среду или пятницу - постные дни. Но даже в таком случае церковь допускает употребление в пищу рыбы и морепродуктов.

В 2017 году Рождество пресвятой Богородицы отмечается в четверг, это не постный день , а значит хозяйки могут готовить как постные угощения, так и блюда из мяса.

В каждой семье в честь этого праздника принято накрывать большой стол. Считается, что чем богаче хозяйка подготовится к Рождеству Пресвятой Богородицы, тем щедрее будет урожай на следующий год. Поэтому не забудьте отдать дань природе, положив на стол корзинку с яблоками, грушами, сливами и виноградом.

Что можно и что нельзя делать в праздник Рождества Богородицы

Каких либо особых или специальных запретов 21 сентября не существует, но, как у в любой другой церковный праздник верующим следует придерживаться некоторых правил.

По традиции в день Рождества пресвятой Богородицы стараются:

  • не заниматься физическим трудом без крайней необходимости.
  • Нельзя в этот день заниматься «черной» домашней работой – мыть полы, убирать в доме, сжигать мусор во дворе и т.п.
  • Не следует в праздник затевать уборку в доме;
  • большим грехом считается сметать на пол крошки с праздничного стола;
  • В этот день женщины не брали в руки иголку и ножницы, не резали хлеб, не шили и не вышивали.
  • В праздник нельзя ссориться и скандалить.

А вот что необходимо сделать в этот день:

О чем молиться в Рождество Богородицы

В этот день молятся о даровании ребенка. Если в семье долго нет детей, то обращаются и к Божией Матери, и к Ее родителям Иоакиму и Анне, которые, как известно, долго не имели детей.

В праздник Рождества Богородицы также молятся при неурядицах и сложностях семейной жизни. Праведные Иоаким и Анна являются христианским примером семейной жизни.

Молитва Божьей Матери в день ее Рождества не останется без ответа: попросите Богородицу о том, чего вы искренне желаете всем сердцем и ваше желание обязательно сбудется.

Молитва Богородице об исцелении от бесплодия и зачатии ребенка

"О Пресвятая Владычице моя Богородице, надежда моя не-сокрушимая, прими молитвы сии с великой надеждой и верой на Твое безмерное милосердие возносимые, смилуйся над ра-бой Божьей (имя) и даруй мне исцеление от неплодства моего и возможность зачать ребенка от мужа моего."

"О, Пречистая и Преблагословенная Дева, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная, Богом возлюбленная, и чистоты ради души и тела Твоего Матерью Сына Божиего, Господа нашего Иисуса Христа избранная. Кто Тебя не ублажит или кто не воспоет Твоего преславного рождества ибо Рождение Твое это начало спасения нашего.

Прими от нас, недостойных, хвалу тебе и не отринь мольбу нашу. Твое величие исповедуем, к Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь просим: испроси Сына Твоего и Бога нашего дать нам грешным, искреннее покаяние и благочестивую жизнь, да возможность жить Богу угодно и душам нашим полезно.

О Преблагословенная Дева Мария, Царице небес и земли, призри милостиво на рабов Твоих которые не смогли еще разродиться потомством и Твоим всесильным ходатайством ниспосли им исцеление от неплодства. О Богородица и Питательница жизни нашей, буди нам в помощь и верные чада Святой Церкви спаси, мольбы наши услышь, болящих уврачуй, скорбь утоли, мужество ко благу направи.

Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: испроси нам у Всемилостивого Господа Бога прощение всех грехов наших вольных и невольных, страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия. И все, что жизни и спасению нашему так необходимо, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего.

Ты надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, и наследие вечных и неизреченных благ Царства Небесного. Со всеми святыми неустанно просим тебя о заступничество и славим единого Истинного Бога, во Святой Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."

В 1579 году в Казани, незадолго до взятия ее Иваном Грозным, произошел пожар, уничтоживший практически половину города. После этого девятилетней жительнице Казани Матроне три ночи подряд снился сон, в котором явившаяся Богородица указывала точное местонахождение пропавшей в пожаре иконы. Узнавшие об этом родители поведали о странном сне властям города, однако те не проявили никакого интереса, так что разбирать завалы в указанном месте пришлось им самим. В результате старинная чудотворная была обнаружена целой и невредимой на пепелище крестьянского домика.

По преданию, чудотворность иконы проявилась уже во время перенесения ее в храм. Все наблюдавшие за этим люди стали свидетелями того, как двое слепых, переносивших икону, вновь обрели способность видеть. На месте пепелища, где обнаружили икону Казанской Божьей Матери, был построен Богородицкий девичий монастырь.

Первой монахиней в данном монастыре стала обнаружившая икону Матрона, которая приняла имя Мавры.

В 1904 году икона была похищена молодым крестьянином, который впоследствии утверждал, что сжег ее, чтобы проверить ее чудотворность. Однако сохранился список с этой иконы, возвращенный в 2005 году в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря Патриархом Алексием II.

Чудотворные свойства иконы

Икона Казанской Божьей Матери считается чудотворной, что не раз подтверждалось исцелением тяжелобольных людей после молитвы перед ней. К иконе обращаются те, кто молится за выздоровление себя и своих близких. Кроме того, с момента ее явления в Казани она считается женской иконой, которая помогает молодым девушкам и замужним дамам переживать трудности женской доли. Перед ней молятся о заступничестве, счастье в личной жизни, удачи на войне, здоровье.

Иконой Казанской Божьей Матери принято благословлять русских солдат, отправляющихся защищать родную страну.

Праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Данный праздник отмечается православными два раза в год – 21 июля и 4 ноября. Рано утром в этот день в храмах совершается литургия в честь явления иконы Пресвятой Богородицы и крестный ход с данной иконой.

Второй раз, осенью, этот праздник отмечается в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Считается, что это произошло благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери, которая была с ополченцами, освободившими столицу от врага. Это знаменательное событие было отмечено открытием в Москве Казанского собора.

Относя день Рождества Богородицы (21 сентября) к непереходящим двунадесятым праздникам, верующие подчеркивают, какая важная роль отводится Пресвятой Деве Марии .

Вплоть до 14 века тема Рождества Богородицы была весьма редкой в христианском искусстве. Позднее этот мотив стал достаточно распространенным.

Однако первые христиане не отмечали Рождество Богородицы. Оно стало праздноваться лишь во второй половине 5 века, когда была составлена биография Божьей Матери, так как в Новом завете содержатся очень скудные сведения о ее жизни.

В 1854 году католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии, тем самым подчеркивая ее божественную сущность. Однако православная церковь этого догмата не признает, хотя и соглашается, что Мария была зачата «по божественному обетованию».

Рождество Богородицы всегда отмечалось широко. Это объясняется популярностью образа Богоматери, особенно у женщин.

Рождество Богородицы

В 1958 году в Египте был найден папирус с обстоятельным жизнеописанием Божьей матери. Это сочинение получило название Протоевангелие Иакова, по имени написавшего его апостола.

В Библии практически ничего не говорится о рождении Пречистой Девы. Однако подобный рассказ об этом событии содержится в апокрифическом Протоевангелии от Иакова, а Золотая легенда описывает его еще более детально.

Пастух Иоаким и его жена Анна, рассказывается в Протоевангелии, были бездетны и к старости горько скорбели об этом. Упрекнув однажды супругу в бесплодии, Иоаким оставил ее и ушел со своим стадом в пустыню. А потрясенная от отречения мужа Анна обратилась с горячими молитвами к Богу. И тогда предстал перед ней ангел с известием, что Господь услышал и внял ее молитвам. Он предсказал, что скоро Анна зачнет и родит ребенка, и о ее потомстве будут говорить во всем мире.

Точно такое же извести от ангела получил в пустыне Иоаким. Обрадованный, он тот час погнал свое стадо домой, и в жизни супругов воцарился покой, наполненный радостным ожиданием обещанного ангелом события.

По истечении положенного срока Анна произвела не свет младенца и спросила повивальную бабку: «Кто же родился?» Та ответила: «Дочь». Девочку назвали Мария.

Нигде не названо имя повивальной бабки, принявшей новорожденную, будущую Божью . Исследователи полагают, что сделано это с глубоким смыслом. Много веков спустя возник и утвердился в народе обряд чествования женщин-родовспомощниц.

Так на Руси день Рождества Богоматери издревле стал праздноваться народом не только в честь Девы Марии, ее матери Анны, но и той безымянной женщины повитухи. Этот праздник называли «днем рожениц».

Рождество Богородицы святой Андрей Критский называл "началом праздников" и даже посвятил ему (около 712 года) две проповеди и канон. Но в Новом Завете о нем ничего не говорится. Все, что мы о нем знаем, почерпнуто из апокрифов II века — "Протоевангелия Иакова" и "Евангелия от Фомы", и более поздних — "Книги Иосифа Плотника" (около 400 года) и "Святого Иоанна Богослова сказания об Успении святой Богородицы" (IV-V вв.).

Церковное предание повествует, как Иоаким и Анна, благочестивая иудейская чета из Назарета, скорбели о том, что Господь не дал им потомства; как однажды во время праздника первосвященник Иссахар не принял жертву, которую Иоаким принес в Иерусалимский Храм, и сказал: "Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия"; как убитый горем Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо, а Анна в одиночестве ходила по саду и плакала. И как в саду ей явился ангел и возвестил, что она родит дочь, через которую "будет славен во всем мире" род ее. И такое же видение было Иоакиму. Тогда супруги дали обет: если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу — отдадут его в Храм для служения до совершеннолетия. И у них действительно родилась дочь, которую назвали Марией.

По преданию, произошло это в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима — сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Правда, место православные и католики указывают по-разному — у православных там стоит монастырь святой Анны с церковью в честь Рождества Богородицы, под зданием которого сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики же в 70 метрах от него построили базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.
Официальное утверждение праздника Рождества Богородицы в Византии, по наиболее распространенной версии, произошло в правление императора Маврикия — на рубеже VI и VII веков, хотя первое упоминание о нем встречается в памятниках V века - в "Словах" Константинопольского архиепископа Прокла на Востоке и в Сакраментарии (требнике) папы Геласия на Западе, а палестинское предание повествует, что храм в честь Рождества Богородицы построила в Иерусалиме еще святая Елена — мать императора Константина Великого.

В православной церкви с Рождества Богородицы начинается годичный круг 12 великих — двунадесятых — праздников, посвященных Спасителю. Это не просто воспоминания с совершившихся в далеком прошлом событиях. Праздники приобщают верующих к той самой реальности, что стоит за тем или иным христианским торжеством. Церковь живет не воспоминаниями, для нее праздничная радость всегда — здесь и сейчас: реальное и непрекращающееся Богообщение. И весь церковный календарный год — это нескончаемый праздник. "Я с вами во все дни до скончания века", — говорит Иисус апостолам перед Вознесением (Мф. 28:20), и эти слова — ключ к пониманию христианского мировосприятия. Человек искуплен от греха, и если он этому греху больше не порабощается, Бог неотступно пребывает рядом с ним — вот основание этого каждодневного праздничного настроя.

С первых дней истории церкви вся жизнь христиан — даже в самые тяжелые дни гонений — неизменно воспринималась как единое и нескончаемое торжество, как один большой праздник. Первые христиане, твердо усвоили завет апостола Павла, писавшего жителям Фессалоник: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе”(1 Фес.5:16-18).

И, конечно, Рождество Богородицы — повод для особой радости. Отцы церкви видели смысл этого праздника в том, что в мире явилось последнее звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, грешников и святых, которые на протяжении всей человеческой истории боролись за чистоту и веру, за то, чтобы на первом месте в жизни был Бог — боролись, прежде всего, с самими собой. И постепенно, из столетия в столетие, подготовили появление той, которая, родившись, как всякий младенец, в мир, где перемешаны добро и зло, грех и святость, с самого начала изберет добро и будет жить в чистоте и, по словам митрополита Антония Сурожского, "во всецелой верности своему человеческому величию".

21 сентября отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября (8 сентября – дата по старому стилю). Это церковный двунадесятый праздник. Он приурочен к рождению Девы Марии – матери Иисуса Христа. Установлен за 9 месяцев от даты праздника Зачатия (22 (9) декабря). В народе он получил название «Осенины».

Традиции и обряды праздника

В православных церквях совершается богослужение.

В народном календаре праздник связан с окончанием полевых работ и приходом осени. Событие отмечали шумно: с песнями, танцами и играми. По традиции люди благодарили в этот день Богородицу за собранный урожай. На заре женщины собирались у водоема и встречали осень хлебом и киселем. Старшая держала каравай, а молодые вокруг нее водили хоровод и пели песни. Затем хлеб разламывали и раздавали присутствующим. По приходу домой они кормили им скотину.

Было принято в этот день навещать новобрачных. Молодая хозяйка после богатого угощения гостей хвасталась женщинам новым домом и хозяйством, а супруг показывал мужчинам свои владения и делился планами на будущее. Гости хвалили молодых и давали им полезные советы.

История праздника

Жители Назарета, христиане Иоаким и Анна, долгие годы были бездетными. Это считалось карой Божией. Однажды Иоаким ушел в пустыню провести там 40-дневный пост. В то время обоим супругам явился посланник с вестью о скором зачатии и рождении девочки. Иоаким с радостью вернулся домой, и через 9 месяцев у них с Анной родилась дочь Мария.

Праздник в честь этого события был установлен в V веке.

Почаевской иконы Божией Матери

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых.

Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил по субботам еженедельное чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.

Новое на сайте

>

Самое популярное