Домой Глаза Нужно ли сольфеджио. Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе

Нужно ли сольфеджио. Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

О теоретической части занятий

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть - это основы музыкальной грамоты .

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении... В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение - гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

О практической части занятий

В первую очередь мы активно развиваем слух - учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.

Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.

Следующий этап - воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык - умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель - научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки - ритм . Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых - одна из основных задач уроков сольфеджио.

Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.

Также мы учимся дирижировать – «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.

О сольфеджировании

Одна из форм развития всех навыков - сольфеджирование - пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

В старших классах добавляется музицирование - исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант - запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.

Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.

Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху - это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

О разрыве между теорией и практикой и что с этим делать

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши .

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

О самой большой беде

Главная беда, которая встречается на практике, - родители начинают делать задания за детей. Я уверена, что они понимают, что нельзя за ребенка поесть. Нельзя за него научиться плавать. Выучить пьесу на инструменте тоже нельзя... Но вот написать задание в тетради по сольфеджио можно. Вопрос, есть ли в этом какой-то смысл, кроме сиюминутного - получить хорошую оценку? Увы, иногда это просто мамин (а то и папин) перфекционизм, который ведет к детским комплексам – «у меня плохо получается, а у мамы - хорошо, ну я и не буду...»

О главных качествах, которыми важно обладать ученику музыкальной школы

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, - процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное - не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!

У многих людей, чей жизненный путь не проходил через музыкальную школу, есть ошибочное представление о сольфеджио. Бытует мнение, что эта наука слишком сложная, освоить которую удастся не каждому, или что она даёт недостаточно положительных эффектов, как другие музыкальные дисциплины. Всё это, далеко, не так. Такие суждения возникают при отсутствии достаточной информации об этой дисциплине.
Прогресс от занятий на любом из инструментов очевиден – это умение играть. В случае сольфеджио, результат далеко не ясный. Если сравнивать со зданием, к примеру, это относится не к каркасу, который виден на поверхности, а к фундаменту, который не видно, но без него нельзя. Курс обучения этой науке строится на закладывании основных музыкальных умений – слух и чувство ритма.

С итальянского языка термин «сольфеджио» переводится как «пение по нотам». Дисциплина направлена на развитие музыкального слуха у вокалистов и музыкантов. Именно благодаря ему, можно в полном объёме ощутить искусство, научиться сочинять и исполнять музыку.

Очень важно уметь правильно воспринимать звуки, чему и учат на уроках сольфеджио. Невозможно нормально исполнить композицию, если играешь мимо нот. Правильное восприятие звуков – надёжная гарантия изучения новых навыков за максимально короткий промежуток времени.

С чего состоит обучение сольфеджио.

1. Пение, при котором произносят название каждого звука – сольфеджирование.

Здесь только одно условие: произносим все ноты ритмически и интонационно правильно.
2. Слушаем и анализируем.

Любой музыкант обязан уметь анализировать услышанную музыку, охарактеризовать её, определить темп, структуру и ритмические нюансы.
3. Важный пункт обучения – музыкальные диктанты.

Принцип их написания напоминает типичные школьные диктанты, но вместо букв – специальные символы и ноты. Задание учеников заключается в записи на нотный стан сыгранной преподавателем мелодии, придерживаясь всех правил «музыкальной пунктуации».

Что мы получаем, обучаясь сольфеджио?

Обучение нотной грамоте и основным символам и обозначениям применяемым в записи музыки на бумагу.
Бесценный навык чистого пения, умение спеть мелодию с первого раза без репетиций.

Музыкальные диктанты тренируют умение подбирать на инструменте услышанную мелодию и записывать её нотами.

Причины, по которым «пение по нотам» не привлекает новичков.

Непонимание. Мало кому известно, сколько важных и полезных навыков обретает ученик в процессе обучения.
Не у всех хватает сил ждать результата. Чтобы получить желаемый эффект необходимо долго и усердно трудится, выполнять все необходимые упражнения.

Сложность обучения дисциплине. Обучение ориентировано на основательную подготовку музыкантов. Здесь не обойтись одним лишь пением с листа или диктантами. Дисциплина изучает огромное количество понятий, которые обязательны для каждого музыканта, желающего более углубленно изучать музыку.

Важность данного обучения для гитаристов.
Чтобы научить человека играть простые вещи на гитаре, не нужны знания нотной грамоты. Однако сольфеджио отвечает за умение понимать и осознанно исполнять музыку, слышать ноты.

Благодаря этому учению, гитарист начинает иначе видеть инструмент, знает, где какие ноты на грифе гитары находятся, как работник библиотеки знает где подходящая книга. По-другому воспринимается подбор мелодий и аккомпанемента.

Необходимость в преподавателе.

Изучить все ноты, размеры и длительности – задача для самостоятельного разбора. Тем не менее, в начале обучения необходим чуткий контроль знающего человека над каждой деталью.

Современные технологии здорово шагнули вперёд, и теперь урокам сольфеджио можно обучиться, не выходя из дома. Но, к сожалению, компьютер и интернет не смогут вовремя обратить внимания ученика на ошибки, помочь сосредоточиться и найти индивидуальный подход к обучающемуся. Поэтому гораздо эффективней будет обратиться за помощью к профессиональному

Освоив однажды сольфеджио, вы окончательно перейдёте с музыкой на «ты», получите умение правильно излагать свои музыкальные мысли нотами, измените подход к подбору на слух, начнёте более глубоко понимать сам язык музыки.

Теория музыки, сольфеджио и нотная грамота - это схожие понятия, однако у них есть и существенные различия.

Теория музыки и нотная грамота - это теория, в то время как сольфеджио - это практика, если быть точнее, то это целый комплекс упражнений, целью которых является развитие навыков применения теоретической части музыки на практике.

Сольфеджио в широком смысле можно определить как пение по нотам. Кстати, стоит заметить, что данное слово образовано путем сложения названий двух нот - соль и фа, потому и звучит столь музыкально.

Теперь вам известно, что такое сольфеджио в музыке. Ниже будет рассказано о том, чему учат на уроках сольфеджио в музыкальных школах.

Что такое сольфеджио как учебная дисциплина

Как и всякий предмет, сольфеджио подразумевает сначала прохождение теоретической части, однако в музыкальных школах теория неотделима от практики, и потому вскоре после изучения нотной грамоты начинается практическая часть - разучивание и пение гамм, а также номеров и упражнений с дирижированием.

В ходе обучения приобретаются следующие умения и навыки:

  • Умение спеть любую мелодию с листа. Довольно полезный навык, ведь впоследствии достаточно будет взглянуть в нотный сборник и чисто исполнить композицию.
  • Умение представить в мыслях, а затем подобрать на инструменте и записать нотами услышанную мелодию. На уроках сольфеджио данное умение развивается путем написания музыкальных диктантов.
  • Умение подобрать, а затем и сыграть аккомпанемент к той или иной мелодии.

Конечно, чтобы овладеть всеми этими умениями, потребуется не один год обучения, в течение которого будет проделано множество различных упражнений. К тому же, чтобы достичь успеха здесь, как и в любом другом деле, потребуется терпение, упорство и время, его нужно уделять занятиям ежедневно, а не раз в неделю, только на уроках.

В заключение стоит отметить, что сольфеджио - это навыки, которые доведены до автоматизма и дело это длительное и постепенное, нельзя сразу же ждать результата после посещения одного занятия.

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

О теоретической части занятий

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть - это основы музыкальной грамоты .

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении... В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение - гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

О практической части занятий

В первую очередь мы активно развиваем слух - учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.

Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.

Следующий этап - воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык - умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель - научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки - ритм . Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых - одна из основных задач уроков сольфеджио.

Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.

Также мы учимся дирижировать – «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.

О сольфеджировании

Одна из форм развития всех навыков - сольфеджирование - пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

В старших классах добавляется музицирование - исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант - запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.

Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.

Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху - это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

О разрыве между теорией и практикой и что с этим делать

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши .

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

О самой большой беде

Главная беда, которая встречается на практике, - родители начинают делать задания за детей. Я уверена, что они понимают, что нельзя за ребенка поесть. Нельзя за него научиться плавать. Выучить пьесу на инструменте тоже нельзя... Но вот написать задание в тетради по сольфеджио можно. Вопрос, есть ли в этом какой-то смысл, кроме сиюминутного - получить хорошую оценку? Увы, иногда это просто мамин (а то и папин) перфекционизм, который ведет к детским комплексам – «у меня плохо получается, а у мамы - хорошо, ну я и не буду...»

О главных качествах, которыми важно обладать ученику музыкальной школы

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, - процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное - не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!

Сольфеджио

Литература

  • Шульгин Д.И. Пособие по слуховому гармоническому анализу.- М., 1991
  • Карасева М.В. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха. М., 1999 (2-е изд. - М., 2002, 3-е изд. - 2009) .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сольфеджио" в других словарях:

    - (ит.). См. solfeggio. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЛЬФЕДЖИО (муз.) воспроизведение голосом нот без текста, причем поющий произносит название каждой ноты, для постепенного упражнения в пении.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (сольфеджо) (итал. solfeggio от названия нот соль и фа), вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот; при пении сольфеджио произносятся названия исполняемых нот. Слоговое сольфеджио для запоминания музыкальных композиций… … Большой Энциклопедический словарь

    - (правильнее: сольфеджо), нескл., ср. (итал. solfeggio от названия нот sol и fa) (муз.). Вокальное упражнение для развития слуха и приобретения навыка петь по нотам без помощи инструмента (исполняется без слов, вместо которых произносятся названия … Толковый словарь Ушакова

    Сольфеджо, упражнение Словарь русских синонимов. сольфеджио сущ., кол во синонимов: 2 сольфеджо (1) … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    СОЛЬФЕДЖИО, нескл. и СОЛЬФЕДЖО, нескл., ср. (спец.). Упражнение в пении без слов, вместо к рых произносятся названия нот. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста.При пении мелодии С. каждая ее нота называется. С., как упражнения,располагаются в сборнике с постепенным переходом от более легких к болеетрудным. С. пишутся во всех тональностях мажорных и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    сольфеджио - и допустимо сольфеджо … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Сольфеджио - (сольфеджо) (итальянское solfeggio), 1) пение мелодий с произнесением названий звуков (сольмизация); один из приемов музыкального обучения. Развивает слух и навыки чтения нот. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сольфеджо (итал. solfeggio, от назв. муз. звуков соль и фа). 1) То же, что сольмизация. 2) Уч. предмет, входящий в цикл муз. теоретич. дисциплин. Целью С. является воспитание слуха, осознание элементов муз. речи и их роли… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Сольфеджио , Данхейзер А.-Л.. Адольф-Леопольд Данхёйзер (1835-1896) - французский композитор, педагог, профессор Парижской консерватории, автор учебников по теории музыки и сольфеджио... Учебное пособие «Сольфеджио»…

Новое на сайте

>

Самое популярное