Домой Кашель Что сделал для России Алексей Андреевич Аракчеев? Николай Николаевич Новосильцев?Спиранский. Проекты государственных преобразований М

Что сделал для России Алексей Андреевич Аракчеев? Николай Николаевич Новосильцев?Спиранский. Проекты государственных преобразований М

Граф Николай Николаевич Новосильцев был одной из самых важных государственных фигур России первой половины XIX века. Ему принадлежит авторство нескольких законопроектов.

Происхождение

Родился Николай Николаевич Новосильцев в 1761 году. Он был племянником знатного вельможи Александра Строганова - члена Государственного совета и одного из приближенных Екатерины II. Однако был в биографии ребенка и изъян. Он являлся незаконнорожденным сыном своей матери-аристократки. Именно из-за этого его отправили на воспитание к дяде, где он мог бы жить в стороне от семейных передряг своих родителей.

Александр Строганов решил, что лучше всего племяннику будет сделать военную карьеру. Богатые дворянские семьи всегда стремились пристроить сыновей в элитные петербургские гвардии, которые состояли из сливок российского общества. До такого уровня Николай Николаевич Новосильцев не дотянул, но тем не менее в 1783 году закончил обучение в столичном Пажеском корпусе.

Военная карьера

На протяжении следующих 13 лет будущий государственный деятель уверенно двигался вверх по карьерной лестнице в армии. На годы его службы пришлась очередная война со Швецией в 1788-1790 гг. Новосильцев участвовал в нескольких важных операциях и набрался настоящего боевого опыта. По итогам войны стал полковником.

С получением такого высокого звания офицер окончательно забыл о покое. Не успела российская армия закончить войну со Швецией, как вспыхнуло Это произошло в 1794 году, когда позади уже было несколько Россия, Австрия и Пруссия разорвали это государство на части и забрали себе по куску. Поляки подняли восстание. Во главе встал националист и патриот Тадеуш Костюшко. Николай Николаевич Новосильцев участвовал в подавлении вооруженного сопротивления поляков. В 1796 году он решил оставить армейскую службу и вышел в отставку.

Известность в либеральных кругах

Некоторое время Новосильцев Николай Николаевич жил за границей, в том числе в Лондоне, где завершал свое гуманитарное образование. Долго оставаться на чужбине ему не пришлось. Молодой император позвал его обратно на родину.

В это время новый царь собрал вокруг себя кружок верных товарищей из числа самых образованных аристократов Петербурга. Все они были либералами и хотели начать в стране реформы. Император разделял это желание. Он нуждался в таких людях, как Новосильцев Николай Николаевич. Биография этого человека полностью отвечала требованиям Александра.

Несмотря на то что по первому образованию Новосильцев был типичным военным, он обладал глубоким государственным умом. Он стал известен и популярен в среде петербургской передовой аристократии, недовольной порядками, установленными во время правления Павла I - отца Александр I. Теперь старый самодержец был свергнут и убит, а его консервативный государственный строй, установленный в России, пора было демонтировать.

Член Негласного комитета

В первые годы правления Александра Новосильцев Николай Николаевич был деятельным членом Негласного комитета - неформального собрания приближенных императора. В 1803 году вельможа был назначен президентом Академии Наук. На этом посту он оставался 7 лет, за которые сделал многое для развития образования и исследований в России.

Новосильцев был известен тем, что умел совмещать сразу несколько разных должностей. При этом его работоспособность не падала - он принимал верные и эффективные решения. В 1804 году чиновник стал помощником министра юстиции. Именно в этот период он с головой окунулся в сложное российское законодательство, которому требовались реформы. Некоторые нормы были установлены еще в XVII веке и ко времени правления Александра окончательно устарели.

Для внедрения реформ была создана Комиссия составления законов. Ее возглавил Новосильцев Николай Николаевич. Фото портрета этого человека можно встретить в любом учебнике юридических факультетов в вузах.

Дипломат и реформатор

В 1805 году император разочаровался в Негласном комитете. Реформы перешли в руки Члены былого кружка получили новые должности. У Новосильцева началась карьера посла и дипломата. На этом поприще ему пригодился собственный опыт жизни за границей. В том же 1805 году он успешно заключил союз с Великобританией, который был жизненно необходим для Александра во время подготовки к

В этот период Новосильцев исполнял множество дипломатических поручений по всей Западной Европе. В то же время он относился к этой своей работе как к почетной ссылке. Новосильцев очень хотел вернуться в столицу. Случилось это много позже. Скоро разразилась года. Когда Наполеон был окончательно разгромлен, к России присоединились остатки Польши. Именно туда был направлен Новосильцев.

В последние годы правления Александра вельможа, наконец, вернулся в Петербург. В столице он разработал черновой проект Фактически это был своеобразный прототип будущей конституции, в которой говорилось о гражданских свободах. Проект так и не был реализован.

При Николае I Новосильцев был членом Государственного совета. В 1833 году он стал графом, а в 1838-м скончался. За этим человеком закрепилась слава одного из самых исполнительных и эффективных чиновником того времени.

В1818 году подготовлен проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.

В1820 году подготовлен проект конституции, разработанный по поручению императора Н.Н.Новосильцевым. Проект назывался «Уставная грамота Российской империи». Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.

Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции. Подготовленный и одобренный императором документ «Государственная уставная грамота Российской империи» предусматривал установление в России конституционной монархии.

Законодательную власть делили между собой император и Государственный сейм, который состоял из двух палат: верхней – Сената (его члены назначались царем), и нижней – Посольской палаты (ее члены избирались от дворянских собраний и городских обществ и утверждались царем). Ни один закон не мог быть принят без обсуждения в Сейме, который обладал правом вето. Законодательная инициатива сохранялась только за императором, являвшимся также и главой исполнительной власти. Органами последней были преобразованный Государственный совет и министерства.

Значительная часть проекта была посвящена перестройке системы местного управления. Россия делилась на 10–12 наместничеств на принципах федерализма. Наместнический сейм состоял из двух палат и был законодательным учреждением. Наместник (генерал‑губернатор) и совет наместничества осуществляли исполнительную власть. «Уставная грамота» провозглашала независимость судебной власти и гражданские свободы: слова, печати, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности и частной собственности. В целом проект имел более консервативный характер, чем польская Конституция 1815 г. Суверенитет императора (а не народа) объявлялся главным источником любой власти в стране. Дворянские привилегии сохранялись, а о крепостном праве не упоминалось вовсе.

Еще по теме 1818 г. Проект конституции Н. Н. Новосильцева:

  1. 1.9 Проект Европейской конституции и Лиссабонский договор
  2. 12 декабря 1993 г. Выборы в Федеральное Собрание и Всероссийский референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации.
  3. Новые идеи в проектах 1750-х гг. Проект реформы местного управления гр. П.И. Шувалова
  4. § 41. ТЮРЬМЫ B МОСКВЕ, КАЛУГЕ И ДРУГИХ ГОРОДАХ B 1817-1818 ГОДАХ
  5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСТАВНАЯ ГРАМОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1818-1819)
  6. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
  7. 4.2. Сущность конституции. Конституция как основной закон государства
  8. § 4. Первая Конституция Союза и новые конституции республик
  9. Становление государственного управления на основе Конституции СССР и новой Конституции РСФСР
  10. 2. Избирательное законодательство, разработанное на основании норм Конституции СССР 1936 г. Разработка новой Конституции СССР

Польская конституция 1815 года - конституция Царства Польского, обнародована 20 июня 1815 года. Действовала конституция до восстания 1830 года. В 1832 году император Николай I отменил конституцию Царства Польского. Отданное Александру I Венским конгрессом Царство Польское получило от своего нового Короля Конституцию. Эта конституция превращала только что созданное государство в наследственную монархию, «навсегда соединенную с Российской империей». Король назначал наместника, каковым мог быть лишь поляк; исключение делалось для наместника из членов Императорского Дома. Королю всецело отдавалась исполнительная власть. Все его преемники должны были короноваться в Варшаве и давать присягу в сохранении конституции. Все королевские распоряжения и постановления должны были скрепляться подписью министра, который и будет нести ответственность за все, что могло бы в этих распоряжениях и постановлениях заключаться противного конституции и законам.

Конституция учреждала, кроме того, государственный совет, без которого наместник не мог предпринимать ничего важного. Министерств («комиссий») учреждалось пять: министерство культов и народного просвещения, министерство юстиции, министерство внутренних дел и полиции, министерство военное, министерство государственных доходов и имуществ.Власть законодательная должна была заключаться в особе короля и в двух палатах. Сейм созывался каждые два года на тридцать дней, причем королю представлялось право роспуска сейма, отсрочки сеймовых заседаний и созыва чрезвычайного сейма. Члены сейма в период сессии пользовались неприкосновенностью. Законодательная инициатива признавалась только за королем, но послам и депутатам позволялось представлять королю через государственный совет разного рода желания, касающиеся блага их сограждан.Бюджет утверждался сеймом не более как на четыре года.Заседания обеих палат должны были быть публичными и только по желанию десятой части присутствующих членов палаты могли превращаться в секретные комитеты. Окончательная санкция законов принадлежала королю. Сенаторы (члены императорского дома, епископы, воеводы и каштеляны) назначались королем на всю жизнь и притом (кроме сенаторов первых двух категорий) из двух кандидатов, представленных самим сенатом.Отправление правосудия конституция объявляла независимым: судья должен был выражать свое мнение совершенно свободно от каких бы то ни было влияний со стороны «наивысшей или министерской власти». Судьи, как назначенные королем, так и выборные, объявлялись несменяемыми, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления. Государственные преступления и преступления высших государственных сановников подлежали сеймовому суду из всех членов сената. Наказание конфискацией имуществ отменялось и не могло быть ни в каком случае восстановлено.



Конституционный проект
Н.Н. Новосильцева

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг.

2.1 Конституционный проект Н.Н. Новосильцева

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну.

Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева - государственного деятеля, близкого друга Александра I. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

Конституционный проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи». Для понимания причин появления данного документа, а также сути его основных положений большое значение имеет то обстоятельство, что он был тесно связан с польской конституцией 1815г. Сопоставление и анализ этих 2-х документов свидетельствует о совпадении их наиболее важных положений. Это совпадение объясняется, во-первых, тем, что у документов был, по-видимому, один и тот же автор Н.Н.Новосильцев, который в 1818-1819г. не только руководил работой по созданию «Государственной Уставной грамоте Российской империи» , но и возглавлял российскую администрацию в Польше как раз в период учреждения там конституционных органов (1818-1819). Во-вторых, многое прояснялось в речи Александра на торжественном открытии польского сейма 15 марта 1818 г., в которой он заявил о своем намерении в дальнейшем распространить конституционный опыт Польши на всю империю. Все это говорит о том, что у Александра 1 и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра 1 реализованы не были.

2.2 Основные положения Уставной грамоты

Российское государство со всеми владениями, присоединенными к нему, разделяется на наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний. Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени - губернские, 2-й степени - уездные, а 3-й - все прочие. Корона российского императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима: она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей состоят из государя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента сената), земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, утвержденных государем). Суды действуют по законам, не зависимо ни от какой власти.

По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти

Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг.

2.3 «Русская Правда» П.И.Пестеля

Павел Пестель был сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10 – 15 лет. Его конституционный проект «Русская Правда» есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может».

Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».

Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества.

Свой проект Пестель назвал «Русской Правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. «Русская Правда, им написанная, составляла программу, им предлагаемую для политического государственного устройства».

Пестель придавал большое тактическое значение «Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового конституционного проекта.

В «Русской Правде намечалось 10 глав: первая глава – «о земельном пространстве государства»; вторая – «о племенах, Россию населяющих»; третья – «о сословиях, в России обретающихся»; четвертая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая – об устройстве и образовании верховной власти; седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая об «устройстве безопасности» в государстве; девятая – «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая – наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.

Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это два основных вопроса политической идеологии декабристов.

Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права. Отмена крепостного права – первое и главное дело Временного верховного правления.

«Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия».

Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось, причем истреблялся физически весь царствующий дом.

Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским». Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями.

Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными». Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.

Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.

Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права. Какого-либо ценза, имущественного или ценза грамотности, в конституции Пестеля нет.

Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания», т.е. местные органы власти, а именно: 1) в свое наместное волостное собрание, 2) в свое наместное уездное собрание, 3) в свое наместное окружное ил губернское собрание. В эти три органа власти выборы были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний – «выборные посадники». Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчеты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – волостных уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занимались всеми делами местного значения.

Окружные неместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече. Таким образом, выборы в верховный орган власти в республике Пестеля намечались двухстепенные.

Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Каждый год переизбиралась одна пятая часть Народного веча. Председатель выбирался ежегодно вновь из членов, пребывающих в составе Народного веча последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча, т.к. оно «представляет волю в государстве, душу народа».

Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся тот ее член, который заседает последний (пятый) год.

Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Центральным органом блюстительной власти был намечен по конституции Пестеля Верховный собор, который должен был состоять из 120 членов, именуемых «боярами» и избиравшихся пожизненно. Верховный собор назначал главнокомандующего армией во время войны.

Столицей Российской республики по «Русской Правде» должен был стать Нижний Новгород.

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи. Сословный суд отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

Пестель отстаивал самую широкую и неограниченную свободу торговли. Границы республики должны были раздвинуться до своих «естественных пределов».

Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе печать дворянской ограниченности. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но Пестель считал желательной христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.

Что касается польского вопроса, то Пестель признавал за Польшей право отделения от России, но при следующих условиях: В Польше должна произойти революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и сословий, должна быть провозглашена республика на тех же основаниях, что и в России. После этого Польская республика получала право на самостоятельное политическое существование, отделяясь от России, но сохраняла с ней самый «тесный союз» на мирное и военное время.

Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России.

Наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров. Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения...

А Манифест не предлагал никакой формы правления, учреждая Временное правление и перелагая решение вопроса на новый выборный орган – палату представителей народных. Итак, из двух основных конституционных проектов декабристов только Конституция сохраняла монархию, но в существенно изменённом виде – ни о каком самодержавии не шло и речи. Интерес представляет само появление монарха в Конституции – ...

Новое на сайте

>

Самое популярное