Домой Запоры Материнское самопожертвование аргументы из литературы. Материнская любовь в произведениях русских писателей

Материнское самопожертвование аргументы из литературы. Материнская любовь в произведениях русских писателей

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В данном произведении мы видим самый настоящий . К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”. Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский “Гроза”. В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

А. Алексин “Раздел имущества”. Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

«Что такое материнская любовь»

г. Мыски Кемеровской обл.

В качестве литературного примера можно взять

· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,

· тексты одного блока,

· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.

Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …

При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.

Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …

Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.

Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».

Итоговое сочинение : «Проблема материнской любви»

Для аргументации выбраны произведения: «Война и мир», «Преступление и наказание».

«Первое слово ребенок сказал:

Мама! -

Вырос. Солдатом ушёл на вокзал.

Мама! -

Вот он в атаке на дымную землю упал.

Мама! -

Встал. И пошёл. И губами горячими к жизни припал.

Мама!»

Сергей Островой

Введение : Любовь матери - самое сильное чувство на свете. Безграничная доброта, всепрощение, полное понимание проблем своего ребенка, готовность помочь, несмотря на трудности, встающие на пути, желание видеть свое дитя счастливым, - это одни из главных (но далеко не все) устоев материнской любви.

Жить ради ребенка - вот желание каждой матери. Каким бы ни были сын или дочь, материнская любовь всегда видит самое лучшее. Сердце матери принимает дитя любым, потому что по-другому оно любить не может, просто не умеет. Мать старается помочь, понять, принять участие во всем, что делает ее ребенок. Она радуется успехам и огорчается неудачами иногда даже больше, чем сын или дочь. Мать любит, и такой любви иногда нет объяснения.

Аргументы : В романе Льва Толстого « » мы встречаемся с семьей Ростовых. В ней царят любовь и гармония. Мать семейства - графиня Наталья - создает уют и поддерживает доверительные отношения со всеми членами семьи. Она научила своих детей самому главному в жизни - любить. И ее любовь к детям безгранична.

Когда погиб ее самый младший сын Петя, графиня перестала жить. Она замкнулась в себе и перестала выходить из комнаты. Как она не хотела отпускать своего мальчика на эту войну! Видимо, сердце ее предчувствовало вечную разлуку. Но Петя был воспитан патриотом, он мечтал о подвигах, но, к сожалению, его первое сражение оказалось для него последним.

Трудно пережить матери смерть сына. Графиня быстро состарилась, перестала быть похожей на ту живую, красивую и жизнерадостную женщину. Рассудок ее помутился, и она доживала свои дни в большой скорби по сыну. Любовь матери не смогла вынести этого горя, она настолько сильна, что ее трудно чем-либо измерить.

В романе Федора Достоевского « » мы видим еще один пример необъятной материнской любви. Это мать - Пульхерия Александровна. В произведении мы видим ее заботливой, нежной, трогательной старушкой. Женщина так любит своего сына, что готова ради него на все. Долгое время он находился в бедственном положении, у него не было денег, он едва находил себе средства для пропитания.

Пульхерия Александровна приняла решение отдать свою дочь Дуню в работу к у, а потом выдать замуж за Лужина. Деньги, которые она получила, были оправлены любимому Роде для улучшения его материального положения. Мать пошла на большую жертву. Отнимая у себя, она отдавала сыну. Любовь Пульхерии Александровны не знала границ, и все ее действия были связаны только с тем, чтобы помочь сыну.

Вывод : Мать всегда будет любить своего ребенка независимо от того, сколько ему лет. Она будет стараться помочь в беде, потому что самое главное для матери - это счастье собственного дитя. Все, что не случится с ним, отражается на душевном состоянии матери. Видеть боль своего ребенка - это значит, переживать ее вместе с ним. Любовь матери не заменит ничто на свете. Как закончил свою поэму Сергей Островой: «Берегите своих матерей! Настоящая мать человеку дается однажды!»

Тема материнской любви в русской литературе.

«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг, «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • С. Есенин - стихотворение «Письмо матери». Странни­чество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, все­прощающей материнской любви. Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он - хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тос­ки мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихот­ворении эпитетами «вечерний», «горький». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов - возращение домой из странствий. Он зву­чит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему. В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски, неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни. Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь - образ матери. Закрывается тема беспокой­ством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шу­шуне».
  • А.А. Ахматова - поэма «Реквием». В 1935 году был аре­стован единственный сын Ахматовой, Лев. Вскоре освобож­денный, он еще дважды подвергался арестам, тюремному за­ключению и ссылке. Много часов провела Анна Андреевна в страшной очереди возле старой петербургской тюрьмы «Кре­сты». И когда ее спросили, сможет ли она все это описать, она ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе со­ставившие «Реквием», - поэму обо всех безвинно загублен­ных в годы сталинского произвола. Поэма раскрывает траге­дию матери, потерявшей сына. Причем Ахматова рассматри­вает этот сюжет сквозь призму мифологии, истории. Страда­ния всех матерей в поэме выражены через образ матери Христа, Богородицы, молча переносящей свое горе. Мотив материнс­кой любви, поднятой до общечеловеческого звучания, стано­вится в произведении определяющим: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, Атуда, где молча мать сто­яла, Так никто взглянуть и не посмел». Материнское горе ста­новится у Ахматовой символом горя общенародного и обще­человеческого.
  • В.А. Сухомлинский - статья «Рождение добра». В этой статье В.А. Сухомлинский обращается к старой легенде. Сын, подстрекаемый женой, губит свою мать, вырывает у нее серд­це. Сердце же ее продолжает беспокоиться о сыне. И тогда он горько раскаивается в содеянном и понимает, что натворил. Он уходит вместе с матерью, и они превращаются в два кургана в степи. В этой легенде автор говорито силе материнской любви, о всепрощающем сердце матери.

Новое на сайте

>

Самое популярное