Домой Запоры Что значит для меня быть работником культуры? Экспонаты музея Шикумэнь. Китай, г

Что значит для меня быть работником культуры? Экспонаты музея Шикумэнь. Китай, г

Рецензенты:

Кафедра социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств;

Красилышков Ю.Д., кандидат педагогических наук

Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. Учебное пособие - 3-е изд. исгтр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 234 с.

В пособии рассмотрены вопросы сущности теории и практики работы учреждений культуры, закономерности их функционирования в условиях досуга. Цель изучаемого курса - овладение умениями и навыками менеджерской деятельности в учреждениях культуры.

© Московский государственный университет культуры и искусств, 2003

В В Е Д Е Н И Е

Цель курса "Деятельность учреждений культуры" - вооружить студентов знаниями, умениями и навыками для овладения менеджерской деятельностью в учреждениях культуры.

Главной задачей данного курса является раскрытие сущности теории и практики работы учреждений культуры, закономерности их функционирования в условиях досуга.

Рассмотрение содержания указанного курса следует начать, прежде всего, с анализа научных основ деятельности учреждений культуры. Такой подход предполагает в первую очередь всестороннюю характеристику состояния и тенденций развития деятельности учреждений культуры, их целей, функций и методов.

Специальный раздел посвящен развитию сети учреждений культуры, специфике их деятельности. В содержание курса входит изучение основных направлений деятельности учреждений культуры, анализ которых позволяет раскрыть масштабы возможного.

Процесс развития различных форм культурно-досуговой деятельности сложен и многогранен и зависит от влияния объективных и субъективных факторов. Поэтому специальный раздел учебного курса посвящен анализу средств, форм и методов деятельности учреждения культуры, которые рассматриваются как в теоретическом плане, так и с точки зрения их практического использования. Основная задача раздела - показать, каким образом, посредством каких каналов воздействия реализуются цели, стоящие перед учреждениями культуры.

И наконец, один из разделов учебного курса посвящен поиску путей совершенствования деятельности учреждений культуры, выяснению способов повышения действенности различных форм и методов. Значительное место в учебном

пособии отводится финансированию, учету и отчетности, оплате труда работников, хозяйственной деятельности учреждений культуры, делопроизводству и охране труда.

Для освоения содержания данного курса используются все виды занятий: лекции, семинары, мелкогрупповые и индивидуальные. Все виды занятий строятся как подготовка к практической деятельности студентов в учреждениях культуры

В целях более глубокого закрепления и расширения практических умений и навыков в области организации досуга, выявления и развития творческих интересов и способностей рекомендуется разработать систему последовательного выполнения студентами за весь период обучения цикла индивидуальных и групповых заданий в процессе занятий в аудитории, базовых учреждениях культуры, учебной и производственной практики.

Общее количество времени, отводимое на чтение лекций, может изменяться по мере разработки частных методик, выхода в свет учебного пособия и конкретных задач, решаемых на данном этапе учреждениями культуры России. Особое внимание при изучении данного курса следует уделять межпредметным связям с «Педагогикой», «Психологией», «Социальной психологией», «Управлением» и т.д.

Глава I. ДОСУГ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Досуг как результат рациональной организации жизни людей

Рациональная организация жизни людей предполагает четкое функционирование экономики страны, состоящей из материального и нематериального производства. В свою очередь, в каждом из этих блоков выделяются два сектора: производство материальных (нематериальных) благ и производство материальных (нематериальных) услуг. Блага - потребительные стоимости, услуги - полезные эффекты труда.

Нематериальные блага и услуги - продукты и эффекты труда, не имеющие вещного характера: спектакли, концерты и т.д.

Социально-культурная сфера - составная часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатов труда. В ее состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.

Отсюда иерархия построения хозяйственной структуры общества с учетом в ней культуры как его сферы выглядит следующим образом: материальное производство - нематериальное производство - социально-культурная сфера - культура.

Как сфера человеческой деятельности культура характеризуется уникальностью, неповторяемостью и невещественностью результатов труда, интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Наряду с наукой культура оказывает и непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов общества. Материальноэкономическая база культуры, а также уровень и масштабы

потребляемых ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях материального производства. Результаты культуры проявляются в обществе не сразу, не мгновенно. Только через 2-3 поколения общество ощущает результаты тех затрат, которые были вложены в культуру.

В России в 1989 г. в сфере культуры было занято свыше миллиона человек, в искусстве - 475 тыс. человек. По данным того же года, насчитывалось 115,2 тыс. массовых библиотек, 100,4 тыс. клубов, 2013 музеев, включая филиалы, 506 профессиональных театров. Анализ этих и других данных свидетельствует о том, что с 1985 г. наметилась тенденция общего сокращения количества библиотек, с 1987 г. сокращается число клубных учреждений. Количество же театров и музеев возрастает. Однако качественный анализ свидетельствует о том, что удельные показатели в расчете на определенное количество жителей с позиций оказания им культурных услуг все время сокращаются.

До начала реформ в России учреждения культуры располагали богатейшим набором средств и способов воздействия на духовный мир человека. Сфера культурного строительства располагала большим организационно сформированным общественным аппаратом, ориентированным на создание условий для рациональной организации досуга населения.

Сегодня досуг приобретает все более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса видеотехники, персональных компьютеров, кинофотоаппаратуры В итоге эта проблема приобретает новые грани, которые нельзя было не учитывать при рассмотрении роли и места учреждений культуры в организации досуга населения5 .

Бесплатное для населения пользование библиотеками, сравнительно низкий уровень цен на билеты в музеи, о"ри-

" Триодин В.К Клуб и свободное время. - М. . Профи-дат, 1982. - С. 9-12.

ентация клубных учреждений на развитие культурнопросветительной, пропагандистской, воспитательной и других форм работы на добровольных началах с широким привлечением общественности породили отрицательное отношение к деятельности учреждений культуры.

Хотя на самом деле бесплатная по форме (для каждого из нас) деятельность клубов или библиотек не являлась такой по существу. Поскольку и лекции, и деятельность кружков, коллективов художественной самодеятельности, содержание библиотек и музеев - все это требовало немалых затрат различных ресурсов, средства на эти цели общество направляло из той части национального дохода, которая создавалась в виде прибавочного продукта, но недополучаемая в виде заработной платы. Финансовые средства на содержание учреждений культуры и организацию их деятельности направлялись в виде ассигнований из государственного и профсоюзного бюджета. Количество этих средств можно считать адекватным масштабу работ, проводимых учреждениями культуры бесплатно для населения.

Поскольку в условиях бюджетного финансирования средства выделялись в виде аванса до начала деятельности по культурному обслуживанию населения и в основном были направлены на содержание учреждений культуры, они практически не увязаны с конечными результатами. А это означает, что фактическое количество населения, которое было вовлечено в сферу деятельности учреждения культуры, может быть много меньше, чем предусматривалось плановым финансированием.

Вся история деятельности учреждений культуры показывает, что качество и эффективность их деятельности во многом зависят от состояния кадров, их профессиональной подготовки, интеллектуального потенциала населения.

Однако велика была сменяемость работников культур- но-просветительных учреждений, которая колебалась от 30 до 40 процентов. Из 100 работающих в учреждениях куль-

туры 70% получали заработную плату менее 100 рублей, а средняя зарплата в отрасли в конце 1985 года была чуть более 100 рублей.

Для изменения сложившейся ситуации жизнь диктовала необходимость пойти по пути демонтажа ведомственной принадлежности культурно-просветительных учреждений1 , которая определялась, как правило, балансовой принадлежностью здания или сооружения того или иного учреждения.

Так, из 76 тыс. клубных учреждений более 56 тыс. относились к государственным, т.к. их здания находились на балансе местных органов управления, остальные считались учреждениями различных ведомств (в основном профсоюзными) и соответственно финансировались из разных источников. Источником бюджета государственных учреждений был бюджет местных органов, профсоюзных - профсоюзный бюджет.

Не последнее место в числе факторов размещения принадлежит расстоянию до центров культуры и плотности их размещения. При выборе места размещения крупных объектов культуры недоучет фактора географии и развитости транспорта приводил к большим социально-экономическим потерям. Построив Дом культуры в новом районе крупного города, вдали от магистральных транспортных коммуникаций, можно потерять посетителей. Практически предельным расстоянием является удаленность, равная 40-60 минутам пути. Это означает, что в условиях хороших дорог и развитого транспорта человеку необходимо преодолевать 30-40 км, чтобы побывать в учреждении культуры.

Практически до конца 80-х годов решающее влияние на размещение объектов культуры оказывали социальноэкономические факторы В результате до сих пор в РФ насчитываются тысячи населенных пунктов с численностью

" Базилевич Л.А. Система управления строительством и эксплуатацией культурного центра // Культура: организация, управление, экономика. - СПб., 1992. - С. 85-92.

жителей до 500 человек, которые не имели клубных учреждений, промышленные города с населением свыше 100 тыс человек, не имеющие парков культуры и отдыха.

Весьма объективным является другой экономический фактор - сумма затрат на развитие учреждений культуры. «Развернуть одни учреждения можно при сравнительно малых капитальных затратах либо вовсе без них, приспосабливая старые здания или их часть для этой цели»1 .

На полном государственном обеспечении можно было бы оставить в качестве базовых районные и городские дома культуры, библиотеки и музеи, с последующим преобразованием их в государственные или общественногосударственные региональные центры культуры.

Учитывая это, учреждения культуры должны функционировать в свободное время, ибо полная реализация свободного времени, однако, и невозможна, и нежелательна. Она противоречит тому идеалу досуга, который достаточно прочно сохраняется нашей культурой, - идеалу естественного, органичного, эмоционально-вовлеченного развертывания деятельности. Какие-то части досуга или какие-то аспекты его должны избежать рационализации. В противном случае досуг ничем не будет отличаться от работы. Наряду с тенденцией рационализировать время намечается и усиливается другая, в известной мере противоположная ей тенденция, которую можно назвать «романтизацией» досуга. Романтическая установка на досуг предполагает частичный отказ от его планирования, экономии, уплотнения, объективной оценки качества. Она выступает как установка на максимальную полноту сегодняшнего, сиюминутного существования, которое характерно, например, для жизни в отпуске, на курорте, для праздника, пребывания в театре или кино2 .

1 Галуцкий Г.М. Экономика культуры. - М., 1991. - С. 39.

2 Соколов Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга // Социальные культуры. Методология и практика культурно-просветительной деятельности. - Л., 1982. - С. 23.

Сегодня людей остро волнуют пути экономической реформы, перспективы межнациональных отношений, состояние окружающей среды, рост преступности и т.д. И все же умонастроение, душевное состояние каждого человека, а значит, во многом и уровень социальной напряженности в обществе определяются не только этими крупномасштабными проблемами, но и тем, как максимально с пользой использовать досуг.

В сфере досуга все вышеуказанные проблемы приобретают особо острый характер, здесь возникают многие процессы, связанные с активной общественной и творческой деятельностью, потреблением ценностей духовной культуры, интеллектуальным и физическим формированием личности. Сегодня, с одной стороны, создаются объективные условия для выбора формы и рационального использования досуга; с другой - понижение платежеспособности населения и стремление обеспечить сносное существование значительно снижают количество культурных контактов в сфере досуга.

Развитие личности непосредственно связано с преодолением ряда отрицательных явлений в быту, в организации медицинского обслуживания, торговли и других форм бытовых услуг населению. Досуг может считаться общественным богатством только тогда, кода он используется в интересах всестороннего развития человека, его способностей и тем самым для умножения материального и духовного потенциала всего общества.

Одним из существенных критериев выступает духовный потенциал общества, совершенствование всех сторон деловой и творческой жизнедеятельности человека становится объективной социальной потребностью.

Реформы экономики предполагают, кроме профессионального отношения к делу, изменения отношения к собственности, творческое овладение современными орудиями и средствами производства, высокоэффективной технологией.

Безусловно, наше общество коренным образом изменилось в духовном, нравственном и психологическом плане. Из псевдоединогласного оно превратилось в думающее общество. Реформы в сфере досуга - это информационный взрыв, осуществляемый демократическими средствами. Появилось огромное число зарегистрированных и незарегистрированных газет, журналов, различных изданий, радиостанций, телевизионных трансляторов.

Согласно проведенным социологическим исследованиям, только за последние пять лет сокращение суточного фонда досугового времени за счет сокращения нерациональных затрат времени в сфере быта составило около 1,3 часа на одного человека. Теперь оно составляет в среднем на одного трудящегося в городе 1-2 часа в день, на селе 1,5 часа, или соответственно в неделю 15-25 и 10-15 часов. Это создает объективные трудности для деятельности учреждений культуры в современный период.

Новые общественные организации и деловые круги имеют реальные условия для того, чтобы значительно повысить свою активность в рациональной организации досуга человека, способствуя этим не только восстановлению его работоспособности, но и вхождению в рыночные отношения, новые нравственные принципы.

§ 2. Основные виды проведения досуга

Формирование структуры организации досуга происходит в направлениях, связанных с образованием и самообразованием, активной общественной деятельностью, укреплением здоровья, развитием творческих способностей личности. Все это открывает большие возможности для вовлечения людей в разнообразные виды деятельности.

Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:

  1. Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Классификация основных, традиционных, форм клубной деятельности.
  3. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
  4. Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Цели:
  1. Обучение основным формам и методам деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Повышение квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений.
  1. I . Формы как способ реализации содержания
деятельности учреждений культуры. К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно - досуговой деятельности. Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.
  1. II . Классификация основных форм клубной деятельности .
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальны формы:
  1. Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.
  1. Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.
  1. Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)
Групповые формы: А). Досуговые, развлекательные. 1.Вечера: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга:
  • Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
  • Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм(например гостинная, вечер-встреча и др.)
  • Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
  • Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
  • Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
  1. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
  • Конкурсно-игровыми;
  • Театрализовано-игровыми;
  • Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
Б). Информационно-просветительские мероприятия несут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).
  1. Выставка (экскурсия) - это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
  1. Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
  1. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
  1. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
  1. 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований. В). Клубные формирования. 1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, принятого по согласованию с его участниками.
  1. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Массовые формы. К массовым формам относятся зрелищные программы рассчитанные на большое количество зрителей и участников.
  1. Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
  1. Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение - пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре - сочинение музыкально-драматическое.
  • Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
  1. Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.
  1. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть:
  • Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
  • Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
  • Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
  • Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
  • Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
  1. Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
  1. 6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
  1. Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
  1. Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
  1. Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
Это примерная классификация традиционных форм культурно-досуговой деятельности, которые используются специалистами культуры на протяжении многих лет. Нужно заметить, что довольно редко формы применяются «в чистом виде», в основном они дополняют друг друга или переходят из одной категории в другую. Например, конкурсно-игровая может перейти в дискотеку, а групповая форма вечер отдыха стать массовой при большом скоплении посетителей. Но некоторые утрачивают свою актуальность и востребованность, подвергаются видоизменению адаптируясь к современности. Как всеобщая закономерность на смену старого и в дополнение к традиционному приходит новое. III . Инновационные формы культурно-досуговой деятельности. Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово «деятельность» как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно. Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах, и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. Инновационные формы деятельности культурно-досуговых учреждений диктуются потребностями населения. К новым клубной работы формам можно отнести такие формы как:
  • Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;
  • Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»
  • Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
  • Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
  • Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
  • Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
  1. IV . Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Средства культурно - досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры. В методике культурно - досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории. Они подразделяются на:
  • Художественно - выразительные средства : живое слово, музыка.
Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
  • Хореография , пение, драматургия.
Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением. Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени.
  • Изобразительные средства : оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
  • Технические средства : световая, аудио и видеоаппаратура.
Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра. Аудио - общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
  • Материальные средства : оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
  • Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
  • Основное место занимают средства массовой информации , которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно - просветительной деятельности. Закономерности использования художест - венных средств в социально - культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно - просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально - эмоциональной выразительности социально - культурной деятельности. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально - культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально - культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны. . Методы социально - культурной деятельности В культурно - досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно - досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения - методы социологического исследования. Для того чтобы создать культурно - досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры.. Метод иллюстрирования Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально - выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно - развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно - досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств. Предпочтение методу иллюстрирования режиссер - постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории. По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно - просветительных программ, а в художественно - публицистических и культурно - развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно - досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно - популярных и документальных кинофильмов. Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно - просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы. Метод театрализации Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария. Метод театрализации – это художественно - педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование. Метод игры Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам. Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром. Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека. Практическое задание: Аудитории выдаются листы бумаги, на которых написаны разные формы работы. Нужно в течении 5-10 минут составить сценарный план мероприятия по заданной теме (одной для всех, например, международный женский день) и по указанной форме (для каждого своей). С такой ситуацией специалисты сталкиваются повседневно (есть тема, нужно выбрать форму). Данное задание демонстрирует разнообразие форм, широту выбора. Проходит обсуждение. При обсуждении выявляются факторы, которые могут влиять на решение при выборе формы проведения мероприятия. Заключение. Специалист социально - культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно - досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально - культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры. Список используемой литературы
  1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
  1. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
  1. Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
  1. Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
  1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
  1. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
  1. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
  1. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
  1. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
  1. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
  1. http://ru.wikipedia.org
  1. http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic
  1. http://revolution./culture/00213325_0.html
  1. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost



Записки путешественников, летописи, воспомина-ния участников войны и многие другие свидетельства прошлого содержатся в книгах. Книги бывают рукопис-ными и печатными. Они представляют для историка большую ценность . Нет такого исследователя прошло-го, который не обращался бы в библиотеку. В переводе с греческого «библион» — книга, «тека» — хранилище, то есть это слово означает «книгохранилище».

Изучение источников помогает историкам увидеть, как жили люди в прошлом. Для этого сначала надо со-брать исторические материалы, а затем тщательно проверить их достоверность.

Картинки (фото, рисунки)

  • Хранение документов в архиве
  • Государственный исторический музей. Россия, г. Москва
  • Дом-музей А.П. Чехова. Россия, г. Таганрог
  • Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф». Россия, близ г. Санкт-Петербурга
  • Национальный музей. Чехия, г. Прага
  • Художественно-исторический музей. Австрия, г. Вена
  • Галерея Уффици. Италия, г. Флоренция
  • Национальная галерея. Великобритания, г. Лондон
  • Дворик Британского музея, г. Лондон
  • Лувр. Франция, г. Париж
  • В зале Лувра
  • Музей под открытым небом. Италия, г. Рим
  • Экспонаты Капитолийского музея. Италия, г. Рим
  • Каирский музей. Египет
  • В зале Каирского музея
  • Летний императорский дворец. Китай, г. Шанхай
  • Экспонаты музея Шикумэнь. Китай, г. Шанхай
  • Национальный музей антропологии. Модель древнего города Теночтитлана, находившегося на месте современного города Мехико. Мексика, г. Мехико
  • Экспонаты национального музея антропологии. Мексика, г. Мехико
  • Национальный музей Республики Тыва. Россия, г. Кызыл
  • Экспонаты Мемориального музея космонавтики. Россия, г. Москва

  • В залах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Россия, г. Москва
  • Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги. Россия, г. Москва
  • Государственный музей оружия. Россия, г. Тула
  • В зале Государственного музея оружия
  • Арабский ботанический атлас. XV в. Библиотека Принстонского университета. США
  • Библиотека Британского музея, г. Лондон
  • Страница рукописной книги. XV в. Британская библиотека
  • Служебник. XV в. Британская библиотека
  • Библиотека Хосе Васконселоса. Мексика, г. Мехико
  • Библиотека Страхова монастыря. Чехия, г. Прага
  • Национальная библиотека Франции, г. Париж
  • Библиотека Конгресса США, г. Вашингтон

Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения .

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения .

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи . Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. " При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста "индустрии свободного времени" -- туризма, спорта, библиотечного и клубного дела -- при всем этом молодежь упрямо "сбивается" в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании -- это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически" .

Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью .

Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители "третьего возраста" (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно несвойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях .

Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и другие .

В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и другое) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и другое) .

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и тому подобное .

Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении .

Сеть клубных учреждений развивается в тесной связи с богатым наследием прошлого, традициями и социально-культурной спецификой каждого региона. Культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село) по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами .

Формирование культурных потребностей происходит через: культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, так как от этого зависит содержание мероприятия и формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор); численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам; динамика этих показателей; материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности; объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение. Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения .

К формам клубных услуг относятся мероприятия культурно-просветительного, информационного, образовательно-познавательного, зрелищного характера, мероприятия отдыха и развлечения:

циклы лекций, клубные лектории, народные чтения, лекции-концерты, трибуны общественного мнения, обзоры (творческие, научные, политические, экономические), дни искусств (науки, техники, профессий и другие), клубные встречи, циклы клубных тематических вечеров, клубные кирмаши, аукционы идей, клубные викторины, вечера-портреты;

устные журналы (альманахи, бюллетени), вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические, дискуссионные встречи, "за круглым столом", клубные беседы;

праздники народного календаря, праздники исторического календаря, праздники семейно-бытового календаря, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники деревень(городков, улиц, микрорайонов, дворов), современные гражданские обряды, новогодние театрализованные представления для детей и взрослых, клубные вечера отдыха, клубные вечера занимательного досуга, клубные "огоньки", клубные посиделки, танцевальные вечера, тематические программы дискотек и дискоклубов, дни коллективного отдыха, дни и программы семейного отдыха, комплексные культурно-досуговые программы, развлекательные программы, балы, детские утренники, клубные игровые программы, конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, фестивали, выставки, кинофестивали, киновечера, кинопоказы, киновикторины и другие .

Одной из тенденций развития социокультурной ситуации стала коммерциализация учреждений культуры, которая приводит к тому, что всё больше наращиваются темпы развития платных услуг населению.

Основные виды платных услуг в клубных учреждениях следующие:

Проведение дискотек, презентаций, концертов, свадеб, выпускных балов, экскурсий, развлекательных программ, игровых программ, семейных торжеств;

Платные кружки, студии, курсы, "школы";

Услуги ведущего вечеров и программ, написание сценариев;

Услуги студий звукозаписи;

Спортивно-развлекательные услуги: бильярд, настольный теннис, тренажёрные залы .

Статистика показывает, что общий объём платных услуг культуры населению неуклонно возрастает. С одной стороны, это создаёт определённые трудности в деятельности клубных учреждений и сложности в выполнении планов платных услуг. Сегодня зачастую, хоть и освобождённые от "диктата", а заодно - и от типовых планов, программ, сценариев, которые оставалось лишь воспроизводить, некоторые клубные работники продолжают работать по старинке: кружки любительского творчества и дискотеки - вот и весь традиционный набор клубных услуг. С другой стороны, эта тенденция приводит к тому, что многие руководители и работники клубных учреждений всё активнее изучают своего посетителя и его социально-культурные потребности в свободное время, применяют новые маркетинговые технологии распространения своих платных услуг, пытаются выступить действительно современными менеджерами. Качество предоставляемых услуг начинает неуклонно повышаться, так как именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Наибольшей популярностью у населения пользуются следующие платные клубные услуги: концерты и спектакли, дискотеки и шоу-программы, игровые программы, вечера отдыха, проведение семейных торжеств, услуги компьютерных центров, услуги платных курсов, кружков, студий (в том числе спортивных) и другие .

Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Безусловно, в этой связи следует решать ряд задач по укреплению материально-технической базы клубных учреждений: необходимо приобретать аппаратуру, костюмы, компьютерную технику и обеспечить подключение к сети Интернет .

Недопустимо, чтобы набор клубных предложений представлял собой усреднённый вариант, одинаковый для всех категорий и всех уровней города или села . Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте .

Таким образом, мы видим, что культурно-досуговая сфера в Республике Беларусь имеет весьма развитую инфраструктуру и представлена деятельностью большого количества учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Учреждение культуры не может функционировать без нормативно-правового регулирования и поддержки государственной политики в области культуры.

В сельской местности, в отличие от города, Дом культуры или сельский клуб зачастую являются единственными "поставщиками" культурных и досуговых услуг населению. Рассмотрев формы культурных услуг, мы приходим к выводу, что - наибольшей популярностью у населения пользуются массовые мероприятия, концерты, дискотеки и шоу-программы, конкурсно-игровые программы, вечера отдыха, театрализованные представления, праздничные мероприятия и народные гулянья народно-обрядовые праздники, праздники деревень и другое. Сегодня клубная аудитория расслоилась, каждая категория (дети, подростки, молодёжь, семьи, люди среднего и пожилого возраста) имеет свои запросы и потребности. Одним из действенных путей оптимизации деятельности клубного учреждения выступает чёткая ориентация направлений и форм его деятельности на удовлетворение социально-культурных потребностей тех возрастных, социальных, профессиональных аудиторий, которые входят в зону обслуживания клуба. Мы видим, что - именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Мы выяснили, что культурно-досуговая деятельность представляет собой деятельность по удовлетворению людских потребностей в досуге. В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические и образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

Культурно досуговые учреждения сегодня имеют неопределенный правовой статус, что затрудняет не только их непосредственную деятельность, но и контрольные мероприятия, а также сбор статистических данных об их работе.

Культурно досуговые учреждения: правовой статус

Культурно-досуговая деятельность не относится к федеральным полномочиям, это целиком и полностью прерогатива региональных и муниципальных властей.

И если музеи и библиотеки действуют не только в рамках закона о культуре, но и в рамках «отраслевых» федеральных законодательных актов - о музейном деле, о библиотечно-информационном обслуживании, то культурно-досуговая деятельность не имеет столь четкого регламента и ее регулирование на федеральном уровне ограничивается документами, которые носят рекомендательный характер.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

В связи с этим сбор и анализ информации по домам и дворцам культуры в масштабах страны затруднен и, как результат, отсутствуют централизованные статистические данные.

Например, в Москве, по итогам 2014 года действовало 84 культурных центра, относящихся к ведению департамента культуры, за год их посетило около 2 млн человек. Цифра эта очень невелика, особенно если сравнивать с крупными культурными площадками - музеями, театрами.

Но, к сожалению, методики подсчета весьма несовершенны, учитывая, что вход в Дом культуры всегда свободный и бесплатный (платным могут быть только мероприятия и участие в кружках, тогда как вход в музеи и театры всегда осуществляется по билетам).

На этом фоне некоторые ведомственные ДК становились центрами неформальной, неофициальной культурной жизни. Так, например, один из лучших концертов Владимира Высоцкого состоялся в ДК «Коммуна», ареной для выступлений советских рок-музыкантов был московский ДК «Энергетик», а при Доме культуры им. Горбунова появилась первая в стране рок-лаборатория.

В 1990-е гг.

Сокращение бюджетного финансирования коснулось всей отрасли культуры, но только в культурно-досуговой сфере имел место полный отказ от финансирования: перевод на полную самоокупаемость, массовое закрытие учреждений (продажа и переоборудование под другие виды деятельности, прежде всего торговлю), передача муниципальным и региональным властям (которые не всегда могли содержать учреждения на должном уровне).

В отличие от традиционных культурных институций - музеев, театров, библиотек, функционально привязанных к наследию, дома культуры в условиях перемен остались без внятного заказа как со стороны власти, так и со стороны населения, а экономические потрясения еще более усугубили это положение.

Сомнительного качества шоу, случайные арендаторы, устаревшие клубные формирования, религиозные мероприятия (от баптистов до буддистов), дискотеки невысокого уровня и тому подобная, зачастую совершенно несистемная и случайная деятельность, подрывали популярность и авторитет ДК как учреждений, призванных продвигать в массы лучшие культурные образцы. Одновременно ветшали и захламлялись помещения.

К концу ХХ в.

В этом бурном море выявилось как минимум два направления работы, которые большинству действующих дворцов и домов культуры удалось сохранить, - это кружки и студии (преимущественно детские) и , особенно для старшей возрастной категории. В условиях дефицита общественных, некоммерческих пространств и какого-либо досуга, особенно для социально незащищенных категорий населения, эти направления деятельности неизменно оставались востребованными.

Каким должно быть клубное учреждение сегодня

Главная особенность этой отрасли - разнообразие функций - от кружков до концертных программ. Фактически дома культуры балансируют между концертной площадкой и центром дополнительного образования, между просветительским и развлекательным учреждением, между досугом и образованием, между отдыхом и творческой работой.

Между тем на фоне изменений, происходящих с учреждениями другого типа - музеями, театрами, библиотеками, которые стремятся разнообразить предоставляемые услуги и заниматься и образовательными, и развлекательными программами, открывать кафе, сувенирные и книжные магазины и т. д., так называемые клубные учреждения находятся в выигрышном положении.

Они не связаны обязательными рамками сохранения коллекций или постановки спектаклей, не отягощены академическими традициями и не ограничены в форматах деятельности, как это происходит с традиционными культурными институциями.

Современные независимые культурно досуговые учреждения площадки, которые появились в крупных городах (Центр современного искусства Винзавод, Центр дизайна Art Play, дизайн-завод «Флакон» в Москве, Лофт-проект «Этажи», креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге и другие) также отличает междисциплинарность, открытость к самым разным форматам деятельности, активное сотрудничество с творческими бизнесами.

Примите к сведению

«В этом году в Москве открылось еще три культурных центра, модернизированных в соответствии с отработанными в Культурном центре ЗИЛ принципами и подходами. Это КЦ „Дружба“ (район Бирюлево Западное), КЦ „Северное Чертаново“ и КЦ „Онежский“ (Головинский район). Несмотря на то что эти объекты сильно отличаются от ЗИЛа (и по размерам, и по местоположению), новая организация работы показала свою эффективность.

Так, например, с момента открытия обновленной площадки ДК „Дружба“ посещаемость выросла практически вдвое. Особой популярностью пользуются кружки научно-технического творчества для организации которых Политехнический музей помог обучить преподавателей».

Можно утверждать, что новая форма институциональной деятельности - многофункциональный культурный центр - является наиболее передовой в глобальном масштабе. Есть еще одно важное для развития домов культуры обстоятельство. Если музеи и театры работают преимущественно в крупных и средних городах, то сеть клубных учреждений по-прежнему сохраняется повсеместно в малых городах, сельских поселениях.

Фактически дома культуры были и остаются единственными досугообразующими предприятиями во множестве населенных пунктов, сохраняя значимый потенциал для трансляции культурных ценностей. Сегодня дома культуры имеют реальную перспективу стать многофункциональными культурными центрами - центрами притяжения жителей.

Необходимо более тщательно прорабатывать стандарты их деятельности - каждому жителю должно быть понятно, что именно происходит и будет происходить в домах культуры. Дома культуры - это очень разные учреждения. Среди них есть внушительные комплексы, располагающие тысячами квадратных метров, большими театрально-концертными залами и развитой инфраструктурой.

Есть и совсем небольшие, расположенные на первых этажах жилых домов, всего на нескольких десятках метров площади, с очень ограниченными возможностями для разворачивания новых программ и проектов.

Это очень разный масштаб и очень разные условия работы, но тем не менее и в этих случаях могут быть выявлены общие подходы к оказанию услуг. Попробуем далее остановиться на основных подходах к развитию домов и дворцов культуры, которые актуальны практически для всех учреждений.


Культурный центр начинается с зоны приема гостей

Одна из ключевых задач любого культурного центра - не только привлечь, но и удержать посетителя. Дома культуры как междисциплинарные площадки предлагают различные мероприятия и занятия практически для всех возрастов. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы человек не просто пришел, но и остался в стенах культурного центра как можно дольше, поучаствовал в разных мероприятиях и затем вернулся вновь.

Человеку, который зашел в дом культуры (особенно если это происходит впервые), бывает сложно сориентироваться в том, какие услуги ему могут быть предложены. Объявления хаотичны и разнонаправлены, а вопросы задать очень часто некому. Взрослые, пришедшие узнать что-то о досуге для детей, остаются в стороне от других интересных «взрослых» событий, подростки и молодые люди стесняются настойчиво искать дополнительную информацию, а ценовая политика учреждения зачастую остается непрозрачной для большинства посетителей.

Первым решением этой проблемы является организация зоны для приема гостей. Важно организовать комфортное пребывание всех групп посетителей, всех возрастов, вне зависимости от целей и продолжительности посещения.

Как организовать зону для гостей

Дежурный администратор. Установите стол и дежурства сотрудников для ответа на вопросы в течение всего времени работы центра. Дружелюбная зона приема гостей, где администраторы могут ответить на любые вопросы, выдать интересующие буклеты и снабдить иной полезной информацией, решает проблему «первого посещения», обеспечивает эффективную связь между посетителями, руководителями кружков и организаторами мероприятий, которые не всегда на месте.

Разумеется, администраторы обязаны не только знать стоимость тех или иных занятий, но и четко предоставлять информацию о платных и бесплатных услугах, количестве бесплатных мест в кружках.

Касса. Идеально, если в зоне приема гостей будет расположена касса, работающая в те же часы, что и учреждение. Многие занятые люди просто не хотят бежать к руководителю кружка за квитанцией, а затем идти оплачивать ее в Сбербанк.

Также важна возможность оплаты услуг пластиковыми картами, поскольку сегодня эта услуга стала привычной и само собой разумеющейся, особенно для горожан. Несоответствие стандартов обслуживания современному уровню может отпугнуть значительную часть аудитории, особенно молодой и платежеспособной.

Навигация. Несмотря на присутствие администраторов, даже в не очень больших помещениях необходима навигация. Указатели, схема здания, таблички на кабинетах и залах для занятий должны быть выполнены в едином стиле, и желательно, чтобы стиль информационных сообщений совпадал с фирменным стилем учреждения (логотип, буклет, сайт).

Это формирует единую эстетику пространства дома культуры, которая часто лишена целостности, а во многих случаях стихийные объявления, запрещающие таблички и прошлогодние расписания создают впечатление неопрятности и хаоса.

Место для отдыха и ожидания. Дети занимаются танцами, за закрытыми дверями звучит музыка, а у входа столпились ожидающие своих детей родители, бабушки и дедушки. Некоторые родители пришли с колясками, в которых спят младшие дети, поскольку их не с кем было оставить дома.

В крупных ДК - wi-fi, комфортные зоны для отдыха и работы - стулья, банкетки, диваны и обязательно столы. Столы дают возможность детям порисовать сидя за ними, а некоторым родителям - налить ребенку чай или бульон из термоса, дать бутерброд, перекусить в комфортной обстановке.

Дополнительные услуги. Буккроссинг, настольные игры формируют полноценные зоны отдыха. Сюда можно прийти в холодное время года просто поболтать, поиграть в настольные игры, выпить кофе (например, из кофейного автомата, если нет возможности организовать кафе), поработать на компьютере.

Здесь не бывает мелочей, важны все детали: наличие пеленальных столиков в туалетах, специальных подставок для малышей, чтобы они могли самостоятельно помыть руки в умывальнике, мыло, туалетная бумага, хорошо работающая сушка для рук и т. д.

Мы не должны забывать, что подобные услуги входят в наш быт повсеместно - на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, школах, на рабочих местах, - всюду мы видим эти важные мелочи, которые делают нашу жизнь более комфортной. Их отсутствие, которое раньше посетители просто не замечали, сегодня вызывает недоумение и портит имидж площадки зачастую гораздо сильнее, чем неинтересное мероприятие.

Опыт успешных культурных центров показал, что, как только в них появились комфортные зоны для посетителей, детей на занятия чаще стали приводить родители, а не бабушки и дедушки.

Таким образом, организация комфортной зоны пребывания посетителей решает и важную социальную задачу - позволяет занятым родителям проводить больше времени со своими детьми.

Перечень основных видов КДУ и их основных функций

Тип Основные функции
Дом (Дворец) культуры Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализациисоциально-культурных инициатив населения. Содействие гражданскому воспитанию
Дворец молодежи Обеспечение досуга населения (молодежи). Обеспечение условий для массового отдыха. Обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализации социально-культурных инициатив населения (молодежи). Содействие гражданскому воспитанию
Культурно-спортивный комплекс Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для массового отдыха населения. Обеспечение условий для самодеятельного творчества. Предоставление спортивно-оздоровительных услуг. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализации культурно-оздоровительных и спортивных инициатив населения
Культурный центр;социально-культурный центр Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства. Обеспечение информационных и методических услуг. Сохранение нематериального культурного наследия; выставочная деятельность. Обеспечение условий для оказаниясоциально-культурных услуг и поддержки
Национально (этно)-культурный центр Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций. Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения. Выставочная деятельность. Обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного творчества
Дом (Центр) ремесел Сохранение материального и нематериального культурного наследия. Развитие ремесленнических традиций. Обеспечение досуга населения. Создание и распространение ремесленнических изделий. Выставочная деятельность. Создание и распространение методик ремесленнического мастерства
Дом фольклора Сохранение нематериального культурного наследия, выставочная деятельность. Обеспечение досуга населения. Исследование местных фольклорных традиций
Дом народного творчества Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей. Создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, выставочная деятельность. Обеспечение досуга населения. Информатизация и методическое обеспечение творческих процессов. Организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства
Передвижные культурные центры Внестационарное обеспечение досуга населения. Организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий. Оказание социально-культурных услуг
Информационно-методические центры Обеспечение информационных и методических услуг. Выставочная деятельность. Информатизация творческих процессов


Новые программы и творческая энергия горожан

Крупные ДК должны стать центрами творческих инициатив - для оживления своей деятельности они могут предоставлять на конкурсной основе площадку для реализации проектов всем желающим.

Одним из направлений кружковой работы, которое когда-то присутствовало во многих домах культуры, а впоследствии было незаслуженно забыто, является научно-техническое творчество. Это направление ценно еще и тем, что предлагает услуги для подростковой и мальчиковой аудитории, которая далеко не всегда интересуется танцами, пением и изобразительным искусством.

Старшее поколение было и остается одной из наиболее многочисленных и постоянных аудиторий домов культуры. Как правило, для людей старшего возраста работают хоровые и фольклорные студии, организуются бесплатные мероприятия. Это чрезвычайно заинтересованная и благодарная аудитория, которая во всем мире и в нашей стране стремительно увеличивается, однако предлагаемые ей формы досуга остаются ограниченными.

В какие новые инициативы могло бы включиться старшее поколение? Востребованным направлением является организация курсов по обучению компьютерной грамотности. Эту работу уже ведут многие библиотеки, но и дома культуры не должны оставаться в стороне. Культурно досуговые учреждения, связанные с локальной историей, вызывают наибольший интерес. Это документальные спектакли, построенные на воспоминаниях старшего поколения, выставки, представляющие материалы из архивов, встречи и беседы, где старшее поколение встречается с детьми и молодежью. Важно, чтобы все эти программы были продуманы и тщательно подготовлены.

Когда мы говорим о программах для старшего поколения, это не означает, что все программы должны быть консервативны и традиционны.

Пример

Культурный центр ЗИЛ второй год подряд реализует проект «Модный подиум зрелой красоты» (одежда для моделей 50+). Это показ мод, который делается профессиональными дизайнерами и в котором участвуют только непрофессиональные модели – обычные люди старше 50 лет. Эта программа неизменно привлекает большое внимание СМИ и пользуется растущей популярностью.

Каким будет ДК завтра?

Домам и дворцам культуры, которые готовы превратиться в современные культурные центры, приходится решать много проблем. Необходимы стандарты, лучшие образцы, нормативные документы, ориентиры для будущего развития, чтобы консолидировать профессиональное сообщество работников культурно-досуговой отрасли.

Сегодня, когда главным ресурсом развития городов и территорий становятся уже не фабрики и заводы, а творческий, человеческий капитал, именно дома культуры призваны давать возможность людям раскрыть свои способности, свои таланты - вне зависимости от возраста или рода занятий. Современное глобальное сетевое общество делает не столь актуальным донесение до людей определенной суммы информации и знаний, но зато ставит во главу угла развитие творческого начала в человеке. И именно культурные центры, с их широкими междисциплинарными возможностями, способны комплексно и системно решать задачи городского и территориального развития.

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Материал проверен экспертами Актион Культура

Новое на сайте

>

Самое популярное