Домой Кома Изображение любви в произведениях бунина и куприна. Тема любви в произведениях Бунина и Куприна (Школьные сочинения)

Изображение любви в произведениях бунина и куприна. Тема любви в произведениях Бунина и Куприна (Школьные сочинения)

Дорогие друзья, программа «Сто лет — сто книг» добралась до 1986 года, до маленького романа Виктора Астафьева «Печальный детектив».

Надо сказать, что как было у России две оттепели, условно говоря, 1953-1958 и 1961-1964, так было и две перестройки, советская и постсоветская. Условно говоря, их делят на перестройку и гласность, или даже есть другое деление — гласность и свобода слова. Сначала перестройка была объявлена, гласность наступила только потом. Сначала осторожно начали возвращать забытых русских классиков, Гумилева, например, стали печатать «Несвоевременные мысли» Горького, письма Короленко, потом постепенно стали касаться и современности. И вот первыми двумя текстами о современности, нашумевшими и многое определившими, были повесть Распутина «Пожар» и роман Астафьева «Печальный детектив».

Надо сказать, что роман Астафьева сыграл в его судьбе довольно печальную роль. Одна из лучших его книг, а по моим ощущениям, так и лучшая, до романа «Прокляты и убиты», была какое-то время, не скажу, что травима, не скажу оклеветана, но дала повод для очень печальных и очень мрачных эпизодов, почти до травли, которой Астафьев подвергался. Причина была в том, что в рассказе «Ловля пескарей в Грузии» и, соответственно, потом в «Печальном детективе», находили ксенофобские выпады. Рассказ про ловлю пескарей, или карасей, сейчас я точно не припомню, считался грузинофобским, антигрузинским, а роман «Печальный детектив» содержал упоминание «еврейчат», которое историку Натану Эйдельману не понравилось, и он написал Астафьеву яростное письмо.

Письмо было корректным, ярость там таилась в глубине. Они вступили в переписку, переписка эта широко ходила по рукам, и Астафьев в ней предстал, может быть, несколько раздражительным, может быть, хватающим через край, но в общем, он там выглядел антисемитом, которым он в жизни, конечно, не являлся. Настоящие антисемиты радостно этим воспользовались, пытались Астафьева притянуть к себе, но ничего из этого не вышло. Астафьев остался тем абсолютно честным и одиноким художником, который, в общем, ни к кому не примыкал и до конца жизни продолжал говорить вещи, ссорившие его то с одними, то с другими. Но во всяком случае, сделать из него такого русопята-антисемита не получилось.

Конечно, «Печальный детектив» — это книга никак не о еврейском вопросе и не о перестройке, это книга о русской душе. И вот в чем ее удивительная особенность: тогда, в начале первой перестройки, Советский Союз еще искал пути спасения, он не был еще обречен, никто не считал его однозначно проигравшим, однозначно подлежавшим, скажем так, исторической утилизации, стояли на доске неочевидные варианты продолжения. Кто бы что сегодня ни говорил об обреченности советского проекта, я хорошо помню, что в 1986 году эта обреченность еще была не очевидна. Вот в 1986 году Союз еще не отпевали, не хоронили, никто не знал, что ему осталось пять лет, а пытались найти пути спасения. И Астафьев, со своим уникальным чутьем, был единственным человеком, предложившим образ нового героя — героя, который может как-нибудь удержать на себе эту расползающуюся страну.

И вот его главный герой, этот Леонид Сошнин, этот печальный детектив, милиционер, которому 42 года, и который со второй группой инвалидности отправлен на пенсию, он начинающий писатель, пытается какие-то рассказики в Москве в тоненьких милицейских журналах печатать, сейчас у него, может быть, выйдет книга на родине. Он живет в Вейске, он однажды чуть не потерял ногу, когда от пьяного водителя грузовика спасал население родного города, мчался этот грузовик, и многих успел сбить, и он с трудом принял решение о ликвидации, решение о том, чтобы пристрелить этого водилу пьяного, но тот успел толкнуть милицейский грузовик, и герою чуть не ампутировали ногу. Потом, после этого, кое-как он вернулся в строй, его долго мучают дознаниями, почему он стрелял, хотя стрелял его напарник, оправдано ли было применение оружия.

Он еще какое-то время служит, а потом в результате он спасает старух, которых запер в избе местный алкоголик и грозит поджечь сарай, если они ему не дадут десять рублей на опохмелку, а у них нет десяти рублей. И тогда этот Леонид врывается в эту деревню, бежит к сараю, но поскальзывается на навозе, и тогда алкаш успевает всадить в него вилы. После этого его чудом откачали, и, конечно, после этого он служить не может, отправлен на пенсию со второй группой инвалидности.

Еще у него есть жена Лерка, с которой он познакомился, когда с нее за киоском снимали джинсы, он чудом ее успел спасти. Есть дочь Ленка, которую он очень любит, но Лерка после очередной ссоры от него уходит, потому что денег нет в доме. Потом она возвращается, и заканчивается все почти идиллически. Ночью этого Леонида будит дикий ор девчонки с первого этажа, потому что ее бабка-старуха померла, но не от передоза, а от перепоя, и на поминках по этой бабке возвращаются Лерка с Ленкой. И в жалкой хибаре, в жалкой квартире этого Сошнина они засыпают, а он сидит над листом чистой бумаги. Вот этой довольно жалкой идиллией заканчивается роман.

От чего гибнут в этом романе люди, постоянно? Не только от пьянства, не только от несчастных случаев, от небрежения собственной жизнью, не только от дикой взаимной злобы. Гибнут они от того, что озверение всеобщее, утрата смысла, они дошли до апогея, жить незачем. Незачем друг друга беречь, незачем работать, незачем все делать, вот это…

Понимаете, я сейчас тут недавно посмотрел на одном кинофестивале большую подборку современных российских картин. Все это выглядит как прямая экранизация эпизодов из «Печального детектива». У нас был кратковременный период, когда вместо «чернухи» стали снимать истории про бандитов, потом мелодрамы, потом сериалы, сейчас опять вот эта дикая волна «чернухи». Я не в претензии, потому что, слушайте, а что еще показывать?

И вот Астафьев впервые развернул перед читателем всю панораму перестроечных сюжетов. Там спились, здесь выгнали с работы, здесь инвалиду нечем прирабатывать, здесь одинокая старуха. И страшная мысль там, которую этот Леонид все время думает: почему же мы друг другу настолько звери? Это то, что у Солженицына было высказано потом, спустя многие годы, в книге «Двести лет вместе» — «мы, русские, друг другу хуже собак». Почему это так? Почему полностью отсутствует вот эта, какая бы то ни было, внутренняя солидарность? Почему нет ощущения, что живущий рядом с тобой человек, он твой все-таки соплеменник, сверстник, сродник, он брат твой, в конечном итоге?

И, к сожалению, остается надеяться только на совесть таких людей, как этот Леонид, этот бывший оперативник. Откуда она у него там, не очень понятно. Он рос сиротой, отец не вернулся с войны, мать заболела и умерла. Воспитывает его тетя Липа, которую он называет тетей Линой. Потом посадили ее по ложному обвинению, она недолго после этого прожила, когда освободилась. И в результате он достался другой тетке, а эту, другую тетку, младшую сестру в семье, когда он уже был молодым оперативником, ее изнасиловали четверо подонков пьяных, он хотел их перестрелять, но не дали ему. И она, вот поразительный эпизод, когда их посадили, она плачет, что сломала жизнь четырем молодым парням. Вот эта, такая несколько юродивая доброта, как у солженицынской Матрены, которую этот герой совершенно не может понять, он все обзывает ее старой дурой, когда она по ним плачет.

Вот, может быть, на этом странном пересечении доброты, доходящей до юродства, и чувства долго, доходящего до фанатизма, которое сидит вот в этом герое, наверное, вот на этом пересечении и удерживается русский характер. Но книга Астафьева о том, что этот характер погиб, что его убили. Книга эта воспринимается, как ни странно, не как надежда, а как реквием. И Астафьев, в одной из последних записей в своем, наверное, духовном завещании, говорил: «Я пришел в мир добрый, полный тепла и смысла, а ухожу из мира полного холода и злобы. Мне нечего сказать вам на прощание». Вот это страшные слова, я позднего Астафьева видел, знал, говорил с ним, и вот это чувство отчаяния, которое в нем сидело, нельзя ничем было замаскировать. Вся надежда, все упование было вот на этих героев.

Кстати говоря, я его спросил тогда: «“Печальный детектив” производит впечатление все-таки некоторого сгущения, некоторого преувеличения. Ужель такое было?». Он говорит: «Там нет ни единого эпизода, которого не было. Все, в чем меня упрекают, все, что говорят, я выдумал, это было на моих глазах». И действительно, да, это, наверное, было, потому что некоторых вещей не выдумаешь.

Астафьев напоследок, в последние свои годы, это очень редкий случай, достиг невероятной творческой высоты. Он написал все, о чем мечтал, что хотел, он сказал всю правду и о времени, и о народе, среди которого жил. И, к сожалению, я боюсь, что его диагноз сегодня подтверждается, сегодня тот Леонид, на котором все держится, тот печальный детектив, дважды раненный, едва не убитый и всеми брошенный, он продолжает еще удерживать на себе, на единственной, кстати, реальной вертикали, продолжает удерживать на себе всю тяжесть русской жизни. Но насколько его хватит, я не знаю, кто придет ему на смену, пока непонятно. Есть какая-то надежда на новое прекрасное поколение, но связывают ли они с Россией свою жизнь, сказать очень трудно.

О чем нельзя не упомянуть здесь, так это невероятная пластика, невероятные изобразительные силы этого астафьевского романа. Когда его читаешь, то вот это зловоние, этот риск, этот ужас ощущаешь всей кожей. Там сцена есть такая, когда Сошнин приходит домой из издательства, где его только что чуть не бортанули, но сказали, что, может, будет у него книга, он идет в отвратительном настроении есть свой холостяцкий обед, и на него нападают трое глумящихся пьяных подростков. Они именно глумятся, они говорят, что ты, невежливый, извинись перед нами. И это выбешивает его, он вспоминает все, чему его учили в милиции, и начинает их молотить, и одного отшвыривает так, что тот отлетает башкой об угол батареи. И звонит он сам в милицию и говорит, что там, похоже, у одного черепушка раскололась, злодея не ищите, это я.

Но оказалось, что там ничего не раскололось, кончилось для него все сравнительно благополучно, но описание этой драки, этих глумящихся типов… Вот потом, когда Астафьев написал рассказ «Людочка», про эту же глумящуюся пьяную сволочь, которой столько расплодилось, я думаю, что и Распутин такой силы и ярости не достигал. Но эта книга, которая вся просто сияет от белого каления, от внутренней дрожи, ярости, ненависти, которая в ней есть, потому что это человек, действительно, воспитанный добрыми людьми, людьми долга, и вдруг перед ним те, для кого вообще никаких нравственных правил нет, для каких есть только одно наслаждение — демонстративно хамить, глумиться, переступать все время границу, отделяющую зверя от человека. Вот этот цинизм дикий и этот постоянный запах дерьма и рвоты, который преследует героя, это долго потом не отпускает читателя. Это написано с такой силой изобразительной, что поневоле задумаешься.

Понимаете, принято ведь такое представление о русской литературе как о доброй, любящей, несколько сусальной, такой, как писал, помните, Георгий Иванов, «сентиментальное онанирующее русское сознание». На самом деле, конечно, русская литература лучшие свои страницы писала кипящей желчью. Это было у Герцена, это было у Толстого, это было у страшного, ледяного насмешника Тургенева, у Салтыкова-Щедрина. Уж сколько этого было у Достоевского, чего и говорить. Сама по себе доброта — хороший стимул, но ненависть, когда она подмешана в чернила, она тоже придает литературе какую-то невероятную силу.

И до сих пор свет этого романа, надо сказать, он до сих пор идет и доходит. Не только потому, что эта книга все-таки умеренно оптимистичная, все-таки в ней есть борющийся герой, но главное в ней то, что она несет в себе радость, вы не поверите, от долгого молчания, наконец разрешившегося речью. Человек терпел, терпел, и наконец сказал то, что чувствовал себя обязанным сказать. В этом смысле «Печальный детектив» — высшее достижение перестроечной литературы. И потому так жаль, что надежды Астафьева, связанные с его героем, оказались разбиты уже в самое ближайшее время, а может быть, разбиты не до конца.

Ну, а о литературе 1987 года и о романе «Дети Арбата», который отделяет гласность от свободы слова, мы поговорим в следующий раз.

«Астафьев выложил такие кровоточащие черты, куски, выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернуться, забыть, не знать. Нельзя, шок нужен. Без него не проснуться»

Михаил Дудин.

Литература всегда живо реагирует на изменения в обществе. В семидесятые годы В. Шукшин, когда мы застеснялись таких слов, как порядочность, совесть, доброта, сказал: «Нравственность есть правда». Понадобилось еще десять лет, чтобы появились такие книги, как «Белые одежды» Дудинцева, «Печальный детектив» Астафьева, «Пожар» Распутина.

Писатели говорят горькую правду миллионам людей. Как жить дальше? С какими людьми идти? С такими, как Сошнин, или против? Сейчас человека определяют его воля и желание открыто быть с теми, кто идет в открытую, борется, набивает шишки, но остается человеком.

«Дата создания «Печального детектива»: 1983 – 1985 годы. Роман этот отличается от всех других. Издатели, знавшие о нем, торопили. «Давай с ходу», - говорили они. Так и вышло, напечатали роман быстро – за три недели. И все-таки напрасно я так быстро отдал роман. Надо было еще с годик полежать этой книжке. Поостыть. Но обстоятельства жизни и сама жизнь требовали, чтоб я быстрее отдал эту работу на суд читателей.

Детектив получился жестким, плотным. Кое-где я действовал напрямую, информационно, надеясь на хорошо подготовленного читателя. Зачем ему информация о том, что всходило солнце, закат сиял, пели птички, листья шевелились? Обо всем этом так хорошо написано в нашей литературе. Да и дух вещи этого не требовал.

Отзывы разные. Одни читатели, их меньшинство, взбешены, раздражены. Другие пишут: «Что, вам книга показалась страшной? Но это цветочки. Сейчас я расскажу а ягодках». Судя по отзывам, роман попал в десятку».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петренко В.М. учитель русского

Языка и литературы МБОУ СОШ №1

Ст.Азовской Северского района

УРОК ПО РОМАНУ

В. П. Астафьева «Печальный детектив»

Оформление: портрет В.П. Астафьева; два высказывания о романе:

«В романе – вся жизнь – грязь, все намалевано черными красками»

Из письма читателя

«Астафьев выложил такие кровоточащие черты, куски, выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернуться, забыть, не знать. Нельзя, шок нужен. Без него не проснуться»

Михаил Дудин.

Учащимся заранее даны вопросы к уроку:

  1. Кто Л. Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?
  2. Зло многолико. Покажите на примере.
  3. Как раскрывается тема детства и материнства в романе? С какими персонажами

Она связана?

  1. Оптимист ли Сошнин? Одинок ли?
  2. Чья оценка романа вам ближе – письмо читателя или высказывание М.Дудина?

Почему?

Первый ученик:

Литература всегда живо реагирует на изменения в обществе. В семидесятые годы В. Шукшин, когда мы застеснялись таких слов, как порядочность, совесть, доброта, сказал: «Нравственность есть правда». Понадобилось еще десять лет, чтобы появились такие книги, как «Белые одежды» Дудинцева, «Печальный детектив» Астафьева, «Пожар» Распутина.

Писатели говорят горькую правду миллионам людей. Как жить дальше? С какими людьми идти? С такими, как Сошнин, или против? Сейчас человека определяют его воля и желание открыто быть с теми, кто идет в открытую, борется, набивает шишки, но остается человеком.

Второй ученик:

Что есть правда? Астафьев сказал: «Правда – самое естественное состояние человека, ее не выкрикнуть, не выстонать, не выплакать, хотя в любом крике, в любом стоне, песне, плаче она стонет, плачет, смеется, умирает и рождается, и даже когда ты привычно лжешь себе или другим – это тоже правда, и самый страшный убийца, вор, неумный начальник, хитрый и коварный командир – все это правда, порой неудобная, отвратительная. И когда великий пожт со стоном выкликнул: «Нет правды на земле. Но правды нет и – выше», - он не притворялся, он говорил о высшей справедливости, о той правде, которую в муках осмысливают люди и в попытке достичь ее высот срываются, погибают, разбивают свои личные судьбы, но, как альпинисты, лезут и лезут по отвесной скале. Постижение правды есть высочайшая цель человеческой жизни».

Первый ученик (приводит цитату из давнего интервью с В. Астафьевым):

«Последние мои вещи вам показались злыми, желчными? Нет, злым я никогда не был. Даже в худшую пору своей жизни. Но и добреньким быть уже не могу. Надоело писать про цветочки, надоело пташек воспевать. До того довоспевался, что ни коростеля, ни жаворонка, ни перепелки. Всех потравили. Вороны да сороки остались».

Второй ученик:

«Дата создания «Печального детектива»: 1983 – 1985 годы. Роман этот отличается от всех других. Издатели, знавшие о нем, торопили. «Давай с ходу», - говорили они. Так и вышло, напечатали роман быстро – за три недели. И все-таки напрасно я так быстро отдал роман. Надо было еще с годик полежать этой книжке. Поостыть. Но обстоятельства жизни и сама жизнь требовали, чтоб я быстрее отдал эту работу на суд читателей.

Детектив получился жестким, плотным. Кое-где я действовал напрямую, информационно, надеясь на хорошо подготовленного читателя. Зачем ему информация о том, что всходило солнце, закат сиял, пели птички, листья шевелились? Обо всем этом так хорошо написано в нашей литературе. Да и дух вещи этого не требовал.

Отзывы разные. Одни читатели, их меньшинство, взбешены, раздражены. Другие пишут: «Что, вам книга показалась страшной? Но это цветочки. Сейчас я расскажу а ягодках». Судя по отзывам, роман попал в десятку».

Учитель (вступление ):

«Леонид Сошнин возвращался домой в самом дурном расположении духа. И хотя идти было далеко, почти на окраину города, в железнодорожный поселок, но он не сел в автобус – пусть ноет раненая нога, зато ходьба его успокоит и он обдумает все и решит, - что ему говорили в издательстве, обдумает и рассудит, как ему жить дальше и что делать».

Вопрос: Так кто же такой Л. Сошнин – борец за правду или вечный неудачник? (Можно сказать, что и то, и другое. Ведь от него ушла жена, в него дважды стреляли.

Но он борец. Даже после первого его посещения издательства, после разговора с мадам Сыроквасовой, он уходит с верой: «Да шут с ней! Ну, дура! Ну, уберут ее когда-нибудь!»

Вопрос: В книге развернута тема зла. Но зло многолико. Есть явное, ечть скрытое. Это относится к так называемым осторожным людям. Покажите примеры. (Теща Сошнина, Ф. Лебеда, его жена Тамарка, Добчинский и Бобчинский).

Первый ученик:

Еще в 1974 году. Когда вышла книга «Царь – рыба», Астафьев выразил свое отношение к детям. Вот оно: «Дети. Но ведь когда –то они останутся одни, сами с собой. И с этим прекраснейшим и грозным миром, и ни я, ни кто другой не сможет их греть и оберегать. Часто мы долдоним: дети - счастье, дети – радость, дети – свет. Но дети – это еще и мука наша. Вечная наша тревога. Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность – все видно. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда. И еще: какие бы они ни были – большие, умные, сильные, - они всегда нуждаются в нашей защите. И как подумаешь: вот скоро умирать, кто примет их? Кто поймет? Простит? Ах, если б возможно было оставить детей со спокойным сердцем, у успокоенном мире».

Вопрос: Какие персонажи связаны с темой детства? (Тетя Граня, тетя Лиина, Тутышиха, мать Юльки.)

«Мать часто болела, рожать ей было нельзя, и она с помощью родов надеялась оздороветь и оздоровела настолько, что стала ежегодно кататься на курорты с мужем и без мужа, и однажды не вернулась». (Выступление ученика.)

Первый ученик:

«Природа заложила в нас инстинкт притяжения людей. Семья. И в конце романа Астафьев подчеркивает эту мысль: МУЖ и ЖЕНА.

«От родителей-то и переданы друг дружке люди со своей жизнью, характером, и в семье они должны будут пройти вместе до могилы. Душа отдыхает только тогда, когда отдыхает характер, а где, как не дома, может отдохнуть весь человек, ломающий себя на разных службах и работах?

И Сошнин тихо встает, идет к столу – перед ним лист чистой бумаги».

Вопрос: Оптимист ли Сошнин? Одинок ли? (С первых страниц книги и до заключительных страниц романа мы видим, что Сошнин – оптимист и что с ним его друзья – Лавря – казак, дядя Паша и жена Лерка, которая унаследовала от отца черту надежности – не бросать человека в трудную минуту).

Тяжело на душе у Леонида Сошнина. Но надо жить, несмотря на «болевые» дни.

«Ахиллесово сердце» Леонида Сошнина… Очень ранимое, изболевшееся, иногда отчаявшееся, но борющееся.)

Так что же с нами происходит?

«Он понимал, что среди прочих непостижимых вещей и явлений ему предстоит постигнуть малодоступную, до конца никем еще не понятую и никем не объясненную штуковину, так называемый русский характер, русскую душу. И надо будет прежде всего себе доказать и выяснить на белой бумаге, а на ней все видно, обнажиться до кожи, до тайных неприглядных мест.

Может быть, объяснит он в конце концов хотя бы самому себе, отчего русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую равнодушны к себе, соседу – инвалиду труда, войны? Готовы последний кусок отдать осужденному и кровопускателю, отобрать у милиции злостного хулигана и ненавидеть соквартиранта за то, что забывает выключить свет в туалете. Вольно, куражливо, удобно живется преступнику среди такого сердобольного народа, и давно ему так в России живется».

Вот так постоянно терзают тяжелые думы Сошнина. Когда мы позволили прорваться злу? Откуда это в нас?


Сочинение

(I вариант)

Основной задачей литературы всегда была задача отношения и разработки наиболее актуальных проблем: в XIX веке была проблема поиска идеала борца за свободу, на рубеже XIX—XX вв. еков — проблема революции. В наше время наиболее актуальной является тема нравственности. Отражая проблемы и противоречия нашего времени, мастера слова идут на шаг вперед своих современников, освещая путь к будущему.

Виктор Астафьев в романе «Печальный детектив» обращается к теме нравственности. Он пишет о будничной жизни людей, что типично для мирного времени. Его герои не выделяются из серой толпы, а сливаются с нею. Показывая простых людей, страдающих от несовершенства окружающей жизни, Астафьев ставит вопрос о русской душе, о своеобразии русского характера. Все писатели нашей страны так или иначе пытались решить этот вопрос. Своеобразен роман по содержанию: главный герой Сошнин считает, что эту загадку души мы придумали сами, чтобы отмолчаться от других. Особенности русского характера, такие, как жалость, сочувствие к другим и равнодушие к себе, мы сами в себе развиваем. Писатель пытается растревожить души читателя судьбами героев. За мелочами, описывающимися в романе, скрывается поставленная проблема: как помочь людям? Жизнь героев вызывает сочувствие и жалость. Автор прошел войну, и ему, как никому другому, знакомы эти чувства. Увиденное на войне вряд ли может оставить кого-то равнодушным, не вызывать сострадания, душевной боли. Описываемые события происходят в мирное время, но нельзя не почувствовать сходство, связь с войной, ибо показанное время не менее тяжелое. Вместе с В. Астафьевым мы задумываемся над судьбами людей и задаемся вопросом: как мы дошли до такого?

Название «Печальный детектив» мало о чем говорит. Но если вдуматься, то можно заметить, что главный герой действительно похож на печального детектива. Отзывчивый и сердобольный, он готов откликнуться на любую беду, крик о помощи, пожертвовать собой ради блага совершенно незнакомых людей. Проблемы его жизни напрямую связаны с противоречиями общества. Он не может быть не печальным, потому что видит, какова жизнь людей, окружающих его, каковы их судьбы. Сошнин не просто бывший милиционер, он приносил пользу людям не только по долгу службы, но и по зову души, у него доброе сердце. Астафьев через название дал характеристику своему главному герою. События, описанные в романе, могли бы происходить и сейчас. В России простым людям всегда было нелегко. Не указано время, события которого описаны в книге. Можно только догадываться, что это было после войны.

Астафьев рассказывает о детстве Сошнина, о том, как он рос без родителей у тети Лины, потом у тети Грани. Описывается и период, когда Сошнин был милиционером, ловил преступников, рискуя жизнью. Сошнин вспоминает о прожитых годах, хочет написать книгу об окружающем его мире.

В отличие от главного героя, Сыроквасова далеко не положительный образ. Она типичный деятель современной художественной литературы. Ей поручено выбирать, чьи произведения печатать, а чьи нет. Сошнин всего лишь беззащитный автор, находящийся под ее властью среди многих других. Он еще в самом начале своего пути, но он понимает, за какое неимоверно трудное дело взялся, как слабы еще его рассказы, как много возьмет у него, ничего не дав взамен, литературный труд, на который он обрек себя.

Читателя привлекает образ тети Грани. Ее терпимость, доброта и трудолюбие достойны восхищения. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей, хотя своих у нее никогда не было. Никогда тетя Граня не жила в достатке, не имела больших радостей и счастья, но она отдавала все лучшее, что у нее было, сиротам.

В конце роман переходит в рассуждение, раздумье главного героя о судьбах окружающих его людей, о беспросветности существования. В своих подробностях книга не имеет характер трагедии, но в общих чертах она заставляет задуматься о грустном. Писатель часто за, казалось бы, обыденным фактом личных отношений видит и чувствует гораздо больше. Дело в том, что в отличие от остальных он анализирует собственное чувство глубже и всестороннее. И тогда единичный случай возводится в общее начало, превалирует над частным. В мгновении выражается вечность. Несложный на первый взгляд, небольшой по объему роман таит в себе очень сложное философское, социальное и психологическое содержание.

Мне кажется, что к «Печальному детективу» подходят слова И. Репина: «В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма… Он лежит под спудом личности, он невидим. Но это — величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, «не страшится умереть». Вот где ее величайшая сила: «она не боится смерти».

Астафьев, по-моему, ни на минуту не выпускает из поля зрения нравственный аспект бытия человека. Этим, пожалуй, его творчество привлекло мое внимание.

Основной задачей литературы всегда была задача отношения и разработки наиболее актуальных проблем: в XIX веке была проблема поиска идеала борца за свободу, на рубеже XIX-XX веков - проблема революции. В наше время наиболее актуальной является тема нравственности. Отражая проблемы и противоречия нашего времени, мастера слова идут на шаг вперед своих современников, освещая путь к будущему.Виктор Астафьев в романе "Печальный детектив" обращается к теме нравственности. Он пишет о будничной жизни людей, что типично для мирного времени. Его герои не выделяются из серой толпы, а сливаются с нею. Показывая простых людей, страдающих от несовершенства окружающей жизни, Астафьев ставит вопрос о русской душе, о своеобразии русского характера. Все писатели нашей страны так или иначе пытались решить этот вопрос. Своеобразен роман по содержанию: главный герой Сошнин считает, что эту загадку души мы придумали сами, чтобы отмолчаться от других. Особенности русского характера, такие, как жалость, сочувствие к другим и равнодушие к себе, мы сами в себе развиваем. Писатель пытается растревожить души читателя судьбами героев. За мелочами, описывающимися в романе, скрывается поставленная проблема: как помочь людям? Жизнь героев вызывает сочувствие и жалость. Автор прошел войну, и ему, как никому другому, знакомы эти чувства. Увиденное на войне вряд ли может оставить кого-то равнодушным, не вызывать сострадания, душевной боли. Описываемые события происходят в мирное время, но нельзя не почувствовать сходство, связь с войной, ибо показанное время не менее тяжелое. Вместе с В. Астафьевым мы задумываемся над судьбами людей и задаемся вопросом: как мы дошли до такого? Название "Печальный детектив" мало о чем говорит. Но если вдуматься, то можно заметить, что главный герой действительно похож на печального детектива. Отзывчивый и сердобольный, он готов откликнуться на любую беду, крик о помощи, пожертвовать собой ради блага совершенно незнакомых людей. Проблемы его жизни напрямую связаны с противоречиями общества. Он не может быть не печальным, потому что видит, какова жизнь людей, окружающих его, каковы их судьбы. Сошнин не просто бывший милиционер, он приносил пользу людям не только по долгу службы, но и по зову души, у него доброе сердце. Астафьев через название дал характеристику своему главному герою. События, описанные в романе, могли бы происходить и сейчас. В России простым людям всегда было нелегко. Не указано время, события которого описаны в книге. Можно только догадываться, что это было после войны. Астафьев рассказывает о детстве Сошнина, о том, как он рос без родителей у тети Лины, потом у тети Грани. Описывается и период, когда Сошнин был милиционером, ловил преступников, рискуя жизнью. Сошнин вспоминает о прожитых годах, хочет написать книгу об окружающем его мире. В отличие от главного героя, Сыроквасова далеко не положительный образ. Она типичный деятель современной художественной литературы. Ей поручено выбирать, чьи произведения печатать, а чьи нет. Сошнин всего лишь беззащитный автор, находящийся под ее властью среди многих других. Он еще в самом начале своего пути, но он понимает, за какое неимоверно трудное дело взялся, как слабы еще его рассказы, как много возьмет у него, ничего не дав взамен, литературный труд, на который он обрек себя. Читателя привлекает образ тети Грани. Ее терпимость, доброта и трудолюбие достойны восхищения. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей, хотя своих у нее никогда не было. Никогда тетя Граня не жила в достатке, не имела больших радостей и счастья, но она отдавала все лучшее, что у нее было, сиротам. В конце роман переходит в рассуждение, раздумье главного героя о судьбах окружающих его людей, о беспросветности существования. В своих подробностях книга не имеет характер трагедии, но в общих чертах она заставляет задуматься о грустном. Писатель часто за, казалось бы, обыденным фактом личных отношений видит и чувствует гораздо больше. Дело в том, что в отличие от остальных он анализирует собственное чувство глубже и всестороннее. И тогда единичный случай возводится в общее начало, превалирует над частным. В мгновении выражается вечность. Несложный на первый взгляд, небольшой по объему роман таит в себе очень сложное философское, социальное и психологическое содержание. Мне кажется, что к "Печальному детективу" подходят слова И. Репина: "В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма... Он лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она двигает горами... Она сливается всецело со своей идеей, "не страшится умереть". Вот где ее величайшая сила: "она не боится смерти".Астафьев, по-моему, ни на минуту не выпускает из поля зрения нравственный аспект бытия человека. Этим, пожалуй, его творчество привлекло мое внимание.

Роман "Печальный детектив" был опубликован в 1985 году, во время перелома в жизни нашего общества. Он был написан в стиле o жесткого реализма и поэтому вызвал всплеск критики. В основном отзывы были положительными. События романа актуальны и сегодня, как актуальны всегда произведения о чести и долге, о добре и зле, о честности и лжи. В романе описываются разные моменты жизни бывшего милиционера Леонида Сошнина, который в сорок два года оказался на пенсии из-за ранений, полученных на службе. Вспоминаются события разных лет его жизни. Детство Леонида Сошнина, как почти у всех детей послевоенного времени, было трудным. Но, как многие дети, он не задумывался над такими сложными вопросами жизни. После того как умерли мать и отец, он остался жить с теткой Липой, которую звал Линой. Он любил ее, и, когда она стала гулять, он не мог понять, как она могла бросить его, когда всю жизнь отдала ему. Это был обычный детский эгоизм. Она умерла вскоре после его женитьбы. Женился он на девушке Лере, которую спас от приставших хулиганов. Любви особой не было, просто он как порядочный человек не мог не жениться на девушке после того, как его приняли в ее доме как жениха. После его первого подвига (поимка преступника) он стал героем. После этого был ранен в руку. Случилось это, когда однажды он пошел утихомирить Ваньку Фомина, и тот ему проткнул плечо вилами. С обостренным чувством ответственности за все и всех, с его чувством долга, честностью и борьбой за справедливость он мог работать только в милиции. Леонид Сошнин всегда думает о людях, мотивах их поступков. Зачем и почему люди совершают преступления? Он читает много философских книг, чтобы понять это. И он приходит к выводу, что ворами рождаются, а не становятся. По совершенно глупому поводу от него уходит жена; после аварии он стал инвалидом. После таких передряг ушел на пенсию и оказался в совершенно новом и незнакомом ему мире, где пытается спастись "пером". Пробить напечатание своих рассказов и книг он не умел, поэтому они пять лет пролежали у редактора Сыроквасовой, "серой" женщины, на полке. Однажды на него напали бандиты, но он справился с ними. Ему было плохо и одиноко, тогда он позвонил жене, и она сразу поняла, что с ним что-то случилось. Она понимала, что он всегда жил какой-то напряженной жизнью. И вот в какой-то момент он по-другому взглянул на жизнь. Он понял, что жизнь не должна быть всегда борьбой. Жизнь - это общение с людьми, забота о близких, уступки друг другу. После того как он это осознал, его дела пошли лучше: рассказы обещали напечатать и даже выдали аванс, вернулась жена, и какое-то спокойствие стало появляться в его душе. Главная тема романа - человек, оказавшийся среди толпы. Человек, потерявшийся среди людей, запутавшийся в мыслях. Автор хотел показать индивидуальность человека среди толпы с его мыслями, действиями, чувствами. Его проблема состоит в том, чтобы понять толпу, слиться с ней. Ему кажется, что в толпе он не узнает людей, которых хорошо знал раньше. Среди толпы они все одинаковые и добрые, и злые, и честные, и лживые. Все они становятся одинаковыми в толпе. Сошнин пытается найти выход из этой ситуации с помощью книг, которые читает, и с помощью книг, которые сам пробует писать. Мне понравилось это произведение тем, что в нем затрагиваются вечные проблемы человека и толпы, человека и его мыслей. Мне понравилось, как автор описывает родственников и друзей героя. С какой добротой и нежностью он относится к тете Гране и тете Лине. Автор рисует их как добрых и трудолюбивых женщин, которые любят детей. Как описывается девушка Паша, отношение к ней Сошнина и его негодование на то, что в институте ее не любили. Герой любит их всех, и, мне кажется, его жизнь из-за любви к нему этих людей становится намного лучше.

В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь людей XX века. Астафьев - человек, которому известны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни. Виктор Петрович прошел войну рядовым, знает все тяготы послевоенной жизни. Я думаю, что он со своей мудростью и опытом относится к тем людям, к советам и наказам которых нужно не только прислушиваться, а стараться выполнять их. Но Астафьев не выступает в роли пророка, он просто пишет о том, что ему близко и что волнует его. Хотя произведения Виктора Петровича относятся к современной русской литературе, проблемам, которые в них часто поднимаются, уже не одна тысяча лет. Вечные вопросы добра и зла, наказания и справедливости уже давно заставили человека искать на них ответы. Но это оказалось делом очень сложным, потому что ответы кроются в самом человеке, а в нас переплелись добро и зло, честность и бесчестье. Имея душу, мы часто бываем равнодушными. У всех есть сердце, но нередко нас называют бессердечными. В романе Астафьева "Печальный детектив" поднимаются проблемы преступления, наказания и торжества справедливости. Тема романа - нынешняя интеллигенция и нынешний народ. В произведении рассказывается о жизни двух небольших городков: Вейска и Хайловска, о людях, живущих в них, о современных нравах. Когда говорят о маленьких городах, в сознании возникает образ тихого, мирного места, где жизнь, наполненная радостями, течет медленно, без особых чрезвычайных происшествий. В душе появляется чувство умиротворения. Но ошибается тот, кто так думает. На самом деле жизнь в Вейске и Хайловске течет бурным потоком. Молодые люди, напившись до такой степени, когда человек превращается в животное, насилуют женщину, которая годится им в матери, а родители оставляют ребенка запертым в квартире на неделю. Все эти картины, описанные Астафьевым, приводят читателя в ужас. Становится страшно и жутко от мысли о том, что исчезают понятия честности, порядочности и любви. Описание этих случаев в виде сводок является, на мой взгляд, важной художественной особенностью. Слыша каждый день о различных происшествиях, мы порой не обращаем внимания, а собранные в романе, они заставляют снять розовые очки и понять: если это произошло не с тобой, то не значит, что это тебя не касается. Роман заставляет задуматься над своими поступками, оглянуться назад и посмотреть, что ты сделал за прожитые годы. После прочтения задаешь себе вопрос: "А что я сделал доброго и хорошего? Замечал ли я, когда человеку рядом со мной было плохо?" Начинаешь задумываться над тем, что равнодушие является таким же злом, как и жестокость. Я думаю, что поиск ответов на эти вопросы является целью произведения. В романе "Печальный детектив" Астафьев создал целую систему образов. Автор знакомит читателя с каждым героем произведения, рассказывая о его жизни. Главным героем является оперативный работник милиции Леонид Сошнин. Он - сорокалетний мужчина, получивший несколько ранений при исполнении служебных обязанностей, - должен уйти на пенсию. Уйдя на заслуженный отдых, он начинает писать, пытаясь разобраться, откуда в человеке так много злости и жестокости. Где она у него копится? Отчего вместе с этой жестокостью существует в русских людях жалость к арестантам и равнодушие к самим себе, к соседу - инвалиду войны и труда? Главному герою, честному и смелому оперативному работнику, Астафьев противопоставляет милиционера Федора Лебеду, который потихонечку служит, переходя с одной должности на другую. На особо опасных выездах он старается жизнью не рисковать и предоставляет право обезвреживать вооруженных преступников своим напарникам, и не очень важно, что у напарника нет табельного оружия, потому что он недавний выпускник милицейского училища, а у Федора есть табельное оружие. Ярким образом в романе является тетя Граня - женщина, которая, не имея своих детей, отдавала всю любовь детям, игравшим около ее дома на железнодорожной станции, а затем детям в Доме ребенка. Часто герои произведения, которые должны вызывать отвращение, вызывают жалость. Урна, превратившаяся из женщины, занимавшейся самодеятельностью, в пьяницу без дома и семьи, вызывает сочувствие. Она орет песни и пристает к прохожим, но становится стыдно не за нее, а за общество, отвернувшееся от Урны. Сошнин говорит о том, что ей пытались помочь, но ничего не получилось, а теперь на нее просто не обращают внимания. Есть в городе Вейске свои Добчинский и Бобчинский. Астафьев даже не изменяет фамилии этим людям и дает характеристику им цитатой из "Ревизора" Гоголя, опровергая тем самым известное изречение о том, что ничто не вечно под луной. Все течет, все изменяется, а такие люди остаются, меняя одежду XIX века на модный костюм и рубашку с золотыми запонками XX века. Есть в городе Вейске и свое литературное светило, которое, сидя в своем кабине-те, "окутавшись сигаретным дымом, дергалось, елозило на стуле и сорило пеплом".Это Сыроквасова Октябрина Перфильевна. Именно этот человек, описание которого вызывает улыбку, двигает вперед и дальше местную литературу. Эта женщина решает, какие произведения печатать. Но не все так плохо, ведь если есть зло, то существует и добро. Леонид Сошнин мирится с женой, и она снова к нему возвращается вместе с дочерью. Немного грустно оттого, что помириться их заставляет смерть соседки Сошнина, бабушки Тутышихи. Именно горе сближает Леонида с Лерой. Чистый лист бумаги перед Сошниным, который пишет обычно ночью, является символом начала нового этапа жизни семьи главного героя. И хочется верить, что дальнейшая их жизнь будет счастливой и радостной, а с горем они справятся, потому что будут вместе. Роман "Печальный детектив" - захватывающее произведение. Хотя читать его трудно, потому что слишком страшные картины описывает Астафьев. Но такие произведения нужно читать, потому что они заставляют задуматься над смыслом жизни, чтобы не прошла она бесцветно и пусто. Мне понравилось произведение. Я много важного вынесла для себя, многое поняла. Я познакомилась с новым писателем и точно знаю, что это не последнее произведение Астафьева, которое я прочитаю.

  • Скачать сочинение "" в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Рецензия на роман В. П. Астафьева печальный детектив " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Рецензия на роман В. П. Астафьева печальный детектив " для печати

Русские писатели

3.Любовь в произведениях Куприна

4.Заключение

А. И. Бунин и А. И. Куприн - крупнейшие русские писатели первой половины XX века, оставившие после себя очень богатое творческое наследие. Они были лично знакомы, с большим уважением относились к друг другу, имели схожие взгляды на развитие страны, оба покинули Россию после Октябрьской революции (правда, Куприн перед смертью вернулся в СССР).

Большое внимание в творчестве Бунина и Куприна уделено теме любви. Писатели трактовали и описывали это чувство каждый по-своему, но были едины в одном: любовь - великая тайна, над разгадкой которой человечество безуспешно бьется на протяжении всей мировой истории.

Итоговым произведением Бунина стал цикл рассказов о любви "Темные аллеи ", написанных писателем в эмиграции. Этот сборник новелл отражает отношение писателя к любви, как к невероятно яркой вспышке в жизни любого человека, заставляющей его забыть обо всем на свете.

Любовь для Бунина - не тихое и безмятежное счастье, длящееся на протяжении многих лет. Это всегда сводящая с ума бурная страсть, внезапно возникающая и так же внезапно покидающая влюбленных. Обычно она охватывает человека лишь раз в жизни, поэтому очень важно не упустить этот момент. Сожаления об утраченной любви станут самой тяжелой мукой.

С понятием любви у Бунина тесно связано ощущение неизбежной трагедии, а иногда и смерти. Страсть в "Темных аллеях" чаще всего преступна, поэтому главных героев ждет неминуемая расплата. В открывающем цикл одноименном рассказе старик-дворянин случайно встречается с обманутой им в молодости крестьянкой. Их судьбы сложились неудачно, а роман тридцатилетней давности остается самым чистым и светлым воспоминанием.

Художник из рассказа "Галя Ганская" не может простить себе самый "тяжкий грех", когда по его вине отравилась молодая девушка. После одной-единственной счастливой ночи навсегда расстаются главные герои "Чистого понедельника": мужчина начинает спиваться, а женщина уходит в монастырь. Ради кратких мгновений счастья влюбленные готовы рискнуть, ведь только любовь делает их жизнь по-настоящему полной и значительной.

В отличие от Бунина, Куприн относился к любви очень трепетно и восторженно. Писатель считал ее настоящим Божьим даром и связывал, прежде всего, с самопожертвованием. Герои его произведений готовы ради любимых пройти через страдания и боль. Любовь у Куприна - не внезапный порыв страсти, а сильное и глубокое чувство, не ослабевающее с годами.

Любовная тема затронута во многих произведениях Куприна. Среди них можно выделить рассказ "Куст сирени ", повести "Олеся" и "Гранатовый браслет ". В небольшом рассказе "Куст сирени" главную роль играет образ Веры Алмазовой . Молодая женщина всеми силами помогает мужу поступить, а затем - учиться в академии. Решительность и настойчивость Веры помогают "исправить" досадную ошибку Николая. Ее действия обусловлены огромным чувством любви к мужу и заботой о сохранении семьи.

В повести "Олеся " любовь приходит к главному герою в образе молодой "полесской ведьмы". Поначалу между ними завязываются простые дружеские отношения. Молодым людям приятно проводить время вместе. Ведут они себя естественно и очень целомудренно: "О любви между нами не было сказано еще ни слова". Болезнь главного героя и несколько дней разлуки с Олесей привели к взаимному признанию. Счастливый роман продолжался около месяца, но закончился трагедией. Ради любимого Олеся решилась прийти в церковь и была избита деревенскими бабами. После этого она сама настояла на том, что придется расстаться: "Ничего нам, кроме горя, не будет...".

Повесть "Гранатовый браслет" посвящена такому типу любви, который очень редко встречается в реальной жизни. Несчастный Желтков на протяжении восьми лет безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну. Он ничего не требует от замужней женщины и не надеется на взаимность. Преклонение Желткова перед княгиней поражает даже ее мужа. "Безнадежную и вежливую" любовь невозможно запретить. Сама Вера Николаевна лишь после самоубийства Желткова понимает, что мимо нее прошла неземная любовь, которая "сильна, как смерть".

Произведения Бунина и Куприна о любви освещают множество граней и оттенков этого чувства. Большинство историй заканчиваются трагично. Оба писателя были убеждены: настоящая любовь слишком далека от земных страстей и намного сильнее смерти.

Новое на сайте

>

Самое популярное