Домой Кома Был ли у Катерины другой выход? Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза.

Был ли у Катерины другой выход? Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза.

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу "Гроза", которая вызвала бурный общественный резонанс смелостью главной героини. Почему же эта история стала самой популярной из всей серии о "темном царстве"? Неужели причина только в поступке героини? А могла ли молодая женщина поступить по-другому? Школьникам предлагается написать сочинение "Был ли иной путь у Катерины", где рассматриваются разные варианты развития дальнейшей жизни Кабановых.

Общественное значение пьесы

Прежде чем приступить к написанию сочинения "Был ли иной путь у Катерины", будет нелишним узнать причины успеха этого произведения. "Гроза" была написана в 1859 году, когда вся Россия находилась в ожидании крестьянской реформы. Поэтому общество приняло ее с восторгом: пьеса была поставлена огромное количество раз на подмостках всех театров России.

Островский создал новый тип героини, которая стала олицетворением борьбы против старых порядков. Ее поступок выглядел в глазах общества как начало нового периода. Все восприняли пьесу не как личную драму, а как общественную. Некоторые просили Островского исключить из числа персонажей Кабаниху, потому что в ее образе они нашли схожесть с царем. "Гроза" удивила читателей силой и глубиной своей драматической истории, обличением купеческих нравов и бросила им вызов.

В сочинении "Был ли иной путь у Катерины в пьесе "Гроза" стоит напомнить о самом сюжете произведения, чтобы лучше провести анализ развития других вариантов истории. В одном городе, который находится на Волге, жило семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, Тихон, Катерина и Варвара. Кабаниха была деспотичной женщиной, командовала сыном Тихоном и унижала невестку Катерину. Кабанов всегда слушался маменьку, по-своему любил жену, но никогда не заступался за нее. Часто он выпивал вместе с богатым купцом, которого звали Савел Прокофьич Дикой. Купец имел такой же крутой нрав, как и Кабаниха.

Катерина была честной девушкой, очень набожной, старалась во всем угодить свекрови, но ей тяжело было среди них. Она не могла находиться в таком деспотическом, "домостроевском" обществе. К Дикому приезжает племянник Борис - образованный молодой человек. Он и Катерина влюбляются друг в друга. Но женщина не могла обманывать мужа и во всем ему созналась. Бориса Дикой отправляет из города, а Катерина, понимая, что больше не может так жить, кончает жизнь самоубийством. Конечно, многим читателям жаль девушку. Поэтому и было включено сочинение "Был ли иной путь у Катерины в пьесе "Гроза" в школьную программу.

Возможные варианты развития сюжета

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона - не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.

Что можно еще написать в сочинении "Был ли иной путь у Катерины в "Грозе"? Другой вариант - это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.

Третий вариант - уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.

Четвертый, самый страшный - это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.

В сочинении "Был ли иной путь у Катерины" можно упомянуть, что связь можно было скрыть - Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины - она не смогла бы никого обманывать.

Островский внес свой вклад в разработку образа русской жен­щины.

Его героини в полном соответствии с уже устано­вившейся традицией изображены как сильные, цель­ные натуры, которые оказываются нравственно выше слабых, неуверенных, сомневающихся героев. Это и Катерина («Гроза»), и Лариса («Беспридан­ница»), которые не могут жить в мире зла, лука­вить, лицемерить, обманывать. Им надо жить «по душе», по совести, по законам добра и нравст­венной гармонии. Если это невозможно, они пред­почитают уйти из жизни. Компромиссы их не уст­раивают. Пусть только в сфере семейно-бытовых и любовных отношений, но они твердо стоят на своем.

Вспомним начало пьесы. Собственно, ничего страш­ного еще не произошло. Катерина вообще еще ни единого слова не сказала Борису, она еще на пере­путье, в тяжелейшей внутренней борьбе, ей нужны совет, опора, поддержка... Нельзя забывать, что Катерина очень молода. Как вы думаете, сколько ей лет? Она ведь замужем совсем недавно, судя по всему, меньше года. В самом начале первого дейст­вия напряженно и настороженно всматривается Ка­терина в окружающее и окружающих, прежде все­го - в членов своей новой семьи. Так и кажется, что здесь, сейчас, на наших глазах она с удивле­нием и страхом вслушивается в грозные настав­ления Кабанихи, начинает понимать, до какой сте­пени бесхарактерен и забит ее муж.

Вы можете спросить: так ли нам важно знать возраст действующих лиц художественных произве­дений вообще и Катерины в частности? Это на самом деле важно. Катерина по возрасту совсем еще молодая. Никогда никого она еще не любила; но душа ее открыта для любви.

Вот первые слова, которые Катерина произносит, обращаясь к свекрови: «Для меня, маменька, все одно: что родная мать, что ты, да и Тихон тебя любит». Чуть позже она говорит Варваре: «Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти». И уже, сама себе не веря, в надежде предотвратить нечто страшное, как утопающий хватается за соло­минку, бросается она к Тихону во втором действии: «Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! (Ласкает его)». Тщетно. Никому ее любовь не нужна.

Ох, какие трудные, какие сложные вопросы ставит этот юноша. Нельзя от них отмахнуться, нельзя уйти в сторону от их обсуждения.

Да, в идеале, конечно, муж - опора и защита. А если Катерина как раз не ощутила, не увидела в Тихоне той самой опоры и защиты, на которую так безуспешно надеялась? А ведь как умоляла она его не бросать ее в трудную минуту, помочь, спасти...

Кроме того, разве Катерина сама не ощущает своей вины, своего греха? Дело не в том, чтобы обязательно объявить ее «положительной героиней». Просто нельзя забывать, что свою вину Катерина искупает безмерной ценой, от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открыт.Перед всем миром, громко, на людях покаялась она в своем грехе. Что ее ждет впереди? Прощение? Нет, новые и еще более страшные муки. Что ей остается делать? Уйти к родителям? По обычаям того времени, такой исход исключен. Катерина сде­лала свой выбор. Но как важно для восприятия замысла драматурга то, что Катерина уходит из жизни не сломленной. Она идет на смерть, реши­тельно отвергая законы «мертвого царства».

Юноша очень точно наметил самую суть конфликта, определяющего внутреннюю драму Катерины: с од­ной стороны, традиционные моральные нормы, с другой - стихийный порыв героини «Грозы», пы­тающейся отстоять свое человеческое право на лич­ностное самоопределение. Это поистине трагическая ситуация; потери в любом случае здесь неизбежны. Но народные обычаи, на которые ссылался ученик, включали в себя и возможность прощения, мило­сердия. А милосердия-то в «темном царстве» Каба­новых как раз и не было.

В мире без любви, без милосердия Катерина жить не может. А жить так хочется, так хочется полноты человеческого существования! Ведь даже пос­ле покаяния, после признания в страшном грехе Ка­терина все равно тянется к свету, свободе, счастью.

В финале «Грозы» особенно сильно ощущается одна из главных идей Островского: любовь преоб­ражает людей, делает их чище, смелее. Это отно­сится даже к Тихону и Борису - тем более к Катерине. Громко звучит ее голос, почти крик, обращенный даже не столько к Борису, сколько ко всему земному простору: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!»

Как удивительно, что у запуганной, забитой, казалось бы, совершенно необразованной и темной (как считал ее Д. И. Писарев) женщины, понятия не имевшей о лучших образцах мировой литера­туры, берутся откуда-то поразительные слова, воз­носящие ее до уровня высоких идей Возрождения: любовь сильнее смерти. Решив покончить жизнь самоубийством, Катерина ужасается собственному решению: «Грех! Молиться не будут?» - но тут же ее озаряет мысль о людях, способных ее понять и пожалеть: «Кто любит, тот будет молиться...»

Академик Д. С. Лихачев писал: «В традициях русского классического романа есть несколько обра­зов женщин, как бы олицетворяющих собою Рос­сию. Это олицетворение в разной степени полно или, вернее, в разной степени неполно, но намек на связь женского образа с образом России все же существует, как бы брезжит сквозь ткань повест­вования и сквозь ткань самого образа у разных авторов. Татьяна Ларина у Пушкина, бабушка в «Обрыве» Гончарова, я бы не побоялся сказать - Катерина в «Грозе» Островского...»

  • 7. Образ поэта и тема творчества в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 2) Вариант 1
  • 8. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 9. Философские мотивы в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 10. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме а.С. Пушкина «Медный всадник»? (Билет 22) Вариант 1
  • 11. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной? (Билет 21) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 12. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману а.С. Пушкина «Евгений Онегин».) (Билет 25) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа а.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Билет 17) Вариант 1
  • 14. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа а.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Билет 7) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 15. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману а.С. Пушкина «Капитанская дочка».) (Билет 16) Вариант 1
  • 16. Лирический герой поэзии м.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 17. В чем своеобразие патриотической темы в лирике м.Ю. Лермонтова? (Билет 23) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 18. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря? (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 19. Образ Печорина и тема поколения в романе м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 20. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 21. Печорин и Максим Максимыч в романе м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 22. Сатира на чиновничество в комедии н.В. Гоголя «Ревизор». (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 23. В чем смысл мистического финала повести н.В. Гоголя «Шинель»? (Билет 20) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 24. Сатира на помещичью Русь в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 25. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».) (Билет 13) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 26. Философские мотивы в лирике ф.И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 27. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману и.А. Гончарова «Обломов».) (Билет 1) Вариант 1
  • 28. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе и.А. Гончарова «Обломов». (Билет 17) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 29. Конфликт поколений и его разрешение в романе и.С. Тургенева «Отцы и дети». (Билет 14) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 30. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману и.С. Тургенева «Отцы и дети».) (Билет 3) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 31. Изображение судеб народных в поэзии н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 16) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 32. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 33. Какова роль притчи «о двух великих грешниках» в поэме н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 34. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 10) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 35. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 23) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 36. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? (Билет 2) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 37. Образ Петербурга в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 24) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 38. Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе а.Н. Островского «Гроза». (Билет 13) Вариант 1
  • 39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе а.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 40. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе а.Н. Островского «Гроза»? (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 41. Жизнь человека и мир природы в лирике а.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 42. Герои и проблематика сатиры м.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя). (Билет 22) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 43. Как в сатирических произведениях м.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого.) (Билет 7) Вариант 1
  • 44. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 45. «Диалектика души» героев романа л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.) (Билет 20) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 46. «Мысль семейная» в романе л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 21) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 47. «Мысль народная» в романе л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 19) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 48. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 49. В чем смысл финала рассказа а.П. Чехова «Ионыч»? (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 50. Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе а.П. Чехова «Вишневый сад». (Билет 25) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 51. Романтический идеал Человека в рассказе м. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 3) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 52. Спор о человеке в пьесе м. Горького «На дне». (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 53. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе м. Горького «На дне». (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 54. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 25) Вариант 1
  • 55. Тема России в лирике а.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 13) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 56. Тема «страшного мира» в лирике а.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 57. Тема революции и ее воплощение в поэме а.А. Блока «Двенадцать». (Билет 1) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 58. Образ Руси в поэзии с.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 10) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 59. Философские мотивы лирики с.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого) (Билет 22) Вариант 1
  • 60. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии в.В. Маяковского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 7) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 61. Своеобразие сатиры в.В. Маяковского (на примере 2–3 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 24) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 62. Философские вопросы в прозе и.А. Бунина (на примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 2) Вариант 1
  • 63. Своеобразие лирического героя поэзии о.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 20) Вариант 1
  • 64. Тема борьбы добра и зла в романе м.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого). (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 65. Мир человеческой души в лирике м.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 14) Вариант 1
  • 66. Тема творчества в лирике б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 17) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 67. Интимное и гражданское в лирике а.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 68. Образ матери и трагедия народа в поэме а.А. Ахматовой «Реквием». (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 69. Трагедия революции и Гражданской войны в романе м.А. Шолохова «Тихий Дон». (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 70. Гражданственность и исповедальность лирики а.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 19) Вариант 1
  • 71. Образ «русского труженика-солдата» в поэме а.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 72. Изображение народного характера в рассказе а.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 73. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого). (Билет 16) Вариант 1
  • 74. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины хх в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 23) Вариант 1
  • 75. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины хх в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 21) Вариант 1
  • 39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе а.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5) Вариант 1

    Катерина - центральный персонаж пьесы А. Н. Островского «Гро­за». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала после замужества. Исключительность и сво­еобразие характера героини делают ее непохожей ни на один из пред­ставленных драматургом женских образов.

    Варвара и Катерина, как может показаться на первый взгляд, по­хожи. Обе молодые женщины, влюблены и мечтают о счастье. Но воспитание и образ жизни внесли различия в их характер и отноше­ния к окружающему миру.

    Катерина - натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, Катерина рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Обстановка в родитель­ском доме, радостная и легкая, способствовала тому, что в характере Катерины нет ничего лживого, она искренна. Сложный внутренний мир героини складывается под влиянием заботы матери, которая в дочке «души не чаяла», на девушку оказывают влияние посещение церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок.

    Катерина обладает страстной и пылкой душой: «Такая уж я заро­дилась горячая!» - говорит она о себе. Ее характер можно определить как сильный и решительный: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характе­ру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». В этом вся Катерина.

    Варвара совсем иная. Обстановка, в которой воспитывалась и росла Варвара отличалась, видимо, деспотизмом матери (Кабанихи), отношения в семье строились в строгом соответствии с Домостроем. Все это и научило Варвару приспосабливаться к условиям жизни, если ей это выгодно: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара может обманывать и притворяться, что-то готова стер­петь, хотя иногда я показывает свой характер.

    Именно эти различия и объясняют тот факт; что Катерина не смог­ла скрыть свой грех и покаялась и перед Тихоном, и перед людьми, и перед Богом. И нам очень трудно представить, что на такой посту­пок могла бы решиться Варвара.

    Вариант 2

    В 1859 году А. Н. Островский пишет драму "Гроза". В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу, бессознательным ощущением изначальной обреченности человека. В драме "Гроза" воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова.

    Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.

    Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.

    На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: "...у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится". Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, "как на обра- зах". Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.

    В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным "ангелом", чуждым жестокой обыденности.

    Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: "...и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было". Такое безвременное существование - предел мечтаний уже замужней Катерины: "...засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет..." Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей. Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, - тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача - найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.

    Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. "Да ведь и у нас то же самое", - говорит она. Катерина же физически ощущает.тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю "Домострою" и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время "сетований" Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с "маменькой". Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. "Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?" - говорит она Кабанихе.

    В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой "в сторону". Она

    имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. "Шито да крыто" - ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель - это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: "Я умру скоро... что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю..."

    Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

    В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: "И теперь иногда снится, да редко, да и не то". Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: "Нет у меня воли". Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное "рабство" не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей. Но для самой Катерины ее поступок - грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: "... я бы все шла... и не оглянулась бы ". У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было "шито да крыто", она не хочет, уехать - не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет "не по своей воле". Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины? Если уж в "праведной" земле, где "красота в природе разлита", молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где "салтаны землей правят" и "люди с песьими головами". Остается одна дорога - в омут. Но в то же время это - дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. "В могилу... в землю".

    Не выносит жизни у "маменьки" и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними. Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.

    Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.

    Гроза» А. Н. Островского - народная социально-бытовая трагедия, первая в русской литературе. Она выражает передовые для своего времени демократические идеи, изображает героев, тесно связанных с бытом, нравами и интересами народа.Основной конфликт в «Грозе» - это борьба старых традиций и новых веяний. Он решается на примере социально-бытовых, семейных отношений и нравов. Представительницами двух миров, старого и нового, являются в пьесе Катерина и Варвара.Варвара духовно примитивна. Она не утруждает себя угрызениями совести или нравственными страданиями. Ее примитивизм рожден окружением, всем укладом ее жизни.Варвара руководствуется во всех своих действиях инстинктом самосохранения, житейской выгодой: «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Окружающая ее с детства купеческая среда воспитала в героине черты грубоватости и развязности. Но при всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной убогости Варвара не смогла вынести домашней тирании. В финале она бежит из дома своей матери.Перед Варварой открыт путь как к добру, так и ко злу. Добрые задатки в ней, несомненно, есть. Героиня не чужда доброты и сострадательности. Освободившись от влияния матери, она, возможно, будет развивать лучшие стороны своей натуры.Образ Катерины овеян тончайшей поэзией. Она характеризуется глубокой непосредственностью, наивностью, нежностью и, в то же время, огромной волевой силой. В этом образе Островский показал моральную чистоту и красоту русской женщины из народа, ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои человеческие права - решительно, последовательно, до конца.Поэтому Катерина выбирает другой жизненный путь. Она не может жить скрыто, «втихомолку». Открытая и правдивая натура Катерины велит ей поступать по совести и слову Божию, ведь героиня еще и очень набожна. А уж если она совершила проступок, то нужно нести за него наказание. Именно поэтому Катерина кается прилюдно, признается в своей измене мужу. Варвара бы так никогда не поступила. Эту героиню и совесть-то не мучила бы.Смерть Катерины – страстный призыв ее души к жизни на новых началах, движение протеста. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей приготовила Кабаниха после признания в измене. Катерина всем своим существом ощутила, что «жить в темном царстве, хуже смерти», и предпочла освободиться от гнета темного царства своей смертью.Главное отличие этих героинь в том, что Варвару в основном заботит внешнее – чтобы люди не узнали о ее грехах. О своей душе эта героиня не думает. Катерину же, прежде всего, волнует внутреннее – ее отношение с Богом, со своим внутренним миром. Это коренное отличие и определяет жизни и судьбы обеих героинь, которые так же кардинально различаются между собой.

    Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

    Вообще, вопрос о том, чем же является суицид - проявлением силы или слабости - достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление - гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины - сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

    Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

    В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов - это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

    Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно - она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
    Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел - Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит - Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

    Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати - личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

    В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» - сила или слабость?».

    Тест по произведению

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное