Домой Простуда Лучшее сочинение по повести "белый бим черное ухо". Презентация к уроку внеклассного чтения по повести троепольского "белый бим черное ухо"

Лучшее сочинение по повести "белый бим черное ухо". Презентация к уроку внеклассного чтения по повести троепольского "белый бим черное ухо"

Сегодняшние люди уже осознают заботу о жизни во всех ее проявлениях как нравственный долг. И прежде всего — писатели. Незаурядным явлением стала талантливая повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Анализ произведения предлагается вашему вниманию.

Семнадцать глав книги охватывают всю жизнь собаки и ее взаимоотношения с человеком. В начале повести Бим совсем крохотный, месячный щенок, который, неуклюже переваливаясь на слабых лапах, скулит, ища мать. Он скоро привык к теплоте рук человека, взявшего его в свой дом, очень быстро стал отзываться на ласку хозяина. Почти все повествование о жизни пса связано с видением мира Бимом, с эволюцией его восприятия. Сначала это отрывочные сведения об окружающем: о комнате, где он живет; о хозяине Иване Иваныче, добром и ласковом человеке. Потом — начало дружбы с Иваном Иванычем, дружбы обоюдной, преданной и счастливой. Первые главы мажорные: Бим рано, с восьми месяцев, подает большие надежды как хорошая охотничья собака. Мир открывается Биму своими добрыми сторонами. Но в третьей главе появляется тревожная, настораживающая нота — Бим познакомился с беспризорной собакой Лохматкой и привел ее к Ивану Иванычу. Все, казалось бы, хорошо, но в середине главы появляется фраза о том, что горькая судьба еще сведет Бима и Лохматку.

Эта фраза — предвестник перемен в жизни пса: Ивана Иваныча увезли в больницу. Необходимо было оперировать осколок, который двадцать лет, со времен войны, носил он около сердца. Бим остался один, остался ждать. Это слово теперь вбирает для Бима все запахи и звуки, счастье и преданность — все, связанное с хозяином. Троепольский проводит Бима через несколько кругов испытаний: оказавшись один, он постепенно узнает, как неодинаковы люди, как несправедливы могут они быть. В жизни Бима появляются не только друзья, но и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме «живую заразу», крикливая тетка, которая готова уничтожить эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное.

Бим, раньше готовый лизнуть руку этой самой тетке, не из любви к ней, а от благодарности и доверия ко всему человеческому, теперь начинает замечать в человеческом мире друзей и врагов. Легче ему с теми, кто не боится его, бродячего пса, кто понимает, что он ждет. Доверчивее всего он относится к детям.

Но пришло время — и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима.

Пришло и более тяжелое время: Бима продали за деньги, увезли в деревню, дали ему другое имя — Черноух. Научился он и сомневаться в человеке и бояться людей. Его свирепо избил охотник за то, что Бим не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного. Эта сцена как будто варьирует фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам».

Но повесть Троепольского — не сказочное произведение. Писатель показывает, что волки не бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести.

Начиная с двенадцатой главы события развиваются все стремительнее и становятся все напряженнее: ослабевший, израненный Бим возвращается из леса в город и снова ищет Ивана Иваныча.

«...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».

И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами читателя места, где был счастлив Бим: дверь дома, в котором он жил с Иваном Иванычем; высокий кирпичный забор, за которым был дом его друга Толика. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова появляется его давний враг — Тетка. Она совершает последнюю и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон.

Бим погибает. Но повесть не пессимистична: Бим не забыт. Весною на поляну, где он похоронен, приходит Иван Иваныч с маленьким щенком, новым Бимом.

Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе. Но заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого?

«Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года...»

Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить.

Материал подготовлен Заслуженным учителем РФ Захарчук Аллой Ивановной Литературные аргументы к сочинению-рассуждению, часть С ЕГЭ по русскому языку 1)Г.Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо» Бим встречает разных людей – добрых, злых, равнодушных. Такие, как Толик, Матрёна, Даша помогают собаке. Есть среди людей и такие, которые предают, травят, убивают. Из-за людской злобы страдает Бим. Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Когда хозяина забрали в больницу, собака верно ждала его. Эти двое чувствовали ответственность друг за друга, потому что были «приручены». Помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, когда Ивана Ивановича забирают в больницу. 2) В.Железников. «Чучело». Нравственные уроки повести: не быть жестокими к людям, к животным и растениям – ко всему живому на земле; защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда; нужно учиться разбираться в людях, потому что разочарование больно ранит душу. Лена Бессольцева в нелёгких испытаниях, выпавших на её отроческие годы, всё время рядом с собой видела деда, чувствовала силу его характера, опиралась на его плечо. Николай Николаевич помог ей выстоять и не сломаться. Лена оценила это. Да, стариков нужно беречь, прислушиваться к их советам, ценить их опыт и готовность разделить беду близкого человека. В этом урок всем нам. Тема жестокости подростков по отношению к своему ровеснику, не похожему на всех остальных. Лена Бессольцева стала объектом насмешек в классе. Ей одноклассники устроили бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее девочку. Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие ровесники Лены, устроившие трудные испытания девочке, думаю, получили урок на всю жизнь. Героиня повести говорит своим одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Что имела в виду Лена Бессольцева и права ли она? Да, права: её ровесники бедны не только по образу жизни (отсутствие интересов, пустое времяпрепровождение, примитивные развлечения), но и по душевным своим качествам (грубые, равнодушные к чужой беде, завистливые, жестокие). 3) А.Платонов. «Неизвестный цветок». Этот рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огнём. Цветок очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить. А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни. 4)А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». «Право же, взрослые – очень странные люди», - вслед за Маленьким принцем можем повторить мы. Часто взрослые совсем не понимают своих детей,. Неужели они сами не были маленькими? Почему они не всегда отвечают на детские вопросы, не выслушивают своего ребёнка? Маленький принц жил одни на очень маленькой планете, на которой были только вулканы. Каждое утро герой чистил свои вулканы, пропалывал землю, чтобы не росли баобабы. А люди вместо того, чтобы поддерживать порядок на своей планете, возделывать свой сад, украшать свой дом, ведут войны, оскорбляют своей алчностью красоту жизни. Маленький принц утверждает, что необходимо наводить порядок на своей планете и трудиться каждый день. Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, где живут король и честолюбец, пьяница и деловой человек, фонарщик и географ. Герой не задерживается ни на одной из них, потому что видит пороки, но не понимает и не принимает их. Властолюбие и честолюбие, пьянство и жадность, фатализм и невежество – всё это мешает жить людям. Только на Земле, встретив змею, цветок и лиса, Маленький принц, познаёт мудрость: «Зорко одно лишь сердце». Герой возвращается на свою планету, к Розе, которую уже успел приручить. Сказка эта учит нас быть « в ответе за тех, кого приручили», что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку грозит одиночество среди толпы, что тот, кто не имеет корней, обречён на одиночество. 5) Саша Чёрный. Рассказ «В лунную ночь». Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей автор. .Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой. 6)К.Паустовский. «Телеграмма». «Будь человеком, - говорит Паустовский. – За добро плати добром!» Нельзя забывать о самых близких, самых родных людях, которые нуждаются в вашем внимании, заботе, тепле, добром слове, а то может быть поздно. Так произошло с главной героиней рассказа Настей, которая из-за вечной суеты, отсутствия времени написать и приехать в течение трёх лет не видела матери. А Катерина Петровна ждала свою единственную дочь, но так и не дождалась. Проводили в последний путь односельчане старушку, а дочь на похороны опоздала, проплакала всю ночь и уехала рано из деревни (стыдно было перед людьми). Не успела Настя попросить прощения у матери. 7)А.Грин. «Зелёная лампа». Рассказ о том, что человек должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и исполнил свою мечту. Да, человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в себя и свои силы.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» — одно из самых трогательных и тяжелых произведений русской литературы. И тем не менее его изучают в младшей школе. И часто дети получают задание подготовить письменный отзыв о прочитанной книге. Вашему вниманию предлагается одна из таких работ: «Белый Бим Черное ухо» — сочинение, написанное ученицей 4-го класса.

Я очень люблю собак. У меня дома живет собачка по имени Мышка. Она маленькая и проворная. А еще серая. Совсем как мышка. Она – мой лучший друг. И когда я читала книгу «Белый Бим Черное ухо», я постоянно думала о своей милой собачке. Мне было очень тяжело читать такую повесть. Она вызвала у меня большую жалость к Биму, а также к его хозяину Ивану Ивановичу.

Я считаю, что главный герой повести – это именно Белый Бим Черное ухо. Хоть он и не человек, а всего лишь собака, но он умел переживать, дружить и любить по-настоящему. Это положительный герой.

Иван Иванович – тоже положительный герой. Он добрый, умный и честный. Когда-то этот человек воевал с фашистами, и был на войне ранен. С тех пор у него в груди остался осколок.

Иван Иванович взял Бима к себе в дом, когда щенку был всего один месяц. Это крошечное существо сразу приглянулось бывшему солдату. Между человеком и собакой завязалась дружба. Иван Иванович ухаживал за малышом, посвящал ему много времени, брал его с собой на охоту. Он заботился о щенке, как мама заботится о своем ребенке. А когда Бим вырос, то отплатил своему хозяину безграничной любовью и преданностью и старался во всем ему помогать. Они понимали друг друга даже без слов. Когда я читала книгу, то даже иногда забывала, что Бим – всего лишь собака. Таким умным и понятливым он был. А Ивану Ивановичу было все равно, что его питомец отличается от других собак такой же породы. Цвет шерсти не имел для него значения, ведь это совсем не главное.

Страшные времена настали для Белого Бима, когда его хозяин попал в больницу. Из-за осколка в груди Иван Иванович умер, но его любимец этого не знал. Как же долго он верил и надеялся, что хозяин вернется! Как же он тосковал и плакал! У меня сердце разрывалось от жалости к бедной одинокой собачке. А потом Бим решил искать своего хозяина. Он обегал много километров, и однажды даже получил травму на железной дороге. Его лапка была ранена. Но это не остановило верного друга.

Некоторые люди приходили Биму на помощь. А другие показали себя подлыми, жестокими и безжалостными. В самом конце повести дядька Серый развесил объявления, в которых написал, что Бим – бешеный. И собаку отправили на живодерню. Это самый грустный эпизод книги, который невозможно читать без слез. Как же Бим скулил и царапался об железные двери! Как хотел он вырваться из ловушки! Как будто чувствовал, что его везут на гибель.

Книга Г. Троепольского закончилась очень плохо. Умер Иван Иванович. Умер и его верный друг. Что же хотел сказать нам этим автор? Почему он не оставил хотя бы собачку в живых? Наверное, писатель хотел показать, к чему приводят злость, жестокость и равнодушие людей. А еще он надеялся, что прочитав его книгу, люди станут лучше относиться к собакам и не будут их обижать, а тем более убивать. Ведь эти животные – самые лучшие наши друзья! А как же можно убить друга?

«Будь Человеком»
В. Шукшин

Цель: пробудить интерес к повести, вызвать чувство сострадания и жалости ко всему живому, помочь учащимся разобраться. в чём же заключается милосердие, способствовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: портрет Г. Троепольского, рисунки учащихся, высказывание Экзюпери «Мы ответственны за тех, кого приручили».

Эпиграф урока:

«…Читатель – друг!..
Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск, если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьёзно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным … »
Г. Троепольский

Ход урока

І. Биография Г. Троепольского .

Гавриил Николаевич Троепольский

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасовке Терновского района Воронежской области.

Г.Н. Троепольский – прозаик, публицист, драматург. Родился в семье православного священника. Детство прошло в деревне, рано познал крестьянский труд.

В 1924 году окончил трехклассное сельскохозяйственное училище имени К.А. Тимирязева в селе Алешки Борисоглебского уезда Воронежской губернии и, не устроившись на должность агронома, пошел учительствовать в сельскую школу-четырехлетку, преподавал до 1930 г.

Многие годы его жизни связаны с Острогожском, где в течение почти четверти века, он, агроном по профессии, вел селекционную работу, заведовал сортоиспытательным участком, где ему удалось вывести несколько новых сортов проса.

Троепольский начинает вести различные записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки.

Начинающим писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. «В литературу Троепольский принес свою тему:«... боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...» – так сказал о Троепольском В.Л. Топорков в статье «Рыцарь русского поля».

В середине 50-х годов Троепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди». Фильм был снят режиссером С.И. Ростоцким.

В 1958-61 г. был написан роман «Чернозем».

В 1963 г. – повесть «В камышах».

Эту повесть Троепольский посвятил А.Т. Твардовскому.

ІІ. – Что означает слово милосердие?

– Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

ІІІ. Понравилась ли повесть?

ІV. Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?

Ответы были такими:

  • Основная мысль повести, по-моему, – это большая дружба и хорошее взаимопонимание между человеком и собакой, а также доброта, преданность и человечность.
  • Повесть показывает, к чему может привести живодёрство и безразличие к судьбе собаки. Произведение ещё раз доказывает, что собака – друг человека.
  • Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию, готовым всегда прийти на помощь всему живому.
  • В повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказывается о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным, в то же время как не все люди обладают преданностью друг к другу и верностью долга. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает утерявших человеческое в себе людей.

Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

V. Какой породы был Бим, как он попал к Ивану Ивановичу?

– Он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. При всех достоинствах был недостаток, который отразился на его судьбе. Он должен быть обязательно «чёрный, с блестящим синеватым отливом – цвета воронова крыла, и обязательно чётко ограниченными яркими рыже-красными подпалинами».

Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога чёрные, действительно – как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Бима хотели утопить, но Ивану Ивановичу стало жалко такого красавца: глаза ему понравились, видите ли, умные.

Иван Иванович кормил Бима соской с молоком, и он засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

. Как вы думаете, почему Бим стал добрым, верным псом?

– Бим стал добрым псом благодаря Ивану Ивановичу. К двум годам он стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. Тёплая дружба и преданность становилась счастьем, потому что «каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.» Бим твёрдо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно; двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись – тебя впустят. Только не знал Бим и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них не царапайся.

VІІ. Расскажите об Иване Ивановиче. Какой это был человек?

По мнению учащихся, Иван Иванович – большой души человек, любит природу и понимает её. Его радует в лесу всё: и подснежники, кажущиеся капелькой неба на земле, и небо, окропившее лес уже тысячами голубых капель. Он обращается к людям в своём дневнике с такими словами: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой! Иди, отдохни. «Подснежники – к счастью»,- говорят в народе».

Учащиеся из текста приводили примеры, как Иван Иванович воспитывал Бима, как с ним ходил на охоту, каким командам научил собаку.

VІІІ. Чем больше всего вас покорил Бим?

– Больше всего Бим покорил меня своей верностью, преданностью и любовью к хозяину. Когда Ивана Ивановича положили в больницу, он не мог ни есть, ни пить, целыми днями ходил по улицам в поисках своего дорогого друга. В него бросали камни. били, он голодал, но он ждал возвращения своего хозяина.

– Огромное впечатление на меня произвела сцена, где Бим плакал над письмом хозяина, как человек.

– Мне понравился Бим тем, что он был очень понятливым, заботливым псом, даже без слов, а по глазам он понимал, хорошо или грустно Ивану Ивановичу.

ІХ. Какова цель жизни Бима?

– Искать и ждать хозяина.

Х. Бим доверял людям. А когда он начал терять веру в человека?

– Он впервые оскалился и укусил Серого.

Просмотр фрагмента из фильма С.И. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».

Эпизод: «Бим у Серого».

– Бим мог отличить добрых людей от злых. «Тётка и Курносый – люди просто нехорошие. А вот этот… этого Бим уже ненавидел! Бим начинал терять веру в человека».

ХІ. Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?

Ответы учащихся.

– Я читал и плакал, когда Бим бежал за поездом, очень устал, и женщина напоила его водой. Бим выпил из рукавицы почти всю воду. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал её грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слёз человека: первый раз – горошинки хозяина, теперь вот эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просолённые неизбывным горем.

– Наибольшее впечатление на меня произвёл эпизод, когда лапа Бима попала в стрелку. Бим попрыгал на трёх ногах, измученный, изуродованный. Он часто останавливался и лизал онемелые и припухшие пальцы больной лапы, кровь постепенно утихла, а он всё лизал и лизал до тех пор, пока каждый бесформенный палец не стал идеально чистым. Это было очень больно, но другого выхода не было; каждая собака это знает: больно, но терпи, больно, а ты лижи, больно, но молчи.

– Мне очень жалко было Бима, когда заяц скрылся из виду, Клим снова рассвирепел: он подошёл вплотную к Биму и с размаху ударил его со всей силы носком громадного сапога в грудь. Бим охнул. Как человек охнул. «О-о-х! – вскрикнул протяжно Бим и упал. – Ох, ой… – говорил теперь Бим человеческим языком. – Ой … За что?!» И смотрел мучительным, страдающим взглядом на человека, не понимая и ужасаясь.

– Меня поразила бесчеловечность Семёна Петровича, отца Толика, который привязал Бима к дереву в лесу в конце ноября, развернул узелок, вынул из него миску с мясом и поставил перед Бимом, не произнося ни единого слова. Но отойдя на несколько шагов, обернулся и сказал: «Ну, бывай. Вот так».

Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. Он с трудом перегрыз верёвку и освободился. Бим понял, что к Толику теперь идти не надо, что он теперь пойдёт к своей родной двери, никуда больше.

ХІІ. Как Бим попал в железный фургон?

Почему Тётка так поступила с Бимом?

– Тётка ненавидела Бима. Она хотела отомстить ему за то, что он не подал ей лапу в квартире Ивана Ивановича, испугался. Гость не поверил Тётке, что Бим мог её укусить (он однажды лизнул ей руку – не от избытка чувств только к ней лично, а к человечеству вообще). Когда подъехал к дому фургон, Тётка сказала, что Бим – это её собака, конец верёвки на шее перегрызла, кусает каждого.

«Чего оскалилась? Не умеешь собак держать, так и не мучила бы. Сама наела лягушкино рыло, а собаку довела – жутко смотреть: на собаку не похожая», – сказали собаколовы Тётке.

Просмотр фрагмента «В фургоне» фильма Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».

Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах – сдружила Толика и Алёшу. Родители Толика изменили своё отношение к Биму (писали объявления в газету, искали собаку). Молодой Иван, собаковод, навсегда оставил своё занятие.

«Иван Иванович ощутил в себе, в той пустоте, что осталась после потери друга, теплоту. Не сразу он догадался, что это такое. А это были два мальчика, их привёл к нему, сам этого не ведая, Бим. И они опять придут, придут не раз».

ХІІІ. Какие мысли и чувства вызвала у вас повесть? Чтение сочинений учащихся.

– Когда я прочитала эту повесть, то в глазах моих стояли слёзы, а на душе было печально и грустно. Надеюсь, что люди, читая такие книги, станут добрыми и человечными не только по отношению к животным, но и друг к другу.

– Мне очень понравилась повесть. Я даже чуть не заплакал, когда Бима били хворостиной и кидали в него камнями. Он погиб от рук жестоких людей. Но в жизни он понял, что не все люди такие хорошие, как Иван Иванович, Степановна, Толик, Люся, Алёша, Даша.

Повесть глубоко затронула мою душу, и я понял, что в жизни надо быть добрым и хорошим, как хозяин Бима.

– Повесть Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» помогла мне стать добрее и милосерднее ко всему живому. Когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет злых и равнодушных людей, жить станет намного лучше. Будь Человеком! Не делай зла, потому что оно бумерангом вернётся к тебе.

Повесть Троепольского произвела на учеников глубокое впечатление, заставила задуматься над многими нравственными проблемами.

Учащиеся дома выполняли иллюстрации к отдельным эпизодам повести. С помощью изобразительного искусства хотели показать свои чувства, эмоции к живым существам.

Рассказ учащихся по своим иллюстрациям к повести.

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо»не только о доброте, чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.

Это слово – обращение к читателям повести:

«Благо тому, кто сумел впитать в себя всё это с детства и пронёс через жизнь, не расплёскивая ни капли из дарованного природой сосуда спасения души!
В такие дни в лесу сердце становится всепрощающим, но и требовательным к себе. Умиротворённый, ты сливаешься с природой. В эти торжественные минуты сновидений осени так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле».

Домашнее задание:

Вставай и иди! Тебя бьют, держат, унижают, а ты вставай и иди! Или не иди. Ложись и лежи! Жди, ожидай, томи сердце тревогой!

Гавриил Троепольский написал повесть о собаке, чья жизнь должна была оборваться сразу после рождения. Не подходил щенок для нашего мира практически по всем параметрам. Он не удостоился родословной в силу разыгранной природой закономерности, всегда вступающей в противоречие с людскими желаниями. Бим – шотландский сеттер. Ему полагается быть чёрным. Он же белый. Но ему повезло с хозяином, решившим выкупить щенка, найдя в заботе о нём утешение собственной старости. Шаг за шагом автор произведения знакомит читателя с Бимом и собственными изысканиями, чаще от первого лица. Перелом в восприятии понимания собачьего бытия наступает тогда, когда Троепольский разлучает собаку и позволяет ей предаться отчаянным попыткам найти пропавшего хозяина. Ни о чём другом Бим не думает – его мысли только об одном.

Один вопрос постоянно беспокоит читателя – почему собака такая хлипкая? Она страдает от побоев и издевательств, вследствие её здоровье с каждой страницей ухудшается. В Биме нет жажды к жизни, его помыслы излишне односторонние и не терпят появления иных чувств. Троепольский постоянно устраивает встречи пса с плохими людьми, должными вносит разлад в повествование. Разумеется, автор играет на чувствах читателя, показывая ему склочных женщин, предприимчивых деятелей и жестоких человекоподобных существ: в обилии всех нас окружающих. Желание гневаться возникает подневольно.

Не плохим полнится мир – есть место и хорошим людям, излишне добродетельным и безрассудным, плохо отдающим отчёт своим поступкам. Они готовы превозносить Бима и проявлять о нём заботу, стараясь держать собаку при себе. Троепольский перегружает повествование крайностями. А Бим… Бим продолжает искать хозяина и обходит все места, где с ним ранее бывал.

Автор позволяет читателю увидеть мир глазами собаки. Так ли на самом деле собака понимает, что происходит вокруг? Она действительно так плоско смотрит на мир и ориентируется строго на доступные её пониманию действия других? Трудно судить. Об этом может твёрдо сказать только специалист по шотландским сеттерам, но и он не будет до конца прав, поскольку нет похожих друг на друга собак, как людей, как и любых других животных вообще. Поэтому принять Бима остаётся в описанном Троепольским виде – иного не остаётся.

Бим получился идеальным и полностью преданным созданием. Он благонравен и внутренне не приемлет насилия. Из него вышел рафинированный пёс: слишком мягкий, чтобы суметь выжить в одиночку. Кости Бима ломкие, внутренние органы легко разрываются, сам он излишне прямолинеен. Что-то не так с этой собакой. Возможно Биму не хватает ума, а может он действительно был обречён, выродившись в идеального служителя своему хозяину, и будет обязан погибнуть, как чахнет дриада без дерева.

И всё-таки Бим был способен меняться. Троепольский не объясняет, почему герой его повести давал себе право превозмогать боль и физические потребности, стараясь поддерживать в себе силы, хотя был обязан умереть от тоски и голода. Либо автор не понимал стремлений Бима, либо того требовало писательское мастерство. Единственной цели придерживался Бим, последовательно проводя поиски и выпутываясь из передряг. Он не хотел лежать и ждать – ему требовалось идти. Троепольскому оставалось подвести читателя к самому разумному исходу.

Бим познал Дао, поэтому нет причин для грусти – лучшее из возможных состояний им было достигнуто.

Новое на сайте

>

Самое популярное