Домой Эрозия шейки матки Произведения баха список. Самое известное произведение баха

Произведения баха список. Самое известное произведение баха

7

Влияние музыки на человека 03.12.2017

Дорогие читатели, сегодня в нашей рубрике состоится встреча с величайшим из композиторов И. С. Бахом. Не пожалейте времени на общение с ним, и он тут же отзовется. Статью подготовила Лилия Шадковска, учитель музыки, она продолжает открывать для читателей прекрасный мир музыки. Передаю слово Лилии.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Ирины Зайцевой. Первые зимние деньки порадовали нас легким морозом и снегопадами. Первый снегопад – он самый красивый. Словно белый пух, нежный чистый снег преобразил всё вокруг. Красивые пейзажи радуют глаз. А что может порадовать нашу душу и сердце в эти долгие зимние вечера? Конечно, музыка!

Воплощение божественной красоты

Сегодня мы отправимся в гости к самому Иоганну Себастьяну Баху. Каждое поколение открывает в музыке Баха нечто новое, созвучное своему времени. Возможно, вы тоже заново откроете для себя этого композитора и его музыку. Мы с вами послушаем лучшие произведения И. С. Баха.

Музыка, которая прозвучит в начале нашей встречи, создает атмосферу возвышенности, ожидания чуда и предвкушение праздника. Но в этом произведении И. С. Баху принадлежит лишь партия аккомпанемента. Разве мог композитор предвидеть, что на основе его прелюдии французский композитор ХIХ века Шарль Гуно сочинит вокальную мелодию?

Вдохновленный божественной гармонией Баха, Ш. Гуно написал вариации для скрипки и фортепиано. После добавления к мелодии слов латинской молитвы «Аве Мария» это произведение становится еще одним шедевром музыкального искусства.

Ш. Гуно – И. С. Бах «Аве Мария»

Предлагаю послушать оригинал прелюдии Баха. Обратите внимание на то, что вся мелодическая сфера рассредоточена в аккордах, сменяющих друг друга непрерывно. Баху удалось создать невероятный образ «Благовещания», затрагивающий струны нашей души, возрождающий доброе, вечное, прекрасное.

И. С. Бах «Прелюдия и фуга до-мажор»

Цель музыки — трогать сердца!
И. С. Бах

И. С. Бах – немецкий композитор, величайший гений в истории музыки, жил и творил в эпоху Барокко. Музыкальное наследие Баха вошло в золотой фонд мировой культуры, а его бессмертные шедевры неподвластны времени. Музыка Баха – это история человечества, выраженная в звуках. Талант его был многосторонним – композитор, непревзойденный мастер полифонии, органист, клавесинист, скрипач, педагог. Творчество Баха принадлежит к музыке интеллектуальной, одним словом – это вечное и прекрасное искусство!

Самая музыкальная семья в истории

И. С. Бах родился в 1685 г. в Эйзенах, маленьком тюрингском городке в Германии. Он был восьмым ребенком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха. Отец обучал его игре на скрипке. Юный Бах обладал прекрасным голосом и пел в церковном хоре. Музыка заполняла всю его жизнь, и отец возлагал большие надежды на своего младшего сына.

Кстати, если когда-либо и существовала семья, в которой благоговение к музыке наследовалось из поколения в поколение, то это была семья Бахов. Композитор сам составил родословную своей семьи, и исследователи насчитали полсотни родственников Иоганна Себастьяна, связавших жизнь с музыкой.

Музыкальная биография И.С. Баха

Счастливое детство закончилось, когда он потерял мать, а через год и отца.
После смерти родителей в десятилетнем возрасте Иоганн был взят на воспитание своим старшим братом Иоганном Кристофом. Старший брат обучал будущего композитора игре на клавире, органе, основам музыки.

В 15 лет Иоганн продолжает свое музыкальное образование в вокальной школе города Люнебург. Здесь он знакомится с творчеством композиторов, получает всестороннее образование. В этот же период И. С. Бах пишет свои первые произведения. Так начинается музыкальная биография великого композитора и органиста.

Блестяще окончив вокальную гимназию, он получает право поступить в университет. Но из-за отсутствия средств продолжить учебу ему не удается. Его приглашают на должность придворного музыканта при веймарском дворе, но неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его искать новую работу. Так он получает место органиста в Новой церкви в Арнштадте.

Виртуоз органа

И. С. Бах пишет много музыкальных произведений, но слава о нем прежде всего распространяется как о виртуозном исполнителе. Он был большим поклонником клавишных инструментов, играл на клавесине, клавикорде. Но именно орган позволил ему в полной мере раскрыть свой талант композитора. Иоганн Себастьян Бах владел им в совершенстве, его мастерство было непревзойдённым. Этот факт признавали даже его соперники.

Погружаясь в этот безбрежный океан звуков, мы отвлекаемся от повседневной суеты и остаемся наедине с божественным. Светлые звуки этой органной прелюдии дают нам ощущение тишины, покоя и умиротворения. Эта музыка прозвучала в фильме А. Тарковского «Солярис».

И. С. Бах «Органная хоральная прелюдия фа-минор»

Есть в музыке святая тишина,
Щемящая, как вера во Всевышнего,
И эта тишина воплощена
В ночных молитвах музыканта грешного.
Молчанье ночи душу холодит,
Свеченье звезд слегка легко колышется,
Средь звезд в ночи пречистый лик горит,
Молитва длится и в молитве слышится…
О господи, прости…

С юных лет И. С. Бах знакомится с творчеством разных музыкантов. Но основательно он изучает творчество итальянских композиторов, обрабатывая их музыку. Так, автором следующего произведения является Алессандро Марчелло – композитор Италии времен Барокко. Хотя он являлся композитором-любителем, его произведения были весьма популярны. Самым известным из них стало «Адажио» в переложении И. С. Баха. Зазвучавшее по-новому, оно нас очаровывает силой и глубиной чувствования.

А. Марчелло, И. С. Бах «Адажио»

«Великий Бах, ты – музыка Вселенной…»

Очень часто музыку композитора сравнивают с космосом. Как вы считаете, почему? Ведь Бах жил задолго до космической эры. Посмотрев видео и услышав звучание органа, вы сможете ответить на этот вопрос. Думаю, что И. С. Баху было позволено услышать музыку небесных сфер. Не потому ли, что и божественная гармония композитора, и пронзительная мощь органа, обрушиваясь на нас, будоражат наши души, создают поистине звездные и космические ассоциации?

Многие музыканты считают, что если бы мы имели возможность слышать звуки вселенной, то они были бы похожи на музыку Баха.

И. С. Бах «Токката ре-минор»

Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьём сольется мощное звучанье
В последний торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья –
Почувствует бессмертия восторг.

Послание Баха внеземным цивилизациям

В 1977 году вышел необычный золотой диск с посланием от имени жителей нашей планеты внеземным цивилизациям. На этом золотом диске записаны не только звуки звуки Земли, но и музыка, в том числе и музыка И. С. Баха. Этот диск, помещенный на борт космического аппарата «Вояджер», находится уже на расстоянии около 20 миллиардов километров от Земли, то есть за пределами Солнечной системы.

Образцовая семья

Хочется отметить, что Иоганн Себастьян был образцовым семьянином, а жизнь семьи для него была так же дорога, как и музыка. Дом наполняла музыка, здесь часто устраивали концерты, в которых принимали участие дети Баха. Он сам обучал своих одаренных детей. Четверо из детей Баха впоследствии стали знаменитыми композиторами: Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль – от первого брака, Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан – от второго.

Тяжелые испытания выпали на долю Баха, когда он потерял первую жену и детей. Под тяжелыми впечатлениями от смерти жены была написана «Сицилиана» – музыка, пронизанная скорбью и глубокой печалью.

И. С. Бах «Сицилиана»

Вскоре он вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем юная Анна Магдалена. Она прекрасно вела хозяйство, стала заботливой мачехой для детей. Но самое важное – она искренне интересовалась успехами мужа, помогала переписывать ноты, живо интересовалась музыкой.

Семейство Бахов вновь стало пополняться. Анна подарила мужу 13 детей. Новая семья так же часто собиралась вместе вечерами, устраивая концерты. Дом вновь был наполнен счастьем.

«Музыкальная шутка» И. С. Баха воплощает все то, что хотел дать композитор детям. Словно светлая улыбка отца, наблюдавшего за беззаботным весельем своих детей, она покоряет нас своим легким, нежным звучанием флейты и серебристым звоном струнных инструментов в разных вариациях.

И. С. Бах «Музыкальная шутка» (Сюита №2 для флейты с оркестром)

Ах! Как сладок вкус кофе!

Эта удивительная история о кофе и музыке началась с того, что владелец кофейного дома заказал написать музыкальное произведение о кофе в жанре кантаты. Композитором стал Иоганн Себастьян, слова написал Х. Ф. Хенрики.

В те далекие времена кофе был малоизвестным напитком, многие относились к нему с недоверием. Чтобы привлечь внимание к этому напитку, И. С. Бах написал кантату в шутливой форме.

«Кофейную кантату» слушать особенно приятно, когда наслаждаешься волшебным вкусом кофе. Уверена, что каждый раз, наливая себе чашечку ароматного напитка, вы будете вспоминать музыку Баха!

И. С. Бах «Кофейная кантата»

Светских кантат и музыки других жанров на заказ было написано довольно много, ибо они помогали получить дополнительный заработок. Но при этом композитор неуклонно отстаивал свои взгляды на музыку. Известно, что И. С. Бах был глубоко верующим человеком и был убежден, что музыка – это выражение божественного. Он так и говорил: «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены».

Из бездны бед я взываю к тебе

Посредством музыки он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни. И эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах большую часть своей жизни служил при церкви. Им было написано множество кантат на духовные тексты. Композитор прекрасно знал Священное Писание, а Иисус был главным героем и идеалом в музыке. Он даже украшал свои партитуры надписями: «Одному Богу слава!», «Иисус, помоги!»

И. С. Бах «Иисус остается моей радостью»

Есть у Баха произведения и подлинно трагические. Но не пугайтесь этого слова. Найдите в себе силы и послушайте одно из самых грандиозных, возвышенных и величественных произведений. Это сцена последнего прощания с Христом. «Спокойно сладко спи. Прочь, скорее прочь от земных скорбей…» Дверь в вечность открыта.

Неописуемая и захватывающая, она пробуждает величайшие чувства в душе
человеческой. Я имела возможность побывать в Лейпциге на концерте, который был посвящён творчеству Баха, и надо сказать, что даже скупые на эмоции мужчины не могли сдержать слез во время звучания финальныго хора.

И. С. Бах «Страсти по Матфею». Финальный хор «Мы сидим со слезами»

Но вновь я поднимаюсь к небесам,
Вибрацией любви Отца несомый,
Туда, где Бог, где свет родного дома
Путь восхожденья освещает нам
К истоку сущего, к божественным стопам.

В 1723 году Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Сам композитор получил должность кантора главных церквей города. Он много работал, его творческий список произведений значительно пополнилось.

Но в последние годы жизни здоровье Баха резко ухудшилось, сказалось перенапряжение глаз, полученное в юности. В результате неудачной операции Бах ослеп. Но он продолжает сочинять музыку, диктуя свои произведения зятю. Через некоторое время он решается на вторую операцию, которая только усугубляет его состояние. 28 июля 1759 года И. С. Бах умирает.

Похоронили композитора в Лейпциге на церковном кладбище. Но во время Второй мировой войны храм был разрушен. В 1949 г. прах композитора перенесли, похоронив у алтаря церкви Святого Фомы.

После смерти композитора его имя было забыто. И только случайная находка старого клавира «Страсти по Матфею» воскресила незаслуженно забытое имя. Триумфальное шествие музыки Баха по всему миру началось именно со «Страстей по Матфею», прозвучавшее в 1829 году в Берлине. Дирижировал
исполнением оратории молодой композитор Феликс Мендельсон.

Более того, была напечатана биография Баха в одной из популярных газет. Она еще более подстегнула интерес к творчеству композитора у широкой публики. Люди открывали для себя музыку Баха. Было издано полное собрание сочинений композитора, составлены каталоги, проведены концерты. А чтобы отдать дань уважения и преклонения перед гением, музыканты, переписчики нот, члены Баховского общества работали бесплатно. На деньги Феликса Мендельсона был изготовлен памятник великому композитору.

За всю жизнь Бах написал более 1000 произведение во всех жанрах, кроме оперы. Творчество Баха является вершиной мироздания и еще раз доказывает, что человек способен создавать магические предметы искусства и красоты.

А знаете ли вы, что:

  • однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком. Он преодолел расстояние в 350 км, чтобы послушать игру органиста Дитриха Букстехуде;
  • в Дрездене должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Он и Бах познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим музыкантом;
  • Бах иногда переодевался бедным школьным учителем и в церкви какого-нибудь небольшого городка просил разрешения сыграть на церковном органе. Его игра всегда производила такое сильное впечатление на прихожан, что они не могли поверить в то, что перед ними простой учитель;
  • известно, что И. С. Бах был прекрасным учителем. Но за свои частные уроки он никогда не брал плату;
  • Бах обладал уникальным слухом. Он мог без единой ошибки исполнить произведение, услышанное один раз;
  • во всем мире проходят фестивали музыки Баха, а в Лейпциге каждые 4 года проводится один из крупнейших органных конкурсов мира, носящий имя И. С. Баха;
  • «Я любила долгие осенние и зимние вечера, когда дети укладывались спать. Мы с Себастьяном садились за своё обычное занятие –копирование музыки. Две свечи стояли между нами. Так тихо и радостно мы работали бок о бок, храня глубокое молчание. Часто снисходило вдохновение на него, он брал чистый нотный лист из стопки, что я всегда клала рядом с ним, и набрасывал то, что рождалось в его душе – этом неисчерпаемом источнике музыки». (Из воспоминаний Анны Магдалены).

Великий музыкант и композитор оставил нам не только свои творения – он оставил нам целый мир своей музыки – мир Баха. Это та высота, на которой может пребывать человеческий гений. Это высота, на которой человек равен Богу.

Шадковска Лилия

Я благодарю Лилию за рассказ о И. С. Бахе, о его музыкальном гении. Все мы что-то да слышали о нем, ведь необыкновенный был человек, а все равно каждый раз заново удивляешься фактам из его жизни – и из профессиональной, и из личной. Настолько она была полна музыки, любви, благочестия, что это не может не вызвать уважения и восхищения, как и все его великие произведения.

Статьи о музыке и музыкантах

Смотрите также

Вокально-инструментальные произведения: около 300 духовных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; «Страсти но Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат», Месса си минор («Высокая месса»), 4 короткие мессы.

Арии и песни – из второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах.

Для оркестра и оркестра с солирующими инструментами:

6 Бранденбургских концертов; 4 сюиты («увертюры»); 7 концертов для клавесина (клавира) с оркестром; 3 концерта для двух клавесинов с оркестром; 2 концерта для трех клавесинов с оркестром; 1 концерт для четырех клавесинов с оркестром; 3 концерта для скрипки с оркестром; концерт для флейты, скрипки и клавесина.

Произведения для скрипки, виолончели, флейты с клавиром (клавесином) и соло: 6 сонат для скрипки и клавесина; 6 сонат для флейты и клавесина; 3 сонаты для виолы да гамба (виолончели) и клавесина; трио-сонаты; 6 сонат и партит для скрипки соло; 6 сюит (сонат) для виолончели соло.

Для клавира (клавесина): 6 «английских» сюит; 6 «французских» сюит; 6 партит; Хроматическая фантазия и фуга; Итальянский концерт; Хорошо темперированный клавир (2 тома, 48 прелюдий и фуг); Гольдберговские вариации; Инвенции для двух и трех голосов; фантазии, фуги, токкаты, увертюры, каприччио и др.

Для органа: 18 прелюдий и фуг; 5 токкат и фуг; 3 фантазии и фуги; фуги; 6 концертов; Пассакалья; пастораль; фантазии, сонаты, канцона, трио; 46 хоральных прелюдий (из Органной тетради Вильгельма Фридемана Баха); «Шюблеровские хоралы»; 18 хоралов («Лейпцигские»); несколько циклов хоральных вариаций.

Музыкальное приношение. Искусство фуги.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тюрингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха.

1693-1695 – Обучение в школе.

1694 – Смерть матери, Элизабет, урожденной Леммерхирт. Вторичная женитьба отца.

1695 – Смерть отца; переезд к старшему брату Иоганну Христофу в Ордруф.

1696 – начало 1700 – Обучение в Ордруфском лицее; занятия пением и музыкой.

1700, 15 марта – Переезд в Люнебург, зачисление стипендиатом (певчим) в школу церкви св. Михаэля.

1703, апрель – Переезд в Веймар, служба в капелле «Красного замка». Август – Переезд в Арнштадт; Бах – органист и учитель пения.

1705-1706, октябрь – февраль – Поездка в Любек, изучение органного искусства Дитриха Букстехуде. Конфликт с консисторией Арнштадта.

1707, 15 июня – Утверждение в должности органиста в Мюльхаузене. 17 октября – Женитьба на Марии Барбаре Бах.

1708, весна – Издание первого произведения, «Выборной кантаты». Июль – Переезд в Веймар на службу придворным органистом герцогской капеллы.

1710, 22 ноября – Рождение первого сына, Вильгельма Фридемана (будущего «галльского Баха»).

1714, 8 марта – Рождение второго сына, Карла Филиппа Эммануеля (будущего «гамбургского Баха»). Поездка в Кассель.

1717, июль – Бах принимает предложение кетенского князя Леопольда стать капельмейстером придворной капеллы.

Сентябрь – Поездка в Дрезден, его успех как виртуоза.

Октябрь – Возвращение в Веймар; прошение об отставке, по распоряжению герцога арест с 6 ноября по 2 декабря. Переезд в Кетея. Поездка в Лейпциг.

1720, май – Поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. Начало июля – Смерть жены Марии Барбары.

1723, 7 февраля – Исполнение в Лейпциге кантаты N 22, как испытание на должность кантора Томаскирхе. 26 марта – Первое исполнение «Страстей по Иоанну». Май – Вступление в должность кантора церкви св. Фомы и преподавателя школы.

1729, февраль – Исполнение «Охотничьей кантаты» в Вейсенфельсе, получение звания придворного саксен-вейсенфельского капельмейстера. 15 апреля – Первое исполнение «Страстей по Матфею» в Томаскирхе. Разногласия с советом Томасшуле, а затем с магистратом из-за порядков в школе. Бах руководит Телемановским студенческим кружком, Collegium musicum.

1730, 28 октября – Письмо бывшему школьному товарищу Г. Эрдману с описанием невыносимых обстоятельств жизни в Лейпциге.

1732 – Исполнение «Кофейной кантаты». 21 июня – Рождение сына Иоганна Христофа Фридриха (будущего «бюккебургского Баха»).

1734, конец декабря – Исполнение «Рождественской оратории».

1735, июнь – Бах с сыном Готфридом Бернгардом в Мюльхаузене. Сын выдерживает испытание на должность органиста. 5 сентября родился последний сын Иоганн Христиан (будущий «лондонский Бах»).

1736 – Начало двухлетней «борьбы за префекта» с ректором Томасшуле И. Эрнести. 19 ноября в Дрездене подписан декрет о присвоении Баху звания придворного королевского композитора. Дружба с русским послом Г. Кейзерлингом. 1 декабря – Двухчасовой концерт в Дрездене на органе Зильбермана.

1738, 28 апреля – «Ночная музыка» в Лейпциге. Бах завершает сочинение «Высокой мессы».

1740 – Бах прекращает руководство «Музыкальной коллегией».

1741 – Летом Бах у сына Эммануеля в Берлине. Поездка в Дрезден.

1742 – Выход в свет последнего, четвертого тома «Упражнений для клавира». 30 августа – Исполнение «Крестьянской кантаты».

1745 – Испытание в Дрездене нового органа.

1746 – Сын Вильгельм Фридеман поступает директором городской музыки в Галле. Поездка Баха в Цшортау и Наумберг.

1749, 20 января – Обручение дочери Элизабет с учеником Баха Альтниколем. Начало сочинения «Искусства фуги». Летом – Болезнь, слепота. Иоганн Фридирх поступает в капеллу Бюккебурга.

1750, январь – Неудачные операции на глазах, полная слепота. Сочинение контрапунктов «Искусства фуги» и фуги на тему В-А-С-Н. Завершение обработки хоралов.

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Базунов С. А. И. С. Бах, его жизнь и музыкальная деятельность. Спб., 1894.

Бесселер Г. Бах как новатор. Сб. «Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики». Сост. Н. Нотович. Пер. с нем. М., 1960.

Бэлза И. Высокая месса. Вступительная статья к изданию: Бах И. С. Месса си минор. Переложение для пения с фортепьяно. М., 1955.

Вольфрум Ф. Иоганн Себастьян Бах. Вступительная статья Е. Браудо. Пер. с нем., т. 1-2. Пб. – М., 1912.

Галацкая В. С. и И. С. Бах. М., Музгиз, 1958.

Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 1. М., «Музыка», 1967, с. 49-133.

Друскин М. С. Пассивны Баха. Л., «Музыка», 1972.

Кершнер Л. Народно-песенные истоки мелодики Баха. М., 1959.

Конен В, Бах Иоганн Себастьян. «Музыкальная энциклопедия», т. 1. М., «Советская энциклопедия», 1973, с. 353-364.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. М.-Л., Госмузиздат, 1940, с. 386-449.

Ливанова Т. Драматургия Баха и ее исторические связи. Ч. I. Симфонизм. М.-Л., 1948.

«Материалы и документы по истории музыки», т. II, XVIII век. Пер. с нем. Под ред. М. В. Иванова-Борецкого. М., 1934.

Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха и особенности его исполнения. М., «Музыка», 1967.

«Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков». М., «Музыка», 1971.

Pозенов Э. К. И. С. Бах (и его род). М., 1912.

Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. первый. До середины XVIII века. Издание 3-е. М., «Музыка», 1973, с. 406-533.

Ройзман Л. Современная органная культура и ее своеобразие. Сб. «Вопросы музыкально-исполнительского искусства», вып. 5. М., «Музыка», 1969.

Форкель Иоганн Николаус. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. Пер. с нем. Е; Сазоновой. Редакция, послесловие и комментарии Н. Копчевского. М., «Музыка», 1974.

Хаммершлаг Я. Если бы Бах вел дневник. Будапешт, «Корвина», 1965.

Xубов Г. Н. Себастьян Бах. Издание 4. М., Госмузиздат, 1963.

Швейцер Л. И. С. Бах. Пер. с нем. Я. С. Друскина, редакция перевода и послесловие М. С. Друскина. М, 1964.

Ямпольский И. М. Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха. M., 1963.

Bach-Dokumente, Herausgegeben vom Bach-Archiv Leipzig, Band I, Schriftstucke von der Hand Johann Sebastian Bachs. Vorgelegt und erlautert von W. Neumann und H.-J. Schulze, Leipzig, 1963. Band II, Fremdschriftliche und gedruckte Dokumente zur I phensgeschichte I. S. Bachs, 1685-1750. Leipzig, 1969. Band III, Dokumente zum Nachwirken I. S. Bachs, 1750-1880. Leipzig, 1972.

Schmieder W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der Werke Iohann Sebastian Bachs (BWV), Leipzig, 1971.

Arnstadtes Bachbuch, I. S. Bach und seine Verwanden in Arnstadt. Arnstadt, 1957,

Bach. Opracowal Wladislaw Duleba. Teksty Bohdarr Pociej. Krakow, 1973.

Besseler H. I. S. Bach. Berlin, 1956.

Buchet E. I. S. Bach, l"oeuvre et la vie. Paris, 1963.

Der Thomaskantor, Aus dem Leben und Schaffen I. S. Bachs. Berlin, 1950.

Forkel I. N. Uber lohann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke. Berlin, 1968.

Frank H. I. S. Bach, Die Geschichte eines Lebens. Bertin, 1961.

Geiringer K, Iohann Sebastian Bach Jhe Culmination of an Era. London, 1967.

Iohann Sebastian Bach und Leipzig zu seiner Zeit. Leipzig, 1950.

Iohann Sebastian Bach. Das Schaffen des Meisters im Spiegel einer Stadt. Leipzig, 1950.

I. S. Bach, 1750-1950. Dresden, 1950.

Neumann W. Auf den Lebenswegen I. S. Bachs. Berlin, 1962.

Neumann W. Bach, Eine Bildbiographie. Munchen, 1960.

Spitta Ph, I, S, Bach, Bd. l – 2. Leipzig, 1873-1880.


Цифры в скобках всюду означают номер данного произведения по книге «BWV»: W. Schmieder. Thematisch-sistematische Verzeichnis der Werke lohann Sebastian Bachs. Liepzig, 1971.

Перевод Ксении Стебневой.

В переводе Я. С. Друскина.

Некоторые биографы поездку Баха в Дрезден относят к осени 1714 года. Мы придерживаемся общепринятой даты: сентябрь 1717 года. В 1714 году Фридеману исполнилось только четыре года, вряд ли он мог быть взят отцом в Дрезден.

См. ст. Б. Кузнецова «Эйнштейн и Моцарт». «Советская музыка», 1971, э 12, с. 38.

Цит. по кн: Хаммершлаг. Если бы Бах вел дневник, с. 43.

Перевод Ксении Стебневой.

Подчеркнуто нами. С. М.

А. В. Луначарский. В мире музыки. Статьи и речи. Изд. 2. М., «Советский композитор», 1971, с. 312, 314.

В. Д. Конен, Бах. «Музыкальная энциклопедия», т. 1. М., «Советская энциклопедия», 1973, с. 357.

Риман ошибся: пережили отца не шесть, а пять сыновей.

Автор повести приводит не всегда точный возраст, в каком умирали дети Баха. Ныне по документальным свидетельствам уточнены даты рождения и смерти детей: Христиана София (29.VI.1723-1.VII.1726); Христиан Готлиб (14.IV.1720-21.IX1728); Эрнст Андреас (30.Х.-1.XI.1727); Регина Иоганна (10.Х.1728-25.IV.1733); Христиана Бенедикта (1.I.-4.I.1730); Христиана Доротея (18.III.1731-31.VIII.1732); Иоганн Август (5.XI.-6.XI.1733).

В сообщении журнала Мицлера упоминается, кроме Баха, и другой дирижер коллегии – Иоганн Готлиб Гернер; он теперь служил органистом в церкви св. Фомы.

Г. Чичерин" Моцарт. М., «Музыка», 1970, с. 181.

Список основных произведений Баха

А. Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):

I. 198 церковных кантат

II. 12 светских кантат

III. 6 мотетов

IV. Рождественская и пасхальная оратории

V. Большая месса h-moll

VI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII. Магнификат D-dur

VIII. Страсти по Матфею и Иоанну

IX. Траурная ода

X. Церковные арии и песни

Б. Произведения для оркестра и камерная музыка:

I. 4 увертюры (сюиты) и 6 Бранденбургских концертов

II. 7 концертов для клавира с оркестром

3 концерта для двух клавиров с оркестром

2 концерта для трех клавиров с оркестром

1 концерт для четырех клавиров с оркестром

III. 3 концерта для скрипки с ор кестром

IV. 6 сольных сонат для скрипки

8 сонат для скрипки с клавиром

6 сонат для флейты с клавиром

6 сольных сонат (сюит) для виолончели

3 сонаты для виолы да гамба и клавира

3 сонаты для трио

V. Музыкальная жертва

В. Произведения для клавира:

I. Партиты, французские и английские сюиты, инвенции для двух и трех голосов, симфонии, прелюдии, фуги, фантазии, увертюры, токкаты, каприччио, сонаты, дуэты, Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга

II. Хорошо темперированный клавир

III. Гольдберговы вариации

IV. Искусство фуги

Г. Произведения для органа:

I. Прелюдии, фантазии, токкаты, фуги, канцоны, сонаты, пассакалия, концерты на темы Вивальди

II. Хоральные прелюдии

III. Хоральные вариации

Из книги Бах автора Морозов Сергей Александрович

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА Вокально-инструментальные произведения: около 300 духовных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; «Страсти но Иоанну», «Страсти по

Из книги Воспоминание о России автора Сабанеев Леонид Л

Из книги Записки уцелевшего автора Голицын Сергей Михайлович

СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ Л. Л. САБАНЕЕВА: Скрябин. М., 1916; 2-е изд.: М., 1923Клод Дебюсси. М., 1922Музыка речи. Эстетическое исследование. М., 1923Психология музыкально-творческого процесса // Искусство. 1923. № 1Морис Равель. Характеристика его творческой деятельности и

Из книги Одиссея Василия Кука автора Веденеев Дмитрий Валерьевич

Список основных книг С. М. Голицына 1. Хочу быть топографом. Издания 1936, 1953 и 1954 годов. Издана также на китайском и чешском языках.2. Сорок изыскателей. 1959 г. и еще 4 издания, последнее в 1989 г. Переведена на польский (3 издания), чешский, болгарский, румынский, словацкий,

Из книги Жизнь моряка автора Лухманов Дмитрий Афанасьевич

Из книги Антонин Дворжак автора Гулинская Зоя Константиновна

Библиография основных произведений Д.А. Лухманова Морские рассказы. Петровск, тип. А.М. Михайлова, 1903.Руководство по морской практике. СПб., Имп. об-во судоходства. 1908.На суше и в море (Стихотворения). Мариуполь, тип. бр. Э. и А. Гольдрин, 1911.О добровольном флоте. Нагасаки, Угаи,

Из книги Сципион Африканский автора Бобровникова Татьяна Андреевна

Из книги Шопен автора Ивашкевич Ярослав

Из книги Александр Дюма Великий. Книга 2 автора Циммерман Даниель

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ Все фрагменты древних римских ораторов даются по кн.: Oratorum romanonim fragmenta liberae rei publicae. Coll. E. Malcovatti. Sec. Ed., Torino, 1955 (в тексте Malcovatti). Все фрагменты римских анналистов даются по кн.: Historicorum romanorum reliquae. Ed. H. Peter. Leipzig, 1870 (в тексте Peter). Фрагменты

Из книги Радищев автора Жижка Михаил Васильевич

Из книги Лист автора Гаал Дёрдь Шандор

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ Выбор 102 названий из 606, входящих в список Доминик Фреми и Клод Шопп, или из 646, проанализированных Реджиналдом Хамелем и Пьереттой Мете, в высшей степени спорен и продиктован исключительно субъективными вкусами. Всю полноту

Из книги ТерпИлиада. Жизнь и творчество Генриха Терпиловского автора Гладышев Владимир Федорович

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. Н. РАДИЩЕВА Полное литературное наследство Радищева составляет три объемистых тома. То, что до настоящего времени опубликовано, является далеко не полным. Ниже мы перечисляем произведения, вошедшие в двухтомное собрание сочинений, и не вошедшие, но

Из книги Мосин – создатель русской винтовки автора Ашурков Вадим Николаевич

Из книги Лист автора Гаал Дёрдь Шандор

Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского Балеты1. Королева полей (Чудесница). Либр. К. Есауловой. 1961.2. Выстрел в лесу (Лесная сказка). Либр. В. Воробьева и К. Есауловой. 1966.3. Выстрел (Сорок первый). Либр. М. Газиева. 1963.4. Урал. Либр. М. Газиева.

Из книги автора

Список основных источников, использованных в работе над брошюрой Архив Артиллерийского исторического музея Академии артиллерийских наук (Ленинград): оп 46 д. 542; оп. 48/1 д.д. 26, 29, 34, 37, 40, 53, 108.Центральный Государственный Военно-исторический архив (Москва): ф. 310 д.д. 764, 2863; ф. 516

Из книги автора

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА Для симфонического оркестра:12 симфонических поэм: «Что слышно на горе», «Тассо», «Прелюды», «Орфей», «Прометей», «Мазепа», «Праздничные звуки», «Плач о героях», «Венгрия», «Гамлет», «Битва гуннов», «Идеалы» (завершение всего цикла

Токката и фуга ре минор (BWV 565) – визитная карточка Иоганна Себастьяна Баха, одно из самых мощных произведений для органа из когда-либо созданных.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - выдающийся немецкий композитор, органист-виртуоз, создавший за свою жизнь свыше 1000 произведений.

В творчестве Баха представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Бах — знаменитый мастер полифонии, продолжатель старинных традиций, в творчестве которого полифония достигает расцвета.

Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Иоганна Себастьяна Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые — переработанными версиями своих произведений.

Органист церкви

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. За семь месяцев службы в Веймаре о Бахе распространилась слава как о великолепном исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара.

В августе 1703 Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В 1707 году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше.

Токката и фуга ре минор (BWV 565)

Токката и фуга ре минор (BWV 565) — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений.

Предполагается, что произведение написано Бахом во время его пребывания в Арнштадте в период между 1703 и 1707 гг.

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.

Токката

Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Токката состоит из контрастных по темпу и фактуре эпизодов, оканчивающихся каденциями.

Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это ещё не финал.

Фуга

Тема фуги написана в технике скрытой полифонии. Дальнейшее имитационное развитие произведения основано на мелодических фигурациях. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельную тональность фа мажор. Реприза, возвращающая фугу в ре минор, начинается со стретты.

Кода представляет собой несколько «импровизационных» контрастных эпизодов (техника развития заимствована из токкаты). Всё сочинение завершается плагальной каденцией.

Аранжировки

Существует множество переложений токкаты и фуги. В частности, для фортепиано, гитары, электрогитары, баяна, струнного, джазового оркестра и других исполнительских составов. Также известны аранжировки а капелла.

Остается сообщить об Анне Магдалене. Она познала горечь ранней старости. Первое время вдове Баха несомненно оказывал некоторую помощь магистрат, сохранились расписки в получении ею денежных сумм. Нет достоверных сведений о взаимоотношениях с мачехой и матерью сыновей Баха после его кончины. Анна Магдалена пятидесяти девяти лет скончалась в среду 27 февраля 1760 года в Лейпциге, на Хейненштрассе, по всей видимости, в приюте для неимущих.

Любящая и заботливая жена кантора в течение многих лет так часто в спешке готовила ноты очередной воскресной кантаты своего Себастьяна! Почерком, похожим на мужнин, дописав последнюю строку, она большими буквами ставила на странице слова, означавшие по-итальянски «конец».

Пусть этот знак завершит и нашу повесть о жизни и краткий очерк трудов великого Баха:

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА

Вокально-инструментальные произведения: около 300 духовных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; «Страсти но Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат», Месса си минор («Высокая месса»), 4 короткие мессы.

Арии и песни - из второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах.

Для оркестра и оркестра с солирующими инструментами:

6 Бранденбургских концертов; 4 сюиты («увертюры»); 7 концертов для клавесина (клавира) с оркестром; 3 концерта для двух клавесинов с оркестром; 2 концерта для трех клавесинов с оркестром; 1 концерт для четырех клавесинов с оркестром; 3 концерта для скрипки с оркестром; концерт для флейты, скрипки и клавесина.

Произведения для скрипки, виолончели, флейты с клавиром (клавесином) и соло: 6 сонат для скрипки и клавесина; 6 сонат для флейты и клавесина; 3 сонаты для виолы да гамба (виолончели) и клавесина; трио-сонаты; 6 сонат и партит для скрипки соло; 6 сюит (сонат) для виолончели соло.

Для клавира (клавесина): 6 «английских» сюит; 6 «французских» сюит; 6 партит; Хроматическая фантазия и фуга; Итальянский концерт; Хорошо темперированный клавир (2 тома, 48 прелюдий и фуг); Гольдберговские вариации; Инвенции для двух и трех голосов; фантазии, фуги, токкаты, увертюры, каприччио и др.

Для органа: 18 прелюдий и фуг; 5 токкат и фуг; 3 фантазии и фуги; фуги; 6 концертов; Пассакалья; пастораль; фантазии, сонаты, канцона, трио; 46 хоральных прелюдий (из Органной тетради Вильгельма Фридемана Баха); «Шюблеровские хоралы»; 18 хоралов («Лейпцигские»); несколько циклов хоральных вариаций.

Музыкальное приношение. Искусство фуги.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тюрингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха.

1693-1695 - Обучение в школе.

1694 - Смерть матери, Элизабет, урожденной Леммерхирт. Вторичная женитьба отца.

1695 - Смерть отца; переезд к старшему брату Иоганну Христофу в Ордруф.

1696 - начало 1700 - Обучение в Ордруфском лицее; занятия пением и музыкой.

1700, 15 марта - Переезд в Люнебург, зачисление стипендиатом (певчим) в школу церкви св. Михаэля.

1703, апрель - Переезд в Веймар, служба в капелле «Красного замка». Август - Переезд в Арнштадт; Бах - органист и учитель пения.

1705-1706, октябрь - февраль - Поездка в Любек, изучение органного искусства Дитриха Букстехуде. Конфликт с консисторией Арнштадта.

1707, 15 июня - Утверждение в должности органиста в Мюльхаузене. 17 октября - Женитьба на Марии Барбаре Бах.

1708, весна - Издание первого произведения, «Выборной кантаты». Июль - Переезд в Веймар на службу придворным органистом герцогской капеллы.

1710, 22 ноября - Рождение первого сына, Вильгельма Фридемана (будущего «галльского Баха»).

1714, 8 марта - Рождение второго сына, Карла Филиппа Эммануеля (будущего «гамбургского Баха»). Поездка в Кассель.

1717, июль - Бах принимает предложение кетенского князя Леопольда стать капельмейстером придворной капеллы.

Сентябрь - Поездка в Дрезден, его успех как виртуоза.

Октябрь - Возвращение в Веймар; прошение об отставке, по распоряжению герцога арест с 6 ноября по 2 декабря. Переезд в Кетея. Поездка в Лейпциг.

1720, май - Поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. Начало июля - Смерть жены Марии Барбары.

1723, 7 февраля - Исполнение в Лейпциге кантаты N 22, как испытание на должность кантора Томаскирхе. 26 марта - Первое исполнение «Страстей по Иоанну». Май - Вступление в должность кантора церкви св. Фомы и преподавателя школы.

1729, февраль - Исполнение «Охотничьей кантаты» в Вейсенфельсе, получение звания придворного саксен-вейсенфельского капельмейстера. 15 апреля - Первое исполнение «Страстей по Матфею» в Томаскирхе. Разногласия с советом Томасшуле, а затем с магистратом из-за порядков в школе. Бах руководит Телемановским студенческим кружком, Collegium musicum.

1730, 28 октября - Письмо бывшему школьному товарищу Г. Эрдману с описанием невыносимых обстоятельств жизни в Лейпциге.

1732 - Исполнение «Кофейной кантаты». 21 июня - Рождение сына Иоганна Христофа Фридриха (будущего «бюккебургского Баха»).

1734, конец декабря - Исполнение «Рождественской оратории».

1735, июнь - Бах с сыном Готфридом Бернгардом в Мюльхаузене. Сын выдерживает испытание на должность органиста. 5 сентября родился последний сын Иоганн Христиан (будущий «лондонский Бах»).

1736 - Начало двухлетней «борьбы за префекта» с ректором Томасшуле И. Эрнести. 19 ноября в Дрездене подписан декрет о присвоении Баху звания придворного королевского композитора. Дружба с русским послом Г. Кейзерлингом. 1 декабря - Двухчасовой концерт в Дрездене на органе Зильбермана.

1738, 28 апреля - «Ночная музыка» в Лейпциге. Бах завершает сочинение «Высокой мессы».

1740 - Бах прекращает руководство «Музыкальной коллегией».

1741 - Летом Бах у сына Эммануеля в Берлине. Поездка в Дрезден.

1742 - Выход в свет последнего, четвертого тома «Упражнений для клавира». 30 августа - Исполнение «Крестьянской кантаты».

1745 - Испытание в Дрездене нового органа.

1746 - Сын Вильгельм Фридеман поступает директором городской музыки в Галле. Поездка Баха в Цшортау и Наумберг.

1749, 20 января - Обручение дочери Элизабет с учеником Баха Альтниколем. Начало сочинения «Искусства фуги». Летом - Болезнь, слепота. Иоганн Фридирх поступает в капеллу Бюккебурга.

1750, январь - Неудачные операции на глазах, полная слепота. Сочинение контрапунктов «Искусства фуги» и фуги на тему В-А-С-Н. Завершение обработки хоралов.

Новое на сайте

>

Самое популярное