Домой Эрозия шейки матки «Край любимый», анализ стихотворения Есенина. Анализ стихотворения Сторона ль моя сторонка Есенина

«Край любимый», анализ стихотворения Есенина. Анализ стихотворения Сторона ль моя сторонка Есенина


Лирика Есенина с самых первых стихов уносит читателя в уютный и спокойный мир, в котором комфортно находится, и проводить время с пользой. Стихи Есенина очень глубокие, сильно затрагивающие душу, не зависимо от того, о ком или о чем пишет автор. Особенно душевно и необычно написаны автором стихотворения о городе и деревне. Это связано с тем, что сам писатель родом из маленькой деревни и, конечно же, знает, как жили крестьяне в России, как вели хозяйство и чем занимались в то время.

Деревня - это одна из составляющих жизни писателя.

В произведениях, в которых описывается деревня, автор выделяет неразделимую связь крестьянской жизни с природой. Все эти поэтические картины, описанные в стихотворениях, были увидены автором в реальном мире и своими глазами. В есенинской лирике присутствует не только деревня, но так же и город. Во многих произведениях Есенина идет речь об истории России и о произошедшей революции, о народе и государстве. Например, в маленькой поэме «Сорокоуст» автор так описывает время прихода революции:

«Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Из этих строк можно увидеть, как революция постепенно накрывает спокойную жизнь обычных людей.

Революция, выходящая из города, рисуется в стихотворении как громадная машина, надвигающаяся на беззащитную, нежную, трогательно красивую как маленький милый жеребенок природу. Любовью пронизаны обращения автора к непосредственному в своем поведении маленькому конику при встрече с железным гостем. Таким образом, Есенин показывает, что городской прогресс несравним с обыденностью и простотой деревни, но это не означает, что красота и изящество деревни не заметны за городскими новшествами.

Во многих произведениях Есенина затрагивается проблема взаимоотношений деревни и города. Автор чувствовал душой натиск города на деревню. Он прекрасно понимал, к чему может привести городской прогресс, т.к. эти изменения могут разрушить тончайшую связь между человеком и природой. Но также, во многих произведениях Сергея Есенина видно превосходство деревни над городом. Красота деревни и ее природа несравнима с серостью города. Автору больше по душе спокойная жизнь в деревне, поэтому чаще всего в его произведениях встречаются жизнь простых крестьян. Одним из таких произведений является стихотворение «Калитка моя бревенчатая…»:

Калитка моя

Бревенчатая.

Девки, бабы

Поют о весне.

Прыгает грач

Над пашнею.

Проклинайте вы все

Долю вчерашнюю.

Есенин в этом стихотворении показывает обычную деревенскую жизнь, но до боли родную. Автор в своих произведениях любуется крестьянской жизнью, умело вписывая быт в общую картину природы. Именно любовь к своей земле, беспредельная вера в свой народ, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с покупающей искренностью, сделали его достоянием народа.

Подводя итог, можно сказать, что в лирике Есенина мир природы и мир крестьянского быта образуют неразрывное гармоническое единство. В этом единстве поэт видит свой идеал естественного бытия, истинной жизни. А город, по сравнению с этим единством, находится на втором плане.

Обновлено: 2017-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Основная тема лирики поэта — тема человека и природы, постоянно волновавшая его, раскрытию которой он посвятил многие стихотворения, начиная с 1910 года эти произведения вошли в книги «Радуница» (1915), «Голубень» (1918), «Преображение» (1918).

Анализ стихотворения "Край любимый! Сердцу снятся..."

В произведении «Край любимый! Сердцу снятся... » (1914) природа оживает, очеловечивается, обожествляется. Автор поставил рядом многоцветное, многозвучное земное («скирды солнца в водах лонных», «в зеленях твоих стозвонных», «гарь в небесном коромысле») и небесное начала («Ивы — кроткие монашки» «вызванивают в четки»). Вся земная красота, в которой поэту хочется затеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, неземной жизни. Эта мысль подтверждается не только образом ив — кротких монашек с четками в руках — но и заключительной строфой стихотворения, ее двумя последними строками:

Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Стихотворение метафорично: «скирды солнца», «ивы — кроткие монашки», «курит облаком болото», «гарь в небесном коромысле». Доминантную (главную) смысловую нагрузку несет эпитет в словосочетании «зеленя стозвонные». В этом сочетании и далее по тексту эффект «звенящей природы» усиливается за счет свистящих звуков: резеда, риза, вызванивают, в небесном коромысле, затаил, в сердце мысли. Эффект легкого и светлого настроения лирического героя «подкрепляется» стихотворным размером — четырехстопным ямбом.
В ранней лирике С. Есенина преобладают цвета: синий — символ небесной чистоты, святости, глубины; белый — символ чистоты земной, человеческих помыслов; алый (розовый, золотистый, реже — малиновый, еще реже — ярко-красный) — символ жизни, зари, восхода. Почти отсутствует черный цвет (используется только при описании ночи и ночных предметов и явлений).

Анализ стихотворения "Я покинул родимый дом..."

Более поздние стихотворения С. Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом... » (1918). Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего порога. Любовь, выраженная стихотворением, многогранна. Это и любовь к природе, одухотворенной и очеловеченной: материнскую грусть теплит «в три звезды березняк над прудом»; луна «распласталась на тихой воде» «золотою лягушкой»; «старый клен на одной ноге» «стережет голубую Русь». Чтобы передать свои ощущения от красоты окружающего мира, поэт использует имажинистские, необычные, яркие образы — луна похожа на золотую лягушку, клен одноногий. Это и любовь к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой (у отца «пролилась седина» в бороде, «словно яблонный цвет»). Это и любовь к Родине, малой и великой, к Руси, которую С. Есенин характеризует дважды повторенным — в первой и предпоследней, третьей строфах — эпитетом «голубая». Голубая, под цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению. Грустное настроение лирического героя подчеркивается параллелизмом: свою нелегкую судьбу он приравнивает к судьбе одинокого клена. И герой (автор), и клен выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь, и даже внешне похожи («...старый клен / Головой на меня похож»).

Анализ стихотворения "Закружилась листва золотая..."

В стихотворении «Закружилась листва золотая.. .» (1918) природа предстает гармоничной, целостной. Это тонкий акварельный рисунок с преобладающими светлыми тонами. Интонация — «теплая», задушевная.
Первая строфа — «запевная», завораживает своей красочностью («листва золотая», розоватая вода на пруду) и неожиданностью сравнения:

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Во второй строфе появляется ролевой герой — «ветер-отрок» — и действует смело, решительно по отношению к очеловеченной красавице-березке.
Третья строфа не такая яркая, как две первые, она более реалистическая. Только сравнение синего сумрака со стадом овец нарушает равновесие обычной картины умолкающего, утихающего деревенского вечера. «Прохлада» — «синий сумрак» — «смолкший сад» — звучащий и замирающий бубенец — образы-реалии, традиционные, как сама жизнь, называются влюбленным в них автором.

Анализ стихотворения "Неуютная жидкая лунность"

В 1925 году С. Есенин среди грустных и самых, может быть, искренних стихотворений о любви («Клен ты мой опавший... », «Какая ночь! Я не могу... », «Не гляди на меня с упреком... », «Ты меня не любишь, не жалеешь... » и др.) написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность » — тоже грустное, прощальное, но в нем он прощается не с женщиной, а с деревянной Россией. В стихотворении семь четырехстрочных строф, в которых поочередно меняются кадры. Перед глазами читателей проплывают пейзажные картины, окрашенные в серые тона («Неуютная жидкая лунность», «Тоска бесконечных равнин», «усохшие вербы» у дорог; «бедность полей»; «чахоточный свет луны»; когда-то воспетые поэтом избы теперь превратились в «лачуги»; мелькает образ волочащейся по полям страны сохи). Ненавистной поэту становится «тележная песня колес», немилым «очажный огонь». Все уходящее, патриархальное С. Есенин словно «сбрасывает с корабля современности», декларируя отказ от поэтизации нищеты («равнодушен я стал к лачугам»), приемлет, хотя и колеблясь, индустриальный прогресс, и одновременно высоко ценит мораль, культуру прошедших веков, хочет видеть деревянную Русь процветающей.

Анализ стихотворения "Спит ковыль. Равнина дорогая..."

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая... » (1925) радостное и светлое по содержанию. Поэт любуется тем, как «спит ковыль», вдыхает свинцовую свежесть полыни. Свет луны ему кажется «таинственным и длинным». Впечатляет первозданный образ «золотой бревенчатой избы». Этим образом выражена искренняя любовь поэта к родной деревне. А последняя строфа как нельзя лучше характеризует позицию поэта-патриота:

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Стихотворение — задушевная по форме монологическая исповедь о любви к отчизне, о чем свидетельствуют строки: «Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь»; «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси». По жанру это философская элегия, произведение-размышление о том, что человек должен быть верен своим корням, своей великой и малой родине.


О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. Ежегодно к ним прибавляются новые и новые публикации. Есть среди них работы обстоятельные, написанные со знанием дела, с пониманием своеобразия есенинского таланта и особенностей времени, наложившего на него свой отпечаток. И все-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал в своих стихах и поэмах сам Есенин.

Его лирическая повесть о себе и своем времени предельно искренна и правдива. К себе он был беспощаден: «себя вынимал наиспод». Он шел к читателю, как идут к близкому человеку, как идут к другу - с открытой душою. Качество, важное в каждом художнике и особенно драгоценное в лирическом поэте. И потому мы, нынешние читатели Есенина, знакомы с ним как бы лично, знаем его так, как не знаем порой иного своего приятеля.

Деревенский мальчик, желтоволосый, с голубыми глазами, который впервые «схлестнулся» с рифмой и сказал себе: «Всю душу выплещу в слова».

«Кудрявый и веселый» юноша, бросающий со сцены упругие и размашистые слова: «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир».

Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: «...Куда несет нас рок событий...»

Зрелый мастер, ясно сознающий свое призвание: «Хочу я быть певцом и гражданином...»

Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новые черты. И это не «лирический герой» поэзии Есенина, это сам Есенин - «вот такой, какой есть...» Не случайно его заметка «О себе», помеченная октябрем 1925 года, заканчивается словами: «Что касается остальных автобиографических сведений - они в моих стихах».

Это верно, в его стихах таких сведений немало. Из них мы узнаем, как зовут его мать и отца («Где тут живет Есенина Татьяна?» и «Какой счастливый Александр Есенин!»), что у него есть сестры («Здесь жизнь сестер...»), где он бывал («Прощай, Баку!..» или «Я быстро умчался в Питер...»), с кем встречался («Поэты Грузии! Я нынче вспомнил вас...» или «В стихию промыслов нас посвящает Чагин...»)...

Но самое главное - в стихах Есенина запечатлены биография его души, движение его чувств и мыслей, движение, определяемое течением жизни, бытия.

«... Я... наверно, навеки имею нежность грустную русской души», - сказал он однажды. Прочитайте его стихотворения разных лет: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Разбуди меня завтра рано...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...» - и вы не сможете не согласиться с поэтом. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью.

Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.

Стихи, обращенные к матери... Сколько русских поэтов прикасалось к этой священной теме, и только, Пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывность сыновнего чувства к матери.

О первом чтении Есениным «Письма к матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов:

«Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне
, Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.

Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивал Евдокимов, - потому что зажало мне крепко и жестоко горло; таясь и прячась, я плакал в глуби огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке между окнами».

Так же близко к сердцу принимают есенинское «Письмо...» и современные слушатели и читатели.

Сердечно, просто, без ложного умиления и фальшивого пафоса обращается поэт к сестре, деду, любимой, другу...

Но стихи Есенина - это не только нежность, задушевные интонации, не только мягкая, застенчивая улыбка. Это и непримиримое, гневное слово в адрес зла, несправедливости, лжи, жестокости, бесчеловечности.

«Монархия! Зловещий смрад!» - в двух словах заклеймена вся отвратительная сущность самодержавия.

Этот хлеб,
Что жрете вы,
- Ведь мы его того-с...
Навозом...

Вы - «салонный вылощенный сброд» царской России.

Спите, любимые братья.
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.

Как бы ни были различны интонации, ритмы, пафос в есенинских стихах, их не спутаешь ни с чьими другими. Ибо на них, говоря словами великого Саади, - «чекан души» поэта. Будь он в радости или в горе, будь он спокоен или разгневан - мы безошибочно узнаем его по дыханию стиха, по внутреннему огню, освещающему каждую строфу.

И по той беспощадности, с какой говорит он о своих горьких заблуждениях и ошибках...

«Письмо к женщине» - не единственный, но, пожалуй, наиболее яркий пример любовной лирики поэта. Написанное в 1924 году, оно стало отражением одной из важнейших доктрин молодого Советского Союза: личное есть политическое и общественное. В стихотворении Есенин не выносит свое личное, больное, любовное на всеобщий суд — но и отделить собственное увлечение от судьбы страны не может.

Основано «Письмо», как и остальная есенинская лирика, на реальных событиях и обращено к реальной женщине — бывшей возлюбленной поэта, которая на время написания стихотворения уже была замужем за другим. Зинаида Райх, которую несколько лет назад Сергей бросил в то время, как она была беременна вторым ребенком от него, стала супругой знаменитого театрального режиссера Мейерхольда. В 1924 она жила вполне счастливо, Мейерхольд признал есенинских детей своими, но поэт все равно чувствовал себя виноватым перед бывшей любовью. Так — в качестве покаяния — и появилось письмо.

Главная тема стихотворения

Центральной темой произведения является любовь — к женщине и к России. Лирический герой, которым является сам Сергей Есенин, в самом начале стихотворения вспоминает обстоятельства, приведшие к разрыву. Стоит отметить, что с его точки зрения инициатором является женщина, которая хочет идти дальше, к нормальной жизни, в отличие от мужчины, который на момент расставания живет не очень подобающе.

В некотором смысле это противоречит историческим реалиям: Райх ради новой женщины оставил сам Есенин. Она очень тяжело переживала разрыв, даже попала в клинику с душевным расстройством. Впрочем, современники отмечали, что Зинаида умела представлять самые разные события в нужном свете, так что не исключено, что «шальная жизнь», которая ее «измучила», как и речи об этом, действительно имели место быть.

Важно то, что тема любви — во всяком случае, к женщине, - в произведении является односторонней. Есенин говорит «Меня вы не любили», признавая тем самым отсутствие доверительных отношений между ним и Райх. Он не упрекает ее — лишь отмечает разочарование от того, что пытался связать собственную судьбу с человеком, который по сути своей ему чужд.

В стихотворении Есенин признает свою вину в том, что семья не выдержала испытаний, но отмечает, что все беды были от того, что он не понимал «куда несет нас рок событий» - революция, свершившаяся в России. Затем говорит о том, что изменился — стал спокойней, стал, по сути, другим человеком. И эти изменения связаны не столько с ним как с отдельной личностью, сколько со всей страной. «Смутное» время, когда Советы только зарождались, прошло, народ окреп, привык жить по-новому. И вместе со всеми жить по-новому привык лирический герой «Письма».

Он не пытается возродить былые чувства, признавая, что женщине, которую он когда-то любил, лучше без него — она замужем, муж ее «серьезный, умный». При этом поэт сохраняет теплые воспоминания о былой любви, подписываясь «Вас помнящий всегда».

Структурный анализ стихотворения

В произведении четко выделяются 2 части, разделенные и типографским способом — отточием, и содержанием, и эмоциональной наполненностью. «Тогда» описано в самых мрачных, неприятных красках. Есенин не жалеет сравнений, метафор и эпитетов. На строках «чтоб не смотреть людскую рвоту» перед внутренним взором читателя возникает все самое отвратительное и низменное, что только может быть.

Вторая часть спокойней и плавней, она пропитана светлыми чувствами и ощущением ясности сознания: поэт спешит сообщить бывшей жене благую весть о том, что он смог исправиться, смог изменить свою жизнь, обрести новую цель и новый смысл. Даже рифма здесь становится будто бы плавней и мелодичней, количество восклицаний снижается. А единственное по-настоящему экспрессивное выражение, «яростный попутчик», относится к приверженности Есенина идеалам советской власти.

«Письмо...» - значимое произведение, сочетающее в себе две непростые темы. Любовь личная и любовь общественная, женщина и отчизна, путь человека в непростую годину революции — обо всем этом пишет Сергей Есенин.

Для анализа я выбрал стихотворение «Вечер черный брови насопил…». В нем Сергей Есенин раскрывает очень сильные чувства к той девушке, которую когда любил и, судя по строкам, будет любить ее всегда до скончания своих дней. Удивительная судьба человека, когда он знает, что именно этот человек для него будет самым близким и родным, что именно к этому человеку хочется через всю жизнь пронести свою любовь, но по каким-либо жизненным обстоятельствам это невозможно, может быть даже сама судьба против этого. И остается только жить этим воспоминаниями и надеяться, что когда-нибудь два любящих сердца снова встретятся.

Но любая надежда была утеряна для Сергея Есенина. Данное стихотворение было посвящено любимой девушке великого поэта, в которую он был влюблен в юности, когда жил еще в селе Константинове. Это была его односельчанка Анна Сардановская. Их молодые и страстные сердца искренни полюбили друг друга. Но вольной и амбициозной душе Есенина было тесно село и скучна казалась жизнь в нем. Поэтому он оставил любимую и уехал покорять Москву. Вскоре столичные красавицы вскружили великому поэту голову, и он позабыл свою первую любовь на довольно продолжительное время. Больше им встретиться было не суждено.

Только когда Сергей Есенин вернулся проведать родителей обратно в село, то узнал, что его любимая трагически скончалась при родах. И вот после этого он наконец-то понял, что самой дорогой и любимой девушкой для него была именно та простая и милая девушка из села Константиновка. После данного потрясения огромное количество стихов было посвящено именно Анне Сардановской, хотя ее имя до последнего не разглашалось поэтому. Только после его смерти в записях и мемуарах была найдена данная информация.

В данном стихотворении происходит мысленное обращение Сергея Есенина к образу своей возлюбленной. Поэт понимает, что вернуть прошлое невозможно, поэтому данное произведение наполнено грустью и безысходностью. Нет такой силы, которая бы смогла вернуть нам безвременно ушедших любимых. Все это угнетает и невольно навевает на мысли о собственной смерти. Он понимает, что его дальнейшее существование без настоящей любви не имеет смысла, поэтому «Наша жизнь пронеслась без следа». Такие итоги подводятся самим Сергеем Есениным. Для самого себя ему представляются только два пути.

Первый – это своя собственная смерть, после которой он «уйдет исцеленный на век, слушать песни дождей и черемух, чем здоровый живет человек». То есть единственным избавлением от земных страданий без любимой девушки – это уход в более лучший мир, возможно туда, где они смогут быть вместе. Второй вариант – это больничная койка, которая также должна успокоить Есенина навсегда. Поэт отличался буйным нравом и довольно губительным пристрастием к алкоголю, поэтому бывал частым гостем в московских больницах и вытрезвителях. Вариант тоже довольно грустный, ведь он также ведет к неминуемой гибели и если не тела, то души и разума точно. Однако, понимая всю безвыходность ситуации, он готов покориться любой судьбе. Главное – чтобы его не лишали возможности вспоминать и сохранять те бесценные воспоминания о своей любимой. При этом пусть Сергей Есенин даже будет любить другую, но и с нею с любимой с другой он хочет рассказать про ту дорогую девушку, которую любил больше всего на свете.

Но понял это слишком поздно, когда уже ничего исправить невозможно. Есть хорошая поговорка – имеем не ценим, а теряем плачем. Она как нельзя лучше подходит для понимания смысла данного великого стихотворения.

Новое на сайте

>

Самое популярное