Домой Причины болей Художник фернандо ботеро картины. Необычные места и памятники

Художник фернандо ботеро картины. Необычные места и памятники

В этом посту я хочу рассказать об очень своебразном и талантливом художнике,о котором я узнал сравнительно недавно.Этот художник-довольно необычный и его картины и скульптурные работы могут производят необычный эффект-одни люди находят его вульгарным и гротескным,другие-человеком с брызжущщим через край смехом и шуткой и часто-едкой сатирой.Словом,художник это неординарный и часто люди не знают как даже определить его искусство,настолько он не вписывается б привычные рамки.И я и моя жена очень любим его работы и часто наше настроение поднимается просто,когда мы смотрим на ту или иную его картину или скульптуру.
Фернандо Ботеро родился в Южной Америке, в городе Медейин, Колумбия, в провинции Антигуа 19 апреля 1932 года.Его отец был бродячим торговцем,который часто ездил по горному,труднопроходимому району провинции на осле,забираясь в самые далёкие её уголки.Когда Фернандо было всего 2 года,его отец внезапно умер от сердечного приступа,оставив маленького Фернандо и 2-х его братьев на попечении матери.Эта внезапная и трагическая потеря оставила Фернандо в состоянии потери,грусти и пустоты,которую он никогда не смог заполнить.
Сегодняшний Медейин-современный большой метрополис,существенно отличается от того маленького провинциального городка,в котором жил Фернандо Ботеро.В начале 1930-х годов в маленьком городке Меделлин церковь и католичество играло сильную роль в каждодневной жизни и морали людей города.Ботеро учился в школе,в которой учителя были священники ордена Иезуитов.Строгая,жёсткая дисциплина школы не давала слишком много времени на развлечения и маленький Фернандо стал рисовать,чтобы скрасить себе жизнь и дать отдушину творческому порыву и фантазии,которая всегда кипела в нём.Ещё будучи подростком,он полюбил на всё жизнь корриду,которая была так популярна в Южной Америке,и,конечно, в Колумбии.С 13 лет Ботеро начал рисовать корриду,быков и всех принимающих в ней участе-тореадоров,матадоров и пикадоров.Его талант и знание искусства очень рано проявилось в его творчестве.Когда емуы было только 17 лет,он написал статью в местной газете El Colombiano,которуь назвал "Пикассо и нонконформизм в искусстве",в которой он писал о сюрреализме и абстрактной живописи.
В 1951 году Ботеро перебрался в столицу, в город Богота и уже в возрасте 19 лет у него была первая персональная выставка-продажа картин в галерее "Лео Матиз".Каждая из его работ была продана.
Как ни стрaнно,Ботеро было трудно расстатся со своими работами и он стал самым крупным "коллекционером" своих картин и cкульптур,ктоторые он не продавал несмотря на огромные суммы денег,которые предлагали ему коллекционеры и музеи.Как и многие художники,Ботеро решил поехать в Европу изучать европейские школы живописи и их мастеров.Он долгое время учился в Академии Искусства в Мадриде,Испания,где он стал создавать работы в стиле Веласкеса и Фрaнциско Гойя.Он также учился во Флоренции,в Италии,где он обучился технике рисования фресок итальянских мастеров живописи эпохи Возрождения. Б 1956 году он обучался на факультете изящных искусств в Университете Боготы.Он также путешествовал по Южной Америке,а также съездил в Мексику,где изучал работы Диего Ривера и Ороско.Именно в Мексике его творчество подпало под сильное влияние больших расписных фресок на стенах зданий.Тот стиль Бoтеро,который сегодня ассоциируется с его творчеством,оформился примерно в 1964 году.Это были изображения людей,животных,деревьев,натюрморты,харак терезующиеся
раздутыми формами и почти невидимыми,как покрытой лаком поверхностью картин.
В 1969 году Фернандо Ботеро провёл большую выставку своих работ под названием " Раздутые Изображения",которая прошла в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке.Эта выставка укрепила его репутацию как художникя и он вышел на международную сцену. Его работы характеризуются преувеличенными,раздутыми формами и часто выглядят как сатирические и юмористические работы.Символы власти и силы часто присутствуют в его картинах и картины,изображающие президентов и солдат а также священников часто являются мишенью для Фернандо Ботеро.Его работы часто напоминают людям творчество известного колумбийца -Габриеля Гарсия Маркеса.Но,несмотря на его любовь к своей стране,многие темы его картин и скульптур проходят через европейскую историю.Он создаёт работы,которые напоминают нам Средние Века,итальянское барокко и колониальные картины Латинской Америки.Он также создаёт работы,пародирующие и копирующие в утрированных формах разные периоды искусства,включая картины Боннарда и Жака-Луи Давида.В разные периоды его искусства в его картинах видно влияние Гогена и Пабло Пикассо,а также искусство индейских племён Центральной и Южной Америки,особенно скульптура ольмеков.Но чаще всего его картины сравнивают с работами Питера Поля Рубенса,картинами которого Ботеро всегда восхищался.В работах Рубенса,писал Ботерo -",мы видим мир мир плотского преувеличения,избытка,пышности жизни,форм и довольства,мир,где существуют бок о бок святое и светское,богохульное.."
Ботеро однажды сказал:"- В искусстве,пока мы можем творить и думать,
мы вынуждены искажать природу.Искусство-это всегда искажение".

Фернандо Ботеро в Боготе, Колумбия.

Фернандо Ботеро.Плачущая женщина(1949).

Фернандо Ботеро.Матадор.

Фернандо Ботеро.Подражание Веласкесу(портрет инфанты).

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта.

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта в Медейине,Колумбия.

Фернандо Ботеро.Подражание Леонардо да Винчи. Мона Лиза.

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет графа Д"Урбино.)

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет Изабеллы Д"Эсте.)

Фернандо Ботеро Ангуло (род. 19 апреля 1932) - колумбийский художник, скульптор, работающий в технике фигуративизма, называющий себя «самым колумбийским из колумбийских художников», стал известен после того, как выиграл первый приз на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году.

Для того чтобы отметить свой 80-летний юбилей, колумбийский художник Фернандо Ботеро избрал тихий итальянский городок Пьетрасанта на северо-западе Тосканы, в предгорьях Апуанских Альп, где организовал выставку своих работ. Обычно мастер каждый год проводит в этих местах летние каникулы со своей семьей. Здесь его знают и любят, поэтому посмотреть скульптуры Фернандо в импровизированной галерее под открытым небом пришло довольно много народа. Шесть монументальных работ мастера на площади Duomo выглядели настоящими гигантами; с десяток работ поменьше украсили пространство вокруг церкви Сан-Агостино, рядом с которой в специальном помещении выставлялся и цикл акварелей, созданный художником к своему юбилею.

Трудно сказать, элитарно или демократично искусство Ботеро. Ясно одно: его работы говорят об исключительном своеобразии мышления и творческого почерка, напоминающего фантастические мультфильмы . По фамилии художника у него на родине эти картины так и называют - «ботерос», учитывая их неповторимый индивидуальный стиль. И скульптуры, и живопись в равной степени требуют пристального рассматривания, осмысления, вживания.

Фернандо Ботеро Ангуло - таково его полное имя. Колумбийского мастера называют классиком фигуративного искусства гротескно-традиционалистского направления, близкого «наиву». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко. Фернандо не скрывает своего пристрастия к большим формам, да и трудно было бы это скрыть; тучное у него все - люди, лошади, собаки, деревья. мебель, даже яблоки. Вместе с тем, внушительные образы не лишены утонченности и словно бы парят в невесомом пространстве, неподвластном закону тяготения.

В целом, на праздновании юбилея мастера в Пьетрасанте были представлены ровно 100 созданных в разное время работ. Юбилейные бенефисы Фернандо прошли и в других местах: в городах Ассизи, Бильбао, Сан-Паоло, Мехико, а также на родине мастера - в колумбийском Медельине. Почему же форпостом юбилейных празднеств стала именно Италия?

«Я без ума от Тосканы, - говорит художник. - Люблю итальянскую культуру, народ. Я не только встретил здесь много добрых, хороших друзей, но и нашел своих учителей, великих мастеров прошлого. И если в Париже, к примеру, я предпочитаю создавать живопись, то в Тоскане - работать над скульптурами».

В Италию, во Флоренцию, он впервые приехал еще в 1951 году, чтобы изучить технику фрески. Тогда у него совсем не было денег, но это компенсировалось избытком огня в душе. «Я склонен был тратить деньги скорее на музеи и художественные альбомы, нежели на рестораны и еду, - вспоминает художник. - Любовь к великим итальянским мастерам в одночасье переменила мою жизнь».

Родился Фернандо Ботеро в семье коммерсанта. Очень скоро его семья потеряла все свое состояние, а отец умер, когда будущий художник был еще очень юным. Ботеро отдали в школу, где преподавали священники ордена иезуитов. Строгая, жесткая дисциплина наложила свой отпечаток на детскую психику. Не имея возможности развлекаться и предаваться обычным мальчишеским забавам, Фернандо стал рисовать, чтобы как-то скрасить себе жизнь и дать волю буйной фантазии. Еще у него была мечта - стать тореадором. В 1944 году он действительно некоторое время посещал школу матадоров, зафиксировав свои впечатления в первых рисунках, посвященных корриде.

В 15 лет он удивил своих родных известием о том, что намеревается стать художником, - это совершенно не вписывалось в правила консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу, он знакомится с местными авангардистами - художниками разной степени таланта. В качестве иллюстратора Фернандо устраивается в газету «Эль-Коломбиано», но работает на этой должности недолго, в поисках новых знаний и впечатлений отправившись в путешествие по Европе.

Эта была его первая поездка за пределы родины. Ло Испании он добрался на корабле, а в Мадриде, потрясенный живописью и , записался в художественную школу Сан-Фернандо. Потом была Флоренция, ставшая ему вторым домом. Здесь Ботеро обучался в Академии св. Марка у профессора Бернарда Беренсона.

В 1952 году вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Уже тогда - и впоследствии - колорит его работ оставался преимущественно светлым. Первой его работой, в которой были использованы характерные для его манеры гипертрофированные формы, стала картина 1955 года «Натюрморт с мандолиной», где инструмент вдруг приобрел невиданные размеры. Считается, что именно с этого момента Ботеро обрел свой стиль - причудливый сплав барокко, фольклорного искусства, наива и китча.

Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер.
Предметы и фигуры предстают в его е живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот волшебный транс временами напоминает магическую атмосферу, почерпнутую из рассказов Борхеса и романов Маркеса. Несмотря на то, что Фернандо чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов. Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой - антиклерикальной или социальной. И ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Постепенно художник обретает популярность, в том числе за пределами родины. Музей современного искусства в Нью-Йорке приобретает первое полотно колумбийца. Это была картина «Мона Лиза в 12 лет». В Вашингтоне и Нью-Йорке с большим успехом проходит несколько персональных выставок Ботеро. Он творит в разных странах мира: в Париже пишет большие полотна, в Тоскане проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает громадные скульптуры, на Лазурном берегу Монте-Карло работает акварелью и тушью, в Нью-Йорке увлекается монументальной живописью и пастелью...

Художник оказался бы гораздо менее известным, не выбери в 1992 году Жак Ширак, в то время мэр Парижа, в качестве основного фигуранта эксклюзивной выставки на Елисейских полях колумбийца Фернандо Ботеро. Такой чести не удостаивался доселе ни один живописец (если только он не был, конечно, французского происхождения). С тех пор разные города мира приглашают Фернандо, чтобы с помощью его произведений придать больший размах и колорит своим празднованиям. Вместе с тем, художник достигает, если можно так выразиться, «полноты стиля». Его картины котируются как одни из самых дорогих в мире. Например, «Завтрак на траве» - парафраз знаменитого одноименного полотна родоначальника импрессионизма , написанный Фернандо в 1969 году, - был продан на Sotheby"s за $1 млн.

Творческое наследие Ботеро огромно - почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. При этом колумбийский гигант отнюдь не является коммерсантом от искусства, только и ставящим ценники на свои работы. Напротив! О щедрости художника ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в $60 млн. В дар родному городу художник передал 18 скульптур и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. Недаром согласно влиятельному в Колумбии журналу «Семана» в десятку самых популярных личностей вошел и Фернандо Ботеро. Нашелся у художника подарок и для славянской души - «Натюрморт с арбузом» (1976-1977) он подарил Санкт-Петербургскому Эрмитажу, где картина демонстрируется в Зале искусства Европы и Америки XX века.

Кто знает, может быть, душевная щедрость художника и определила его творческую манеру, особое отношение к искусству, где мир представлен во всем довольстве, избытке сил и пышности м, цветущий и восторженный.

Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Fernando Botero Angulo , р. 1932) – современный колумбийский художник.

Биография, творчество

Фернандо Ботеро Ангуло родился 19 апреля 1932 года в г. Медельин (Колумбия). Его отец был продавцом и умер от сердечного приступа, когда мальчику было всего четыре года. Мать будущего художника работала швеей и воспитывала троих сыновей. Семье помогал дядя Фернандо, но денег все равно не хватало. Кроме того, воспитание детей основывалось на католических традициях и тяжелом труде, результатом чего можно считать тот факт, что Ботеро не посещал музеи и не был знаком с основными тенденциями в современном искусстве, но зато часто бывал в католических церквях, где имел возможность познакомиться с работами средневековых мастеров.

Образование Фернандо Ботеро получал сначала в школе иезуитов, а затем в школе корриды, куда поступил по настоянию дяди. Впрочем, карьера матадора юного Ботеро оборвалась буквально в первые же дни, когда мальчик получил травму на одном из тренировочных боев. На протяжении следующих двух лет он уже рисовал акварели, хотя и продолжал учиться на матадора – влияние дяди было все еще велико. В 1946 году Фернандо бросил школу, а в 1948 году вместе с некоторыми другими колумбийскими художниками впервые выставил на суд публики свои работы.

Среднее образование Ботеро продолжил получать уже в третьей школе, параллельно работая иллюстратором в газете «Эль Колумбиано» (исп. «El Colombiano») и иногда публикуя статьи о других художниках, в том числе о Пикассо. Находя отклик среди молодежи, Боготе настроил против себя консервативные круги, что привело к тому, что его вновь исключили из школы и образование он получил в результате в лицей Университета Антиокии, на оплату обучения в котором потратил все свои заработанные деньги. В 1951 году Ботеро переехал в Боготу, где в том же году состолась его первая персональная выставка. Становясь все более и более известным в арт-кругах тогдашней Колумбии, он в 1952 вместе с группой художников совершил турне по Испании, посетив Мадрид и задержавшись в Барселоне.

Испания произвела на Фернандо Ботеро впечатление и в том же 1952 году он поступил в художественную школу Сан-Фернандо в Мадриде. Вскоре, впрочем, художник переехал во Флоренцию, где обучался у профессора Бернарда Беренсона в Академии Св. Марка (1953-1954). Там он продолжил изучать классическую живопись и познакомился с искусством итальянского Возрождения и с техникой создания фресок. Позже, вернувшись на некоторое время в Колумбию, Ботеро организовал свой первый персональный вернисаж в галерее Лео Матиса. Вспоминая свою жизнь в Европе в тот период Ботеро говорил: «я тратил последние деньги на музеи и художественные альбомы, забывая про еду. Восхищение великими итальянскими мастерами в одночасье изменило мою жизнь».

Одновременно со всем этим, в 1952 году, художник участвовал в конкурсе Национального художественного салона Колумбии, предложив на суд жюри свою картину «У моря» и заняв в итоге второе место. Работы Ботеро того периода крайне разнородны, художник еще не нашел своего стиля и продолжал эксперементировать с формами. Кроме того, сложно выделить нескольких мастеров, оказавших на него влияние. В число своих учителей он может включить и живописцев эпохи Возрождения, и своих современников. Арт-критик Роберта Смит, критикуя фигуративизм Ботеро (про более поздние его работы она писала, что это "надутые резиновые куклы"), в раннем творчестве художника видела сплошные заимствования, без какой-либо структуры, подражательство всем, от Поля Гогена до Диего Риверы и Хосе Ороско. Надо сказать, что, знакомясь с картинами новых художников, она в качестве метода использует следующий подход: она пытается понять, работы каких классиков напоминает ей новая работа и в чем именно это воплощается. Затем она мысленно «удаляет» все заимствованное и пытается анализировать остаток, т.е. то, что теоретически является новым и, следовательно, представляет определенную «арт-ценность». В случае с ранним Ботеро «нового» найти почти не удалось, зато количество заимствований и детерминант было аномально высоко.

В 1955 году случилось знаковое событие в жизни Фернандо Ботеро. Во время работы над очередной картиной («Натюрморт с мандолиной» ), он несколько видоизменил форму изображаемого предмета, сделав объект нарочито большим. Эта «ошибка», впрочем, стала отправной точкой для формирования авторского стиля художника и положила начало его бесконечным «объемным» фигурам, которые и принесли ему всемирную славу.

В том же 1955 году Борето женился на Глории Сеа (англ. Gloria Zea, в последствии она занимала должности директора Музея современного искусства в Боготе (Museo de Arte Moderno de Bogota, El MAMBO) и министра культуры Колумбии). В 1958 году художник выйграл главный приз на SALON DE Artistas Colombianos в г. Богота, после чего его карьера резко пошла в гору. Вскоре он сам начал называть себя «самым колумбийским из колумбийских художников», что нашло поддержку (особенно за пределами Колумбии), а его выставки начали проводиться в Европе и США.

Несмотря на то, что в браке с Сеа появилось трое детей (Фернандо, Лина и Хуан Карлос), в 1960 году пара распалась и после развода сам Фернандо перебрался в Нью-Йорк, где жил следующие 14 лет. В первые годы денег не хватало, к тому же художник плохо знал английский, что только добавляло проблем. В определенный момент времени Борето обнаружил, что существует спрос на картины «в стиле старых мастеров» и адаптировал свою манеру письма под западноевропейскую «классическую» школу.

В 1964 году Ботеро начал жить с Сесилией Самбрано (англ. Cecilia Zambrano). В 1974 году у них родился сын Педро, но уже в 1975 они расстались. В 1979 году Ботеро попал в автомобильную катастрофу, когда его сын был в машине. Т.о. в возрасте пяти лет мальчик погиб, что стало серьезным ударом для художника.

В 1970 году Фернандо Ботеро удалось добиться того, что часть его картин была выставлена в Галерее Мальборо. Работы эти в очень короткий срок стали крайне популярными и когда Ботеро вновь вернулся в Европу, то обнаружил, что является очень успешным художником. Надо сказать, что тематика работ Ботеро различна. Многие из его картин так или иначе посвящены Колумбии. Он изображает как обычных людей ("Девица", 1974), так и политиков ("Президент", 1987), мафиози ("Смерть Пабло Эскобара", 1999) и т.д. Бросаются также в глаза его антиклириканские работы ("Я гуляю по холмам",1977). Во второй половине 70-х годов Ботеро создал свои версии некоторых классических картин ("Мадмуазель Ривьер Энгра", "Мона Лиза", "Подсолнухи").

В конце 90-х Ботеро создал ряд картин, посвященных проблемам преступности в Колумбии ("Бойня невинных", "Резня в Колумбии"). «Самый колумбийский художник» поднимает темы, которые актуальны, а потому интересны и понятны обывателю. Такой же «гражданской» тематикой наполнена и серия картин об издевательствах военных над заключенными в печально известной тюрьме «Абу-Грейб» .

Фернандо Ботеро также отметился и как скульптор, выполнив несколько своих «объемных» фигур в бронзе («Кот» в Барселоне). Стилистически данные работы можно считать сульптурными изображениями типичных образов мастера. Одна из них ("Натюрморт с арбузом", 1976-1977) была подарена художником Эрмитажу и в настоящее время выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.

В 1992 году тогдашний мэр Парижа Жак Ширак разрешил Ботеро устроить персональную выставку непосредственно на Елисейских Полях. Надо отметить, что ни один иностранный художник до того момента такой чести не удостаивался.

В настоящее время самые разные города приглашают Фернандо Ботеро для создания работ под определенные городские праздники. Художник работал таким образом в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции ит.д. Кроме того, его картины и скульптуры пользуются огромной популярностью и покупаются за достаточно большие деньги («Завтрак на траве» был продан за миллион долларов).

Последней женой Ботеро стала французско-греческая художница София Вари (англ. Sophia Vari). В настоящее время пара живет в Италии. Интересно также отметить, что в своей личной жизни Ботеро предпочитает вовсе не полных женщин. В одном из интервью мастер заявил, что «любил трех женщин, и все они были худыми». Кроме того, художник всегда отрицал, что изображает «толстяков», утверждая, что просто «рисует объемно».

Несмотря на большой спрос, Борето часто дарит свои произведения. В Колумбии это принесло ему славу и любовь многих сограждан. Влиятельный колумбийский журнал «Семана» даже включал его в десятку самых популярных личностей страны. Известно, что, например, музею изобразительных искусств в г. Богота он подарил коллекцию картин примерной стоимостью в 60 миллионов долларов (это была личная коллекция Ботеро, которая содержала в себе работы художников XIX-XX веков), а в дар своему родному городу Медельин Ботеро отдал 18 скульптур и почти сотню картин, положивших начало экспозиции Площади Искусств.

Творческое наследие Фернандо Ботеро огромно. Он создал около 3000 картин и более 200 скульптур. Кроме того, ему принадлежит огромное количество разнообразных набросков, рисунков и акварелий. Работы данного художника иногда называют китчем , но, разумеется, вопросы жанровой классификации остаются открытыми. Следует отметить, что творчество Ботеро почти невозможно рассматривать в контексте развития западноевропейского искусства второй половины XX века, т.к. сам художник даже в Нью-Йорке действовал обособленно, почти не реагируя на вызовы и ответы, характерные для этого самого современного искусства.

В 2014 году на месте бывшего опытно-экспериментального завода "Грейфер" построили комплекс зданий бизнес-центра "Порт-Плаза". А в 2016 году у его корпусов появились оригинальные скульптуры - фигуры коня и барышни, лежащей на спине быка. Их необычность - в их формах, которые кажутся неестественно раздутыми и округлыми.

Это копии работ известного скульптора колумбийского происхождения Фернандо Ботеро. Он прославился своими произведениями, на которых буквально всё (от людей и животных до обычных предметов) гипертрофированно раздутое. Это касается как картин, так и скульптурных изображений.

Интересно, что до середины 50-х годов Ботеро работал в обычной манере: люди как люди, звери как звери. Резкий поворот произошел совершенно случайно, когда художник создавал "Натюрморт с мандолиной". Он обратил внимание, что музыкальный инструмент получился чересчур раздутым. Поначалу это показалось просто забавным и смешным, но в результате переродилось в фирменный и неповторимый стиль Ботеро.

Картины Ботеро входят в коллекции многих музеев мира, а его скульптуры установлены во многих городах. "Конь" и "Похищение Европы" в Москве - это копии известных скульптур, причем не единственные. Поэтому сейчас сложно сказать - где именно находятся оригиналы.

Кстати...

Ботеро не стесняется писать в своем стиле не только свои, оригинальные работы, но и создает "копии" известных картин. Даже на своих автопортретах он изображает себя в своей уникальной манере. В качестве примера привожу один из автопортретов и копию знаменитой "Моны Лизы".

Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Fernando Botero Angulo; г.р. 19.04.1932) - колумбийский мастер живописи гротескного направления, скульптор, который сам себя называет «Самым колумбийским из колумбийских художников». На его живописных полотнах гармонично уживаются китч, гротеск, наивный примитивизм, фольклорный колорит, итальянский ренессанс и колониальный барокко.

«Фишка» мастера — изображать толстяков, у него тучные все - люди, мебель, животные и даже яблоки. Мастер стал известным после завоевания первого приза на Выставке колумбийских художников в 1959 г.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Биография

Фернандо Ботеро родился 19 апреля 1932 г. в семье коммерсанта, в городе (исп. Medellín; ). Когда мальчику было 4 года, его отец умер, и семья лишилась своего состояния. В детстве будущему живописцу были недоступны произведения традиционного искусства, выставлявшиеся в музеях и галереях, он знакомился с произведениями мировой живописи по репродукциям из книг. Мальчик обучался в школе ордена иезуитов и мечтал стать тореадором, в 1944 г. даже несколько месяцев посещал школу матадоров. В возрасте 15 лет неожиданно для родных он решил стать художником, что совсем не вписывалось в жизненный уклад его консервативной семьи, где художество не считалось профессией, а только хобби. В 1948 г., будучи 16-летним подростком, он впервые опубликовал свои иллюстрации в местной газете «El Colombiano», и полученные деньги потратил на оплату обучения в лицее «Маринийя-де-Антьокия» (исп. Еl liceo Mariniua de Antioquia).

Затем, мечтая расширить свой кругозор, он впервые выехал за пределы родины — совершил путешествие по Испании (1952 г). В Мадриде начинающий художник поступил в художественную школу Сан-Фернандо.

В период с 1953 по 1954 гг. Фернандо обучался в Академии Сан-Марко (итал. Аccademia San Marco; Флоренция), где изучал технику фрески и знакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения. В то время у него не имелось достаточно средств, зато огня в душе было с избытком. «Я тратил последние деньги на музеи и художественные альбомы, забывая про еду, Восхищение великими итальянскими мастерами в одночасье изменило мою жизнь» .

На его первые полотна значительное влияние оказали работы таких мастеров, как Поль Гоген, Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и др. По возвращении на родину в галерее «Лео Матиса» (исп. Leo Matiz gallery; Богота) состоялась персональная выставка, картины Фернандо Ботеро были настолько разнородны, что посетители сочли, что это работы нескольких живописцев.

Художник выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х гг. До 1955 г. он еще не открыл для себя «толстушек», впоследствии принесших автору всемирную славу. «Пузаны», ставшие «изюминкой» живописца, появились благодаря случаю, когда однажды в работе «Натюрморт с мандолиной » инструмент был изображен преувеличенно большим. С того момента Ф. Ботеро нашел свою тему. Он не скрывает своего пристрастия к грузным формам, тучность стала для него мерилом красоты, его творческим кредо.

«Объемными формами я пытаюсь воздействовать на … чувственность людей». Невероятно, но громоздкие образы не лишены своеобразной утонченности, они словно парят в пространстве. «Подчеркнуто увеличенные животы – это мой стиль! – признается автор. – Животы лучше всего передают тот заряд сексуальности, который я хочу вложить в свои творения».

Особенно гипертрофированно объемные формы проявляются у мастера в обнаженных женских образах, именно эти массивные фигуры с преувеличенно мощными ногами и бедрами вызывают у зрителя самые сильные эмоции: от неприязни до восхищения.

Карьера живописца стремительно пошла в гору с 1958 г., когда он получил главный приз с произведением «У моря» на «Salоn nacional de artistas» в .

В 1964 г. Ботеро женился на Глории Сеа (исп. Gloria Zea), бывшем министре культуры , которая одного за другим родила ему 3-х детей. Семья переехала в Мексику, где испытывала большие материальные трудности.

После произошедшего развода он перебрался в Нью-Йорк, часто посещал Париж. Он много работал, поставив перед собой цель быть принятым в «Галерею Мальборо» (англ. Marlborough Gallery), позволяющей молодым художникам продемонстрировать свой талант и прославиться, что и случилось в 1970 г. Вскоре Ф.Б. с триумфом вернулся в Европу, а в 1983 г. переехал в тихий итальянский городок Пьетрасанта (итал. Pietrasanta; северо-запад региона Тоскана).

На рубеже XX – XXI веков став самым знаменитым из латиноамериканских живописцев своего поколения. С 1973 г. он активно занимался скульптурой, воплощая в ней те же преувеличенно пышные, комически разбухшие образы людей и животных. Идеальные материалы для тяжелых фигур Ботеро — бронза и мрамор. Эти своеобразные изваяния украшают многие города мира (Богота, Медельин, Лиссабон, Париж, Ереван и др.). В Вашингтоне и Нью-Йорке с небывалым успехом прошло несколько персональных выставок. Первым полотном колумбийца, которое приобрел Музей современного искусства Нью-Йорка, стала картина «Мона Лиза в 12 лет» .

Произведения колумбийского художника – живописные полотна, скульптура и графика — легко узнаваемы, увидев работы хоть раз, их невозможно забыть.

Художественные произведения и скульптуры Фернандо Ботеро котируются в мире очень высоко, они признаны одними из самых дорогих в мире и продаются за громадные деньги.

Например, работа «Завтрак на траве » (1969 г.) является переложением знаменитого одноименного полотна Эдуарда Мане — родоначальника импрессионизма. Только там мужчины одеты и пребывают в компании обнаженных дам, а у Ботеро голый мужчина лежит на траве возле полной одетой женщины. На аукционе «Sotheby’s» полотно было куплено за $1 млн. Пользуясь спросом, автор производит огромное количество картин, обращаясь к похожим темам, из-за чего в его работах не прослеживается «роста мастерства»: картины, написанные с разницей в 10-12 лет, смотрятся, как созданные в один год.

Уже сегодня творческое наследие мастера невероятно велико — почти 3 тыс. живописных полотен, более 200 скульптур, а также бессчетное количество акварелей и рисунков тушью. В России есть произведение художника «Натюрморт с арбузом » (1976-1977 гг.), подаренное автором Санкт-Петербургскому музею «Эрмитаж».

Вообще, щедрость колумбийца стала легендарной. Например, Музею изобразительных искусств Боготы автор пожертвовал коллекцию произведений живописи XIX-XX столетий, которая оценивается в $60 млн, а родному городу Медельин художник передал в дар свои работы: 18 скульптур и почти 100 картин. В общей сложности, его дар колумбийским музеям превысил $100 млн.

Возможно, именно душевная щедрость и определила творческую манеру мастера, его особое видение искусства, где мир предстает в цветущей пышности, в избытке сил и восторженности. В Колумбии его картины, выполненные в неповторимом стиле и говорящие о своеобразии мышления автора, называют «Ботерос».

Хотя живописец чаще всего обращается к жанровому портрету, в своем творчестве он также затрагивает тему военных конфликтов, криминала и насилия в мире, а свойственный ему мягкий юмор временами сменяется острой сатирой: например, работа «Мертвые епископы » (1965 г., Мюнхен) или «Официальный портрет военной хунты » (1971 г). Автор в своем творчестве всегда отражает происходящее в мире. После событий в Ираке, к примеру, он создал серию картин «Абу-Грейб» , рассказывающую о жестокости американских солдат, об издевательствах над заключенными в застенках иракской тюрьмы.

Новое на сайте

>

Самое популярное