Домой Причины болей Чистоплотность в средневековье. Немытая Европа или как относились к личной гигиене в древние времена (6 фото)

Чистоплотность в средневековье. Немытая Европа или как относились к личной гигиене в древние времена (6 фото)

По многочисленным просьбам я продолжаю тему "История мыла" и на этот раз рассказ будет о судьбе мыла во времена Средневековья. Надеюсь, эта статья будет интересна и полезна многим, и каждый узнает из нее что-то новое:))
Итак, начнем.... ;)


Чистота не пользовалась особой популярностью в Европе в Среднике века. Причиной этому было то, что мыло производилось в ограниченном количестве: сначала маленькие кустарные мастерские, затем - аптекари. Цена на него была так велика, что не всегда была по карману даже власть предержащим. Например, королева Испании Изабелла Кастильская пользовалась мылом всего два раза в жизни(!): при рождении и накануне свадьбы. И это звучит очень грустно…

Забавно с точки зрения гигиены начиналось утро французского короля Людовика ХIV:) Он протирал глаза кончиками смоченных в воде пальцев рук, на этом его водные процедуры заканчивались:) Русские послы, находившиеся при дворе этого короля, писали в своих посланиях, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же послов придворных всех европейских дворов невзлюбили за их «дикую» привычку неприлично часто (раз в месяц! :)) мыться в бане.

В те времена даже короли мылись в обычной деревянной бочке, а чтобы теплая вода не пропадала зря, после монарха туда лезла и вся остальная свита. Это очень неприятно поразило русскую княжну Анну, ставшую французской королевой. Она была не только самым грамотным человеком при дворе, но и единственной, кто имел хорошую привычку регулярно мыться.

Моду на чистоту стали возрождать средневековые рыцари, побывавшие с Крестовыми походами в арабских странах. Излюбленными подарками для своих женщин у них стали знаменитые мыльные шарики из Дамаска.

Сами рыцари, проводившие многие часы в седле и битвах, никогда не мылись, чем и произвели на арабов и византийцев неизгладимое неприятное впечатление.

Вернувшиеся в Европу рыцари пытались внедрить в свою жизнь на Родине обычай мыться, но церковь пресекла эту идею, издав запрет, так как узрела в банях источник разврата и заразы. Бани в те времена были общими, женщины и мужчины мылись вместе, что церковь и посчитала большим грехом. Жаль, что ее служители не поделили банные дни на женские и мужские…Таким выходом из ситуации можно было бы предотвратить нашествие настоящей заразы и великих бедствий, обрушившихся на Европу.

ХIVв. стал одним из самых страшных в истории человечества. Страшная эпидемия чумы, начавшаяся на Востоке (в Индии и Китае) прошла по всей Европе. Она унесла половину населения Италии и Англии, а Германия, Франция и Испания потеряли более трети жителей. Эпидемия обошла только Россию, благодаря тому, что в стране был широко распространен обычай регулярно мыться в бане.

Мыло в те времена было еще очень дорогим, поэтому русский народ, имел свои средства для мытья. Кроме щелока (запаренной в кипятке древесной золы) россияне использовали глину, жидкое овсяное тесто, пшеничные отруби, травяные настои и даже квасную гущу. Все перечисленные средства прекрасно очищают и хорошо воздействуют на кожу.

Секреты мыловарения русские мастера унаследовали от Византии и пошли своим самобытным путем. Во многих лесах начались массовые вырубки леса для производства поташа, который стал одним из продуктов экспорта и приносил неплохой доход. В 1659 г. «поташное дело» передали под царскую юрисдикцию.

Поташ делался таким образом: рубили деревья, в лесу сжигали их, заваривали золу, получая таким образом щелок, и выпаривали его. Этим промыслом, как правило, занимались целыми деревнями, которые тоже назывались «поташными».

Для себя мыло варили в небольших количествах, используя только натуральные продукты, например говяжье, баранье и свиное сало. В те времена в ходу была поговорка: «Сало было, стало мыло». Такое мыло было очень качественным, но, к сожалению, очень дорогим.

Первое дешевое мыло, стоившее одну копейку, стал производить в России француз Генрих Брокар.

Между тем, измученная чумой Европа начала приходить в себя. Начало оживать производство, а с ним и мыловарение. В 1662 г. В Англии был выдан первый патент на производство мыла, и постепенно его изготовление преобразовалось в промышленную отрасль, которой покровительствовало французское государство.
Теперь производством мыла занялись ученые. В 1790 г. французский физик Николас Леблан (1742 г.-1806 г.) открыл способ получения кальцинированной соды (углекислого натрия Na2CO3) из соли (хлористого натрия NaCl) (после обработки ее серной кислотой), что позволило удешевить производство мыла и сделать его доступным большинству населения. Процесс получения соды, разработанный Лебланом, широко использовался в XIX в. Полученный продукт полностью вытеснил поташ.

Наверное, многие, начитавшись иностранной литературы, а особенно «исторических» книжек заграничных авторов про древнюю Русь, были в ужасе от той грязи и вони, которая якобы царила в далёкие времена в русских городах и селениях. Сейчас этот ложный шаблон настолько врос в наше сознание, что даже современные фильмы о древней Руси снимаются с непременным использованием этого вранья, и, благодаря кинематографу , продолжается развешивание лапши на уши о том, что наши предки якобы жили в землянках или в лесу на болотах, годами не мылись, ходили в рванье, от этого часто болели и умирали в среднем возрасте, редко доживая до 40 лет.

Когда кто-либо, не очень добросовестный или порядочный, хочет описать «настоящее» прошлое другого народа, а особенно вражеского (нас давно и вполне серьёзно считает врагом весь «цивилизованный» мир), то, сочиняя вымышленное прошлое, списывают, конечно же, с себя , так как другого-то они и знать не могут ни по своему опыту, ни по опыту своих предков. Именно так поступают много веков «просвещённые» европейцы, старательно ведомые по жизни , и давно смирившиеся со своей незавидной участью.

Но ложь рано или поздно всегда всплывает, и нам теперь доподлинно известно, кто на самом деле был немытым , а кто благоухал в чистоте и красоте. И фактов из прошлого накопилось вполне достаточно, чтобы вызвать у любознательного читателя соответствующие образы, и лично прочувствовать все «прелести» якобы чистой и ухоженной Европы, и самому решить, где – правда , а где – ложь .

Итак, одно из первейших упоминанияй о славянах, которые дают западные историки, отмечает, как главную особенность именно славянских племён то, что они «льют воду» , то есть моются в проточной воде , тогда как все остальные народы Европы мылись в кадушках, тазах, вёдрах и ванных. Ещё Геродот в V веке до н.э. говорит о жителях степей северо-востока, что они льют воду на камни и парятся в хижинах. Мытьё под струёй нам кажется настолько естественным, что мы всерьёз не подозреваем, что являемся чуть ли не единственным или, по крайней мере, одним из немногих народов в мире, который поступает именно так.

Иностранцы, приезжавшие в Россию в V-VIII веках, отмечали чистоту и аккуратность русских городов. Здесь дома не лепились друг к другу, а стояли широко, были просторные, проветриваемые дворы. Люди жили общинами, миром, а это значит, что части улиц были общими, и поэтому никто, как в Париже , не мог выплеснуть ведро с помоями просто на улицу , демонстрируя при этом, что только мой дом – частная собственность, а на остальное – наплевать!

Ещё раз повторю, что обычай «лить воду» отличал раньше в Европе именно наших предков – славяно-ариев, и был закреплён именно за ними в качестве отличительного признака, который явно имел какой-то обрядовый, древний смысл. И смысл этот, конечно же, был передан нашим предкам ещё многие тысячи лет тому назад через заповеди богов, а именно, ещё бог Перун , который прилетал на нашу Землю 25 000 лет тому назад , завещал: «Омывайте после дел ваших руки ваши, ибо кто рук своих не омывает, тот силу Божию теряет…» Другая его заповедь гласит: «Очищайтесь вы в водах Ирия, что течёт река во Святой Земле, чтоб омыть своё тело белое, освятить его Божьей силою» .

Самое интересное, что эти заповеди работают безотказно для русского в душе человека. Так любому из нас, наверное, противно становится и «кошки на душе скребут», когда чувствуем себя грязными или сильно вспотевшими после тяжёлого физического труда, или летней жары, и хочется быстрее всего смыть с себя эту грязь и освежиться под струями чистой воды. Уверен, что неприязнь к грязи у нас заложена генетически, и поэтому мы стремимся, даже не зная заповеди про мытьё рук, всегда, придя с улицы, к примеру, сразу же помыть руки и умыться, чтобы почувствовать себя свежее и избавиться от усталости.

Что же творилось в якобы просвещённой и чистой Европе с начала средневековья, и, как ни странно, аж до XVIII века ?

Уничтожив культуру древних этрусков («эти русские» или «русы Этрурии») – русского народа, который в древности заселял Италию и создал там великую цивилизацию, которая провозглашала культ чистоты и имела бани, памятники которой сохранились до наших времён, и вокруг которой был создан МИФ (МИФ – мы исказили или извратили факты, – моя расшифровка А.Н .) о Римской Империи , которой никогда не существовало, еврейские варвары (а это были, несомненно, они, и неважно, каким народом при этом они прикрывались для своих мерзких целей) на долгие столетия поработили Западную Европу, навязав своё безкультурье, грязь и разврат.

Европа не мылась веками!!!

Подтверждения этому сначала находим в письмах княжны Анны – дочери Ярослава Мудрого, киевского князя XI века н.э. Сейчас считается, что, выдав свою дочь замуж за французского короля Генриха I , он укрепил своё влияние в «просвёщенной» Западной Европе. На самом же деле, это европейским королям было престижно создавать союзы с Русью, так как Европа была далеко отстающей во всех отношениях, как культурных, так и экономических, по сравнению с Великой Империей наших предков.

Княжна Анна привезла с собой в Париж – тогда маленькую деревню во Франции – несколько обозов со своей личной библиотекой, и с ужасом обнаружила, что её муж, король Франции, не умеет , не только читать , но и писать , о чём не замедлила отписать своему отцу, Ярославу Мудрому. И упрекнула его за то, что тот отправил её в эту глухомань! Это – реальный факт, есть реальное письмо княжны Анны, вот фрагмент из него: «Батюшка, да за что ты меня ненавидишь? И отправил в эту грязную деревню, где умыться-то негде…» А русскоязычная Библия, которую она привезла с собой во Францию, до сих пор служит священным атрибутом, на котором принимают присягу все президенты Франции, а ранее клялись короли.

Когда начались крестовые походы, крестоносцы поразили и арабов и византийцев тем, что от них разило «как от бомжей», как бы сказали сейчас. Запад стал для Востока синонимом дикости, грязи и варварства, да он и был этим варварством. Вернувшиеся в Европу, пилигримы, было, попытались внедрить подсмотренный обычай мыться в бане, но не тут то было! С ХIII века бани уже официально попали под запрет , якобы, как источник разврата и заразы!

В итоге, ХIV век был, наверное, одним из самых страшных в истории Европы. Вполне закономерно вспыхнула эпидемия чумы . Италия и Англия потеряли половину населения, Германия, Франция, Испания – более трети. Сколько потерял Восток, достоверно неизвестно, но известно, что чума пришла из Индии и Китая через Турцию, Балканы. Она обошла только Россию и остановилась на её границах, как раз в том месте, где были распространены бани . Это очень похоже на биологическую войну тех лет.

Могу к словам о древней Европе добавить и об их гигиене и чистоте телесной. Да будет нам известно, что духи французы выдумали не для того чтобы хорошо пахнуть, а для того чтобы НЕ вонять ! Да именно так, чтобы духами перебивать не всегда приятные запахи годами не мытого тела. По признанию одной из королевских особей, а точнее Короля-Солнце Людовика XIV, настоящий француз моется только два раза в жизни – при рождении и после смерти. Только 2 раза! Жуть! И сразу вспомнилась якобы непросвещённая и некультурная Русь , в которой у каждого мужика была своя баня , а в городах были общественные бани , и как минимум один раз в неделю люди мылись в банях и никогда не болели. Так как баня, кроме чистоты телесной, ещё и хвори успешно очищает. И наши предки это прекрасно знали и постоянно использовали.

А, как цивилизованный человек, византийский миссионер Велизарий, посетив Новгородскую землю в 850-м году н.э., писал о словенах и русинах: «Православныя словены и русины дикiя люди, и житiе их дико и безбожно. Мужи и девки нагiя вместе запирашися во жарко истопленной избе и истязаша телеса своя, хлесча себя прутiями древесными нещадно, до изнеможенiя, и опосля прыгаша во прорубь али сугроб и, охолонишися, вновь идяша во избу истязати телеса своя…»

Откуда эта грязная, неумытая Европа могла знать, что такое русская баня? До XVIII века, пока славяне-русы не научили «чистоплотных» европейцев мыло варить , они не мылись. Поэтому у них постоянно были эпидемии тифа, чумы, холеры, оспы и прочих «прелестей». А почему европейцы покупали у нас шёлк? Да потому, что там вши не заводились . Но пока этот шёлк доезжал до Парижа, то килограмм шёлка стоил уже, как килограмм золота. Поэтому носить шёлк могли себе позволить только очень богатые люди.

Патрик Зюскинд в своём произведении «Парфюмер» описал то, как «благоухал» Париж XVIII века, но и к XI веку – времени королевы – этот отрывок тоже очень хорошо подходит:

«В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным помётом, кухни – скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни – грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен – едкими щёлочами, со скотобоен – выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестиранным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов – луковым соком, а из тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жёны мастеров, воняло всё дворянское сословие, вонял даже сам король – он вонял, как хищный зверь, а королева – как старая коза, зимой и летом... Всякая человеческая деятельность, как созидательная, так и разрушительная, всякое проявление зарождающейся или погибающей жизни сопровождались вонью…»

Королева Испании Изабелла Кастильская с гордостью признавалась, что мылась всего два раза в жизни – при рождении и перед свадьбой! Русские послы доносили в Москву, что король Франции «смердит аки дикий зверь» ! Даже привычный к постоянной вони, окружавшей его от рождения, король Филипп II однажды упал в обморок , когда стоял у окна, а проезжавшие мимо телеги взрыхлили колёсами плотный многолетний слой нечистот. Кстати, этот король умер от... чесотки! От неё же погиб и папа Климент VII! А Климент V пал от дизентерии. Одна из французских принцесс умерла, заеденная вшами ! Неудивительно, что для самооправдяния, вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Мы это слышали не раз: “У нас мылись, а в Европе пользовались парфюмерией”. Звучит очень здорово, а, главное, патриотично. Вот и понятно откуда всё произрастает, вековые традиции чистоты и гигиены важнее привлекательной «обёртки» из запахов. Но тень сомнения, конечно же, не возникнуть не может - ведь если бы европейцы и вправду веками «не мылись», смогла бы европейская цивилизация нормально развиваться и дарить нам шедевры? Нам понравилась идея поискать подтверждения или опровержения этого мифа в европейских произведениях искусства средних веков.

Баня и мытьё в средневековой Европе

Культура мытья в Европе восходит к древнеримской традиции, материальные свидетельства которой сохранились по сию пору в виде остатков римских терм. Многочисленные описания свидетельствуют, что признаком хорошего тона для римского аристократа было посещение термы, но в качестве традиции не только гигиенической - там же предлагались услуги массажа, там же собиралось избранное общество. В определённые дни термы становились доступны для людей простого положения.


Термы Диоклетиана II в Риме

“Эта традиция, которую не смогли разрушить германцы и вошедшие с ними в Рим племена, перекочевала в средневековье, но с некоторыми коррективами. Бани остались - они имели всю атрибутику терм, делились на отделения для аристократии и простолюдинов, продолжали служить местом встреч и интересного времяпрепровождения” - так свидетельствует Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности».

Но мы отвлечёмся от простой констатации факта - существования в средневековой Европе бань. Нам интересно, как изменение образа жизни в Европе с приходом средневековья сказалось на традиции мытья. Кроме того, мы попытаемся проанализировать причины, которые могли препятствовать соблюдению гигиены в том масштабе, что стал привычным для нас сейчас.

Итак, средние века - это давление церкви, это схоластика в науке, костры инквизиции… Это - появление аристократии в том виде, какой не был знаком Древнему Риму. По Европе во множестве строятся замки феодалов, вокруг которых формируются зависимые, вассальные поселения. Города обзаводятся стенами и ремесленными артелями, кварталами мастеров. Вырастают монастыри. Как мылся европеец в течение этого сложного периода?


Вода и дрова - без них нет бани

Что необходимо для бани? Вода и тепло чтобы подогревать воду. Представим себе средневековый город, который, в отличие от Рима, не имеет системы подачи воды по виадукам с гор. Вода берётся из реки, и её нужно много. Дров нужно ещё больше, потому что разогрев воды требует длительного горения древесины, а котлов для нагрева тогда ещё не знали.

Воду и дрова поставляют люди, делающие на этом свой бизнес, аристократ или состоятельный горожанин платит за такие услуги, общественные бани взимают высокую плату за пользование бассейнами, таким образом компенсируя низкие цены в общедоступные «банные дни». Сословный строй общества уже позволяет чётко разграничить посетителей.


Франсуа Клуэ - Дама в ванной, около 1571

О парных не говорим - мраморные термы не позволяют воспользоваться паром, есть бассейны с подогретой водой. Парные - крохотные, обшитые деревом помещения, появились в Северной Европе и на Руси потому, что там холодно и много доступного топлива (древесины). В центре Европы они просто неактуальны. Общественная баня в городе существовала, была доступна, а аристократы могли и пользовались собственными «мыльнями». Но до появления централизованного водопровода мытьё каждый день было невероятной роскошью.

А ведь для подачи воды требуется как минимум виадук, а в равнинной местности - насос и ёмкость-накопитель. До появления паровой машины и электродвигателя о насосе нет и речи, до появления нержавеющей стали нет возможности долго хранить воду, она «протухнет» в ёмкости. Именно поэтому баня была доступна далеко не всякому, но хотя бы по разу в неделю попасть в неё в европейском городе человек мог.

Общественные бани в европейских городах

Франция. На фреске «Публичная баня» (1470 год) изображены люди обоих полов в обширном помещении с ванной и накрытым прямо в ней столом. Интересно, что тут же имеются «нумера» с кроватями… В одной из кроватей - пара, ещё одна пара недвусмысленно направляется к ложу. Сложно сказать, насколько эта обстановка передает атмосферу «помывки», всё это больше похоже на оргию у бассейна… Однако, по свидетельствам и отчётам парижских властей, уже в 1300-м году в городе действовало около тридцати общественных бань.

Джованни Бокаччо описывает посещение неаполитанской бани молодыми людьми из аристократов так:

“В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен”…

Европеец, житель крупного города в средние века мог воспользоваться услугами общественных бань, на которые выделялись средства городской казны. Но оплата этого удовольствия не была низкой. В домашних условиях помывка горячей водой в большой ёмкости была исключена в силу высокой стоимости дров, воды и отсутствия стока.

Художник Мемо ди Филипуччо на фреске «Супружеская ванна» (1320 год) изобразил мужчину и женщину в деревянной кадушке. Судя по обстановке в помещении с драпировками, это не простые горожане.

«Валенсийский кодекс» XIII века предписывает хождение в баню раздельно, по дням, для мужчин и женщин, выделяя ещё субботу для евреев. В документе установлена максимальная плата за посещение, оговорено, что со слуг она не взимается. Обратим внимание: со слуг. Значит, определённый сословный или имущественный ценз уже существует.

Что касается водопровода, то российский журналист Гиляровский описывает московских водовозов уже в конце XIX - начале ХХ века, черпающих воду в свои бочки из «фантала» (фонтана) на Театральной площади, чтобы доставить её в дома. И такая же картина наблюдалась и раньше во многих европейских городах. Проблема вторая - стоки. Вывоз огромного количества отработанной воды из бань требовал определённых усилий или вложений. Поэтому общественная баня была удовольствием не на каждый день. Но люди мылись, говорить о «немытой Европе», в отличие от «чистой» Руси, конечно же, нет оснований . Русский крестьянин топил баню раз в неделю, а характер застройки русских городов позволял иметь баньку прямо во дворе.


Альбрехт Дюрер - Женская баня, 1505-10


Альбрехт Дюрер - Мужская баня баня, 1496-97

На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, а на гравюре «Женская баня» - моющиеся женщины. Обе гравюры относятся к тому самому времени, в которое по заверениям некоторых наших сограждан «Европа не мылась».

На картине Ганса Бока (1587 год) изображены общественные бани на территории Швейцарии - множество людей, причём, и мужчин, и женщин, проводят время в огороженном бассейне, посреди которого плавает большой деревянный стол с напитками. Судя по фону картины, бассейн открытый… Позади - местность. Можно предположить, что здесь изображена баня, получающая воду с гор, возможно, с горячих источников.

Не менее интересно историческое сооружение «Баньо Виньоле» в Тоскане (Италия) - там по сию пору можно купаться в горячей, насыщенной сероводородом воде естественного нагрева.

Баня в замке и дворце - огромная роскошь

Аристократ мог позволить себе собственную мыльню, подобно Карлу Смелому, который возил за собой ванну из серебра. Именно из серебра, так как считалось, что этот металл обеззараживает воду. В замке средневекового аристократа мыльня была, но далеко не общедоступная, кроме того, дорогая в использовании.


Альбрехт Альтдорфер - Купание Сусанны (фрагмент), 1526

Главная башня замка - донжон - господствовала над стенами. Источники воды в таком комплексе были настоящим стратегическим ресурсом, потому что при осаде противник травил колодцы и перекрывал каналы. Замок строился на господствующей высоте, а это означает, что вода либо поднималась воротом из реки, либо бралась из собственного колодца во дворе. Доставка топлива в такой замок была дорогим удовольствием, нагрев воды при отоплении каминами представлял собой огромную проблему, ведь в прямом дымоходе камина до 80 процентов тепла просто «вылетает в трубу». Аристократ в замке мог позволить себе ванну не чаще раза в неделю, да и то при благоприятных обстоятельствах.

Не лучше обстояло дело и во дворцах, которые по сути своей были теми же замками, только с большим количеством людей - от придворных до прислуги. Перемыть такую массу народа доступной водой и топливом было весьма затруднительно. Во дворце не могли постоянно топиться огромные печи для подогрева воды.

Определённую роскошь могли позволить себе аристократы, выезжавшие на горные курорты с термальными водами - в Баден, на гербе которого изображена купающаяся в деревянной, довольно тесной ванне, пара. Герб городу даровал император Священной Империи Фридрих III в 1480 году. Но заметим, что ванна на изображении деревянная, это просто кадушка, и вот почему - каменная ёмкость очень быстро остужала воду. В 1417 году, по свидетельству Поджо Браччоли, сопровождавшего Папу Иоанна XXIII, Баден располагал тремя десятками общественных бань. Город, расположенный в районе термальных источников, откуда вода поступала по системе простейших глиняных труб, мог позволить себе такую роскошь.

Карл Великий, по свидетельству Эйнгарда, любил проводить время на горячих источниках Ахена, где специально построил себе для этого дворец.

Помыться всегда стоило денег…

Определённую роль в угнетении «мыльного дела» в Европе сыграла церковь, которая весьма негативно воспринимала собрание обнажённых людей в любых обстоятельствах. А после очередного нашествия чумы банное дело сильно пострадало, так как общественные бани стали местами распространения инфекции, о чём свидетельствует Эразм Роттердамский (1526 год): “Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет - чума научила нас обходиться без них”.

Появление мыла, похожего на современное - спорный вопрос, но существует свидетельство о Крескансе Давине Сабонериусе, который в 1371-м году начал производство этого продукта на основе оливкового масла. Впоследствии, мыло было доступно состоятельным людям, а простолюдины обходились уксусом и золой.

  • Спойлер - мылись. Расхожее мнение о нечистоплотной Европе скорее относится к XVII-XVIII векам. От Римской империи "Тёмные века" (VI-IX века) и раннее Средневековье унаследовали термы, которыми пользовалась знать, и горячие источники, которые были оборудованы в общественные бани. Термы рекомендовалось посещать даже монахам, которые тогда старались придерживаться аскезы во всём, в том числе и в гигиене.

    В книге историка Андрея Мартьянова "Прогулки по Средневековью. Война, чума, инквизиция" (изд-во "Пятый Рим", 2017) описывается система бань в это время:

    "Очередной стереотип гласит: Средневековье являлось царством кромешной грязищи, славилось тотальным отсутствием гигиены, а абстрактный благородный рыцарь мылся один раз в жизни, и то случайно упав в речку.

    Придётся огорчить носителей данного мифа: среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого или французского феодала. А последние не были грязнее. Банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV век. Удивительное дело, но лично ознакомиться со средневековой культурой гигиены можно прямо сейчас, достаточно приехать в столь архаичную страну, как Исландия, где традиции купания в природных источниках и домашних бань свято хранятся без малого тысячу двести лет, со времен заселения этого североатлантического острова викингами.

    Тёмные века

    Завоевавшие Италию лангобарды не только пользовались римскими банями, но и учиняли в них злодейства. До нас дошла история о том, как лангобардский вождь Хильмихий в 572 году был отравлен собственной женой Роземундой в Вероне по наущению византийского экзарха Лонгина. Известны и скандальные подробности:

    "Тут префект Лонгин стал просить Роземунду, чтобы она убила Хильмихия и вышла замуж за самого Лонгина. Послушавшись этого совета, она развела яд и после бани поднесла ему кубок. Отведав питьё, Хильмихий понял, что там был яд, и приказал Роземунде пригубить питьё — так они оба и умерли". (Фредегар. Хроники длинноволосых королей. О королевстве лангобардов.)

    Бани в городе Вероне прекрасно работают, и ими пользуются варвары. А вот св. Григорий Турский сообщает в III книге "Истории франков" о не менее пикантных событиях, касающихся племянницы короля франков Хлодвига Амаласвинты, в конце V века:

    "Но когда он узнал, что совершила эта блудница, как она из-за слуги, которого взяла в мужья, стала матереубийцей, то натопил жарко баню и приказал запереть её там вместе с одной служанкой. Как только она вошла в баню, наполненную горячим паром, она упала замертво на пол и скончалась".

    Снова Григорий Турский, на этот раз о монастыре святой Радегунды в Пуатье, VI век: "Новое здание бани сильно пахло известью, и, чтобы не повредить своему здоровью, монахини в ней не мылись. Поэтому госпожа Радегунда приказала монастырским слугам открыто пользоваться этой баней до того времени, пока окончательно не исчезнет всякий вредный запах. Баня была в пользовании слуг весь Великий пост и до Троицы. На это Хродехильда возразила: "И после того (посторонние) всё еще продолжали в ней мыться".

    Из чего делается однозначный вывод — в меровингской Галлии эпохи Тёмных веков не только пользовались общественными банями, но и строили новые. Эта конкретная баня содержалась при аббатстве и была предназначена для монахинь, но, пока не исчезнет неприятный запах, там могли мыться слуги — то есть простонародье.

    Перенесёмся через Ла-Манш и дадим слово Бэде Достопочтенному, бенедиктинскому монаху и летописцу, жившему в VIII веке в Нортумбрии, в аббатстве Уирмут и Ярроу, и написавшему "Церковную историю народа англов". Запись датируется ориентировочно концом 720-х годов:

    "Есть в этой земле солёные источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту. Вода эта становится тёплой, протекая через различные металлы, и не просто нагревается, а даже кипит".

    Бэда Достопочтенный ничего не путает — подразумеваются горячие и солёные источники в современном городе Бат, графство Сомерсет. Во времена Римской империи там уже был курорт, называвшийся Aquae Salis, традиция купания осталась и после эвакуации легионов из Британии. К Высоко- му Средневековью она не исчезла, вовсе наоборот — в XI веке Бат (саксонское Hat Bathun, "горячая купальня") становится епископством, и первый же назначенный епископ, Иоанн Турский, француз по происхождению, немедленно начинает интересоваться эдаким чудом природы. В итоге Иоанн на средства Церкви около 1120 года строит три новые общественные купальни взамен разрушившихся с течением веков римских терм, с удовольствием посещает их сам, попутно рекомендуя купание духовенству.

    Раннее Средневековье

    В 1138 году анонимная хроника Gesta Stephani ("Деяния Стефана"), повествующая о правлении английского короля Стефана (Этьена) I де Блуа, сообщает:

    "Здесь через сокрытые каналы вытекает вода, согретая не трудами иc стараниями рук человека, а из глубин земли. Она наполняет сосуд, расположенный посреди прекрасных комнат с арками, позволяя горожанам принимать прелестные тёплые ванны, приносящие здоровье, которые радуют глаз. Со всех концов Англии больные люди стекаются сюда, чтобы смыть заживляющей водой свои болезни".

    Купальни Бата действуют в течение всего Средневековья, их никто не запрещает и не закрывает, включая позднейшие эпохи и весьма консервативно настроенных пуритан Кромвеля. В Новое время воды Бата становятся знамениты чудесным исцелением королевы Марии Моденской от бесплодия, их посещал Уильям Шекспир, описавший источники в сонетах 153 и 154.

    Теперь позволим высказаться Эйнхарду — личности примечательной не менее Шекспира, особенно если учитывать эпоху и обстановку, в которой протекала его жизнь. Он примерно с начала 790-х годов подвизался при дворе короля, а затем и императора франков Карла Великого, входил в интеллектуальный кружок, созданный в Аахене Алкуином, и был одним из выдающихся деятелей "Каролингского ренессанса". Любовь Эйнхарда к античной литературе подвигла его к написанию труда Vita Karoli Magni ("Жизнь Карла Великого").

    Аахен, в древние времена городишко Aquisgranum в провинции Бельгика, стоящий на стратегической римской трассе от Лугдунума (Лиона) до Колониа Клаудиа (Кёльн), во времена Рима не представлял собой ровным счётом ничего, достойного внимания. За одним исключением — там были горячие источники, примерно такие же, как и в Бате. Но вот появляется Карл Великий и устраивает в Аахене зимнюю резиденцию площадью 20 гектаров, возведя здесь грандиозный дворец-пфальц с собором, колонным атриумом, судебным залом и, разумеется, великолепно обустроенными купальнями прямо во дворе. Эйнхард не преминул сделать об этом запись в 22-й главе биографии вождя франков:

    "Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Аахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе".

    А уж если "сто и более человек" могли поместиться в бассейны, то можно себе представить масштаб сооружения. В Аахене до сих пор действуют 38 горячих источников, и курорт остается одним из самых популярных в Германии.

    Бывал Карл Великий и на термальных водах в Пломбьер-ле- Бэн, в Вогезах — опять же, источники были известны со времён римской Галлии, купальни в течение всего Средневековья подновлялись и перестраивались и были любимым местом отдыха герцогов Лотарингских и герцогов де Гизов. Франции вообще повезло с горячими источниками, они есть в Пиренеях, Альпах, Вогезах, на средиземноморском побережье, в Аквитании, на Роне. Рачительные римляне моментально приспосабливали природное тепло для своих нужд и строили бани с бассейнами, многие из которых были унаследованы или восстановлены в Средневековье.

    Позднее Средневековье

    Для того чтобы оценить облик и нравы обитателей Бадена 1417 года, приведём обширную цитату о купальнях Бадена:

    В гостиницах множество встроенных купален, предназначенных исключительно для её постояльцев. Количество этих купален, предназначенных как для единоличного, так и для общего использования, доходит обыкновенно до тридцати. Из них две купальни, предназначенные для общественного пользования, открыты с двух сторон, в них полагается погружаться плебеям и прочему мелкому люду. В эти простые бассейны кучей набиваются мужчины, женщины, юные мальчики и девочки, представляющие собой сборище местных простолюдинов.

    Купальни, располагающиеся в частных гостиницах, содержатся в куда большей чистоте и пристойности. Помещения для каждого пола здесь также разделены деревянными перегородками, непроницаемость которых опять же нарушена прорезанными в них окошками, позволяющими купальщикам и купальщицам совместно лакомиться лёгкими закусками, непринужденно болтать и гладить друг друга руками, что представляется их излюбленным времяпрепровождением.
    (Письмо Поджо Браччолини своему другу Никколо Никколи касательно баденских купален, 1417)

    Выводы о свободе нравов в купальнях можно делать самостоятельно — и ведь среди этих людей, ведущих себя куда раскованнее, чем наши современники в аналогичной обстановке, не бегают инквизиторы с факелами, грозя немедленно спалить всех и каждого за эдакое распутство и непристойное поведение! Более того, в этом же письме Поджо мимоходом замечает:

    "Сюда же съезжаются монахи, аббаты, священники, которые, впрочем, ведут себя куда более развязно, чем прочие мужчины. Создаётся впечатление, будто они сбрасывают с себя священные обеты вместе с рясой и не испытывают ни малейшего замешательства, купаясь вместе с женщинами и вслед за ними расцвечивая свои шевелюры бантами из шёлковых лент".

    Ещё в Блоге Толкователя о жизни в Средние века.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное