Домой Рак Печорин в системе художественных образов романа. Система образов в романе «Герой нашего времени»

Печорин в системе художественных образов романа. Система образов в романе «Герой нашего времени»

Глава, о которой пойдёт речь, играет в романе И.А. Гончарова важную композиционную роль. Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.

Итак, герою снится Обломовка его детства. Она предстаёт перед нами своеобразным оазисом, неким островом, оторванным от всего остального мира. Обитатели этого райского уголка не ведают житейских бурь и чувствуют себя абсолютно защищёнными. В Обломовке не знают даже страха перед смертью: «Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Обращает на себя внимание размеренность существования в Обломовке. Жизнь здесь идёт по кругу — подобно тому, как повторяются природные явления, наблюдаемые обломовцами из года в год. Время в Обломовке как бы остановилось.

Оторванность Обломовки от остального мира приводила к тому, что в неё не проникали никакие новости извне, а потому её обитателям было не с кем себя сравнивать и они не задумывались о смысле жизни, никогда не задавали себе лишних вопросов. Их идеал заключался в том, чтобы один день походил на другой: «сегодня как вчера, вчера как завтра». Главной заботой обитателей Обломовки была вкусная и обильная еда: обсуждение блюд для предстоящего обеда являлось основным событием дня.

На мой взгляд, снящаяся Илье Ильичу Обломовка сама является сонным царством и в прямом, и в переносном смысле. Послеобеденный сон в Обломовке — картина, заставляющая вспомнить сказку о спящей красавице: каждый сваливается там, где застиг его сон. И это было единственное время, когда ребёнок — он один бодрствовал среди спящих взрослых — мог утолить своё любопытство к окружающему миру.

Сонную жизнь обломовцев не нарушали никакие происшествия. Здесь не ведали ни грабежей, ни убийств, ни других «страшных случайностей». Точно так же не волновали обитателей Обломовки «ни сильные страсти, ни отважные предприятия».

Таким образом, изолированность от деятельного мира, растительное существование, отсутствие духовных запросов — таковы особенности среды, в которой формировался характер героя. Возможно, жизнь в Обломовке представляется по-своему привлекательной (сон Обломова неуловимо окрашен поэзией детства), но, безусловно, такая атмосфера губительна для развивающейся души.

Погружаясь вместе с Обломовым в его сон, мы прослеживаем жизнь героя с самого начала и видим, что, будучи ребёнком, он, как и все дети, был непоседлив и любознателен. Однако взрослые гасили все его порывы, ограждая мальчика от возможных опасностей, формируя у него презрительное отношение к труду ради хлеба насущного (труд в Обломовке считался наказанием, написанным на роду), внушая превратное представление о жизни.

Не о героях и не о богатырях рассказывала няня маленькому Илюше — в её сказках говорилось о стране, где «текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает». В других же няниных сказках действовали страшные призраки, мертвецы и оборотни, что сеяло в душе впечатлительного мальчика тоску и боязливость по отношению к окружающему миру. Вот и вырос он тяжёлым на подъём и несмелым человеком, хотя в молодые годы, подобно многим, мечтал о деятельной жизни.

Прочитав главу «Сон Обломова», мы понимаем, что характерные черты личности героя: робость и леность, непрактичность и беспомощность перед жизнью — берут истоки в его детстве. Беда, погубившая Обломова, носит имя его рода. Обломовщина — особое состояние души, при котором воля парализована, а чувства не находят выхода.

«Погиб, пропал ни за что», — подвёл итог его жизни Штольц. Хороший человек ни на что не пригодился в жизни — что может быть трагичнее! Остаётся думать, что сыну Обломова предназначена другая судьба.

Сон Обломова переносит нас в край, где он вырос, в деревню Обломовку. В Обломовку человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем царит гармония.

Непременно, на широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала большое влияние природа того благословенного уголка земли, того чудного края - Обломовки.
То небо, которое “кажется ближе жмется к земле, чтоб уберечь избранный уголок от всяких невзгод ”; то солнце, которое “ярко и жарко светит там около полугода и потом медленно, точно нехотя, удаляется оттуда ”; те мягкие очертания отлогих холмов, “с которых приятно кататься, резвясь, на спине или сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце ”; то медленное неторопливое течение равнинных рек, которые “то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись ”.
Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый “лад” крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они “бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе” . Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.
Именно эта чудная русская природа способствовала развитию в Илюше таких качеств, как человечность, доброта, отзывчивость.
На формирование личности Обломова также сильно повлияло его воспитание. Ту безграничную любовь и ласку, которыми он с детства был окружен и взлелеян, подарила Илюше его мать. Она “осыпала его страстными поцелуями ”, смотрела “жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару”.
Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и других, разговаривает с ними о будущности сына, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи ”.
Вероятно, эта чрезмерная любовь матери пагубно повлияла на Обломова. Но именно она воспитала в герое основные черты национального характера. Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня, которая также сыграла огромную роль в становлении его личности. Она часто рассказывала ему сказки, различные предания, былины, выдуманные истории. Няня нашептывала ему о какой-то неведомой стороне, “где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока и где никто круглый год ничего не делает ”.
Но эти рассказы и сказки впоследствии пагубно сказались на Илюше. С самого детства воображение мальчика населялось странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть, навсегда в душу. Когда же он стал взрослым, и теперь еще, “оставшись в темной комнате или увидев покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски ”. И все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей и где не нужно ничего делать...
Труд был главным врагом обитателей Обломовки. Они “сносили его как наказание, наложенное еще на праотцев наших, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным ”. Такое отношение к труду воспитывалось и в Илюше. Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками родителей:
А слуги на что ?”. Вскоре герой и сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее.
Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у И. Б. Штольца. Она считала, что образование - не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Конечно, родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.
Вот в каких условиях сложилась апатичная, ленивая и трудная на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Он боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности людей, которым поручалось дело. Он не допускал и мысли о возможности обмана: элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.
Примечание


· В Обломовке живут люди с патриархальным сознанием. « Норма жизни была готовой преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки... Как что делалось при отцах и дедах, так делалось и при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обломовке ». Оттого всякое проявление личной воли и интересов, даже самое простое, вроде письма, наполняет ужасом души обломовцев. Сон Обломова имеет большое значение в тексте. Нам раскрываются истоки души Обломова, мы узнаем о том, как шло становлении личности О. Так мы видим этапы развития неполноценной личности, что является одним из примеров, как неблагоприятная среда губит лучшие человеческие качества в самом их расцвете. И чтобы понять это, нужно обратиться к истокам формирования личности: к детству, воспитанию, окружению и, наконец, к полученному образованию.


Урок 48
Печорин в системе мужских образов романа .

Дружба в жизни Печорина

…Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина - это веяние века.

2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и подтвердите каждое цитатой. (Максим Максимыч - удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин - безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).

2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

3. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).

2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

Для этого школьники сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина, наметят параллели между романом романтической поэмой «Мцыри» и поэзией Лермонтова.

Это поможет в подготовке к сочинению.
I . Споры о романтизме и реализме романа

«Герой нашего времени»

Проблемные вопросы

Черты какого художественного метода - романтизма или реализма - присущи роману «Герой нашего времени»?

Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?

Для ответов на эти вопросы нужно повторить характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.

Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.

Учитель может записать на доске в два столбика основные аргументы, затем пронумеровать их по степени важности и в окончательном виде составить обобщающую таблицу.


Черты романтизма и реализма

в романе «Герой нашего времени»


Черты романтизма

Черты реализма

1. Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью - главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» - говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)

1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей

2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов

2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу своих переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа

3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий

3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц

4. Печорин - личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина

4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется

Дракон. Как так?

Ланцелот. Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом...
Проблемные вопросы

Что общего в прозвучавшем диалоге и поэме Гоголя «Мертвые души»?

(У Шварца речь идет о «невидимых» душах. Гоголь создавал их видимыми, чтобы люди испугались, чтобы пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.)

Для чего Гоголь стремился в первом томе воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека»?

Чтобы ответить на второй вопрос, можно провести заочную экскурсию по губернскому городу N, обратить внимание на его улицы, рассмотреть вывески на домах, посетить присутственные места, губернаторский дом, трактир и гостиницу, в которой останавливался Чичиков. Это нужно, чтобы прийти к выводу, что город N, как и помещичьи усадьбы, символ «городского безделья», пустоты и пошлости.

Учащиеся могут рассказать о городе, выступив в роли экскурсоводов.


Темы заочных экскурсий по городу N

1. Гостиница города N (внешний вид, убранство комнат, цена за номер, общая зала, меню в трактире и т. д.).

2. На улицах города N (высота и цвет домов, магазины, бильярдная, харчевня, городской сад, афиши и т. д.).

3. «Визитные карточки» правителей города N: губернатора, вице-губернатора, полицмейстера, председателя палаты (внешний вид, любимое занятие, оценка Чичиковым их деятельности и др.).

4. Бал у губернатора (освещение дома и зала, одежда и внешний вид гостей, темы разговоров, карточные игры и др.).
Вопросы и задания к главе I

1. Каким вам видится город N с первых страниц поэмы? Докажите, что Гоголь рисует его с иронией.

2. Почему Гоголь подробно описывает краски и архитектуру города?

3. С какой целью Гоголь приводит читателя на бал к губернатору?

4. Какой смысл имеет сравнение гостей на балу у губернатора с мухами?

6. Как и о чем разговаривал Чичиков на обеде и вечере у полицмейстера и у председателя палаты, на обедах у откупщика и у прокурора?

7. Как понять слова Гоголя о Чичикове: «Приезжий во всем как-то умел найтиться...?

8. Каким город видится глазами Чичикова и каким глазами автора?

Приступая к обсуждению главы VII, следует выяснить:

Какой смысл в том, что глава начинается пространным лирическим отступлением о том, чем «счастлив писатель»?


Вопросы для анализа эпизода

1. В чем ирония Гоголя в описании присутственных мест? Почему описание канцелярских комнат дается глазами Чичикова и Манилова?

2. Докажите, что чиновники создают видимость работы, а на самом деле ничего не делают.

3. Как Иван Антонович кувшинное рыло берет у Чичикова взятку? В чем ирония автора?

4. Зачем Гоголь сравнивает Чичикова и его провожатого к председателю палаты с Данте и Вергилием?

5. Почему Гоголь называет деятельность чиновников священнодействием и принесением жертвы Фемиде?

6. Почему при оформлении купчей Чичиков не только не встречает препятствий, а чиновники даже помогают ему?

7. Что смутило Чичикова, когда он встретил у председателя Собакевича ?

8. Какую оценку дает чиновникам города Собакевич? («Они все даром бременят землю».)

9. Современны ли мысли Гоголя об общественном предназначении человека?


Индивидуальное задание

Найти в описании оформления Чичиковым купчей крепости аналогии с «Божественной комедией» Данте.


Вывод

Перед нами «храм» взяточничества, лжи и казнокрадства. Если в общей атмосфере города все окостенело, устоялось, омертвело до такой степени, что даже трудно представить себе возможность какого-нибудь движения, то в палате жизнь кипит. Но чиновники заботятся только о своем собственном благе, и чем выше чиновник, тем больше его «аппетит».

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме возрождается образ ада - хоть и опошленного, комического, но истинно русского ада. Самое страшное и самое трагическое заключается в том, что «мелкий бес» - палатный чиновник - почитал председателя солнцем и так благоговел перед его кабинетом, что «не осмелился занести туда ногу». В отличие от помещичьей жизни, где время застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета.

Анализ глав VIII, IХ, Х и «Повести о капитане Копейкине» можно организовать в группах.


Группа 1.

Как и любое настоящее произведение классической литературы, роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» уже почти два столетия не утрачивает своей художественной ценности и социальной значимости. Каждое новое поколение находит в нем собственные смыслы. Это произведение словно соткано из противоположных тем и литературных приемов, которые гармонично сливаются в единое целое.

Первая часть романа как внешняя характеристика главного героя

В этой новелле рассказ идет от лица Максима Максимыча, поэтому его нельзя считать прости действующим лицом. Михаил Лермонтов не заостряет внимание на характеристике его внешности и внутреннего мира. Читатель должен сфокусироваться на самом рассказе, который дает первое знакомство с личностью главного героя. Но из этого повествования мы узнаем не только о Печорине и черкешенке Бэле, но и о Максиме Максимыче. Скупая информация о рассказчике не позволяет рассматривать его в качестве одного из центральных персонажей повести. Он не становится на первый план.

И все же Максим Максимыч - законченный и емкий образ. Его нельзя считать заурядным человеком, он отличается подлинным участием в судьбах других людей. Его способность сочувствовать и сопереживать, полное отсутствие эгоистических мотивов - это настоящий дар. Именно поэтому многие исследователи творческого наследия М. Ю. Лермонтова приходили к выводу, что подлинный авторский идеал человека выражен не в сложной и противоречивой натуре Григория Печорина, а в цельном характере Максима Максимыча.

Писатель особо отмечает, что собирается «нарисовать его (Печорина) портрет» до того, как дает характеристику главному герою. Для раскрытия образа центрального персонажа используются разные приемы. С одной стороны, мы видим его глазами стороннего наблюдателя, с другой, - через его собственные дневники. Эта особенность обусловливает разделение романа на две части, каждая из которых обладает внутренней целостностью. В первой дается внешняя характеристика Печорина, во второй - мы становимся читателями искренней исповеди главного героя.

Вторая часть романа - исповедь Печорина

Эта часть открывается маленькой новеллой «Тамань». В ней используются как романтические, так и реалистические приемы. Но в результате все сводится к весьма прозаическим вещам, хотя первое впечатление исключительно романтическое, даже несколько поэтическое.

Вместе в главным героем читатель начинает осознавать, что контрабандистка играет роль влюбленной, чтобы избавиться от незваного гостя из армии.

Во второй повести «Княжна Мери» раскрывается тема взаимодействия героя и так называемого «водяного общества». В этой новелле создана целостная и тщательно продуманная система образов. Из первых же записей Григория Печорина читатель узнает об основных действующих лицах: Грушницком и Мери, Вере и Вернере.

Жизненные принципы этих персонажей становятся сразу же известными. С одной стороны находятся Грушницкий и Мери, во взаимодействии с ними раскрывается внешняя сторона личности Печорина. С другой - Вера и Вернер, образы которых позволяют нам понять подноготную главного героя, лучшие стороны его личности.

На фоне внешней непривлекательности Вернера особо выделяется его сложный внутренний мир, возвышенные стороны его души.

Грушницкого и Вернера можно считать двумя реально существующими ипостасями личности Печорина. В первом присутствуют несколько утрированные внешние черты главного героя, во втором мы видим важные внутренние качества центрального персонажа. Грушницкий - эгоист, Вернер может глубоко и подлинно чувствовать и др. И все же арифметическое сложение качеств этих действующих лиц не позволит создать полноценные образ Печорина. Главный герой намного сложнее и многограннее, хотя иногда действительно ведет или чувствует себя как Грушницкий или Вернер.

Мери - юная девушка, воспитанная в светском обществе. Она не лишена внутренней духовности и склонна романтизировать окружающее, и в этом видна ее незрелость и наивность, что в общем-то простительно в ее возрасте. Положительным свойством ее романтизма - стремление к более содержательной жизни.

Именно эта наивная девочка с присущими ей порывами к идеальному становится очередной жертвой Печорина. Вероятно, бездумная кокетка не вызвала бы такого сочувствия читателей. Скорее всего, девушка бы переросла свой нежный возраст и поэтические устремления, превратившись в заурядную светскую даму, не появись на ее пути Печорин.

В некоторой степени образ Веры приоткрывает нам возможные версии судьбы княжны Мери. Вера задолго до княжны испытала на себе влияние главного героя, приобщившего ее к сложному миру нравственных ценностей, которым нет места в светском обществе, полном условностей.

В повести «Княжна Мери» автор раскрывает двойственное отношение Григория Печорина к женщинам и любви как самому сильному из человеческих чувств. С одной стороны, главный герой способен играть в любовь, что он и делает, когда жестоко смеется над юной княжной, проявляя в полной мере светскую испорченность и неумение подчиняться искренним стремлениям сердца. С другой стороны, раскрывается его способность увлекаться даже крошечными проблесками внутренней красоты.

Новое на сайте

>

Самое популярное