Рассказ «После бала» написан в 1903 году. Может ли человек сам управлять собой, совершенствовать себя - или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений? - вот вопросы, над которыми автор приглашает поразмышлять читателей. По замыслу писателя, читатель должен попытаться ответить на эти вопросы, умышленно готового ответа в рассказе нет, потому что от готовых ответов мало пользы. Рассказ построен так, чтобы читатель сам искал ответы и, отыскав, принимал их убежденно, делая своими жизненными правилами.
Композиция рассказа достаточно сложная - это рассказ в рассказе, повествование строится на противопоставлении, антитезе. А главный герой, Иван Васильевич, выступает в роли рассказчика. Радостный бал, полный счастливых волнений. Так начинается рассказ. Именно здесь все чувства главного героя представлены в превосходной степени.
Его влюбленность в Вареньку переносится им на всех людей и даже предметы. С присущей ему искренностью Иван Васильевич рассказывает, что был он веселый и бойкий малый и жил, как свойственно молодости: учился и веселился, любил шампанское, катанье с гор и особенно - вечера и балы. Но любовь, словно на крыльях, подняла его. «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Чувства героя могут показаться даже немного смешными, ведь они направлены на каждого, кто попадает в поле зрения его счастливых глаз.
Но вместе с тем, любовь помогла герою рассказа переменить всю свою жизнь. Что же произошло? Сначала был бал. Ярко освещенная зала, добродушные и хлебосольные хозяева, прекрасная музыка, празднично настроенные, красивые люди. Полковник танцует с дочерью. «Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих атласных ножек.
Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них». Но затем эта светлая и счастливая картина сменяется прямо противоположным описанием. Туманное, серое утро.
В тупике Иван Васильевич увидел «что-то большое и черное» и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». И вот открывается страшная, непереносимая картина экзекуции: «Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый под сыпавшимися на него со всех сторон ударами продвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед, - и тогда унтер - офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад». И герой рассказа с ужасом узнает в человеке, который руководит наказанием, отца своей возлюбленной.
Только отношение к происходящему у Ивана Васильевича и полковника разное. Полковник не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. И к исполнению мазурки вместе с дочерью, и к исполнению приговора к солдату он относится одинаково серьезно и добросовестно.
Правда, полковнику неприятно, что Иван Васильевич - возможный жених его дочери - увидел его в роли руководителя экзекуции: «Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Можно предположить, что даже у человека, вполне уверившего себя в необходимости подобных действий, что-то внутри смутно противится палачеству. Но уверенность в своем праве распоряжаться чужими жизнями, служебное рвение подавляют это смутное чувство. Иное дело - Иван Васильевич. Своей добротой, высокой и светлой любовью он был подготовлен к тому, чтобы ощутить ужас и позор происходящего.
Сам того не сознавая, герой рассказа осудил и отверг то зло, которое делалось «с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым». Более того, Иван Васильевич почувствовал себя ответственным зажестокость и бесчеловечность, которые стали привычными, обыденными. Потрясенный увиденным, Иван Васильевич не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки.
Он старается уверить себя, что полковник что-то такое знает, что позволяет ему самому, не мучаясь, мучить других. Но жить так, как живет полковник, как живет множество людей, служащих палаческому строю, Иван Васильевич не в состоянии... Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел избежать обыкновенной дороги.
Иван Васильевич всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории.
Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.
8 класс
Литература
Творчество писателей 19 века
Инструкция по выполнению работы
Время выполнения работы - 35 минут.
Работу оформляйте в тетради, ответ на каждое задание пишите с новой строки.
Задания 1 части теста предполагают либо выбор ответа, либо соотнесение данных.
За каждый правильный ответ - 1балл
При возникновении затруднений можно пропустить задание и вернуться к нему в конце работы.
Задания 2 части предполагают запись ответа. Не забудьте указать номер задания.
Каждый правильный ответ - 2 балла.
3 часть работы состоит из развёрнутого ответа на один из вопросов по -вашему выбору.
Ответ оценивается от 1 до 5 баллов (оценивается содержание, логичность изложения, грамотность).
Выполнив работу, обязательно проверьте свои ответы.
Максимальное количество баллов -45
Отметка «5» - 45-42 баллов
Отметка «4» - 41-34 балла
Отметка «3» - 35- 23 баллов
Отметка «2» - меньше 23 баллов
Просмотрите все задания, все ли вам понятно.
Желаю успеха!
Тест
1 часть
1. Установите соответствия между писателями и произведениями, которые они написали:
1.Н.С. Лесков А) «О любви»
2.Н. В. Гоголь Б) «Шинель»
3.Л.Н. Толстой В) «История одного города»
4. А.П. Чехов Г) «После бала»
5.М.Е. Салтыков - Щедрин Д) «Старый гений»
2. Определи тема поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
А) историческое прошлое Грузии
Б) повествование о монастырской жизни
В) стремление человека к свободе
Г) Борьба за свободу своей Родины.
3. Главным героем в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» является:
А) ревизор
Б) Городничий
В) смех
Г) Хлестаков
4. Хлестаковщина - это:
А) желание казаться значительным, не имея на то оснований, бахвальство;
Б) стремление модно одеваться;
В) умение ухаживать за дамами;
Г) погоня за чинами.
5. Глава «О корени происхождения глуповцев» из «Истории одного города» написана как пародия на :
А) роман
Б) летопись
В) былину
Г) сказку
6. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе «После бала»?
А) сватовством
Б) молодые люди расстались, любовь сошла на нет
В) Иван Васильевич полюбил другую женщину
Г) свадьбой
7. Соотнеси определения и понятие
1.Завязка А) последовательность частей и элементов произведения
2. Кульминация Б) момент возникновения или обнаружения конфликта
3. Сюжет В) образное средство языка
4. Эпитет Г) последовательность событий
5. Композиция Д) намеренное переплетение реального и фантастического
6. Гипербола Е) преувеличение с целью придания выразительности
7. Гротеск Ж)момент наивысшего напряжения в развитии событий
8. Соотнеси название произведений и имена героев
Варенька А) «О любви»
Вор-новатор Б) «Ревизор»
Луганович Анна Алексеевна В)«После бала»
Наденька Г)«История одного города»
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Д) «Старый гений»
Акакий Акакиевич Башмачкин Е) «Шуточка»
Сербский сражатель Ж) «Шинель»
2 часть
А) «Береги честь смолоду»
Б) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»
В) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»
Г) «Гений лет не имеет - он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы».
10 Укажите, из каких произведений (название и автор) взяты отрывки:
А) Было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.
Б) Но как-то пришел наш батюшка, отец Иван, и в один присест выпил все мои ликеры; и «Вестник Европы» пошел тоже к поповнам, так как летом, особенно во время покоса, я не успевал добраться до постели и засыпал в сарае, в санях, или где-нибудь в лесной сторожке, - какое уж тут чтение?
В) По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. ..
Г) …
один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.
3 часть
13.Дайте развернутый ответ на один из вопросов
Какой художественный приём лежит в основе построения рассказа «После бала»? Докажите.
Дайте характеристику Алёхину из рассказа «О любви». Почему не сложилось счастье героев?
Какое произведение из рассматриваемых в контрольной работе вам больше всего понравилось? Почему?
Ключ к тесту
1 часть
1-д, 2-б, 3 -г, 4- в, 5 -в
2 -в
3 -в
4- а
5 -б
6 - б
Б, 2 - ж, 3 -г, 4 -в, 5 -а, 6 -е, 7- д
1 -в, 2-г, 3 -а, 4 -е, 5 -б, 6 -ж, 7 -д
2 часть
9 а - А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
9б - Н.В. Гоголь «Ревизор»
9в - М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
9г -Лесков «Старый гений»
10 а- Лесков «Старый гений»
10 б- А.П. Чехов «О любви»
10 в - Л.Н. Толстой «После бала»
10 г- Н.В. Гоголь «Шинель»
Литература
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014
Вариант 1
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
А1. Годы жизни Н.М.Карамзина:
а) 1799 - 1837;
б) 1766 - 1826;
в) 1828 - 1910.
А2. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;
б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) Береги честь смолоду.
А3. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:
а) ревизор;
б) Городничий;
А4. Хлестаковщина - это:
а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле, ничем не подкреплённое бахвальство;
б) стремление модно одеваться;
в) погоня за чинами.
А5. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?
а) свадьбой;
б) любовь так и сошла на нет;
в) разводом.
А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?
а) прошлогодний журнал;
б) трость;
в) заячий тулуп.
А7. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
а) романтизм;
б) реализм;
в) классицизм.
А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь.
А9. Тема произведения - это:
а) главная идея;
б) объект отражения;
в) композиция.
А10. Композиция произведения – это:
б) завязка и развязка;
в) последовательность частей и элементов произведения.
А11. Трагедия как жанр – это:
а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;
б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;
в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.
А12. Образное средство языка:
а) кульминация;
б) эпитет;
А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?
а) сравнение;
б) олицетворение;
в) метонимия.
А14. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… тоской // Опять моя заныла грудь»?
а) сравнение;
б) эпитет;
в) метафора.
А15. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?
а) сравнение;
б) эпитет;
в) литота.
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».
Б2. Какому герою произведения М.Ю.Лермонтова принадлежат эти слова:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами мне облегчить грудь,
Но людям я не делал зла…»?
Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины!»?
Б4. К кому обращён монолог Мцыри?
Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?
Б6. Укажите год рождения А.С.Пушкина.
Б7. Определите стихотворный размер следующих стихотворных строчек, принадлежащих перу А.А.Блока:
«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега…».
Б8. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).
Б9. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «От этих сладостных имён»?
Б10. Какой троп использует С.А.Есенин в следующей стихотворной строке: «Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана »?