Домой Ожоги Крушение любви ивана васильевича к вареньке. Рассказ "После бала" Почему Иван Васильевич разлюбил Вареньку и почему не пошёл служить по военной части

Крушение любви ивана васильевича к вареньке. Рассказ "После бала" Почему Иван Васильевич разлюбил Вареньку и почему не пошёл служить по военной части

Рассказ «После бала» написан в 1903 году. Может ли человек сам управлять собой, совершенствовать себя - или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений? - вот вопросы, над которыми автор приглашает поразмышлять читателей. По замыслу писателя, читатель должен попытаться ответить на эти вопросы, умышленно готового ответа в рассказе нет, потому что от готовых ответов мало пользы. Рассказ построен так, чтобы читатель сам искал ответы и, отыскав, принимал их убежденно, делая своими жизненными правилами.

Композиция рассказа достаточно сложная - это рассказ в рассказе, повествование строится на противопоставлении, антитезе. А главный герой, Иван Васильевич, выступает в роли рассказчика. Радостный бал, полный счастливых волнений. Так начинается рассказ. Именно здесь все чувства главного героя представлены в превосходной степени.

Его влюбленность в Вареньку переносится им на всех людей и даже предметы. С присущей ему искренностью Иван Васильевич рассказывает, что был он веселый и бойкий малый и жил, как свойственно молодости: учился и веселился, любил шампанское, катанье с гор и особенно - вечера и балы. Но любовь, словно на крыльях, подняла его. «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Чувства героя могут показаться даже немного смешными, ведь они направлены на каждого, кто попадает в поле зрения его счастливых глаз.

Но вместе с тем, любовь помогла герою рассказа переменить всю свою жизнь. Что же произошло? Сначала был бал. Ярко освещенная зала, добродушные и хлебосольные хозяева, прекрасная музыка, празднично настроенные, красивые люди. Полковник танцует с дочерью. «Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих атласных ножек.

Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них». Но затем эта светлая и счастливая картина сменяется прямо противоположным описанием. Туманное, серое утро.

В тупике Иван Васильевич увидел «что-то большое и черное» и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». И вот открывается страшная, непереносимая картина экзекуции: «Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый под сыпавшимися на него со всех сторон ударами продвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед, - и тогда унтер - офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад». И герой рассказа с ужасом узнает в человеке, который руководит наказанием, отца своей возлюбленной.

Только отношение к происходящему у Ивана Васильевича и полковника разное. Полковник не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. И к исполнению мазурки вместе с дочерью, и к исполнению приговора к солдату он относится одинаково серьезно и добросовестно.

Правда, полковнику неприятно, что Иван Васильевич - возможный жених его дочери - увидел его в роли руководителя экзекуции: «Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Можно предположить, что даже у человека, вполне уверившего себя в необходимости подобных действий, что-то внутри смутно противится палачеству. Но уверенность в своем праве распоряжаться чужими жизнями, служебное рвение подавляют это смутное чувство. Иное дело - Иван Васильевич. Своей добротой, высокой и светлой любовью он был подготовлен к тому, чтобы ощутить ужас и позор происходящего.

Сам того не сознавая, герой рассказа осудил и отверг то зло, которое делалось «с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым». Более того, Иван Васильевич почувствовал себя ответственным зажестокость и бесчеловечность, которые стали привычными, обыденными. Потрясенный увиденным, Иван Васильевич не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки.

Он старается уверить себя, что полковник что-то такое знает, что позволяет ему самому, не мучаясь, мучить других. Но жить так, как живет полковник, как живет множество людей, служащих палаческому строю, Иван Васильевич не в состоянии... Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел избежать обыкновенной дороги.

Иван Васильевич всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории.

Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

8 класс

Литература

Творчество писателей 19 века

Инструкция по выполнению работы

Время выполнения работы - 35 минут.

Работу оформляйте в тетради, ответ на каждое задание пишите с новой строки.

Задания 1 части теста предполагают либо выбор ответа, либо соотнесение данных.

За каждый правильный ответ - 1балл

При возникновении затруднений можно пропустить задание и вернуться к нему в конце работы.

Задания 2 части предполагают запись ответа. Не забудьте указать номер задания.

Каждый правильный ответ - 2 балла.

3 часть работы состоит из развёрнутого ответа на один из вопросов по -вашему выбору.

Ответ оценивается от 1 до 5 баллов (оценивается содержание, логичность изложения, грамотность).

Выполнив работу, обязательно проверьте свои ответы.

Максимальное количество баллов -45

Отметка «5» - 45-42 баллов

Отметка «4» - 41-34 балла

Отметка «3» - 35- 23 баллов

Отметка «2» - меньше 23 баллов

Просмотрите все задания, все ли вам понятно.

Желаю успеха!

Тест

1 часть

1. Установите соответствия между писателями и произведениями, которые они написали:

1.Н.С. Лесков А) «О любви»

2.Н. В. Гоголь Б) «Шинель»

3.Л.Н. Толстой В) «История одного города»

4. А.П. Чехов Г) «После бала»

5.М.Е. Салтыков - Щедрин Д) «Старый гений»

2. Определи тема поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

А) историческое прошлое Грузии

Б) повествование о монастырской жизни

В) стремление человека к свободе

Г) Борьба за свободу своей Родины.

3. Главным героем в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» является:

А) ревизор

Б) Городничий

В) смех

Г) Хлестаков

4. Хлестаковщина - это:

А) желание казаться значительным, не имея на то оснований, бахвальство;

Б) стремление модно одеваться;

В) умение ухаживать за дамами;

Г) погоня за чинами.

5. Глава «О корени происхождения глуповцев» из «Истории одного города» написана как пародия на :

А) роман

Б) летопись

В) былину

Г) сказку

6. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе «После бала»?

А) сватовством

Б) молодые люди расстались, любовь сошла на нет

В) Иван Васильевич полюбил другую женщину

Г) свадьбой

7. Соотнеси определения и понятие

1.Завязка А) последовательность частей и элементов произведения

2. Кульминация Б) момент возникновения или обнаружения конфликта

3. Сюжет В) образное средство языка

4. Эпитет Г) последовательность событий

5. Композиция Д) намеренное переплетение реального и фантастического

6. Гипербола Е) преувеличение с целью придания выразительности

7. Гротеск Ж)момент наивысшего напряжения в развитии событий

8. Соотнеси название произведений и имена героев

Варенька А) «О любви»

Вор-новатор Б) «Ревизор»

Луганович Анна Алексеевна В)«После бала»

Наденька Г)«История одного города»

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Д) «Старый гений»

Акакий Акакиевич Башмачкин Е) «Шуточка»

Сербский сражатель Ж) «Шинель»

2 часть

А) «Береги честь смолоду»

Б) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»

В) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

Г) «Гений лет не имеет - он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы».

10 Укажите, из каких произведений (название и автор) взяты отрывки:

А) Было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.

Б) Но как-то пришел наш батюшка, отец Иван, и в один присест выпил все мои ликеры; и «Вестник Европы» пошел тоже к поповнам, так как летом, особенно во время покоса, я не успевал добраться до постели и засыпал в сарае, в санях, или где-нибудь в лесной сторожке, - какое уж тут чтение?

В) По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. ..

Г) … один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.

3 часть

13.Дайте развернутый ответ на один из вопросов

Какой художественный приём лежит в основе построения рассказа «После бала»? Докажите.

Дайте характеристику Алёхину из рассказа «О любви». Почему не сложилось счастье героев?

Какое произведение из рассматриваемых в контрольной работе вам больше всего понравилось? Почему?

Ключ к тесту

1 часть

1-д, 2-б, 3 -г, 4- в, 5 -в

2 -в

3 -в

4- а

5 -б

6 - б

Б, 2 - ж, 3 -г, 4 -в, 5 -а, 6 -е, 7- д

1 -в, 2-г, 3 -а, 4 -е, 5 -б, 6 -ж, 7 -д

2 часть

9 а - А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

9б - Н.В. Гоголь «Ревизор»

9в - М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

9г -Лесков «Старый гений»

10 а- Лесков «Старый гений»

10 б- А.П. Чехов «О любви»

10 в - Л.Н. Толстой «После бала»

10 г- Н.В. Гоголь «Шинель»

Литература

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014

Вариант 1

Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.

А1. Годы жизни Н.М.Карамзина:

а) 1799 - 1837;

б) 1766 - 1826;

в) 1828 - 1910.

А2. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

в) Береги честь смолоду.

А3. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:

а) ревизор;

б) Городничий;

А4. Хлестаковщина - это:

а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле, ничем не подкреплённое бахвальство;

б) стремление модно одеваться;

в) погоня за чинами.

А5. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?

а) свадьбой;

б) любовь так и сошла на нет;

в) разводом.

А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?

а) прошлогодний журнал;

б) трость;

в) заячий тулуп.

А7. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

а) романтизм;

б) реализм;

в) классицизм.

А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

а) баллада;

б) элегия;

в) поэма-исповедь.

А9. Тема произведения - это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) композиция.

А10. Композиция произведения – это:

б) завязка и развязка;

в) последовательность частей и элементов произведения.

А11. Трагедия как жанр – это:

а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;

б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;

в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.

А12. Образное средство языка:

а) кульминация;

б) эпитет;

А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?

а) сравнение;

б) олицетворение;

в) метонимия.

А14. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… тоской // Опять моя заныла грудь»?

а) сравнение;

б) эпитет;

в) метафора.

А15. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?

а) сравнение;

б) эпитет;

в) литота.

Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.

Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».

Б2. Какому герою произведения М.Ю.Лермонтова принадлежат эти слова:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю.

Всё лучше перед кем-нибудь

Словами мне облегчить грудь,

Но людям я не делал зла…»?

Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины!»?

Б4. К кому обращён монолог Мцыри?

Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?

Б6. Укажите год рождения А.С.Пушкина.

Б7. Определите стихотворный размер следующих стихотворных строчек, принадлежащих перу А.А.Блока:

«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега…».

Б8. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).

Б9. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «От этих сладостных имён»?

Б10. Какой троп использует С.А.Есенин в следующей стихотворной строке: «Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана »?

Новое на сайте

>

Самое популярное