Домой Связки Зачем нужны сказки: пробуждение души или точные знания? Почему я люблю сказки.

Зачем нужны сказки: пробуждение души или точные знания? Почему я люблю сказки.

1)Сказки хорошие помощники для взрослых! Они могут подсказать, как поступить в аналогичной ситуации в жизни.
Сюжеты многих сказок пропитаны оптимизмом - нам этого так не хватает в жизни!

2)Сказка прекрасный тренажёр для фантазии, как читателя, так и автора.
Не раз случалось, что идеи сказок воплощались впоследствии в жизни.

3)Сказка – это возможность поговорить с ребёнком, который живёт в каждом из нас.
Этот ребёнок хочет, чтоб его любили. Детские травмы выходят со слезами.
Сказки для взрослых – хороший способ помочь самому себе, поговорить с собой, помочь простить многие вещи.

4)Мы знаем, что такое добро, как достойно себя вести, но в реальной жизни забываем о ценностях, о порядочности – сказка, как отражение нашей совести.
Сказка – сосредоточение мудрости и моральных норм!
Пробуждая забытые чувства и переживания детства, сказки, делают жизнь ярче!

5)Чтоб понять мир ребёнка, нужно вспомнить себя ребёнком – сказка помогает.

6)В наше жёсткое время, когда мы неумолимо черствеем – сказка просто необходима. В ней зашифрованы важные законы жизни, благодаря которым возможно сохранить духовное здоровье.

7)Сказка может дать отдых душе и сердцу, поможет излечиться от жизненной суеты.

8)Сказки помогают найти подтверждения собственным жизненным наблюдениям. Взрослые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети.

9)Сказки – это, как напоминание самому себе о важных вещах, о чём мечтали, а потом забыли. Зачем? Чтобы двигаться дальше за своей путеводной звездой. Чтобы не сдаваться, когда тяжело.

10)Перечитывая сказку, заряжаешься энергией и можешь совершать новые подвиги! И тогда непременно можно оказаться там, где всегда хотел быть!

Рецензии

Ваши "10 причин", говорят о большой наблюдательности и неординарности умственных способностей автора: думать, размышлять и делать такие глубокие выводы - не каждому дано.
У Вас получился гениальный трактат-исследование под названием "Что такое СКАЗКА?"
Я абсолютно согласна со всеми теми выводами, что сделали Вы.
Ну а после слов, что "сказка - сосредоточение мудрости и моральных норм" - я бы поставила не менее десяти восклицательных знаков или выделила бы эти слова заглавными буквами. Святая истина в этих словах и мне кажется, что именно с этих слов нужно начать 4-й пункт Ваших исследований, а потом уже давать ему ту краткую расшифровку, с которой Вы начали этот абзац.
Спасибо за такой нужный, приятный и неожиданный подарок читателям. Наверное, он многих "взрослых" заставит задуматься.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сказка ложь, да в ней намек…

Очень много сказано о том, как же сказки полезны для детей. Чтение сказок развивает мышление и они полезны для формирования воображения ребенка. И все же многие взрослые с удовольствием читают сказки сами.

  • Есть ли разница в сказках для взрослых и для детей?
  • Может ли одна и та же сказка по-разному действовать на ребенка и взрослого?
  • Зачем существуют страшные сказки, сказки в которых герой странно себя ведет и получает за это награду?

Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах, а также расшифровать некоторые нестыковки в известных сказках.

Помимо общеизвестных постулатов, таких как "надо" и "полезно", хочется понять, почему сказку нельзя заменить просто рассказом для ребенка? Зачем ребенку читать "Колобка" и "Курочку Рябу"?

В дошкольном возрасте у ребенка доминирует сюжетно-ролевая игра. Это значит, что он познает мир играя и придумывая разные истории. Сказка не просто развивает его речь, мышление, память, внимание и воображение. Она помогает усвоить абстрактные понятия, такие как любовь, дружба, доброта, помощь, надежда. Никакие объяснения и рассказы не смогут так повлиять на психику малыша, как сказка. Вера в то, что все возможно, что все вокруг живое - развивает чувствительность и восприимчивость ребенка, дает возможность всем его процессам реализоваться на полную мощь.

К примеру, когда я работала в детском саду психологом, дети больше всего любили приходить ко мне, потому что я была для них удивительной тетей, которая читает сказки, проигрывает их, и позволяет им верит во все на свете. У меня есть целая брошюра, созданная нашим государством как комплекс сказок для коррекции тревожности детей. Малыши буквально дрались за то, чтобы пойти в первой пятерке ко мне в кабинет послушать сказку. Я помню, как один из них напоминал другу, что пауков боятся не нужно, ведь паучок Борька спас целую группу от комаров, пока они спали (у нас как раз была сказка про паука).

Что же касается классических народных сказок - то они очень важны как социальное наследие. Например, Курочка Ряба и ее яйцо, является мифом о мироздании, а также учит переживать утрату. Эта сказка несет в себе сразу два контекста:

  • поучительный - ценить то, что есть, быть внимательным, благодарным. Знать, что жизнь всегда даст второй шанс (второе яйцо), который будет соответствовать потребностям (простое яйцо);
  • мифологический: сказка сама по себе странная, так как непонятно, зачем дед и баба золотое яйцо пытались разбить, а потом, когда мышь его все-таки разбила, сильно расстроились. В чем смысл? Оказывается, у сказок есть второй слой, который несколько мистичен по своему характеру. Дело в том, что, например, миф о птице и необычном яйце, которое разбивается, есть у многих народов мира. Это значит, что человечество развивалось синхронно в разных концах земли, и что опыт, полученный от предков, передается именно в таком нелепом виде, как сказка про Курочку Рябу. Это посыл, как считают психоаналитики, для нашего подсознания, которое имеет свой код расшифровки.

Можно считать, что сказка - это особый язык для детей, на котором можно объяснить все что угодно, и ребенок это поймет. Вы никогда не замечали, с какой скоростью дети поглощают и запоминают сказки? Вот объясняешь - непонятно, расскажешь об этом сказку - готово. Остается ли этот механизм во взрослом возрасте?

Неадекватное отношение к сказкам

Почему некоторые люди любят сказки, а некоторые нет? Ответ очень прост: человек, которому в детстве перебили охоту к сказкам, не будет их любить во взрослом возрасте. Некоторые уникальные родители, считают, что у ребенка есть возраст сказки. И когда он идет в школу, например, ему говорят: "все, ты уже взрослый, никаких сказок". И дальше - "ты что маленький(ая)?" - фраза искусственного взращивания сознания приводит к замкнутости и травме ребенка. Для таких взрослых сказка - это напоминание о том, что пришлось пережить утрату, разочарование, боль или унижение из-за своей излишней доверчивости.

У вас наверняка есть такие знакомые, которые говорят: "думаешь, в сказку попал(а)?", или "нечего мне тут сказки рассказывать". Также есть люди, застрявшие в сказках, они ищут всюду тайные знаки, ходят регулярно к экстрасенсам, чтобы "магическим" образом решить проблему.

И все-таки голливудские сказки сейчас собирают кучу людей в кинотеатрах. Режиссеры поймали волну и вот уже несколько лет достаточно быстро обогащаются благодаря разным интерпретациям "Белоснежки" или "Золушки".

Почему сейчас? Потому что человечество возвращается к символизму. В психотерапии есть направление сказкотерапии, которое помогает детям и взрослым найти безопасный выход из ситуации. Человека можно продиагностировать при помощи сказки, а также "излечить" ту тему, которую, раньше не удавалось.

Сказочные тесты

Если вам хочется проверить, как работает механизм сказки, предлагаю вам простой и очень эффективный тест.

Придумайте и запишите сказку, в которой использовались бы следующие слова: Cадовник, Cад, Медведь, Лес, Река, Цветы, Ключ. Очень важно описать все, что первое приходит в голову, без попыток как-то логично и красиво построить предложение.

Чтобы тест был эффективным - не читайте расшифровку до того, как напишите сказу, иначе диагностика будет бессмысленной.

Расшифровка:

1.Садовник - это и есть вы. Каким вы его представили, таким вы и являетесь в жизни: или любящим свое дело, с любовью ухаживающим за садом, или наоборот.

2. Сад - территория садовника. То есть либо ваш внешний мир (больше присуще экстравертам), либо ваш внутренний мир (для интровертов). Сад может быть, к примеру, чистым и ухоженным или заброшенным и пустым.

3. Медведь - это есть или ваш мужчина, или ваша женщина. Или то, как вы себе его (ее) бессознательно представляете.

4. Лес - это место обитания вашего любимого. Например, если лес далеко, то и вы на такой же дистанции в отношениях от вашего мужчины или женщины.

5. Цветы - дело жизни, то есть то, чем вы занимаетесь, ваша работа, ваши цели, миссия и т.д.

6. Река - ваша жизнь, в целом. Она может быть бурлящей, глубокой, с чистой водой, которая и ассоциируется с вашей жизнью. А может быть узкой, с грязной водой, серой и неприятной.

7. Ключ - способ открыться во взаимоотношениях с партнером и решать возникающие в них проблемы. Например, если вы потеряли ключ, то, возможно, в жизни есть ситуации, которые вы не знаете, как решить в данный момент.

Результат говорит о том, как ваше подсознание связало все символы. Ведь медведь, например, может быть добрым или нежным, или полярным. Он необязательно негативный персонаж. Вы уже смогли убедиться, в том, что подсознание умеет кодировать символы, даже если сознательно у вас нет никаких способностей к расшифровке символов.

Странные "ленивые" сказки

Наверняка, есть ряд сказок, которые просто убивают наповал своей бессмысленностью. Например, что хорошего в сказке "Морозко"? Что за отец такой у девушки был: сказала ему жена дочь в лес отвезти оставить умирать от холода, он быстренько это выполнил. Почему в сказках отцы часто безвольные (если это не король, конечно) и делают какие-то странные вещи? Почему мачехи злые и кровожадные? Если брать Морозко - то посыл таков: для тог, чтобы девушка стала женщиной, отец должен ее отпустить, уйти в сторону и позволить другому мужчине позаботится о ней. Мачеха - это темная сторона матери, мать которая завидует, конкурирует, но также и заставляет развиваться. Опять, же мать должна быть злой, чтобы девушка смогла уйти без сожалений, покинуть отчий дом. Сколько у нас есть женщин и мужчин, которые до конца жизни живут с мамами и не могут представить своей жизни без них? Мама решает все. Негативная мать же провоцирует героя к деятельности и переменам в жизни.

Что касается мужской лени: Емеля, который лежал на печи, и щука выполняла его желания, Илья Муромец, Иванушка-дурачок. Тоже какие-то спорные персонажи. Неужели быть ленивым - это то, чему нужно учить ребенка? Все эти сказки народные, и вряд ли в народе прославлялась лень.

Тогда в чем смысл? Психоаналитики считают, что Емеля и другие персонажи искали себя. Печь - это материнский символ, а также символ "божьей искры", таланта, творчества. Это значит, что мужчина должен созреть внутренне, познать себя, и уже потом строить семью. Как правило, эти герои обладали добротой и смелостью, а их работящие братья обычно были хитры и коварны. Обычно "Емели" сильно менялись, встречая желанную женщину. Они проходили испытания, добывали что-то, варились в котле и становились умными и красивыми, соответственно счатье не совсем "просто так" им в руки шло.

В других народах также есть странные сказки. Например, есть интересная иннуитская сказка про женщину-скелет, которую отец сбросил со скалы и она пролежала на дне, пока ее не вытащил рыбак. Пока он спал, она вынула его сердце и создала себе плоть, вернув потом сердце на место. "Какая-то мрачная сказка" - первая мысль. Но оказывается, это сказка об отношениях и о том, как любовь может излечить травмы прошлого и научить пару помогать друг другу восстанавливаться.

Любая сказка - это ключ к нашему подсознательному опыту. Согласно теории коллективного бессознательного, все есть уже в нас самих, важно научится этим управлять и считывать информацию. Сказка - это именно тот язык, на котором говорит наше подсознание, и если правильно подобрать ее - можно добиться удивительных изменений в своей жизни. Сказка может запустить спящий механизм восстановления и человек интуитивно и самостоятельно сможет решить любую проблему.

В темной комнате на подоконнике удобно расположился маленький мальчик. Он давно полюбил вечерами сидеть вот так у самого стекла и разговаривать со звездами. Малыш дружил с ними. И у него не было секретов от своих новых друзей.

Он рассказывал звездам, как идут дела в садике, куда мама ежедневно водила его. Он рассказывал, что давали на обед сегодня. Он читал своим небесным друзьям стишки, которые дети учили в садике с воспитателями. А звезды в ответ благодарно подмигивали своему маленькому рассказчику да водили веселые хороводы у него над головой.

Помолчав, малыш начинал рассказывать звездам про свои беды. Он говорил, что скоро придет с работы папа. Что папа опять будет пьяный. И что снова они с мамой будут ругаться.

А звездочки слушали грустный рассказ и печально замирали на темном небосводе. Им было очень жаль своего нового друга, но они не знали чем ему помочь.

Малыш рассказал звездам, что он написал письмо Деду Морозу перед Новым Годом. А в письме этом он просил только об одном – чтобы папа перестал приходить домой пьяным. И чтобы они всей семьей, как и раньше, стали гулять вечерами по парку. А потом все вместе садились ужинать. И чтобы, как и прежде, папа рассказывал сыну на ночь сказку. Так было совсем недавно. И так давно

Многие ли взрослые задумывались над тем, зачем нужны сказки? Обычно детям читают сказки потому, что так принято, потому, что это традиция, потому, что это нравится детям. Но что же дают сказки ребенку?

Русский философ И. Ильин так ответил на этот вопрос: "Сказка - это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. Здесь русская древность помазует русское младенчество на не испытанную еще трудную жизнь. " Итак, сказка - это передача детям народной мудрости понятной.

Было бы очень хорошо, если бы родители могли по-новому взглянуть на всем известные сказки.

Тогда возникают вопросы: «А помнят ли родители сказки, которые им рассказывали в их детстве?», «Как часто взрослые читают сказки своим детям?», «Понимают ли они, насколько мир сказок необходим маленьким жителям планеты детства?». А вдруг многие родители, покинув своё детство, не возвращаются туда, тем самым лишая возможности побывать в этом прекрасном мире своих детей?

Мы считаем, что вопрос взаимопонимания между взрослыми и детьми достаточно актуален на сегодняшний день. Обращение к сказке сближает родителей и детей, одни возвращаются в детство, другие – только познают мир. Объединяет всех одно – сказка – это путь в особый мир, в котором интересно и взрослым и детям.

В своей работе мы хотим сформулировать следующие вопросы, на которые попытаемся ответить:

1. Почему сказка так важна в жизни человека?

2. Нужны ли сказки взрослым?

3. Существуют ли сказки для взрослых?

Мы хотим предложить для небольшого исследования тему «Нужны ли взрослым сказки».

В своей гипотезе предполагаем, что если взрослые чаще будут обращаться к сказкам, их внутренний мир будет пополняться доброй энергией, они будут более чуткими, полными забот о детстве, о своих детях. Именно этого и не хватает маленьким детям – заботы, понимания, настоящего участия в их детской жизни и их детских проблемах.

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение

2. Сбор необходимой информации

3. Интервьюирование

4. Анализ, обобщение.

В процессе исследования нами планировалось: o проведение опроса среди детей, с целью выявления участия взрослых в их совместном чтении сказок; o проведение опроса среди взрослых, с целью выяснения отношения к сказкам; o сбор информации по особенностям сказок для детей (на примере волшебных сказок, как русских народных, так и авторских); o чтение и анализ сказок для взрослых; o систематизация полученной информации, её анализ и обобщение. I глава. Сказка – это передача народной мудрости.

§1. Особенности древней волшебной сказки.

Итак, сказка - это передача детям народной мудрости

У сказок есть множество функций, о которых большинство родителей даже не догадываются. Например, сказки способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе. Максим Максимов пишет: ". сказки - необходимый элемент духовной пищи ребенка. Погружаясь в сказочный мир, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос. Блуждая в этом дремучем лесу, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, ребенок осваивает это скрытое от его сознания пространство. И когда он возвращается из путешествия обратно в реальный мир, он чувствует себя более уверенным в своих силах, в том, что сам сможет справиться с самим собой и с теми трудностями, которые подстроит ему жизнь".

Еще одна функция сказок состоит в том, что они могут помочь преодолеть ребенку негативные стороны его формирующейся личности. Н. Л. Кряжева предлагает: "жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", "О трех жадных медвежатах"; пугливому и робкому - "О трусливом зайце"; шаловливому и доверчивому помогут "Приключения Буратино", капризному - "Принцесса на горошине, активному и подвижному непоседе - "Кот в сапогах", сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т. д. "

На примере нескольких сказок и на основании книги В. Проппа «Корни волшебной сказки» мы выяснили следующее. Жанр волшебной сказки выделяется достаточно точно. Здесь рассматривается тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо (царь посылает сына за жар-птицей) и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником, возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве своего тестя. Это - краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащею в основе очень многих и разнообразных сюжетов. Сказки, отражающие эту схему, будут здесь называться волшебными»

Фольклор помогает нам проникнуть в древние времена. Фольклорные произведения родились около 10 тысяч лет назад. Конечно, те тексты, которые мы читаем сегодня, мы всё реже исполняем, используем в своей жизни. За время их бытования отношение к ним изменилось. Современный человек относится к фольклору как к игре, а не как к магическому действию. Однако во многих современных традициях, обычаях, приметах мы обнаруживаем следы мифологического мышления. Как и «малые» жанры фольклора, сказка тоже ведёт своё происхождение от мифа. Миф объяснял происхождение мира и передавал достоверное знание о законах, по которым должен был действовать человек, чтобы выжить в этом мире. Сказка воспринимается как вымысел («Кот – золотой хвост»). Что характерно для народных волшебных сказок, это наличие «своего» и «чужого» миров. Причём, героя всё время влечёт желание попасть в мир «иной», где его подстерегают опасности. Древняя волшебная сказка учит маленького слушателя тому, что он живёт на границе двух миров и что он должен быть готов к различным испытаниям.

Сказки, называемые авторскими, уже несут на себе отпечаток индивидуальности. Автор литературной сказки, сохраняя традиции народных сказок, пытается придать своему сюжету нравственную, поучительную сторону («Три поросёнка», «Кот в сапогах», «Приключения Буратино» и др.).

Мы считаем, что обращение детей к сказкам очень полезно, так как через интересные, увлекательные сюжеты с любимыми героями ребёнок учится быть добрым, внимательным, отзывчивым, ответственным. Но кто должен помочь детям определиться, что читать, что слушать, что рассказывать. Это должны делать взрослые. Как привлечь их к этому интересному миру детства? Как вернуть родителей в их же собственные воспоминания?

II глава. Сказки для взрослых.

§1. Анализ опроса взрослых и детей.

Мы провели опрос среди детей и взрослых, задав два вопроса: «Читают ли родители с детьми сказки или рассказывают их?» и «Как часто Вы обращаетесь к сказкам? Читаете только детям? Читаете сказки для взрослых?».

Мы получили следующие результаты:

Из 50 опрошенных взрослых: o сказки читают и рассказывают детям – 10% o сами читают сказки для взрослых – 0% o к сказкам обращаются часто – 2%

Из 30 опрошенных детей: o совместно с родителями читают сказки – 5%

Результаты показывают, что процент совместного чтения и рассказывания сказок родителями и детьми очень низок. Мы считаем, что такое положение отрицательно сказывается как на воспитании маленьких детей, так и на установлении тесных связей и взаимопонимания между взрослыми и детьми.

§2. Сказки для взрослых.

Мы решили, что надо найти такую возможность, чтобы привлечь внимание взрослых к внутреннему миру своих детей. Этот путь должен быть проложен через обращение взрослых к миру детства. По нашему мнению, этот путь лежит через сказку, но не обычную, древнюю волшебную, а через такую, в которой взрослый человек увидит себя со стороны и сможет дать оценку себе, своему поведению. Когда взрослый сможет понять, что испытывает и переживает ребёнок? Только тогда, когда сам очутится в мире детства. Но эта пора ушла безвозвратно Как быть? Надо вновь начать читать сказки. Но древняя волшебная сказка, как было отмечено выше, знакомит ребёнка с окружающим миром, его законами. В современных детских сказках взрослый сможет увидеть себя и своего ребёнка. Но мы решили, что взрослым необходимо ещё перечитывать СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. На наш взгляд, они полностью отвечают тому запросу, который мы выдвигаем. В наш стремительный век технологий взрослые люди не обращают пристального внимания на окружающий их ЖИВОЙ МИР, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, НЕЖНЫЙ, ЛЕГКО РАНИМЫЙ. В сказках для взрослых, которые пишут как дети, так и взрослые, особое внимание уделяется именно ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ ВЗРОСЛЫХ и ДЕТЕЙ, обозначаются главные ЦЕННОСТИ в отношениях взрослых и детей.

««Маленький мальчик спрашивал у звезд, неужели жизнь всегда такая страшная? И чем он провинился, чтобы чья-то злая воля вот так обрекла его на непереносимые страдания?

А звезды Звезды не знали, что ответить маленькому человечку. Они печально смотрели на него и роняли на стекло окошка свои горькие слезинки»

Нами были найдены и предложены родителям четыре сказки, которые так и называются «сказки для взрослых». Мы решили пронаблюдать, как отреагируют старшие наставники на то, что будут читать сказки, написанные специально для них (смотри приложение). После прочтения родителями всех сказок, был проведён опрос. Взрослым задали вопрос: «Почувствовали ли Вы, что вернулись в детство?», «Вспомнили ли Вы, что переживания, которые испытывали герои сказок – это те же переживания, которые были в вашем детстве?», «Измените ли Вы своё отношение к чтению и рассказыванию сказок совместно со своими детьми?».

Результат опроса был очень интересным.

Во-первых, родители увидели в «сказках для взрослых» самих себя в детстве, а, значит, они увидели и своих детей.

Во-вторых, родители были потрясены содержанием предложенных им сказок. Они отметили богатство данных произведений с точки зрения их воспитательной направленности, духовной ценности и торжества доброго человеческого начала.

Из 50 родителей, прочитавших «сказки для взрослых»: o 100% отметили, что побывали в своём собственном детстве; o 95% родителей вспомнили те чувства, которые переживали герои этих сказок; o 100% родителей отметили, что понимают всю важность совместного с детьми обращения к сказкам, их осмысления и анализа.

На основании всего выше сказанного, мы пришли к выводу, что:

1. Русские народные сказки отличаются от современных авторских сказок тем, что имеют своею целью знакомство ребёнка с окружающим его миром, со всеми законами существования в нём;

2. Авторские сказки, сохраняя традиции русских народных сказок, имеют уже более выраженную воспитательную направленность. В них провозглашаются такие наиболее важные ценности, как законы морали, чести, добра и т. д. ;

3. Имеет большое значение совместное участие в чтении и рассказывании сказок детей и их родителей;

Обращение взрослых к миру детства через прочтение сказок, в том числе и «сказок для взрослых» делает мужчин и женщин более чуткими, внимательными к своим детям, добрыми, отзывчивыми. Родители становятся ближе к своим детям, к их заботам и проблемам.

«Ребенок любил этот мир. Он не умел по-другому. Потому что был очень мал.

Из-под огромных ресниц на окружающее великолепие с восхищением взирали милые глазки.

Ребенок любил все вокруг. Ведь он умел только любить. Потому что был очень мал.

Малыш не знал, что такое боль. Ему незнаком был страх.

Он не ведал, что в любимом им мире существуют такие понятия, как ложь и предательство, зависть и подлость, коварство и низость.

Ребенок умел только любить. И улыбался.

Его улыбка согревала.

А мир и вправду становился чуточку лучше».

Отсутствиеромантики

Многие женщины нуждаются в сказочных историях, потомучто в жизни им самим попросту не хватает романтики. При этом у них может бытьлюбимой человек, которого они ценят и которым дорожат, но его зажатость вчувствах становится причиной отсутствия романтичности в отношениях.

Одинокие дамы также любят читать сказки и смотретьсказочные мультфильмы и фильмы. Конечно же, их любимым жанром являются именносказки о любви. Почему? Потому что благодаря таким произведениям, женщины попроступродолжают верить в то, что искренние и настоящие чувства существуют. Темболее, в современных интерпретациях сказок, положительные и романтичные героистали больше походить на реальных людей, которых можно всегда встретить наулице. Вот поэтому, читая и просматривая сказочные истории, женщины подогреваютв себе веру в любовь вообще и в мужчин в частности. На основе сказочныхперсонажей они создают себе образы и фантазируют. Поскольку все сказки длядетей пишут взрослые люди, зачастую, в них есть более глубокая философия,которую мы попросту не замечаем в детском возрасте. Зато взрослые девушкивполне могут понимать и осознавать, какой именно подтекст вкладывал автор, чемухотел научить. К тому же, в сказках всё происходит очень легкои просто, принцы всегда сами находят своих принцесс. А многие женщины так ихотят: ничего не делать, а потом раз – и выйти замуж за самого красивого, умного, любящего и вообще,идеального мужчину. Сказки являются отличнымлекарством от комплексов, потому что в сказках получить свою любовь можетпрактически каждая.

Приключения

Кстати, сказкисмотрят не только те, кому не хватает романтики. Ещё их любят настоящиеавантюристы и искатели приключений. Стоит отметить, что сказками можно называтьне только те истории, которые изначально определяются как сказки. Например,многие приключенческие фильмы, по большому счёту, тоже можно отнести к сказкам,поскольку все они заканчиваются хорошо, герои обладают какими-тосверхъестественными способностями, в них прославляется дружба, взаимоподдержкаи любовь. Приключенческие сказки любят те, кому не хватает в жизни остротыощущений. Это люди, которым пришлось отказаться от своих настоящих желаний,ради роботы, из-за каких-то личных страхов и так далее. Вот они и смотрятсказочные приключенческие истории, ассоциируя себе с главными героями этихпридуманных эпопей. Сказочные приключения всегда захватывающие. В них нет местаодинаковым дням и скучному быту. Это те основные характеристики, которые ипритягивают людей к сказочным приключенческим историям. Многие могут сказать,что с таким же успехом человек может любить каждую историю о приключениях. Ноэто не совсем так. Просто в сказках всё всегда заканчивается хорошо. Там никтоне теряется, не умирает, не делает больно окружающим. Вот поэтому мы выбираемименно сказочные истории, ведь в них нет места горю и разочарованию, глядя наэкран или читая книгу, мы заряжаемсятолько позитивом.

Дружбаи героизм

Ещё одна причина, по которой взрослые люди любят сказки – это нехватка появления настоящих дружеских качеств и героизма в их реальной жизни.Людям хочется получать то, чего им не могут дать окружающие. Вот поэтому они ипогружаются в сказочную жизнь. Ведь там нет места предательству. Еслисуществует компания друзей, то все они будут стоять друг за друга до самогоконца. В сказочных историях никто никого не предаёт. Даже совершив какую-тоглупость, в итоге, люди осознают свои ошибки и просят прощения, искупают своигрехи. Сказочные персонажи намного искреннее и добрее тех, кого мы встречаем вреальной жизни. Сказки позволяют людям не потерять свою веру в настоящуюдружбу. С одной стороны, они вроде бы и понимают, что это всего лишь сказка. Но с другой стороны, такие историидействуют на их подсознание, укореняя мысль о том, что настоящие друзья всё-такисуществуют, никогда не подводят и не предают. В итоге, люди начинают искатьсебе друзей по образу и подобию сказочных героев, и что характерно, зачастуюнаходят именно таких, поскольку подсознательно чувствуют, какой именно человеким нужен.

Что же касается героизма, то многим людям хочетсяспасать других или чтобы спасали их. Но в реальной жизни далеко не всегда этоудаётся. К тому же, в реальности все враги и проблемы намного более жестокие излые, чем в сказках. Поэтому людям становится легче, когда они ассоциируютсебя со сказочными рыцарями и принцессами, которые спасают дуг друга, проявляютгероизм и так далее. Благодаря сказкам, мы не прекращаем верить во что-тохорошее, светлое, доброе, в чудо, которое всё-таки когда-то с нами произойдёт.Именно поэтому очень хорошо, когда взрослые люди любят сказки, потому чтоименно сказки дают им силы жить и надеяться на лучшее.

Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, далеко не праздный. Думается, существует множество факторов, повлиявших на резкий рост влечения людей к сказкам. Проанализируем некоторые из них.

ПЕРВЫЙ ФАКТОР - СОЦИАЛЬНЫЙ
По-видимому, этот фактор действует как бы с двух полюсов. С одной стороны, полностью обеспеченная, беззаботная (а потому скучная) жизнь одной части населения направляет ее внимание на потребление сказочной продукции как способа развлечения. С другой стороны, в серых и порой драматических буднях другой части (большинства) населения сказочные миры создают возможность отвлечься хоть на время от многочисленных проблем и погрузиться в совершенно иную - удивительную и прекрасную реальность. Этот фактор достаточно очевиден, и нет смысла подробно на нем останавливаться.

ВТОРОЙ ФАКТОР ОПРЕДЕЛЕН ТРАДИЦИЯМИ ИСКУССТВА
Дело в том, что сказочность, метафоричность, мифологичность произведений искусства - это не только что появившаяся черта, а свойство, издавна присущее продуктам художественного творчества. А.А. Брудный пишет: «Метафорическое видение мира и соответствующее его понимание современные психологи (в частности, представляющие такие направления, как глубинная и радикальная психология) склонны связывать с генезисом человека и соответственно - с человеческой культурой» (1998, с. 30). Иными словами, не сегодня родилось это явление, корни его - в человеческой культуре. Можно вспомнить давно известный культурологам, литературоведам, психологам факт, что многие сказки являются пересказом мифов и между сказками и мифами существует прочная родственная связь. Следовательно, мифологизм, присущий ряду произведений искусства, определяет те эстетические переживания, которые формировались в человеке культурой.
Вообще-то, традиционно мифология и литература противопоставляются. Многие исследователи полагают, что мифология и письменная литература являются двумя принципиально различными способами видения и описания мира, существующими одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявившимися в те или иные эпохи. Мифологические тексты отличаются высокой степенью ритуализации и повествуют о коренном порядке мира, законах его возникновения и существования. Мифы исторически появились раньше письменных текстов, а собственно художественное повествование, как полагают литературоведы, родилось в результате дробления единого мифологического образа и сюжетного языка.
Однако «расхождение путей» мифологических и художественных текстов оказалось недолгим. Встреча произошла впервые особенно ярко в литературе эпохи Возрождения, а потом в XIX веке - в произведениях основоположника «неомифологизма» Вагнера, который считал, что народ именно через миф становится создателем искусства, что миф - поэзия глубоких жизненных воззрений, имеющих всеобщий характер.
Но только начало ХХ века оказалось по-настоящему благотворным для расцвета литературы, ставшей предвестницей современных мифологизированных и сказочных жанров. Мифология в силу символичности, изначально ей присущей, оказалась удобным языком описания вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и природного космоса. Великая тройка писателей-мифотворцев - Т. Манн, Д. Джойс и Ф. Кафка - реабилитировала миф в литературе полностью и, думается, надолго. Появились многочисленные литературные сказки, вошедшие не только в сокровищницу мирового искусства, но и в арсенал современных психологов-сказкотерапевтов: произведения Лаймена Фрэнка Баума, Джеймса Барри, Карло Коллоди, Джанни Родари, Астрид Линдгрен. А к середине ХХ века приемы мифологизации были развиты и приобрели совершенно особые черты в книгах родоначальников жанра фэнтези Дж.Р.Р.Толкиена и его друга Клайва С. Люиса.
Не буду останавливаться на всех этапах развития сказочной литературы и проявления в ней мифологизма: приведенных примеров достаточно, чтобы удостовериться в богатых традициях. Именно мифологизация и сказочность предоставляют возможность писателям на основе имеющихся литературных традиций выйти за пределы обыденной реальности, преодолеть ограничения привычных сюжетов. По-видимому, именно в последние годы мифологизм в искусстве достиг своего расцвета, что и отразилось в росте популярности сказок.

ТРЕТИЙ ФАКТОР – МИФОЛОГИЗМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Указание на причины возрастающего интереса людей к сказкам связано с утверждением непреодоленности современным человеком мифологического мышления. Иначе говоря, мифологический тип сознания - вовсе не достояние прошлого, он и сейчас реально существует.
Но сначала разберемся с тем, что такое вообще мифологическое мышление.
По А.Ф. Лосеву, в мифологическом мышлении не различаются: объект и субъект, вещь и ее свойства, имя и предмет, слово и действие, социум и космос, человек и вселенная, естественное и сверхъестественное, а универсальным принципом мифологического мышления является принцип партиципации («все есть все», логика оборотничества).
Можно говорить, что мифологическое мышление выражается в неотчетливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. А.Ф. Лосев подчеркивает, что миф - не схема или аллегория, а символ, в котором два плана бытия неразличимы и осуществляется не смысловое, а вещественное, реальное тождество идеи и вещи.
Для мифологического сознания и порождаемых им текстов характерна прежде всего недискретность, слитность, изо- и гомоморфичность передаваемых этими текстами сообщений. То, что с точки зрения немифологического сознания различно, расчленено, подлежит сопоставлению, в мифе выступает как вариант (изоморф) единого события, персонажа или текста.
Концепция К.-Г. Юнга и специально проведенные эксперименты доказывают, что даже современный цивилизованный человек в своей реальной жизнедеятельности руководствуется подчас не осознанно принятыми решениями, базирующимися на рациональном мышлении, а установками, имеющими мифологизированный характер и не подчиняющимися законам формальной логики. Отсюда - неосознанное стремление к мифам и сказкам.
Установление Юнгом известных аналогий между различными видами человеческой фантазии (включая миф, поэзию, сказки, бессознательное фантазирование во сне), его теория архетипов расширили возможности поисков ритуально-мифологических моделей в самой психике. Юнг (кстати, увлеченный сказочно-мифологическими мотивами произведений Вагнера) не просто создал новую психологическую школу - он открыл человечеству неожиданные глубины психического, связанные с мифологизмом; его идеи послужили основой для создания огромного числа художественных произведений, в том числе и фантастических, и сказочных.
Последователи школы Юнга неустанно демонстрируют проявления архетипического в самых разных аспектах жизни человека. Литература и фантастика, по их мнению, являются ярчайшими проявлениями мифологизированного содержания коллективного бессознательного.

ЧЕТВЕРТЫЙ ФАКТОР – СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАФОРЫ
Оценивая роль метафоры и сказки в человеческой психике, О.А. Свирепо и О.С. Туманова пишут: «Именно это свойство - способность перекраивать реальность так, чтобы сохранить ее элементы, придавая им новый смысл, - делает ее столь ценным инструментом психотерапии. Принцип метафоры используют для того, чтобы по-новому расставить акценты, помочь пациенту переосмыслить свой опыт... То есть для того, чтобы метафора была эффективной (это в равной степени касается и символа, и образа), необходимо, чтобы она чем-то напоминала «первичные метафоры», «первичные мотивы», как бы работала на соответствующей частоте» (2004, с. 16).
Любопытно, что именно эти особенности метафоры отражены в современных романах жанра фэнтези, литературных сказках, фантастических кинофильмах. В них авторы, осуществляя научно-технический и социальный прогноз, мифологизируют будущее, а осуществляя философско-познавательную функцию в отношении эволюции человека и общества, опять-таки создают новый миф о реальности. То есть современные «сказочные» произведения опираются на прошлое (через древние мифы), по-новому толкуют настоящее (творят миф о действительности) и устремляются в будущее (ставя миф в качестве цели или прогноза). Культурно-психологические факторы, таким образом, не могут не влиять на запросы читателей, которые сознательно или бессознательно нуждаются в подобной «мифологической подпитке».
О.В. Защиринская выявляет ресурсы образа дурака в русских сказках: «Абсурд как изыск интеллекта является мощнейшим мотиватором к самоизучению и психокоррекции. Сказка ведет нас к человеческим ценностям, разуму от обратного, предъявляемого в гротескной форме. Давайте ужаснемся и сразу начнем думать в пользу позитивного самоизменения. Сказка - целитель сознания человека, затерявшегося в хаосе безумия и абсурда повседневности. Простота героя-дурака придает нам чувство веры в постижение возможностей собственной воли, интеллекта и могущества. Каждый - творец своей судьбы в этнокультурном контексте!» (с. 39).

ПЯТЫЙ ФАКТОР – ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ: ОТКРЫТИЯ ФИЗИКОВ
Вот эта группа факторов представляется особенно интересной. Но не парадокс ли утверждение, что увлечение сказками - следствие открытий в физике середины и второй половины ХХ века?
Обосную это утверждение, сколь бы парадоксальным оно ни выглядело.
Дело в том, что создание волновой и особенно квантовой теории привело физиков - таких гениальных, как Нильс Бор и Вернер Гейзенберг, - к изучению сознания средствами физики!
В 20-х годах прошлого уже века Эрвин Шредингер открыл квантовые волны и описал их в своем знаменитом уравнении. Одно из положений современной физики: квантовые волны нельзя измерить - это математические понятия, волноподобные в области мнимых чисел. Их можно считать движущимися как вперед, так и назад во времени. До наблюдения эти волны нелокальны, то есть распределены во всей вселенной. Лишь в момент наблюдения волна коллапсирует, то есть переходит в частицу с точным местонахождением. А до того - она может быть в любом месте во вселенной.
Согласно квантовой теории, материальные частицы возникают из ничего, то есть из вакуума, из так называемых состояний нулевой энергии. Дэвид Бом полагает, что квантовая волновая функция является носителем информации, постоянно взаимодействующим со всем вокруг нас.
Нелокальность, признанная сегодня в современной физике, предполагает, что частицы, например парные фотоны, рожденные в одном квантовом событии от одной электрической лампочки, остаются связанными через сотни лет и тысячи километров. Если что-то происходит с одной частицей, то другая «знает» об этом. А если Вселенная родилась в результате Большого Взрыва, то все частицы в ней взаимосвязаны...
После экспериментального подтверждения Алана Аспекта в 1981 году физики пишут: «Нелокальность является фундаментальным свойством всей Вселенной»!
А теперь вспомним основной принцип мифологического мышления - принцип партиципации («все есть все»). Вспомним и тот факт, что одной из ведущих идей символистов - больших любителей мифологизма - является идея всеединства, почерпнутая в философии Владимира Соловьева.
Захватывающая и волнующая мысль о взаимосвязанности мира, недискретности его, взаимопереходах объектов друг в друга, проистекающая из физики (!), естественно, стала сильнейшим фактором создания фантастических и сказочных произведений, проникнутых мифологизмом. Тем более знаменателен тот факт, что и некоторые психологи подхватили знамя физиков и уже разрабатывают концепции о психике как способе проявления квантово-волновой функции (так, например, квантовая волна для людей, по Арнольду Минделлу, является личным мифом).
Так что причин, почему люди любят сказки, много. Мы рассмотрели далеко не все. Но, думается, и названных достаточно, чтобы понять: сказки это совсем не просто...

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
ЛИТЕРАТУРА

1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 1998.
2. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. - СПб.: Издательство ДНК, 2001.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
4. Лосев А.Ф. Аристофан и его мифологическая лексика. В кн.: Статьи и исследования по языкознанию и классической филологии. - М., 1965.
5. Минделл А. Сила безмолвия: Как симптомы обогащают жизнь. - М.: АСТ и др. 2003.
6. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.

Новое на сайте

>

Самое популярное