Домой Связки Что для меня означает любовь к родине. О любви к родине, патриотизме и национализме

Что для меня означает любовь к родине. О любви к родине, патриотизме и национализме

Об этом чувстве сказано немало искренних и высо-
ких слов, и оно их заслуживает. Оно является неотъ-
емлемой частью того железного каркаса, на котором
держится здание социальной жизни и с разрушением
которого оно превращается в груду развалин.

Любовь к отечеству - одно из самых глубоких
чувств, закрепленное в человеческой душе веками и
тысячелетиями. «Знаменье лучшее - за отечество храб-
ро сражаться»,- говорил еще Гомер; «Городам, их вели-
чию, блеску, совершенству построек дивятся многие,
родину же любят все» - это слова Лукиана; «Отчизны
голос - голос лучшей музы»- П. Беранже; «И дым
отечества нам сладок и приятен» - А. С. Грибоедов;


«Нет у человека ничего прекраснее и дороже роди-
ны. Человек без родины - нищий человек» - Я. Колас.

Любовь к родине - один из наиболее отчетливых
образцов любви как таковой. «Нам дороги родители,
дороги дети, близкие, родственники,- говорит Цице-
рон,- но все представления о любви к чему-либо
соединены в одном слове «отчизна». Какой честный
человек станет колебаться умереть за нее, если он
может принести этим ей пользу?»

Любовь к родине означает любовь к родной земле
и живущему на ней народу. Эти две составляющие
единого чувства обычно идут вместе, поддерживая и
усиливая друг друга. Но случается, что они трагически
расходятся: человек любит родину, но не своих сооте-
чественников. Любовь к родине, противопоставленная
любви к живым людям, неминуемо оказывается аб-
страктной и декларативной. И если такой человек вос-
ходит на вершину власти, он приносит бедствия своему
народу.

В фундаменте диктатуры и тирании зачастую лежит
противопоставление «высоких интересов» родины (так
или иначе отождествляемых диктатором со своими
собственными интересами или интересами стоящей за
ним узкой группы) интересам якобы недостойного ее
народа. Это хорошо выразил уже Софокл в образе
диктатора Креонта, любившего, как ему казалось, роди-
ну, но не ее людей, и навлекшего несчастья не только
на них, но и на самого себя.

Чешский философ прошлого века Я. Колар был скло-
нен противопоставлять любовь к народу, нации - люб-
ви к отечеству и ставить первую выше второй. «...Что
должен разумный человек любить больше - страну или
народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко
найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык -
нигде и никогда; родина сама по себе есть мертвая
земля, чужеродный предмет, это не человек; нация


же есть наша кровь, жизнь, дух, личное свойство». Лю-
бовь к отечеству, к родным местам кажется Колару
слепым естественным инстинктом, присущим не только
человеку, но и животным и даже растениям, в то время
как любовь к народу всегда облагорожена разумом
и образованием. «...Многие деревья и цветы с такой
привязанностью льнут к своей родине, ее земле, воз-
духу и воде, что сразу вянут, чахнут и меняются, если
их пересадить; аист, ласточка и другие перелетные
птицы возвращаются из более прекрасных стран в свою
холодную родную землю, в бедные гнезда; многие
звери дают себя скорее убить, чем покинуть свою зем-
лю, свою территорию, пещеру, свой дом и пищу, а
если мы их насильно вырвем из их родных условий
жизни и переведем в чужие края, они погибнут от
тоски по дому». Любовь к родной земле как низшая
ступень любви к родине больше свойственна, думает
Колар, неразвитому человеку, дикарю, не знающему
ничего, подобного нации; современный же, развитый и
образованный человек выше ставит свою нацию. «Гру-
бый дикарь больше льнет к своей бедной, закопчен-
ной, наполненной дымом и дурными запахами лачуге
и к негостеприимной пустыне, чем образованный чело-
век к своему дворцу и парку. Родина эскимоса, его
жены и детей - это большая льдина, плавающая в ши-
роком море; льдина качается и наклоняется на грозных
волнах, морские бури и морские течения носят ее по
широким просторам. Тюлени и морские птицы - вот
его земляки, рыба и падаль - его пища. Год за годом
живет он со своей семьей на этой ледовой родине,
яростно защищает ее от неприятелей и любит ее так
сильно, что не променял бы ее на самые прекрасные
уголки земли. Дикарь знает только землю, которая его
родила, а чужеземец и неприятель называются у него
одним понятием; весь мир замкнут в границах его страны.
Кого же мы должны благодарить за то лучшее и благо-


роднейшее, что мы имеем? Не себя, не нашу землю,
а наших предков и современников» ".

Вряд ли это красочное, но предвзятое описание
справедливо. Земляки эскимоса - не одни тюлени и
птицы, и любит он не только жену и детей, но и свой
народ, пусть небольшой, но народ, с его особыми, только
ему присущими языком, преданиями, традициями, на-
деждами и т. д.

Опрометчиво также утверждать, что у современного
человека чувство родной земли слабеет, уступая при-
вязанности к своему народу.

Композитор Сергей Рахманинов и его жена, горячо
любившие Россию, оказавшись в Швейцарии, создали
под Люцерном некое подобие Ивановки, деревни, в
которой они когда-то жили. Но полной замены так и
не получилось. Рахманинов любил это место, там к нему
вернулась музыка, он после долгого перерыва снова на-
чал сочинять. Но однажды он с тоской проговорился
об утраченных родных местах. «Разве тут комары?-
вскричал он, прихлопнув одного из них.- Они и жа-
лить-то не умеют. Не то что наш, ивановский - вопь-
ется, света божьего не взвидишь».

И. Бунин говорил своему секретарю Бахраху: «Сколь-
ко русских зачахли на чужбине. От бедности, от бо-
лезней? Не знаю, думаю - гораздо больше от тоски по
Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке
Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов...» Из
письма Чехова из Ниццы к своей сестре Бунин выпи-
сал: «...работаю, к великой досаде, недостаточно много
и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне
за чужим столом неудобно...» Зачитав эту выписку,
вспоминает Бахрах, Иван Алексеевич помолчал, глядя
на вечереющее небо Граса, и каким-то тусклым, сев-

Колар Я. О литературной взаимности//Антология чешской и
словацкой философии. М., 1982. С. 234-235.


Один русский писатель, живший в эмиграции, вспо-
минал суждение своего земляка, осевшего волей судьбы
в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот
наши края: едешь неделю по болотам и никуда не
выедешь!»

Пусть и неважное, но родное, и современному чело-
веку может казаться лучшим, чем хорошее, но чуже-
земное.

Противопоставление родины и ее народа никогда
не приносило и не способно принести добра. Ни в том
случае, когда интересы родины ставятся выше интересов
народа, ни в том, когда любви к народу отдается пред-
почтение перед любовью к родной земле.

Чувство патриотизма делает человека частицей вели-
кого целого - своей родины, с которой он готов раз-
делить и радость, и скорбь.

Россия, любимая, с этим не шутят,
Все боли твои - меня болью пронзили.
Россия, я твой капиллярный сосудик,
Мне больно, когда тебе больно, Россия.

А. Вознесенский

С особой остротой патриотические чувства вспыхи-
вают, когда на родину обрушиваются тяжелые испы-
тания. «Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощу-
щает в глубине своего сердца» (В. Гюго). Война, голод,
стихийные бедствия сплачивают народ, заставляют забыть
все частное и преходящее, отказаться "от прежних при-
страстий и посвятить все силы одному - спасению ро-
дины.

Осенью 1941 г., когда фашистская армада, казалось,l
неудержимо шла на Москву, Бунин говорил, вспоминая,?!


наверное, недавние революцию и гражданскую войну:
«В своем дому можно поссориться, даже подраться.
Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все
склоки надо в сторону отложить да всем миром по
чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели.
Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием,
писал, что войны нужны лишь власть предержащим.
Но, напади враги на Россию, войну продолжал бы про-
клинать, а всем сердцем за своих бы болел. Так уж
нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому
быть не должно. А русский поражен тоской и любовью
к отечеству сильнее, чем кто-либо...» "

Адмирал Колчак, провозгласивший себя в граждан-
скую войну «верховным правителем России», призна-
вался, что ему легче было бы умереть от холеры, чем
от рук пролетариата. «Это все равно,- говорил он,-
что быть съеденным домашними свиньями». Однако
любовь к своему народу оказалась сильнее острой
ненависти к классовому врагу. Его возлюбленная через
много лет вспоминала, что, когда они с Колчаком вы-
ехали из Омска, с ними следовал русский золотой запас,
оказавшийся роковым для адмирала: двадцать девять
пульмановских вагонов с золотом, платиной, серебром,
драгоценностями царских сокровищ. Адмирал боялся,
что золото попадет в руки иностранцев. За день до
ареста он сказал: «Долг повелевал мне бороться с боль-
шевиками до последней возможности. Я побежден,
а золото? Пусть оно достанется большевикам, нежели
чехам. И среди большевиков есть русские люди» 2 .

Отстаивая свой народ, Моисей, как известно, пре-
кословил самому Богу: «И возвратился Моисей к Гос-
поду, и сказал: о, народ сей сделал великий грех;


сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если
нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую
Ты вписал» (Исход 32, 31-32).

Страстное желание служить народу, не оставлять
его в годину несчастий может пересилить даже любовь
к богу, если между этими чувствами вдруг приходится
выбирать.

Плохо, когда человек оставляет другого человека
в беде или предает его. Но оставить в беде отечество
и тем более предать его - это преступление, для кото-
рого нет ни срока давности, ни покаяния, ни прощения.

Любовь к родине менее всего является слепым,
инстинктивным чувством, заставляющим бездумно пре-
возносить отечество, не замечая его пороков. Любить
родину - значит прежде всего желать ей добра, доби-
ваться того, чтобы она сделалась лучше.

Один из самых замечательных патриотов в истории
России, П. Я. Чаадаев, писал: «Больше, чем кто-нибудь
из вас, я люблю свою Родину, желаю ей славы, умею
ценить высокие качества моего народа. Наверное, пат-
риотическое чувство, воодушевляющее меня, не сов-
сем похоже на то, чьи крики нарушили мое существо-
вание. Я не научился любить свою Родину с закры-
тыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми
устами. Я нахожу, что человек может быть полезен
своей стране только в том случае, если ясно видит
ее. Я думаю, что время слепых влюбленностей прошло^
что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной».
Чаадаева сочли клеветником на свое отечество, объ-
явили сумасшедшим, запретили печататься. Его «Апо-
логия сумасшедшего», из которой взят отрывок, была
написана в середине 30-х годов прошлого столетия,
но в России была опубликована только в начале нашего
века.

Мысль, что настоящий патриотизм должен быть про-
низан светом критического разума, не всем представ-


ляется очевидной. Любовь к отечеству и теперь нередко
отзывается тем приторным хвастанием, которое в Рос-
сии когда-то с иронией называли «квасным патриотиз-
мом». Послушаешь такого квасного патриота, замечал
Гоголь, и, если даже он чистосердечен, «только плю-
нешь на Россию!»

М. Салтыков-Щедрин был горячо, беззаветно предан
своей стране. «Я люблю Россию до боли сердечной,-
писал он,- и даже не могу помыслить себя где-либо
кроме России». И вместе с тем его отношение к стране
и народу было исполнено той трагической двойствен-
ности, о которой позднее А. Блок сказал в «Возмездии»:

И отвращение от жизни,

И к ней бездумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

Салтыков-Щедрин, хорошо видевший экономиче-
скую и политическую отсталость России, не способной
воспользоваться огромностью материальных ресурсов
и талантами своего народа, создал самую суровую и
мрачную в русской литературе картину своей родины.
Страсть к отчизне не мешала ему подвергнуть осуж-
дению и осмеянию ее пороки.

Истинный патриотизм чужд и враждебен национа-
листическому высокомерию и каким-либо национали-
стическим предрассудкам.

«...Берегитесь тупого, нетерпимого, кичливого пат-
риотизма, потому что он часто бывает только пред-
логом для самых черных поступков...» (Я. Колар).

Любовь к своему отечеству, не соединенная с мыс-
лью о верховенстве общечеловеческой идеи, о равен-
стве всех народов, безотносительно к уровню их социа-
льного и культурного развития, приносит вред в первую
очередь самой родине. «...Нельзя не любить отече-
ства...- писал В. Белинский,- только надобно, чтобы
эта любовь была не мертвым довольством тем, что
есть, но живым желанием усовершенствования; сло-


вом - любовь к отечеству должна быть вместе и лю-
бовью к человечеству». «Любить свою родину - зна-
чит пламенно желать видеть в ней осуществление идеа-
ла человечества и по мере сил своих споспешествовать
этому» ". Об ущербности национального эгоизма и се-
паратизма, необходимости соединения национального с
общечеловеческим всегда говорила русская литература.
«...Нравственные принципы всякого отдельного народа
суть принципы общечеловеческие»,- писал Салтыков-
Щедрин, и в другом месте: «Идея, согревающая пат-
риотизм,- это идея общего блага... это школа, в кото-
рой человек развивается к восприятию идеи о чело-
вечестве».

Противоположностью национализма является прини-
жение своей родины и своего народа, своеобразный
национальный нигилизм, выставлявшийся в недавнем
прошлом чуть ли не естественным следствием интер-
национализма. «К сожалению, есть силы,- отмечал в
одном из интервью писатель Ч. Айтматов,- которые
в самом народе, и это часто бывает, отрицают сами
себя. Они заняты самооговором. Я называю это нацио-
нальным нигилизмом. Явление это такое же реакцион-
ное, как и сам национализм».

Национальное и общечеловеческое, интернацио-
нальное- две взаимосвязанные стороны. Без их един-
ства нет мирового процесса развития и сближения
народов и наций, составляющих единое человечество.

Сближение наций и преодоление национальных
границ - закономерность исторического процесса. В Ев-
ропе она стала остро ощущаться уже после первой
мировой войны.

«Сегодня каждый «интеллектуал» в Германии, в Анг-
лии или во Франции ощущает,- писал испанский фило-
соф X. Ортега-и-Гассет,- что границы его государства

1 Белинский В. Г. Собр. соч. В 3 т. М., 1948. Т. 1. С. 639, 640.


стесняют его, еж задыхается в них; его национальная
принадлежность лишь ограничивает, умаляет его...
Впервые в своей политической, экономической и духов-
ной деятельности европеец наталкивается на границы
своего государства; впервые он чувствует, что его жиз-
ненные возможности непропорциональны границам того
политического образования, в которое он включен. И тут
он делает открытие: быть англичанином, немцем, фран-
цузом значит быть провинциалом».

Это рассуждение, относящееся к концу 20-х годов
нашего века, Ортега подытоживает так: «Европа воз-
никла как комплекс малых наций. Идея нации и нацио-
нальное чувство были ее самыми характерными дости-
жениями. Теперь ей необходимо преодолеть самое
себя. Вот схема грандиозной драмы, которая должна
разыграться в ближайшие годы» .

Драма произошла - вторая мировая война, раско-
ловшая Европу на две противостоящие части. В каж-
дой из них шли активные процессы интеграции. Западно-
европейские страны стоят теперь перед решающим ша-
гом: экономические связи предполагается расширить и
дополнить определенного рода политическим объеди-
нением. Сближение европейских социалистических и
капиталистических стран поставило на повестку дня
вопрос о создании единого «европейского дома».

Углубляющиеся и расширяющиеся процессы интегра-
ции европейских стран никоим образом не ставят под
сомнение ни их национальное своеобразие, ни их госу-
дарственный суверенитет.

Здесь можно вспомнить В. С. Соловьева, еще в кон-
це прошлого века изложившего основное условие еди-
нения народов и государств: «Определенное различие,
или раздельность жизненных сфер, как индивидуаль-

1 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Вопросы философии. 1989.
№ 4. С. 135-136.


ных, так и собирательных, никогда не будет и не
должно быть упразднено, потому что такое всеобщее
слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к
полноте бытия. Истинное соединение предполагает
истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу
которой они не исключают, а взаимно полагают друг
друга, находя каждый в другом полноту собственной
жизни... Всякий социальный организм должен быть для
каждого своего члена не внешнею границей его дея-
тельности, а положительной опорой и восполнением...» 1

Теперь, когда многократно возросла зависимость
народов и государств друг от друга и стала мрачной
реальностью угроза гибели человечества в случае ядер-
ной войны, национальное и общечеловеческое с осо-
бой остротой обнаруживают свое внутреннее, нераз-
рывное единство.

Ж. Ренану принадлежит знаменитая формула, рас-
крывающая суть того, что соединяет людей в одну
нацию: «Общая слава в прошлом, общая воля в на-
стоящем; воспоминание о великих делах и готовность
к ним - вот существенные условия для создания на-
рода... Позади - наследие славы и раскаяния, впе-
реди - общая программа действий... Жизнь нации -
это ежедневный плебисцит».

Нация - это общность крови, языка, столетиями
складывавшегося национального характера. Привязан-
ность к своему народу опирается на уважение к его
историческому прошлому и унаследованным от него
традициям. Утратить свою историю для нации все
равно что для человека потерять память.

Но нация не только «наследие славы и раскаяния»,
она также и прежде всего то, что «делается» и «будет».
Это главное в формуле Ренана: нация есть общая про-
грамма будущего, вырабатываемая ежедневным голо-

1 Соловьев В. С. Собр. соч. Т. 7. С. 13.


сованием. Прошлое охраняет и поддерживает нацию,
но движущей и образующей ее силой является буду-
щее. «Если бы нация состояла только из прошлого и
настоящего,- пишет X. Ортега-и-Гассет,- никто не стал
бы ее защищать. Те, кто спорит с этим,- лицемеры
или бездумцы. Но бывает, что прошлое закидывает в
будущее приманки, действительные или воображаемые.
Мы хотим, чтобы наша нация существовала в буду-
щем, мы защищаем ее ради этого, а не во имя общего
прошлого, не во имя крови, языка и т. д. Защищая наше
государство, мы защищаем наше завтра, а не наше
вчера» ".

Любовь к своему народу не сводится к уважитель-
ному и бережному отношению к общему прошлому.
Она предполагает прежде всего заботу о будущем,
о реализации той программы «общего дела», которая
каждодневно формируется в недрах народной жизни.

Помнить о приоритете будущего над прошлым в
существовании нации особенно важно сейчас, когда вни-
мание многих концентрируется главным образом на
восстановлении и сохранении исторического прошлого.
Еще недавно нашу подлинную отечественную историю
начинали с октября 1917 г. «Народы, царства и цари»
были выброшены на свалку истории, и мы оказались
отрезанными от собственного прошлого. Это нетер-
пимо, исторические корни должны быть восстановлены.
Но какой бы важной ни была эта задача, нельзя забы-
вать, что ни одна нация, обращенная лицом в прошлое,
не способна существовать как устойчивое, имеющее
перспективу целое.

" Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Вопросы философии. 1989.
№ 4. С. 147.

, изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Не знаю, как сейчас в учебниках, но когда я учился в школе, слово «Родина» всегда писалось с большой буквы. Сейчас слов «патриотизм», «Родина» стали бояться как чумы. Как раньше боялись слов Бог, Церковь.

Православные психологи И.Медведева и Т.Шишова рассказывают, как к ним на прием пришла однажды мама, обеспокоенная состоянием сына: «“Ой, вы знаете… Даже не знаю, как вам сказать… Главное - все хуже и хуже… Уж я и так и сяк, и угрозами, и уговорами… Ничего не помогает… Даже обостряется… Может, переходный возраст?” Мы (уже в два голоса): “Да что? Что с ним? Скажите толком, не стесняйтесь!” (Мы заподозрили у ее сына какой-то тайный порок, о котором она не в силах говорить даже со специалистами.) И наконец, потупившись, она еле слышно пролепетала: “Ну, в общем, у него… патриотизм…” Вымолвив с таким трудом это “страшное” слово, мама немного успокоилась и добавила: “Боюсь я за него. Не представляю, как он, такой, будет? В наше-то время…”»

Тут, конечно, случай из области анекдотов, но смешного мало. Перед нами типичный человек нашего времени - с напрочь промытыми пропагандой мозгами. Даже ребенок интуитивно, инстинктивно любит Родину, как любят мать, а мама считает «патриотизм» психиатрическим диагнозом. Конечно, жалко людей, их оболванивают враги России, которые спят и видят ее окончательную гибель, но ответственности с нас это не снимает.

Мы жалуемся: как плохо, тяжело жить в России, как хорошо в других странах. Скажите, будет ли хорошо и уютно в доме, если обитатели не любят его, не убираются, не ремонтируют, стараются поскорее убежать из него куда-нибудь?

Стало привычным делом в среде православных ругать Америку. Да и не только среди православных. Даже сатирики с эстрады смеются над американцами. Но Америка только для других народов «мировой жандарм», а для своих граждан - мать родная. Национальная идея в Америке - это американский патриотизм. С детства людям внушается мысль о том, что Америка - самая великая и могучая страна, а они - жители этой страны.

В Америке никогда не будет того, что происходит сейчас в Европе. Западная Европа сама вырыла себе могилу своей толерантностью, запустив мусульман и дав им все права. Так что кое-чему у американцев можно поучиться.

«С чего начинается Родина?» - пели мы в детстве. Любовь к Родине начинается с любви к родителям. Слово «патриотизм» происходит от латинского слова pater - отец. А русское слово «Отечество»? Второе, с чего начинается Родина, - это любовь к вере предков и вообще к памяти предков.

Россия - это страна с великим прошлым, непонятным настоящим и очень туманным будущим. Без веры сложно воспитать патриота. Вера воспитывает совесть. Человек без совести не может любить Родину, может ее только использовать, а иногда даже продавать. Все беды России от отсутствия веры и, как следствие, от отсутствия совести. Выделяются деньги на возрождение экономики, помощь неимущим - их разворовывают. И так во всем. Мы часто думаем: как нам обустроить Россию?

А обустраивать надо свои души, души наших детей и близких. Если бы они были обустроены, Русь уже давно бы возродилась. И начинать надо со своей души. Во все времена охлаждение веры в России, отступление от Бога вызывало народные бедствия. Это увидит любой, кто изучает историю. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что если бы Россия всегда держалась благочестия, то благосостояние ее росло бы год от года и величию ее не было бы предела.

В современной истории, к сожалению, очень мало примеров, на которых можно воспитывать молодежь. В основном эти образцы можно черпать из нашего героического прошлого. Кто герой нашего времени? Данила, что ли, из фильма «Брат»? Но и в наше скупое на героизм время можно найти потрясающие примеры. Я рассказывал на уроке в школе про солдата Женю Родионова, который отказался снять крест и стать мусульманином (чтобы потом расстреливать своих братьев), за что был казнен. Я думаю, многих этот пример тронул.

Герои, как и святые, не могут бесследно исчезнуть. Если нет святых - нет Церкви. Если нет героев-патриотов - нет страны. Нужно находить образцы, подобные Жене, и рассказывать о них молодежи.

Да, положение России очень тяжело, спасти ее может только чудо, но Господь не посылает чудо без подвига и веры людей. От нас, от нашего воспитания зависит, вырастут ли юноши, дети в новое поколение грабителей-приватизаторов и молодых реформаторов или будут людьми, по-настоящему любящими Россию, ее надеждой и опорой.

Купить эту книгу можно

Любовь к родине и патриотизм - это понятия разные.

Любовь - это чувство, которое мы можем испытывать к разным объектам и субъектам. Мы можем любить (или не любить) одновременно родину, женщину, маму, ребёнка, бога, свой дом, музыку, красное вино, мясо, ананасы, путешествия, свои или другие города и страны и так далее…

Этому чувству не нужны жертвенность или страдания во имя кого-то или чего-то. Как только в любовь примешивают ревность или жертвенность она приобретает болезненные формы. Жертвенность же в патриотизме - его важная часть.

Мы можем что-то любить, а что-то - нет в любом явлении и человеке. Мы также выбираем кого и что любить. Но, как известно, «Родину не выбирают». Где родился - то и люби. Выбор минимален.

Патриотизм - это не только любовь, но и, что важно, демонстрация любви к Родине. Патриотическое поведение - это когда мы не только любим, но и показываем это, навязываем это чувство другим, считаем отсутствие любви к нашему объекту недостатком или даже преступлением.

Из любви выгоду не извлекают. Само чувство уже достаточно. Демонстрация же чувства - в данном случае патриотизма - имеет целью ещё и извлечение какой-то выгоды, моральной или физической, так как сакрализация этого чувства повышает значимость тех, кто его испытывает. Под эгидой и маркой патриотизма творить можно что угодно, и это не осуждаемо.

Под «родиной» каждый понимает своё: кто-то государство, кто-то язык, кто-то пейзаж детства, а кто-то воспоминания или свою семью - и потому любовь к родине у разных людей разная. Другие это всё равно не почувствуют так, как я. И не нужно. Патриотизм же - это форма, как правило, групповой любви и разделённых представлений и ценностей.

Есть любовь избирательная. Конкретная: это люблю, а это нет. А есть любовь подобная эйфории, к образу - когда кажется, что любишь «всё» и «целиком». Патриотизм подразумевает любовь к Родине в целом. Любить её такой, какая есть, «во что бы то ни стало», «несмотря ни на что». Конечно иногда, патриот может и ругать Любимую, но не позволяет это делать другим. Люблю её, какой бы она ни была. За то, что она есть.

Любовь к кому-то или чему-то не порождает ненависть к тем, кто это не любит. Это моё личное чувство. Патриотизму же необходимо, чтобы и другие разделали это чувство, а ненависть к врагам Родины обычно прибавляет силы и страсти.

Чувство любви приятно и полезно тем, что в объект любви хочется вкладываться, о нём заботиться и помогать ему в развитии. Любящий родину или часть её может быть и чувствующим, и действующим, исходя из этого понимания любви. Это не требуется от других, и другим не сообщается - это наше личное дело. Деятельность же патриота требует вовлечения в неё других. Патриотизм становится общим делом и требует объединения.

То есть каждый из нас может любить родину и при этом не быть патриотом. Можно рассматривать патриотизм как частный случай и необязательный вариант любви к родине. При этом, демонстративность, жертвенность, массовость, нетерпимость, навязчивость и активность этого явления и чувства часто придают ему нездоровый характер, приводя к серьёзным и опасным заболеваниям на этой почве. Что угрожает благополучию как самого любящего, так и объекта его любви.

P. S. Написал год назад. И за прошедший период, знакомясь с российским, украинским, американским и прочими патриотизмами, убедился их общем характере, и точности данных наблюдений.

Приложение 1

патриотизм есть чувство любви к родине

Л. Конча, канд. биол. н.,

ВНИИТЭ, Москва

Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам .

Таким образом, патриотизм есть чувство любви к родине и как всякое чувство является состоянием духовным. Это чувство отражается каждым самостоятельно, в личном духовном опыте. Любить можно только самому, искренне, по доброй воле. Нельзя Родину и людей любить по приказу и перестать любить по запрету. Но воспитать в душе чувство к родине, пробудить настоящий патриотизм должно. При этом важно не проповедовать и любовь к родине, а исповедовать свою любовь чувством, словом и, главное, делами, поступками, жертвенным служением. С раннего детства ребенок сначала в семье, а потом и в обществе вовлекается в духовный опыт своей родины, приучается пребывать в нем и развиваться. Происходит свободное патриотическое самоопределение человека. Человек познает свой народ, свою связанность с ним, формируется общность и «Мы». «Патриотическое единение людей покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности – внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности) и внешней (природа, климат, соседи). Вся эта внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом), причем она и со своей стороны формирует дух народа, то облегчает ему его пути, то затрудняя и загромождая их. В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство» .

Патриотическое единение бывает более прочным, когда людей связывает не только общая территория, власть и законы, но общая вера. С древних времен основу патриотизма составляла религиозность, чувство предстояния Богу. Еще Цицерон говорил: «Здесь моя вера, здесь мой род, здесь след моих отцов, я не могу выговорить, какой восторг охватывает мое сердце и мое чувство…» [цит. по 4 , с. 192].

Любовь к семье, своему роду, родным местам не только вдохновляет человека, но и дает возможность выстоять в нелегких жизненных путях. С удивительной прозорливостью выразил это.

«Два чувства дивно близких нам,

У них обретает сердце пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостояние человека, -

Залог величия его.

Истинное величие всегда утверждается на родной почве. Когда мы говорим о родине, то подразумеваем о духовном единстве своего народа. Это единство вырабатывается веками напряженной работы, борьбы с природой, с внешними захватчиками, путем создания единой духовной культуры. Каждый народ призван творчески, духовно проработать свою природную и историческую данность, преобразовать её и создать свой национальный, своеобразный духовный облик. Чувствование своего духовного единения, чувство Родины – это святыня, которая вдохновляет, укрепляет, утверждает и, которую должно беречь. Как выразился В. Жуковский, «О Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя».

Проникновенное рассмотрение духовной сущности патриотизма приводит в своих произведениях. Исходя из положения, что родина, как и любовь к ней есть «нечто от духа и для духа», выделяет разные проявления патриотизма. Если любовь к родине живет в душах людей в виде неразумной предметно неопределенной склонности, такой чисто инстинктивный патриотизм, то есть реальная опасность сведения его к националистической гордыне и откровенной жажде завоеваний. Истинный патриотизм, духовно осмысленный, совмещает страстную любовь к родине с мудрым трезвением и чувством меры. Любовь к своему народу и вера в него не исключает видение его слабостей, несовершенства, настоящий патриотизм видит духовные пути своего народа, но также видит и его соблазны, его слабые стороны. Одним из соблазнов национализма есть стремление оправдать свой народ во всем и всегда. Истинный патриотизм именно из любви к своей родине отмечает ошибки своего народа, недостатки его характера и указывает на них – любовно, озабоченно, творчески. «Так критикуют свое, любимое, не отрываясь от него, но пребывая с ним, - говоря о «нас», для «нас», из крепкого и единого национального «МЫ». Возникает могучее творческое единение людей в национальной духовной культуре , где мы все одно, где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) – едино для всех нас и обще всем нам» (5 , с. 199). Такова идея родной нации. «Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада».


Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. Укрепление национального сознания укрепляет и личностное начало в человеке. Человек черпает свои силы в национальном духе, национальной культуре и наоборот, нация, как духовный организм, обогащается творчеством отдельных личностей. Поэтому интернационализм, стирающий национальный различия, направлен на разрушение личностного начала, оскудеванию жизни и, в перспективе ведет к разъединению людей, потому что близкое общество не может быть по настоящему единым.

Провозглашаемые либеральным сознанием общечеловеческие ценности, по сущности своей являются пустой функцией. «Общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении отдельного человека. Чтобы понять общечеловеческое, нужно быть собой, надо иметь свое мнение, надо мыслить самому. Только самостоятельные умы служат великому делу человеческой мысли» (. Цит. по 4, с. 638).

Так и русский патриотизм, являясь выражением русского духа, имеет свои отличительные особенности. Прежде всего, патриотизм русского народа вдохновляется верою. Защищая себя от врагов или выступая на них сами русские, прежде всего, были убеждены, что проливают свою кровь за отеческую веру. Так было и в начале становления русской государственности, так было и на протяжении веков. Благоверный князь Александр Невский, помолившись усердно перед битвой со шведами, сказал своей немногочисленной дружине: «Нас немного, а враг силен; но Бог не силе, а в правде: идите с вашим князем!». Крест считался оружием нетленным, им благословлял преподобный Сергий своих иноков на Куликовскую битву. Куликовскую битву исторически отмечают как особую веху в развитии русского национального сознания. На поле Куликово шли рязанцы, москвичи, владимирцы, новгородцы, а вернулись русские. Защитники «святой Руси» смогли одолеть татаро-монголов лишь поднявшись на защиту святынь православия, а не политических или земельных интересов [ 8]. При этом надо отметить особую роль православной церкви, которая на протяжении тысячи лет ковала и пестовала несгибаемый державный дух русского патриотизма.

Горячей верой было проникнуто учение. В общем, вся «наука побеждать» зиждилась на вере:

С нами Бог!

Молись Богу – от него победа.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Без сей молитвы оружия не обнажай,

Ружья не заряжай, ничего не начинай.

До издыхания будь верен Государю и Отечеству.

Дух укрепляй в вере отеческой, Православной.

Воздай честь небу, а потом земле.

Победи себя и будешь непобедим!»

Перед решающей битвой русское воинство молилось, постилось. Вдохновленные своей верою русские воины брали неприступные крепости, переходили пропасти и горы, терпеливо сносили лишения, голод, холод. Россия веками жила в угрозах войны, в посягательстве многочисленных врагов на русские земли, в постоянном напряжении держать свои рубежи. И эта суровая школа военных испытаний выработала в русском человеке выносливость, стойкость, бесстрашие и необыкновенное терпение. Последнее заслужило особенное название «русское» терпение. Есть мнение, что драгоценный талант терпения и смирения, приобретенный народом во время татарского ига, лег в основу русской государственности. Все сословия несли свои тяготы по укреплению и защите Родины. И эти качества – терпение, кротость, благодушие, неуклонное исполнение своего долга, безропотное несение страданий всегда удивляли иностранцев. Храбрость и героизм свойственны, конечно, и другим народам, но такие христианские добродетели, как незлобие, самоотвержение, скромность, удивительно мирный дух после победы были отличительной характеристикой русского воина. Еще писал о триумфальном въезде русской армии в Париж;

«В Европе росс! – где факел мщения?

Поникни, Галлия главой!

Но что я зрю? Герой с улыбкой примирения

Грядет с оливою златой».

Своя страна еще лежит в руинах, а он (росс) «несет врагу не гибель, но спасение и благотворный мир земле».

Другой отличительной чертой русского патриотизма является жертвенность. Исходит она из того же источника – евангельского учения о любви. «Нет больше той любви, как если кто душу положит за други своя». Готовность отдать жизнь свою за отечество есть великая духовная сила, она и делает русского воина непобедимым. Как пелось в солдатской песне 1812 г.:

«Вспомним, братцы россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в родстве жить».

Вспоминая подвиги русского оружия, наш великий поэт пророчески предупреждал:

«Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сражения,

Вопрос о жертвенности в последние годы стал особенно актуальным в связи с попытками пересмотреть итоги П мировой войны. Послышались отдельные голоса, что жертв было слишком много. Да, цена победы была велика. Но ведь и вопрос стоял по существу – быть или не быть русскому народу. Общеизвестны гитлеровские планы по использованию славянского населения. И в такой перспективе, в виду угрозы истребления, народное сознание, как и в прежние времена, выразило свою жертвенную решимость стоять до конца – «а нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Народ проявил массовый героизм. Для сравнения можно вспомнить, что многие страны Европы были завоеваны Гитлером за считанные недели. Та же вольнолюбивая Франция сдалась противнику без единого крупного сражения. Боялись человеческих жертв, не хотели материальных разрушений. Менталитет западно-европейского человека пронизан духом либерализма, всепрощенческого гуманизма и героизма, что в принципе исключает перспективу положить «живот свой за други своя». Поэтому разговоры о границах жертвенности, «разумной жертвы» не состоятельны по существу. Жертва сама по себе обладает святостью. Большие жертвы русского народа во П Мировой войне было условием выживания народа. Именно это трагическое условие высвечивает масштаб народного подвига. Большие жертвы не делают победу менее героической. Легче уничтожить народ, чем вытравить память.

Не случайно в годы испытаний люди обращаются к героическим страницам своего прошлого, ища поддержки в духовном стоянии и ответе на вызовы современности.

Для решения современных проблем патриотического воспитания молодежи полезно вспомнить опыт быстрого возрождения патриотического сознания в стране в первые же дни и месяцы после нападения фашистской армии на Советский Союз. Предварительно необходимо отметить, что исторические российские традиции любви к отечеству, родной земле были резко прерваны после октябрьского переворота в 1917 году. Национальное самосознание считалось враждебной пролетариату ценностью. Поскольку «у пролетариев нет отечества» - по Марксу - Энгельсу, то и патриотизм был «отменен». Готовились к мировой революции и партийная идеология утверждала ценности интернационализма. Идеи о новом обществе («Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем») были восприняты значительной частью народа. Мечтали «в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитием». Причем, революционный пафос был так силен, что готовы были жертвовать и собой, и своей страной ради «светлого будущего всего человечества». Это была какая-то мистическая черная вера.

Со свойственным русскому менталитету максимализмом, распевали «все, как один, умрем в борьбе за это», готовы были свою «хату оставить, пойти воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». А у себя оскверняли мощи, срывали колокола, разоряли деревню «до основания», а затем строили города, заводы, в том числе и «Котлованы». Были и большие достижения, и жесткая индустриализация, и безжалостное разрушение природы. Но главная трагедия была в том, что разрушалось национальное самосознание, развенчивались традиционные ценности. Воинствующая коммунистическая идеология была направлена на «создание нового человека» - послушного, безжалостного, делового «винтика». Истреблялся тот тип человека, которым исконно держалась русская земля, - жертвенным, мужественным, стойким.

Гроза 41 года, угроза реального порабощения страны все поставило на свои места. Два с небольшим десятилетия коммунистической идеологии не вытравили из сознания людей лучшие качества, которые народ стяжал за тысячелетнюю свою историю, и в первую очередь, любовь к родине. Буквально в первые дни войны народ собрался с духом и с неукротимой решимостью поднялся на борьбу с врагом. Как известно, подъем народного духа бывает именно в минуту грозных испытаний, когда враг на пороге.

«О как душа заговорила

Народность наша поднялась:

И страшная России сила

Проснулась, взвихрилась, взвилась».

И хотя эти слова были сказаны Глинкой в 1812 году, они очень верно отразили обстановку в стране после нападения Германии на Советский Союз. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» - призыв прозвучал на всю страну. Началась усиленная пропагандистская работа, направленная на воспитание чувства, как тогда говорили, «социалистического патриотизма», личной ответственности за судьбу Родины. Для агитационной работы было выделено 3 млн. (!!) агитаторов и пропагандистов . Были разработаны письма, рекомендации, памятки и другие документы, предписывающие формы, методы и содержание агитационной работы в различных слоях общества. Были созданы антифашистские комитеты (Всеславянский, Евркйский, Советской молодежи, Советских женщин). Вообще, все мероприятия носили массовый характер, все общество было пронизано и пропитано агитационной пропагандой. Везде, в домах, школах, бомбоубежищах , учреждениях и т. д. были созданы красные уголки с постоянно обновляющейся информацией. Широко были распространены разнообразные средства наглядной агитации: доски информационные, газеты, плакаты – «молнии». Большая работа велась в издательствах: выпускались книги о славном прошлом народа нашей страны, о героизме армии, офицеров и солдат, о победах русского оружия. Особую роль надо отметить творческой интеллигенции – писателей, поэтов, художников, артистов. Патриотическая тематика пронизывала все их произведения (прозу, стихи, музыку, спектакли). Воспитывалась любовь к родине, ненависть к врагу.

в «Правде» писал: «…Моя родина, моя родная земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…». Уже в 1942 году А. Твардовский начал публиковать свою замечательную поэму «Василий Теркин», написанную на таком хорошем русском языке , что стихи сами запечатлевались в сердце. Образ русского солдата, жизнерадостного, умелого, смекалистого, мужественного патриота своей любимой родины воодушевлял миллионы людей. А замечательная седьмая симфония, исполненная уже в середине 1942 года в осажденном городе. Грозная и этическая, сердечная и строгая музыка, воспевающая мужество защитников города, вещающая о победе, несмотря на силу врага, поднимала дух людей, согревала их сердца. Надо отметить, что все художественные произведения в эти грозные годы отмечались необыкновенной выразительностью и проникновенностью, находили путь к сердцам людей. Вспомнить только знаменитые плакаты «Родина – мать зовет», «Бей насмерть», «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет», «Воин Красной армии, спаси» и др.


Война обнажила мощную силу – самоотверженный порыв народа на защиту Отечества, взлет русского патриотизма. В этом было особое величие народа, т. к. перед войной все слои общества прошли «чистки», процессы, раскулачивание, расказачивание и т. д. Но в решающую минуту опасности, когда встал вопрос о существовании самого народа, любовь к Родине превзошла все остальные чувства и отношения.

Значение духовного фактора в культуре патриотизма хорошо понимали советские военноначальники и сам Главнокомандующий. Уже в своей речи к народу Сталин обращается в христианской традиции «братья и сестры», вспоминает великих защитников земли русской – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и др. По инициативе Сталина утверждается патриаршество, призывается духовенство (кто еще выжил в лагерях) к служению. Русская Православная церковь горячо откликнулась на народную беду. В храмах служили молебны, священники благословляли воинов на ратные подвиги, собирали материальные средства на военную технику. Представители РПЦ показали не на словах, а на деле свое единство с народом, готовность жертвенного служения за общее дело – освобождение страны от захватчиков. Восстановление духовного единства народа стало решающей силой в победе над фашизмом.

Особенность современной ситуации в России заключается в том, что российское общество разобщено, дезориентировано. Остро ощущается отсутствие национальной идеи, которая бы объединяла людей. Человек должен осознавать себя и свое место в обществе, знать свое прошлое и быть уверенным в будущем. Именно народная память о великом прошлом рождает героев сегодня. В целом речь идет о формировании национального самосознания, о сути объединяющей идеи для России. Знаменательно, что значительная часть ученых признает, что эти проблемы неразрешимы сугубо секулярными. т. е. атеистически-материалистическими категориями. Здесь нужен иной язык - не светской идеологии и даже не политической социологии, а политической теологии . Ведь речь в данном случае идет о том, что неизмеримо глубже идеологии. Даже более того: речь идет о том, что во­обще не является идеологией.

Как показывает печальный социальный опыт новейшего времени, идеология, как таковая, в принципе не может быть объединяющей. Ни коммунистическая, ни какая другая пар­тийная или национальная идеология не могут сыграть роль объединяющей идеологии. Причина в том, что идеологемы всегда апеллируют к интересам какой-то отдельной части, но не целого. Объединив одних, идеология отделяет их or других. Идеологии всегда партикулярны и различаются лишь направленностью и масштабами этой патрикулярности. В них по оп­ределению нет и не может быть консолидирующего универ­сализма ...

Чтобы начать процесс концептуального заполнения этой ниши, необходимо понимание одной важной вещи - для Poссии есть только одна объединяющая идея, которая может быть ценностной, смысловой , нормативной доминантой в ее со­циальной и духовной жизни. Это христианская идея...

Истинная, т. е. христианская идея способна и напоить, и накормить. И, конечно же, она способна и объединить, консолидировать людей, обеспечить действенность и эффективность солидаристических связей в oбществе [ 6].

Ключевое значение в соединении человека с идеологией занимает семья, ведущее звено социализации. Главная роль в этом взаимодействии принадлежит религиозным ценностям.

Уникальность роли семьи может быть представлена в та­кой последовательности участия конкретного человека в идео­логическом процессе:

Во-первых, как ребенок именно в семье он усваивает со­держание таких понятий, как «традиция», «норма», «мечта», «свобода», «ответственность», «смысл жизни» и т. д. Здесь он приобщается к основам религии, религиозной идеологии;

Во-вторых, в юности нравственная атмосфера семьи, по­нимание ценностей родителей через их поступки, нравствен­ные примеры создают исходные предпосылки для восприятия какой-либо идеологии;

В-третьих, в годы зрелости, особенно в период 20-30 лет, человек сам создает себе семью, в которой он начинает помо­гать своим детям знакомиться с традициями, нормами, идеа­лами, ценностями, смыслом жизни и т. д.;

В-четвертых, в пожилом возрасте (как дедушка или ба­бушка) человек весьма активно участвует в том же начальном этапе социализации своих внуков и внучек. Он уже сам может и обязан предложить образцы нравственного поведения, един­ства слов и поступков, своей идеологии [ 6, с. 106 ].

Исследования базовых ценностей россиян, процесса формирования российской идеологии 21 века показало, что сегодня в России востребована различными слоями общества объединяющая патриотическая идеология, как это было и раньше, в самые тяжелые и смутные времена в истории России .

Необходимость такой идеологии диктуется, прежде всего, с целью достижения единой цели – выхода их из кризиса и возрождения Отечества, созидания общего блага и достойной жизни каждого россиянина. Патриотическая идеология обогащает и наполняет глубоким жизненным смыслом идеалы и ценности граждан, соединяя их с российской мечтой и исторической миссией, благодаря сохранению и упрощению исторической памяти.

Важным на сегодняшний день является факт, что востребованность патриотической идеологии выражается не только народным сознанием, но и верхушкой власти. Так, при посещении старинного села Старая Ладога 17 июня 2003 года сказал: «Если говорить про объединяющую идеологию – то для такой страны, как Россия, - это, конечно, патриотизм. Нам недостаточно вспоминать, какими мы были великими, талантливыми и красивыми. Надо, чтобы мы и сегодня были такими».

При воспитании патриотизма в современных условиях надо иметь в виду, что важнейшей его составляющей является духовность (имеется в виду благодатная духовность, а не демоническая). Духовность же является чисто религиозной категорией, которая не имеет смысла без понятий о добре и зле, бессмертии человеческой души, о Боге. Поэтому решать проблемы патриотизма без религиозного освещения невозможно по сути, что и показала нам недавняя история. Всем известно, как советский человек гордился своей Родиной. И было чем гордиться, страна действительно имела великие достижения во всех областях: от балета и спорта, до ракет и космоса. При этом страна несла образ великой супердержавы, выразительницы идей справедливости. В один день 1991 года великой страны не стало и никто из миллионов, оказавшихся чужими на своей земле, не поднялся, не заступился, не возроптал даже. «Народ безмолствует». Хотя полвека назад эти люди считали своим священным долгом умереть за Родину, т. к. в 40-е годы 20 века народ еще хранил исторические традиции. Но десятилетия коммунистической пропаганды, воспитание нового «социалистического» патриотизма, который стремились воплотить не только в преданность и верность своей Родине, но и «всему содружеству социалистических стран» размыл саму сущность патриотизма. Ясно, что все страны, даже и социалистические, любить невозможно так, как любят свою, родную, единственную страну.

Главной задачей воспитания молодежи в духе патриотизма является увековечивание памяти о победах русского оружия, о павших героях, о главных событиях российской истории. Например, увековечивание памяти павших воинов, это старинный воинский ритуал, имеющий вековую традицию. Память – священное чувство, живет в сознании народа вечно. И не просто живет, а завет новые поколения людей к свершению подвигов. Поэтому народ так чтит память о своих предках. Народ всегда сооружал памятники, храмы, часовни, кресты для увековечивания памяти. К сожалению, эти традиции были насильственно нарушены. В 20-е, 30-е, 40-е и 50-е годы ХХ века были уничтожены тысячи памятников, в том числе Храм Христа Спасителя во славу русских воинов, победителей армии Наполеона и памятник Александру П, Генералу Скобелеву и многим другим. Современные школьники, учась по новым учебникам Сороса, зачастую даже о значительных, эпохальных событиях не знают правду. Поэтому на сегодняшний день самое главное донести до молодежи славные страницы нашей истории и сохранить память на вечные времена.

Именно с детства, с ранней юности, «пока сердца для чести живы» надо начинать патриотическое воспитание. Упущенное сегодня, обернется драматическими последствиями завтра. В первую очередь надо использовать сложившийся в исторической России опыт воспитания духовно-нравственной личности, готовой служить на благо отечеству и мужественно защищать его в минуты опасности. Молодежь – будущее России и без осознанной и глубокой любви к родине невозможно возродить Россию и выстроить сильную страну.

Чувство любви к Родине формируется в душе ребенка с раннего детства, начиная со сказок о былинных богатырях, защитниках Земли русской. В последствии это чувство углубляется или выветривается под влиянием множества факторов. Так, в период развала страны ельцинскими и гайдаровскими реформами, многие из молодых людей не видели приложения своих сил на Родине. И только к настоящему времени, по мере укрепления российской государственности начинает меняться мировоззрение молодежи и усиливаются патриотические тенденции.

ЛИТЕРАТУРА

1.БСЭ. Т. 19, 282.

2. Великая отечественная война Советского Союза гг. (Краткая история). М., 1970. Изд-во Мин. Обороны СССР.

3. Высоко преосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти. – М.: новая книга, 1993.

Благодаря этому появится правовая основа насущно необходимого введения во всех учебных заведениях для всех учащихся предмета по культурно-нравственному воспитанию на основе изучения и освоения абсолютных общечеловеческих норм и предмета по устроению благополучной семьи .

Чтобы не возникло проблемы «отцов и детей» и для оздоровления экологии духа и совести в обществе, необходимо эти предметы также вводить как обязательную воспитательную работу в трудовых и рабочих коллективах и в средствах массовой информации, как это было в советское время..

Вторая задача состоит в организации научно-богословских исследований по возрождению духовно-научного творчества.

До ужасной катастрофы в 1917 году в России широко применялось духовно-научное творчество , которое позволяло получать с Божией помощью высшие достижения в науке, технике и других областях полезной деятельности человека. Этим творчеством владели выдающиеся личности: Ломоносов, Болотов, Суворов, Пирогов, Менделеев, Докучаев, Павлов, священник Павел Флоренский, Ильин, Сикорский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие. Они руководствовались библейской истиной: «Богу известно все обо всем в прошлом, настоящем и будущем ». Молили Бога о помощи в получении искомого решения и результата и получали их.

Для овладения духовно-научным творчеством человек должен иметь два качества : Во-первых, способности в области научно-технической деятельности , во-вторых, крепкую веру в Бога и возрастание в православном образе жизни.

В прежние времена эти качества имели многие, поскольку почти все люди, имеющие способности в научно-техническом творчестве, как правило, рождались и воспитывались в православных семьях . После революции 1917 года в России в большой мере исчезли православные семьи. Поэтому сегодня почти все дети и молодые люди, обладающие потенциальными способностями в духовно-научном творчестве, имеют безбожное воспитание . Для них закрыта высшая Божия истина . В связи с этим научно-духовное творчество стало редким явлением. А творчески одаренные специалисты получают новые решения на основе безбожного умственного инженерного творчества, результаты которого значительно ниже духовного созидания и часто оказываются даже более вредными, чем полезными. То есть современным талантам невозможно подняться до уровня Ломоносова, Менделеева и других знаменитых ученых России.

Овладение современными специалистами духовно-научным творчеством является для России громадным потенциальным резервом и силой в преодолении происходящего в нашей стране кризиса и возрождении могучей Державы.

Но решение этой проблемы включает ряд сложных новых для настоящего времени задач. Первоочередная из них состоит в организации поиска среди учащихся школ, студентов вузов и специалистов людей, имеющих одновременно веру в Бога и способности к освоению духовно-научного творчества.

Другая задача состоит в организации для таких людей очно-заочной школы по овладению духовно-научным творчеством . В этой школе особо важным становится изучение опыта деятельности выдающихся творческих личностей и монастырей России в прошлые времена, использование их опыта в решении актуальных современных задач. При этом нужно использовать существующую дистанционную форму обучения с применением компьютеров и Интернета.

Особое место в этой школе должно иметь направление по проектированию и созданию благотворных объектов – социально-экономических, технических систем, жилых поселков и т. д. Благотворные – это значит наиболее полезные и безвредные системы для тела, души и духа человека и окружающей природной среды. Они способствуют и помогают осуществлению жизни по заповедям Божиим и стяжанию Святого Духа , как заповедовал преподобный Серафим Саровский.

Третья задача - целевая подготовка кадров.

Успешное решение проблемы духовно-нравственного оздоровления и нормализация экологии духа и совести невозможны без целевой подготовки необходимых кадров – профессионалов. Речь идет об организации подготовки необходимых для этого специалистов, которых теперь не выпускают государственные и церковные учебные заведения и которые будут обеспечивать восстановление разорванных и уничтоженных связей между Церковью, государством и обществом.

Поэтому представляется целесообразным организовать государственную подготовку кадров по следующим специальностям и направлениям:

– духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях;

– создание и сохранение благополучной семьи на основе православного образа жизни;

– церковно-славянский язык – основа русской культуры, литературы и православной веры;

– Святая Русь – главная сила России;

– христианское искусство и архитектура;

– церковное и народное пение;

– экология природы, духа и совести;

– проектирование и создание благотворных систем;

– организация связи и сотрудничества между государств енными органами и религиозными конфессиями;

– использование средств массовой информации в духовно-нравственном оздоровлении общества.

Возможны и другие направления, поскольку проблема оздоровления экологии духа и совести мало изучена и разработана.

В целом высказывания Патриарха Кирилла содержат постановку важных задач для ученых, государственных деятелей, педагогов и священнослужителей, которым предстоит этими задачами неотложно заниматься.

Перед любой страной сегодня стоит вопрос о повышении уровня благотворных научно-технических разработок. Без оздоровления экологии духа невозможно овладение высшим благотворным творчеством с Божией помощью, особенно в настоящее время, когда сложность научно - технических разработок все более превосходит интеллектуальные возможности человека. Без оздоровления экологии духа и совести невозможно осуществить воспитание высоконравственных личностей, являющихся все более ценной частью общества. Невозможно создание и укрепление Святой Руси, являющейся самой большой силой России и мирового сообщества. Вот какие проблемные вопросы поднял и поставил Митрополит Кирилл – ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

За многие годы страданий русского народа, связанных с уничтожением Русской Православной Церкви и Святой Руси, Господь дал нам Свой Божий дар – лучшего проповедника Православия нашего времени – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ответ на этот дар и нам – народу России нужно проснуться, подняться и стряхнуть с себя накопившиеся грехи и соединиться по настоящему с Христом Спасителем. Как сказал современный выдающийся русский поэт – иеромонах Роман (Матюшин):

Вся Россия стала полем Куликовым.

Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?

Но не слышно клича Дмитрия Донского,

Некому Отчизну нашу защитить.

На земле родимой - Родина в опале.

Разгулялась погань - и просвета нет.

Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?

Под твоей десницей каждый - Пересвет.

Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.

И за Веру, за Русь станем все, как один.

Нет ни Сергия нынче, ни князя Донского,

Только образ Пречистой, да Спас впереди.

Отчет составил: доктор технический наук,

профессор, заслуженный деятель науки

протоиерей Александр Половинкин

Сочинение «Любовь к Родине» предусматривает рассмотрение любви разных уровней: любви к месту, в котором родился человек, к природе и к близким людям. Все тезисы подкрепляются аргументами из стихотворений Н. Рубцова («Тихая моя Родина»), С. А. Есенина («Гой ты, Русь, моя родная») и М. Ножкина («Родина моя, ясноглазая»).

Любовь к родным краям

Любовь к Родине в широком смысле этого слова начинается с любви к собственному дому, с любви к малой родине. Человек бережно и трепетно относится к месту, где он родился и где провел свои самые первые годы жизни. Именно здесь он сказал свое первое слово, сделал свой первый шаг и пошел в школу, которая является одним из самых главных жизненных институтов для человека.

Так, Н. Рубцов в своем стихотворении «Тихая моя Родина» показал, что для него любовь к Родине заключена в месте, где он плавал за рыбами, куда ходил купаться, где ходил в школу. Малая Родина значит для поэта многое. Он с трепетом отзывается о том месте, в котором родился.

Любовь к природе

Любовь к Родине также включает любовь к природе. Человек учится ценить природу и бережно к ней относиться с самого своего рождения, то есть на Родине. Любовь к деревьям, к птицам и животным - все это относится и к любви к Родине. Природа становится олицетворением любви к Родине, и наоборот.

Например, для С. А. Есенина любовь к Родине проявлялась в описании родных мест и природы. Это Русь с ее полями, тополями и кротким Спасом. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» великий поэт показал, что такое любовь к Родине:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Эти слова стали афористичными, с помощью них многие люди выражают свою любовь к Родине.

Любовь к близким и родных

Родина - это не только место, в котором родился человек, но и те люди, которые его окружали с самого рождения. Мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки - все эти люди относятся к понятию Родины. Это все те, кто появился в нашей жизни для того, чтобы учить и воспитывать. Именно с этими людьми связаны все детские воспоминания, которые и являются основой для любви к Родине.

Советский поэт М. Ножкин в стихотворении «Родина моя, ясноглазая» любовь к Родине сравнивает с любовью к собственной матери. Настолько велика и неразрывна эта связь.

Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Любовь к Родине», рассмотрит проявление любви к родным краям, к природе и к родным людям, а также проиллюстрирует любовь к Родине аргументами из литературы.

Самые популярные материалы февраля для 9 класса.

Новое на сайте

>

Самое популярное