Домой Переломы костей Тема духовного перерождения человека в рассказе чехова "ионыч". Духовное перерождение человека в рассказах чехова

Тема духовного перерождения человека в рассказе чехова "ионыч". Духовное перерождение человека в рассказах чехова

Выставка подготовлена и проведена в рамках Рождественских образовательных чтений, проходимых во всех регионах нашей необъятной страны, в т.ч. и нашей Ванинско-Переяславской епархии. Приходом запланирован целый ряд мероприятий, посвященных этому событию- подготовке к встрече Рождества Христова. И книжная выставка первое из них. При Свято-Петропавловском храме существует богатейшая библиотека, которая собиралась за все 45 лет существования прихода.

Для книжной выставки мы в первую очередь старались подобрать знакомых нам уже очень давно и любимых авторов: протоирея Александра Торика, Юлии Вознесенской, Н. Сухининой, Н.В.Волгина,С.Манова, Горшкова. И выбор пал на эту литературу еще потому, что это последние поступления(приобретения) в фонд нашей библиотеки. Заодно и привлекли внимание прихожан к чтению православной художественной литературы, где очень сильно видно перерождение души во имя любви к ближнему Выставку провела и охарактеризовала каждое произведение матушка Акилина.

«Золотой святыни свет» воспоминания матушки Надежды-последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия. Книга посвящена главному делу жизни Великой Княгини Елисаветы- Обители, которая и сегодня зовет служить Милосердию каждого из нас- каждого живущего на земле.

«Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли»- научное обозрение и богатая иллюстрация, история и значение Святых Мест, борьба Иерусалимского Патриархата и Святогробского Братства за их сохранение с самого начала до наших дней.

«Дальний угол, глухая сторона» книга из библиотеки дальневосточного казачества. В романе воссозданы достоверные события 17-го века, рисующие освоение русскими первопроходцами новых земель, «далекого глухого угла», Дальнего Востока. Внимание писателя привлекает не только судьба Пояркова, Хабарова, Степанова, исторических деятелей той эпохи, но и обычного человека-сотника Брулева, осознавшего в ходе тяжелых, сопряженных с многими опасностями походов их великую цель, в достижении которой не страшно отдать свою жизнь.

«Сокровенный мир Православия». Книга повествует об удивительной и неповторимой красоте Православия, о смысле и значении православной веры.

«Домашняя жизнь русского народа». Автор- выдающийся русский историк Николай Иванович Костомаров в своей книге создал живые картины прошлого, обращенные к будущему.; побуждает новые поколения читателей – пытливых, любознательных, мыслящих и деятельных- приобщиться к русским истокам.

«Святой России край»- о храмах Хабаровской епархии, в т.ч. и нашем- святых первоверховных апостолов Петра и Павла, но еще тогдашнем, как мы говорим «старом».

«Флавиан»автор прот.Александр Торик, книга в 3-х частях. В 1-й книге рассказывается о том, как человек обремененный заботами о хлебе насущном и житейской суетой, начал посещать храм и уверовал в Бога. Как постепенно герои повести постигают истинный смысл жизни.

«Димон» повесть этого же автора. Духовное перерождение.

«Эдесское чудо» автор Ю.Вознесенская. На основе древней истории о девице Евфимии и о чуде, совершенным св.Гурием,Самоном и Авивом, покровителями семьи, автор воссоздает удивительную атмосферу эпохи раннего христианства.

«Мои посмертные приключения» автор Ю.Вознесенская. В удивительных и порой страшных приключениях главной героини книги в загробном мире читателю открываются духовные истины, хранимые Православной Церковью.

«Самарянка» автор Горшков.Через непростые судьбы героев повести автор поднимает вопросы сложных человеческих отношений, рождения в душе веры в Бога, борьбы с грехом и соблазнами.

«Три лепты» автор С.Марнов. Три увлекательные истории о том, как человек может спасти свою душу в самых, казалось бы, гибельных обстоятельствах.

Сборник рассказов «Непридуманные истории»- о вере, о помощи Божией, о чудесных случаях из жизни простых людей.

«Алтарь затворенный» автор В.Н.Волгин. В своих рассказах автор во время страшных безбожных гонений и беззаконий, обрушившихся на родную землю отыскивает зерна христианской любви, описывает людей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце.

«Полет одуванчиков» автор Н. Сухинина. Все мы по разному представляем большую любовь. Но есть однажды и навсегда данный, утвержденный свыше,- закон, в котором понятие любви однозначно: это Божий закон, это- любовь по Господним меркам. Именно об этом написано в повести.

«Неугасимая лампада « автор Б. Ширяев. Автор, прошедший через все «круги ада» соловецкого лагеря рассказывает о духовном подвиге тех, кого не сломила жестокость богоборческой власти, бессильной перед тем главным, что есть в каждом человеке — «Неугасимой лампадой Духа.»

«Паломничество Ланселота» автор Ю.Вознесенская и 2-я ее часть «Путь Кассандры или приключение с макаронами». Это роман-антиутопия о будущем. Предупреждение обществу об опасности духовной деградации и насилия. Идет описание увлечения подростка-девочки компьютерными сетями, к чему это приводит и влияние верущей бабушки на нее и итог: душевное и духовное перерождение.


Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.

Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.

Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».

Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником. Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сводятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими пациентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его называли «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.

Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они. Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.

Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.

Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число.

В последнее время много говорится о том, что душа бессмертна, и что она может вернуться на Землю вновь, но в другой оболочке. Но можно ли испытать перерождение на себе?

Из нашей статьи вы узнаете, как можно переродиться физически и духовно.

Физическое перерождение

В индуизме существует такое понятие, как перерождение. Душа человека не умирает, а лишь меняет свою оболочку, поэтому она возвращается в мир в разных обличьях снова и снова. Этот процесс непрерывен, и отменить и повлиять на него невозможно. Причем на Землю можно вернуться не только в человеческом теле: если человек совершил много неблаговидных поступков, то он вернется в качестве насекомого или животного.

Получается, чтобы переродиться физически, нужно лишь уверовать в постулаты индуизма и жить по совести, чтобы благодаря чистой карме вновь вернуться в мир человеком.

Духовное перерождение

Существует и понятие духовного перерождения - это очищение души от неблаговидных помыслов и поступков, которое позволит начать жизнь с чистого листа. Как этого добиться? Чтобы искупить свои грехи, следует развиваться духовно; очиститься помогают ежедневные молитвы, а также помощь обездоленным людям. Причем помогать нужно от всей души, а не из корыстных побуждений, иначе ничего не выйдет.

Вторым шагом будет искренняя молитва за всех живущих в мире, в том числе и людей, которые причинили вам зло. Следует отпустить свои обиды и страхи, научиться прощать своих врагов и любить людей.

Кроме того, нужно жить по вечному закону Вселенной, который гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Поэтому нужно будет вести праведный образ жизни, сея только добро. Вскоре невзгоды уйдут, и к вам вернется радость жизни.

Возможно, вам будет интересно ознакомиться с нашей статьей о бессмертной душе - .

Из письма иеромонаха Кириака: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас инородцев было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться – ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илья. И это мое надругательство над Вами перевернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы».

И по воле Божией Илия (Илья) стал таким же, как его воспреемник при крещении, иеромонах Нестор. Он прожил жизнь, похожую на жизнь Владыки Нестора. Илья со знакомым купцом в 1908 г. оказался в Благовещенске. Там рассказал, что крестился от о. Нестора и исповедался перед епископом Приамурским Владимиром в грехе кощунства и просил его постричь в монахи. Епископ Владимир отправил его в Казань учиться на миссионера. Определили его, как и послушника Николая Анисимова на монгольское отделение. В монахи постриг Илью с именем Кириак Преосвященный Алексий (Дородницын) – ректор Духовной академии. Да, тот самый архиерей, который рукоположил в 1907 г. иеродиакона Нестора в сан иеромонаха. В том же самом Казанском мужском Спасо-Преображенском монастыре. После окончания курсов о. Кириак был направлен миссионером к епископу Николаю (Касаткину) Японскому, будущему Святителю.

Далее продолжились совпадения жизненных событий митрополита Нестора и иеромонаха Кириака. Святитель Николай Японский, а после него и епископ Сергий посылали иеромонаха в качестве миссионера к язычникам Японии, Кореи и Китая. В 1916 г. епископ Сергий послал его с поручением к архиепископу Владивостокскому и Камчатскому Евсевию (Никольскому) – первому священноначальнику иеромонаха Нестора. Там о. Кириак присутствовал на хиротонии архимандрита Нестора во епископа Камчатского.

« Много, много я делал над собою усилий подойти к Вам и со слезами попросить у Вас прощение за тот… кощунственный грех, когда ради забавы… принял от Вас во имя Отца, Сына и Святаго Духа водное таинство Святаго Крещения. Я до сих пор удивляюсь, как это могло получиться, что об этом своем кощунстве я исповедывался перед шестью Святителями… А вот перед Вами не смог. Что-то неведомое мешало мне в тот период, когда Вы получили, сподобились получить сан Камчатского епископа. Это было осенью».

Напомню, что эта хиротония стала выдающимся в истории ДВ и РПЦ событием, т. к. в первый и в последний раз совершалась не в столице.

При возвращении в Россию из Китая иеромонах Кириак в 1936 г. был арестован, освободился в 1955 г. (т. е. отсидел на Колыме в лагере каторжного типа 19 лет). В связи с тем, что на Камчатке у него никого не осталось, его поместили на Колыме в Дом инвалидов, а летом 1956 г. его и оставшихся в живых стариков из духовенства перевезли «в Россию». На момент начала переписки о. Кириаку шел 88-й год.

Духовное воссоединение митрополита Нестора и иеромонаха Кириака начались в августе 1960 г. В епархиальное управление (г. Кировоград, Украина) на имя правящего архиерея пришло письмо от Пантюхина Михаила Васильевича. Этот человек сидел вместе с группой духовенства, среди которых был иеромонах Кириак – крестник Владыки (Илья). Он-то и попросил Михаила Васильевича найти Владыку, чтобы исповедаться ему в своем грехе. У них завязалась переписка.

Наконец-то в ноябре 1960 г. митрополит Нестор получает через Михаила Васильевича долгожданное письмо от о. Кириака – своего духовного сына.

«… Ваше Высокопреосвященство! Святитель Божий и многолюбивый Господин мой! С самого начала я многогрешный и недостойный смиренный Инок Кириак падаю перед Вашим Святительством ниц и испрашиваю Вашего Святительского благословения, лобызая десницу Вашу.

<…> И теперь так сильно наполнилась душа моя радостью, что я думал сердце мое не выдержит. Ведь не только горе, но и неожиданная великая радость может разволновать любого человека до потери рассудка… Ваше письмо напомнило мне многое из моей прошлой многогрешной жизни еще до Вашего приезда в Гижигинский уезд в нашу Корякскую походную Православную миссию. Хорошо я помню три домика на морском берегу между сопок, в которых Вы приютили несчастных прокаженных и в уголку одного домика Вы устроили для них свою церковь, как вот теперь только вспомнил назвали ее в честь многострадального Иова из Библии. Потому, что он тоже был прокаженный… Мне много говорили, как Вы приезжали туда к проказникам [прокаженным], совершали для них Богослужения и привозили им продукты, гостинцы, священные книги и детишкам разные забавы.

Только потому я и вспомнил Вас пятьдесят с лишним лет [спустя], а особенно с 1936 года, что Вы всегда стояли в моей памяти, как Великий Святой Человеколюб нечастных больных и бедных больших детей природы, она была у нас там как первозданная.

Когда Вы молодым священником приехали к нам в Гижигу, я хорошо помню, мне уже было лет 35 и я был такой отчаянный вор и пройдоха. Ведь я остался сиротой лет шести. Колонисты-купцы воспитали меня побоями в своих факториях. У них я научился русскому языку, а потом и грамоте…

Господин мой и Святитель Божий слезно умоляю, простите меня, окаянного, ради Христа Иисуса. Ох, и сильно устал я говорить. Ведь два дня наш писарь это письмо пишет, а я лежу и говорю ему, что писать. В 1920 году получилось так, что я попал через Корею в Китай и целый год меня продержали в городе Юн-Пинфу при русской Церкви Святаго Иоанна Крестителя Господня. А там подошло время, что на Родину было проехать нельзя – война везде – и снова Господь Бог привел меня в Японию.

В 1936 году меня снова потянуло на Родину, но не успел я сойти по трапу парохода, как меня арестовали. Осудили и отправили сначала на берег Амура, а потом на Колыму, на Чукотку. В 1954 году освободили(напомним, что и митрополит Нестор был также арестован и отсидел 7,5 года в каторжной тюрьме в Мордовии. – А. Б.), но кому нужен 82-летний старик? И вместе с другими такими же меня поместили в инвалидный дом.

Устал я, Владыко Господин мой. А хочется так много, много сказать Вам о теперишнем житье моем и выплакать перед Вами все свои грехи».

Идет очень интенсивная переписка. Создается впечатление, что у всех намерение успеть все рассказать. Все в престарелом возрасте, все больны и немощны. Насельники Дома инвалидов один за другим уходят в мир иной. И каждый прожитый день – дар Божий.

Несмотря на свою колоссальную занятость, митрополит Нестор отвечает регулярно. Причем пишет сам, несмотря, что и у него нет здоровья, что очень плохое зрение…

О. Кириак:

«Здравствуйте, Ваше Святительское Высокопреосвященство! <…> Ведь никто, никто меня не неволил принимать иноческий постриг. Три раза подавал я ножницы в руки постригавшего и два раза он возвращал мне их со словами, может быть я одумаюсь и откажусь от него. Но сила Вашего Крещения надо мною оказалась такой могучей, такой осенительной, что я без колебания готов был бы идти на казнь во имя Иисуса Христа.

…Ведь это легко сказать только, не видеть более пятидесяти лет Того, Кто поставил меня на путь и жизнь вечную, Кто просветил меня Ясным Светом Евангельской Истины и вдруг получить от Него доброе, доброе послание и великие знаки Его расположения… Ох, Господи! Как мне сейчас стало легко на душе! Я как и Святый Симеон Богоприимец, говорю: “Ныне отпущаеши, Владыко!..” Яко видеста очи мои Того, Кто давным-давно озарил мою черную душу Светом Евангельского учения, и этим самым из жестокого бандита и идолопоклонника сделал верного христианина, познавшего смысл временной земной жизни ради Вечной жизни на небесах Господа и Бога своего».

Из письма м. Нестора:

«Дорогой мой, душевно близкий и духовно родной, чадо мое возлюбленное, Богом данный мне крестник Илья, а в монашестве иеромонах Кириак!

…Через столько лет… Господь судил нам заочно письмами друг к другу встретиться… Бог спас душу твою и ты хотя не смел лично просить у меня прощения, когда во Владивостоке посвящали меня во епископа Камчатского и не смел подойти ко мне, но прежде суждено было тебе исповедать твой грех надсмеяния над крещением тебя с целью надругательства и ты просил прощения у шести Архиереев, рассказав им, как ты, обманув меня, крестился с целью поругания и насмешки. И только через полвека Бог судил найти меня и принести покаяние, прося простить тебя за кощунственную дерзость. Радуйся сему ты, радуюсь сугубо и я, молитвой духовного твоего отца в моем лице – я твой духовник… ныне Митрополит Нестор, властию, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю тя, чадо мое Илья от купели Святаго Крещения, а ныне иеромонах Кириак, от сокрытого греха твоего надругательства над Святым Таинством Крещения и надо мной, немощным твоим Крестителем в молодые твои годы и от всех грехов твоих во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь.

Какая великая милость Господня и к тебе, и ко мне, так как судил Бог дожить нам обоим до глубокой старости и Господь примирил нас через твое искреннее покаяние. Слава Богу и благодарение за все!

…Знаменательно, что твоё письмо с покаянием я получил 16/29 октября сего 1960 года, т. е. через 44 года после моего посвящения в сан Епископа Камчатского. В этот день 1916 года ты был в соборе во Владивостоке, когда меня посвящали в Архиерея. 1/XI-1960 г.».

О. Кириак в письме от 14.XI.1960 г.:

«В своей жизни земной Господь помог достигнуть мне желанной вершины и эта вершина есть испрошение прощения великих грехов, содеянных мною в дни языческой молодости против Вас, моего духовного Отца и Учителя. С того дня, как мне прочитали Ваше отпущение грехов моих мне стало весьма легко. Теперь ничего не страшит меня и я готов спокойно умереть и отдать свою душу Создавшему меня Вечному Творцу всего сущего».

Через 3 месяца отец Кириак с миром отошел ко Господу.

Примечание: все вышецитированные фрагменты взяты из собрания писем, хранящихся в архиве Музея истории Православия на Камчатке (АМИП). Дело I-МН (Митрополит Нестор). Папка № 1 (Переписка).

А. И. Белашов
директор Музея истории Православия на Камчатке,
действительный член Русского географического общества

Всю жизнь А.П. Чехова интересовала тема духовного перерождения человека. Писатель задумывался о том, как меняются люди. Чехов всегда мечтал об изменении человека в лучшую сторону, но видел, что его мечты не всегда схожи с реальностью.

Его интересовало, почему добродушные порядочные люди вдруг становятся грубыми и лицемерными. Каковы причины этого? Антон Павлович в своих произведениях всегда анализировал, предполагал и пытался объяснить изменение людей в лучшую или худшую сторону.

По мнению писателя, на духовное перерождение влияли изменения, связанные с жизнью: женитьба, продвижение по служебной лестнице, случившееся горе в семье и многие, многие другие жизненные ситуации.

Рассмотрим несколько произведений и попробуем понять мысли писателя, согласиться с ними или, наоборот, их опровергнуть. Вот, например, в знаменитой лирической комедии «Вишневый сад» мы встречаем такого героя, как молодой лакей Яша, ничего не представляющий из себя человек, обычный парень из деревни. Почему его изменила жизнь в худшую сторону? Куда делись добрые чувства, душевные качества русского деревенского человека?

Чехов раскрывает нам эти изменения, связав их с жизненной ситуацией. Все просто: Яша, проведя пять лет со своей помещицей за границей, вернулся в родные края. Но как повлияли на него эти пять лет! Когда Яше сказали, что к нему пришла мать повидаться и сидит со вчерашнего дня, он никак на это не отреагировал, лишь показал свое гнилое нутро: «Бог с ней совсем! Очень нужно. Могла бы и завтра прийти».

Богатство и красота столичной жизни за границей повлияли на лакея отрицательно. Он набрался там «дешевых штучек»: «Да-с, приятно выкурить сигару на чистом воздухе…» Но поскольку Яша - человек необразованный, то, козыряя этим, он не понимает, что интеллигентным и светским человеком он от этого не стал.

Чехов ненавидел книжные фразы, модные слова и все надуманное, которым русский человек желал изобразить из себя европейца. На примере Яши писатель дает понять читателю, что все это глупо и абсолютно не нужно. Чехов показывает, до какой степени «паршивости» может измениться человек, стремящийся только к внешнему лоску и презирающий тех, кто (как ему кажется) не столь развит и просвещен, как он сам.

Антон Павлович всегда жалел таких людей и хотел, чтобы они стали проще, правдивее, естественнее. Таких героев у Чехова множество. Одна из них - Ольга Ивановна Дымова, героиня рассказа «Попрыгунья». Это молодая женщина, живущая за счет мужа, которого ни во что не ставит, высмеивает его со своими друзьями, которые на самом деле ей не друзья.

Ольге Ивановне кажется, что сам Дымов этого не замечает, потому что человек он, с ее точки зрения, простой, недалекий, не в пример ей - утонченной, артистичной, светской. У нее много необыкновенных знакомых: художников, артистов, есть среди них и «помещик - дилетант-иллюстратор».

Все ее компания «избалованная судьбой», все - люди богатые, богемные. Среди этой компании доктор Дымов оказывается чужим. Его молодая супруга, которая очень любила петь, на рояле, писать красками, лепить, тянулась к этой богемной публике.

Именно она к ним, а не наоборот, потому что после смерти мужа, когда не стало денег и балов, не стало и этих так называемых друзей. Только тогда Ольга Ивановна поняла, какая же она была лицемерная, несправедливая по отношению к мужу. Ведь Дымов ее любил, а она любила ли его? Нет, ей нравилось быть любимой, нравилось его к ней отношение и безотказность во всем.

Ольга Ивановна очень верила в друзей, которые ее постоянно хвалили: «Она губит себя: если бы она не ленилась и взяла бы себя в руки, то из нее вышла бы замечательная певица». Оказалось, что все похвалы были только лестью, а Ольга Ивановна была человеком, у которого можно было не без приятности провести время. Когда муже не стало, и сама Ольга Ивановна стала никому не нужна.

Новое на сайте

>

Самое популярное