Домой Переломы костей Образная система романа гаргантюа и пантагрюэль. «Образы главных героев в романе «Гаргантюа и Пантагрюель

Образная система романа гаргантюа и пантагрюэль. «Образы главных героев в романе «Гаргантюа и Пантагрюель

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Кафедра лингводидактики и переводоведения

Литература германских и романских языковых семей


Курсовая работа

Гуманизм романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»


Акьюловой Зухры Илдаровны

Студентки 1 курса, группы 107

очной формы обучения

Научный руководитель:

асс. Мусина Д.А.


ВВЕДЕНИЕ


Франсуа Рабле (1494-1553) - один из самых величайших писателей мировой литературы, но почему-то именно «он наименее популярен и наименее изучен, наименее понят и оценен». Западные литературоведы и писатели ставят по художественно-идеологической силе и историческому значению на одном ряду с гениальными писателями, такими как Сервантес и Шекспир. Французские романтики считают его не только великим писателем всех времен, но и мудрецом, и даже пророком. Очевидно, что Ф. Рабле предопределил судьбу французской литературы, но также и мировую литературу.

В данной работе нам предстоит проанализировать роман Франсуа Рабле и проявление гуманистических идей в романе.

Степень изученности: вне сомнения, сам роман до сих пор полностью и досконально не изучен и это связано, прежде всего, с тем, что скрытые аллегории и гротескные описания, которые применял Рабле в своем романе, многие литературоведы пока не смогли раскрыть потому что, мысли Рабле завуалированы, и далеко не все его намеки расшифрованы современной критикой.

Специфический характер и смеховую культуру романа великого писателя Франсуа Рабле изучали М.М. Бахтин в работе «Творчество Франсуа Рабле и смеховая культура Средневековья и Ренессанса», С. Артамонов в работе «Франсуа Рабле и его роман», А. Дживелегов в вступительной статье к роману «Гаргантюа и Пантагрюэль», Энциклопедия О средневековье под редакцией Ревякиной Н.В., Пинский Л.Е. «Смех Рабле» и «Реализма Эпохи Средневековья».

Объектом исследования является роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Предметом исследования является гуманистические идеи, которые описаны в произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Цель работы - исследовать роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантюагрюэль»в аспекте его гуманистической направленности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Изучить творчество Франсуа Рабле;

изучить проблематику, образы, тематику романа «Гаргантюа и Пантюагрюэль»;

Методы: сравнительный метод, изучение публикаций о романе Франсуа Рабле, аналитический метод.

Практическая ценность: Данные материалы могут быть использованы при изучении курса зарубежной литературы в школах и Вузах, а также для повышения квалификации, профессионального уровня будущего лингвиста и филолога.

1. Фрасуа Рабле - величайший деятель Эпохи Возрождения


Франсуа Рабле - один из самых выдающихся писателей мировой литературы. По-мнению многих литературоведов, его деятельность и творчество являются ярчайшим примером гуманистического течения во Франции. В сферу его интересов входили: медицина, педагогика, филология, естественные науки, юриспруденция, археология, поэзия.

Родиной Франсуа Рабле являются окрестности Шинона. В свои юношеские годы он был послан монастырь для того чтобы изучать богословские труды, но он сам не проявлял никакого интереса к этому. Его увлечением были древние писатели и юридические трактаты. Дальнейшая жизнь писателя сложилась далеко от монастыря, где он занимался медициной. В 1532 году получил должность врача лионского госпиталя. В сферу интересов Франсуа Рабле также входили римские древности, восточные лекарственные травы. Состоя на службе у Франциска I, он постоянно развивался в медицинской сфере и вскоре получил степень доктора медицины. В 1553 году писатель умер.

«Рабле написал много трудов, в особенности, комментированные издания античных работ по медицине и старых юридических трактатов. Эти научные работы отражают обширность его познаний, но именно роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533-1552) принес всемирную известность писателю, а также превратил его имя в нарицательное» .

Вдохновением на создание романа-пародии послужила народная книга «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа».

Франсуа Рабле является представителем идейного течения-гуманизма во Франции. Для писателей Ренессанса во Франции свойственно расширение горизонта, охват умственных интересов. Они приобретают черты «универсального человека» своего рода титанов Ренессанса. Своей разносторонностью отличались в своем творчестве такие писатели, как Маргарита Наваррская, Маро, Ронсара, д Обинье др. Общими чертами, присущими для всех писателей этого века являются стихийный материализм, восприимчивость ко всему вещественному чувственному, а также культ прекрасного, забота об изяществе форм. Особенность поэзии и прозы французского Ренессанса - это реалистический подход к действительности, персонажи и образы конкретные и индивидуальные. Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности и его право на счастье, свободу и благополучие.

«Возрождение представляет собой грандиозную работу человеческого самосознания, осуществляющуюся во всех сферах культурной жизни - литературе, философии, искусстве и науке. Этот необычайный интерес к человеку и его деятельности дал название идейному течению в Возрождении - гуманизму и обозначил его содержание. Главным культурным истоком этого течения стала античность, к которой гуманисты обращались для того, чтобы обосновать свои собственные идеи, опираясь на сочинения античных авторов, и в целях полемики с отжившей свой век средневековой традицией».


2. Общая характеристика творчества Франсуа Рабле


Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле - вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах - «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Образцом для «Гаргантюа» послужила народная книга под тем же заглавием, рисовавшая в карикатурном виде отживший мир рыцарских подвигов, романтических гигантов и волшебников. Последующие книги как этого романа, так и его продолжения, «Пантагрюэль», появлялись затем последовательно в течение нескольких лет, в разных переработках; последняя, пятая, появилась в полном виде лишь через двенадцать лет по смерти Рабле. Замеченные в ней недостатки вызвали сомнение в принадлежности её Рабле и разные на этот счет предположения, из которых самое основательное - то, что план и общая программа принадлежат Рабле.

Внешняя форма их - мифологически-аллегорическая, бывшая в духе того времени и составляющая здесь только рамку, которую автор находил наиболее удобной для выражения своих заветных мыслей и чувств. Великое значение книги Рабле (ибо «Гаргантюа» и «Пантагрюэль» составляют одно нераздельное целое) заключается в соединении в ней сторон отрицательной и положительной. Перед нами, в одном и том же лице автора, великий сатирик и глубокий философ, рука, беспощадно разрушающая, создаёт, ставит положительные идеалы.

«Орудие сатиры Рабле - смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха: все у него колоссально, колоссальны тоже цинизм и непристойность, необходимые проводники всякого резкого комизма». Этот смех, однако, отнюдь не цель, а только средство; по своей сущности то, что он рассказывает, вовсе не так смешно, как кажется, на что указывает сам автор, прибавляя, что его произведение похоже на Сократа, у которого под наружностью Силена и в смешном теле жила божественная душа».

Франсуа Рабле свои произведения выпускал под псевдонимом Алькофрибас Назье. В первой книги он строго придерживается схемы средневековых романов (детство героя, юношеские странствия и подвиги). В романе проявляются гуманистические тенденции: таковы многочисленные отголоски древности, насмешки над схоластикой и т.п.

Писатель в 1534 году выпустил начало истории, дав ему название «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля». Из народной книги Рабле заимствовал немногие мотивы(исполинские размеры, поездка на гигантской кобыле, кража колоколов собора Норт-дам) вс? остальное - плод его фантазий.

Третья книга вышла большого промежутка времени в 1546 г., теперь уже под настоящим именем автора. Это книга имела значительные отличия от предыдущих книг. Глубокие мысли были тщательно завуалированы так, чтобы невнимательный читатель не смог добраться до сути и понять, что именно автор подразумевал.

«Через десять лет после смерти Франсуа Рабле под его именем была издана книга, озаглавленная «Звонкий остров», а еще через два года (1564) под его именем - полная «Пятая книга» , началом которой является «Звонкий остров». По всей вероятности, это черновой набросок Рабле, обработанный и приготовленный к печати кем-нибудь из его учеников или друзей».


3. Гуманистическая направленность романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»


В веселом, сатирическом романе «Гаргантюа и Патагрюэль» Франсуа Рабле, ставшем настоящей энциклопедией французской жизни и быта, как для Италии энциклопедией является роман «Божественная комедия» Данте Оливье, это произведение - синтез народной традиции с блестящей гуманистической культурой и учёностью. Рабле облекает свои мысли, идеи о мире, религии, обществе, человека, воспитание «в форму шаржа, гротеска и буффонады». Схоластическое воспитание писатель полностью отвергает. Cхоластическое воспитание и учение, основанное на зубрежках, не приносит пользы для Гаргантюа и тогда отец решает привлечь к этому делу учителя по имени Понократ, который является человеком гуманистических идей, и их он применяет в педагогике.

Он обучает своего ученика осмысленно усваивать знания, чтобы «учеба была не обузой, а интересным, умственным развлечением». Даже на прогулках учитель занимался обучением своего ученика, объяснял устройство мира, неба, восхода солнца, показывал ему звезды, а во время приема пищи рассказывал о злаках и животных, которых употребляли. Понократ научил всему, что сам знал, например, верховая езда, плавание, фехтование, игра на разных музыкальных инструментах и т.д. Постепенно личность Гаргантюа остановится совсем другой: доброта, разумность проникает в его сознание. Теперь его интересует не только он сам, а его подданные; он поощряет книгопечатание, изучение древности. Наконец, человек становится «человечным», что является прогрессом в сторону эпохи Возрождения.

Основные принципы, описанные в романе, вполне соответствовали тем моментам педагогики, которые Итальянские гуманисты создали.

«Два принципа разработал Франсуа Рабле, которые стали фундаментом общественного воспитания. Во-первых, человек должен иметь и умственное образование, и физическое воспитание: ум и тело должны быть в гармонии и развиваться одинаково, одновременно. Во-вторых, система образования и воспитания будет успешной тогда, когда будут чередоваться разные дисциплины. Система образования должна быть хорошо продумана так, чтобы подопечные не различали учебный процесс с отдыхом и воспринимали и то, и другое с огромной охотой и как развлечение. Этой точкой зрения Франсуа Рабле наносил поражающий удар по сорбоннистам и схоластикам. До сих пор педагогика, основанная на этих принципах, существует» .

«Рабле презирал схоластиков и нападал на них необузданной силой своего сатирического мастерства. Схоластика - идейная опора старого мира, содержащая в себе мракобесие, фанатизм, самодовольное невежество. А это разрушительная сила. По мнению Рабле, столпы схоластических учений не были только глупыми и тупыми педантами, а возможно неосознанно были преградой для нового знания, нового просвещения, новой культуры. Единственным способом против них была демонстрация их умственной способности, а именно издевательство над простыми слабостями, которые присущи всему человеческому роду. Этот способ наиболее ярко выражался при помощи карикатуры и гротеска» .

Рабле по духу своему демократ. Он уважает людей, занимающихся физическим трудом; созидателей материальных благ. Восхищается их моральным обликом, житейской мудростью, стойкостью, гуманным отношением к людям.

Именно поэтому, наверное, он плохо относился к монахам, которые землю не пахали, как крестьяне; людей не лечили, как врачи; а внедряли в сознание людей ересь».

«Грангузье, мужицкий король, очень трезво рассуждает: «Их трудом я живу, их потом кормлюсь я сам, мои дети и вся моя семья». Это - наставление писателя всему дворянскому сословию. Цените труженика! Имейте уважение к его труду!».

«Война между двумя королями повествуется, для того чтобы показать отношение Ф. Рабле к войнам. Он жил в разгар феодальных войн, когда происходило «собирание земель», укрепления наций, пора консолидации монархического государства. Осуждая феодальные конфликты между королями двух государств, Рабле решительно выступает и против всех завоевательных войн вообще. Эта гуманистическая идея выделяет писателя среди его современников, для которых «слава ганнибалов и цезарей обладала притягательной силой». В этом и выражается гуманизм, а война противоречит гуманистическим идеям» .

В письме Грангузье своему сыну Пантагрюэлю он пишет, что он войну не разжигать намерен, но умиротворять; не нападать, а защищаться; не завоевать, но защищать своих граждан.

После темы войны следует тема утопии, которая по своей значимости отнюдь не уступает по своей значимости. Они одержали войну благодаря брату Жану. За подвиги, которые он совершил на войне с Пикрохолом, ему полагалась награда. Панург захотел построить башню, отличающуюся от всех других башень. «В романе Телемская башня представляет собой идеал гуманистических идей, потому что там нет церкви, уставов. «В переводе с греческого это значит «желанная». В монастыри обычно принимают кривых, хромых, горбатых, уродливых женщин, а мужчин худых, хилых, бездельником, никчемных. А в Телеме живут красивые, приятные, обладающие хорошим характером молодые люди и женского пола, и мужского. В монастырях строгая дисциплина, а в башне люди свободные; ничто не стесняет внутренние чувства. Они имеют право иметь семью, бракосочетаться, быть богатыми и счастливым, а также покидать монастырь, когда посчитают нужным. Никакой эксплуатации, светлая спокойная жизнь, никаких фанатических выступлений, никакого стеснения ни внутреннего, ни внешнего. Это утопия. Эта картина вызывает восхищение. Единственный способ достичь этого - это принять и применять на практике гуманистические идеи».

Слово «свобода» была чужда Средневековью. Понятие свободы, относящееся к человеку как таковому, имеющее сколько-нибудь универсальный характер, противоречило всему феодальному строю. Итальянские гуманисты понимали свободу, как свободу отдельного индивида. Рабле расширил понятие, описав картину Телемской башни, потому что это не свобода отдельных лиц, а свобода всего общества, или даже маленького государства. Внутреннего принуждения нет, ибо таков режим и внешнего нет, ибо государство отказалось от своих прав и принуждения. Это война против принуждения, в которой жило феодальное общество.

Рабле, будучи гуманистом, высмеивал пустословие, шарлатанство, низость и глупость Средневековых учреждений и понятий, предлагая вместо них новое, гуманистическое мировоззрение.

Вера в «естественную» доброту человека имеет своё место в романе, а также утверждается доктрина естественной нравственности человека, которая не нуждается в религиозном основании. Сам писатель по своим взглядам на религию атеист. В романе есть антиклерикальные мотивы, а также антирелигиозные. Описав необычное рождение Гаргантюа (роды происходят через ухо), он высказывает мысль, что Бог все может и если бы он хотел, то на свет младенцы появлялись бы через слуховой орган.

Будучи человеком антиклерикальных взглядов, Франсуа Рабле не упустил шанса и сделал пародию на «чудесное воскрешение Иисуса» в его произведении персонаж по имени Эпистемон умирает, а позже чудесным образом возвращается к жизни. Он рассказывает о жизни в загробном мире.

Гуманисты Эпохи Возрождения отличались своей мечтательностью, грезили о счастливой человеческой жизни без всего того, что могло бы угнетать и придавать жизни негативные оттенки, все они думали о том, почему люди живут в плохо, почему непонятный хаос управляет всем миром.

«Главной проблемой Франсуа Рабле считал, насилие над человеком. Человек должен быть свободен в мыслях, действиях. Свободу человека Рабле понимал в широком гуманистическом плане, как возможность располагать собой, не подвергаться принуждению, притеснению, действовать всегда и везде только согласно своим желаниям».

Во времена жизни Рабле особой бедой была латинская терминология судопроизводства. Власть Франции понимала это и поэтому издала указ о введении судебной документации на национальном языке. Конечно же, эта весть шокировала всех судей, потому что латинский язык был не только средством, обеспечивающим авторитет им, а также базой для материального благополучия; на тот момент времени для народа древний язык был чужд и непонятен, а это означало, судьи могли трактовать смыслы законов согласно своим корыстным целям. На этот случай есть шутка Рабле «Законы наши - что паутина, в нее попадаются мушки да бабочки» - имела глубокий и трагический смысл.

«Писатель создал образ судьи-простачка Бридуа, чьё имя стало нарицательным. Судья, долгое время проработав, вынес четыре тысячи «окончательных приговоров», которые высшими инстанциями были признаны верными. Его работа заключалась в следующем: во-первых, долгому и неторопливому процессу сбора документов (просьбы, жалобы, повестки, распоряжения, свидетельские показания, возражения, справки, первичные, вторичные, третичные объяснения сторон и т.д). Далее следовала самая «трудная часть работы» - ленивое бросание костей, чьи результаты выносили окончательное решение для судебных дел».

Для защиты зерна и хлеба от стихийных бедствий, он разработал следующие дисциплины: астрономию, медицину, математику, а также военное искусство - появилось строительство замков, крепостей, городов. «Чтобы из зерна получить хлеб, он сооружает мельницу, дрожжи и часы; добывает соль, огонь; научил народ с помощью телег и судов перевозить зерно и с помощью генетики скрестил особь лошади с особью осла, для того чтобы вывести выносливый вид животного - мула» .

Гуманисты Эпохи Ренессанса осознавали, что разделение людей на сословия несправедливо. Рабле относился к плебейским слоям хорошо. Поэтому в загробной жизни Эпистомена он переворачивает с ног на голову мир: представители высшей знати живут плохо, а именно занимаются презренными профессиями и подвергаются разного рода унижениям; а плебеи господствуют и наслаждаются всеми прелестями жизни. Рабле высказывает своё мнение по этому поводу: «Природа создала всех нас равными, но судьба одних вознесла, других же унизила».

Рабле, будучи гуманистов, попытался в своем романе отразить все проблемы своего века. Например, глава о женитьбе Панурга перерастает в вопрос об отношениях между мужчиной и женщиной, о роли женщины в обществе и культуре. Дальше Панург обращаться за советом к философу, юристу, богослову, врачу, астрологу и поэту, потом решает ехать в Китай, чтобы спросить совет у Божественной Бутылки. В этом эпизоде возникла галерея художественных персонажей реалистической силы. Сатира Рабле расцвела: многие советы так глупы, советчики представляют собой человеческую глупость во всем его многообразии. Эта картина оказалась яркой и отголосками отмершей феодальной культуры.

Гигантские размеры главных героев представлены в романе того чтобы лучше разглядеть - «крупный план». Гигантские размеры не имеют значения относительно человеческих качеств, они такие же люди, как и другие со своими слабостями и пороками.

В Четвертой книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» имеется притча о Физиее (природе) и Антифизисе. Притчу рассказывает Пантагрюэль. Физис родила Гармонию и Красоту. Антифизис позавидовала ей и родила Недомерка и Нескладу. Она же «произвела на свет изуверов, лицемеров и святош, никчемных маньяков, людоедов и прочих чудищ, уродливых, безобразных и противоестественных». «Мысль Рабле ясна: религия порождение тех сил в обществе людей, которые противоборствуют природе. Все, что исходит от природы, прекрасно и гармонично, все, что противоречит ей, уродливо и безобразно. В аллегорической оболочке Антифизиса скрывается религия, породившая одинаково гнусных папистов и протестантов. «Физис, пишет Рабле, - родила Красоту и Гармонию, родила без плотского совокупления, так как она сама по себе в высшей степени плодовита и плодоносна». Не высшее существо, не бог, перстом указующий волю небес, создает материальный мир, а сам этот мир материи в себе самом содержит жизненные силы и способность к созиданию, сам по себе плодовит и плодоносен» .

«В начале второй книги своего романа Рабле пускается в филологические изыскания для соответствующей интерпретации слова «Пантагрюэль». «Отец дал ему такое имя, ибо _панта_ по-гречески означает „все, а „грюэль на языке агарян означат „жаждущий… отец в пророческом озарении уже провидел тот день, когда его сын станет владыкою жаждущих».

«Слово «Пантагрюэль» имеет французского происхождение, которое обычно применялось в заклинаниях для того чтобы вызвать колдуна, вызывающего у людей чувство жажды.

Слово «жажда» имеет не бытовое значение, а глубочайший смысл. Жажда - вечный поиск истины, пытливая энергия человеческого ума.

Однако вечная беспокойство вашего разума, вечная неутомимая жажда знаний, которая мучит вас, не делает вас еще до конца пантагрюэлистами. Нужно еще нечто. Что же это такое? - Олимпийское спокойствие вашего духа. Поднимитесь над суетой сует всех мелких страстей человеческих, станьте выше их, не омрачайте свою жизнь тщеславием, злобой, завистью. Взгляните на ваши волнения, тревоги, заботы с высоты вечности, и они вам покажутся ничтожными. Право, жизнь такая драгоценная и такая уникальная вещь, что портить ее суетой житейских треволнений неразумно».

Каждый писатель оставляет завет своему народу и всему человечеству. Своеобразный завет оставил Рабле для своих читателей. Он представлен в главе, в которой Грангузье пишет своему сыну письмо. Грангузье своему сыну написал о том, что наступают хорошие времена, в которые можно изучать науки (гуманитарные, естественные), разные древние языки, музыку и игру на разных музыкальных инструментах), тексты гражданского права, книги греческих, арабских и латинских медиков и самого человека.


4. Проблематика романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»


Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - серьезное произведение, в котором были подняты важнейшие, актуальные проблемы мира, человечества Эпохи Возрождения.

Проблематика романа весьма сложна и разнообразна. Одна из важнейших проблем - это антиклерикальная проблематика романа. Франсуа Рабле выступает против религии, невежества и предрассудков. До Рабле не было такого, чтобы в романе смеялись над монахами, схоластиками, религиозными деятелями в таком масштабе. Все, что связано с практикой католицизма, подвергается у Рабле жестокому осмеянию. Он ненавидит богословов, глумится над римской церковью и папой, над всякой мистикой. Для Рабле нет ничего ненавистнее монахов.

Наиболее серьезной проблематикой в романе является антивоенный пафос романа. Автор одним из первых в своё время яростно осуждает всякие войны и попытки мирового господства. До сих пор актуальным являются эпизоды романа, в которых Рабле касается проблемы войны и мира. С памфлетной остротой представлен персонаж короля Пикрохола, который мечтал завоевать весь мир и поработить народы всех континентов. Легко и быстро перекраивает он географическую карту, превратив ее в мировую пикрохоловскую империю.

Рабле в своем произведение так же, как и Пантагрюэль «вечно что-то жаждет» - пускается в поиски идеального правителя, который бы свой народ ничем не притеснял и дал бы полную свободу. Раблезианская теория политического и нравственного идеала. Теория подразумевает собой, что правитель должен быть философом, либо философ - правителем. Только мудрый и справедливый монарх может управлять страной.

Гуманисты эпохи Возрождения были мечтателями, чьи мечты были несбыточными порой. Утопия «Телемского аббатства». Рабле изображает идеал свободного общества, где люди живут так, как хотят. Нет ни строгих законов, правил. Все свободны и счастливы. Без религиозного догматизма и схоластического ученья. Людей ничем не угнетают, им дают право выбирать свою судьбу, и быть теми, кем они хотят быть поистине.

Франсуа Рабле всю жизнь боролся за новые гуманистические идеи, а также задумывался над тем, как воспитать свободную личность, необремененную религиозной догматикой. Наряду с итальянскими гуманистами он разрабатывает новую систему воспитания - педоцентрическую. Воспитание всесторонне развитой личности, которая сильна и в духовном, и в физическом аспекте своего развития.

Помимо проблем, касающихся политики, социологии, педагогики проблема отношения мужчины и женщины относительна нова. Рабле впадает в размышления о месте женщины в этом мире, а также анализирует общественную и культурную роль женщины.


5. Образы романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»


Система образов в романе гениального писателя представлена ясно, ярко. Все образы в основном собраны из народа: они существовали, они не вымышлены.

«Носителями идеи просвещенного монархизма являются три образа: Грангузье, Патагрюэль и Гаргантюа, но идея в разной степени в каждом из них проявляется. От дедушки до внука идет прогресс развития этой идеи. Если в Грангузье было только маленькое зернышко, семя великой идеи, то уже в Пантагрюэле можно пронаблюдать расцвет, торжество идеи просвещенного монархизма, т.е. богатый урожай маленького семя. Изначально на идеализированный образ мудрого короля воздействовала «просвещенная» политика Франциска I, но книга за книгой образ становится тусклым, и король теряется в глазах своего народа, в качестве государя и показывается всего лишь мыслителем, путешественником и носителем идеи «пантагрюализма».

Типичным типом для эпохи первоначального накопления является образ Панурга. По характеру веселый и остроумный, хвастливый, с богатым воображением, авантюрист-насмешник; собеседник и собутыльник. Нельзя Панурга назвать «неучем», т.к. его голова завалена бесконечными знания, как его «двадцать шесть карманов, содержащих разного рода хлам». Его образ лишен устойчивости натуры. Панург - мечтатель, предчувствующий лучшее будущее, в котором такие как он найдут своё место и будут жить, трудиться и развивать себя и свои способности. Он - плебей, сын ренессансного города».

Так как основой для создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» послужила народная культура Средневековья, наиболее важным образом является монах Жан, потому что он народный, в этом образе воплощается весь народ. Он - плебей, но деревенский. Рабле не относит его к числу всех монахов, но у него есть общая черта в то же время с ними - это нечистоплотные привычки. Характер у него таков: энергичен, смел, находчив и он никогда не навредит ближнему. Жан отличается хочет, чтобы жизнь была для всех радостью, а не только для себя. Даже будучи деревенским плебеем, он приемлет высокие идеалы гуманизма. «Он не святоша, не голодранец, он благовоспитан, жизнерадостен, смел, он добрый собутыльник. Он трудится, пашет землю, заступается за притесненных, утешает скорбящих, оказывает помощь страждущим, охраняет сады аббатства»».

Так как этот роман имеет гуманистическую направленность, то об образе Понократа невозможно не сказать. При помощи образа Понократа - учителя Пантагрюэля, который его превратил в всесторонни развитую личность. Этот образ имеет большое значение в романе, т.к. в то время главенствовало схоластическое воспитание, которое по сути ничего ценного для ума не давало, а только представляло собой адское мучение.

«Наиболее выразительно показываются образы двух королей: Грангузье и его соседа Пикрохол. Первый - человечный, мудрый, добрый, разумный правитель. Пикрохол - король, варвар старых взглядов. Он возлагает свои надежды на грубую силу, не считается ни с какими принципами в области права и управления. Он был уверен в своей победе и даже строил дальнейшие планы на завоевание всего мира. Пикрохол и его окружающие люди олицетворяли для его современников и соотечественников феодальную анархию. Нельзя сказать, что в ком-то из этих королей Франсуа Рабле воплощает свой идеализированный образ короля, он просто показывает, что и тот, и другой имеют некоторые черты, присущие этому образу».

«В романе наблюдается палитра образов: «умышленно грубые, но сочные и резко индивидуализированные - всё взято преимущественно в сатирическом ключе» Образы людей нового времени, жаждущих развиваться, самосовершенствоваться, учиться новому. Своим многообразием образов и эпизодов роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» имеет сходства с такими произведениями, как «Роман о Лисе», «Роман о Розе» или «Большого завещания» Вийона» .

«Рабле заимствовал персонажа Гастера у Персия. Гастер является создателем цивилизации. Глава 61 содержит в себе возникновение культуры. Имея хлеб, Гастер изобретает аграрную отрасль, т.е. земледелие, для того бы получить зерно» .

рабле роман гаргантюа пантагрюэль

Заключение


Мною был исследован роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в аспекте его гуманистической направленности, а также было изучено творчество выдающегося писателя Франсуа Рабле и рассмотрена проблематика, тематика, система образов этого романа.

Роман Рабле - крупнейший памятник Французского Возрождения. Это величайшее произведение борца за гуманистические идеи и за создание нового общества, мыслителя, художника, гуманиста. Роман «Гаргантюа и Патагрюэль» был создан в тяжелые времена Франции. Когда в мире происходила Реформация, инквизиция процветала, происходили постоянные травли на гуманистов, политические объединения, создание новой культуры Ренессанса, феодальные войны «за собирание земель». Поистине, произведение - достояние французского народа. Его личность и произведение пользуются величайшим интересом. Рабле повлиял на многих писателей таких как, Мольер, Бальзак, Вольтер, Антоль Франс, Ромен Роллан, а также за пределами Франции Свифт, Жан-Поль Рихтер.

Рабле сыграл огромную роль в истории общественной мысли Франции, имеет своё почтенное место. Уже современники видели в нем величайшую личность своего века. Он тот, кто любил слово и внес вклад в свой национальный французский язык. Сенеан писал о нем так: «Иностранные обороты, классические языки, языки Возрождения, французский язык всех времен и всех провинций - все здесь нашло свое место и свою форму, нигде не производя впечатления какой-либо несвязности или несоответствия. Это всегда язык самого Рабле».

Рабле национален. Он любил свой народ, но в то же время смеялся над ним. Он показывал пороки своего народа с огромной любовью к нему.

Система образов романа взята из народной книги, но наполнена глубоким смыслом. В предисловии Франсуа Рабле написал так: «Нужно,- говорит он,- разгрызть кость, чтобы добраться до мозга», то есть за прекрасным приключений сюжетом увидеть глубокое содержание. «Оглушительный хохот героев романа, их соленые шутки и безудержное «раблезианское» веселье выражают мироощущение людей, стремящихся освободиться от средневековой рутины и церковного догматизма. Проблематика и тематика романа трудны для понимания, но настолько серьезны даже для XXI века. Рабле опережал свое время в своих умозаключениях и суждениях».

Рабле внес свой вклад в развитие педагогических, гуманистических идей и идейного течения Гуманизма. Рабле - величайший борец за гуманистические идеи, величайший мастер слова и его произведение является важным произведением мировой литературы, в котором подняты серьезные проблемы Эпохи Возрождения и Французского гуманизма. Рабле актуален и сейчас, потому что он в XVI веке поднимал те проблемы, которые и в наше время достойны внимания и переосмысления.

Список использованной литературы


1.Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смиронов А.А.; История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. / Предисл. Н.А. Жирмунский и З.И. Плавскина.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 1987.-415 с.

Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. М.,1964.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Учеб. пос. Сост Б.И. Пуришев.3-е издание, стереотипное,- ООО «Издательство Альянс», 2011.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. / Вступ. cт. А. Дживелегова. М., 1973 (БВЛ).

6.РаблеФ.(э.р.)(<#"justify">7.Ревякина Н.В., Кудрявцева О.Ф.-Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги Эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.)/Сост. Ревякиной Н.В. , Кудрявцева О.Ф.-, вступ. статьи и коммент. М.: Изд-во УРАО,1999.-400 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сочинение

Имя Франсуа Рабле (ок. 1494-1553), великого французского писателя эпохи Возрождения, нередко упоминается в русской периодической печати XVIII века, а герои его сатирического романа - Гаргантюа, Пантагрюэль, Панург - фигурируют в качестве имен нарицательных наряду с Дон Кихотом, Фальстафом и Гулливером.

В 1790 году в Петербурге была издана «Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех доныне находившихся в свете». До недавнего времена ее считали перелицовкой романа Рабле, но в действительности это - перевод анонимной лубочной повести начала XVII века, восходящей к тем же фольклорным источникам, что и роман. «Повесть славного Гаргантуаса» в 1796 году вышла повторным изданием. Ее читали и взрослые и дети, знакомившиеся таким образом со сказочно-фольклорной первоосновой книги Рабле. Кроме того, учителя и наставники дворянских детей, осторожно пользуясь французским текстом романа, извлекали из него отдельные эпизоды для чтения и пересказа. Так же далеки были от оригинала и позднейшие переложения некоторых эпизодов без обозначения имени автора (сказки о подвигах великана Гаргантюа).

До начала XX века царская цензура пресекала все попытки познакомить читателей с «Гаргантюа и Пантагрюэлем», запрещая не гол,ко переводы, но даже статьи, в которых излагалось содержание романа. Например, цензор Лебедев, мотивируя в 1874 году запрещение статьи критика Варфоломея Зайцева, предназначенной для «Отечественных записок», по существу, раскрыл идейную направленность сатиры Рабле: «…нужно заметить, что большинство предметов, предаваемых Рабле на публичное осмеяние, продолжают существовать и ныне, как-то: верховная власть, выражающаяся в лице Государей; религиозные учреждения в лице монашествующих и священников; богатство, сосредотачивающееся в руках либо вельмож, либо в руках отдельных личностей. А потому знакомство русской публики с произведениями хотя и такого исторического, если можно так выразиться, писателя, как Рабле, нельзя не считать со стороны редакции крайне предосудительным».

В борьбе с феодально-церковным мировоззрением передовые деятели Возрождения создали новую, светскую культуру, основанную па принципах гуманизма. Провозвестники этой новой культуры с открытым забралом выступили в защиту человеческой личности и свободной мысли, против феодальных предрассудков, циничной погони за обогащением и жестокой эксплуатации народных масс. Многотрудная жизнь Рабле была заполнена неустанной борьбой за новые гуманистические идеалы, которые он отстаивал всеми доступными ему средствами. Превосходный лингвист, знаток античных древностей, выдающийся естествоиспытатель и прославленный медик, Рабле, опираясь на науку, воевал с мракобесием церковников и ниспровергал аскетическое мировоззрение средневековья. Главной заслугой Рабле является создание пятитомной сатирической эпопеи «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532 -1552], которой он отдал более двух десятилетий своей творческой жизни. По словам Белинского, это произведение «всегда будет иметь свой живой интерес, потому что оно тесно связано со смыслом и значением целой исторической эпохи»1.

Сам Рабле предупреждает читателей в предисловии, что его книга - нечто большее, чем простое нагромождение сказочно-фантастических авантюр: «Нужно,- говорит он,- разгрызть кость, чтобы добраться до мозга», то есть за полным чудесных приключений сюжетом увидеть глубокое содержание. Оглушительный хохот героев романа, их соленые шутки и безудержное «раблезианское» веселье выражают мироощущение людей, стремящихся освободиться от средневековой рутины и церковного догматизма. Этому здоровому, жизнерадостному началу, которое воплощено в образах Гаргантюа, Пантагрюэля и их друзей, противопоставлены уродливо-карикатурные маски средневековых монархов и церковников, схоластов и рутинерой. В каждом комическом эпизоде содержатся философская мысль и те «тонкие снадобья» жизненной мудрости, которые сам Рабле предлагал искать в своих книгах.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» - это настоящая энциклопедия гуманистических идей, отражающая все стороны общественного бытия: ‘вопросы государственного устройства и политики, философии и религии, морали и педагогики, науки и просвещения. Для Рабле’человек с его правом на свободную, радостную, творческую жизнь находится в центре мира, и именно потому писателя больше всего интересует проблема воспитания нового человека. В главах, посвященных Гаргантюа, Рабле беспощадно высмеивает средневековую схоластическую педагогику, противопоставляя ей в лице Понократа новую, гуманистическую систему воспитания: наблюдение и изучение природы и жизни, сочетание теории с практикой, наглядное обучение, гармоническое развитие как умственных, так и физических способностей человека. На протяжении всего романа Рабле выступает как рьяный пропагандист и блестящий популяризатор естественнонаучных знаний. Герцен заметил по этому поводу, что «Рабле, очень живо понимавший страшный вред схоластики на развитие ума, положил в основу воспитания Гаргантюа естественные науки».

В полной мере сохраняют политическую актуальность эпизоды романа, в которых Рабле касается проблемы войны и мира. С памфлетной остротой нарисован образ незадачливого вояки короля Пикрохола, которому взбрело в голову завоевать весь мир и поработить народы всех континентов. Легко и быстро перекраивает он географическую карту, превратив ее в мировую пикрохоловскую империю. «Я очень боюсь,- замечает один из его советников,- что все это предприятие похоже на известный фарс про тот горшок с молоком, с помощью которого один башмачник мечтал быстро разбогатеть, а когда горшок разбился, ему кечем было пообедать». Войско Пикрохола, а вместе с ним п его захватнические замыслы разбиваются вдребезги при первом же столкновении с великаном Гаргангюа.

Проблематика романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - серьезное произведение, в котором были подняты важнейшие, актуальные проблемы мира, человечества Эпохи Возрождения.

Проблематика романа весьма сложна и разнообразна. Одна из важнейших проблем - это антиклерикальная проблематика романа. Франсуа Рабле выступает против религии, невежества и предрассудков. До Рабле не было такого, чтобы в романе смеялись над монахами, схоластиками, религиозными деятелями в таком масштабе. Все, что связано с практикой католицизма, подвергается у Рабле жестокому осмеянию. Он ненавидит богословов, глумится над римской церковью и папой, над всякой мистикой. Для Рабле нет ничего ненавистнее монахов.

Наиболее серьезной проблематикой в романе является антивоенный пафос романа. Автор одним из первых в своё время яростно осуждает всякие войны и попытки мирового господства. До сих пор актуальным являются эпизоды романа, в которых Рабле касается проблемы войны и мира. С памфлетной остротой представлен персонаж короля Пикрохола, который мечтал завоевать весь мир и поработить народы всех континентов. Легко и быстро перекраивает он географическую карту, превратив ее в мировую пикрохоловскую империю.

Рабле в своем произведение так же, как и Пантагрюэль «вечно что-то жаждет» - пускается в поиски идеального правителя, который бы свой народ ничем не притеснял и дал бы полную свободу. Раблезианская теория политического и нравственного идеала. Теория подразумевает собой, что правитель должен быть философом, либо философ - правителем. Только мудрый и справедливый монарх может управлять страной.

Гуманисты эпохи Возрождения были мечтателями, чьи мечты были несбыточными порой. Утопия «Телемского аббатства». Рабле изображает идеал свободного общества, где люди живут так, как хотят. Нет ни строгих законов, правил. Все свободны и счастливы. Без религиозного догматизма и схоластического ученья. Людей ничем не угнетают, им дают право выбирать свою судьбу, и быть теми, кем они хотят быть поистине.

Франсуа Рабле всю жизнь боролся за новые гуманистические идеи, а также задумывался над тем, как воспитать свободную личность, необремененную религиозной догматикой. Наряду с итальянскими гуманистами он разрабатывает новую систему воспитания - педоцентрическую. Воспитание всесторонне развитой личности, которая сильна и в духовном, и в физическом аспекте своего развития.

Помимо проблем, касающихся политики, социологии, педагогики проблема отношения мужчины и женщины относительна нова. Рабле впадает в размышления о месте женщины в этом мире, а также анализирует общественную и культурную роль женщины.

Образы романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Система образов в романе гениального писателя представлена ясно, ярко. Все образы в основном собраны из народа: они существовали, они не вымышлены.

«Носителями идеи просвещенного монархизма являются три образа: Грангузье, Патагрюэль и Гаргантюа, но идея в разной степени в каждом из них проявляется. От дедушки до внука идет прогресс развития этой идеи. Если в Грангузье было только маленькое зернышко, семя великой идеи, то уже в Пантагрюэле можно пронаблюдать расцвет, торжество идеи просвещенного монархизма, т.е. богатый урожай маленького семя. Изначально на идеализированный образ мудрого короля воздействовала «просвещенная» политика Франциска I, но книга за книгой образ становится тусклым, и король теряется в глазах своего народа, в качестве государя и показывается всего лишь мыслителем, путешественником и носителем идеи «пантагрюализма».

Типичным типом для эпохи первоначального накопления является образ Панурга. По характеру веселый и остроумный, хвастливый, с богатым воображением, авантюрист-насмешник; собеседник и собутыльник. Нельзя Панурга назвать «неучем», т.к. его голова завалена бесконечными знания, как его «двадцать шесть карманов, содержащих разного рода хлам». Его образ лишен устойчивости натуры. Панург - мечтатель, предчувствующий лучшее будущее, в котором такие как он найдут своё место и будут жить, трудиться и развивать себя и свои способности. Он - плебей, сын ренессансного города».

Так как основой для создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» послужила народная культура Средневековья, наиболее важным образом является монах Жан, потому что он народный, в этом образе воплощается весь народ. Он - плебей, но деревенский. Рабле не относит его к числу всех монахов, но у него есть общая черта в то же время с ними - это нечистоплотные привычки. Характер у него таков: энергичен, смел, находчив и он никогда не навредит ближнему. Жан отличается хочет, чтобы жизнь была для всех радостью, а не только для себя. Даже будучи деревенским плебеем, он приемлет высокие идеалы гуманизма. «Он не святоша, не голодранец, он благовоспитан, жизнерадостен, смел, он добрый собутыльник. Он трудится, пашет землю, заступается за притесненных, утешает скорбящих, оказывает помощь страждущим, охраняет сады аббатства»».

Так как этот роман имеет гуманистическую направленность, то об образе Понократа невозможно не сказать. При помощи образа Понократа - учителя Пантагрюэля, который его превратил в всесторонни развитую личность. Этот образ имеет большое значение в романе, т.к. в то время главенствовало схоластическое воспитание, которое по сути ничего ценного для ума не давало, а только представляло собой адское мучение.

«Наиболее выразительно показываются образы двух королей: Грангузье и его соседа Пикрохол. Первый - человечный, мудрый, добрый, разумный правитель. Пикрохол - король, варвар старых взглядов. Он возлагает свои надежды на грубую силу, не считается ни с какими принципами в области права и управления. Он был уверен в своей победе и даже строил дальнейшие планы на завоевание всего мира. Пикрохол и его окружающие люди олицетворяли для его современников и соотечественников феодальную анархию. Нельзя сказать, что в ком-то из этих королей Франсуа Рабле воплощает свой идеализированный образ короля, он просто показывает, что и тот, и другой имеют некоторые черты, присущие этому образу».

«В романе наблюдается палитра образов: «умышленно грубые, но сочные и резко индивидуализированные - всё взято преимущественно в сатирическом ключе» Образы людей нового времени, жаждущих развиваться, самосовершенствоваться, учиться новому. Своим многообразием образов и эпизодов роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» имеет сходства с такими произведениями, как «Роман о Лисе», «Роман о Розе» или «Большого завещания» Вийона» .

«Рабле заимствовал персонажа Гастера у Персия. Гастер является создателем цивилизации. Глава 61 содержит в себе возникновение культуры. Имея хлеб, Гастер изобретает аграрную отрасль, т.е. земледелие, для того бы получить зерно» .

рабле роман гаргантюа пантагрюэль

Франсуа Рабле — автор одного романа, зато какого! Его объемный и не поддающийся чтению труд стал манифестом новой эпохи, где человек становится вровень с его создателем, а не падает ниц, пресмыкаясь и боясь небесной кары. Книга подарила боязливо скукоженному миру образ человека ренессанса — возрождения к полноценной жизни.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» - это сатирический роман, созданный с помощью таких литературных приемов, как гротеск и гипербола. К сожалению, смысл многих саркастических выпадов Франсуа Рабле в настоящее время утрачен, поэтому объемный труд читается натужно, хоть и должен был развеселить публику, как ярмарочный балаган (по стилистике роман напоминает шутовские истории паяца, который злобно высмеивает уклад жизни, не боясь понести наказание).

Основные темы

Автор обличает извечные человеческие пороки и высмеивает слабости, недостатки и проблемы своего времени. Излюбленными объектами для насмешек Рабле являются церковь и католический институт монашества, что неудивительно - он знал о лени, невежестве, алчности, ханжестве и лицемерии духовного сословия не понаслышке, ведь сам в молодости жил в монастыре. Кроме того, известно, что Рабле был медиком, значит, имел рациональное мышление и живой ум, а не зашоренное сознание фанатика.

Досталось от его пера и средневековой схоластике, оторванной от той реальности, которую во всех ее проявлениях так любят главные герои. Слепая вера и религиозное лицемерие вызывали у Рабле такое неприятие, что он не постеснялся замахнуться даже на Священное писание, кое-какие эпизоды из которого ловко спародировал в романе. Так что, немудрено, что все части «Гаргантюа и Пантагрюэля» были осуждены богословским факультетом Сорбонны как еретические.

Кто такой Франсуа Рабле?

Франсуа Рабле - это первый певец Ренессанса, осмелившийся восстать против средневековой косности и бесправия здравого смысла. Бесчеловечным догмам он противопоставил идеалы свободы и гуманизма. Главы о Телемском аббатстве, а также о воспитании Гаргантюа под руководством Понократа, являются законченным воплощением гуманистических принципов. Поэтому «Гаргантюа и Пантагрюэль» - это самый объемный литературный памятник эпохи Возрождения.

О самом авторе известно крайне мало, так как он скрывался от властей за свои литературные изыскания. Он написал тогда, когда за свободу слова можно было поплатиться вечной неволей, а то и жизнью. Сохранились упоминания о том, что он в юношестве жил в монастыре, потому так хорошо знает внутреннюю сторону обычаев и грешком духовного сословия. Потом он сбежал из божьего храма, отчаявшись в намерении стать добродетельным католиком. С этих пор началась пора его скитаний, когда он овладел искусством врачевания и мастерством слова. Общаясь с пациентами, лекарь узнал множество легенд и сказаний о национальных героях ярмарочных балаганов — Гаргантюа и Пантагрюэле, которые впоследствии перекочевали в его книгу.

Комический эффект

Именно простых людей больше всего угнетала церковь, ведь этот институт был монополистом в области просвещения среди широких народных масс. Поэтому комический эффект в романе Рабле помещается в форме грубоватого юмора, понятного простому человеку. Шутки связаны с недостатками тела и физиологией, поглощением пищи и вина, половыми отношениями и венерическими заболеваниями. Все эти темы в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»были совершенно несвойственны средневековой литературе, которая была тесно связана с религиозной традицией.

В ходе исторического литературного процесса неоднократно предпринимались попытки «адаптировать» Рабле к меняющимся представлениям о морали и нравственности, но, как известно, из песни слова не выкинешь - «вычищенный» роман, без сомнения, уступает оригиналу.

Стилистика Рабле

Язык в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» изобилует непристойными словесными оборотами и карикатурно поданными выжимками из священных текстов. Текст неразрывно связан с народной культурой Франции позднего Средневековья и Возрождения. Образы главных героев, Гаргантюа и Пантагрюэля, имена которых взяты напрямую из французского фольклора, символизируют Ренессанс с его отказом от традиционных жизненных установок Средневековья. Главная идея эпохи Возрождения – возвращение интереса к светскому искусству и познанию мира, свободному от догм и ограничений.

Язык Рабле — причудливый, сложный, нагромождение оборотов и средств художественной выразительности сбивает читателя с толку, заставляет не раз перечитывать предложение в погоне за сутью.

Композиция

Гротескно-комическая структура романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» имеет несколько функций. Она заманивает читателя, интересует его на протяжении всего повествования и облегчает восприятие глубоких мыслей в основе творческого метода Рабле. С другой стороны, она их маскирует, то есть служит щитом от въедливой цензуры. Шутовство и дуракаваляние образуют мощный комический эффект в средневековой литературе на пороге эпохи Возрождения. Композиция романа – это свободное чередование эпизодов и образов.

Скрепляющей основной идеей «Гаргантюа и Пантагрюэль» является гротеск народного характера. Не все мысли Рабле расшифрованы. Частный случай гротеска – размеры Гаргантюа в первых двух книгах. Это гиперболизированное стремление натуры освободиться от гнета средневековых норм.

Главная идея

Хоть книга и велика по объему, словно ее герой, она несет вполне себе конкретный посыл. Рабле видел, как люди страдают от засилья религиозного суеверия, воспринимая не умелые проповеди, как слово Божие, хотя именно в них теряется смысл любого религиозного культа. Народ же прозябал в невежестве и фанатизме, поэтому родители не хотели лечить и учить детей, считая любое вмешательство в ум и тело своего ребенка бесовским промыслом. Поэтому главная идея романа Рабле — показать приобщение к национальной французской культуре, ее истокам, а не рабское повиновение жутковатой демагогии католицизма. Он хотел, чтобы человек полагался на свой здравый смысл, а не на абстрактные и неверно истолкованные учения схоластиков. Теоретики были оторваны от жизни, сами на хлеб не зарабатывали, поэтому не могли учить народ, исходя из его надобностей.

Характеристика главных героев

  1. Описания персонажей в книге крайне разрознены и обильны, поэтому бывает сложно сразу сориентироваться, кто есть кто. Для понимания сути романа необходимо четко уяснить себе, кто такой Гаргантюа (Gargantua)?Это король государства Утопия из рода великанов. Появляется в первой и эпизодически во второй и третьей книгах романа. Образ Гаргантюа - символ назревающего Ренессанса с его антропоцентрической позицией. Человек – не раб господень, он в буквальном смысле вырос, стал великаном, а не вошью.
  2. Как мы знаем, это не единственный великан в творении Рабле. Кто же такой Пантагрюэль (Pantagruel)? Это сын Гаргантюа, принц королевства Утопия. Появляется в романе со второй книги. Представляет собой тип передового человека эпохи Возрождения, который интересуется сразу несколькими научными дисциплинами и видами искусства.
  3. Великаны путешествуют и находят друзей по убеждениям, которые выражают те или иные идеи автора и развлекают особ королевской крови. Кто такой Брат Жан Зубодробитель (Frère Jean des Entommeures)? Это монах ордена святого Бенедикта. Появляется в первой, третьей, четвертой и пятой книгах. Он прекрасно проявляет себя, как во время войны с Пикрохолом, так и по ходу многочисленных пиров Гаргантюа и его сына.Брат Жан - «человек молодой, прыткий, щеголеватый, жизнерадостный, разбитной, храбрый, отважный, решительный, высокий, худощавый, горластый, носатый, мастак отбарабанить часы, отжарить мессу и отвалять вечерню».
  4. У брата Жана был помощник, необходимый на пирушках. Панург (Panurge) — это недоучившийся студент из Турени. Появляется во второй книге. Сходится с братом Жаном в неистощимом жизнелюбии и пристрастии к разного рода весёлым проделкам. Правда, в отличие от монаха, Панург слегка трусоват («я не боюсь ничего, кроме опасностей»).«Панург был мужчина… с крючковатым, напоминавшим ручку от бритвы носом, любивший оставлять с носом других, в высшей степени обходительный, впрочем слегка распутный и от рождения подверженный особой болезни, о которой в те времена говорили так: Безденежье - недуг невыносимый».
  5. Эпистемон (Epistémon). Это бывший наставник Пантагрюэля. Как и Панург, появляется в романе во второй книге. Из всех друзей Пантагрюэля наиболее образован, часто пускается в различные рассуждения отвлечённого характера, что не мешает ему быть верным товарищем и добрым собутыльником.

Анализ первой книги

В первой книге Гаргантюа – добрый, миролюбивый великан-король. Их вообще в романе три таких красавца: Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэль. Так же есть три главные темы:

  1. Воспитание Гаргантюа. Противопоставление средневекового и ренессансного воспитания. Но даже в такой серьезной теме автор использует пародийную игру (к примеру, преувеличение старательности, которую проявляют воспитатели-гуманисты).
  2. Война с Пикрохолом . Противопоставление Пикрохола и Гаргантюа – сравнение средневекового и гуманистического правителя.
  3. Телемская обитель. Это, во-первых, противопоставление средневекового монастыря и утопии нового мира. Брат Жан – это порождение монастырских стен и одновременно их насмешливое отрицание. Девиз обители – “Делай, что хочешь” – издевательский перевертыш монастырского устава. Люди там жутко образованные: знают 5-6 языков, могут сочинять на них стихи, но как они используют свои знания? Какая польза миру от их учености? Монахи не помогают мирянам стать лучше, они просто спасаются бегством от проблем, поощряя свой эгоизм, надеясь вымолить легкую долю в раю. Автор высмеивает эту позицию.

Анализ второй книги

Во второй книге Пантагрюэль — добрый великан, добрый малый, обжора и любитель выпить. Мотив жажды, которая сопровождает рождение Пантагрюэля, — алчность познаний и обычная жажда. Новый человек — «алчущий познаний», а не тупоголовый раб чьих-то домыслов. В то же время он весел и прост в обращении, в нем нет чопорности и замкнутости средневекового человека. Параллель выпивки и науки проходит через всю книгу. Письмо Гаргантюа к Пантагрюэлю — манифест ренессанса. В нем заключена апология наук, апология движения истории и развития культуры.

Бахтин считает, что третья книга – органическое продолжение первых двух. В ней меняются все пропорции: действие продолжается всего 30 дней, герой Пантагрюэль уже нормального размера.

Что хотел сказать автор в пятой и четвертой книгах?

Ближе к финалу стало больше серьезности, ослаблена народно-карнавальная основа. Острова в 4-5 книгах чаще всего символизируют социальные институты, ценности. Там уже нет главного героя, все путешественники. Пантагрюэль возвышен, Панург — напротив.

В трех первых книгах Панург бросает вызов старому застойному обществу, поэтому так симпатичен, а в последующих частях уже не везде, протест размывается, становится менее нарочитым. В тех эпизодах, которые появились в 48 главе, он прежний, а в тех, которые в 52 главе – подчеркнуто трусливый (например, эпизод с бурей, Колбасами).

Это, видимо, связано с тем, что Панург и Пантагрюэль – разные полюса Божественной природы. Пантагрюэль – идеальный человек, Панург — реальный. Но писатель разочаровывается в реальном человеке, оттого и происходит снижение образа.

Чем заканчивается роман?

А тем, что Бутылка изрекла: “Тринк”, что означает «пей» (и «выпивай», и пей из источника мудрости). Рабле воспроизвел плавание к истине, путешествие в поисках этого вожделенного сокровища. Правда, абсолютной истины нет, перед авантюристами всплывает лишь фата-моргана. Поэтому они пьют и радуются жизни без призрака смерти и сомнительных обещаний божественной милости в обмен на земное счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На первый взгляд роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» кажется простым, забавным, комическим и одновременно фантастическим произведением. Но на самом деле в нем скрыт глубокий смысл, отражающий взгляды гуманистов того времени.

Это и проблемы педагогики на примере обучения Гаргантюа, и политические проблемы на примере отношений между двумя государствами. Не обошел стороной автор и актуальные для той эпохи общественные и религиозные вопросы.

«Гаргантюа и Пантагрюэль»: краткое содержание I книги

Автор знакомит читателя с родителями главного героя и рассказывает историю его появления на свет. После того как его отец Грангузье женился на Гаргамелле, она проносила ребенка в чреве целых 11 месяцев и родила его через левое ухо. Первым словом младенца было «Лакать!» Имя ему дали по восторженному выкрику отца: «Ке гран тю а!», что в переводе означает: «Ну и здоровая же она (глотка) у тебя!» Далее следует рассказ о домашнем обучении Гаргантюа, о продолжении образования в Париже, о его битве с королем Пикрохолом и возвращении домой.

«Гаргантюа и Пантагрюэль»: краткое содержание II книги

В этой части произведения речь идет о женитьбе главного героя на Бадбек, дочери короля Утопии. Когда Гаргантюа было 24 года, у них появился сын - Пантагрюэль. Он был настолько огромным, что во время родов мать умерла. В положенное время Гаргантюа тоже отправил сына получать образование в Париже. Там Пантагрюэль подружился с Панургом. А после удачного разрешения спора между Пейвино и Лижизадом он прослыл великим ученым. Вскоре Пантагрюэль узнал о том, что Гаргантюа отправился в страну фей. Получив известие о нападении дипсодов на Утопию, он немедленно отправился домой. Вместе со своими друзьями он быстро разгромил врагов, а затем еще и покорил столицу амавротов.

«Гаргантюа и Пантагрюэль»: краткое содержание III книги

Дипсодия полностью покорена. Чтобы возродить страну, Пантагрюэль поселил в ней часть жителей Утопии. Панург задумал жениться. Они обращаются к разным гадалкам, пророкам, богословам, судьям. Но те не могут помочь, так как Пантагрюэль и Панург понимают все их советы и предсказания совершенно по-разному. В конце концов шут предлагает им отправиться к Оракулу Божественной Бутылки.

«Гаргантюа и Пантагрюэль»: краткое содержание IV книги

Подготовленные корабли вскоре вышли в море. На своем пути Пантагрюэль и Панург посещают несколько островов (Макреонов, Папефигов, Воров и разбойников, Руах, Папоманов и другие). Там с ними происходит немало фантастических историй.

«Гаргантюа и Пантагрюэль»: краткое содержание V книги

Следующим по курсу был остров Звонкий. Но посетить его путешественники смогли только после соблюдения четырехдневного поста. Затем были еще острова Плутней, Железных изделий. На острове Застенок Пантагрюэль и Панург еле вырвались из лап населяющих его чудовищ Пушистых Котов, живших одними взятками, получаемыми в необъятных количествах. Предпоследней остановкой путешественников стала гавань Матеотехния, на которой королева Квинтэссенция питалась только абстрактными категориями. И вот, наконец, друзья высадились на том острове, где обитал оракул Бутылки. После радушного приема принцесса Бакбук отвела Панурга в часовню. Там в фонтане лежала Бутылка, наполовину погруженная в воду. Панург исполнил песню виноградарей. Бакбук сразу бросила что-то фонтан, в результате чего в Бутылке послышалось слово «тринк». Принцесса достала книгу, обрамленную серебром, которая на самом деле оказалась Бакбук приказала Панургу немедленно осушить ее, так как «тринк» означает «Пей!» Напоследок принцесса передала Пантагрюэлю письмо для отца и отправила друзей домой.

Новое на сайте

>

Самое популярное