Домой Вздутие живота Хантыйские узоры и орнаменты. "волшебные узоры югры"

Хантыйские узоры и орнаменты. "волшебные узоры югры"

Орнаменты ханты и священные изображения

Крест, ромб

Прямая линия, зигзаг

Треугольник

Уголок

Бодухина Валентина Александровна,

воспитатель МБОУ «Ляминская СОШ»


Цели презентации

1. Познакомиться с особенностями национальных орнаментов; выявить элементы, составляющие сакральный характер орнаментов; найти взаимосвязь орнаментов разных народов.

2. Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов, их освоение.

3. Укреплять взаимосвязь с родителями детей через совместную работу при сборе информации


  • Крест встречается как в прямом, так и в косом исполнении. В настоящее время еще встречаются татуировки в виде креста на руках: чтобы охранять от боли и чтобы «от болезни укрыться». Вообще, крест несет охранительную функцию, играет роль границы между мирами.
  • Косой крест еще называют «собачья лапа». Значение косого креста – отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Например, последний идущий с кладбища должен положить на дорогу крест-накрест две палочки: считается, что душа умершего не сможет через них перешагнуть.
  • На Казыме в том случае, если нельзя пропустить стадо по какой-либо тропе (дороге), то ее перекрывают. При этом было бы проще взять две жерди и поставить их крест-накрест. Однако обычаем это запрещено, поэтому приходится рубить большое количество жердей и ставить их вертикально одна к другой. Запрет по отношению к крестообразно поставленным жердям объясняется тем, что ими навсегда перекроешь себе обратную дорогу.
  • В связи с крестом необходимо отметить особый способ завязывания узлов на умершем. Концы завязок, располагаясь перпендикулярно основному шнуру, как бы образуют крест.

Змея

Эти орнаменты почитаются в связи с тем, что змей считают косами Казымской богини.

Считается, что эти изображения способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга.

Во сне увидеть змею или ящерицу – «болезнь глазами увидел», а это, в свою очередь, означает, что человек выздоровеет.


Ромб

Отдельно взятый ромб называют «сердца углубление», так же называют ряды ромбов на вязаных и бисерных изделиях. В зависимости от своего местонахождения в узоре ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», кроме того он мыслится как «вместилище для души».

На детской люльке существует ромбовидный сегмент, который тоже называется «сердца углубление», и на него запрещается наносить узор, чтобы «не испортить жизнь ребенку».

Существует много узоров с пустым внутри ромбом и отходящими от вершин «крючкообразными» отростками. Такие узоры называются «лягушка». Известен обычай почитания лягушки, «между кочек живущей женщины», «прыгающей женщины», которая способна дарить семейное счастье, облегчать роды.


  • Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие.
  • В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит: «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».
  • В русской народной сказке царевна превращается в лягушку, надев лягушачью шкурку.
  • Таким же способом принимают облик животных духи ханты.

Почему нельзя убивать жучков?

  • Ромб как универсальный символ плодородия и чадородия связан с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать.
  • Фигура ромба нашивается в плечевой части одежды, плюс два зигзага, расположенные по разные стороны от выреза груди, замыкаясь на его конце, образуют ромбы. Существует стойкое выражение «силу спины охранять, силу груди охранять».

Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина», «поленница дров», «ель», «мышь».

По сегодняшним представлениям хантов, жучков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького невидимого жучка».


  • Ель имела статус священного дерева.
  • Ель с корнями и диском наверху символизирует мост, соединяющий Нижний и Верхний миры.
  • Считается, что если по какой-то причине человек желает встретиться с лесным духом, то он, ночуя в лесу, во-первых, должен под спальное место постелить еловые ветки, а во-вторых, настрогать еловых стружек и также положить под себя.

Мышь

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира.

Распространен сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши (иносказательно, «по земле ходящее животное», «мусора животное», «маленькая белка»), чтобы передать ту или иную информацию.


Прямая линия. Зигзаг

  • Прямая линия. Это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды. Прямая линия – «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».

Зигзаг. Чаще всего присутствует на бересте, при аппликации тканью по ткани. Извилистая линия в центре изображения считается признаком жизни и живого существа. С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях как на спинке люльки, так и на ее бортиках.


Треугольник

  • Символические значение топора очень велико.
  • Он применяется во многих обрядах: свадебных, похоронных, на медвежьих игрищах.
  • Топор обладает очистительной функцией: в целях ритуального очищения через него должны перешагивать женщины.
  • Он – непременный атрибут гадательного процесса определенной категории людей, у которых есть «топора знак».
  • В фольклоре топор фигурирует как боевое оружие – достаточно ему приклеиться к врагу (его жилью), и тот будет побежден.

Треугольник в орнаменте (линия треугольников) имеет разные названия:

«щучьи зубы», «утиные выводки», «кедровая шишка» - если основание помещено горизонтально, а вершина направлена вверх;

«голова», «головы одна половина» - если вершина повернута вниз;

«топора лезвие» - если основание размещено вертикально.


  • играет существенную роль в мифологии обских угров.
  • Она выступает творцом мира, достает землю из глубин первичного Мирового океана.
  • В марийском мифе строение мира осуществил селезень, доставший со дня моря ком земли; в мордовском варианте кусочек земли, из которого возникло все живое, достала утка (гоголь, нырок).
  • В Волжской Болгарии на височных кольцах часто изображалась утка с золотым шариком в клюве.
  • Согласно сегодняшним представлениям, во-первых, с уткой связано понятие изобилия. Во-вторых, утиная лапка служит игрушкой ребенку и в то же время является его оберегом.

  • Много изображений птиц на детских и женских вещах.
  • На спинку люльки против того места, где находится голова ребенка, обычно наносится «глухаря сна узор».
  • Многие исследователи указывали на магическое значение «птицы сна».
  • Смысл данного изображения в том, что одна из душ человека имеет вид птицы и может покидать во время сна тело.
  • Изображение птицы служит вместилищем для души и удерживает ее на одном месте. Со временем, «пестрый глухарь» привыкает к конкретному человеку и повсюду следует за ним

  • Двухголовую птицу называют также «двухголовый журавль», «безголовый журавль» или «двухголовый безголовый журавль».
  • На вопрос, почему он двухголовый, обычно дают ответ «он на две стороны смотрит», т.е. способен одновременно охватывать своим взором все окружающее пространство, всезнающий и всевидящий; такими же способностями обладает и медведь.
  • Журавль – один из главных персонажей Медвежьих игрищ, где он выступает в роли мстителя.
  • Согласно священной песне, медведь разрушает гнездо журавля, уничтожает его птенцов и должен за это понести наказание. В заключительной сценке прилетает журавль, поет свою песню, затем начинает переворачивать стоящие перед медведем чаши с едой, сдирает с него украшения, ломает его домик.

  • В настоящее время священные узоры встречаются на ритуальных поясах, рукавицах, шапках. Предметы с их изображениями кладут в приклады духов-охранителей или используют на Медвежьих игрищах.
  • Считается, что священные узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии. Тем самым женщины как бы поддерживают постоянный источник очищения, в первую очередь для мужчин. Часто новые орнаменты видятся во сне.

Четыре группы священных узоров

Священные узоры можно разделить на четыре группы: первая связана с медведем, вторая – с изображением человека на лошади, третья – «духов узор», четвертая – «счастливые гнезда» тех или иных почитаемых животных: ящерицы, змеи, трясогузки.

Про медведя не говорят «убит», а говорят «спущен», что связано с его небесным происхождением, он является сыном Торума.

  • Кроме того, при добыче медведя вылетает только одна из его душ, в конце праздника Медвежьих игрищ семь божеств уносят вторую душу, а еще одна душа остается при медведе, если он желает быть домашним духом, т.е. медведь еще «живой»: его душа все видит, понимает, чувствует.
  • Раньше в качестве духа оставляли выделанную медвежью шкуру вместе с головой. Изображение медведя соответствует именно такому медведю, ставшему духом – вид сверху.

Как стать удачливым охотником?

  • Иногда изображается след медведя («медведя узор»). Можно говорить о полном отождествлении в сознании следа и животного. Имея перед глазами след, особенно на снегу, опытному охотнику совсем не обязательно наблюдать само животное, оно и так уже стоит перед его мысленным взором.
  • Охотнику известно – сыт зверь или голоден, куда и для чего направляется, какая завтра будет погода и, следовательно, чем будет заниматься данный зверь. Изображение следа медведя есть для ханты сам медведь.

В священных узорах многое изображается опосредованно: не медведь, а его след, не ящерица, а ее гнездо и т.д.

Ящерица, змея, трясогузка не имеют для охотника практического значения, это атрибуты духов, символы их присутствия, они сакральны. Чем больше этих символов хранится в «священном углу», тем сильнее эта часть пространства насыщена «духовной энергией» и тем удачливее человек в промысле и быту.


Другие изображения

Узор оленя должен символизировать землю, «наполненную оленями»

  • « Солнце»-«Солнце-найматерь» , дарительница силы, энергии для воспроизводства земной жизни.
  • Штрихи возле солнца – это семена жизни, следы их присутствия, из которых могут родиться «и человек, и животное, и растение».
  • Узоры, отходящие от центрального круга – «солнца лучи», а небольшие выступы на окружности называются «невзорвавшаяся рука (луч)», т.е. еще не сформировавшиеся зарождающиеся лучики.
  • Идея орнамента такова, что солнце дает жизнь, как настоящую так и будущую.

  • В этом изображении узоры, отходящие от вершин четырехугольника символизируют «оставленного стойбища дороги».
  • По рассказам, в старину люди специально оставляли стойбища, чтобы создать еще один клочок удобренной земли, потому что на нем даже в самый неурожайный год вырастет крупная сочная ягода.
  • Во всех случаях места, где ранее были стойбища, резко выделяются на фоне остальной местности, там более пышная, обильная растительность, хвоя на деревьях крупная и ярко-зеленая.
  • Таким образом, близость конфигурации узоров «солнце» и «покинутое стойбище» объясняется их общей идеей – воспроизводство земной жизни

« Кедровая шишка»

В фольклоре существует следующий оборот:

«Сосновой шишке подобная кукла, Кедровой шишке подобная кукла».

Оба выражения обозначают одно и то же: после эпохи богов и богатырей на земле возникает эра жизни хантыйских людей, которых боги называют «куклами».

Таким образом, шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще.

Шишка – это дом для орехов. Орехи – это семена новой жизни.

Однако особое состояние ореха, то есть его способность к прорастанию, связано с наличием кедровок, так как именно они закапывают орехи в землю.

Не исключено, что первоначально «шишка-человек» мыслилась как беременная женщина.


Уголок

Уголок лежит в основе многих значимых узоров орнамента. Можно назвать следующие узоры.

«Заячьи ушки» («уши маленького зайца»). Существует представление, что если снег падает большими хлопьями, то это Торум-отец на свою жену злится и рвет ее заячью шубу. Заячья атрибутика присутствует и в родильном обряде.

  • «Маленькая ветка», «лисицы локоток», «заячья лапка» - о снова более сложных узоров.

«Маленького оленя рога» . Это двойные «заячьи ушки» по узору.

По смыслу, если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: это материальное благополучие (теплая одежда, еда) и он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божества.

Кусочки шкуры с ушей оленя, отрезаемые при нанесении на уши метки, женщины собирали в гирлянды и украшали ими игольницы Их нужно было пришивать очень надежно, чтобы не растерять, иначе семья растеряет своих оленей. Таким образом, магически женщина участвует в охране стада.

  • Какова функция прямого креста в орнаменте?
  • Какова функция косого креста в орнаменте?
  • В каком случае изготавливался орнамент «змея»?
  • Каково назначение ромба в орнаменте на детской люльке?
  • Почему узор «лягушка» считается женским?
  • Какой узор необходимо было вышить бисером на платке для здоровья новорожденного?
  • Почему нельзя убивать жучков?
  • Символом чего является ель?
  • Символом чего является мышь?
  • С каким узором традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни?
  • Каково назначение топора и его изображения в узоре?
  • Какой узор наносится на спинку люльки против того места, где находится голова ребенка и с какой целью?
  • Как называется этот орнамент?
  • Какие узоры считаются священными?
  • Как стать удачливым охотником?
  • Какова связь между узорами солнца и покинутого стойбища?

Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах. Картинки нашей статьи дадут вам некоторое представление об особенностях и символичности таких мотивов. Ведь это не просто рисунки, в них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной. Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красочность природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. Предлагаем вам познакомиться с хантыйскими орнаментами и их значениями.

Немного из истории коренных народов Севера

Созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири - ханты, манси, ненцы. Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты. Южные и северные ханты - так поделили их специалисты.

На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.

Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры - узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.

Чем был орнамент для народов ханты и манси?

Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово "орнамент" имеет значение - "украшение". Орнамент был элементом художественного стиля для зодчества, ваяния, живописи, графики. Узоры для не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать. Применяли они их довольно широко - от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий - до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир.

Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Весомость и полноту этим рисункам придают оконтуренные мотивы. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей.

Основа орнаментальной системы хантов

Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многих интересуют хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности.

Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов.

Главной темой узоров является солнце, ведь в тех краях каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. Из него берут кости для изготовления оружия и жил для шитья.

Самые распространенные узоры хантов

Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.

А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием "собачья лапа", ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.

Особое место ханты уделяли ромбу, его называли "сердца углублением". Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить счастье.

Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов "утиный выводок", "щучьи зубы", "кедровая шишка".

Хантыйские орнаменты и их значение

Узоры для народа ханты - целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:

  1. "Заячьи ушки". Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
  2. "Глухарь". Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
  3. "Выводок утят".
  4. "Лапа лисы".
  5. "Малая рябь воды".
  6. "Крыло гуся".
  7. "Заячьи уши".
  8. "След белки".
  9. "Выдра".
  10. "Человек на лошади".
  11. "Кедровая шишка".
  12. "Лягушка".
  13. "Жук".
  14. "Рога оленя".
  15. "Березовая ветвь".
  16. "Медвежий след".
  17. "Цветущий куст".
  18. "Накаты волн".

С ромбом у хантов связаны узоры "жук", "мужика половина", дровяная поленница", "ель", "мышь". К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира. Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.

Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой - трудолюбие, с крыльями - движение.

Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.

А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:


Применение узоров для вышивания

Существует три способа хантыйской вышивки: "керем-ханч", ектем-ханч", "севем-ханч". Первые две похожи на русскую двустороннюю вышивку. А последняя, позаимствованная коренным населением у переселенцев, выполняется крестом и считается одной из последних техник южно-хантыйской вышивки. с помощью восстановленных узоров и техник вышивания и сейчас мастерицами создаются национальные костюмы, украшенные колоритными орнаментами. Такой вышивкой современные мастерицы украшают сумки, кошельки, головные уборы, пояса.

Главная особенной вышивки таких узоров в том, что они строго геометричны и состоят из прямоугольников, углов, ромбов, зигзагов. В этих вышитых полосках закодирована информация народов ханты.

Бисерные работы

Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название "сак" и "сек", что означало "камень". В XX веке был популярным фарфоровый бисер.

Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.

Шерстяные изделия с узорами

Одним из немногих женских занятий хантов, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание на шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия.

Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке. За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков. Когда-то использовалась для вязания только черная, белая и серая гамма, затем подключился синий и зеленый цвет. Шерсть ханты покупали, но потом сами ее красили.

Украшение орнаментами одежды

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.

На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.

Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется "сах". У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.

У женщин хантов было специальное приспособление - тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.

Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции

Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.

Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент "солнце" связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли "найматерь" (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.

Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый - с тайгой. А вот считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.

В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы визитной карточкой самобытной культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Традиционный народный орнамент в большей мере, чем какойлибо другой компонент духовной и материальной культуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, её развитие во времени.

Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы.

Насколько разнятся у различных народов понятия о мере и красоте, настолько, как правило, различаются и их наиболее характерные орнаменты, являющиеся своего рода символической «формулой» этих представлений.

Русский народный орнамент

Русский народный орнамент представляет для этого исключительно благодатный материал. Огромное многообразие техник, мотивов, различных местных вариантов русского народного орнамента – это огромный пласт культуры, в которой можно для себя множество интересных подробностей, многое объясняющих во внутренней логике и принципах развития культуры нашего народа.

Сегодня достаточно хорошо изучена богатейшая орнаментальная культура Русского Севера и Центральной России, опубликовано немало образцов тканных и вышитых узоров, собранных в результате более чем столетней собирательской работы.

Орнамент традиционных бранных поясов аналогичен узорам старинных полотенец, это в большинстве случаев все те же композиции из гребенчатых ромбов и косых крестов; в более поздних вещах - комбинации из треугольников, квадратов, «шашечных» ромбов.

Сложно сейчас представить, как сложилась бы дальнейшая судьба традиционного крестьянского искусства и орнамента в том числе, если бы процесс этот не был прерван искусственно известными историческими событиями - коллективизацией, «укрупнением» деревень, разрушением векового уклада деревни.

Полотенца

Отношение к орнаменту как к охранительной, целительной силе сохранилось местами до наших дней - в некоторых русских селах Алтая узорными браными концами полотенец принято обтирать детей с кожными проблемами. Вряд ли в прошлом какое-либо значимое событие в жизни человека от рождения до смерти проходило без участия полотенец. Для наших предков полотенце было не просто утилитарным, бытовым предметом, являлось вещью обрядовой, непременным атрибутом семейных и общественных ритуалов. Такое отношение к полотенцу было не случайным: с древности за ним закрепилось значение оберега, полотенце стало символом добрых сил, светлого начала. Полотенце надевали на основных участников свадьбы - дружку, «больших бояр»; полотенце своей работы дарило новой родне невеста - это было своего рода обрядом, обозначающим ее вхождение в новый дом.

Узорное вязание из шерсти

Узорное вязание из шерсти - одно из немногих женских занятий, которое сохранилось и довольно широко распространено и поныне. Из традиционных видов вязания из шерсти сохранились только варежки. Мастерицы Русского Севера на протяжении многих лет сохраняют свои самобытные узоры вязания. Каждая мастерица знает с детства большое число рисунков, которые сама еще варьирует в каждой вещи. Узоры на варежках столь же значительны, как все орнаменты в народном искусстве. В вязании Мордвы сохранились также интереснейшие узорные носки.

Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери и пока сохранившиеся на теплых шерстяных «вязанках» псковских и архангельских мастериц.

По традиции рисунки архангельского вязания не должны быть нарушены, их нельзя вывязывать незаконченными, обрезанными и прибавлять к ним петли. В готовых варежках, если положить рядом правую и левую, рисунок орнамента одной варежки должен продолжаться в рисунке другой. Рисунок вяжется одинаково как на тыльной стороне варежки, так и на ладошке.

Архангельское узорное вязание на протяжении веков не претерпело почти никаких изменений. Изменился лишь состав пряжи и цветовая гамма. Изначально в узоре использовали сочетания только черного, белого и серого - цвета неокрашенной козьей шерсти. Затем научились окрашивать шерсть с помощью корней, цветов, плодов, шишек - это был очень трудоемкий процесс.

Орнаменты ханты и манси

Мансийские и хантыйские орнаменты до настоящего времени в таком объеме и научной систематизации в нашей стране не издавались, лишь отдельные единицы орнаментов упоминались в трудах ученых и исследователей мансийской культуры.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.

Орнаментальное искусство манси обычно рассматривалось в комплексе с орнаментальным искусством ханты как декоративное искусство обских угров, так как различия между хантыйским и мансийским орнаментом незначительны.

Наличие общих черт в орнаменте ханты и манси явилось результатом общности территории, которую заселяли эти народы, и тесных экономических связей, существовавших между ними. Так, верхне-сосьвинские, сыгвинские, верхне-лозьвинские манси издавна вели обмен с обскими ханты, с ненцами, меняли меховые изделия на берестяные, что приводило к обмену мотивами орнаментов, их осмыслению этими народами.

В недавнем прошлом хозяйство манси было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами. Издавна существовало разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла, женщины обрабатывали шкуры и бересту, выделывали ровдугу, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая мансийская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. С гордостью показывали свои изделия мастерицы С. В. Пеликова (Няксимволь), А. М. Хромова (Сосьва), любовно приглаживали руками мех, стараясь выразительнее показать тот или иной орнамент. Чувство достоинства и поклонения мастерству предков звучало с особой силой тогда, когда показывали вещи, изготовленные мамой, бабушкой или отцом.

На изготовление вещи мастерица затрачивали много времени. Например, для того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года. На сахи мастерица выполняла орнамент в течение 5-6 и более лет. Работа обычно велась в зимнее время, при скудном освещении.

Материалы для изготовления орнаментов используются самые разные. От выбора материала зависит и выбор орнаментальных мотивов, их композиция. Мужские рубахи и женские платья часто, кроме аппликации, украшали вышивкой. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку», подол. В прошлое ушла красивая тончайшая вышивка шерстью.

Разновидностью вышивки является бисерное шитье по тканям и коже. Цветным бисером (пальсаком) украшали свадебные головные повязки, нагрудные и нашейные украшения, детали одежды, воротники, края разреза, часть плеча, обшлага. Известны два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Вышивали бисером верх женской короткой обуви из кожи. Предпочитали яркие, сочные цвета бисера (черный, синий, красный). Белый цвет чаще употребляли для фона. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, украшения.

Происхождение орнамента. Мотивы

По поводу происхождения орнамента, его связей имеются различные высказывания и теории. Так С. К. Патканов в1897 году в исследовании, посвященном устному творчеству иртышских хантов, высоко оценивал изделия из бересты и вышивку, указав на сходство последней с вышивками русских, мордвы, зырян, пермяков и татар.

Традиции орнаментики включают в себя символические изображения представителей флоры и фауны местного региона. Композиции из этих изображений, как и сами изображения, в течение последних нескольких столетий не претерпевали изменений и были жестко зафиксированы традицией. Цветовая палитра изделий относится к среднеазиатскому институту декора, который характеризуется яркостью и контрастностью цветов. Первые публикации мотивов обскоугорского орнамента отмечены в 1872 г. в альбоме В.В.Стасова и в 1879 г. у венгерского ученого А. Регули. Это были цветные образцы хантыйских вышитых узоров, где развитие получили три категории мотивов: изображения птиц: изображения деревьев, геометрические мотивы. Птицы и деревья, вследствие процессов стилизации, имеют различные сочертания, условные формы. Встречаются парные птицы, с различными элементами между ними.

Вопрос о происхождении мотива парных птиц, привлекал к себе исследователей. Считается, что подобного рода изображения проникали к чувашам, а затем к уграм из стран Востока, но есть основания полагать, что взаимоотношения между Востоком и народами Поволжья и Приуралья развивались как в булгарское время, так и в более ранний период, когда роль посредников играли сарматские и аланские племена.

Символика Югры

    Синий– реки и озера края

    Белый – цвет снега

    Зеленый – цвет тайги

    Национальный орнамент ханты и манси – рога оленя, обереги

Хантыйское народное искусство орнамента

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Украшают шубы, суконную одежду, обувь - пимы (бурки). Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий). С сайта http://www.desertart.ru/litcoment.php?id=62 .

Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, -
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.
(М. Шульгин)


В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.

Хантыйские мотивы

Хантыйский орнамент.
Выводок утят

Хантыйский орнамент.

Лапа лисы

Хантыйский орнамент. Малая рябь воды

Хантыйский орнамент. Крыло гуся

Хантыйский орнамент. Заячьи уши

Хантыйский орнамент. След бел

Хантыйский орнамент. Изображение медведя

Хантыйский орнамент. Выдра

Хантыйский орнамент. Человек на лошади

Хантыйский орнамент. Кедровая шишка

Хантыйский орнамент. Лягушка

Хантыйский орнамент. Жук



Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай сумат нув «березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.


Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.


Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.




Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха.



Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуй сах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека.


Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук.


Шили покупными металлическими иглами, но прежде пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. При шитье надевали на указательный палец наперсток без донышка - самодельный костяной или покупной металлический. Иглы хранили в специальных игольниках из оленьих шкур либо из сукна, хлопчатобумажных тканей. Их делали разной формы, украшали аппликацией, бисером, вышивкой, снабжали приспособлением для хранения наперстка. В сказках игольницам приписывалась волшебная сила: на них летали или переплывали моря. Наш поиск корней этого, казалось бы, малозаметного предмета привел к войлочным коврам южных народов, у которых бытовала идея ковра-самолета. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиныль либо в сумке тутчан, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Подвесок бывало так много, что они почти скрывали орнамент. Тутчан - очень дорогой для женщин предмет, он переходил от матери к дочери, либо мать шила ей новый к свадьбе.


«У нас, женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь».

Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом - ныне, к сожалению, утрачено. Последние образцы в начале XX в. были собраны для музеев, некоторые из них попали в Венгрию. Этот вид декоративно-прикладного искусства был развит только в южных районах - на Конде, Иртыше, Демьянке, Салыме. Были известны четыре технических приема, и каждый имел особое название: косой стежок - керем ханч, односторонняя гладь внутри оконтуренной фигуры - ханты ханч (хантыйский узор), крестиком - севем ханч, квадратная вышивка - руть ханч (русский узор). Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, заполняя узорами почти сплошь рубаху или платье. Работа могла длиться до двух лет. Вышивали также косынки и платки, мужские штаны, рукавицы. Орнаментированные чулки и рукавицы вязали также на спицах. Шерсть была покупной, но красили ее ханты сами. В сказках можно встретить и такое описание: «Рукавицы на солнце поблескивают, верх у них вязан из чистого серебра».


Хантыйские узоры


Шея утки

Березовая ветвь

Челюсть лошади

Рога оленя


Мозаичные узоры наносили не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки - аппликацию, т. е. пришивание накладной узорной полосы на какую-то часть изделия. Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей - ездовых и жертвенных, сумок, рукавиц и др.


Если ровдуга и мех направляют фантазию мастериц на поиск новых линий и фигур, то ткани дают еще одну возможность - выразить более полно цветовосприятие мира. В первом случае узор состоит только из темной и светлой частей, т. е. он диахромен. В тканях узор может быть не только черно-белым, а, например, черно-желтым, что уже является расширением цветового спектра. Ткани дают возможность сочетать несколько цветов, делать узор полихромным. Интересно, что некоторыми цветовыми сочетаниями достигается еще больший эффект контрастности, чем в черно-белом варианте.


Например, на сине-красное изображение одного из божеств - небесного всадника Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза. И мастерицы знали, что делали, - ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя.



В одной хантыйской песне поется: Дом Урта висит на цепях между небом и землей и качается от ветра по линии юг - север. Урт скачет на пестром коне и видит, кто в чем нуждается. Помогает он только тем, кто его вспоминает время от времени и делает подарки. Но Урт не поможет тому, кто вспоминает о нем только тогда, когда уже попал в беду. Так заканчивалась длинная песнь.


По наблюдениям последних лет, чем дальше на север, тем больше игры красок в хантыйских изделиях из сукна. Пытаешься осмыслить, почему возникают те или иные цветовые сочетания, и какое-то объяснение находишь в природе. Поразишься фиолетово-голубому спектру в женской одежде, а потом видишь его в кустике осенней голубики с фиолетовыми листочками.


Хантыйские орнаменты

Сумка. Ур хир. Олений мех, кожа. (Е.К, Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с- Усть-Войкарык)

Меховая мозаика на женской шубе. Сумат нув «березовая ветка». Нёшас «соболь» (М.С. Нензелова, Шурышкарский район, с, Восяхово)

Оксана Веснина

Мастер-класс

Автор: Веснина Оксана Викторовна. Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка»

Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси».

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по выкладыванию орнамента народов севера на пластилиновой основе с помощью сыпучих материалов - макарон, перловки и овса. Приобщая детей к культуре народов севера по средствам художественного творчества, мы расширяем их представление о жизни и культуре народов Югры, воспитываем уважение и любовь к родному краю.

Цель: Продолжать знакомить детей с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.

Задачи:

Развитие эстетического вкуса и творческого воображения

Приобщение детей к богатству и своеобразию искусства народов ханты и манси.

Научить детей разгадывать символику и кодировку национального орнамента.

Предварительная работа : знакомство с национальным орнаментом. Каждое изображение несёт свой смысл. Например: орнамент под названием «Утки над озером», «Вороны над болотом «Медведь», «Три гуся» и т. д.

Для работы нам понадобится: заранее приготовленный картон, покрытый тонким слоем пластилина, тарелочки с сыпучим материалом (макароны, перловка, овёс, образцы с национальным орнаментом.


Итак, начинаем творить. Каждый ребёнок выбирает более понравившийся ему орнамент и как мозаику выкладывает по образцу на основу.




Вот что у нас получилось.


Публикации по теме:

Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты» Областная санаторная школа – интернат № 4. Открытый воспитательный час: «Национальные орнаменты, о чём говорят» Провела: учитель 1.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты» Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»Непосредственно-образовательная область «Познание»Цель: Познакомить.

Орнаменты в жизни башкирского народа Мухаметдинова Гульнара Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа» Тип проекта: - реализация проекта: кроткосрочный.

12 июня великий праздник – День России! Мы, россияне, любим и гордимся своей Родиной! Но почему-то иногда мне взгрустнется и ностальгирую.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни татарского народа» Тип проекта: - познавательно – творческий - групповой - участники проекта: 11 детей, воспитатель, родители. Актуальность: Приобщение.

Новое на сайте

>

Самое популярное