Домой Вздутие живота А. Пушкин о причинах пугачевского восстания (по "Капитанской дочке" и "Истории Пугачева")

А. Пушкин о причинах пугачевского восстания (по "Капитанской дочке" и "Истории Пугачева")

Весь черный народ был за Пугачева...
Одно дворянство было открытым образом
на стороне правительства...

А. Пушкин, «История Пугачева»


В 30-е годы XIX века в связи с резко усилившимися крестьянскими волнениями, в которых современники готовы были видеть начало «новой пугачевщины», Пушкин настойчиво обращается к теме крестьянского восстания. Этой темы он касается в планах продолжения «Истории села Горюхина», видное место занимает она в «Дубровском». Во весь рост ставится эта тема в последнем большом законченном творении Пушкина - «Капитанская дочка». Задумав повесть-роман времен крестьянской войны 70-х годов XVIII века, Пушкин отправляется в места, где происходили события, - в оренбургские степи, в Поволжье, знакомится с природой и бытом края, осматривает поля сражений, расспрашивает стари-ков-очевидцев, собирает изустные рассказы и предания о Пугачеве. По добытым архивным материалам и первоисточникам Пушкин тщательно и пытливо изучает интересующую его эпоху. Он использует сатирическую литературу последней трети XVIII века. Произведения Фонвизина явились для него одним из основных источников познания интересовавшей его эпохи. Однако, стремясь показать жизнь того времени во всей полноте, Пушкин снимал с создаваемых им образов и картин односторонне сатирическое освещение, вместо острых карикатур рисовал живые характеры. Широко используется Пушкиным и фольклор. Из семнадцати эпиграфов «Капитанской дочки» десять заимствованы из народного творчества. В сюжет не только введено большое количество персонажей из народа (их примерно столько же, сколько дворянских), но многие из них развернуты в исключительно яркие, полновесные художественные образы. Это прежде всего образы Пугачева и Савельича.

Пушкинский Савельич, как и указанный в самом романе литературный его прототип - дядька Шумилов из «Послания к слугам моим» Фонвизина, наивно убежден, что крепостные крестьяне существуют лишь для того, чтобы всю жизнь работать на своих господ. Но его преданность господам далека от рабской приниженности. В ответ на грубые, несправедливые упреки барина в письме к нему Савельич пишет: «...я не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос». Большое внутреннее благородство, душевное богатство натуры полностью раскрываются в совершенно бескорыстной и глубоко человечной привязанности бедного одинокого старика к своему питомцу. «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое, то есть которого больше всего жаль в повести», - писал Пушкину В. Ф. Одоевский.

Еще большим «чудом» является в романе образ Пугачева. В «Истории Пугачева» Пушкин не пошел ни по «пошлому» (его собственное определение) пути тенденциозного «изничтожения вождя крестьянского восстания» Пугачева, ни по пути его идеализации, а дал его образ со всей доступной ему «истиной исторической». Несомненно, именно за это проповедник реакционной теории «официальной народности» министр народного просвещения Уваров объявил пушкинский труд «возмутительным сочинением».

Образ вождя народного восстания предстает в романе Пушкина во всей его суровой социально-исторической реальности. Пугачев способен на признательность, памятлив на добро. И все это отнюдь не поэтический вымысел. Именно таким предстает он в дошедших до нас и в значительной мере, несомненно, известных Пушкину народных песнях, преданиях, сказах. В то же время Пушкйн особенно ярко показал в Пугачеве те черты «смелости и смышлености», которые считал характерными для русского крестьянина и вообще для русского человека. Его Пугачев отличается широтой и размашистостью натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай»), вольным и мятежным духом, героической удалью и отвагой.

В 1824 году Пушкин назвал предшественника Пугачева - Степана Разина «единственным поэтическим лицом в русской истории». В высоко поэтическом ключе раскрывает он и образ самого Пугачева. Такова сцена пения Пугачевым и его товарищами любимой ими «простонародной» «бурлацкой» песни «Не шуми, мати зеленая дубравушка». С «каким-то диким вдохновением» рассказывает Пугачев Гриневу народную калмыцкую сказку, смысл которой в том, что миг вольной и яркой жизни лучше многих лет жалкого прозябания. Щедро наделен Пугачев «Капитанской дочки» и тем «веселым лукавством ума, насмешливостью и живописным способом выражаться», которые Пушкин считал характерным свойством русского человека - «отличительной чертой в наших нравах».

В период работы над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» Пушкин много размышлял над проблемой народного, крестьянского восстания. С этим связаны его раздумья о личности и творчестве Радищева. В противоположность Радищеву Пушкин не верил в целесообразность крестьянского восстания, возможность его успеха. Устами Гринева он называет его «бунтом бессмысленным и беспощадным». Тем значительнее пушкинский образ Пугачева, в котором вместо исчадия зла перед читателем предстало яркое воплощение многих замечательных черт национального характера.

В окончательной редакции романа, в отличие от его первоначальных планов, на сторону Пугачева переходит не противник знати, а типичный, беспринципный ее представитель - Швабрин. «Старинный» дворянин Гринев, воспитанный в наиболее симпатичных Пушкину традициях своего класса, сберег свою честь незапятнанной. Вместе с тем, Гринев оказался тесно связанным с Пугачевым не только силой обстоятельств, но и взаимной симпатией. Разрешить на таком пути антагонизм между двумя классами, конечно, тоже было немыслимо. Но из всех возможных иллюзий данная, основанная на «уважении к человеку как человеку», в чем Белинский видел существо пушкинского гуманизма, несомненно являлась самой высокой и благородной, открывавшей наибольший просвет в будущее, в мир иных, подлинно человеческих отношений между людьми.

«Капитанская дочка» нечто вроде «Онегина» в прозе», - заметил Белинский. И это в самом деле так. Из пушкинского романа в прозе, в противоположность его же роману в стихах, нарочито исключено субъективное начало - личность автора.

«Капитанская дочка» была закончена Пушкиным 19 октября 1836 года, в день очередной, притом особенно торжественной, двадцать пятой годовщины открытия Лицея. По установившейся среди лицеистов первого выпуска традиции - «старинным обычаям Лицея», отметить ее собрались все те из них, кто находился в Петербурге.

Солнце русской литературы - Пушкин, поднял ее своим творчеством на уровень самых выдающихся созданий мирового искусства слова, одновременно закладывая начала всех начал ее дальнейшего блистательного развития - стремительнейшего движения вперед по впервые проторенным им же путям. Поэт прежде всего и больше всего, Пушкин по самому существу своему был гражданином и патриотом. Он считал литературу как искусство слова, одной из важнейших сфер духовной жизни и деятельности людей - мечом пророка, пламенным светочем, жгущим сердца и одновременно озаряющим путь человечеству к реально достижимому идеалу - из мрака к свету, из «железного» «века-торгаша», «жестокого века жестоких сердец» - в век грядущий, когда «народы, распри позабыв, в великую семью соединятся»; путь в мир гармонических, по-настоящему человечных отношений, которые были бы построены по законам красоты, вместившим в себя весь спектр, всю гамму человеческих чувств и переживаний.

Именно потому так близок, так дорог и так нужен для нас Пушкин. Именно потому первая любовь к нему относительно небольшого числа знатоков и ценителей стала на наших глазах непреходящей всенародной любовью. Именно потому, как добро-предвестие, все нарастает, в особенности за последние годы, влечение к пушкинскому творчеству далеко за Рубенсами нашей Родины, на всех континентах.

Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием.

Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт – самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.

Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно – только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.

Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.

Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом‑солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.

Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.

Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша – как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.

Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.

Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.

Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории – на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.

Итак, А. С. Пушкин, назвав бунт «бессмысленным и беспощадным», тем не менее понимает его огромное значение. Он, прекрасно осознавая роль народа в истории, раскрыл ее и перед своими читателями. Этот роман – одно из лучших художественных произведений не только о пугачевском восстании, но и о русском национальном характере.

    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
    • Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
    • А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман […]
    • Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
    • Александр Сергеевич Пушкин - человек широких, либеральных, "подцензурных" взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от "мегаполиса" 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя "потомок арапов" гораздо свободнее и "в своей тарелке". Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные "народу" дышат уважением и […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • В основе повести Пушкина "Пиковая дама" лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести - Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). "Маленькие трагедии" - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 год). "Маленькие трагедии" - не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание "маленькие трагедии" употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
  • Как есть.
    С днём рождения, Александр Сергеевич!

    Реферат

    Тема: «А. С. Пушкин в работе над «Историей Пугачёва»

    Выполнила:
    Павлова Юлия Алексеевна,
    ученица 9 класса
    МОУ Бортсурманской СОШ

    Руководитель:
    Кичеева Елена Владимировна,
    учитель русского языка и литературы
    МОУ Бортсурманской СОШ

    с. Бортсурманы
    2013 г

    Введение
    1. Предпосылки обращения Пушкина к теме пугачёвского бунта
    2. Работа Пушкина над исследованием пугачёвского восстания
    2.1 Архивы
    2.2. Путешествие по маршруту бунта
    3. Общая оценка Пушкина как историка-исследователя
    Заключение
    Библиография
    Приложения

    Введение

    Актуальность темы исследования

    Тема реферата «А.С. Пушкин как исследователь в работе над «Историей пугачёвского бунта» актуальна, прежде всего, тем, что творчество Александра Сергеевича Пушкина ассоциируется в современном неспокойном обществе у широких масс исключительно с его литературной деятельностью; а, надо сказать, что его творчество было намного шире и глубже. Мало кто знает о том, что А.С. Пушкин в последние, самые трудные в жизни и творчестве годы успел проявить себя в качестве незаурядного историка-исследователя. О том, как происходило становление великого поэта и писателя в новом качестве; какой именно вклад он внёс в историческую науку; как Пушкиным осуществлялась исследовательская работа на примере одного из его исторических трудов – «Истории пугачёвского бунта» – повествует данная работа.

    1. Предпосылки обращения Пушкина к теме пугачёвского бунта
    Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина совпали с переломным периодом российской и мировой истории. Конец XVIII – первая половина XIX в. были заполнены, по словам Л.В. Черепнина, «острой классовой и политической борьбой, в ходе которой менялись социальный строй и международные отношения в Европе».

    В России же на этот период приходится постепенный упадок феодально-крепостнического строя. В 70-е гг. XVIII в. Российская империя подверглась такому грозному потрясению, как Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва. На конецXVIII столетия приходилась деятельность русского революционера А.Н. Радищева, выступившего с призывом к ликвидации самодержавия и крепостного строя.

    Отечественная война 1812 г. способствовала росту национального самосознания, расколу общества на различные политические группировки. Революционно-настроенные представители одной из них – декабристы – организовали восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. против действующей власти.

    Таким образом, тема истории пугачёвского бунта была подсказана Пушкину современными ему условиями российской действительности.

    На первую половину XIX в. пришлось огромное количество стихийных выступлений крестьянства и военных поселенцев. Особенно они участились в 30-е гг., достигая, по выражению А.И. Чхеидзе , «местами таких размеров, что в правительственных кругах и в широких кругах дворянского общества возникали опасения «новой пугачёвщины».

    В 1830 г. в России вспыхнула и быстро распространилась на территории империи эпидемия холеры (вплоть до Петербурга). Правительство оказалось практически беспомощным в борьбе со страшной эпидемией: карантины, введённые им, организовывались настолько неумело, что они не могли препятствовать распространению эпидемии. Карантины препятствовали также и нормальному проведению торговых операций, что, в свою очередь, затрудняло своевременную доставку продовольствия и, соответственно, вызывало голод.

    В 1831 г. в городе Старая Русса (неподалёку от Петербурга) вспыхнуло восстание военных поселенцев, которое стремительно распространилось на соседние губернии. Последствием данных волнений стала отставка Аракчеева. Восстание перекинулось на

    новгородские поселения. Бунтовщиков поддержали дивизии гренадёров. Петербург находился под угрозой, так как восставшие в любой момент могли двинуться на столицу.

    Пушкин внимательно следил за текущими событиями. В августе 1831 г. он в письме своему приятелю П.А. Вяземскому сообщал следующее: «… ты, верно, слышал о возмущениях Новгородских и Старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в новгородских поселениях со всеми утончениями злобы… 15 лекарей убито; спасся один при помощи больных, лежащих в лазарете; убив всех своих начальников, бунтовщики выбрали себе других – из инженеров и коммуникационных… Но бунт Старо-Русский ещё не прекращён. Военные чиновники не смеют ещё показаться на улице. Там четверили одного генерала, зарывали живых и проч. Действовали мужики, которым полки выдали своих начальников. – Плохо, Ваше сиятельство. Когда в глазах такие трагедии, некогда думать о собачьей комедии нашей литературы».

    Данный мятеж был с большим трудом подавлен, правительство превзошло восставших в жестокости и изуверстве.

    Тема простого народа была неразрывно связана с крестьянскими бунтами, она же и стала одной из важнейших тем, исследованных Пушкиным как историком. По мнению А.И. Чхеидзе, мысль о роли народа в борьбе с крепостническим строем возникла ещё в 20-е гг., теперь же она углублялась и подвела Пушкина к постановке вопроса о крестьянском восстании как одной из форм борьбы с «создавшимися невыносимо тяжёлыми условиями».

    Вольнолюбивый дух, которым проникнуто всё творчество Пушкина и, в частности, его исторические труды, выразился не только в критике деспотизма, но и, по мнению Л.В. Черепнина, нашёл своё проявление в том, что «писатель посвятил своё творчество героям, о которых дворянские историки предпочитали умалчивать… а именно предводителям крестьянских войн – Степану Разину, Емельяну Пугачёву».

    Уроки истории подвели Пушкина к следующему выводу: необходимо покончить с вековой русской болезнью – крепостным правом. Пушкин так писал об этом: «Одно только страшное потрясение могло бы уничтожить в России закоренелое рабство; нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян, желание лучшего соединяет все состояния противу общего зла, и твёрдое, мирное единодушие может скоро поставить нас наряду с просвещёнными народами Европы».

    История как наука и история как искусство были в определенной степени близки Пушкину, но неравномерно. «Я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко временам Пугачёва, – писал Пушкин А.Х. Бенкендорфу, но нашед множество материалов, я оставил вымысел и написал Историю Пугачёвщины». Таким образом, тему пугачёвского бунта он разработал в плане исторического романа («Капитанская дочка») и в плане исследования («История пугачёвского бунта»).

    Одним из важнейших вопросов, волновавших Пушкина как историка и публициста, был вопрос о «русском крестьянстве и его борьбе с создавшимися невыносимо тяжёлыми условиями». На историческом материале крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва Пушкин попытался «раскрыть социальный смысл современных крестьянских «бунтов».

    В центре внимания поэта-историка в 1833 – 1834 гг. находилась Крестьянская война под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва.

    «Пугачёвская тема» появилась в творчестве Пушкина в начале 1833 года. Он заканчивал писать вторую часть своей повести «Дубровский» – произведения, главный герой которого, Владимир Андреевич Дубровский, возглавил шайку разбойников, состоявших из подвластных ему крестьян и грабивших помещиков, и в это время в руки Пушкину попали материалы о дворянине-пугачёвце офицере Шванвиче. Александр Сергеевич оставил «Дубровского» и решил обратиться к данному новому персонажу.

    Великий писатель задумал план нового романа – будущей «Капитанской дочки», – который был датирован 31 января 1833 г. Но ему было ясно и следующее: для того, чтобы создать наиболее яркое художественное изображение крестьянской войны, необходимо внимательно изучить данную тему. С этого и началось изучение Пушкиным материалов по истории пугачёвского восстания, которое привело в итоге к созданию в конце 1833 г. исторического труда о нём.

    Надо заметить, что работа Пушкина над «Историей пугачёвского бунта» осложнялась тем, что пугачёвское восстание было эпизодом не такого уж и далёкого прошлого. Таким образом, Пушкину крайне сложно было совсем отказаться от оценки событий Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. По мнению Г. Блока , «известная цель» данной работы у правительства была одна, у Пушкина – другая. Сложность в процессе исследования данной проблемы для великого писателя состояла и в том, что в числе персонажей его «Истории…» оказались как Екатерина II, родная бабка Николая I, так и люди, дети и внуки которых часто пересекались с Пушкиным в высшем свете. Приходилось также разрешать свои задачи (научные, публицистические и художественные) с оглядкой на цензуру, личные отношения.

    Следует сказать несколько слов и о том, как отнёсся к «Истории пугачёвского бунта» Николай I, будучи личным цензором труда А.С. Пушкина. Император внимательно прочитал основной текст, сделал ряд замечаний и разрешил её к печати, так как, скорее всего, рассматривал данный труд поэта как «своеобразную крестьянскую «записку» по крестьянскому вопросу», которая не противоречила мыслям, внушённым недавними восстаниями военных поселений и дальнейшим видам правительства на этот вопрос.

    Вышедшая в свет «История пугачёвского бунта» не пользовалась широким успехом, более того, вызвала яростную критику со стороны официальных кругов. «В публике очень бранят моего Пугачёва , а что хуже – не покупают. Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге, как о возмутительном сочинении», – писал Пушкин в своём дневнике.

    Александр Сергеевич не мог отказаться от оценки пугачёвского восстания, ему удалось сделать новые, весьма оригинальные выводы о характере Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Под влиянием французских историков А.С. Пушкин рассматривал в «Истории пугачёвского бунта» классовую борьбу как один из ключевых факторов, влиявших на историю. Так что, безусловно, данное историческое исследование носило очень важное, прежде всего, политическое значение. «История пугачёвского бунта» прошла цензуру царя, но, тем не менее, вызвала шквал критики со стороны проправительственно-настроенных кругов дворянства и не имела широкого успеха у публики при жизни Пушкина и после его смерти .

    2. Работа Пушкина над исследованием пугачёвского восстания

    «История Пугачёва» – единственное законченное и изданное научное исследование А.С. Пушкина на историческую тему. Интересна история названия этого труда: «История Пугачёва» при издании по распоряжению цензора книги Николая I была переименована в «Историю пугачёвского бунта».

    2.1 Архивы

    «История пугачёвского бунта» была основана на изучении русской и иностранной литературы, документальных источников, мемуаров и фольклора.

    В 1831 г. А.С. Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел, что открывало великому русскому писателю доступ к архивам, в то время чрезвычайно затруднённый.

    В январе 1832 г. Пушкину было поручено заняться исследованием истории Петра I, для чего ему и были открыты архивы. Впоследствии писатель использовал эту возможность для составления истории пугачёвского восстания. Однако работа Пушкина с архивными документами осложнялась препятствиями со стороны чиновников в выдаче документов, нужных ему для написания труда.

    9 февраля 1833 г. А.С. Пушкин обратился к военному министру А.И.Чернышёву со следующей просьбой: для работы над историей «графа Суворова» писателю были нужны следственное дело о Пугачёве и ряд других документов, относящихся к А.В. Суворову. 8 марта Чернышёв прислал Пушкину полученные из Москвы материалы, относящиеся к Суворову, но при этом сообщил, что «следственного дела о Пугачёве в архиве том не находится». В тот же день Пушкин просит военного министра прислать ему дополнительно «донесения генерала-аншефа Бибикова в Военную коллегию, и рапорты Бибикова в Военную коллегию, и рапорты князя Голицына, Михельсона и самого Суворова (с января 1774 по конец того же года)».

    Очевидно, что писатель истребовал из архива именно те материалы, которые нужны были ему при исследовании пугачёвского восстания.

    В Петербургском отделении Общего архива Главного штаба Военного министерства хранились два фолианта, содержавшие бумаги о раннем этапе восстания Пугачёва – документы Секретной экспедиции Военной коллегии, содержащие рапорты губернаторов И.А. Рейнсдорпа и Я.Л. фон Брандта о начальных успехах Пугачёва и о дальнейшем распространении восстания, рапорты о наступлении войск в глубь повстанческого края и о первых столкновениях с пугачёвцами – и которые были получены Пушкиным в феврале 1833 г. при письме военного министра графа А.И. Чернышёва, отчасти отражены в его «архивных тетрадях», II – IV главах «Истории Пугачёва» и частично опубликованы в приложениях к ним.

    В Московском отделении Общего архива Главного штаба Военного министерства хранились материалы по руководству военными операциями против повстанцев за ноябрь 1773 – декабрь 1774 г. Они были получены Пушкиным из Московского отделения Общего архива Главного штаба Военного министерства при письме Чернышёва от 29 марта 1833 г. Из данных материалов Пушкин сделал многочисленные выписки, некоторые документы скопировал и широко использовалсобранные источники вIV – VIII главах «Истории Пугачёва», в примечаниях и приложениях к ней.

    В Государственном Московском архиве хранились дознания о жителях Москвы и Московской губернии, разглашавших слухи об успехах Пугачёва и о его манифестах; черновики допросов пугачёвских атаманов, следственные дела многих рядовых участников восстания.

    В Московском Главном архиве Министерства иностранных дел хранились документы за 70-е гг. XVIII века, которые характеризовали отклики на события пугачёвского восстания в дипломатической сфере.

    25 марта 1833 г. А.С. Пушкин начал писать «Историю Пугачёва», судя по тому, как эта дата значится на первоначальном (черновом) наброске первой главы.

    С первых дней работы над «Историей Пугачёва», параллельно с изучением литературы и архивных источников, Пушкин разыскивал в Петербурге людей, помнивших события пугачёвского движения, записывал их воспоминания.

    К примеру, в 1833 г. А.С. Пушкин просил И.И. Дмитриева разрешить опубликовать его воспоминания о казни Пугачёва (очевидцем которой он был) вместе с материалами других лиц (письмами Екатерины II, Бибикова). В переписке с К.Ф. Толем, сообщившим Пушкину некоторые сведения об усмирителе восстания Пугачёва Михельсоне, писатель выразил сожаление, что не смог своевременно ими воспользоваться, в то время как они приблизили бы его к истине, которая «сильнее царя».

    Используя свои обширные связи и служебное положение, академик Г.Ф. Миллер в 1774 – 1775 гг. собрал отдельный «пугачёвский» портфель 5 . Часть материалов из «пугачёвского» портфеля Миллера в октябре 1835 г. была получена Пушкиным из Москвы.

    29 марта А.И. Чернышёв прислал Пушкину 8 книг, содержащих рапорты Бибикова, Голицына, Суворова, но среди них не было рапортов Михельсона. Отсутствие последних военный министр объяснил тем, что их «в делах Военного министерства не имеется».

    Таким образом, несмотря на весьма ограниченный доступ к важнейшим архивным материалам, А.С. Пушкину удалось проделать титанический труд, работая над историей Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Ему удалось собрать воедино и исследовать огромный комплекс различного рода исторических источников, которые легли в основу «Истории пугачёвского бунта».

    2.2 Путешествие по маршруту бунта

    Не удовлетворившись архивными материалами, А.С. Пушкин, уже после написания первой черновой редакции «Истории Пугачёва», пожелал побывать в краях, где происходило пугачёвское восстание, осмотреть места военных действий и, в особенности, увидеть живых свидетелей восстания. 17 августа 1833 г. он получил разрешение от властей и выехал из Петербурга.

    Писатель совершил специальную поездку в Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Уральск, Берду, чтобы там пополнить свои сведения об обстоятельствах восстания Пугачёва. За четыре месяца он намеревался полностью повторить путь армии бунтовщиков. Он выписал подорожную, чтобы посетить крепости Верхне-Яицкую, Чебаркульскую, а также Авзяно-Петровский и Саткинский заводы.

    О некоторых местных преданиях и песнях А.С. Пушкин сделал краткие записи в дорожной записной книжке на почтовых станциях в Васильсурске, Чебоксарах, Бердской слободе, Илецком городке и Симбирске в августе-сентябре 1833 г.

    Находясь в Казани 6 и 7 сентября 1833 г., Пушкин встретился с В.П. Бабиным и Л.Ф. Крупенниковым, слушал их рассказы о захвате Казани повстанцами 12 июля 1774 г. «Многими любопытными известиями» об этих событиях снабдил писателя профессор Казанского университета К.Ф. Фукс.

    Из Казани Пушкин писал жене: «Здесь я возился со стариками современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону».

    По пути в Оренбург Пушкин проезжал старинные крепости Самарской и Средне-Яицкой дистанций. Здесь он записал рассказы старого казака Папкова, казачки Матрёны, воспоминания местных жителей о захвате Озёрной крепости войсками Пугачёва.

    18 сентября 1833 г. Пушкин приехал в Оренбург, а утром следующего дня был в Бердской слободе вместе с В.И. Далем, писателем и этнографом, служившим в то время чиновником особых поручений. «В деревне Берде, – писал Пушкин жене о встрече со старой казачкой Бунтовой, – где Пугачёв простоял 6 месяцев, – … я … нашёл 75-летнюю казачку, которая помнит это время, как мы с тобою помним 1830 год. Я от неё не отставал…».

    В Уральске поэт беседовал о Пугачёве, о начале поднятого им восстания и об осаде бывшего Яицкого городка с местными старожилами-казаками – Червяковым, очевидцем осады, и Дмитрием Денисовичем Пьяновым, отец которого, Денис Степанович, в конце 1772 г. в течение недели укрывал у себя Пугачёва. В основном тексте «Истории Пугачёва» Пушкин опирался на свидетельство Пьянова в одной из важнейших оценок Пугачёва как руководителя народного восстания. Писателю показали дом в Яицком городке, принадлежавший родственникам Устиньи Кузнецовой – второй жены Пугачёва. В старой части города, на Кабанковской улице, Пушкин видел каменный дом атамана Толкачёва, у которого останавливался Пугачёв в свои приезды из Оренбурга в Яицкий городок.

    Будучи в Уральске, А.С. Пушкин записал рассказы старожилов об отношении казаков к Пугачёву и о заговоре казачьих старшин против него в сентябре 1774 г.

    Имена многих пушкинских собеседников не сохранились. Но сохранилось переданное ими отношение к Пугачёву, которое так бережно отразил Пушкин на страницах «Истории…». Он писал об отношении местного населения к Пугачёву следующее:

    «Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал». Отсюда Пушкин сделал вывод, что весь «чёрный народ был за Пугачёва».

    В пору работы над «Историей Пугачёва» в руках Пушкина оказались три рукописных списка «Описания шестимесячной осады Оренбурга» П.И. Рычкова 7 , которые стали одним из основных источников исследования.

    А.С. Пушкин в 1836 г., вспоминая свою поездку, подчёркивал, что ему пришлось провести большую источниковедческую работу, «поверяя мёртвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою».

    1 октября А.С. Пушкин прибыл в село Болдино. Здесь он приступил к переработке первоначального текста. К началу ноября она была закончена.

    В декабре 1833 г. А.С. Пушкин представил императору первый том рукописи, который содержал 5 глав «Истории Пугачёва».

    29 января 1834 г. Пушкин получил рукопись обратно и передал НиколаюI продолжение, составившее второй том. Дневниковая запись Пушкина от 28 февраля свидетельствует нам следующее об этом событии: «Государь позволил мне печатать Пугачёва; мне возвращена моя рукопись с его замечаниями (очень дельными)». «История пугачёвского бунта» вышла в свет в двух частях (во второй части были помещены в качестве приложений всякого рода исторические документы и материалы).

    Труд Пушкина поступил в печать в начале июля и вышел в свет в конце декабря 1834 года .

    3. Общая оценка Пушкина как историка-исследователя

    Для того чтобы понять, что представлял собой А.С. Пушкин как историк, в чём его заслуга как исследователя, нужно обратиться к общей характеристике его как историка.

    Александр Сергеевич Пушкин проявлял глубокую осведомлённость в области социальных и исторических наук, историографии. Он внимательно изучал исторические труды как отечественных авторов (Феофана Прокоповича 9 , Татищева 10 , Голикова 11 , Болтина 12 , Щербатова 13 , Карамзина 14 , Полевого 15 , Погодина 16 , Каченовского 17 ), так и зарубежных (Тацита 18 , Вольтера 19 , Гизо 20 , Минье 21 , Тьера 22 ).

    Насколько внимательно относился к истории Александр Сергеевич Пушкин? На это сам он отвечал следующим образом: «Уважение к минувшему… вот черта, отличающая образованность от дикости».

    Почему Пушкин так внимательно изучал русскую историю? Он считал, что она полна захватывающего интереса и свидетельствует о величии русского народа; в полемике со своим другом П.Я. Чаадаевым он оспаривал выдвинутый последним тезис о «нашей исторической ничтожности».

    Пушкин подходил к прошлому своего отечества не как простой собиратель фактов, а как художник и поэт. Он стремился не только отметить важнейшие события и уловить причинно-следственные связи между ними, но и понять их драматизм, ощутить биение

    пульса народной жизни, схватить всё многообразие красок, отразивших изменчивые судьбы страны и народа на протяжении веков.

    В исторических работах Пушкина были воплощены две основные идеи:

    — первая из них заключается в том, что складывающаяся русская нация находит, по его мнению, своё единство в едином государстве, образующемся в сложных исторических условиях;

    — вторая – в том, что эта нация получает всемирно-историческое значение.

    По словам Л.В. Черепнина, обе названные идеи раскрываются в трудах Пушкина в образах отдельных политических деятелей, «потому, что перед нами не просто обобщение учёного, не синтетическое построение исследователя, а произведение писателя, для которого идеи воплощаются в человеческих характерах».

    Очень сильный воспитательный мотив прослеживается в творчестве великого писателя. «Гордиться славою своих предков, – указывал писатель, – не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».История своего народа, по мысли А.С. Пушкина, должна была явиться школой подлинно благородного патриотизма.

    Писатель считал, что воспроизведение правды требует не только глубокого изучения эпохи во всех её проявлениях, но и умения разглядеть главное, понимания специфики минувших времён, то есть чувства подлинного историзма.

    Пушкин, будучи серьезным исследователем, прекрасно понимал, что залогом успеха исторических изысканий является кропотливое изучение источников.Как мы уже убедились, А.С. Пушкин был историком-тружеником. Сохранился ряд его черновых записей по истории, в которых он стремился отдать себе отчёт в значении исторических терминов, в природе социальных явлений, характере государственных учреждений.

    Находясь на завершающем этапе работы над «Историей пугачёвского бунта», великий писатель особенно строго оценивал каждый отдельный источник, решая вопрос о возможности его использования в тексте «Истории…», в примечаниях и приложениях к ней. А.С. Пушкин старался не перегружать изложение мелкими историческими фактами и деталями.

    Автор «Истории пугачёвского бунта» стремился к разумному соотношению между документами, хрониками, мемуарами, живыми преданиями очевидцев. При этом он отдавал предпочтение наиболее достоверным документам, стремясь в максимально сжатом повествовании создать цельную картину пугачёвского восстания.

    А.С. Пушкин предпочитал вводить документы в «Историю пугачёвского бунта» в собственной, авторской, переработке, подвергая их текст идейной, смысловой, языковой и стилистической отделке. Он руководствовался задачами научной достоверности и художественной выразительности своего повествования при сохранении характерных и колоритных особенностей языка и стиля того времени.

    Посылая экземпляр своей книги о Пугачёве В.Д. Вольховскому, А.С. Пушкин рассказал последнему, какие трудности пришлось ему преодолеть при работе с источниками: «Я старался… – писал поэт, – исследовать военные тогдашние действия и думал только о ясном их изложении, что стоило мне немалого труда, ибо начальники, действовавшие довольно запутанно, ещё запутаннее писали свои донесения, хвастаясь или оправдываясь ровно бестолково. Всё это нужно было сличать, поверять etc.».

    Пушкин был библиофилом. Он любил книги, так как в них отражалась история человеческой культуры, человеческой мысли, человеческого разума. Пушкин очень ценил

    усилия, направленные к приведению в систему того, что сделано людьми в разных отраслях знания, чтобы можно было их использовать для дальнейшего развития науки и просвещения.

    Чувство подлинного историзма, понимание путей и характера развития русского языка позволяли А.С. Пушкину блестяще использовать его богатства в своих произведениях, посвящённых различным эпохам.

    Современник ряда революций в Европе, переживший национальный подъём после Отечественной войны 1812 г. и ставший свидетелем борьбы декабристов, ненавидевший крепостное право и царский произвол, Пушкин в изучении прошлого искал уроки политической борьбы, гражданского мужества, национального самосознания. На опыте истории, как отечественной, так и всемирной, великий поэт пытался найти ответы на вопросы об общем и своеобразном в развитии отдельных стран и народов, об обусловленности тех или иных явлений, в том, какую роль играет случайность в ходе событий.

    Что же побуждало писателя отвечать на эти вопросы? Скорее всего, его философская настроенность и политическая пытливость, которые и вынуждали Пушкина думать о том, куда идёт общество.

    Представляя законченную рукопись на суд властей, решавших вопрос о допуске её к печати, А.С. Пушкин писал в письме к А.Х. Бенкендорфу от 6 декабря 1833 г.: «Не знаю, можно ли мне будет её напечатать, по крайней мере, я по совести исполнил долг историка: изыскивал истину с усердием и излагал её без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей». Это делает честь Пушкину как историку-исследователю .

    Заключение

    Таким образом, можно сделать вывод, что Александр Сергеевич Пушкин, кроме выдающегося поэтического дара, обладал и многими важнейшими качествами профессионального историка-исследователя: философским складом ума, необычайным трудолюбием, широтой кругозора, чёткой гражданской позицией и честностью в освещении исторических фактов. Исходя из этого можем сказать следующее: несмотря на то, что судьба Пушкина сложилась трагически и его жизнь рано оборвалась, он успел проявить себя в качестве Историка с большой буквы. Работа над «Историей Пугачёва» открыла новые грани таланта А.С. Пушкина; собрав воедино разрозненные исторические факты, запрещённые архивные документы и рассказы очевидцев, он создал гениальный труд исторического и литературного значения – «Историю пугачёвского бунта» — произведение, не потерявшее своей актуальности на протяжении нескольких веков.

    Библиография

    Список литературы:

    1. Блок, Г.П. Пушкин в работе над историческими источниками / М.-Л.: АН СССР, 1949.
    2. Овчинников, Р.В. Над «пугачёвскими» страницами Пушкина / Р.В. Овчинников. – М.: Наука. 1985.
    3. Овчинников, Р.В. Пушкин в работе над архивными документами («История Пугачёва») / Р.В. Овчинников. – Л.: Наука. 1969.

    Интернет-ресурсы:

    1. http://ru.wikipedia.org/wiki
    2. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is3/is3-438-.htm
    3. http://www.rvb.ru/pushkin

    1 Комментарии к этой и другим сноскам указаны в Приложении

    4 Блок, Г.П. Пушкин в работе над историческими источниками / М.-Л.: АН СССР, 1949.

    Черепнин, Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы / М.: Мысль, 1968.

    Чхеидзе, А.И. «История Пугачёва» А.С. Пушкина / Тбилиси: Литература и искусство, 1963.

    6 Овчинников, Р.В. Пушкин в работе над архивными документами («История Пугачёва») / Р.В. Овчинников. – Л.: Наука. 1969.
    http://ru.wikipedia.org/wiki

    8 Овчинников, Р.В. Над «пугачёвскими» страницами Пушкина / Р.В. Овчинников. – М.: Наука. 1985.
    http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is3/is3-438-.htm

    23 Черепнин, Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы / М.: Мысль, 1968.
    http://www.rvb.ru/pushkin

    Очень кратко Историческая повесть, изложенная Пушкиным на основе исторических документов, посвящена пугачёвскому восстанию. Она задумывалась одновременно с «Капитанской дочкой» и вышла с позволения Николая I.

    Глава первая

    Пушкин приводит различные версии историков о возникновении казаков на реке Яик, переименованной позднее в Урал Екатериной II. По мнению автора, сочинения многих историков основаны на необоснованных догадках.

    Далее начинается рассказ о начале бунта. Среди яицких казаков назрело недовольство из-за ограничения их государством, вылившееся в мятеж 1771 года. Угнетаемые русскими приставами калмыки, жившие на южной границе, двинулись к Китаю. Яицких казаков же отправили было в погоню, но те отказались.

    Были приняты строжайшие меры для подавления мятежа, однако бунтовщики победили в сражении. Мятежники послали в Петербург своих выборных. Посланный из Москвы генерал-майор Фрейман смог подавить бунт. Многие мятежники бежали, но были пойманы. Фрейман город удержал. Зачинщиков бунта наказали кнутом, многих посадили в тюрьмы.

    Глава вторая

    На хуторе, где проводились совещания злоумышленников, объявился сбежавший из казанской тюрьмы Емельян Пугачёв, донской казак и раскольник. Его выбрали главарём.

    Сбежавшего Пугачёва искали, но безуспешно. Многие казаки, высланные для поимки самозванца, перешли на его сторону, другие не признали. Пугачёв брал город за городом и вешал тех, кто не желал ему повиноваться. Предводитель мятежников именовал себя Петром III.

    Пугачёв взял крепости Рассыпную и Нижне-Озёрную, а так же крепость в Татищево. Самозванец жестоко расправлялся с неповиновавшимися офицерами и дворянами.

    «Известия об успехах Пугачёва приходили в Оренбург одно за другим». Испуганный оренбургский губернатор, генерал-поручик Рейнсдорп принял различные меры, чтобы не пустить мятежников в Оренбург. Однако войско и сила Пугачёва росли.

    Глава третья

    Казанский, сибирский и астраханский губернаторы дали знать о яицких происшествиях в государственную Военную коллегию.

    Тогдашние обстоятельства сильно благоприятствовали беспорядкам. Войска были в Турции и Польше, рекрутский набор усиливал затруднения. Несколько эскадронов и рот последовали в Казань. Из-за ошибок местных начальников Оренбург был осаждён бунтовщиками. Рейнсдорп освободил злодея Хлопушу, который двадцать лет разорял край, и подослал его к Пугачёву. Битва за Оренбург продолжалась долго. Пугачёв решил: «Не стану тратить своих людей, ...выморю город мором».

    Началась стужа. Пугачёв со своим войском расположился в предместии. В церковь относили раненых, иконы в ней были ободраны, храм осквернён нечистотами. На колокольню втащили пушку. Затем самозванец перебрался в Бердскую слободу, которая стала вертепом убийств и распутства:

    Пугачёв, обладая лишь некоторыми военными познаниями и дерзостью необыкновенной, ничего не предпринимал без согласия яицких казаков, «они же часто действовали без его ведома». Они «не допускали самозванца иметь иных любимцев и поверенных».

    Под Оренбург прибыли генералы с войсками, однако и они стали вскоре отступать под натиском мятежников. Многие из них были взяты в плен и казнены Пугачёвым. Императрица послала расправиться с бунтовщиками надёжного военачальника, генерал-аншефа Бибикова.

    Глава четвёртая

    Победы и успех увеличили дерзость мятежников: они грабили и разоряли селения и города. По приказу Пугачёва Хлопуше удалось взять Ильинскую крепость, в Верхне-Озёрной он получил отпор, из-за чего Пугачёв поспешил ему на помощь. Тем временем к Ильинской подошло военное подкрепление, и царским войскам удалось занять её: Хлопуша крепость не разорил и не сжёг. Однако вскоре Пугачёв взял её вновь и казнил всех офицеров. Осада же Оренбурга продолжалась.

    Пушкин пишет, что приезд Бибикова ободрил местных жителей, многих заставил вернуться. Возмущённые башкирцы, калмыки и другие народы отовсюду пресекали сообщение, яицкие казаки бунтовали, рыскали шайки разбойников. Екатеринбург был в опасности. Императрица предприняла меры.

    Согласно указу дом Пугачёва сожгли, двор окопали и огородили, как место проклятое. Семейство его отправили в Казань, «для уличения самозванца в случае поимки его».

    Глава пятая

    Благодаря разумным распоряжениям Бибикова удалось выгнать бунтовщиков из Самары и Заинска.

    «Яицкие же казаки в случае неудачи думали предать Пугачёва в руки правительства и тем заслужить себе помилование». В Яицком городке самозванца встретили решительным отпором.

    Хлопуша во время отлучки Пугачёва пробил Илецкую защиту и разорил её. Под натиском отрядов Голицына Пугачёв засел в Татищевой и стал наращивать силы. Там Голицын одолел в бою бунтовщиков, но понёс огромные потери:

    Пугачёв бежал с пушками, а Хлопушу повязали татары и выдали губернатору. В июне 1774 года каторжника казнили.

    Самозванец было дерзнул пойти на Оренбург, но встречен был войсками, потерял последние пушки и людей. Взяли в плен и его главных сообщников. Крепости Озёрная и Рассыпная, а также Илецкий городок мятежники уже оставили.

    Несмотря на поражение и отсутствие главаря, мятежники устроили осаду Яицкого городка. В крепости начался голод. Обессилившие солдаты варили глину и употребляли её в пищу.

    Военные знали, что бунтовщики укрепились, и хотели умереть с честью, смертью воинов, а не от голода. Но неожиданно к осаждённым пришла подмога. Начальники бунта и жена Пугачёва были отправлены под стражу в Оренбург.

    Бибиков же занемог в горячке и скончался.

    Глава шестая

    Из-за восстания башкирцев военные не могли поймать самозванца. Михельсон смог разбить их. В Магнитную же мятежники вошли благодаря измене, крепость была сожжена.

    Михельсону неоднократно удавалось разбить отряды Пугачёва, но поймать самозванца не удавалось.

    Пугачёв подступил к Казани, выиграл битву с противником. Штурм отложил до утра.

    Глава седьмая

    Пугачёвские бунтовщики смогли взять Казань. «Огненное море разлилось по всему городу».

    На рассвете гусары Михельсона и войско Потёмкина освободили Казань.

    Пугачёв не терял надежды одолеть наконец Михельсона и набирал новую сволочь. «Войско его состояло из двадцати пяти тысяч всякого сброду». Однако очередную битву Михельсон выиграл за очень короткое время. Пленные из лагерей Пугачёва были освобождены.

    Михельсон вошёл в Казань как освободитель. Состояние города было ужасным. «Гостиный двор и остальные дома, церкви и монастыри были разграблены». Ходили слухи, что Михельсон мог предупредить взятие Казани, но нарочно дал мятежникам войти в город, чтобы потом самому поживиться славою освободителя. Пушкин называет эти слухи клеветою.

    За Пугачёвым выслали погоню.

    Глава восьмая

    Пугачёв бежал в лес. Через несколько дней он устремился к Волге, вся западная сторона которой восстала и предалась самозванцу.

    Силы были брошены на то, чтобы преградить самозванцу путь к Москве. Но тот уже думал только о своём спасении - пробраться на Кубань или в Персию. Понимая своё положение, бунтовщики готовы были выдать главаря.

    Появление нескольких злодеев в разных областях сеяло страшную смуту. Екатерина уже сама намеревалась ехать в провинцию, но один из генералов вызвался исправить положение. Пугачёв же постоянно двигался, во все стороны рассылая свои шайки.

    Михельсон преследовал самозванца. Однако до встречи премьер-майора с Пугачёвым последний успел побывать в Пензе, Саратове, Сарепте. Только после этого его отряды нагнал Михельсон. «Несколько пушечных выстрелов расстроили мятежников». Наконец остатки бунтовщиков решились сдать Пугачёва императорской гвардии. Его перевезли в Москву, где и казнили 10 января 1775 года.

    Желая стереть воспоминания об ужасной эпохе, Екатерина изменила название реки Яик на Урал.

    Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско историческим и нравственным содержанием.

    Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт – самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.

    Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно – только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.

    Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.

    Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.

    Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.

    Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша – как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.

    Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.

    Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.

    Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории – на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.

    Итак, А. С. Пушкин, назвав бунт «бессмысленным и беспощадным», тем не менее понимает его огромное значение. Он, прекрасно осознавая роль народа в истории, раскрыл ее и перед своими читателями. Этот роман – одно из лучших художественных произведений не только о пугачевском восстании, но и о русском национальном характере.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное