Домой Укус Способы извлечения звука. Способ извлечения звука на гитаре

Способы извлечения звука. Способ извлечения звука на гитаре

Предлагаемая методическая разработка адресована преподавателям гитары детских музыкальным школ и центров внешкольного развития.

Звукоизвлечение - одна из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. В данной работе будут рассмотрены основные способы звукоизвлечения правой рукой и их особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»

Методическая разработка

Тема разработки: «Способы звукоизвлечения на гитаре. Приемы игры tirando и apoyando »

Педагог МАУДО ДШИ №3

Нижневартовск

2015 год

Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка адресована преподавателям гитары детских музыкальным школ и центров внешкольного развития.

Звукоизвлечение - одна из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. В данной работе будут рассмотрены основные способы звукоизвлечения правой рукой и их особенности.

В процессе своего развития искусство игры на гитаре разделилось по принципу звукоизвлечения на две большие ветви: так называемую испанскую и итальянскую школы. Главное их различие состоит в использовании (или неиспользовании) способа apoyando, при котором отыгравший палец правой руки останавливается на соседней струне. Этот прием заимствован у фламенкистов и в испанской школе является определяющим. В итальянской школе apoyando изначально не применялось, ибо в основе ее лежит арпеджио (игра на разных струнах), исполняемое только приемом tirando, когда палец правой руки, не задевая соседнюю струну, проходит выше ее внутрь ладони.

Данная работа основана на методических работах таких гитаристов, как Э.Пухоль, Н.Кирьянов, П.Агафошин, П.Роч.

Особенности извлечения звука на гитаре.

Извлечение звука на гитаре производится ударами-щипками правой руки, причем удары указательного, среднего и безымянного пальцев направлены к себе, а большой палец ударяет струну от себя, несколько вниз. При игре кисть правой руки не должна быть напряжена, движение сосредоточено, главным образом в крайних суставах пальцев. Самый удар пальцев правой руки свободен и эластичен, он производится кончиками пальцев, направление удара – к себе и в то же время перпендикулярно струне. (Во избежания столкновения во время игры большого пальца правой руки с остальными пальцами следует держать его в стороне – отклоненным влево).

Пальцы левой руки в это же время прижимают соответствующие струны с достаточной силой возле самого лада, иначе звук не будет чистым. Пальцы необходимо ставить так, чтобы последний сустав пальца был, по возможности, перпендикулярен к плоскости грифа.

Приемы игры tirando и apoyando .

Для пальцев правой руки в игре на гитаре сформировались два основных способа извлечения звука – тирандо и апояндо . Технические различия каждого из них заключается в направлении оттягивания струн и более резком движении кончика пальца при выполнении тирандо. Движение пальцев в апояндо и тирандо начинается с небольшого расстояния от струны или непосредственно от нее без замаха и удара.

Апояндо (apoyando (исп.)– опираясь, прислоняясь) – способ звукоизвлечения пальцами правой руки с последующей остановкой кончика пальца на следующей (соседней) струне. Указательный, средний и безымянный пальцы после извлечения звука своими кончиками прислоняются к соседней толстой струне, большой палец – к соседней тонкой струне.

Можно выделить четыре основные фазы при извлечении звука приемом апояндо:

1)Палец прикасается к струне

2)В результате сгибания последней фаланги и нажания на струну кончиком пальца (подушечкой или ребром ногтя) струна отклоняется от своего обычного положения

3)Струна соскальзывает с пальца, остается свободной и начинает колебаться

4)Соседняя струна останавливает движение пальца, предоставляя таким образом точку опоры.

Необходимо следить, чтобы последние фаланги пальцев не разгибались под действием сопротивления струн, а рука не производила какие-либо лишние движения. Запястье должно оставаться округлым и не приближаться к деке.

Тирандо (tirando(исп.) – дергая, доставая) – способ звукоизвлечения пальцами правой руки без последующей остановки кончика пальца на соседних струнах. Указательный, средний и безымянный пальцы после звукоизвлечения свободно проходят на небольшом расстоянии от соседней, более толстой струны, большой палец может отклоняться к кончику указательного пальца.

При извлечении звука приемом тирандо приготовленный палец (или пальцы) после удара уходит вверх в сторону ладони не касаясь соседней струны. Этот прием применяется при исполнении арпеджио и созвучий на разных струнах во избежании глушения звучащих струн.

Необходимо отметить различие в характере звучания гитары после применения того или иного способа извлечения звука: апояндо дает более сильные и плотные по тембру звуки, тирандо – более легкие и светлые. Великий испанский гитарист А.Сеговия называет прием тирандо «свободным ударом»

Поэтому апояндо чаще всего используется гитаристами для акцентированно-выразительного исполнения отдельных звуков, мелодий или мелодических пассажей. Прием тирандо в основном применяется для игры большинства видов двухголосия, аккордов, арпеджио, но может быть использован и при исполнении мелодий. В нотной литературе для гитары эти способы звукоизвлечения чаще всего обозначений не имеют и применяются гитаристами в зависимости от особенности изложения музыкального материала, понимания музыкально-художественного содержания произведения и технического удобства использования того или иного вида звукоизвлечения (обоих вместе).

Практика показывает, что нет никаких явных предпосылок к преимуществу какого-либо из них, однако лишь в том случае, если звукоизвлечение выполняется правильно. Направление оттягивания струны и принципы работы пальцев при верном исполнении

обоих приемов мало чем отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что

tirando - универсальный способ, им можно исполнить любую фактуру без исключения; тогда как apoyando невозможно при игре аккордов, арпеджио, двойных нот, многих видов полифонической фактуры.

Apoyando - прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию гитары. Ч.Дункан в «Искусстве игры на классической гитаре», рассуждая о том, какой прием игры следует выбрать в том или ином произведении, приводит в пример игру профессионального теннисиста, которого спросили бы, «почему надо отказаться от простого удара ракеткой сверху вниз в пользу более сложного удара. Он ответит – чтобы улучшить удар!» Поэтому иногда имеет смысл отказаться от игры тирандо в пользу апояндо, чтобы добиться большей яркости и громкости звучания.

Часто приходится слышать, что учащиеся испытывают большие

трудности при освоении tirando, в то время как apoyando они овладевают намного быстрее и легче. Порой это служит главным аргументом

в пользу начала обучения с apoyando. Отчасти такое утверждение

верно. Но, к сожалению, несмотря на некоторые преимущества в качестве звука и сроках освоения, быстрее и легче большинство учащихся овладевает неправильным apoyando, приобретая негативные навыки, от которых впоследствии бывает очень трудно избавиться.

Правильное apoyando - способ не менее трудный для усвоения и по

сложности траектории движения, и по мышечной деятельности, нежели

tirando; поэтому к работе над ним, как и над tirando, нужно подходить

так же основательно, вдумчиво и аккуратно выполняя все

необходимые правила.

При правильной постановке правой руки в процессе игры этими приемами одновременно участвуют и подушечка пальца, и ноготь. Кончик

пальца нажимает на струну, подушечка проминается, ноготь касается струны, которая оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода. Почти все пальцы производят движение от пястного сустава. Исключение составляет большой палец, действующий от запястья.

Движения «целых» пальцев наиболее естественны (таким же образом

мы берем предметы), в действие при этом вовлекаются межкостные ладонные мышцы, сгибающие основную фалангу, а с ней и весь палец,

работающий как длинный рычаг. Кроме того, развитость этих

мышц является одним из главных условий беглости.

Заключение.

Итак, внедрение в исполнительскую практику apoyando сыграло важную роль в становлении гитары как солирующего инструмента на рубеже XIX-XX веков. Позже, в творчестве А. Сеговии, этот прием, в сочетании с ногтевым способом звукоизвлечения, способствовал продвижению гитары на большую концертную эстраду. Плотный, сильный, глубокий и певучий тон Сеговии, активно использовавшего apoyando, до сих пор является одним из ярчайших образцов гитарного звучания.

Овладение приемами игры тирандо и апояндо являются основополагающими в освоении гитары и требуют особого внимания от исполнителя.

Список литературы:

  1. Ч.Дункан Искусство игры на классической гитаре / Пер. П.Ивачева. – М.: Музыка, 1988 год.
  2. В.Кузнецов Игровой аппарат гитариста: принципы постановки и работы // Как научить играть на гитаре: сб. ст. / составитель. В.Кузнецов. – М.: Классика XXI, 2006 год.
  3. Н.Кирьянов Искусство игры на классической гитаре. – М.: Торопов, 2002 год.
  4. Э.Пухоль Школа игры на шестиструнной гитаре / Пер. и. ред. И.Поликарпова. – М.: Советский композитор, 1983 год.
  5. П.Роч Школа игры на шестиструнной гитаре / Ред. А.Иванова-Крамского. – М.:Гос.муз.изд., 1962 год.

На струнных смычковых инструментах применяются три способа извлечения звука: аrco, pizzicato и col legno.

Arco (ит. арко - смычок) - основной способ игры. Обычное место ведения смычка по струнам - середина расстояния между подставкой и нижним концом грифа. Движение смычка вниз (от колодки к концу) называется tire (тире) и обозначается знаком « », а движение смычка вверх (от конца к колодочке) называется pousse (пуссэ) и обозначается знаком «V».

(ит. пиццикато - щипок) - извлечение звука посредством щипка струны пальцем правой руки, иногда пальцами левой руки. Звучность при игре pizzicato отрывистая, непродолжительная. Возникнув в качестве звукоподражания щипковым инструментам (гитаре, арфе), pizzicato приобрело в дальнейшем самостоятельное значение при создании тембровых контрастов.

В нотах arco выставляется при переходе от pizzicato к исполнению смычком.

Блистательно использовал pizzicato П. Чайковский в скерцо Четвёртой симфонии, целиком поручив крайние эпизоды инструментам скрипичного семейства.

Col legno (ит. коль леньо - древком) - извлечение звука лёгким постукиванием по струнам обратной стороной смычка (тростью). При этом получается сухое, отрывистое звучание. Этот приём игры используется для создания изобразительных и других эффектов. Так, А. Глазунов применил col legno для изображения звуков града в балете «Времена года».

Приемы игры – это целесообразное движение рук и пальцев для формирования характера звучания инструмента. Применение того или иного приема игры будет способствовать выявлению музыкального образа средствами данного инструмента, поможет добиться выразительного исполнения. Критерием для всех приемов игры должна быть музыкально – художественная целесообразность применения их, простота и удобство игровых движений, то есть минимальная затрата энергии и достижение максимального эффекта.

Основной способ извлечения звука – медиатором, которым производятся удары вниз, вверх, а также тремоло,

Тремоло – основной прием для извлечения продолжительного звука на домре. Хорошее тремоло отличается абсолютной ровностью при движении медиатора вниз – вверх.

Следует обратить внимание на то, что названия приемов звукоизвлечения на домре дано по аналогии с практикой скрипичной игры. Что касается обозначения отдельных игровых приемов (например, движение медиатора вниз или вверх), то здесь предпочтительнее запись, типичная для балалайки (Уральская школа), в этом случае не возникает разногласия при использовании ансамблевой и оркестровой литературой для народных инструментов.

Со всеми предыдущими приемами игры тесно связана игра толчком, нажимом и броском.

Игра толчками – музыкально выразительный прием при извлечении звука ударами и тремоло, особенно при исполнении стаккато. Толчок – щипок без замаха в одну сторону, с относительно коротким временем контакта медиатора со струной.

Прием игры нажимом используется при исполнении драматического речитатива, подчеркнутого сфорцандо. Нажим – щипок в одну сторону без замаха, с относительно длинным временем контакта медиатора со струной. Отдельные звуки, взятые нажимом звучат педально, а тремоло – подчеркнуто, укороченно.

Изучение приемов игры толчками и нажимом обогащает палитру домры, дает простор фантазии и творческим поискам.

Чтение с листа

Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом, не обладая подобным навыком. Педагоги и, особенно, концертмейстеры в работе часто сталкиваются с незнакомыми, разнообразными произведениями, не имея возможности выучивать их заранее, им необходимо уметь бегло читать с листа. Поскольку эта способность не является врожденной, формирование навыков чтения с листа становится одной из центральных проблем музыкального образования.

Во многих методических работах, а также в статьях выдающихся пианистов и педагогов отмечается важность умения читать с листа, однако, многие профессиональные музыканты не достаточно владеют подобным навыком, исполняют только выученные произведения, неохотно играют незнакомые. Студенты музыкальных учебных заведений также испытывают значительные трудности.

Формированием навыков чтения с листа занимаются, в основном на начальном этапе обучения, в дальнейшем, когда разучиваемые произведения становятся более сложными, работу прекращают и ограничиваются констатацией важности фактора. Чтение с листа имеет место лишь при разборе, разучивании произведения. В музыкальных училищах чтению с листа также уделяется недостаточно внимания. Методические указания не обобщены и достаточно редко применяются на практике.

Таким образом, для формирования и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа необходима постоянная, систематическая работа на протяжении всего периода обучения и становления музыканта.

Под игрой с листа нужно понимать исполнение незнакомого произведения, желательно в темпе и характере близко к настоящему, без предварительного проигрывания на инструменте. Во многих методических работах чтение с листа называют навыком. Однако, я считаю, что чтение с листа является умением. В психолого-педагогической литературе, это понятие трактуется следующим образом:

Умение - успешное выполнение какого-либо действия с применением правильных приемов, способов;

Навыки – закрепленные, автоматизированные приемы и способы работы, являющиеся основными моментами сложной сознательной деятельности.

Но автоматизировать любой художественно-исполнительский процесс и в том числе чтение с листа – не возможно. Автоматизировать можно лишь отдельные приемы, которые в результате постоянной тренировки могут переходить в навыки. Основными приемами из них являются:

a) выявление и распознание известных факторных формул;

b) выявление ритмоинтонационных оборотов;

c) забегание глазами вперед;

d) свободная ориентировка на инструменте;

e) непроизвольный выбор аппликатуры.

Многие способы и приемы, сливаясь воедино, образуют систему взаимосвязанных навыков и умений более высокого уровня. Таким образом, чтение с листа следует называть умением, которое на высшей ступени развития способно становиться искусством.

Необходимо понимать, что разбор музыки и ее предпочтение разные и во многом отличные друг от друга виды деятельности.

Разбор музыкального произведения процесс обработки каждого элемента, каждой детали нотного текста. Задача разбирающего, произведение – тщательный анализ, всестороннее осмысление и максимально точное воспроизведение нотного текста, подлежащего дальнейшему и обстоятельному разучиванию. Это достижимо лишь при нарочно замедленном темпе, неторопливом и пристальном «всматривании-вслушивании» во все детали изучаемого текста.

Отличие чтения с листа от разбора в том, что цель играющего при этом - получить целостное, комплексное (хотя, несколько приближенное) представление о произведении. Сделать это нужно, жертвуя многими текстовыми частностями во имя общего впечатления. Таким образом, характерными условиями отличия чтение с листа от разбора музыкального произведения является:

a) проигрывание произведения в положенном темпе;

b) проигрывание безостановочное, целостное, «сквозное», не нарушаемое попутными ошибками и возвратами к ранее сыгранному;

c) умение распознать при первой встрече с незнакомой музыкой то основное и главное, что определяет ее художественное содержание, - и в общих чертах воплотить все это на инструменте.

Урок №4. Звукоизвлечение

В школе классической гитары различают два основные способа звукоизвлечения: игра с опорой на струну и без опоры .
Рассмотрим их.

Игра с опорой

Этот способ позволяет извлекать наиболее яркие и громкие звуки. Поэтому используется при игре мелодичных нот. Техника его исполнения следующая:

  • Поставьте палец i на первую струну. Он должен быть немного согнут в предпоследнем суставе.
  • Теперь щипните струну таким образом, чтобы палец остановился на следующей, более толстой струне.

  • Важно помнить, что при игре работают только пальцы. Кисть не должна принимать в этом участия.
  • После палец убирается.

Шестая струна играется без опоры по той причине, что опираться не на что.

Игра без опоры

С помощью этого способа исполняется аккомпанемент.

Его техника отличается тем, что после щипка палец не опирается на следующую струну, а движется, как бы, внутрь ладони.

Большой палец правой руки играет независимо от остальных. Им тоже можно играть с опорой и без опоры, но чаще используется второй метод. Струна защипывается по направлению вниз, к более тонкой.

Упражнение 1

2) Играйте первую струну с опорой, чередую пальцы i и m. Тренируйтесь до тех пор, пока Вы не сможете играть минуту без запинок.
3) После проделайте тоже самое на всех остальных струнах.
4) Увеличьте темп.

Упражнение 2
Проделайте тоже самое, чередуя пальцы m и a.

Упражнение 3
В этом упражнении Вы должны играть с опорой чередованием пальцев i и m, только не на одной, а через струну.
1)Пальцем i зацепите первую струну с опорой на вторую.
2)Пальцем m - вторую с опорой на 3, итд.
3)Когда дойдете до последней струны - двигайтесь обратном направлении.

Упражнение 4
1) Включите метроном, установите темп 40.
2) Поставьте правую руку в стандартное положение, то есть каждый палец занимает свою струну.
3) Играйте без опоры третью, вторую, потом первую струну пальцами i,m,a соответственно.
4) После того, как первая струна сыграна, снова подставьте все пальцы на свои струны.

Левая рука.

При помощи левой руки вы прижимаете струны на определенных ладах, тем самым, изменяя длину звучащей части струны (от точки соприкосновения с грифом до верхнего порожка). Это и позволяет извлекать различные ноты.

Работа с левой рукой требует особого подхода. Главная проблема-это слабость пальцев (особенно мизинца), поэтому их необходимо тренировать. Делать это можно при помощи следующих упражнений:

Упражнение 1
1) Поставьте пальцы левой руки на первую струну. Каждому пальцу- свой лад. (1 палец на I лад, 2ой на II лад, итд.)
2) Щипните первую струну пальцем i правой руки, а затем, как бы, сорвите мизинец. Третий палец при этом должен остаться на струне.
3) Затем сорвите третий палец (уже без участия правой руки), потом второй. На струне должен остаться первый палец, прижимающий ее на первом ладу.
Такой прием называется нисходящее легато , он часто используется при игре и помогает извлекать ноты без помощи правой руки.

Упражнение 2

Теперь попробуем исполнить восходящее легато . Это обратный прием.

1)Поставьте 1 палец левой руки на I лад. И извлеките звук правой рукой.

2)Затем "ударьте" вторым пальцем левой руки по следующему ладу. Далее третьим- по 3, четвертым- по 4. При этом все пальцы должны оставаться на струне.

Упражнение 3

Играйте смешанное легато - это объединенные восходящее и нисходящее легато, следующие друг за другом.

Эти три упражнения помогут Вам развить цепкость и силу пальцев, повторяйте их пока не начнете выполнять их без запинок.
В процессе тренировок могут возникнуть боль и неприятные ощущения на кончиках пальцев левой руки- это быстрой пройдет, но не переусердствуйте, не стоит тренироваться через боль.

Следующий урок предусматривает, что Вы уже достаточно комфортно чувствуете себя при игре.

Понятие качество звука баяниста аналогично понятию тона у скрипача, или голоса певца. Внимание к звуку, к его качеству - необходимо воспитывать у учеников всегда, даже при работе над инструктивном материалом.

Процесс звучания каждого извлекаемого звука можно условно разделить на три основных этапа:

    атака звука,

    процесс внутри звучащего тона (ведение звука),

    окончание звука.

Все это - артикуляция в узком смысле - процесс отдельно каждого звука.

Артикуляция как всеобщее явление - искусство ясного, членораздельного произношения.

Артикуляция в широком смысле - характер произношения синтаксических элементов музыки, определяемый связностью-раздельностью и ударностью-безударностью сопряженных между собой звуков (М.Имханицкий).

Артикуляция в широком смысле бывает связная и раздельная.

Необходимая артикуляция достигается путем взаимодействия пальцев (клавиш) и меха.

Взаимодействие пальцев и меха, направленное на достижение определённой атаки звука и его окончания, подробным образом проанализировал польский аккордеонист, профессор Варшавской консерватории В. Л. Пухновский.

    Нажать пальцем нужную клавишу, и затем повести с необходимым усилием мех. Прекращение звучания достигается остановкой движения меха, после чего палец отпускает клавишу - меховая артикуляция.

    Повести мех с нужным усилием, после чего нажать клавишу. Звучание прекращается снятием пальца с клавиши и последующей остановкой меха (пальцевая артикуляция). Пользуясь этим приёмом звукоизвлечения, мы достигаем резкой атаки и окончания звука - пальцевая (клавишная) артикуляция.

    При мехо-пальцевой (клавишной) артикуляции атака и окончание звука достигаются в результате одновременной работы меха и пальца.

9.2. Виды туше.

Туше - это способ прикосновения пальцев к клавишам. Выделяют четыре основных способа туше: нажим, толчок, удар, скольжение.

Нажим применяется баянистами обычно в медленных разделах произведения для получения связного звучания. Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам и могут даже к ним прикасаться. Делать замах нет необходимости. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя ее плавно погружаться до упора. Одновременно с нажатием очередной клавиши предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. Слуховой контроль играет большую роль для достижения качественной игры легато.

Толчок , как и нажим, не требует замаха пальцев, однако, в отличие от нажима палец быстро погружает клавишу до упора и быстрым кистевым движением отталкивается от нее. С помощью этого приема звукоизвлечения достигаются штрихи типа стаккато. Баянисты толчком пользуются сравнительно редко. Наиболее распространенными видами туше являются нажим и удар.

Удар предваряется замахом пальца, кисти или того и другого вместе. Этот вид туше применяется в раздельных штрихах (non legato, staccatissimo и т.д.). После извлечения нужных звуков игровой аппарат быстро возвращается в исходное положение над клавиатурой. Этот возврат является замахом для последующего удара.

Скольжение , ещё одна разновидность туше. Если раньше баянисты выполняли скольжение только по одному ряду, то теперь в нотной литературе встречается скольжение по трем рядам, поперек клавиатуры, кластер и т.д. Палец совершает движение к кисти, при этом слегка касаясь клавиши. Звук острый и сухой.

Основные способы ведения меха:

    Ровное ведение

    Ускоренное ведение

    Замедленное ведение меха

    Пунктирное ведение меха

    Тремоло мехом

    Вибрированное ведение (вибрато)

Новое на сайте

>

Самое популярное