Домой Спина Русский обладатель нобелевской премии по литературе. «Легенды современности

Русский обладатель нобелевской премии по литературе. «Легенды современности

Нужны ли литературные премии

Председатель правления некоммерческого объединения
Kunst im Dialog e.V. (Германия),
консультант ряда немецких издательств по вопросам
русской литературы и книгоиздательского рынка России,
литературный агент

В мире существует несметное количество литературных премий. Многие из них появились довольно давно. Премии в области литературы — это поощрение авторов, как моральное, так и материальное. Акция эта имеет очень большое значение для развития и дальнейшего творчества как самого автора, получившего премию, так и литературного процесса, который, в свою очередь, влияет на идеологию государства. Если продолжить эту цепочку дальше, мы увидим влияние и на положение нации в мировом сообществе и на само мировое сообщество. Как известно, самая крупная и престижная мировая премия в области литературы — Нобелевская, учрежденная Альфредом Бернхардом Нобелем и вручаемая Шведской Королевской Академией.

В данной публикации речь пойдет о литературных премиях Российской Федерации и их влиянии на литературные и социально-общественные процессы в России и мире.

Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий — это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания. У отдельных премий есть и свои специфические цели. Например, «Ясная поляна» поддерживает авторов — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в произведениях которых выражаются многовековые традиции русской культуры.

Судя по размещенному в Интернете списку существующих сегодня премий, их может быть по нескольку десятков в том или ином крупном городе, и названы они, как правило, в честь советских и российских писателей — Анны Ахматовой, Федора Абрамова, Юрия Мамлеева и др. Есть также премии, присуждаемые толстыми журналами, такими как «Знамя», «Новый мир», «Юность» и др.

Главные литературные премии России — это «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер». Есть столь же известные, но помельче, например НОС (Новая словесность), которую учредил фонд Михаила Прохорова. Почти в каждой премии есть несколько номинаций, за счет чего можно отметить и поощрить большее количество авторов. Главное отличие премии НОС от других в том, что работа по оценке и аргументации членов жюри по каждому кандидату на премию проходит публично. Кстати, еще одно отличие от большинства премий — здесь проводится и читательское голосование.

Премия «Русский Букер» — это дочка литературной премии Великобритании «Букер» (Booker Prize). Впервые эта премия была вручена в 1969 году, а «Русский Букер» — в 1992-м.

«Большая книга» имеет невероятно большой экспертный совет — больше ста человек. Очень эффектно происходит выбор главных лауреатов этой премии. Прямо во время торжественного вручения, в другом помещении, собирается уже окончательное маленькое жюри, такая последняя инстанция, которая распределяет три премии, входящие в «Большую книгу».

«Ясная поляна», «Премия Белкина» — это уже менее значительные премии, но они имеют свое место в литературном процессе.

«Русская премия» учреждена для поддержки авторов, пишущих на русском языке, но живущих за границей, а также вручается за лучший перевод произведений русской литературы.

Премия «Дебют» — для лучших молодых авторов. Причем в этой премии много номинаций: проза, поэзия, драматургия, рассказ, критика. Можно назвать еще много разных литературных премий, но целью этой статьи является анализ внутренних процессов в литературе, на которые оказывают влияние такие внешние факторы, как присуждение литературных премий.

Литературные премии — это предприятия, где есть дирекция, бухгалтерия, сотрудники, которые занимаются организацией и проведением процесса приема и рассмотрения произведений, формирования жюри, организацией пиар-кампании и завершающей церемонии вручения премий. Очень важный момент — финансирование. Оно может быть как государственным — например Агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает премию «Большая книга», так и частным — фонд Михаила Прохорова финансирует премию НОС, которой руководит его сестра Ирина Прохорова, фонд «Поколение» — премию «Дебют» и т.д.

Особо следует отметить премию «Просветитель» за лучшие книги в области научно-популярной литературы. Учреждена она в 2008 году основателем фонда «Династия» Дмитрием Зиминым. Цель премии — популяризация науки и расширение рынка научно-популярной литературы. В этой премии две номинации — естественные науки и гуманитарные науки. Кроме того, премия имеет и денежный эквивалент.

Существуют литературные премии, которые присуждаются издательствами. Естественно, вручение такой премии автору того самого издательства абсолютно бессмысленно. Кроме того, это не совсем понятно. Ведь цель премии — отметить произведение, которое стало событием литературного процесса. А выбрав произведение именно этого автора для публикации в своем журнале, издательство уже выделило его из общего ряда. Тем не менее при оценке оснований для получения премии в этом случае предпочтения все-таки отдаются авторам этого издательства, а новые, возможно более талантливые, проходят мимо. Здесь вред наносится как автору, которого не отметили, так и литературе в целом.

Часто выбор жюри основан не на действительной уникальности текста, а на предпочтениях членов жюри, состав которого не всегда постоянен. Например, в жюри премии «Русский Букер» его члены и председатель меняются каждый год. Это не способствует объективной оценке произведений, представленных на соискание премии. В результате, победителей определяет жюри, состоящее из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения. Не обходится и без чисто человеческих симпатий и антипатий членов жюри к авторам, участвующим в конкурсе. Это не всегда способствует стимулированию литературного процесса, да и с точки зрения морали тоже не совсем корректно. Некоторые специалисты предлагают реформировать или переориентировать цели и задачи литературных премий и, в связи с этим, сущность таких премий. В первую очередь это относится к литературным направлениям. Сейчас в основном побеждают произведения не традиционных направлений, таких как реализм или его разновидности, допускающие некоторую девиацию, а произведения, которые считаются инновационными, то есть нереалистичными. Термин «постмодернизм» является пропуском в сообщество членов шорт-листов и обладателей премий. Предлагаются принципы специализации различных премий по жанру и форме. Раздаются призывы к жюри рассматривать произведения, номинированные на премии, не как развлекательное чтение, а как объект изучения. Специализация литературных премий, по мнению специалистов, усилила бы их способность ориентировать читателя, который будет проинформирован о сути произведения, получившего премию, присужденную за выполнение конкретных задач в литературе.

Валерий Печейкин (фотограф — Ира Полярная)

Как любое дело, некоторые премии умирают, если ими занимаются непрофессионалы или в случае прекращения финансирования, особенно во время экономического кризиса.

Литературные премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Премии в области литературы — это инструмент продвижения русской литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному. Литературные агенты знают, что сразу после объявления шорт-листов, а особенно после присуждения автору премии, на него выходят зарубежные издатели, потому что премия является для издателя навигатором в поиске авторов, которые, в случае издания их книг, могут принести прибыль. Присуждение премии делает имена новых авторов известными, но даже это не гарантирует, что произведения, получившие премию, будут напечатаны. Заинтересованный издатель, если он не видит перспективы продажи книги, например по причине не очень высокого качества текста или даже вследствие политической ориентации не только конкретного текста, но и самого автора, вряд ли примет ее в печать. Премии, конечно, оживляют культурную жизнь, люди обсуждают, спорят, высказывают свое мнение. Можно сказать, что литературные премии — это социокультурный феномен, который привлекает к современной литературе внимание не только специалистов, но и читающего сообщества в целом и отдельного читателя. При этом формируется репутация того или иного литератора. И не обязательно положительная. У автора, удостоенного престижной премии, сразу повышается статус — он становится лауреатом. Но в дальнейшем, если он не получает других премий или его книги не издаются за границей, — его рейтинг может постепенно упасть. И наоборот, талантливый автор, не отмеченный премией, тоже приобретает особый статус — он становится героем, которого незаслуженно, по каким-то, возможно, тайным причинам зажимают литературные эксперты. Но его известность не приносит ему больших тиражей книг и премий. Это такое своеобразное диссидентство. Надо сказать, что путь к премии и даже к длинному, а тем более к короткому списку очень непрост. Попадание в короткий список литературной премии — это уже прямой путь к премии.

Авторы, удостоенные литературной премии, вызывают интерес не только читателей и издателей. Премии делят авторов на группы: первая — те, кто удостоен премии; вторая — те, кто попал в шорт-листы; третьи — все остальные, хотя в этой группе часто находятся более талантливые писатели, чем в первых двух. К таким авторам можно отнести, например, Юрия Нечипоренко и Даниэля Орлова, удостоенных нескольких незначительных литературных премий, в том числе сетевых, но не получивших пока значимой премии в области литературы.

Авторы могут оказаться не в первых рядах по разным нелитературным причинам. Часто — из-за политической позиции автора или самого текста. Эта причина является и помехой для издания произведения автора за границей, где существует жесткая привязка авторов к идеологии, которая отвечает декларируемым «западным ценностям».

Литературные премии, несомненно, полезны, но одновременно и вредны. Можно сказать, что премии — убийцы литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Некоторые авторы пишут под премию, например под «Большую книгу». Уже известные авторы, отмеченные литературными премиями, позволяют себе элементарно «разгонять текст» до формата толстой книги. Хотя бывали случаи присуждения премии «Большая книга» произведению обычного формата. Как уже было сказано, судьба книги и автора зависит от вкусов членов жюри и других субъективных причин.

Отдельно можно отметить положительную роль премии «Дебют», которая дала зеленый свет многим молодым авторам, ставшим уже известными. Это, например, Валерий Печейкин — драматург, успешно сотрудничающий с Гоголь-центром, где ставят его пьесы, которые можно назвать в хорошем смысле инновационными.

Если подводить черту под всем написанным, можно сказать, что несмотря на все их недостатки, премии нужны. Без них уже трудно представить литературный процесс и читательское сообщество, а также книгоиздание и распространение книг. 

«В произведениях большой эмоциональной силы он раскрыл бездну, лежащую под нашим иллюзорным чувством связи с миром»», — говорится в официальном релизе, опубликованном на сайте Нобелевского комитета и объявляющем нового лауреата Нобеля по литературе — британском писателе японского происхождения Кадзуо Исигуро.

Уроженец Нагасаки, он переехал с семьей Британию в 1960-м. Первый роман писателя — «Там, где в дымке холмы» — вышел в 1982 году и был посвящен как раз его родному городу и новой родине. В романе рассказывается об уроженке Японии, которая после самоубийства дочери и переезда в Англию не может отделаться от навязчивых снов о разрушении Нагасаки.

Большой успех пришел к Исигуро с романом «Остаток дня» (1989),

посвященном судьбе бывшего дворецкого, всю жизнь прослужившего одному знатному дому. За этот роман Исигуро получил Букеровскую премию, причем жюри проголосовало единогласно, что для этой награды беспрецедентно. В 1993 году американский режиссер Джеймс Айвори экранизировал эту книгу с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях.

Немало поддержал славу писателя и выход в 2010 году фильма по антиутопии «Не отпускай меня», действие которой происходит в альтернативной Британии конца ХХ века, где в специальном интернате выращивают детей-доноров органов для клонирования. В картине сыграли Эндрю Гарфилд, Кира Найтли, Кэри Маллиган и др.

В 2005 году этот роман включен в список ста лучших по версии журнала «Тайм».

Последний роман Кадзуо «Погребенный великан», опубликованный в 2015 году, считается одним из самых странных и одновременно смелых его произведений. Это средневековый роман-фэнтези, в котором путешествие пожилой четы в соседнюю деревню к сыну становится дорогой к собственным воспоминаниям. По пути супруги обороняются от драконов, огров и прочих мифологических чудищ. Подробнее о книге можно прочитать .

Исигуро сравнивают с Владимиром Набоковым и Джозефом Конрадом — этим двум авторам, русскому и поляку соответственно, удалось создать выдающиеся произведения на неродном для них английском языке.

Британские и американские критики отмечают, что Исигуро (называющий себя не японцем, а британцем) немало сделал для превращения английского в универсальный язык мировой литературы.

Романы Исигуро переведены более чем на 40 языков.

На русском языке у писателя, помимо двух главных хитов «Не отпускай меня» и «Погребенного великана», выходил ранний «Художник зыбкого мира».

По традиции, имя будущего лауреата по традиции держится в строжайшем секрете до момента объявления. Список кандидатов, составленный Шведской академией, также засекречен и станет известен только через 50 лет.

Нобелевская премия по литературе — одна из самых престижных и значимых в литературном мире. Присуждается ежегодно с 1901 года. Всего было вручено 107 премий. Согласно уставу Нобелевского фонда, выдвигать кандидатов на получение премии могут только члены Шведской академии, профессора литературы и лингвистики различных вузов, лауреаты Нобелевской премии по литературе, руководители авторских союзов разных стран.

В прошлом году премию неожиданно для всех получил американский музыкант Боб Дилан «за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». Музыкант на вручение на приехал, передав через певицу Патти Смитт письмо, в котором он выразил сомнения в том, что его тексты можно считать литературой.

В разные годы лауреатами Нобелевской премии по литературе становились Сельма Лагерлеф, Ромен Роллан, Томас Манн, Кнут Гамсун, Эрнест Хемингуэй, Альбер Камю, Орхан Памук и другие. Среди лауреатов, писавших на русском языке, — Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Светлана Алексиевич.

Сумма премии в этом году — 1,12 млн долларов. Торжественная церемония вручения пройдет в стокгольмской филармонии 10 декабря в день смерти основателя премии Альфреда Нобеля.

Литературная ставка

Ежегодно именно Нобелевская премия по литературе вызывает особый интерес у букмекеров — ни в одной другой дисциплине, по которым вручается награда, такого ажиотажа не случается. В список фаворитов этого года, по данным букмекерских компаний Ladbrokes, Unibet, «Лига ставок», попали кениец Нгуги Ва Тхионго (5,50), канадская писательница и критик Маргарет Этвуд (6,60), японский писатель Харуки Мураками (коэффициент 2,30). Земляку нынешнего лауреата, автору «Охоты на овец» и «Послемрака», правда, обещают Нобеля не первый год — как и другому «вечному» номинанту литературного Нобеля, знаменитому сирийскому поэту Адонису. Однако они оба из года в год остаются без награды, а букмекеры — в легком недоумении.

В числе других кандидатов этого года оказались: китаец Иан Лянке, израильтянин Амос Оз, итальянец Клаудио Магрис, испанец Хавьер Мариас, американская певица и поэтесса Патти Смит, Петер Хандке из Австрии, южно-корейский поэт и прозаик Ко Ын, Нина Бурауи из Франции, Петер Надаш из Венгрии, американский рэппер Канье Уэст и другие.

За всю историю премии букмекеры не ошиблись только три раза:

В 2003, когда победу присудили южноафриканскому писателю Джону Кутзее, в 2006-м со знаменитым турком Орханом Памуком, и в 2008 — с французом Гюставом Леклезио.

«Чем букмекеры руководствуются при определении фаворитов — неизвестно, - рассказывает литературный эксперт, главный редактор ресурса Gorky Media Константин Мильчин, — известно только, что за несколько часов до объявления коэффициенты на того, кто потом оказывается победителем, резко падают до невыгодных значений». Означает ли это, что кто-то снабжает букмекеров информацией за несколько часов до объявления лауреатов, эксперт подтвердить отказался. По словам Мильчина,

Боб Дилан в прошлом году был в конце списка, равно как и Светлана Алексиевич в 2015.

По словам эксперта, за несколько дней до объявления нынешнего лауреата ставки на канадку Маргарет Этвуд и корейца Ко Ына резко пошли вниз.

Имя будущего лауреата по традиции держится в строжайшем секрете до момента объявления. Список кандидатов, составленный Шведской академией, также засекречен и станет известен только через 50 лет.

Шведская академия была основана в 1786 году королем Густавом III для поддержки и развития шведского языка и литературы. В нее входят 18 академиков, которые выбираются на свой пост пожизненно другими членами академии.

В список включены актуальные литературные премии за произведения, написанные на русском языке, которые вручалась в 2015 году и обладают действующим сайтом. В список не включены премии, вручаемые редакциями литературных журналов. Собранные в разделе сведения пополняются и уточняются по мере поступления актуальной информации, которую мы просим присылать на адрес

При копировании наших материалов просим вас не забывать упоминать источник.

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
(вне зависимости от места проживания авторов и тематики их произведений)

ПРЕМИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО

Старейшая независимая литературная премия современной России - впервые вручена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатовского альманаха «Часы». С того времени, в соответствии с меняющимися эпохами, прошла через несколько трансформаций, но сохранила в неизменности дух нонконформизма и нацеленность на новое и необычное. А также соответствующий уникальный «призовой фонд»: бутылку водки, одно яблоко и один рубль. Несмотря на это, премия пользуется неизменным уважением в профессиональном сообществе.

Премия НОС учреждена в 2009 году Фондом Михаила Прохорова. Особенностью премии является публичная дискуссия между «жюри премии» и «экспертами премии» (и те, и другие назначаются попечительским советом во главе с И. Д. Прохоровой). Название премии предлагается расшифровывать как «Новая социальность» и «Новая словесность». Границы этой новизны и становятся предметом двух оживленных дискуссий - в Красноярске, в ходе (при этом определяется короткий список), и в Москве (при этом определяется победитель). Денежная составляющая премии - 700 000 рублей.

В 2015 году году совокупный размер премиального фонда существенно увеличился и составил 7 000 000 рублей , лауреат в номинации «Современная классика», получил 1 500 000 рублей, победитель в номинации «XXI век» - 2 000 000 рублей, победитель в номинации «Детство. Отрочество. Юность» Валерий Былинский - 500 000 рублей, а в номинации «Иностранная литература» Рут Озеки получила 1 000 000 рублей, а переводчик ее романа — 200 000 рублей.
заявки на участие принимались до 10 апреля .
Сайт премии: yppremia.ru

ПРЕМИЯ ДЕЛЬВИГА

Премия «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной Газеты» Антона Дельвига. Учреждена «Литературной газетой» как ежегодная российская общенациональная премия в 2012 году.
Выдвигать произведения могут творческие организации и/или издательства.

Премиальный фонд — 7 000 000 рублей: три первых премии по 1 000 000 рублей каждая (с вручением «Золотой медали Дельвига»), шесть вторых премий по 500 000 рублей каждая (с вручением «Серебряной медали Дельвига»), четыре премии «Дебют» по 250 000 рублей каждая (с вручением дипломов лауреатов). На конкурс принимаются только опубликованные в текущем году книги. Например, в сезоне-2016 рассматривались книги, изданные с января 2014 года по октябрь 2015 года. Заявки принимались с 15 октября 2015 года до 31 января 2015 года. В нынешнем сезоне было принято решение не делить лауреатов на «золотых», «серебряных» и «бронзовых». Все получили награду «Золотой Дельвиг».
Сайт премии: http://lgz.ru/prize

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ ДМИТРИЯ ГОРЧЕВА
В Санкт-Петербурге в память о самом популярном прозаике Рунета - Дмитрии Горчеве. Премия поддерживает реалистическую и метареалистическую короткую прозу, написанную на русском языке, независимо от места жительства и гражданства автора.

В сезоне 2016 года премия присуждается по двум номинациям: «Красота/Мерзость» - тексты, написанные вне города (рассказ, эссе, путевой дневник) и «Про одного человека» - тексты о мегаполисе (рассказ, сказка, гротеск, абсурдистский реализм).

В 2016 году приз победителю в каждой из номинаций - 5000 рублей, из рассказов авторов, вошедших в шорт-лист премии, формируется сборник, который выходит как в бумажном виде (методом print-on-demand), так и электронной книгой. Дополнительные призы 2016 года: приз зрительских симпатий - оригинал рисунка Дмитрия Горчева.
Заявки принимались до 5 июля .
Сайт премии: http://gostilovo.ru/gorchev

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
(устанавливающие для авторов ряд ограничений)

РУССКАЯ ПРЕМИЯ

«Русская Премия» учреждена в 2005 году и входит в пятерку самых престижных российских литературных премий. Номинироваться могут авторы, пишущие по-русски и постоянно проживающие при этом за пределами РФ. Частично ротируемое жюри вручает призы в трех номинациях — «малая проза», «большая проза» и «поэзия», а также специальный приз за сохранение русской литературы за границей. Допускается номинирование рукописей и автономинирование. Денежное наполнение первого приза в каждой номинации — 150 000 рублей. Предусмотрена издательская программа, осуществляемая в партнерстве со столичными издательствами.

Среди ее лауреатов - Бахыт Кенжеев, Борис Хазанов, Юз Алешковский, Анастасия Афанасьева, Марина Палей, Владимир Лорченков, Мариам Петросян, Марианна Гончарова, Дина Рубина, Андрей Поляков, и другие.
В апреле 2016 года объявлены этого сезона.
Сайт премии: russpremia.ru

ДЕТЕКТИВ БЕЗ ГРАНИЦ — 2016

Международный литературный конкурс, организован «Мультимедийным издательством Стрельбицкого» совместно с Издательским союзом «Андронум».
На конкурс принимаются произведения, соответствующие критериям жанра «Детектив», написанные на любом языке, без ограничений.
Конкурс аполитичен и социально ответственен. Не принимаются к участию в конкурсе тексты, содержащие ненормативную лексику, сцены насилия, порнографию, призывы к войне, национальной, религиозной или иной нетерпимости, а также носящие аморальный, оскорбительный характер и унижающие человеческое достоинство и т. п., а также тексты с иным содержанием, запрещенным законодательством.
Главный приз — $10 000. 5 поощрительных премий по $500. Произведения лауреата, призеров и номинантов издаются за счет издательства.
Сроки приема работ - до 10 сентября 2016 года.
Сайт конкурса: www.strelbooks.com/action

РАДУГА

Российско-итальянская литературная премия «Радуга» учреждена в 2010 году Литиститутом им. А. М. Горького и веронской некоммерческой ассоциацией «Познаём Евразию».
Конкурс проводится по двум номинациям: «Молодой писатель» и «Молодой переводчик». Участие в нем могут принять граждане РФ в возрасте от 18 до 35 лет. К участию допускаются рассказы и переводы на русский язык, не публиковавшиеся ранее (в том числе в интернете) и не представлявшиеся на другие конкурсы, объемом не более 10 тысяч знаков с пробелами.
Размер премии в номинации «Молодой писатель» - 5000 евро, в номинации «Молодой переводчик» - 2500 евро.
Лучшие работы, по пять от России и от Италии, публикуются в литературном альманахе премии «Радуга».
Помимо прочего, лауреаты премии ежегодно отправляются в «творческую командировку» в другую страну. В 2013 году итальянцы проехали по городам Центрального региона, в 2014-м российские писатели путешествовали по Северной Италии, в прошлом году итальянцы странствовали по известным .

В 2015 году на конкурс было подано 466 заявок из 27 провинций Италии и 16 регионов России, победителями стали всего . Рассказ одной из победительниц премии — Амбры Симеоне — можно прочитать на нашем сайте, перейдя .
Срок подачи произведений в 2016 году закончился 20 января .
Положение о премии: на сайте и Банка Интеза .

РУКОПИСЬ ГОДА

«Рукопись года» — первая в России премия, которая рассматривает не опубликованные произведения, а рукописи — оригинальные авторские тексты. В конкурсе участвуют рукописи только молодых, ранее не издававшихся, авторов. Премия учреждена издательством «Астрель-СПб» (АСТ) в 2009 году.

Гран-при 2015 года получила молодая петербургская писательница Софья Яновицкая. Ее наградили дипломом лауреата, ценным призом и главное — правом на издание рукописи на гонорарной основе в одном из ведущих издательств России — . «Лучшей детской книгой» признали произведение Маши Рупасовой .
В 2016 году прием заявок проводился до 10 апреля .
Сайт премии: www.astrel-spb.ru/premiya-qrukopis-godaq.html

БЕЛЯЕВСКАЯ ПРЕМИЯ (ПРЕМИЯ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА)
Ежегодная российская литературная премия, присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения, существует с 1990 года. Названа в честь русского советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева, но отказалась от приема фантастических произведений в пользу просветительской литературы. Премией награждаются писатели, переводчики, литературные критики, а также издательства, бумажные и сетевые периодические издания. Премия не имеет денежной составляющей, она состоит из нагрудной медали и диплома (для дважды лауреатов - настольной медали и диплома; для трижды лауреатов - серебряной нагрудной медали и диплома), вручаемых от имени Оргкомитета Беляевской премии, Совета по фантастической, приключенческой и научно-художественной литературе и Союза писателей Санкт-Петербурга.
На соискание премии может быть выдвинуто произведение любого автора, живущего в Российской Федерации или за её пределами, если оно написано и издано на русском языке.

Со списком лауреатов 2015 года можно ознакомиться .
Сайт премии и фестиваля Беляева: белфест.орг

ПРЕМИИ ДЛЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ

ЧИТАЙ РОССИЮ/READ RUSSIA

Единственная российская премия за лучший перевод произведений русской литературы на иностранные языки. Учреждена при поддержке Президентского центра Бориса Ельцина, Института перевода и Роспечати в составе одноименного проекта, направленного на популяризацию и распространение русской литературы за границей.
В 2016 году премия будет присуждена за перевод произведений русской литературы на следующие языки мира: английский, арабский, испанский, итальянский, китайский, немецкий, польский, французский, японский. На конкурс принимаются переводы, опубликованные зарубежными издательствами в 2014 и 2015 годах.
Победители премии получают специальные дипломы и медаль, а также денежное вознаграждение в размере 5000 евро для переводчика и 3000 евро в виде гранта для издательства на покрытие расходов на перевод другого произведения русской литературы.РОССИЯ - ИТАЛИЯ. СКВОЗЬ ВЕКА

Международная литературная премия присуждается за лучший перевод с русского языка на итальянский и вручается как переводчику, так и издателю за произведения, опубликованные в течение последних двух лет. Учреждена в 2007 году по инициативе Фонда Ельцина. С 2010 года официальный партнер премии - Президентский центр Ельцина. Главный приз — бронзовая раскрытая книга работы скульптора Виктора Крючкова в кожаном кофре и денежное вознаграждение, которое получают переводчик и издатель.

В 2015 году главной премии была удостоена Орнелла Дискаччати за перевод романа Платонова «Чевенгур», также премию и диплом за переводческий дебют Джакомо Фони за перевод книги Николая Бердяева «Философия неравенства. Письма недругам».
Страница премий для переводчиков на сайте Президентского центра Ельцина .

ПРЕМИЯ ГОРЬКОГО

Международная литературная премия Горького учреждена в 2008 году региональным общественным фондом Черномырдина, ассоциацией «Премия Горького» и муниципалитетом города Капри с целью поощрения и развития творческой деятельности в области художественной литературы и литературного перевода России и Италии. Премия Горького вручается по двум основным номинациям — «Писатели» и «Переводчики». Список произведений, предлагаемых к рассмотрению членам жюри, состоит из работ в жанре крупной прозы (роман, повесть), опубликованных в переводе (соответственно, на русском или итальянском языке) в течение двадцати лет, предшествующих году проведения конкурса.
Номинантами премии попеременно становятся российские и итальянские литераторы.
О можно прочитать у нас на портале.
Сайт премии: www.premiogorky.com

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НОВАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА

Учреждена в 2009 году детским издательством «Росмэн». В первую очередь — для поиска новых авторов. В связи с этим — допускает и поощряет самовыдвижение. В жюри премии входят в основном сотрудники «Росмэна» и издающиеся в нем авторы. Предусмотрены три категории - для возрастов 2–8 лет и 10–16 лет, а также (для художников). Главным призом конкурса является контракт с «Росмэном» на издание книги-победителя. Впрочем, редакторы порою берут в работу произведения из шорт- и лонг-листа.

КНИГУРУ

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, организуемый Центром поддержки отечественной словесности (который проводит премию «Большая книга»). «Книгуру» — единственный конкурс в мире, на который принимаются как художественные, так и познавательные произведения, а окончательное решение принимает открытое жюри, состоящее из читателей в возрасте от 10 до 16 лет.
Победитель получает 500 000 рублей, обладатели второго и третьего места — 300 000 и 200 000 рублей соответственно.

КОРОТКОЕ ДЕТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Конкурс, организованный в 2010 году издательством «Настя и Никита». Проводится дважды в году - весной и . За шесть лет по результатам конкурса было опубликовано восемнадцать книг.
себя в роли детского писателя может любой желающий в возрасте от 18 лет. Для этого необходимо до 1 апреля 2016 года зарегистрировать произведение на сайте конкурса. Конкурс проводится в трех номинациях: художественные тексты для детей (сказки и рассказы), познавательные тексты для детей (книги-путешествия, знания, биографии) и «Записки натуралиста» (художественная и познавательная проза для детей о русской природе).
Сайт конкурса: www.litdeti.ru/pravila

Об этих и других детских конкурсах можно почитать .

Привет, котаны!

В эфире Недружелюбный Кролик, и сегодня мы поговорим об одном из множества способов сделать ваше чтение более осознанным и упорядоченным. В прямом эфире - обзор самых главных литературных премий для тех, кто пишет на русском языке. Кто придумал, кто решает, кого выдвинуть, а кто - кого наградить, что дают, что почитать. Кладезь знаний под катом!




История
Официальная формулировка Русского Букера - "премия за лучший роман на русском языке, впервые опубликованный в этом году". Премия была учреждена в 1992 году Британским советом по аналогии с Букером британским. Но сегодня РБ устроен совсем иначе. Так, например, в Англии 4 финалиста Букера впоследствии получили Нобелевскую премию. В России негласно считается, что премию дают потенциальному бестселлеру. Насколько справедливо это утверждение - покажет время.

Кто вручает?
В России существует Букеровский комитет, который возглавляет Игорь Шайтанов (российский критик, литературовед и главред "Вопросов литературы"), - именно этому комитету и было передано руководство премией. Жюри РБ меняется каждый год. В него входят пять человек - критики, филологи, писатели, а пятое место обычно занимает представитель какого-либо иного искусства. Изначально существовала коллегия номинаторов, но сейчас выдвигать книги на премию могут издатели и публикаторы (например, журналы).

Что дают?
Призовой фонд Русского Букера в этом году составил 20000 $. Все остальные финалисты получают по тысяче долларов каждый. Финансируется премия в рамках благотворительной программы компании British Petroleum.

Что почитать?
Лауреатами премии за последние годы становились Людмила Улицкая, Михаил Шишкин, Александр Иличевский, Ольга Славникова, Елена Чижова, Михаил Елизаров и другие. Самый большой казус случился в 2010 году, когда премию получила Елена Колядина с порнографическим романом "Цветочный крест".

Кроличьи отзывы на романы лауреатов :



История
Одна из крупнейших в России и СНГ литературных премий. Дается всем жанрам - от фикшна, до мемуаров и документалистики, что нередко вносит сумятицу в шорт-листы. Принимают и рукописи, и уже опубликованные произведения. Выдвигать на премию могут издательства, жюри, СМИ, творческие союзы и даже органы государственной власти и сами авторы (если произведение опубликовано).
Учредил премию «Центр поддержки отечественной словесности», организованный "Альфа-банком", "Реновой", Мамутом, Абрамовичем, журналом "Медведь" и другими. В Совет попечителей премии, в частности входят: Степашин, Швыдкой, директор Института русской литературы РАН Всеволод Багно, гендиректор ВГТРК Добродеев, главный по Роспечати Сеславинский, гендиректор РГБ Фёдоров и другие персонажи. А председателем Совета является Владимир Григорьев - книгоидатель и заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Кто вручает?
Лонг-лист обирает Совет Экспертов. Его председателем бессмено является зам. главреда журнала «Новый мир» Михаил Бутов.
В шорт-листе разбирается Жюри или Литературная академия. Она состоит из более чем 100 человек - профессионалов от литературы, культуры, науки, искусства, общественых деятелей, журналистов, чиновников и предпренимателей. Председателями Литературной академии (жюри) в разные годы были: Гранин, Радзинский, Маканин, Битов, Поляков, Архангельский и другие. Победителя определяют по количеству баллов, набранных при голосовании.
С 2008 года голосовать за финалистов могут и читатели .

Что дают?
Премия считается второй по величине после Нобелевской по размерам призового фонда. Финансирует ее «Центр поддержки отечественной словесности», состоящий из российских бизнесменов и структур.
Победитель получает 3 млн. рублей, обладатель второй премии - 1,5 млн. руб, третьей премии - 1 млн. рублей.


________________________________________ ___


История
Петербургская премия, учрежденная в 2001 году издателем (Лимбус-Пресс) и литератором Константином Тублиным. Премия вручается также за лучший роман года, написанный на русском языке. Девиз премии — «Проснуться знаменитым!».

Кто вручает?
Уникальность этой премии в том, что вы можете посмотреть, кто кого выдвинул. Списки номинаторов и номинантов вывешиваются на сайте премии (и эти списки, едва ли не интересней самой премии). Номинаторов назначает оргкомитет и подчеркивает, что в его целях - собрать представителей всех вкусов и литературных школ. Интересно и то, что победитель делит свою премию с тем, кто его номинировал!
Сначала каждый член Большого жюри, которое формируется из литературных критиков разных направлений и никогда не собирается вместе, выбирает 2 произведения из лонга. Одному ставит 3 балла, другому - 1 балл.
Из тех, кто набрал больше всего баллов, и формируется шорт-лист.
А дальше Малое Жюри, которое может уже состоять из кого угодно ("просвященных читателей"), делает свой выбор. Причем права разбить ничью дается Почетному председателю (поэтому, например, силами Ксении Собчак в 2011 году премию выиграл проходной роман Быкова, а не остроумнейшее произведение Фигль-Мигля).
Кстати, победитель становится членом Малого жюри следующего года.

Что дают?
Победитель получает 10000 долларов, которые, как мы уже говорили, делится в пропорции 7:3 между ним и номинатором. Остальные финалисты получают по 1000 долларов. Кстати, интересный факт - приз автору дадут только при условии его присутствия на церемонии вручения. То есть в Петербурге в последнюю пятницу мая.


________________________________________ ___


История
Самая молодая премия. Учреждена в 2009 году фондом Михаила Прохорова "для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке". Оказалась в этом списке и взлетела благодаря тому, что привлекает в свои ряды ярких критиков и литературных деятелей. А еще тем, что резко отличается от всех остальных премий открытостью процесса голосования - члены жюри публично аргументируют свой выбор в рамках открытых дебатов.

Кто вручает?
Лонг лист отбирает Экспертный совет из трех человек, а победителя - жюри из 4 человек и Председателя, имеющего как бы 2 голоса. А жюри и экспертов, в свою очередь, выбирает Попечительский совет Премии. Это могут быть литераторы, критики и прочие культурно-общественные деятели любой страны. Главное, чтоб говорили на русском и знали наш лит. контекст. В итоговых дебатах эксперты могут высказать свою точку зрения и даже отдать 1 голос кому-то из номинантов (если все трое сделали один выбор).
Кстати, голосовать могут и читатели .

Что дают?
Как уже понятно, финансируется НОС фондом Михаила Прохорова. Победитель получает 700000 рублей, победитель читательсткого голосования - 200000 рублей, а каждый финалист - по 40000 рублей.

Что почитать?
Победителей совсем мало, поэтому их можно перечислить всех. С 2009 года соответственно: Лена Элтанг с романом «Каменные клены», Владимир Сорокин с повестью «Метель», Игорь Вишневецкий с рассказом «Ленинград», Лев Рубинштейн с книгой «Знаки внимания».
Интернет, в свою очередь, выбирал: «Сахарный Кремль» Сорокина, "Антре. История одной коллекции" Софии Вешневской, «Скунскамера» Андрея Аствацатурова и «Юные годы медбрата Паровозова» Алексея Моторова.
________________________________________ ___

История
Премия Андрея Белого всегда стояла особняком. Во-первых, ей без малого 35 лет. Во-вторых, она негосударственная, и никогда такой не была. В СССР это была единственная регулярная диссидентская премия в области культуры. В-третьих, она была учреждена самиздатовским журналом. Судьбу и значение самиздата в советские времена трудно переоценить.
В 1997, когда "потеплело", премию стали поддерживать: музей Анны Ахматовой, "Новое Литературное обозрение" и Общество современного искусства "А-Я". Сейчас среди поддерживающих названы: "Издательство Ивана Лимбаха" и "Амфора".
Сегодня премия присуждается по 4 номинациям: поэзия, проза, гуманитарные исследования и за особые заслуги в развитии русской литературы. Среди критериев присуждения - эксперимент и новаторство. Премию можно получить только 1 раз.

Кто вручает?
Выдвигать труды могут лауреаты премии, члены Комитета и члены Консультативного совета Премии. Причем это могут быть произведения, вышедшие за последние три года.
Комитет, решающий, кому же отдать премию, состоит из трех частей. Первая - учредители премии Борис Иванов и Борис Останин. Второй - три постоянных члена Комитета, приглашенные учредителями. И третий - четыре временных жюри на год. Все имена можно посмотреть на


Нобелевский комитет долго хранит молчание по поводу своей работы, и только через 50 лет открывает информацию о том, как присуждалась премия. Второго января 2018 года стало известно, что в числе 70 кандидатов на Нобелевскую премию по литературе 1967 года был Константин Паустовский.

Компания подобралась очень достойная: Сэмюэль Беккет, Луи Арагон, Альберто Моравиа, Хорхе Луис Борхес, Пабло Неруда, Ясунари Кавабата, Грэм Грин, Уистен Хью Оден. Премию в том году Академия присудила гватемальскому писателю Мигелю Анхелю Астуриасу «за его живые литературные достижения, глубоко укорененные в национальных чертах и традициях коренных народов Латинской Америки».


Имя Константина Паустовского предложил член Шведской академии Эйвинд Юнсон, однако Нобелевский комитет отклонил его кандидатуру с формулировкой: «Комитет хотел бы подчеркнуть свой интерес к этому предложению по русскому писателю, однако по естественным причинам оно должно быть пока отложено в сторону». Трудно сказать, о каких «естественных причинах» идёт речь. Остаётся только привести известные факты.

В 1965 году Паустовский уже выдвигался на Нобелевскую премию. Это был необычный год, потому что среди номинантов на премию оказалось сразу четыре русских писателя – Анна Ахматова, Михаил Шолохов, Константин Паустовский, Владимир Набоков. Премию в итоге получил Михаил Шолохов, чтобы слишком не раздражать советские власти после предыдущего Нобелевского лауреата Бориса Пастернака, чьё награждение вызвало огромный скандал.

Впервые премия по литературе была вручена в 1901 году. С тех пор её получили шесть авторов, пишущих на русском языке. Некоторых из них нельзя отнести ни к СССР, ни к России в связи с вопросами гражданства. Однако их инструментом был русский язык, и это главное.

Иван Бунин становится первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1933 году, взяв вершину с пятой попытки. Как покажет последующая история, это окажется ещё не самый длинный путь к «Нобелю».


Награда была вручена с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

В 1958 году Нобелевская премия досталась представителю русской литературы во второй раз. Борис Пастернак был отмечен «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».


Самому Пастернаку премия не принесла ничего, кроме проблем и кампании под лозунгом «Не читал, но осуждаю!». Речь шла о романе «Доктор Живаго», который был опубликован за границей, что по тем временам приравнивалось к предательству родины. Положение не спасло даже то, что роман был издан в Италии в коммунистическом издательстве. Писателя вынудили отказаться от премии под угрозой высылки из страны и угроз в адрес его семьи и близких людей. Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и в 1989 году вручила диплом и медаль его сыну. На этот раз обошлось без эксцессов.

В 1965 году Михаил Шолохов стал третьим лауреатом Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».


Это была «правильная» премия с точки зрения СССР, тем более что кандидатуру писателя поддерживало непосредственно государство.

В 1970 году Нобелевская премия по литературе досталась Александру Солженицыну «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».


Нобелевский комитет долго оправдывался, что его решение не было политическим, как утверждали советские власти. Сторонники версии о политическом характере награды отмечают две вещи – от момента первой публикации Солженицына до вручения премии прошло всего восемь лет, что не идёт ни в какое сравнение с другими лауреатами. Причём к моменту присуждения премии не были опубликованы ни «Архипелаг ГУЛАГ», ни «Красное колесо».

Пятым лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1987 году стал поэт-эмигрант Иосиф Бродский, награждённый «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».


Поэт в 1972 году был насильно отправлен в эмиграцию и имел на момент награждения американское гражданство.

Уже в XXI веке, в 2015 году, то есть спустя 28 лет Нобелевскую премию как представительница Белоруссии получает Светлана Алексиевич. И снова не обошлось без некоторого скандала. У многих литераторов, общественных деятелей и политиков вызвала неприятие идеологическая позиция Алексиевич, другие считали, что её произведения – обычная журналистика и не имеет отношения к художественному творчеству.


В любом случае в истории Нобелевской премии открылась новая страница. Впервые премия присуждена не писателю, а журналисту.

Таким образом, почти все решения Нобелевского комитета, касающиеся писателей из России, имели политическую или идеологическую подоплёку. Это началось еще в 1901 году, когда шведские академики обратились с письмом к Толстому, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего».

Основной посыл письма заключался в стремлении академиков оправдаться в своём решении не присуждать премию Льву Толстому. Академики писали, что великий писатель и сам «никогда не стремился к такого рода награде». Лев Толстой в ответ поблагодарил: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена… Это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

Сорок девять шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом и Сельмой Лагерлеф написали письмо протеста нобелевским академикам. Всего же великий русский писатель выдвигался на премию пять лет подряд, последний раз это было в 1906 году, за четыре года до его смерти. Именно тогда писатель обратился в комитет с просьбой не присуждать ему премию, чтобы не пришлось потом отказываться.


Сегодня достоянием истории стали мнения тех экспертов, которые отлучили Толстого от премии. Среди них профессор Альфред Йенсен, который считал, что философия позднего Толстого противоречит завещанию Альфреда Нобеля, мечтавшего об «идеалистической направленности» произведений. А «Война и мир» и вовсе «лишена понимания истории». Секретарь Шведской академии Карл Вирсен ещё категоричнее сформулировал свою точку зрения о невозможности присуждения премии Толстому: «Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры».

Среди тех, кто становился номинантом, но не удостоился чести прочитать Нобелевскую лекцию немало громких имён.
Это Дмитрий Мережковский (1914, 1915, 1930-1937)


Максим Горький (1918, 1923, 1928, 1933)


Константин Бальмонт (1923)


Пётр Краснов (1926)


Иван Шмелёв (1931)


Марк Алданов (1938, 1939)


Николай Бердяев (1944, 1945, 1947)


Как видим, в списке номинантов в основном те русские писатели, которые на момент выдвижения находились в эмиграции. Этот ряд пополнился новыми именами.
Это Борис Зайцев (1962)


Владимир Набоков (1962)


Из советских русский писателей в список попадал только Леонид Леонов (1950).


Анну Ахматову, конечно, советским писателем можно считать только условно, потому что она имела гражданство СССР. Единственный раз она была в Нобелевской номинации в 1965 году.

При желании можно назвать ещё не одного русского писателя, который заслужил своим творчество звания лауреата Нобелевской премии. Например, Иосиф Бродский в нобелевской лекции упомянул трёх русских поэтов, которых были бы достойны оказаться на нобелевской трибуне. Это Осип Мандельштам, Марина Цветаева и Анна Ахматова.

Дальнейшая история Нобелевских номинаций наверняка откроет нам ещё много интересного.

Новое на сайте

>

Самое популярное