Домой Стафилококк Проект «Любовь к Родине, своему народу, самое сильное, самое благородное чувство человека. О любви к родине, патриотизме и национализме Какой быть любовь к родине

Проект «Любовь к Родине, своему народу, самое сильное, самое благородное чувство человека. О любви к родине, патриотизме и национализме Какой быть любовь к родине






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» и др.

Цели:

Образовательные:

  • раскрыть своеобразие темы Родины в стихотворениях разных поэтов;
  • учить анализу поэтического текста.

Развивающие:

Содействовать развитию

  • умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать однотематические литературные произведения разных авторов;
  • воображения на основе положительной мотивации через выполнение заданий творческого характера с использованием средств ИКТ;
  • совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала;
  • навыка рефлексивных действий.

Воспитательные:

  • воспитание гражданских и патриотических чувств;
  • формирование читательской культуры;

Форма урока : урок – эвристическая беседа.

Технологии: личностно ориентированное обучение (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении, технология РКМПЧ.

Оборудование : Мультимедийная презентация; высказывания известных людей о Родине.

План урока:

  1. Вступление. (Инсценировка)
    1. Актуальность.
    2. Постановка целей и конкретных задач.
  2. Основная часть урока.
    1. Работа с пословицами и высказываниями «великих» людей о любви к родине.
    2. Работа с текстами художественных произведений.
      • Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»
      • А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
      • А.А.Ахматова «Мне голос был…»
      • О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город»
      • Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
      • С.А.Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ»»
      • И.С.Тургенев. «Русский язык»
    3. Обсуждение результатов.
  3. Заключение.
  4. Рефлексия. Составление синквейна.

Эпиграфы:

И все пройдя пути морские,
И все земные царства дней,
Я слово не найду нежней,
Чем имя звучное: Россия.
(К. Бальмонт, г. Париж, 1922 г.)

«Без любви к Родине нет поэта»
(Е.А. Евтушенко)

Ход урока

Ι. Вступление.

Звучит начало песни «Как упоительны в России вечера».

Входят Белый и Рыжий Клоуны (ученики.

Инсценировка. (Учебник «Дом без стен. Литература. 8 класс», 1 часть, стр. 253)

Рыжий клоун . Что это с ними? Почему они такие восторженные!

Белый клоун . О! Так они проявляют свою любовь к родине. Это обязательная составляющая человеческой жизни: слезы при разглядывании деревьев родной страны, мурашки по спине при церемонии поднятия государственного флага, желание кинуться в драку с каждым, кто плохо скажет о стране, где ты родился.

Рыжий клоун . Как ты можешь так об этом говорить! Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты чувствовать себя защищенным. В древности у некоторых народов существовало самое страшное наказание – изгнание с родины…

Белый клоун . Да брось ты! Родина там, где сытно, дешево и удобно. А всё остальное сантименты. Тысячи людей покинули и покидают родину. Посмотри на них: они любили одну страну, теперь любят другую. Всё очень просто!

Рыжий клоун . Но это… всё равно что бросить старых немощных родителей и пристроиться к новым – молодым и обеспеченным. У человека есть такая же потребность в родине, как, скажем, в воздухе, воде и пище. И если, не дай бог, человеку приходится бежать с родины, чтобы спасти свою жизнь или жизнь близких, он заболевает страшной болезнью. Имя ей – ностальгия. Она мучает и разрушает человека, если, конечно, он Человек.

Белый клоун . Ты опять за свое! Не рассказывай мне о рабах привычек и привязанностей. Я говорил о настоящих людях, свободных от всех этих предрассудков. А поговорить и поплакаться о потерянной родине нынче очень модно…

Рыжий клоун. Нет, я когда представляю себя вне родины, ощущаю, что земля уходит из-под ног. Чтобы жить, мне нужно держаться корнями за землю. А что можно за неё отдать – это мера для каждого своя, но никто о ней не говорит…

1. Актуальность. Обсуждение:

Как бы вы определили, что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость? (СЛАЙД 1 )

– Есть ли в нашей стране, в нашем районе или в вашем доме что-то такое, что является лично для вас олицетворением понятия «Родина»?

Выступление индивидуально подготовившихся учащихся с демонстрацией коллажа «Моя Родина». (СЛАЙДЫ 2-4)

/Примечание. Коллаж приготовлен и демонстрируется с помощью компьютерных технологий. Как правило, ребята представляют традиционный набор и вполне объясняют свои зрительные образы: государственная символика и города-символы – Москва и Петербург; люди-символы: Пушкин, Ломоносов, Гагарин и другие; русская природа, берёзка, ромашка; родной город, улица, дом, школа, близкие люди, семья, друзья/

Итак, тема нашего урока «Что такое любовь к родине?»

– Что мы можем узнать на нашем уроке? (из чего складывается это понятие)

– А надо ли нам это? Почему именно сейчас нам это надо? (Именно сегодня, в XXI веке, особо остро стоит этот вопрос, так как люди, особенно молодежь, думают, прежде всего, о материальном благосостоянии, забыли о Родине, никто служить не хочет в армии, не хочет работать, все смотрят на запад)

2) – Итак, у нас есть две точки зрения (СЛАЙД 5): первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно.

Какую точку зрения будете отстаивать вы?

– Каким образом мы можем доказать свою правоту? (обратимся к высказываниям известных людей, к народной мудрости, к литературе)

– Дома вы составили витражи мудрости – высказывания известных людей о Родине. Поделитесь находками.

II. Основная часть

1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине .

  • Нет места милее родного дома. Только отечество заключает в себе то, что дорого всем. (Цицерон)
  • Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. (Сенека)
  • Дерзайте отчизну мужеством прославить. (Ломоносов)
  • Самое лучшее предназначение есть защищать отечество. (Державин)
  • Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Байрон)
  • Есть разные страны на свете, а Родина – только одна… (Д. Алтаузен )
  • Родина – это огромное, ды шащее существо, подобное человеку… (А. Блок)

2. Вторая группа собирала пословице, назовите их.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Своя земля и в горести мила. Любовь к родине сильнее смерти. Родина – мать, умей за неё постоять. Человек без родины что земля без семени. Отрекающийся от родины отрекается от совести.

Что общего в этих словах?

Сегодня на уроке мы посмотрим, какое место занимает Россия в творчестве А. Блока, С. Есенина, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Евгения Евтушенко.

3. Работа с текстами художественных произведений.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…». (СЛАЙД 6)

Евгений Александрович Евтушенко – яркий, талантливый поэт. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и совести России. Стихотворение «Идут белые снеги»- одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вечных вопросах: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.

1. Выразительное чтение стихотворения (аудиокассета, запись стихотворения сопровождается любой классической музыкой) Приложение 1 .

2. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение? (О России). Стихотворение представляет лирический задушевный монолог с читателем.

– Какое настроение передаёт стихотворение? Одинаковое ли оно в начале стихотворения и в конце?

Нет, сначала грустное, затем передаёт взволнованное воодушевление

– Почему меняется тон стихотворения, в каких строчках это происходит?

(когда начинает говорить о России)

– Какие образы-ассоциации возникают при чтении стихотворения? (Белый снег, зима, природа, деревенские избы, Пушкин, Степан Разин) (СЛАЙД 7)

– Какой словесный образ олицетворяет Россию?

«Идут белые снеги» – это поэтический символ России. Эта строчка выполняет в стихотворении роль рефрена, т.е. она связывает в стихотворении картины прошлого и будущего, она помогает лирическому герою осознать неотделимость от народа, Родины и понять свою необходимость им. Он с полной ответственностью заявляет: «для России я жил», «я России помог», а в кульминационных строчках делает признание:

Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит буду и я.

Поэт говорит о том, что все, в сущности, преходящее, кроме родины; пока она будет, будет и он. «Белые снеги» - это нечто такое, что заметает наши следы на земле, и вместе с тем – символизируют бессмертие России. (СЛАЙД 8)

Вывод : Что для Евтушенко любовь к Родине? Единение с Родиной, с её природой, с её историей.

– Евгений Евтушенко – наш современник, нам близка и понятна его позиция. А что думали и писали поэты начала 20 века о родине

А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (СЛАЙД 9)

1. Слово учителя о Блоке.

Александр Блок – поэт, живший на рубеже веков. Это было время великих потрясений, время революций. Многие покидали Россию навсегда. У Блока был свой взгляд на мир, на жизнь, на революцию, на Родину. Октябрьскую революцию Блок принял и приветствовал. В статье «Интеллигенция и революция» (1918) Блок писал, что верит в будущее России: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому – великой». У Блока очень много стихотворений и России. В 1908 году он написал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель;

Сейчас послушаем стихотворение «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? и ответим на вопрос: «Какой предстаёт перед нами Россия у Блока?»

2. Чтение стихотворения наизусть (заранее подготовленный ученик) Приложение 1.

Какой же предстаёт Россия? (таинственной, непонятной, загадочной) (СЛАЙДЫ 10-12)

Россия Блока – вечная любовь, вечная Боль, вечная Тайна. Она талантлива, но беспечна. Она нищая, но при этом сильная и гордая Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив.

3. Анализ стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

– Найти ключевые слова в 1-ой строфе. («Русь моя, жизнь моя», «маяться», «разлучиться» «раскаяться», «вольному сердцу», «твоя тьма»)

– Какая мысль не дает покоя лирическому герою? (Мысль о том, не разлучиться ли им, не расстаться ли? Она мучительна для поэта и лирического героя. Такое впечатление, что он хочет вырваться на свободу и знает: это невозможно не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее. Так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной).

– Объясните значение неизвестных слов в 3-4 строфах.

  • Чудь и Меря – древние славянские племена, населявшие северные области России.
  • Гати – настилы из ветвей для перехода через болота;
  • Грады – города;
  • Царьградские святыни – христианские памятники Царьграда, т.е Константинополя, столицы Византийской империи;
  • Соколы и лебеди – это и птицы, и олицетворение русского воинства.

– Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси в 2-4 строфах? И почему страна для него Русь, а не Россия?

Русь для Блока есть нечто древнее, таинственное, дикое, необъяснимое, что-то уходящее корнями в незапамятные времена. Здесь Чудь и Меря, Царьградские святыни, от слова «гать» уже веет болотом и дремучим лесом, дороги, верстовые столбы, лодки да деревянные грады, соколы и лебеди в степи, черная мгла нашествия кочевников и татарские очи, которые «мечут огни» – все это Русь.

– Как понимаете смысл последней 5 строфы стихотворения. Какой образ возникает здесь?

«Тихое, долгое, красное зарево / Каждую ночь над становьем твоим …» – это вечный , трагический, обагренный кровью и озаренный дрожащим пламенем путь Руси в истории. Две последние строки возвращают нас к основной мысли поэта: «вольный дух» (в первой строфе «вольное сердце» лирического героя) – игрушка этого древнего, таинственного, странного мира, этого «сонного марева». А значит, воля лирического героя, его свобода от Руси – лишь призрак. Да и захочет ли он этой свободы?

Теперь понятно, почему Александр Блок не покинул Россию? Он слишком её любил, так же, как любила свою Родину Анна Ахматова, современница Блока, написавшая знаменитое стихотворение «Мне голос был, он звал утешно…»

Чтение стихотворения наизусть. (ученик) Приложение 1

– Какой путь выбирает лирическая героиня? (остаться со своим народом, со своим любимым городом Санкт-Петербургом, о котором в 1915г. писала «Мы ни на что не променяем пышный гранитный город славы и беды». (СЛАЙД 14)

В 1917 году многие покинули Россию. Мы не имеем права осуждать их. Они любили свою родину, об этом говорят строки поэта-эмигранта К.Бальмонта (эпиграф). Но Ахматова осталась. Осталась потому, что считала «недостойным» покинуть Отечество в трагическую для него минуту. Это ли не высшее проявление патриотизма? Александр Блок заучил наизусть это стихотворение и однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор»

О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город…» (СЛАЙД 15)

1. Слово учителя.

Петербург – город детства и юности Осипа Мандельштама. Образ города присутствует во всех книгах поэта. Сюда он возвращался много раз в своей жизни, и каждая встреча с городом таила в себе новые открытия. В 1930 году после поездки на Кавказ Мандельштам вновь возвратился в Ленинград, но город встретил его неприветливо.

2. Чтение стихотворения наизусть. Приложение 1.

3. Комментарий к стихотворению (ученик)

«Мой город», такой знакомый и близкий, обернулся к поэту новым ликом. Он обращается к нему за спасением, но город глух к его мольбам, потому что несвободен, его словно бы тоже арестовали: молчат телефоны, звонок вырван с мясом, дверные цепочки напоминают кандалы. Жёлтый мутный свет – как лицо мертвеца. И в крике: «Я ещё не хочу умирать!» звучит боль, но город глух и нем, он – мёртв.

СЛАЙД 16.

Учитель. И Александр Блок, и Анна Ахматова, и Осип Мандельштам любили Россию, верили в неё, как любил её Фёдор Иванович Тютчев- поэт и дипломат, написавший знаменитое четверостишие:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

С.А. Есенин. «Шаганэ, ты моя Шаганэ» (СЛАЙД 17)

Учитель. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - писал поэт Сергей Александрович Есенин. Любовь к России не просто чувство, это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни

  1. Чтение стихотворения наизусть (ученик) Приложение 1.
  2. Какие чувства переполняют душу лирического героя? (восхищение Востоком, его ярким колоритом и чувство неразрывной связи со своей северной Родиной).

III. Заключение

– Ребята, а из чего вырастает огромная человеческая любовь к родине? В чём вы видите её истоки?

Истоки её – в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к отчему дому, к людям, воспитавшим нас, к своей истории. Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства. Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине и к своему языку – всё это делает нас русским народом. Всё это мы передадим нашим детям, они – своим детям. И тогда Россия будет жить вечно. В это свято верил русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, который незадолго до смерти написал знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык» (чтение стихотворения) Приложение 1.

Вывод. НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.

  • А что вы можете сказать о России?

IV. Творческая работа. Составление синквейна о Родине.

(СЛАЙД 18) (Во время написания синквейна звучит музыка).

(Чтение 2-3 работ)

В заключение я хочу еще раз обратиться к вам стихами нашего современника В. Леушкина. (СЛАЙД 19)

Давайте вместе – без “ура”,
Без истерических упреков…
Заглянем, братья, во вчера
В тьму исторических уроков!
И освещая лица лет,
Посмотрим им в глаза, как в бездну.
Да, это больно, но полезно,
Нам, убегающим от бед.
А после сядем у огня
И помолчим, кто сколько сможет.
Покуда век еще не прожит,
Воспрянем, дух Руси храня

Звучит последний куплет песни «Россия» (Стас Михайлов)

Д/З : Наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Идут белые снеги» (СЛАЙД 20)

Любовь к Родине - это священный долг каждого гражданина. В нравственном становлении человеческого общества понятие долга, чести трактовались по-разному.

Какой смысл вложен в эти слова? Как выразить чувство любви к Родине?

Глубина понятия

Родина - это слово для любого человека содержит свой, особенный смысл. Думая о Родине, люди вспоминают о прекрасной, великой стране, в которой они родились, выросли. В настоящее время возрождается чувство патриотизма. В школах появляются кадетские классы, формируются военно-патриотические группы.

Для современных подростков любовь к родине - это уважение традиций своей страны, ее истории и культуры.

Сочинение о Родине

"Размышляя о Родине, я вижу перед собой прекрасную, великую страну, где я родилась. Я считаю, что любовь к Родине - это гордость за ее насыщенную, часто трагическую судьбу. Я горжусь тем, что являюсь частью данной страны, большого мира. Считаю, что недостаточно просто родиться в России, чтобы стать ее полноценным гражданином. Любить страну - это означает знать о ее трудностях, проблемах, бедах. В моем понимании любовь к Родине - это сопричастность к ее настоящему и будущему, поиск способов улучшения

Я горжусь тем, что родился в России

Предлагаем еще один фрагмент сочинения школьника по данной тематике. Родине - для меня это не пустой звук. Я увлекаюсь фотографией, всегда стараюсь выбирать для съемки те объекты, которые демонстрируют красоту родного края. Любовь к малой Родине невозможно увидеть, передать словами. Для того чтобы показать свое отношение к родному городу, близким людям, нужно попробовать изменить что-то к лучшему. Я стараюсь помогать людям старшего возраста, чтобы они ощущали заботу и любовь. Занимаясь своими повседневными делами, я стараюсь помнить о своей стране. Если мы, молодое поколение России, не будем гордиться историей и культурой своей страны, она не сможет быть сильной державой на мировой политической арене".

Сочинение о родном крае

Как описать любовь к Родине или путешествие по стране в выпускном сочинении? Предлагаем фрагмент работы старшеклассника, посвященной данной тематике.

"Многие люди считают, что место, в котором человек рождается, он будет помнить всю свою жизнь. А когда покинет его, неведомая сила обязательно будет тянуть назад, к истокам. Каждый человек имеет свою Родину. Для кого-то она является теплым морем, имеющим песчаные живописные пляжи. Есть и те люди, Родина которых - это суровая тундра, прожить в которой практически невозможно.

Родная природа - это то, что с детства окружает малыша. Люди могут путешествовать по разным уголкам земного шара, удивляться невиданными красотами, экзотическими растениями и животными. Но, какими оригинальными бы они ни были, человека всегда тянет вернуться в те места, которые сохранились в его памяти. Эта любовь к своей природе, обычаям, не угаснет ни через год, ни через пять лет. Любовь, которая подарена человеку с самого рождения, подкрепляется уверенностью, что именно родная природа всегда придет нам на помощь в трудные минуты нашей жизни.

Знакомые и родные с детства места - то, что вселяет в нас дополнительные силы. Задача каждого гражданина - сохранить, приумножить богатства любимого края".

Познавательный рассказ

Для того чтобы показать отношение к родному краю, дети пишут творческие сочинения, используя литературные произведения. Например, рассказ Андрея Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Здесь идет речь о воробье, который мечтал попасть в теплую страну. Ему удалось осуществить свою мечту, но сытная жизнь быстро наскучила ему. Он тосковал по куску черного хлеба, которым его кормил когда-то старый скрипач. Возвращение домой оказалось тяжелым, но в итоге воробей снова оказался у своего старого друга. Суть рассказа в том, что нет ничего дороже для человека, чем его Родина. Произведение Андрея Платонова призывает каждого сначала хорошо подумать, прежде чем покидать свою Родину. Рассказ учит быть полезным окружающим людям и обществу, ведь именно так человек может доказать свою любовь и преданность родному краю.

Заключение

Человек живет в обществе, в котором существуют свои правила и обычаи. Для того чтобы страна процветала, необходимо вести системную работу по привитию подрастающему поколению чувства патриотизма. Чувство любви к своей Родине - это качество, которое необходимо воспитывать, начиная планомерную работу с младшего дошкольного возраста. Для того чтобы вести подобную деятельность, в отечественной системе образования были проведены серьезные реформы.

В рамках модернизации внеурочной деятельности в школе стали появляться военно-патриотические клубы. Они функционируют по специальным программам, направленным на формирование у подрастающего поколения россиян чувства гордости за свой край, страну. Обязательным элементом в деятельности клубов военно-патриотической направленности является региональный компонент. В его рамках ребята узнают о героических людях края, знакомятся с историческим и культурным наследием своего региона.

Такое светлое чувство, как любовь к своей Родине, закладывается с раннего детства. Именно поэтому так важно обращать внимание на экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях. Во время прогулок воспитатель рассказывает малышам о том, как можно помогать живой природе, защищать от гибели ее обитателей. С бережного отношения к цветам, кустарникам, деревьям начинается уважительное отношение к растительному и животному миру, зарождается настоящая любовь к своей малой Родине.

Любовь к родной земле живёт в сердце каждого человека. Любовь к родине зарождается в нас постепенно, ещё в детстве нас захватывали впечатления окружающей природы. Родина начиналась с тонкой травинки, с россыпи цветов на полянке, с осознания красоты нашей великой и прекрасной Земли. С каждым днём мы узнавали всё больше нового и интересного, вдыхая вместе с воздухом частичку нашего небольшого мира с громким названием – Родина.

Родина – это в первую очередь то место, где ты появился на свет и произнёс первое слово, где обрёл новых друзей и первый раз влюбился, то место, с которым тебя связывают прекрасные и незабываемые воспоминания. В произведениях многих великих людей можно встретить выражение любви к Родине, её видение, призыв любить и беречь родные края.

К примеру, Сергей Александрович Есенин в своём творчестве нередко затрагивал тему любви к родине, и в его поэме «Русь» говорится о том, что истинный патриот никогда и ни за что не променяет свою Отчизну.

Также вспоминается стихотворение Александра Александровича Блока «Грешить бесстыдно, непробудно», в котором он описывает повседневность и глупость Российского общественного строя. Но, не смотря на это, он любит свою Родину: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне». Своим стихотворением А. Блок призывает любить свою Родину, несмотря на все беды и трудности.

Родина держится на народе, который верит в неё и искренне любит. Родина – это тёплый уголок, который мы стремимся защитить. Это место, в которое нас будет тянуть всю жизнь, в дали от которого тяжело. Родина – это то место, куда мы всегда возвращаемся с радостью и гордостью. И пока мы будем гордиться нашей Родиной, она будет нашим родным домом.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Любовь к Родине» читают:

Поделиться:
, изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Не знаю, как сейчас в учебниках, но когда я учился в школе, слово «Родина» всегда писалось с большой буквы. Сейчас слов «патриотизм», «Родина» стали бояться как чумы. Как раньше боялись слов Бог, Церковь.

Православные психологи И.Медведева и Т.Шишова рассказывают, как к ним на прием пришла однажды мама, обеспокоенная состоянием сына: «“Ой, вы знаете… Даже не знаю, как вам сказать… Главное - все хуже и хуже… Уж я и так и сяк, и угрозами, и уговорами… Ничего не помогает… Даже обостряется… Может, переходный возраст?” Мы (уже в два голоса): “Да что? Что с ним? Скажите толком, не стесняйтесь!” (Мы заподозрили у ее сына какой-то тайный порок, о котором она не в силах говорить даже со специалистами.) И наконец, потупившись, она еле слышно пролепетала: “Ну, в общем, у него… патриотизм…” Вымолвив с таким трудом это “страшное” слово, мама немного успокоилась и добавила: “Боюсь я за него. Не представляю, как он, такой, будет? В наше-то время…”»

Тут, конечно, случай из области анекдотов, но смешного мало. Перед нами типичный человек нашего времени - с напрочь промытыми пропагандой мозгами. Даже ребенок интуитивно, инстинктивно любит Родину, как любят мать, а мама считает «патриотизм» психиатрическим диагнозом. Конечно, жалко людей, их оболванивают враги России, которые спят и видят ее окончательную гибель, но ответственности с нас это не снимает.

Мы жалуемся: как плохо, тяжело жить в России, как хорошо в других странах. Скажите, будет ли хорошо и уютно в доме, если обитатели не любят его, не убираются, не ремонтируют, стараются поскорее убежать из него куда-нибудь?

Стало привычным делом в среде православных ругать Америку. Да и не только среди православных. Даже сатирики с эстрады смеются над американцами. Но Америка только для других народов «мировой жандарм», а для своих граждан - мать родная. Национальная идея в Америке - это американский патриотизм. С детства людям внушается мысль о том, что Америка - самая великая и могучая страна, а они - жители этой страны.

В Америке никогда не будет того, что происходит сейчас в Европе. Западная Европа сама вырыла себе могилу своей толерантностью, запустив мусульман и дав им все права. Так что кое-чему у американцев можно поучиться.

«С чего начинается Родина?» - пели мы в детстве. Любовь к Родине начинается с любви к родителям. Слово «патриотизм» происходит от латинского слова pater - отец. А русское слово «Отечество»? Второе, с чего начинается Родина, - это любовь к вере предков и вообще к памяти предков.

Россия - это страна с великим прошлым, непонятным настоящим и очень туманным будущим. Без веры сложно воспитать патриота. Вера воспитывает совесть. Человек без совести не может любить Родину, может ее только использовать, а иногда даже продавать. Все беды России от отсутствия веры и, как следствие, от отсутствия совести. Выделяются деньги на возрождение экономики, помощь неимущим - их разворовывают. И так во всем. Мы часто думаем: как нам обустроить Россию?

А обустраивать надо свои души, души наших детей и близких. Если бы они были обустроены, Русь уже давно бы возродилась. И начинать надо со своей души. Во все времена охлаждение веры в России, отступление от Бога вызывало народные бедствия. Это увидит любой, кто изучает историю. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что если бы Россия всегда держалась благочестия, то благосостояние ее росло бы год от года и величию ее не было бы предела.

В современной истории, к сожалению, очень мало примеров, на которых можно воспитывать молодежь. В основном эти образцы можно черпать из нашего героического прошлого. Кто герой нашего времени? Данила, что ли, из фильма «Брат»? Но и в наше скупое на героизм время можно найти потрясающие примеры. Я рассказывал на уроке в школе про солдата Женю Родионова, который отказался снять крест и стать мусульманином (чтобы потом расстреливать своих братьев), за что был казнен. Я думаю, многих этот пример тронул.

Герои, как и святые, не могут бесследно исчезнуть. Если нет святых - нет Церкви. Если нет героев-патриотов - нет страны. Нужно находить образцы, подобные Жене, и рассказывать о них молодежи.

Да, положение России очень тяжело, спасти ее может только чудо, но Господь не посылает чудо без подвига и веры людей. От нас, от нашего воспитания зависит, вырастут ли юноши, дети в новое поколение грабителей-приватизаторов и молодых реформаторов или будут людьми, по-настоящему любящими Россию, ее надеждой и опорой.

Купить эту книгу можно

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отческим гробам.

А.Пушкин

О любви к Родине

«Любовь к родному пепелищу» - это, конечно, любовь и интерес к отечественной истории, преданиям старины глубокой. Без памяти нет нормального человека, как нет и нормального народа. «Любовь к отеческим гробам» - это, конечно, любовь к предкам: к матери и отцу, к бабушкам и дедушкам, словом, ко всем пращурам.

Любовь к Родине - то, что естественно присутствует в душе каждого нормального человека. Любовь не может возникнуть по принуждению, но она может быть скрыта суетой повседневности, например, потребительским мышлением. Поэтому точнее, наверное, говорить о воскрешении естественного благоговения к земле, на которой человек родился и вырос.

Мы есть преемственная часть нашей родословной, и не любить родителей и Родину - это также ненормально, как не любить самого себя. Как сказано, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф. 22:39], то есть если мы не любим себя, то у нас нет внутреннего ориентира для любви к другим людям. Что касается любви к другим народам, то здесь также первична любовь к своему народу. Не умея любить свой народ и себя вместе с ним, не сможешь полюбить и другой народ.

Пятая заповедь Библии: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будешь на земли» наводит на мысль: Чти Родину, и будут благо и долгие дни и для нее, и для тебя.

Только любовь к Родине может преодолевать путы мелкобуржуазного потребительского космополитического мышления, которое делает человека кочевником от чего-то материально хорошего к чему-то материально лучшему.

Гоголь так связывал понятия «Россия» и «любовь»: «Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви».

Жизнь в родном культурном окружении - национальные песни и танцы, кушанья и напитки, народные герои и святые места, «дым отечества»... Кто-то может жить вне всего этого, но это пресная жизнь без того жизнеутверждающего и прекрасного, что дает хотя бы один только фольклор. На концерте хора имени Митрофана Пятницкого такой человек увидит только хореографическое мастерство и услышит лишь профессиональное хоровое пение, но не сможет почувствовать самого важного - как в целостном представлении дышит и живет вся Россия.

Во всех словах наших поэтов есть любовь к отчизне, которая никак не связана с какими-либо благами, полученными от нее, их любовь бескорыстна сострадательна.

Михаил Лермонтов

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень...

Александр Блок

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Анна Ахматова

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

Вероника Тушнова

СТИХИ О ДОМЕ

Косое деревянное крыльцо,

облитое зеленым светом.

У дома было доброе лицо,

и дом всегда встречал меня приветом.

Какой суровый, необычный быт!

Здесь все не так, все трудно по-иному...

Но здесь мой кров.

Здесь мой ребенок спит.

Здесь мы живем.

За все спасибо дому.

Дым ел глаза...

Но то был добрый дым,

Дым очага! Добра не позабудем.

Спасибо стенам, тесным и простым,

Теплу, огню, хорошим русским людям!

Символы и выразители русской идеи - гении, герои, святые места

Столица государства всегда является символом нации. Для нашего государства в исторической последовательности это - Киев, Москва, Санкт-Петербург и вновь Москва. Когда мы думаем о России, Пушкин всегда рядом:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Примечание. Наша столица и ее обитатели не всегда являла собой образцы гражданского сознания и патриотизма. Смутные времена российской истории показали, что основой национальной безопасности России является не столица, а вся Россия.

Процесс духовно-нравственного и государственно-политического объединения России символически связан с именами святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского. Киевская Русь в лице святого равноапостольного князя Владимира дала русским христианство, Московская Русь в лице преподобного Сергия Радонежского дала русским духовное возрождение и национальную свободу. Святой равноапостольный князь Владимир и преподобный Сергий Радонежский - это не только символы российского единства, но они и сами по себе суть Идея России в онтологическом понимании.

Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским, является одним из духовных центров России. Лавра в лице преподобного вдохновила на ратный подвиг русских на Куликовом поле. В лавре находится церковь святой Троицы с боговдохновенной архитектурой. Лавра и Сергий Радонежский вдохновили Андрея Рублева на творение иконы «Троица». Таким образом, лавра и преподобный Сергий Радонежский, «Троица» и преподобный Андрей Рублев - первый и второй символы русского духа.

Помимо фольклора как хранителя национального духа есть и гениальные (напомню, «гений» в переводе с латинского - дух, покровительствующий народу) носители и выразители национальной идеи: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, многие драматурги, композиторы, философы. Есть герои - защитники Отечества: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов. Есть святые - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Можно долго называть имена выдающихся людей России. Национальный дух выражается также во многих городах, храмах, теремах и палатах, дворцах и усадьбах и, конечно, в срубах с резными наличниками.

Имена носителей и выразителей национального духа - гениальных писателей, поэтов, композиторов, художников, выдающихся защитников России, святых людей и мест - становятся неотъемлемыми символами, связанными со смыслами национального самосознания. Предание их забвению, к чему обычно прибегали захватчики в нашей стране - западничество и космополитизм, - ослабляло российское самосознание, а вместе с этим приводило к ослаблению чувства национальной идентичности.

О патриотизме, патриотическом воспитании и национализме

Патриотизм - это, конечно, любовь к Родине. Удачное, на мой взгляд, дополнительное разъяснение понятия «патриотизм» дал Гегель в «Философии права». Он заметил, что обычно под патриотизмом понимают чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда дают о себе знать героические составляющие народного характера. На самом деле патриотизм, кроме таких крайних случаев, есть особое повседневное умонастроение. Это умонастроение выражает дух единого государства, его онтологические основы.

Часто путают понятия «национальная гордость» и «национализм». Национальная гордость - благородное патриотическое чувство любви и уважения к достижениям своей нации, своего государства. Национализм - убежденность части представителей какого-либо народа в том, что уже только по генетическому признаку или этническому родству его народ превосходит другие народы по интеллекту, доброте, чувству прекрасного, трудолюбию, чистоплотности и т.п. Национализм имеет отнюдь не этническое и религиозное основания - это способ самоутверждения людей, далеких от духовных ценностей - истины, добра и красоты. Национализм является основой вражды между народами и причиной конфликтов вплоть до кровопролития. Борьба с национализмом - одно из направлений поддержания стабильности государственной жизни.

Для национальной гордости ключевое слово - достоинство, а для национализма - превосходство.

Национализм как явление определяется тремя основными факторами.

Первый фактор - индивидуально-психологический: националистами становятся люди, не проявившие себя ни в какой достойной и уважаемой области деятельности (неважно в чем: в портновском деле, науке, искусстве, политике), и им не остается ничего иного, как твердить о достоинствах своей нации.

Второй фактор связан с первым: национальная идентичность определяется такими людьми только по генетическому (биологическому, «кровному») - словом, животному - признаку.

Третий фактор определяется предыдущими (ограниченные люди создают миф-идеологию с преувеличением достоинств своей нации со сравнительными характеристиками превосходства своей нации по отношению к другим).

Как написано в «Философском словаре» под редакцией Эрнеста Радлова, изданном еще в 1914 году, «Понятие «национальность», узко понятое, ведет к национализму, противоречащему лучшим идеалам человечества».

Генетическая характеристика не имеет существенного отношения к национальной идентичности. Можно привести примеры, когда люди, имеющие чужеродные корни, но родившиеся или выросшие в соответствующем национальном окружении, являются подлинными представителями этого окружения. Африканская кровь Пушкина не помешала ему стать великим русским национальным поэтом и одним из творцов русского литературного языка.

Необходимо различать генетический код биологической наследственности и культурный код историко-культурной преемственности.

Высокие этические нормы и уровень интеллекта не могут быть свойственными только отдельным нациям, они присущи всем народам в равной степени. Эта установка дезавуирует шовинизм. Национальная идентичность не может выражаться в превосходстве одного народа над другим по умственным способностям и по умению нести добро. Более и менее умными, более и менее добрыми могут быть только отдельные люди, и то только могут , поскольку «не судите, да не судимы будете» [Мф. 7:1].

Непредосудительно выделение не превосходств, а особенностей народа, например, по направлениям интеллектуальной деятельности, по предпочтениям жанров, техники и форм изобразительных средств в искусстве, по традициям жизнеустройства, взаимоотношениям в семье, взаимоотношениям подданных и власть имущих, отношению к власти и политике, по приверженности к строгому укладу или к свободному жизнеустройству.

О воспитании воспитателей, т.е. преподавателей средней школы и высшей школ. Самое главное - это воспитание самих воспитателей. Много ли у них знаний об отечественной политической и интеллектуально-творческой истории? Что патриотического в их убеждениях и жизни, чтобы они могли быть учителями и живым примером? Посещают ли они Байкал, Соловецкие острова, Крым или только увлечены заграничным туризмом? Будут ли они предпочтительно покупать продукцию отечественных производителей, поддерживаю их в трудные времена санкций, если даже она пока уступает по качеству импортным товарам? Несколько десятилетий назад в США распространили удачный национально ориентированный вопрос: «Когда вы в последний раз покупали машину «Форд»?» Такие же слова следует теперь доносить нашим гражданам в отношении отечественных товаров.

Военно-патриотическое воспитание - это проверенное, важное и продуктивное направление решения проблемы национальной безопасности и здоровья нации. Хорошие организационные формы такого воспитания ОСОАВИАХИМ (1927-1948) - «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству» и ДОСААФ (1951 - н. вр.) - «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту». Это же относится физкультуре и спорту, что в бывшем СССР было хорошо организовано в рамках движения «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Что же касается спортивно-патриотического воспитания, то это направление не существенный фактор воспитания патриотизма. Проигрыш команды - это еще не признак угрозы национальной безопасности, хотя таковой часто усугубляется противоправным поведением фанатов. Проигрыш же в военном сражении - это действительно плохой признак состояния национальной безопасности.

Заключительные афоризмы

Тот не вполне русский, кто ни разу не пил водки и не закусывал ее квашеной капустой.

Тот не вполне русский, кто в детстве не слушал русских народных волшебных сказок.

Тот не вполне русский, кто стремится к власти не как к средству, а как к цели.

Россия - одна из лучших стран для душевного комфорта человека, следовательно, вообще для человеческой жизни. То есть Россия при всех ее бедах и неустроенности, является землей, благоприятной для жизни в душевно-духовных измерениях.

Владимир Игнатьевич Курашов , профессор, зав. кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета

Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопр. философии.-1995. N 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, N 3. - P.8-19).

Курашов В.И. Философия и российская ментальность.- Казань: КГТУ, 1999.-300 с.

Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни.- Казань: КГТУ, 2001.- 351 с.

Курашов В.И Начала философии. - Москва: Издательство «Книжный дом Университет», 2007. - 344 с.

Курашов В.И Начала прагматической антропологии - М.: КДУ, 2007 - 304 с.

Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. - 248 с.

Курашов В.И. Что есть Россия? //Развитие и экономика, N 9, 2014. - С. 12-25. (статья также есть в Internet см.:

Курашов В.И. «Я» народа и духовные основы национального самосознания // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 245-252.

Курашов В.И. Мысли о старой Казани и о проблемах сохранения духовных ценностей отечества // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 8-19.

Курашов В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М: КДУ, «Университетская книга», 2016. - 450 с.

Видеолекции и публикации Курашова В. И. в Internet

(для нахождения набрать в поисковой системе указанные данные)

Видеолекции:

Курашов Уроки патриотизма. 70 лет со дня победы под Сталинградом

Курашов Патриотизм, или с чего начинается Родина

Публикации:

Курашов Что есть Россия? (статья в журнале «Развитие и экономика», N9, 2014).

Курашов Основы светской этики: базовые понятия

Новое на сайте

>

Самое популярное