Домой Стафилококк Музыкальное мероприятие среди педагогов «Традиции и обычаи народов Дагестана! Дагестанская свадьба: обычаи и традиции.

Музыкальное мероприятие среди педагогов «Традиции и обычаи народов Дагестана! Дагестанская свадьба: обычаи и традиции.

Дагестан - республика в составе многонациональной России, именуемая страной гор, множества языков и контрастов. Горный народ Дагестана - это представители более сотни национальностей, трех религий, множества языковых групп и местных диалектов.

География края

Дагестан - самая южная и самая горная республика Российской федерации. Кавказские хребты занимают основную часть ее территории, именно здесь находится Базардюзо - самая высокая гора в России. Народы, живущие в Дагестане - настоящие горцы. Небольшая часть низменности находится лишь в северной части предгорья. Восток Дагестана омывают воды Каспийского моря. На территории республики насчитывается около 6 тысяч больших, малых и совсем маленьких рек и речушек, из них 100 относят к большим рекам (до Каспия доходят только 20 из них). Самые известные: Терек, Самур, Сулак.

Климат в целом относится к умеренно-теплому, колебания в температурных режимах и количестве осадков зависят от высотной расположенности, отдаленности от моря, окружения горными хребтами. Земельные угодья делятся на равнинные, предгорные и горные. Их география и определяет основное занятие местных жителей.

История края

Народ Дагестана прошел в своем историческом развитии такой трудный, насыщенный событиями путь, что полные описания его составляют не статьи, а целые тома. Некоторые национальности республики связывают родством с мидийцами, хеттами, народами древнего Шумера. Первым государством, в которое входила территория южного Дагестана, была Кавказская Албания, образованная в 5 веке до нашей эры. Постоянные войны приводили к тому, что земли переходили от одного государства к другому, менялись правители и религии. Постепенный процесс образования Дагестана как объединения различных национальностей был обусловлен необходимостью сплочения мелких племен для защиты своих земель от более сильных врагов. Исторически сложилось так, что лучшие равнинные земли занимали пришлые народы: арабы, шииты, сунниты. Исконно местные племена вытеснялись в горы, но со временем все сроднились и обосновали свой единый дагестанский эпос.

Немного статистики

Что поведают о Дагестане скупые цифры:

  • Территория республики - 50,3 тыс. км 2 .
  • Береговая линия - 530 км, всего сухопутных границ - 1181 км.
  • Самая высокая точка - 4466 км, средняя высота над уровнем моря - 1000 км.
  • Общая численность населения, согласно последней переписи, - 2125 тыс. человек.
  • Численность народов Дагестана - 102, из них коренных - 30.
  • Территориальное деление республики - 22 района.
  • Население сельской местности - 69 %.
  • Герои Советского Союза (дагестанцы) - 49 человек.

Народы Дагестана

Список основных народностей выглядит так:

  1. Аварцы - 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.
  2. Даргинцы - 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.
  3. Ногайцы - 16 % от численности, основное проживание - Ногайская степь на севере Дагестана.
  4. Кумыки - 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.
  5. Лезгины - 12 %, места расселения - горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.
  6. Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей - это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.
  7. Лакцы - сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.

Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы. Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики. Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.

Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.

Языковый состав

Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава. Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан. Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.

Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.

По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:

  • Северокавказская семья, нахско - дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).
  • Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).
  • Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).

Религиозные конфессии

В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами. Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман - шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи - таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %. Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: "Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?" В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, - это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев - это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики - около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район - Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

Обычаи и традиции

В странах, ведущей религией в которых является ислам, вся жизнь общества подчинена законам шариата, которые в большинстве случаев закреплены законодательно. Кавказцы, к которым относится и народ Дагестана, обычаи и традиции, регулирующие почти все стороны жизни общества, именуют словом «адаты». Уклад семейной жизни, взаимоотношения с соседями, правила сватовства и женитьбы, гостеприимство - все учтено в своде неписанных правил горцев, переплетено с некоторыми догмами религии, но не всегда соответствует законодательным нормам. Если правила приема гостей, почитания старших заслуживают уважения и похвалы, то адат кровной мести уже идет вразрез с государственными законами. Многие традиции в современном Дагестане постепенно теряют свою актуальность, но законы предков все еще сильны в здешнем обществе.

Знаменитые дагестанцы

Республика Дагестан, народы которой славятся своим трудолюбием, упорством, смелостью и талантами, подарила миру немало знаменитых и достойных земляков. Вот лишь некоторые имена, знакомые многим:

  • Джамал Аджигирей - борец ушу, актер.
  • Юсуп Акаев - летчик, Герой Советского Союза.
  • Али Алиев - борец, пятикратный чемпион мира.
  • Расул Гамзатов - поет.
  • Мансул Исаев - дзюдоист.
  • Муса Манаров - летчик-космонавт.

Самым впечатляемым из обычаев дагестанцев у людей, которые посетили Дагестан это их обычай гостеприимства. У дагестанского народа существует пословица: "Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость". Поскольку каждый из них считает за честь принять достойно гостя в любое время суток. Издавна у дагестанцев существует обычай, когда все члены семьи садились пообедать или поужинать, отделяли порцию для запоздалого гостя. Неписаным обычаем для горцев является то, что гость ни в чем не должен нуждаться. Также для запоздалого гостя они держали шубы, вдруг если тот промокнет. Существовал обычай у багулалцев, по которому у приезжего не спрашивать ни о чем, а по истечению 3-х дней с приезжим разговаривали как с членом их семьи. Горец при уходе гостя из дома давал в хурджины сытую еду и какой-нибудь подарок, чтобы гость в пути не проголодался.

Дагестанци воспитывают свое подрастающее поколение строго по заветам предков, быть честными и правдивыми.

Недалеко от аула Ходот есть родник с холодной водой. Возле которого всегда много стоит бедонов, ведер, кувшинов, для которых этот родник служит своего рода холодильником, а собственникам этих бидонов, ведер и кувшинов не стоит переживать за их сохранность и сохранность содержимого, поскольку никто к ним не притронется.

Также дагестанские жители могут повесить тушу мяса на дереве около проезжей части, на которой будет прикреплен листок бумаги с весом и ценой на мясе. А купившие это мясо могут положить деньги за мясо возле дерева.

Самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой много посуды из меди, а в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке у которой не было медной посуды вообще не женились.

В старину в Тлядал старики аула закрывали в доме вдову, называли ей имя любого мужчины (будь он женат или же нет) из аула и предлагали выйти за него замуж, если этот мужчина отказывался, его обязывали жениться на ней. В ауле Тандо, если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в браке, то ее сажали на ишака задом наперед и водили по всему селению. Это делалось для того чтобы над ней насмехались и оскорбляли.

Для горцев святым идеалом служит достоинство родителей и кровно-родственные тухумные связи. Пред отцом преклоняется мать и дети. Детям давалось имя отца. Развод по инициативе жены у них считается позором и унижением для мужа. В семейный этикет входит уважение и оказание почета отцу. Никакое наказание или убийство не может быть в присутствии женщины. Мужья бережно относятся к своим женам и не допускают к грубой и тяжелой работе.

Дагестан - республика России, которая расположена в самом южном крае страны. Кроме того, она является многонациональной и объединяет 102 народности. Среди них как коренное, так и заезжее население. К коренным национальностям относят аварцев, агульцев, андийцев, кубачинцев, даргинцев, лакцев, рутулов, лезгинов, табасаранцев, цезов и других.

Культура и традиции народов Дагестана очень разнообразны, они формировались на протяжении долгих лет и передавались из поколения в поколение. Каждый из этих народов имеет свои особенности и отличия, которые придают им самобытности.

Аварцы

Маарулал или аварцы - народ Дагестана, насчитывающий около 577 тыс. человек. Расселены они по всему западному Дагестану, особенно в горных районах. Большинство из них Общаются они на своем аварском языке, который имеет множество диалектов. Аварцы исповедуют ислам, но элементы язычества в их вере все же присутствуют. Они свято относятся к природе, чтят ее и взывают о помощи, исполняя магические ритуалы.

Традиционным занятием для этих людей являются скотоводство и земледелие. Из животных предпочтительнее разводят крупный рогатый скот, а в горах - овец. Аварцы развили высокоорганизованную структуру террасового земледелия, которая в горах дополнялась еще и оросительной системой. Как и остальные народы Дагестана, аварцы активно с давних времен использовали домашние промыслы. К ним относят ткачество, вышивание, вязание из шерсти, резьбу по дереву и камню, кузнечество.

Агульцы

Агульский народ Дагестана проживает в южной его части. Численность этого населения приблизительно равна 8-9 тыс. человек. Для общения они используют агульский язык, который является родственным для лезгинского. Проживает эта народность в 21 поселении юго-восточного Дагестана.

Традиции этого народа, как и традиции народов Дагестана в целом, уникальны. Главным занятием на протяжении веков для агульцев было скотоводство. Только мужчины имели право ухаживать за овцами. Женщины же занимались исключительно крупным рогатым скотом.

Обработка металла была очень важным аспектом жизни агульцев. Кузнецы изготовляли топоры, косы, ножи и серпы, которые пригодятся в любом хозяйстве. Агульцы были превосходными строителями. Они строили мосты, дома и мечети. Украшали свои сооружения искусно вырезанными камнями, в орнаментах которых отображалась вся культура народов Дагестана.

Андийская группа народов

Андийцы - это целая группа народностей, которая включает в себя такие народы Дагестана, как ахвахцы, ботлихцы, тиндалы, багулалы, каратинцы, годоберинцы, чмалалы и, собственно, сами андийцы. Общее количество людей этих национальностей составляет 55-60 тыс. человек. Проживают они в высокогорных районах Западного Дагестана. Общение происходит на андийском языке с множеством диалектов.

Вероисповедание андийцев отображает обычаи народов Дагестана, так как большинство коренного населения мусульмане-сунниты. Основными занятиями у них также были земледелие и скотоводство. Издревле дома у этих народов строились из камня. Двухэтажных жилищ было не так много, одноэтажные имели прямоугольную форму. Те андийцы, которые занимались земледелием, разработали свой сельскохозяйственный календарь, который помогал определять время посева и сбора тех или иных растений.

Даргинцы

Даргинцы - народ Дагестана, традиционно населяющий горные районы. Языка, который бы объединял всех даргинцев, не существует, вариаций даргинского языка много. Обычаи и традиции народов Дагестана, как и даргинцев в отдельности, тесно связаны с общими социальными и хозяйственными процессами, которые происходили в древний период истории. Занимались они обычной для жителей этой территории деятельностью, то есть скотоводством, земледелием и народными промыслами. Даргинцы славились своими ювелирными и коже-шерстяными изделиями, оружием. Женщины обрабатывали шерсть, ткали сукно и паласы.

Кубачинцы

Этот народ Дагестана проживает в небольшом поселке Кубачи Дахадаевского района. Численность их не превышает 1900 человек. Кроме этого кубачинцы живут и в других поселениях Средней Азии и Кавказа. Их родной язык - кубачинский. Жители этого поселения в основном ремесленники. Если они и выращивали продукты или выпасали скот, то это носило вспомогательный характер.

Наиболее распространенными ремеслами издавна были металлообработка, строительство, резьба по дереву и камню. Женщины занимались вязанием, ткачеством, вышивкой, изготовляли войлок, из которого мастерили обувь. Знание и мастерство в обработке металла передавалось от отца к сыну. Интересными являются народные танцы кубачинцев, которые были тщательно разработаны для исполнения различных обрядов.

Лакцы

Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов - лакцами. Язык - лакский, вероисповедание - ислам. Этот народ с древних времен живет на территории Дагестана. Их основное занятие - выращивание пшеничных культур (рожь, пшеница, просо, бобовые, ячмень и другое). Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами. Богатый и эпос у этого народа. Из уст в уста передавались истории о великих героях прошлого и о том, как они боролись со злом.

Лезгины

Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке, который часто видоизменяется местными жителями. Лезгинская мифология богата на рассказы о богах, которые управляли природой. Но на смену язычеству пришло христианство, которое через некоторое время все же заменил ислам.

Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем - лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

Рутулы

Название этого народа происходит от самого большого поселения - Рутул, расположенного в Южном Дагестане. Говорят эти люди на рутульском языке, но его диалекты в значительной степени различаются между собой. Вероисповедание традиционно для этой местности - ислам. Также присутствуют элементы язычества: поклонение горам, могилам святых. Еще одной особенностью является то, что наряду с Аллахом рутулы признают еще одного, их собственного бога Йиншли.

Табасараны

Этот народ также проживает в Южном Дагестане. Их численность равна 90 тыс. человек. Табасаранский язык делится на южный и северный диалекты. Основное верование - ислам. Занятия также очень традиционны для этого региона - животноводство и земледелие. Табасараны являются мастерами в ткачестве ковров, гончарстве, кузнечестве, обработке дерева и изготовлении носков с разнообразными узорами. Достаточно развиты разнообразные жанры фольклора, такие как мифические сказания и обрядовые песни.

Цезская группа народов

К Цезским народам относятся гинухцы, бежтинцы, цезы, гунзибцы и хваршины. Общего языка нет, народы общаются на своих наречиях. Для этих народностей издавна огромное значение имели кровные узы семей, так называемые тухумы. Эти объединения помогали каждому члену, подбирали наиболее выгодную партию для брака. Из продуктов использовали молоко, сушеное и свежее мясо, крупы, муку, свежие и сушеные фрукты. Хотя эти народи и исповедуют ислам, верования в джиннов, домовых, чертей и ведьм сохранились.

Таким образом, Дагестан является колыбелью множества народов. Культура и традиции народов Дагестана и в наше время сохранила свои отличительные черты, что делает их интересными для изучения. Их вера соединила в себе основные черты ислама с пережитками языческого прошлого, что делает их уникальными.

Детям о КУЛЬТУРЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА. ЛЕЗГИНЫ

Дагестанская народная педагогика-это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетия народами, населяющими нашу многонациональную республику. За много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания, подрастающих поколений создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный творческий опыт масс, а так же формы, методы и приемы воспитании человека.
«Будь человеком!» -такое короткое, но весьма емкое требование выдвигают перед ребенком, как только он начинает понимать. Под словом «человек» горцы подразумевают образцового носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе.
Это представление человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом,народом. В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности семьи, рода, джамаата, народа. Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечет за собой потерю уважения к нему как личности.
Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим самым народ как бы заложил стержневую основу народной педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов:
Горец клянется: «Человеком родился – человеком умру!»;
Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»;
Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ назвал их «Законом гор». Закон требует человеческой верности родине и народу;
«Пусть мать лучше умрет, чем родить труса. Храбрец умирает раз, а трус тысячи раз. Лучше слепота, чем бесчестие» - гласят народные изречения.
«Знания, полученные в детскую пору – высеченное на камне изображение», - говорят дагестанцы. Поэтому начинают трудовое воспитание очень рано, когда примерно 3 года. Именно в этом возрасте у детей проявляются первые трудовые стремления: одни, повторяя действия взрослых стремятся подмести, вымыть посуду, накрыть стол, другие желая смастерить задуманное, тянутся к отцовским инструментам: ножовке, молотку и т.д.
Значительное воздействие на создание детей раннего возрасту, оказывает положительный энтузиазм родителей в личном труде, добрые их отношения друг к другу. В ответах на вопрос «За что ты любишь отца? » многие дети отмечают такие действия отца, как помощь матери по хозяйству, умение выполнять различные трудовые операции, вести на волнующие детей темы.
В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы воспитания детей в обслуживающем труде. К таким относится труд по оказанию взаимопомощи.

Создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков.
Например, когда отец плетет корзину, ребенок подает прутья и учится секрету плетения; когда отец вьет веревку, канат, ребенок держит противоположный конец веревки; когда мать выпекает хлеб, дочь подкладывает хворост. Все это исключает появление у детей признаков лени, способствует рождению трудолюбия, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно полезной деятельности.
Особого внимания заслуживает по развитию в детях чувства уважения к продуктам труда, главным образом к хлебу.
Мудрецы говорят, что на Земле есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывал нить жизни, книга, чтобы сохранилась связь времен.
Детей с малых лет включаем в посильный труд, игры, национальную борьбу, обучаем бороться с ровесниками, лазать по горам и многому другому, так как горцы ценят в человеке хорошую осанку, подвижность, изящество и благородство движений.
Цель и задачи нравственного воспитания в ДОУ я вижу в формировании у детей необходимых моральных качеств: гуманизм, честности и правдивости, скромности, справедливости, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине.
Наиболее ярко народные представления о нравственности выражены в народных пословицах.
«Родина – мать, а чужбина – мачеха» (лак.)
«Кто потеряет любимую, будет плакать семь лет, кто Родину – всю жизнь» (лезг.)
«Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть» (лезг.)
Не менее значимо в народной педагогике отношение человека к матери. Не случайно народ считает мать началом всех начал.
«Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместишь» (дарг.)
«Чтобы сын оплатил матери свое рождение, он должен семь раз отнести ее на своих плечах а Мекку и обратно» (общедаг.)
Народные игры – это отражение действительной жизни наших отцов, дедов, прадедов, это особый вид исторически сложившейся педагогической деятельности трудящихся масс.
Различные исторические, социально – экономические и географические условия жизни и деятельности плюс глубокое осознание роли игры в практике формирования личности человека, привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо национальные игры и игрушки. Так, например, в Южном Дагестане, где много ореховых деревьев, лезгины создали такие игрушки, как «Гъар – гъар»(Ореховая трещетка), «Къаркъу – писпи» (Ореховая свистулька).
В воспитании человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь – от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человека смело смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность. Влиять на отношение человека к миру, к людям, к труду. Не случайно народная мудрость гласит: «Человек, который поет, танцует или играет, не совершить зла».
Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку в колыбели (колыбельные песни), в раннем детстве (детские песни), на отдыхе и в игре (игровые песни, частушки, шуточные песни, в труде и быту, при защите родины (песни героев, песни призывы), в любви и дружбе (песни о любви).
Колыбельная песня:
Ты меня проводишь спросонок
Ночь проходит, утро уж близко
Спи, мой шоколадный тигренок,
Спи, моя игривая киска.

Я не думал что твои щечки
Слаще самой вкусной конфеты
Спи, мой кареглазый дружочек,
Ночь тебе расскажет об этом.
Дагестанская сказка для малышей: «Трусливый заяц».
Рассуждал однажды, говорят, заяц сам с собой: «И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя! Орлы не дают мне покоя… Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!»
И отправился, говорят, заяц к морю, топиться.
Вот пришел заяц на берег моря, а там, на берегу паслись овцы. Как увидели овцы бедного зайца, разбежались в страхе кто куда.
Удивился заяц, кувыркнулся от радости через голову:
- Ого, есть, оказывается, кое-кто трусливей меня! Так нет же, не брошусь в море!
И побежал заяц, гордый и веселый, домой в горы.
В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более тридцати трех коренных народов Дагестана требует пристального внимания уже к дошкольному воспитанию и обучению детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития младенца и малыша. Все это обязывает использовать в раннем воспитании детей народных колыбельных песен, потешек, пестушек, детских игр, сказок, знакомящих малышей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека труженика, человека - друга, человека- воина и защитника. Уроки национальной музыки, народной игры, детский посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики, привития детям чувства любви к родному народу и его духовной материальной культуре.

вероника георгиева
Музыкальное мероприятие среди педагогов «Традиции и обычаи народов Дагестана!»

«Традиции и обычаи народов Дагестана »

1 слайд «Дагестан

1-Ведущая :

Ассаламуалейкум! Дорогие друзья!

Ассаламуалейкум! Добрые гости!

Да будет мир над вами! Только мирные люди могут жить рядом, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро. Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном крае, в многонациональном Дагестане .

2 слайд «Народности Дагестана

2-Ведущая :

Дагестан в переводе с тюркского значит «страна гор» . Еще его часто называют «кавказским Вавилоном» . Здесь проживают люди самых различных народностей – аварцы , даргинцы, рутульцы, лезгины, кумыки, лакцы, табасаранцы и др.

1-Ведущая :

Это единственное место на земле, где на территории площадью 50 000 кв. 2 проживает 102 национальности, 36 из них коренные.

Звучит дагестанская мелодия .

Стих читает Фатима Гамидулаховна.

Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,

Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.

Переплетением городов и наций,

Прославился прекрасный Дагестан .

Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,

Даргинец брат, плечом к плечу стоят.

И крепость их как горные вершины,

В которых гордые орлы парят.

В едином духе множество народов ,

В лезгинском танце горные орлы.

В сердец единстве сила Дагестанцев ,

В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.

Долг горца оказать гостеприимство,

Он никогда его не нарушал.

И каждый там оставил свое сердце,

Кто на Кавказе щедром побывал.

И так заведено в горах Кавказских,

Друзей навеки верных обретешь.

Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских ,

За дружбу с ними тост произнесешь.

3-слайд «Дагестан

Гимн Дагестана поют все .

2-Ведущая :

Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности . Поэтому традиции Дагестана , весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.

Сегодня мы расскажем вам о некоторых обычаях нашего горного края .

4-слайд «Навруз!»

Звучит народная дагестанская музыка .

Наступила весна. Пробуждение природы и начало полевых работ у народов Дагестана отмечается весенним праздником Навруз или как его еще называют Праздником первой борозды, который отмечается очень пышно и весело.

Навруз входит в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Для празднования Навруза мы отправимся в Юж. Даг. в одно из лезгинских сел.

Под музыку выходят лезгины .

НАВРУЗ или Яран – Сувар как называют этот праздник лезгины - это один из немногих праздников, который сохранил весь колорит обрядов и традиций предков . Этому празднику около трёх тысяч лет. Яран-сувар означает «праздник солнца» , который наступает во время весеннего равноденствия в ночь на 22 марта.

С этим праздником у лезгин связано много поверий и обычаев . Так считается, что чем веселее и радостнее люди встречают Яран-Сувар, тем щедрее к людям будет природа. В дни этого праздника прекращались войны, кровная месть, забывали обиды и ссоры.

Одним из главных атрибутов Навруза являются праздничные угощения. Это орехи, сладости и обязательно проросшая пшеница, которая символизирует пробуждение земли и начало новой жизни.

Кульминацией праздника Навруз является ритуальный костёр. Вечером костер разжигает глава семьи. Пока горит большой костер вокруг него водят хоровод «Яллын» , люди прыгают через костер, оставляя, по преданию, все болезни и беды в прошлом году. После хоровода начинались танцы «Айелдуш» .

В дни празднования Навруза по домам ходили ряженые Кеса и Кечал, которые поздравляли хозяев и собирали угощения.

В зал входят Кеса и Кечал с группой, выкрикивая поздравления.

Дома у нас большие, Гьоссай!

Окна золотые, Гьоссай!

С Днем навруза - Днем весны, Гьоссай!

Мы поздравить Вас пришли, Гьоссай!

Ассаламу алейкум! (хор)

В доме этом все девицы,

Как одна румянолицы.

Рукова их длинны,

И слова их умны.

С Днем Навруза – днем весны!

Мы поздравить вас пришли!

Ассаламу алейкум!

Выходят гости с подарками, со сладостями, Кеса и Кечал подходят к ним с пожеланиями и взамен получают угощения.

Мир вашему дому!

Пусть год будет баракатным!

Пусть дом ваш будет полная чаша!

Да будут густыми всходы

Да умножается стадо

Да не будет засухи.

Да развеется тоска,

Да просеется мука.

А мука у нас бела,

Испечёте вы пирог.

Нам отрежете кусок

С Днем Навруза – днем весны

Мы поздравить вас пришли!

Ассаламу алейкум!

Музыкальный лезгинский номер .

5-слайд «Кумыкское село!»

1-Ведущая :

Звучит кумыкская мелодия

Во дворе у Муслимат собираются соседи. Они пришли помочь хозяйке дома, отделить кукурузные зерна от початка. Так, издавна заведено, если кому-то нужна помощь - на выручку приходит всё село. Этот древний кумыкский обычай называется булкъа .

Чтобы работать было веселее, во время булкъа поют старинные песни и танцуют. Специально для этого приглашают гармонистку,

Гармонистка тихо начинает наигрывать кумыкскую мелодию, она не участвует в работе. Её задача развлекать остальных.

Со стороны может показаться, что здесь свадьба или день рождения, но на самом деле эти женщины выполняют достаточно тяжёлую работу. Предстоит обработать около ста мешков кукурузы. Гостей обязательно угощают сытным обедом. Дело может затянуться за полночь.

Кумыкская песня «Чигьып-чигьып»

После обеда на стол подают фрукты. Муслимат старается как можно лучше угостить своих гостей. Чтобы потом не говорили, что их плохо приняли. В селе любят обсуждать хозяев булкъи. Сравнивают, в чьём доме было лучше - это тоже часть обычая .

В Дагестане говорят , там, где соберётся три кумыка, будет концерт художественной самодеятельности.

Музыкальный кумыкский номер .

6-слайд «Высокогорных аварских сел»

2-Ведущая :

А теперь перенесемся в горный Дагестан и посмотрим , какие свадебные обычаи есть у аварцев .

Звучит аварская народная мелодия .

Свадьба в ауле - событие первой важности. У дагестанцев она длилась три дня , независимо от материального состояния родителей молодых. В течение двух дней она шла в доме жениха, а на третий переходила в дом невесты. (звучит аварская старинная мелодия) . Эхом по горам разносились звуки зурны и дробь барабана, и разворачивалось самое настоящее театрализованное зрелище. Приглашаем вас на традиционную аварскую свадьбу .

За невестой по традиции отправлялись ночью с горящими факелами, в масках животных и в овчинных тулупах, вывернутых наизнанку, с песнями и танцами (зурнач и барабанщик, дабы отгонять злых духов. Во главе процессии, сопровождаемой музыкантами , шел друг жениха с длинной палкой в руке. Быть другом жениха считалось престижным, и общественное мнение строго следило, чтобы на эту роль назначался достойный.

Провожая дочь в чужой дом, мать давала наставление :

Материнский наказ дочери

А каждый дом - сам по себе держава.

Там все свое. Там распорядок свой

И свой закон, И правила, И право.

Свои капризы у порога брось

И уважай привычки их любые :

Коль там хромые - обопрись на трость

И надевай очки, коль там слепые.

Тебе вручается очаг

Отныне и навеки!

Пусть он горит, как свет в очах,

Как сердце в человеке.

Сумей большой огонь разжечь

На малом огоньке

И хлеб большой сумей испечь

На небольшой муке!

Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.

А там свои тропинки от порога.

Чтоб сделать шаг, ты оглянись, постой

И выбери - куда поставить ногу.

Есть добрые слова - слова-лучи,

Щедрее будь на ласковое слово.

А есть слова, звучащие сурово.

Не взвесив слово, лучше промолчи.

Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.

Пусть он роднее будет с каждым годом.

И все, что там возникнет пред тобой,

Пусть будет солнцем для тебя и медом.

7-слайд «Свадьба в ауле!»

Если даже невеста жила по соседству, в дом жениха ее вели в течение многих часов. Впереди всех шла старшая подруга с большим подносом халвы. Каждому, кто проходил с лучшими пожеланиями для невесты, она давала кусок халвы.

Посмотреть на это веселое и яркое зрелище стекались все жители села, заполняя собой улочки и плоские крыши домов. От дома невесты до дома жениха на невесту сыплют муку, зерно и сладости, желая ей сладкой жизни в новом доме.

Невесту встречала мать жениха с чашечкой меда, подносила ее к губам девушки и при этом говорит :

Мать жениха : Пусть ваша жизнь будет сладкой, как мед.

Музыкальный аварский номер .

8-слайд «Даргинское село!»

1-Ведущая :

В Дагестане издревле обращали особое внимание на обряды, связанные с рождением ребенка и укладыванием первенца в колыбель.

И сейчас мы с вами отправляемся в даргинское село

Звучит народная даргинская мелодия .

Обряды величания ребенка, особенно первенца, у всех народов Дагестана , в том числе и у даргинцев, проводили весьма празднично и торжественно. Основными обрядами этого цикла являются :

1) «у бихьни» («наречение имени» );

2) «сирила катни» («укладывание в колыбель» );

3) «бек1 бялг1ни» , «кьачила мекъ» («бритьё головы» , «свадьба косички» ).

Люлька – это первый дом ребенка на 1,5 – 2 года жизни. На наш взгляд, нет вещи, сделанной для ребенка и более окруженной суевериями, поверьями и обрядами, чем люлька. Именно при помощи люльки происходило первое приучение к дисциплине, которое было необходимо в традиционном обществе .

В первый раз его укладывала старшая женщина из рода отца ребенка. Она переносила его через полный котел каши, чтобы он не познал в жизни голода. Женщина укладывала ребенка в люльку и произносила заклинание :

Уркурла к1уне даршаб!

Куны колыбели добры да будут!

Гьанк1ла к1уне далдикаб!

Куны сна в ладу да будут!

Усабе, илкьабе!

Да будешь спать, да будешь зреть!

К1уна-хуна их1ябе!

Куны да сохранят тебя!

Ада-абан айкьабе!

Родители да вырастят тебя!

Пемру г1еркъай ахьабе!

Долголетним да будешь ты!

Талих1ла етахьабе!

Счастливым да станешь ты!

Считали, что как бы крепко не пеленали ребенка, пока его не уложат в люльку, у него болит спина. Первое укладывание в люльку предпочитали совершать в пятницу, обычно на 7-ой день .

Под матрас люльки клали что-нибудь стальное : нож, ножницы, а также Коран. В люльку укладывала малыша одна из его бабушек, с отцовской или материнской стороны, или другая близкая женщина, прожившая счастливую жизнь и обладавшая, как говорили, «легкой» рукой.

Она желала ребенку здоровья, счастливой обеспеченной жизни, желала стать ему главой большого семейства, трижды с молитвой обводила вокруг люльки и укладывал в нее.

В зале оформлена комната : колыбелька со всеми принадлежностями, столик с угощениями, предметами домашнего обихода.

Звучит даргинская обрядовая мелодия.

Гостей встречает бабушка. В руках у гостей небольшие сувениры, подарки.

Гостья - Мы пришли поздравить вас с рождением внучки. Мы вам желаем, чтобы ваша внучка выросла здоровой, красивой и, чтобы у вас было еще много, много внучат.

Бабушка - Да, у моего сына родилась дочка, а мне внучка. Спасибо, мои дорогие, что пришли разделить нашу радость. (гости проходят и садятся на стулья)

Бабушка- Добро пожаловать! (обнимаются) Родственники - Мы приехали поздравить вас и весь ваш род с рождением внучки, желаем, чтобы у вас хватило здоровья на всех внуков и правнуков.

Бабушка- (обращаясь к гостям) . Спасибо, спасибо! Садитесь, пожалуйста. Как поживаете? Как здоровье ваших родителей, детей, родственников?

Гостья-Спасибо. Все живы, здоровы. А как ваше здоровье?

Бабушка- Да вот радуюсь, что внучка родилась, бегаю. Хорошо, что вы именно сегодня приехали к нам. У нас сегодня праздник - «Укладывание нашей малышки первый раз в колыбельку» .

Гостья- Уважаемая …. а нам поручили поздравить вас и вручить эти подарки.

Бабушка- Спасибо вам за ваши подарки. Желаю вам, чтобы люди к вам приходили по доброму случаю и, чтобы я смогла вам добром отплатить за ваше внимание.

Гость- А как назвали вы свою внучку?

Бабушка-По обычаям мальчика называют именем дедушки или доблестного джигита, девочку - именем бабушки или счастливой, красивой женщины. Ох, и долго спорили все наши родственники и знакомые, как же назвать нашу девочку. Одни предлагали назвать ее Заремой, другие Айгуль, Мариям, Медни, Жамиля. Каких только имен не предлагали. Наконец-то назвали Жамилей. Тот, кто дал имя, должен подарить платье. Посмотрите, какой подарок принес мой брат, уважаемый человек (показывает подарок) . Он-то и назвал нашу девочку Жамилей.

Моей внучке исполнилось две недели, и сегодня первый раз будем укладывать в колыбельку и в честь этого я приготовила угощение. Для всех устроим праздник. И на этот праздник к нам сегодня пришли наши соседи, родственники- все, кто разделяет с нами эту радость.

Бабушка выдвигает вперед колыбельку и рассказывает.

Колыбельку делают из боярышника, так как это дерево считается счастливым, прочным и легким. В такой колыбельке ребенок вырастает здоровым, крепким и счастливым. При рождении первого ребенка-мальчика, люльку и все принадлежности к ней готовит бабушка по матери, а для девочки - бабушка по отцу. Так как дочка родилась у моего сына, я своей внучке приготовила колыбельку. Посмотрите, какая она красивая с узорами.

Укладывать 1-раз младенца поручали опытной,доброй женщине. И вот сегодня пригласили такую женщину.

Дочка, принеси, пожалуйста, мою внучку.

Женщина начинает укладывать младенца в колыбельку.

Мать стоит в сторонке, наблюдает.

Бабушка - Смотри и запоминай, дочка, потом самой тебе придется укладывать в колыбельку ребенка.

Женщина - Чтобы молочным был сон у тебя, моя маленькая (комментирует свои действия) : Ножки надо хорошо выпрямить, завернуть в пеленку и завязать, там, где находятся коленочки, а чтобы повязка не давила, положить под нее плоскую небольшую подушечку. Руки выпрямить вдоль туловища, завернуть в пеленку, положить по обеим сторонам подушечки и завязать. Затем сверху накрыть одеяльцем. Нельзя, чтобы темечко мерзло, поэтому можно косыночку приложить к голове. Ну, а теперь можно и спеть колыбельную песенку.

Все колыбельные песни монологичны. В развернутом монологе выражаются чувства и надежды матери :

Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай,

Атх1еб дак1иб кьаргьуна,

(Ты) словно травка, выросшая весною,

Партбяг1иб вавагъуна,

(Ты) словно раскрывшийся цветок,

Уссен паргъатсе анк1ли,

Спи, родненький, мой,

Уссен дила ах1ерси!

Спи спокойным сном!

Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай,

Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай,

Урцулла сирилег1ед,

В колыбели из дерева,

Къант1аби т1улбела вег1,

Обладатель коротких пальчиков,

Т1 инт 1 ла дуклумела вег 1,

Обладатель крылышек мухи,

Х1у разили хулаваъ!

Чтобы ты радостно вырос!

Бабушка благодарит женщину за оказанное внимание.

9- слайд «Лакский аул!»

2-Ведущая :

А нам пора с вами отправляться в лакское село.

Звучит лакская народная мелодия .

В детские и школьные годы самыми любимыми праздниками для детей в лакских селах были Новый год и следующие вслед за этим зимние каникулы с катанием на санках и коньках на покрытом льдом Кумухском озере. А второй праздник – Интнил хьхь (ночь весны) – три дня праздника и весенние каникулы.

Праздник начинался 21 марта в день весеннего равноденствия. Этот праздник ждали, готовились. Ребята, молодёжь за месяц лепили множество тIурщив – глиняных шариков с палочками бурьяна для поджигания. К началу праздника они были твёрдыми, как камень. В эти дни в каждом доме ждали гостей и готовили особые блюда : хъурунхъусса – каша из перемолотых на каменной ручной мельнице зёрен, «хьхьахьхьари» – густой суп из различных зёрен, бобов, ккунукрал ххункIру – курзе с яичной начинкой.

Все дети с нетерпением ждали бартри, которые пекли в каждой семье. Они выпекались из сдобного теста на молоке, яйцах и украшались орехами, изюмом, финиками и яйцами. Форма с закрученными в верхней части рогами, глазами из фиников, кураги, изюма напоминала морду животных. Дети с этими барта носились по улицам и хвастались друг перед другом, напевая :

Ва барта мяш.

БартаурцIи мяш!

В старину женщины устраивали целые песенные хоровые состязания между кварталами, поднимаясь на плоские крыши с барта в руках.

Лакская народная песня с бубном .

Крашеные красные яйца были в каждом доме, их раздавали детям. Дети, молодежь играли с яйцами, били их друг о друга. Битые яйца отдавали обладателю целого. Яйца также катали с наклонённого места, и тот, у кого яйцо оставалось целым, забирал остальные. Считалось, чем больше яиц, тем больше счастья, благополучия в будущем.

Но самое главное, долгожданное чудо наступало с наступлением темноты. В ночь на 21 марта по всей Лакии до сих пор зажигают костры. С гор скатывали горящие деревянные колёса с зажжёнными спицами. Сейчас жгут старые шины, и горящие шины летят с обрывов или с гор.

Костры горели в каждом дворе и на площадках кварталов. К кострам приносили угощение, сладости, хлеб, мясо и раздавали всем. Все, от мала до велика, прыгали через костёр и приговаривали :

Все прыгают через костер и говорят свои пожелания.

Ттул цIуцIаву цIарахьхьун – цIуллушиву чурххахьхьун

(«Мои болезни – огню, здоровье – телу» ).

Чем больше треска, шума, грома, грохота, тем, как считалось, лучше. Поэтому свистели тIурши, выпущенные из специальной пращи, гремели замбаргру (порох, подожжённый в каменных лунках) . У костров молодёжь и детвора танцевали, пели, веселились. Веселье продолжалось до рассвета.

Весной в Лакии отмечали да и сейчас отмечают ещё один большой праздник – хъурдуккаву (Праздник первой борозды) . Стараются провести его в полнолуние, чтобы, по поверью, зерно будущего урожая было полным.

Каждый год выбирают организатора праздника – хъуначу (главного) . Это обязательно уважаемый взрослый, здоровый мужчина. Для проведения первой борозды все жители села направлялись в поле. Первую борозду проводил обычно хъу-начу , затем продолжали другие уважаемые люди или более молодые, но удачливые.

В селении Кули первую борозду прокладывают здоровые и счастливые мужчина и женщина. Мужчина должен быть умеющим многого добиваться, а женщина должна быть матерью большого семейства.

После этого устраивались спортивные состязания – скачки, бег, борьба. Победителей и их родственников одаривали оружием, платками и шёлком. Были сёла, где юноши и девушки собирались отдельно и веселились, устраивали торжественное застолье цачIусри дан.

Музыкальный лакский номер .

1-Ведущая :

Еще никто в этом мире не придумал большей истины, чем вековая мудрость предков. В народе , который следует их традициям , старики -в почете, дети - в заботе, а дом полон гостей.

2- Ведущая :

Мы желаем всем присутствующим в зале мира и счастья! Пусть каждый помнит, что Дагестан – наш общий дом ! Мы, молодое поколение, должны учиться на лучших традициях и живых примерах . От нас зависит будущее нашей родины

Мира тебе Дагестан , и чистого неба над головой!

Новое на сайте

>

Самое популярное