Домой Спайки Разум и чувства в произведении онегин. Любовь в понимании Онегина и Татьяны (по А

Разум и чувства в произведении онегин. Любовь в понимании Онегина и Татьяны (по А

От природы человек наделен великим даром - разу­мом. И в то же время природа дала человеку огромней­ший спектр разнообразных чувств. Человек должен нау­читься жить, осознавая все свои действия и поступки, и при этом оставаться чутким, не поддаваться злости, вра­жде, зависти. Разум и чувство часто противопоставлены друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувством и на­оборот? На этот вопрос каждый человек отвечает сам. Он должен сделать выбор, от которого может зависеть его будущая жизнь.

Размышления по данной теме позволяют вспомнить героиню романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Тать­яну Ларину. Сильные и глубокие чувства испытывает де­вушка, когда впервые видит в своем доме Евгения Оне­гина. Чистая и откровенная, скромная и незаметная, она становится смелой и принимает решение написать пись­мо Онегину, в котором признается ему в любви. По тем временам признание девушки первой в любви - шаг не­обдуманный и безнравственный. Отказ Онегина, его от­поведь («к беде неопытность ведет») не погасили в Татья­не глубоких и искренних чувств. Да, она затаилась, научилась сдерживать свои чувства, но ничто не мешало ей по-прежнему любить Онегина. И только ей одной было известно, что происходило в ее душе, какая борьба меж­ду разумом и чувством бушевала в ней. Именно разум по­зволил Татьяне стать выдержанной, степенной дамой, женой честного и порядочного генерала. Не судьба быть Татьяне с Онегиным. Они встретились после долгой раз­луки, и Онегин полюбил ее. Теперь он испытывает пла­менные чувства к Татьяне. Но поздно. Да, любовь все еще живет в сердце Татьяны: («Я вас люблю, к чему лука­вить?»). Татьяна усвоила урок Онегина, она научилась «властвовать собой», научилась сдерживать порывы чувств. Но в душе она все та же Таня, сохранившая в себе самое высокое чувство - любовь.

Как порою бывают сложны взаимоотношения между людьми, особенно если это касается такого сильного чув­ства, как любовь. Чему отдать предпочтение: силе чувств или голосу разума? Героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вряд ли рассуждала об этом. Всю свою жизнь до встречи с мастером Маргарита не была счастливой. В романе автор восклицает: «О боги! Что нужно было этой женщине?» Да, все было у Маргариты: любящий и обеспеченный муж, прекрасный богатый дом. Не было у нее главного - любви, тепла - того, ради чего стоило жить. И вот размеренную, спокойную жизнь она меняет на жизнь с мастером, жизнь, полную тревог и волнений. Чувства помогли ей обрести счастье. В ее жиз­ни появляется смысл. Вся энергия ее души направлена на мастера и его труд. Когда-то не знавшая бытовых про­блем Маргарита становится заботливой и хозяйственной. Когда мастер исчезает, Маргарита ради хоть какой- нибудь информации о нем соглашается отдать душу дья­волу. Разум спит в ее сердце, а чувства торжествуют и окрыляют ее. Маргарита не думает ни о каких последст­виях, она думает только о возлюбленном. Ради него она готова принести себя в жертву, пойти на любые испыта­ния. Маргарита достигла своей цели: потеряв внешнее благополучие, она обрела вечную любовь и чувство успо­коения.

Таким образом, сделаем вывод: очень сложно челове­ку сделать выбор, как жить. Подчиниться чувствам или прислушаться к голосу разума? Героини рассмотренных произведений не отказались от своих чувств, ведя себя по-разному в разных ситуациях, потому что мир чувств прекрасен, ярок, разнообразен, он дает много человеку для понимания мира, для осознания себя.

Здесь искали:

  • конфликт разума и чувств евгений онегин сочинение рассуждение
  • разум и чувства сочинение евгений онегин
  • конфликт разума и чувств евгений онегин сочинение с цитатами

Тема противостояния разума и чувств – одна из древнейших нравственных проблем, раскрывающихся в литературе и искусстве. Еще философы и драматурги античной эпохи задавались вопросом о том, что превыше всего – зов долга или веление сердца. На протяжении столетий эта тема оставалась актуальной, переосмысливалась и обсуждалась в произведениях искусства. Роман «Евгений Онегин» — не исключение, в нем эта тема является доминирующей.

Конфликт разума и чувств в романе «Евгений Онегин» проявляется в двух сюжетных линиях – отношениях с и с . Дружба и любовь – самое ценное, что есть в жизни человека, и многие сложные ситуации в этих отношениях сложно разрешить рационально, отрешенно от эмоций. Владимир Ленский является Онегину полной противоположностью, однако именно это и становится основой их :

Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.

Онегин – личность скучающая; в свои 26 лет он считает, что видел и испытал в жизни все – это делает его циничным, равнодушным и практически безэмоциональным. Онегин руководствуется исключительно разумом и рациональностью. Ленский же, напротив, открыт для жизни и для людей. Он – поэт, а потому его мировосприятие главным образом эмоциональное, чувственное. Любви к Ольге Лариной он отдается всецело, и не обращает внимания на насмешливость Евгения по этому поводу. К сожалению, в конечном счете обоих подвели их жизненные убеждения – их упрямство привело к смерти Ленского на дуэли. Онегин, хотя в душе понимал, что эта дуэль бессмысленна и осознавал, что зря обидел друга, все же не попросил прощения: дружеская симпатия не смогла побороть гордость. Ленский же, упрямый в своей горячности и ревности, не обратил внимания на попытки Онегина отложить или сорвать дуэль, и тоже не предпринял попытки примирения – и был убит.

На протяжении романа его герои переживают изменения в жизни, меняются и развиваются. Так, Татьяна и Онегин в начале произведения и Татьяна и Онегин в последних главах – диаметрально противоположные личности. Татьяна проходит этап взросления: несчастная любовь, случившаяся в девичестве, закаляет ее волю и делает ее сильнее. Простая, нежная и ранимая девочка превращается в сдержанную, неприступную и прекрасно владеющую собой женщину. Онегин поражен при виде такой перемены, и больше всего его смущает холодность, с которой она говорит с ним при встречах:

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна…
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.

От такого неожиданного обращения Онегин смущается – в ее присутствии он не может произнести слова. Главный герой теряет голову – как мальчишка, он влюбляется в новую Татьяну, и вся его желчь, скептицизм, непоколебимость вдруг исчезают, и остается только любовь. Но его чувство к ней теперь так же безнадежно, как когда-то было и ее чувство к нему. Татьяна, несмотря на сохранившееся чувство к Евгению, поступает по велению разума.

Разум и чувства.

Проблема соотношения разума и чувства актуальна во все времена, потому что каждый человек в своей жизни бывает в ситуации сложного выбора. Эти два чувства часто вступают в конфликт друг с другом, а это отражается в поступках человека и иногда приводит к трагедии. Почему же сложно сделать выбор между сердцем и разумом? В этом отношении показателен роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети", где главный герой Евгений Базаров, которому сложно сделать выбор между разумом и сердцем. Он человек новых взглядов, «нигилист», на протяжении почти всей своей жизни отрицает такие духовные ценности, как любовь, искусство, красоту и эстетику природы. Он верит только в то, что можно увидеть, потрогать и ощутить на вкус. Любовь же называет белибердой и непростительной дурью. Но вскоре в его жизни появилась Анна Одинцова, красивая и умная женщина. Евгений Базаров очень заинтересовался ею, более того – влюбился в эту неординарную женщину пылко, страстно! Он больше не может сдерживать свои чувства и признается Анне Одинцовой в любви. Но она не принимает его чувств, так как не любит и живет разумом. А Евгений Базаров уезжает из поместья и полностью уходит в работу, чтобы не было времени на тоску по любимой женщине. И только перед смертью Евгения Базарова Анна приехала к нему, чтобы проститься. Безответная любовь к Одинцовой привела героя романа к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению. Ему было очень сложно сделать выбор между своим холодным разумом и сердцем. В романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» рассудительный и умный молодой человек тоже поначалу живет разумом, а не чувствами. Ему будет очень сложно сделать выбор между сердцем и разумом. Татьяна Ларина полюбила Евгения с первой же встречи. Все в нем привлекало: молодость, столичный лоск, ум, легкость общения… И когда она признается ему в любви, то герой отвергает ее, потому что считает себя «инвалидом в любви». Намного позже Евгений Онегин понимает, что Татьяна прекрасна и достойна любви. Увы! Она уже вышла замуж. Красивая, высоконравственная женщина очень уважает своего мужа и никогда не предаст его. Мы видим, что Онегина она по-прежнему любит, но на предательство семейных уз эта женщина не способна. Разум подсказывает ей, что это было бы опрометчивой жизненной ошибкой. Вспомним, что сам А.С.Пушкин считал Татьяну идеалом и ценил ее нравственный выбор. И ей совсем несложно сделать свой выбор.
По моему мнению, сложность выбора зависит только от самого человека и от его нравственных ценностей. Нужно всегда помнить, что это решение может значительно повлиять на твое счастье в будущем.


Разум и чувство – две важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. Одни люди склонны идти на поводу у эмоций, другие – руководствоваться холодным рассудком, логикой; в третьих оба компонента мирно сосуществуют, дополняя друг друга. Но существует и еще один тип людей, разум и чувства которых постоянно пребывают в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Бывает и так, что определенная ситуация в жизни человека полностью изменяет его внутренний мир, и это приводит к отказу от сильнейших чувств в пользу разума или, наоборот, отказу от велений холодного рассудка в пользу теплых человеческих эмоций. Вопрос о том, что может стать причиной такого переворота, волновал писателей самых разных культур и эпох и неоднократно рассматривался на страницах произведений мировой классики.

Теме спора разума и чувства посвящает свой рассказ «Телеграмма» К.Г. Паустовский. Главные героини рассказа – Катерина Петровна и Настя, ее дочь и единственный родной человек. Разделенный километрами дорог, они не виделись уже три года: Настя к матери не приезжает. Катерина Петровна понимает, что любимой дочери теперь не до нее, и пишет Насте очень редко, хотя и думает о ней целыми днями. Настя в ответ лишь посылает пожилой матери деньги раз в два-три месяца, не сопровождая их душевными письмами. Она объясняет это своей занятостью: девушка работает секретарем в Союзе художников и очень ответственно относится к своей работе. Последнее письмо Катерины Петровны, в котором она, чувствуя скорую смерть, просит «ненаглядную» дочь приехать, приходит в неподходящий момент. Настя в это время занимается организацией выставки молодого скульптора. Прочитав письмо, девушка решает остаться в городе. Она прислушивается исключительно к голосу разума, который говорит, что успешная организация выставки – это возможность показать себя, шанс получить повышение в должности, а поездка в Заборье – переполненные поезда, слезы матери и сельская скука. Чувства просыпаются в девушке лишь тогда, когда она получает телеграмму от сторожа, который пишет, что Катерина Ивановна при смерти. Настя не сразу осознает, что вот так незаметно, в суете, она потеряла самое дорогое. Все эти выставки и внимание чужих людей ничего не стоят, ведь по-настоящему ее любила только одинокая старушка –мать. В Заборье девушка приезжает слишком поздно. Катерина Петровна ее так и не дождалась, и теперь Настю всю оставшуюся жизнь будет преследовать тяжелейшее чувство вины.

Противоборство двух важнейших компонентов внутреннего мира человека мы видим и в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Его главная героиня, Татьяна Ларина, в начале произведения предстает перед читателями эмоциональной, мечтательной девушкой, увлекающейся французскими романами и представляющей себя их героиней. Неслучайно влюбляется она в Евгения Онегина, такого своеобразного, такого непохожего на других, разглядев в нем тот идеал, представление о котором составила по прочитанным книгам. Ведомая чувствами, Татьяна пишет ему письмо с признанием в любви, несмотря на то, что для девушек того времени это было дурным тоном. Ответом на признание становятся нравоучения, урок по контролю над эмоциями, который Татьяна идеально усваивает. Поддавшись уговорам матери, она выходит замуж за богатого мужчину, которого не любит, и в конце романа предстает перед Онегиным уже холодной, уверенной в себе светской дамой. Евгений влюбляется в преобразившуюся Татьяну и признается ей в любви, однако девушка его отвергает. Татьяна все еще любит Онегина, но руководит ею уже разум, а не чувства, и она ни за что не пожертвует своей честью и честью своего мужа.

Итак, разум и чувство не всегда мирно сосуществуют в человеке, зачастую эти противоречивые компоненты вступают в противоборство, выливающееся во внутриличностный конфликт. В такой ситуации человеку очень важно принять правильное решение, сделать правильный выбор, о котором потом не придется жалеть.

Обновлено: 2017-05-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Татьяна Ларина символизирует собой образ русской девушки. Трудно понять душу россиянина, не будучи россиянином. Именно Татьяна предстаёт перед нами как символ загадочной русской души.

С самого детства она отличалась своей непохожестью на других. Её самобытность, иногда диковатость некоторым кажется гордыней, жеманством. Но это не так. Кроткий нрав, но сила характера проявляется и ещё больше подчёркивается на фоне сестры Ольги. Казалось бы, что может волновать юную девушку в дворянской семье. Разве присущи в такой оранжерейной обстановке глубокие мысли, способность рассуждать и анализировать. Лёгкость, беспечность должны были стать её спутниками, но всё сложилось иначе. Стремление к учёбе, саморазвитию сделали девушки сильной характером, глубоко мыслящей, сопереживающей. Частые уединения способствовали глубокому погружению в себя и самопознанию.

Первое чувство, нахлынувшее на Татьяну, поглотило её полностью. Она была готова к встрече любви. Поспособствовало этому чтение романов. И вот, образ человека, который соответствовал её вымышленному герою, предстал в реальности.

Татьяна, чистый и открытый человек, пошла навстречу чувству. Она приняла его и решилась на сложный, но необходимый шаг - признание.

Переборов девичью гордость, отважилась сделать первый шаг. Что же она получила взамен? Снисхождение со стороны блистательного Онегина к провинциальной девушке, гуманный поступок отказа. Первая любовь часто разбивает юношеские сердца. Но Татьяну это поражение сделало сильнее. Чувство не угасло, а только затаилось где-то в глубине души. Ничто не могло помешать ей любить Евгения, ни его равнодушие, ни жестокость, ни циничность, ни убийство Ленского . Любить нельзя за что-то, любить можно вопреки. Только тогда это любовь.

Татьяна чувственная, но гордая натура. Она не стала унижаться и просить любви Онегина. Она постаралась отстраниться и забыть. Только ей самой известно, что творилось в душе, какая борьба между разумом и сердцем бушевала. Разум позволил провинциальной девушке-дикарке превратиться в степенную даму, хозяйку салона. Нелюбимый муж даже на секунду не может сомневаться в нежности и верности супруги.

Сила любви, её красота наиболее красочно раскрывается в трагедии. Не суждено Татьяне быть с Онегиным. Любовь жива в её сердце, и, возможно, с течением времени только усилилась. Но, увы. Жертва любовью ради чести и обещанной клятвы у алтаря.

Новое на сайте

>

Самое популярное