Домой Защемление нерва Познание. Работа над художественным образом в произведении

Познание. Работа над художественным образом в произведении

Конспект открытого урока по специальности аккордеон для учащихся 1-2 классов ДМШ

Тема: «Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера.»

Описание работы: Развитие у учащегося художественного образа при игре на инструменте музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников. В данном конспекте представлены формы и методы работы на уроках специальности с учащимися младших классов ДМШ по раскрытию художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес.

Тип урока: открытый
Форма работы: индивидуальная
Тема урока: Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера
Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений.
Задачи:
Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения»; научить раскрывать замысел произведения.
Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения.
Развивающая – Развить умение слушать и понимать исполняемое произведение, развить воображение, мышление, память, чувство ритма.

Ход урока
Структура урока состоит из пяти частей:
1 часть – организационная;
2 часть – работа над новым материалом;
3 часть – закрепление изученного материала на уроке;
4 часть – итог урока;
5часть - формулировка домашнего задания.

1 часть – Организационная
Подготовка игрового аппарата:
игра гамм До, Соль Мажор правой рукой разными штрихами: legato, staccato; арпеджио, аккорды правой рукой в медленном темпе;
игра гаммы До мажор левой рукой;
игра гаммы До мажор двумя руками.
анализ домашней работы - устный отчет о проделанной домашней работе: какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не совсем получилось, почему? Какие сложности встретились при выполнении; проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками «Полюшко-поле» Л. Книппера и Б.Н.П. «Перепёлочка» с выполнением раннее поставленных задач:
1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.

2 часть - работа над раскрытием художественного произведения
Постановка цели урока – Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, и с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ», и научиться, используя средства музыкальной выразительности, раскрывать его.
Методы работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»
целостное проигрывание пьесы преподавателем;
анализ исполнения: ответы ученика на вопросы педагога:
1.как ты думаешь, о чем это произведение? При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.

2.знаешь ли ты слова песни?

3.что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
4.Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5.На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?

6.Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

После ответов ученика на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы «Полюшко-поле».
Методы работы
1.детальный показ педагога на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
2.игра в ансамбле с педагогом;
3.работа над фразировкой: определение кульминации в каждой фразе, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ педагога на инструменте; метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, анализ)
4.работа над ритмом: игра со счётом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
5.работа над штрихами – добиться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки – добиться чёткости аккомпанемента (игра отдельными руками);
6.соединение двух частей: в первой части художественный образ – «идёт пешая колонна», а во второй части – «конница» (созданию такого образа способствует изменение аккомпанемента);
7.работа над единым темпом исполнения – игра под метроном;
8.при возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Методы работы над Б.Н.П. «Перепёлочка» аналогичны методам работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»

3 часть – Закрепление навыков, полученных на уроке
Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть - Итог урока
Учащийся справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Учащийся понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа учащегося по раскрытию художественного образа произведения.

5 часть – формулировка домашнего задания
Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учётом всех замечаний.
Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений "Полюшко-поле", "Перепелочка" можно использовать при работе в других произведениях. Такие методы работы над произведением помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.

Работа над художественным образом в хоровом произведении.

Обучение хоровому пению важный этап в формировании не только музыкально-певческой грамотности учащихся, но и в процессе эстетического, идейно-нравственного воспитания. От умения учителя не только обучить правильному исполнению, но и раскрыть жизненное, эмоциональное содержание музыкального образа, зависит восприятие учениками всего хорового искусства в целом. Очень важно, чтобы ребята понимали связь исполняемого произведения с замыслом автора, с эпохой, с конкретными событиями.

Мастерство учителя, вызвать каждого участника хора на размышления о связи музыкального произведения с жизнью, имеет огромное значение для глубины понимания музыкального образа и, следовательно, для достижения максимальной выразительности исполнения. Для решения этих важных и достаточно сложных задач, для обеспечения единства и непрерывности овладения учащимися музыкальной культурой, учителю необходимо знание определённых методов и приёмов, которые сформировались в передовой педагогической практике.

Работа над музыкальным произведением в хоре включает в себя несколько этапов работы.

Первый этап – изучение произведения самим учителем, глубокое проникновение в замысел автора, определение средств музыкальной выразительности.
Второй этап – выявление исполнительских и технических трудностей, определение путей их преодоления, составление плана работы с учениками.
Третий этап - включает в себя непосредственное разучивание песни учениками. Данный процесс зависит от особенностей хорового произведения, но можно выделить определённые стадии работы с учениками:

1) рассказ об авторе, о времени создания песни;
2) восприятие (прослушивание) хорового произведения учениками;
3) непосредственная работа с детьми по разучиванию произведения;
4) совершенствование исполнительской техники для наиболее полного раскрытия музыкального образа.

Для каждой из этих стадий работы в хоровой практике применяются определённые методические приёмы.

На первой стадии учитель рассказывает о биографии композитора, об истории создания песни. Очень целесообразно дать учащимся задание самостоятельно собрать сведения об авторе, о времени, о конкретных событиях, которым посвящено произведение. Это развивает сознательный интерес к произведению, обостряет слуховое восприятие песни.

Вторая стадия работы – непосредственное восприятие (прослушивание) музыкального произведения. Для этой цели учитель может использовать следующие приёмы:

1) прослушивание произведения в исполнении мастеров сцены (с использованием аудио и видеозаписей);
2) показ самим учителем.

Первое восприятие хорового произведения детьми – чрезвычайно важный момент в процессе работы над хоровым произведением. Задача учителя - правильно провести этот урок, чтобы у ребят появилась положительная мотивация для изучения данного конкретного хорового произведения.
На третьей стадии работы над песней необходимо проанализировать средства художественной и музыкальной выразительности, которые автор использовал для создания музыкального образа. В процессе этой работы учитель должен постоянно обращаться к накопленным на уроках музыки знаниям и умениям учащихся, углублять, развивать и закреплять их.
На четвёртой стадии происходит совершенствование исполнительского мастерства, тщательная и кропотливая работа с хором для достижения максимальной выразительности звучания музыкального произведения. Очень важно напоминать детям, что хоровое искусство воздействует на слушателей одновременно и музыкой, и словом. Поэтому так важна работа не только над техникой исполнения музыкальных элементов, иногда достаточно сложных, но и над текстом, над речевой интонацией, над драматической выразительностью хорового произведения.

Осмысленная взаимосвязь музыки и слова поможет наиболее полно раскрыть и для исполнителей, и для слушателей музыкальный образ, его связь с жизнью, с историей, с проявлением человеческих чувств. Образовательные стандарты второго поколения требуют от учителя более полного, более широкого подхода к процессу обучения, достижения единства и непрерывности в овладении знаниями учениками.
Рассмотренные данные методы и приёмы, а также стадии работы над хоровым произведением помогут учителю не только преодолеть технические трудности в работе со звуком, в тщательной подготовке музыкального исполнения, но и показать единство музыки с другими видами искусства, например, с литературой.
Таким образом, процесс обучения становится более полным, более творческим: совершенствуется музыкально–певческое, исполнительское мастерство учащихся, воспитывается художественный и музыкальный вкус, расширяется кругозор, что необходимо для формирования личностных качеств учеников, их правильного отношения к жизненным ценностям.

Педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи г. Томска Пугачева А. В.

LVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2016 г.)

Выходные данные сборника:

«В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии»: сборник статей по материалам LVI международной научно-практической конференции. (20 января 2016 г.)

РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

Зелёная Алина Викторовна

зав. отделением сольного пения
Детская школа искусств,
РФ, г. Ханты-Мансийск

WORK ON THE ARTISTIC IMAGE OF VOCAL WORKS

IN THE CLASS OF SOLO SINGING

Alina Zelenaya

manager of department of solo singing
Children’s school of arts,
Russia, Khanty-
Mansiysk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме раскрытия художественного образа вокального произведения. Особое внимание уделено значению творческого воображения как одного из главных составляющих художественного творчества. Данный вопрос недостаточно изучен и требует дальнейших исследований, обобщения и систематизации. Творческое воображение представляет собой одну из специфических форм отражения действительности. Результатом деятельности творческого воображения является создание системы устойчивых ассоциативно-образных связей – основы стабильного и качественного исполнения. В ходе исследования были также затронуты вопросы о единстве музыки и слова, а также о значении перспективного охвата общей композиции вокального произведения. Результаты данного исследования расширяют представления о вокальной педагогике и могут оказать практическую помощь преподавателям детских школ искусств, других учреждений искусств.

ABSTRACT

The article is devoted to the revelation of the vocal artistic image. Particular attention is paid to the value of creative imagination as one of the main components of artistic creativity. This issue is under-investigated and requires further research, generalization and systematization. Creative imagination is one of the specific forms of reality reflection. The result of the creative imagination is system formation of sustainable associative-shaped links – the basis of a stable and high-quality execution. Questions about the unity of music and words as well as about the meaning of prospective scope of the general composition of vocal works are touched upon as part of the study. Results of this research extend the idea of vocal pedagogy and can provide practical assistance to teachers of children"s art schools and other art institutions.

Ключевые слова : художественный образ; творческое воображение; вокальное произведение; сольное пение.

Keywords: artistic image; imagination; vocal work; solo singing.

Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерное для данного автора, данного жанра, данной эпохи – всегда актуальна в музыкальной педагогической работе. Как известно, суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» художественное произведение, раскрыть в своём исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, её эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесён собственный, пусть небольшой, но индивидуальный опыт понимания и переживания музыки, что придаёт интерпретации особую неповторимость и убедительность.

Неотъемлемым звеном музыкальной культуры является исполнительское искусство, которое связано, прежде всего, с воспроизведением и созданием художественных ценностей. Вокальное искусство – особый вид искусства. В нём объединяются три составляющие: идея, заложенная в произведение автором музыки, идея автора текста и, наконец, – деятельность исполнителя, который должен выразить то, что заложено поэтом и композитором. Показателем исполнительского мастерства является способность убедительно раскрыть заложенный в произведении художественный образ.

Трудность художественного пения, то есть пения, где главной задачей является создание музыкально-вокально-словесного образа, заключается в том, что певцу нужно решать одновременно множество задач. Певцу необходимо уметь совмещать в себе как бы два лица: одно – действующее, другое – наблюдающее за своими действиями. Он одновременно должен быть и певцом, и режиссером .

Пение – это непрерывное и логическое движение голоса, определяемое смыслом музыкального произведения. Маэстро Умберто Мазетти (учитель пения Антонины Неждановой) постоянно говорил своим ученикам слово “Avanti”, то есть «вперед». Это значило: двигайтесь голосом вперед, чувствуйте, откуда и куда идете. «Ставить красиво» ноты еще не значит петь .

Для правильного вокального исполнения необходимо установить связь музыки и слова. Музыка углубляет и расширяет содержание словесного текста, являясь «подтекстом» к слову. Порой смысловую нагрузку несет музыка, порой слово. Часто смысловая нагрузка их равноценна.

Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить поэтический текст , временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл стихотворения, чтобы музыка не заслонила его красоту. Ибо совместно с музыкой текст перестает восприниматься как самостоятельная эстетическая ценность и преломляется только через музыку, хотя в конечном итоге именно в этом синтезе он и должен доходить до слушателя. В текст надо вчитаться, разобраться в его строении, выразительно продекламировать вслух. Верное, выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов, четкое произношение ударных и смешанных гласных – все это должно найти свое место в последующем исполнении произведения.

Музыкальный текст следует проанализировать с точки зрения формы, особенностей мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия. Надо очень внимательно отнестись ко всем авторским ремаркам, обратив внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки, отдельные указания о характере исполнения.

Как во всяком искусстве, в искусстве пения сливаются и сосуществуют на равных две составляющие: творческая и техническая. Прежде чем приступить к технической проработке вокального произведения, нужно создать «проект», план его построения. Необходимо наметить его общую форму, установить равновесие частей, развить логическое движение чувств, заключенных в музыке, определить различные манеры пения, которые должны быть использованы для воплощения данной формы.

Перспективный охват общей композиции вокального произведения, проникновение в его музыкально-драматическую структуру, драматическое «оправдание» элементов музыки – необходимый творческий процесс при освоении исполнителем вокального произведения. Нужно понять, от чьего лица действует певец-исполнитель, каков характер изображаемого лица, каковы его внутренние задачи.

Построенный таким образом план исполнения вокального произведения может созерцаться исполнителем как бы с высоты его творческого сознания, как некий синтетический образ, обобщающий конкретный материал музыки. Строго следуя созданному плану исполнения, певец никогда не собьется с пути, не израсходует понапрасну своего эмоционального заряда, для него исчезнет необходимость петь, ожидая вдохновения. Певец может спеть хуже или лучше (это часто зависит от состояния его вокального аппарата), но должен спеть и исполнить произведение верно, то есть «согласно внутреннему плану» , последовательно решая внутренние задачи, плодотворно расходуя голос и эмоции.

Как осуществить все это? Очевидно, что одного интеллектуального усилия здесь недостаточно. В этой стадии создания художественного образа вступает в действие творческое воображение – одно из самых главных орудий художественного творчества.

Вопреки типичному заблуждению, воображение человека никогда не отрывается от реальной действительности. Напротив, оно представляет собой одну из специфических форм отражения этой действительности, причем решающую роль играют здесь продуктивно-творческие элементы мышления. В то же время не всякое воображение можно назвать истинно творческим. Чтобы стать таковым, ему необходимы:

  • богатая база исходных представлений (память, которая является как бы резервуаром воображения);
  • четкость целеполагания, организующая работу мысли в строго определенном направлении;
  • инициативность, выражающаяся в способности самостоятельно разрабатывать (К.С. Станиславский) предлагаемые обстоятельства;
  • яркость и конкретность создаваемых образов.

Большое значение имеют также индивидуально-личностные качества человека: высокий уровень интеллектуальной активности, развитость познавательного интереса как ведущего, доминирующего мотива деятельности, наличие ценностного, эмоционально прочувствованного отношения к предмету познания. Помимо этого, следует учитывать роль таких природных задатков в психической организации человека, как впечатлительность, живость эмоциональных реакций, легкая возбудимость нервных процессов.

Способность к воображению может быть развита путем соответствующей тренировки. Следует научить начинающего певца перед пением вводить в действие творческое воображение, не допускать формального пения, без ясных образов, идей, мыслей и ярких представлений о ситуации, которую ему следует выразить.

Материалом для воображения служат знания, личный опыт, впечатления. Потому начинающий певец должен копить впечатления, запоминать свои чувства. Знакомство с жизнью композитора, поэта, на текст которого написано произведение, знакомство с эпохой, в которой они жили или которую описывают – все это обогащает исполнителя образами и ви дениями.

Особое место в развитии воображения у музыканта играют музыкальные впечатления. Важно уметь понять язык музыки, найти связь между музыкальными переживаниями и другим впечатлениями. Музыка – своеобразное отражение жизни в форме звуков, особый язык. Конечно, язык музыки часто бывает лишен той конкретности, которой отличаются словесные описания. Однако музыкой можно выразить то, чего нельзя описать словами. Это специфическое средство общения между людьми, при помощи которого они могут или непосредственного передавать друг другу свои впечатления, переживания, или запечатлевать их в форме нотных знаков .

В вокальной музыке сам словесный текст подсказывает содержание. Однако он создает часто лишь общую картину, настроение, музыка же является ведущим рассказчиком и выразителем идеи, главной, наиболее ценной в художественном отношении стороной произведения.

Критерием правильности работы нашего творческого воображения является практика . В соответствии с той деятельностью, которой занимается человек, у него развивается больше зрительное, слуховое или эмоциональное воображение. Однако во всех случаях сильное воображение возможно только тогда, когда накоплен достаточный материал, который к тому же активно используется. Для педагогического процесса этот момент очень важен, поскольку позволяет связать развивающиеся технические навыки с определенными образами и избежать формального звуковедения («звукодуйства»).

Таким образом, в процессе работы над художественным образом вокального произведения воображение исполнителя способно выполнять следующие функции: участвовать в построении перспективного плана исполнения; расширять и углублять представления исполнителя о произведении, внося все новые и новые данные, почерпнутые из собственного опыта (музыкального и внемузыкального); помогать выбору конкретных исполнительских средств; направлять работу над произведением в определенное концептуальное русло. Результатом деятельности творческого воображения является создание системы устойчивых ассоциативно-образных связей – основы стабильного и качественного исполнения. Это позволяет проникать в самую суть музыкального произведения, раскрывая природу и внутреннее содержание его художественного образа. Каждый звук при этом становится носителем определенного смысла, подчиняясь общей концепции исполнительского замысла.

Список литературы:

  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000 – 368 с.
  2. Малышева Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами. – М.: Музыка, 2001 – 168 с.
  3. Смелкова Т.Д., Савельева Ю.В. Основы обучения вокальному искусству. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. – 160 с.
  4. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: Искусство, 1985 – 479 с.
  5. Юдин С.П. Певец и голос: о методологии и педагогике пения. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 136 с.

Павленко Ирина Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" г.Усинска
Населённый пункт: город Усинск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Этапы работы над художественным образом музыкального произведения в современной школе искусств»
Дата публикации: 21.05.2018
Раздел: дополнительное образование

«Этапы работы над художественным образом музыкального

произведения в современной школе искусств»

Работу над художественным образом музыкального произведения

необходимо начинать на самых ранних этапах соприкосновения

обучающегося с музыкой - с первых уроков и с началом освоения нотной

Даже при первоначальном исполнении самой простейшей мелодии

необходимо стараться, чтобы исполнение было выразительным, и характер

исполнения соответствовал характеру мелодии.

Г.Г.Нейгауз писал: «Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы

он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую - бодро, торжественную

торжественно и т. д. и т. д. и довел бы свое художественно-музыкальное

намерение до полной ясности.»

Перед любым исполнителем всегда стоит сложная задача – необходимо

передать эмоциональный характер, настроение и замысел, заложенный

Как же этого добиться?

\Изучение произведения можно разделить на три этапа:

первый – ознакомительный,

второй – детальная работа над произведением

третий – завершающий, подготавливающий к концертному

исполнению.

На первом и третьем этапах преобладает целостный, обобщенный подход к

произведению, а на втором – более подробное его рассмотрение.

Остановимся на каждом этапе:

первый этап – ознакомительный. На этом этапе необходимо создать

первоначальное обобщенное представления о произведении, о

характере, настроении музыки. Этот этап чрезвычайно важен. Свежесть

и яркость первого впечатления, помимо всего прочего, несут в себе

особое, личностное своеобразие переживания, что впоследствии будет

определять индивидуальные особенности интерпретации. На занятиях

с педагогом первоначальный образ создается в основном с помощью

преподавателя, который знакомит ученика с произведением,

проигрывает его на инструменте, рассказывает о нем.

Ведущую роль при ознакомлении с произведением играют навыки

быстрой ориентации в нотном тексте, умение читать с листа. При

чтении допускается значительное упрощение фактуры, гармонии,

пропуск технически сложных элементов. В трудных произведениях

можно ограничиться воспроизведением мелодической линии – главного

смыслообразующего элемента музыкальной ткани или, в крайнем

случае, внимательным просмотром нотного текста без инструмента.

Недостаток умений чтения с листа можно и даже нужно

компенсировать активной работой слухового воображения –

мысленным воспроизведением музыкального материала,

проигрыванием наиболее трудных фрагментов «в уме», за счет

воссоздающего воображения. При знакомстве с новым музыкальным

произведением можно также послушать его в исполнении выдающихся

мастеров. Чтобы избежать стремления к буквальному копированию,

желательно прослушать произведение в исполнении разных

музыкантов, познакомиться с различными вариантами интерпретации.

Тогда более ясной станет многозначность музыкального образа,

многовариантность его художественного прочтения. После

предварительного знакомства с произведением за инструментом,

полезно закрепить свои впечатления в словесной форме. При этом

достаточны краткие характеристики, состоящие из нескольких слов и

отражающие общую эмоциональную окрашенность музыкального

образа. Например: лирико-созерцательный, поэтический,

просветленный, мечтательный, решительный, стремительно-страстный,

нежный, чистый, гибкий, грациозный…

При определении характера произведения следует внимательно изучить

обозначения темпа, настроения музыки, характера звучания, динамики и т.п.

Так как эти указания даются по традиции на итальянском языке, нужно знать

точное значение.

Итак, наиболее важные моменты первого этапа работы:

– целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного

проигрывания;

– прослушивание звукозаписи;

– краткая словесная характеристика музыкального образа.

второй этап – детальная работа над произведением. Основной целью

второго этапа является дальнейшее углубление в образный строй

протяженный период работы, совпадающий с техническим,

пианистическим освоением музыкального материала. В раскрытии

художественного содержания произведения первостепенную роль

играет грамотный и всесторонний его анализ. Анализ художественного

произведения по самой сути своей должен быть художественным.

Основные задачи эмоционально-смыслового анализа:

выявить структуру содержания произведения, ее основные разделы,

характер тематических построений, их выразительное значение;

проследить динамику развития в произведении художественно-

напряженности, кульминационные точки, моменты смены настроения;

проанализировать используемые в произведении средства музыкальной

выразительности – гармонию, ритм, мелодию, элементы полифонии,

фактуру изложения, исполнительские штрихи и т.д. – с точки зрения их

эмоционально-смыслового значения.

В практической работе над произведением эмоционально-смысловой анализ

непосредственно переплетается с другими методами: приемами

дирижерского показа, пропеванием, методами ассоциаций, сравнений и

сопоставлений.

Третий этап – завершающий. После того, как проведена детальная

работа над произведением, оно выучено наизусть и освоено

технически, наступает последний – заключительный этап работы,

целью которого является формирование целостного музыкально-

исполнительского образа и его реальное воплощение в исполнении.

Этот этап предполагает, как и период ознакомления, целостный охват

произведения, проигрывание его целиком. Между начальным и

завершающим этапами освоения произведения много общего. И в том,

и в другом случае требуется синтетический, обобщающий подход к

произведению. Но на завершающей стадии целостное представление

формируется на другом, гораздо более высоком уровне, с учетом всей

проделанной работы, всех добытых на предыдущих этапах знаний и

впечатлений. Особое внимание на заключительном этапе

художественной работы над произведением следует уделить

формированию эмоциональной культуры исполнения. Необходимо

соблюдать чувство меры в выражении чувств, стремиться к

естественности и искренности эстетического переживания.

Эмоциональные перехлесты, манерность и преувеличенная аффектация

несовместимы с подлинно художественным переживанием музыки. Об

этом хорошо сказал А.Г.Рубинштейн: «Чувства не может быть слишком

много: чувство может быть только в меру, а если его много, то оно

фальшиво». Поэтому исполнителю необходим контроль со стороны

сознания, умение держать себя в руках, регулировать свое

эмоциональное состояние.

Наиболее важные моменты работы на заключительном этапе изучения

произведения:

создание эмоциональной программы исполнения, плана

интерпретации;

пробные проигрывания в надлежащем темпе и настроении;

ориентация исполнения на слушательскую аудиторию;

формирование эмоциональной культуры исполнения;

тренировка исполнительской воли и выдержки;

при необходимости - возврат к медленному темпу или перерыв в работе

над произведением.

В современной педагогике для наиболее эффективной работы над

музыкальным образом разработаны следующие типы занятий:

1. Монотематические уроки. Они концентрируются вокруг единого

художественно-смыслового стержня и посвящаются решению какой-либо

одной проблемы. Это может быть разбор нотного текста, значение мелодии,

свобода и непринужденность в обращении с инструментом, разные виды

педальных, гармонических, полифонических, текстологических,

аппликатурных уроков.

2.Политематические уроки. Они сочетают в себе различные, часто

контрастирующие задания. Они направлены на более объемный спектр

познаваемого материала. Нередко это позволяет повысить интерес ученика.

Часто применяется и такая форма организации урока как выделение

«стержня» в каждом из нескольких произведений, изучаемых учеником.

Вокруг центрального задания как бы группируются важные детали,

количество которых должно быть ограничено.

3.Уроки в свободной форме. Они проводятся с учащимися, стоящими на

более высоком уровне развития, способными усвоить сложные указания

педагога, умеющими работать инициативно и самостоятельно. Над особенно

трудной пьесой можно поработать детально и длительно, пока не появится

заметный результат. Если ученик уже находится на пути к достижению цели,

ему представляется возможность здесь же на уроке добиваться улучшения.

При этом педагог лишь изредка дает наводящие указания. Такая форма

работы под ненавязчивым контролем педагога чрезвычайно эффективна, так

как позволяет проверить и направить самостоятельную работу учащегося.

В процессе любого из вышеперечисленных типов занятий необходимо чаще

переключать ученика от собственно работы к обыгрыванию. В рабочем плане

урока надо разграничить изучение и исполнение. Это поможет воспитанию

эстрадного самочувствия молодого пианиста. Еще один момент: во время

работы необходимо давать ученику и некоторую разрядку, например, сыграть

ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях,

поиграть с ним в четыре руки. В результате внимание ребенка освежается и

он вновь готов к настойчивой, требующей мобилизации всех сил работе.

Основная задача в работе над образным строем музыкальных произведений –

создать условия для художественного исполнения учеником выученных им

сочинений, дать возможность ребенку почувствовать себя музыкантом-

художником.

В идеале вдохновение должно проявляться всякий раз, когда ребенок

обращается к музыке. Педагогической удачей будет успех ученика на эстраде.

Таким образом, работа над художественным образом музыкального

произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог

полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется

индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога

(культурой). В этом союзе рождается великое многообразие форм и методов

работы над художественными образами музыкальных произведений.

Надырова Д.С. Работа над художественным образом музыкального

произведения - Казань, 2013 г.

Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.:

Классика ХХI, 2004.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984

Новое на сайте

>

Самое популярное