Домой Защемление нерва Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Написание творческих сочинений

Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Написание творческих сочинений

Предмет: информатика

Класс: 8

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы счисления».

Урок – игра «Научное кафе»

Пятый урок по теме: «Математические основы информатики»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Форма: дидактическая играприменяются: практическая, фронтальная форма, работа в группе, ИКТ

Цель урока

Задачи урока

В игровой форме создать условия для обобщения и проверки усвоения, полученных знаний, умений и навыков учащихся, полученных по теме «Системы счисления».

    Систематизировать и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Системы счисления».

    Повторить основные понятия темы; правила перевода из одной системы счисления в другую;

    Стимулировать познавательную деятельность учащихся;

    Развивать логическое мышление, путем решения нестандартных задач;

    Воспитывать умение работать командой.

Предполагаемый результат

Знать:

Уметь:

Компетенции УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательная, коммуникативная

Технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

Мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, карты оценивания

Ход урока

Компетенции/

аспекты/УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

I этап: организационный 3мин.

Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» «могу»

Здравствуйте, ребята! Приглашаю сегодня вас в наше «Научное кафе». Число – это величина, которое по определенным правилам складывается из цифр. Эти правила называются...Чтобы ответить разгадайте ребус (слайд 3).

Перед уроком вы получили приглашения, номер которого записан в двоичной системе счисления, переведите его в десятичную систему счисления и займите свои места в командах. Обсудите, как будет называться ваша команда и выберите капитана.

Проявление интереса к материалу урока. Правила проведения урока-игры, правила поведения работы в группе. Учащиеся знакомятся с составом команд, придумывают название команд и представляют ее.

Коммуникативная

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цели урока.

«Все сущее есть число. Пифагор». (слайд 5).Прочитайте наш эпиграф к уроку, как вы думаете, почему я выбрала этот эпиграф?Обоснуйте свой ответ.

Обсуждение вариантов формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

Учебно - познавательная, коммуникативная

Появление цели урока. Умение сотрудничать, анализировать, доказывать правоту ответа. Умение ставить цели и планировать работу.

III этап: актуализация знаний 7 мин.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

«Мир построен на силе чисел» говорил Пифагор, подчеркивая важную роль чисел в жизни человека. Как умеете работать с числами вы, нам предстоит узнать сегодня.

Предлагаю вам первое задание, давайте вспомним основные понятия темы «Системы счисления». Каждой команде я буду задавать вопрос, за правильный ответ 1 бал. (слайд 6-10)

В какой системе счисления количество цифр не зависит от ее положения в числе?

При помощи этих символов записывается число?

Позиция цифры в числе, это?

Совокупность различных цифр, используемых в системе счисления для записи чисел, называется?

Как называется распространенная непозиционная система?

Демонстрируют знания, умения и навыки по теме.

Обсуждают, обмениваются мнением, отвечают на вопросы задания.

Непозиционная, цифра, разряд, алфавит, римская.

Учебно-познавательная

Формирование конкретного образовательного результата

IV этап: Усвоение новых знаний и способов деятельности 20 мин.

« Информационный коктейль ».

Работа с пословицами, перевод из двоичной системы в десятичную

«Числовой винегрет»

Решение нестандартных задач

«Кто быстрее»

Работа в группах(командах) по карточкам, перевод из одной системы в другую

«Числа под шубой»

Конкурс капитанов «Гвоздь программы»

«Числовой гарнир»

Практическое применений знаний и умений при решении конкретной задачи

Задание оценивается в 1 бал.

- Что не так в этих поговорках? Что необходимо сделать, что бы они прозвучали правильно. Следуя правилам перевода из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления, выполните задание. (Слайд 11)

-На все 100 сторон.

-111 одного не ждут.

- 10 сапог пара.

- Плакать в 11 ручья.

За правильный ответ 2 балла.

Представьте последовательностью числа из стихотворения «Слон живет у нас в квартире». (Слайд 12)

Решите задачу: Сколько лет девочке? (Слайд 13)

Сколько учеников в классе? Если в классе 111100% девочек и 1100 мальчиков. (Слайд 14)

Каждая команда получает карточку с заданием правильный ответ 2 балла.

Переведи из данных систем счисления в десятичную систему.

Переведите из непозиционной системы в позиционную систему счисления.

MMLVIII , DCCCIV , LXXXVI

- Выполните действия и запишите результат римскими цифрами:

1. DXXXIII – (XXXV : V + MCCXV ): V ;

2. (MCCCXXV – (MCDXXXIX CCXXVI )): IV .

- Представьте числа в десятичной системе и заполните кросснамбер.

Капитаны, задание для вас, на карточках вопросыответьте на данные утверждение да\нет, за каждый правильный ответ, вы принесете команде 1 балл.

Следующее задание, перед вами карточки, по заданным координатам начертите рисунок, для этого вам необходимо перевести числа в десятичную систему.

Анализируют задание, обсуждают, выдвигают и проверяют варианты и способы ответа на поставленный вопрос.

-На все 4 стороны.

-7 одного не ждут.

- 2 сапога пара.

-Плакать в 3 ручья.

12 лет 5 класс, 4 книги

60% девочек и 12 мальчиков

Самостоятельно работают по алгоритму.

467

234

555

1058, 804,85

Использование приобретенных знаний в практической деятельности.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Методы логического мышления, решение нестандартных задач

Работа в группах, работа по карточкам. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Индивидуальная работа по карточкам

Умение систематизировать, обобщать изученное. Высказывать суждение, логически мыслить, сравнивать. Формирование собственного представлений о предмете изучения. Реализации личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия. Использовать творческий подход к выполнению нестандартных заданий.

V этап: Подведение итого. Рефлексивно-оценочный 5 мин

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всей команды в целом

Подведем итоги нашей встречи, подсчитаем набранные баллы и выявим победителей нашего «Научного кафе».

Посмотрите на экран, закончив предложение(слайд 17):

    Сегодня на уроке я….

    Самым полезным и интересным для меня было…

    я встретился с трудностью при…

    У меня хорошо получилось…

    Теперь я могу…

Подготовить домашнее задание: Подготовить творческий проект «Системы счисления в повседневной жизни». (слайд 18)

Анализируют, что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Учащиеся анализируют деятельность группы, себя по достижению цели урока

Фронтальная

Учебно-познавательная

Организовывает подведение итогов урока.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам. Оценка - осознание уровня и качества усвоения; контроль

Приложение 1

« Информационный коктейль ».

На все 100 сторон.

111 одного не ждут.

10 сапог пара.

Плакать в 11 ручья.

Числовой винегрет»

«Кто быстрее»

3.Конкурс капитанов

Ответ

да\нет

1

Верно ли то, используемая нами система счисления возникла, потому что у человека 10 пальцев?

2

Верно ли то, что число764 может быть записано в восмиричной системе счисления?

3

Верно ли то, что арабскую нумерацию изобрели арабы?

4

Верно ли то, что по узелкам на веревке в древности считали?

5

Верно ли, что систем счисление множество?

6

Верно ли то, арабская система счисления – непозиционная?

Числовой гарнир

Заключительным этапом всего педагогического процесса обучения является контроль (проверка) знаний учащихся. Контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения и компетенции учащихся, в том числе способность решать проблемы, выполнять практические задачи.

В соответствии с методикой преподавания истории и обществознания существуют следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.
Назначение текущего контроля – проверка усвоения материала, степени овладения определёнными навыками и умениями и оценка результатов каждого урока.

Периодический контроль проверяет степень усвоения учебного материала за относительно длительный период (четверть, полугодие) или материала по большой теме (разделу).

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, либо по окончании курса. Его задача – зафиксировать наличие знаний у учащихся в соответствии с требованиями к уровню подготовки учеников, в соответствии с ФГОС по истории и обществознанию.

Традиционные, проверенные годами, методы проверки знаний в большинстве случаев имеют неплохой результат. Но имеют и ряд недостатков. В течение нескольких лет я веду работу по совершенствованию и повышению эффективности методов проверки знаний учащихся, а именно приёмов устного и письменного опроса.

Приёмы устного опроса.

В начале изучения новой темы или нового раздела я составляю лист базовых вопросов. В него входят основные даты, понятия, термины и исторические факты. Это тот минимум знаний, который должен знать абсолютно каждый ученик и который позволяет перейти к изучению новой темы или к обучению на следующей ступени. Лучше, если учитель имеет возможность распечатать и вклеить в тетради всем ученикам лист базовых вопросов.

Фронтальный устный опрос

Казалось бы, нет педагогического приёма проще. Но попытаемся рассмотреть его более внимательно. Учитель задаёт вопрос. Кто из учеников поднимает руку для ответа? Одни действительно знают и не боятся отвечать. Другие делают вид, что знают, т.е. симулируют активность на уроке в надежде, что не спросят. А если спросят, то как-нибудь выкрутиться. Третьи знают, но руку не поднимают. Стесняются, являются «тугодумами» и т.д. В 5-6 классах более активные дети «забивают» тихих и нерешительных. Старшеклассники боятся выглядеть «ботаниками», а так же понимают, что не поднятая рука не всегда автоматически означает незнание.

Все вышеперечисленные эффекты делают фронтальный устный опрос малоэффективным. Но не стоит от него полностью отказываться. Модернизированный приём фронтального устного опроса я назвала «Быстрая пчёлка»

Методика:

Для проверки используются только те вопросы, которые имеют чёткий и однозначный ответ. Часто это те самые базовые вопросы. которые содержит лист базовых вопросов. Это могут быть даты, места исторических событий, конкретные исторические или обществоведческие факты, термины и понятия, имена исторических личностей.

У каждого ученика имеется прямоугольная картонная карточка, состоящая из двух частей: чёрного и жёлтого цвета. Ученикам заранее объясняются правила опроса. Карточку он должен поднимать в любом случае. Ученик может отказаться от ответа или признать незнание ответа. В этом случае он поднимает вверх чёрную часть карточки. Сигналя карточкой, ученик каждый раз вынужден зафиксировать готовность или не готовность, т.е. оценить свои знания. Во время применения методического приёма « Быстрая пчёлка» ученик находится в такой психологической позиции, когда пассивность невозможна. Так как эти вопросы имеют,в основном, репродуктивный характер, то ученики заранее предупреждаются о том, что максимальная оценка, которую они могут заработать на таком опросе – это «4».

На оценку «5» необходимо ответить на более сложные вопросы. Например, дать критическую оценку изученного, сравнить, обобщить исторические факты, сделать выводы и т.д.

Такой творческий вопрос чёткого и однозначного ответа не имеет, и приём «Быстрая пчёлка» модернизируется. Жёлтый цвет сигнализирует: «Могу и хочу ответить», а чёрный, соответственно, наоборот. Каждый ученик опять же вынужден задуматься над вопросом, что не позволяет ему оставаться пассивным.

Опрос у доски

В традиционном варианте этот метод крайне неэффективен. Мои многолетние наблюдения за поведением учеников во время традиционного опроса у доски позволили предположить, что

примерно 5-6 человек действительно слушают ответ, а остальные либо лихорадочно повторяют материал предполагаемого следующего вопроса, либо, вообще «расслабляются».

Что бы оценить своё предположение, я провела анонимный опрос учеников по этому поводу.

Опрос проводился в 7-х, 8-х, 9-х классах. Данные привожу усреднённые, т.к. процентное соотношение этих составляющих несколько отличается на разных параллелях обучающихся.

Следили за ответом товарища у доски – 15%

Обдумывали свой ответ на тот случай, если их спросят – 10%

Думали о предмете – 7%

Думали о чём-то не относящемся к предмету – 53%

Занимались посторонними делами – 2%

И всё-таки иногда такой метод проведения опроса бывает необходим. Это целесообразно в следующих случаях.

Если какой-либо ученик в классе способен продемонстрировать блестящий ответ у доски как образец устного ответа.(в этом случае необходим подробный анализ ответа учителем во время урока)

В случае, если ответ можно использовать как наглядную репетицию экзамена в традиционной форме

(актуальность этого случая всё больше теряется в связи с введением тестовых форм проведения ЕГЭ и ГИА)

Когда необходимо целенаправленно развивать монологическую речь учащихся, а так же их психологическую готовность выступать перед аудиторией.

Опрос по цепочке

Методика:

Выполняется в том случае, когда вопрос предполагает развёрнутый, логически связный ответ. Это может быть подробное описание какого- либо исторического события, либо перечисление этапов крупного исторического события, анализ исторического документа и т.д..

Рассказ одного ученика прерывается жестом учителя, а другой ученик продолжает ответ.
Примечание: данный вид опроса является хорошей альтернативой опросу у доски, т.к. ученики вынуждены внимательно следить за содержанием ответа своих товарищей, соответственно, закрепляя и расширяя свои ранее полученные знания.

«Тихий» опрос

Методика:

Эта методика опроса применяется к тем ученикам, кто в силу своих личностных особенностей не может отвечать вслух у доски или с места. Или в том случае, если ученик долго отсутствовал, у него имеются пробелы в знаниях, но опросить его по пропущенным темам необходимо.

«Тихий опрос» производит учитель индивидуально у своего рабочего стола негромким голосом.

Класс в это время может быть занят другим делом. Например, выполняют задание в рабочей тетради, самостоятельно работают с текстом учебника, решают тренировочный тест и т. д.

Приёмы письменного опроса.

Приёмы письменного опроса.

Письменный опрос имеет ряд преимуществ.

Во время письменного опроса учитель имеет возможность более адекватно оценить знания учащихся. Письменный опрос охватывает большее количество учащихся одновременно. ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию проводятся в письменном виде. Учитель должен отработать с учениками все разновидности контроля, предлагаемые в КИМ ГИА И ЕГЭ.

Исторический диктант

Методика :

Проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант) Из них 1-2 вопроса на повторение (из предыдущего базового листа). Допускается присутствие листа с базовыми вопросами на парте.Работа проводится в высоком темпе. Здесь работает только память ученика, а время на размышления не требуется. Это довольно жёсткий метод, т.к. высокий темп опроса не позволяет списать или обсудить ответ с другими учащимися. Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании работы. После того, как ученики сдадут работы рекомендуется спокойная беседа в шутливом тоне, чтобы снять напряжение течение 2-3 минут.

Блиц – контрольная

Методика:

Этот вид письменного опроса имеет сходство с историческим диктантом.Работа так же проводится в высоком темпе. Содержит 5-7 заданий на вариант. Главное же отличие состоит в том, что задания рассчитаны не только на знание фактологического материала, но и на проверку универсальных учебных и специальных умений и навыков, компетенций предусмотренных стандартом образования по истории и обществознанию.(например: анализировать, выделять главное и второстепенное, сравнивать и т.д.)

Тренировочная контрольная работа

Методика:

Задания раздаются ученикам как обычно. Но разрешаются различные «послабления».Например, можно пользоваться учебником, конспектом, справочником. Оценки выставляются только положительные по желанию ученика. Смысл проведения тренировочной контрольной работы заключается в том, что в реальной контрольной работе будут использоваться аналогичные по форме задания. Чем больше заданий выполнит ученик во время тренировочной контрольной работы, тем больше у него шансов показать хорошие результаты «реальной» контрольной работы.

Проверочный контрольный тест

Обычная практика тестирования имеет ряд недостатков.

Велика вероятность случайного получения отличной оценки: выбор в тестах правильного ответа неширок – из 3-4 вариантов.

Тестирование по истории, даже если оно проводится на научно обоснованном уровне, требует показа лишь сухих знаний, но не объяснения фактов, событий, действий исторических личностей и т. д. И это не способствует формированию гражданской позиции и патриотических качеств ученик (что так же предусмотрено ФГОС)

В ходе тестирования проверяется реализация образовательных компетенций ученика, степень овладения универсальными учебными навыками. Но не отражается собственная позиция, коммуникативные умения и навыки.

В современных условиях, при наличии значительного количества тестовых изданий по истории и обществознанию, изданий по подготовке к ГИА и ЕГЭ проведение тестирования полезно и необходимо, но при соблюдении определённых условий.

Методика:

Тестирование желательно применять в следующих случаях.

1. Итоговое тестирование.

Применяется на итоговых занятиях по теме (включающей в себя несколько уроков) или по разделу (включающему в себя несколько тем). Каждый учащийся получает один вариант теста.

Первая часть состоит из 10 вопросов и предлагает 3-4 варианта ответа к каждому вопросу. Уже с 8 класса форма тестовых заданий должна постепенно приближаться к формам заданий аналогичным ГИА и ЕГЭ. С их помощью проверяется уровень подготовки учащихся – знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников.

Вторая часть состоит из 4-5 заданий повышенного уровня сложности. Это задания на установление хронологического порядка событий, на установление соответствия, на анализ исторического документа и т.д. Ответы могут быть в виде слова и словосочетания, сочетания букв и цифр.

В 9 классе постепенно ввожу в проверочные работы дополнительно к различным формам тестирования задания высокого уровня сложности. Эти задания требуют развёрнутых ответов. Они проверяют умение анализировать исторические источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий и явлений.

2.Тестирование в ходе обучения.

Это вид краткого тестирования преимущественно по базовым вопросам одного или двух уроков. Позволяет эффективно отслеживать необходимый для дальнейшего продвижения уровень овладения фактологическим материалом и УУД.

Таким образом, расширение и совершенствование методики контроля знаний учащихся является необходимым условием для достижения учащимися высокого уровня знаний и универсальных учебных действий по истории и обществознанию.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.А.Т, Степанищев. Методический справочник учителя истории.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

2. Е.Н. Степанова. Личностно – ориентированный подход в

Работе педагога - М. Творческий центр Сфера,2003.

3. М.В.Короткова. Методика обучения истории в схемах,

Таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. –

М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

4. А.А. Гин "Приёмы педагогической техники"- М: Вита-Пресс,

2004.

Проверка результатов обучения - этап в формирования знаний и умений учащихся, цель которого получение своевременной и разносторонней информации о процессе освоения содержания школьного курса истории учащимися, об их достижениях, для оперативного управления процессом обучения.

Проблемы П.Р.О. широко освещались как в дореволюционной, так и советской методической литературе, были предметом специальных исследований методистов (А.А. Вагин, Н.Г. Дайри, В.Г. Карцов, П..С. Лейбенгруб, А.И. Стражев и др.).

До 70-х гг. ХХ века основной целью проверки было выявление результатов освоения знаний. Качество знаний оценивалось по их полноте, глубине, подвижности, прочности. Со становлением развивающего обучения истории в цели проверки стало включаться выявление уровня освоения учебных умений. В советский период П.Р.О. также была связана с отслеживанием процесса идейного воспитания учеников.

В современной литературе находят свое отражение вопросы разработки новых форм и приемов проверки знаний, параметров оценки достижений учащихся (Л.Н. Алексашкина, Г.В. Клокова, О.Ю. Стрелова др.). Изменились подходы к оценке содержания проверки знаний. На протяжении всех предшествующих периодов проверялись преимущественно результаты освоения формализованных , объективизированных знаний, к которым относятся устоявшиеся в науке понятия, теоретические положения, факты. В современной литературе ставится ворос о проверке также результатов усвоения учениками неформализованных знаний , к которым относятся всевозможные интерпретации исторических фактов, вариативные оценочные суждения. Проверка их усвоения предполагает разработку дополнительных требований к тому, какие виды неформализованных знаний доступны усвоению учениками на каждой ступени обучения истории, какие требования следует предъявлять к уровню их воспроизведения и оценки учениками.

Функции (задачи) проверки и оценки результатов обучения истории – обучающая (дальнейшее углубление и систематизация знаний, развитие умений), контрольно-учетная (выставление отметок в зависимости от степени овладения учеником программным материалом), диагностическая (выявление степени решения задач обучения и эффективности выбранной методики обучения), стимулирующая (развитие познаватель6ного интереса, стимулирование систематической учебной деятельности школьников).

В литературе различают П.Р. О. по видам деятельности учеников и по дидактическим целям - на каждом этапе освоения учебного содержания.

Проверке подлежат:

результаты работы учащихся в классе и при выполнении домашних заданий;

устные ответы (при опросе, сообщении, докладе, в беседе, дискуссии и т.д.) и письменные работы (творческие сочинения, контрольные работы, тесты, диктанты рефераты, ведение тетради и т.д.);

результаты выполнения познавательных и творческих заданий (зарисовок, создания моделей, организации игр).

Именно всесторонний анализ деятельности учащихся позволяет получить полную картину их индивидуальных достижений, наиболее объективно и точно оценить результаты обучения и предпринять педагогические действия для решения задач раскрытия потенциала каждого ученика в обучении истории.

По дидактическим целям на каждом этапе освоения учебного содержания поверка различается формами и приемами проведения.

Начальный этап освоения учебного содержания связан с текущей проверкой по ходу урока. Она, в первую очередь, преследует цель установления правильности освоения сложных вопросов содержания занятия, основных единиц знаний и новых умений и предполагает незамедлительную коррекцию процесса обучения. Этот вид П.Р.О. проводится с использованием приемов контрольной беседы, диктанта, краткого теста, а также предполагает проверку продуктов деятельности учеников (заполнения таблиц, выполнения познавательных заданий и т.д.). Данная проверка, как правило, выполняет еще функции закрепления содержания занятия.

Далее проверка результатов освоения содержания осуществляется, как правило, на следующем уроке, в большинстве случаев - в виде опроса . Она преследует цели выявления полноты и правильности усвоения содержания предшествующего занятия, дополненного в процессе выполнения домашнего задания. Фиксируются изменения в уровне и глубине осмысления материала. Это наиболее развернутая, всесторонняя проверка усвоения содержания одного занятия. На этом этапе П.Р.О. выполняет функции закрепления, коррекции знаний и умений, а также, в большинстве случаев, контроля за результатами обучения.

Промежуточная проверка, проводимая в конце изучения большой темы (раздела), осуществляется с целью выявления результатов всего изученного в рамках данного этапа учебного содержания. В данном случае проверяются прочность и уровень усвоения нормативного содержания всего раздела, динамика в углублении знаний и в развитии умений учащихся (по сравнению с уровнем, заданным при их первичном освоении). Этот этап П.Р.О. осуществляется, как правило, на повторительно-обобщающих уроках , специальных уроках проверки результатов обучения . Он может быть соотнесен с функциями промежуточной аттестации и диагностики достижений учащихся, проводиться в виде тестирования, контрольной работы , устного зачета и т.д. Проверка результатов освоения всего курса истории, как правило, соотносится с годовой аттестацией школьников.

Итоговая проверка результатов обучения осуществляется в процессе аттестационных испытаний, проводимых в форме школьного зачета или экзамена по истории (в том числе в виде единого государственного экзамена).

П.Р.О. должна носить систематический характер. Ее итоги должны фиксироваться и анализироваться. Степень глубины, полноты, всесторонности анализа учителем результатов обучения непосредственно влияют на уровень эффективности совершенствования педагогом своей профессиональной деятельности и процесса обучения истории в целом.

Объектами проверки учебных достижений школьников по истории являются:

Знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов;

Усвоение общих исторических представлений, понятий, идей;

Владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий и др.);

Умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников, применять в новой ситуации;

Умение оценивать исторические явления, действия людей в истории;

Обоснованность личностного отношения к историческим со­бытиям, их участникам, творениям культуры и т. д.

Специфика проверки знаний по истории определяется особен­ностями истории как области знания. Она содержит объективную информацию о конкретных свершившихся, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем субъективное восприятие, толкова­ние этих событий, связанное с системой индивидуальных и общест­венных ценностей. Исходя из этого, компоненты исторической под­готовки школьников могут быть условно разделены на «объективи­зированные» (формализованные) и «субъективные».

К первым относятся:

Точное указание исторических дат, фактов, имен и т. п.;

Соотнесение события с десятилетием, веком, эпохой;

Рассмотрение событий с учетом их хронологического предше­ствования и последовательности;

Выявление места локального события в серии однотипных событий по «горизонтали» и по «вертикали»;

Сравнение событий по заданным параметрам, выявление об­щего и особенного в них и др.

Эти компоненты знаний проявляются в определенных (однознач­ных) ответах и действиях школьников («Куликовская битва произо­шла в 1380 г.»). Они могут быть проверены с помощью конкретных измерителей, содержащих правильный ответ (или его элементы). В этом случае возможна проверка с использованием ЭВМ.

С другой стороны, в знаниях учащихся отражается присущая истории неоднозначность объяснения событий. Прежде всего речь идет о разных версиях, трактовках одних и тех же сюжетов, с кото­рыми школьники могут встретиться в различных учебниках. Элемен­ты субъективного привносятся в знания учащихся и вследствие их личностного восприятия истории. Субъективные, вариативные свой­ства исторических знаний школьников проявляются:

В выборе фактического материала для характеристики собы­тий, процессов;

Основаниях для классификации и оценки значения событий, действий людей (критерии оценки);

Характере обобщений, выводов и т. д.

В силу этого при проверке исторической подготовки школьника изложение им материала остается в значительной степени «откры­тым», не предполагает единственно возможной формулировки. Про­верка в этом случае осуществляется с помощью «рамочных» пара­метров (в пределах используемых учебных пособий). В ответах оцениваются точность сообщаемых фактов, полнота и логика изло­жения, использование материала в рамках учебника или сверх того и т. д. Проверка и оценка проводятся экспертом (экспертной груп­пой, комиссией).


Все виды проверки знаний по истории - текущая, этапно-тематическая, итоговая - должны быть ориентированы как на «объек­тивизированные» (формализованные), так и на «субъективные» их компоненты. Это условие применимо и к тестам по истории (существующие в настоящее время варианты тестов, к сожалению, чаще всего ограничиваются выявлением формализованных знаний, что нельзя считать достаточным).

В отличие от других учебных дисциплин история имеет дело не с существующим в данный момент объектом, а с его реконструкцией. Отсюда специфика ее требований к мыслительным умениям, в ко­торых должны сочетаться критическое восприятие и синтез инфор­мации источников, воображение, воспроизведение и моделирование хода событий, личностное сопереживание («вживание» в ситуацию) и осмысление явлений, определение, обоснование своей позиции.

В классификации учитываются как содержательный состав зна­ний, так и характер деятельности учащихся. Опорными содержатель­ными категориями являются историческое время, пространство, движение. По каждой из этих категорий указываются знания, мыс­лительные действия школьников, которые могут быть предметом проверки.

Историческое время:

Знание дат, хронологии событий;

Соотнесение даты (единичного события) и явления, процесса;

Периодизация событий, процессов.

Историческое пространство:

Знание исторической топографии;

Представление о геополитическом положении цивилизаций, государств;

Знания об изменении исторической карты мира, регионов, стран в разные эпохи.

Историческое движение:

Знание фактов, событий, имен, названий, терминов;

Описание событий, явлений;

Соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления; обобщение фактов;

Выявление причинно-следственных связей, взаимосвязаннос­ти исторических событий;

Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов;

Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений;

Определение сущности, принадлежности, типологии событий и явлений;

Оценка событий, деятельности людей и др.

Приводимые далее образцы вопросов и заданий для проверки уровня подготовки школьников по истории могут быть использова­ны учителем в текущей работе и органами народного образования при проведении контрольных проверок.

Все виды проверки по истории предполагают и устную, и пись­менную формы ответов. В одних случаях может быть избрана одна из этих форм: устная или письменная. В других обе формы сочета­ются. Так, при итоговой аттестационной проверке (на экзамене) письменный ответ (реферат) может сопровождаться устным коммен­тарием, защитой и т. д.

Основным квалификационным видом проверки учебных дости­жений школьников по истории служит полугодовая и годовая про­верка. Отсроченная проверка (за 2-3 года, этап обучения) выявляет главным образом формализованные знания. Для повествовательной дисциплины, каковой является история, такая проверка не может считаться достаточно полной.

Реферат по дисциплине:

«Учебно-методическое обеспечение курса истории в школе»

По теме:

«Формы и приемы проверки знаний на уроке истории»

Исполнитель:

Добровольская Марина Александровна

Учитель истории, МБОУ «СОШ№169»

Введение (с.3)

1.Классификация форм проверки знаний учащихся (с.4)

1.1 Сущность, функции и принципы контроля знаний учащихся (с.4)

1.2 Виды контроля учащихся (с.7)

2.Практическое применение нетрадиционных методов контроля знаний, умений и навыков на занятиях (с.12)

2.1 Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся (с.12)

Заключение (с.17)

Литература (с.18)

Введение

Актуальность. Проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния и результатов теории и практики обучения становится наиболее актуальной на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов.

Контроль (проверка) – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путём сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования. .

Чтобы правильно строить процесс обучения, соразмерно развитию предлагать задания различной трудности, необходимо знать уровень развития того или иного ребенка, вовремя проводить коррекцию заданий, отслеживать динамику роста творческих способностей. Для этого нужна хорошо налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды контроля, отдавая приоритет самоконтролю.

Цель работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся на уроках истории.

В ходе работы выдвинута гипотеза:

«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить литературу, которая позволит выявить правила и закономерности специфики контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Систематизировать накопленные сведения в виде концентрированного текста, схем, рисунков.

Выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей и какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать на уроках истории.

Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения истории.

1.Классификация форм проверки знаний учащихся

1.1 Сущность, функции и принципы контроля знаний учащихся

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операции, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.

Контроль - это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащихся, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагогов.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик - преподаватель и внутренней: ученик - ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Диагностическая функция - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы)

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Ориентирующая функция - получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности .

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Контроль может выполнять и специфические функции в зависимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие.

Выделяют пять основных принципов контроля:

Объективность;

Систематичность;

Наглядность;

Всесторонность;

Воспитательный характер.

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование:

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов. В современной педагогике различают следующие виды контроля:

Предварительный;

Текущий;

Тематический;

Рубежный (поэтапный);

Итоговый;

Заключительный.

1.2 Виды контроля учащихся

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля должны использоваться адаптации учебного процесса к особенностям контингента учащихся. Некоторые учителя осуществляют предварительный контроль перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель его - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников. Предварительную проверку проводят также учителя первых классов, комплектуя учащихся. Задолго для учебного года они изучают готовность детей к обучению в школе, знакомят родителей с требованиями, которые будут предъявлены их детям в 1-м классе, советуют, как лучше подготовить малышей в школе .

Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет заслуживать отличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при сопоставлении с эталоном), то отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, из которого были бы ясно, видны достоинства ответа, работы ученика или их недостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то целесообразно применить метод отсроченной отметки, т.е. неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением. Такая педагогическая мера диктуется следующим. Если слабый ответ или работа ученика еще не оценены учителем, ему предоставляется возможность улучшить качество своего учебного труда, чтобы получить желаемую оценку. Таким образом, у ученика возникает стремление воспользоваться этой возможностью, лучше овладеть учебным материалом и получить положительную оценку, т.е. этой мерой приводится в действие стимулирующая функция оценки.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.

В течение учебного года действия учителя в момент оценки будут иными, чем при оценке в начале года. Если ответ или работа ученика оказывается более высокой, то оценка выставляется и сопровождается соответствующим оценочным суждением .

Если же ответ или работа учащегося заслуживают хотя и положительной, но более низкой оценки, чем он обычно получал (т.е. хорошей или удовлетворительной вместо обычной хорошей), то учитель сначала выясняет, почему ученик ответил хуже обычного, а затем тщательно взвешивает, окажет ли намеченная оценка нужное воздействие на ученика, т.е. будет ли она служить стимулом, получению в будущем более высокой оценки. И если это так, выставляет отметку, а в оценочном суждении указывает слабую сторону ответа или работы.

Если же учитель придет к выводу, что ответ не производит нужного воздействия на ученика (не станет стимулирующим или воспитывающим фактором), он не выставляет ее. В таком случае учитель ограничивается оценочным суждением, из которого ученик должен ясно понять, что отметка не выставлена ему на этот раз потому, что она ниже той, которую он обычно получает за свои ответы, а также осознать, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую отметку.

Если ответ или работа учащегося будет заслуживать удовлетворительной оценки, необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать: выставлять отметку или применить метод отсроченной оценки.

В последнем случае следует учитывать, что причины плохого ответа могут быть уважительными и неуважительными. К неуважительными причинам следует отнести леность или халатное отношение ученика к учебному труду. Выставление неудовлетворительной отметки нерадивым ученикам должно принудить их к более прилежному учебному труду.

Учителю следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одного ученика вызывает огорчение, другой же воспринимает ее безразлично; одного ученика она может стимулировать к активному труду, направленному на повышение успеваемости, на другого действует парализующе, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособности наверстать упущенное .

Учитель - не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим. Нельзя травмировать школьника неудовлетворительными отметками, если он не успевает по не зависящим от него причинам. Как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных педагогических требованиях к ним и как можно меньше формализма - вот что требуется от каждого учителя.

Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель - установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением.

Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля:

Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку.

При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.

Возможность получения более высокой оценки своих знаний.

Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению .

Рубежный контроль - проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль - экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль - выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);

Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).

Общим для педагогики вопросом является «Как контролировать?». По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с разных точек зрения:

Способов (традиционный или нетрадиционный);

Характера (субъективный, объективный);

Использования ТСО (машинный, без машинный);

Формы (устный, письменный);

Времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);

Массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой);

Контролирующего лица (учитель, ученик - напарник, самоконтроль);

Дидактического материала:

Контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);

С дидактическим материалом (розданный материал, тесты, билеты, контролирующие программы);

На основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;

На основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.

Для эффективного функционирования системы педагогического контроля необходимо соблюдение нескольких ограничивающих условий:

Объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);

Гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

Незыблемость - выставленная педагогом оценка не должна подвергаться сомнению ни с какой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии экзаменатор остается прежним) .

2. Практическое применение нетрадиционных методов контроля знаний, умений и навыков на занятиях

2.1 Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

Устный опрос

Эта форма уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер. Ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким тема.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.

1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде.

2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, мобилизуя таким образом знания и активность каждого.

3. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).

Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой раннее усвоенного материала.

Тестирование

Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило, выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:

1.Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и поступков личности и т.п.

2.Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.

3.И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или отлично или неудовлетворительно.

4.Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос выявления реализации методической функции (умение говорить, доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.

5.В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы». Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией. Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше. Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над неординарными и способными.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

Длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);

Периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого раздела и т.д.);

Комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических, синхронических).

Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью: .

1.выявления хронологических знаний

2.выявления картографических знаний и умений

3.выявление знания главных и неглавных исторических фактов

4.выявление теоретических исторических знаний.

Разработка и использование тестов должны осуществляться дифференцировано.

Матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно.

Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя, его знаком « X » . По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.

Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс .

Викторина-зачет

Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу курса, по теме.

Классу предварительно предлагаются следующие условия игры (критерии оценок):

За каждый полный ответ - 2 фишки;

За хорошее дополнение к ответу - 1 фишка.

В общий список выносится 25 вопросов, т.е. ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд. Теоретически возможное число фишек, таким образом, составляет 50.

Ученик, набравший 5 фишек и более, получает зачет по теме или пятерку в журнал, набравший 4 фишки - четверку, 2 фишки - тройку (при условии, что он на нее согласен). Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра .

Методика С.Д. Шевченко

Зачет по крупной теме проводится в 2 этапа - повторительно-обобщающий и собственно зачет.

Повторительно-обобщающий этап. Обычно это полтора урока, так как это занятие начинается со второй половины последнего по теме урока. Последняя тема изучена, и оставшиеся 20-25 минут можно отвести на повторение и закрепление нового материала.

Учащийся, отвечающий за оборудование класса, должен быть предупрежден о том, что нужно подготовить к уроку все логические опорные схемы, относящиеся к законченной теме, и другой иллюстрационный материал.

Учащимся предоставляется возможность ознакомиться со всеми этими схемами или своими конспектами: не возбраняются консультации с товарищами или просмотр учебника. На это отводится всего 3-4 минуты (но как они важны!). Их значимость определяется тем, что школьники впервые увидели темы в целом, а не фрагментарно... Так учащимся легче выяснить, какие упущения при изучении темы ими допущены, каковы уязвимые места в их знаниях.

Затем начинается предварительный (пробный) опрос. Оценки при этом не ставятся, ведь это только репетиция; иногда, наоборот, учащиеся задают вопросы учителю и выясняют, уточняют упущенное из внимания раньше.

На следующем уроке повторительно-обобщающий этап продолжается, но уже в форме научной конференции, дискуссии, театрализации или деловой игры. Все это отличается от обычных бесед, опроса тем, что проходит в форме серьезной учебной игры, где учащиеся не только выполняют логические задания, но и активно участвуют в организации занятия, эффективность которого благодаря этому значительно возрастает.

Собственно зачет может иметь разные проявления. Уже на предварительно-обобщающем этапе учитель может поставить некоторым ученикам «зачет-автомат», но предпочтительно, чтобы все опрашивались и не создавалось впечатление о ком-то «избранном». Нередко даже сами учащиеся отказываются от «автоматического» зачета, мотивируя так:

Я сам хочу убедиться в своих знаниях;

Лучше я сдам зачет, как и все в классе;

От пятерки «автоматом» - никакого удовольствия.

Те учащиеся, которые сдали зачет на «5» по теме, приобретают звание «Учитель по теме №...». Такие «учителя» выбирают себе по 1-2 ассистента и начинают работать микрогруппой.

Постепенно штат «учителей» растет, зачет принимает все большие масштабы. Весь класс (хотя в нем - рабочий гул) занят работой, и даже присутствие случайных посторонних (например, других учителей) никого не смущает.

Объективность проверки знаний «учителями» довольно высокая, потому что высокая требовательность оговорена правилами игры. Школьный преподаватель выборочно контролирует оценки, выставленные «коллегами»; несовпадение мнений - необычная редкость.

С педагогической точки зрения такая форма контроля знаний весьма ценна, потому что в течение 20-25 минут интеллектуально работает не только каждый ученик, но и «учитель». В результате все учащиеся (и «учитель», и опрашиваемый) знают после сдачи зачета любую темы намного лучше, чем до зачета. Так реализуется принцип непрерывности обучения.

Каждый «учитель» ведет учебную карту, заготовленную заранее.

Учительская перепроверка ведется довольно быстро, так как опрос выборочный. Если кто-то из учащихся недоволен полученной на зачете оценкой, он может пересдать его, но уже педагогу, и притом вне урока - в часы консультации.

Урок – конференция.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения .

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Заключение

С давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим условием усвоения является постепенность. Разбор любого учебного материала необходимо начинать с более общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы. Только при соблюдении последовательности, постепенности, терпеливости учащиеся могут сознательно приобретать и прочно усваивать новые знания.

Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ .

Контроль знаний, умений, навыков - это итог, результат, оценка работы ученика. На современном этапе развития образовательной системы существует две методические категории оценки уровня овладения детьми изучаемым материалом: критерии и нормативы.

Критерии характеризуют качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие считать школьника успевающим.

Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

Гипотеза «Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения»

Литература

1.Амонашвили Ш.А. Лысенкова С.Н. Волков И.П. и др. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.

2.Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: - 1996

3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998.№ 4.

4.Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. Центральное издательство. – М., 2005 – С.17

5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с.

6.Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., 1999. - 121 с.

7. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. Пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002. – 135 с.

8.Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 448с.

9. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М.: Владос, 2000. – 104с.

10.Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения- 4е изд., стрер. – М.:2011-224с

11.Оболенкина Н.В.Оценка качества обучения: образовательная область «Технология». – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 43 с.

12.О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования//Преподавание истории в школе, 1997. - №4 – 85 с.

13. Шаталов В.Ф. Учебные задания для учащихся по курсу истории СССР 7

класса – М., 1981

14. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – Донецк: Сталкер,1998. – 400с.

Новое на сайте

>

Самое популярное