Домой Защемление нерва Композиторы 20 века русские современные. Композиторы XX века

Композиторы 20 века русские современные. Композиторы XX века

XX век – эпоха больших преобразований в мировой культуре, в частности, музыкальной. С одной стороны, повлияли обе мировые войны и множество революций - общее неспокойное положение в мире.

С другой стороны –прогрессирующее на глазах технологическое развитие привело к созданию кардинально новых жанров, стилей, направлений, способов музыкального выражения. Несмотря на это, некоторые композиторы XX века не отказывались от традиционных классических форм и развивали и обогащали данный вид искусства. В рамках этой статьи речь пойдет о таких новаторских композиторских школах и композиторах, как

  • Ново-венская школа и ее представители
    • Композиторы «Французской шестерки»
      • Композиторы-авангардисты

Ново-венская школа

Одним из первых новаторов в начале XX века является австрийский композитор Арнольд Шенберг, который возглавил Ново-венскую школу и создал додекафонную систему. Его ученики и последовали – Альбан Берг и Антон Веберн - полностью отказались от тональной системы, таким образом создали атональную музыку, что означает отказ от тоники (главного звука). Исключением являются последние произведения А. Берга. Композиторы-атоналисты в основном сочиняли в экспрессионистском стиле, на котором лежат отпечатки жестоких потрясений человечества от потерь близких во время войны, голода, холода, нищеты. Атональная система в течение некоторого времени исчерпала себя, однако и в дальнейшем, на протяжении всего XX века и по сей день, многие композиторы пробуют свои силы, используя данную технику.

«Французскaя шестерка»

Почти одновременно с группой Шенберга во Франции начинают действовать композиторы «Французской шестерки», объединенные общим мироощущением. Это А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Ж. Орик, Л. Дюрей, Ж. Тайефер. Композиторы «Шестерки» хотели сделать музыкальное искусство доступным для представителей всех слоев населения. Тем не менее, их музыка оказалась в одном ряду со многими классическими произведениями. Композиторы «Шести» в своих произведениях пропагандировали направление урбанизма, связанного с ростом городов и высокотехнологического прогресса XX века. Использование в произведениях различных шумовых эффектов (особенно в произведениях А. Онеггера) – гудков, ритма паровоза и др.- своеобразная дань направлению урбанизации.

Авангард 50-х

В 50-х годах прошлого столетия на арене появляются композиторы-авангардисты П.Булез (Франция), К.Штокхаузен (Германия), Л. Ноно и Л. Берио (Италия). Музыка для этих композиторов превращается в поле для экспериментов, где большее внимание уделяется конструкции звукового ряда, нежели самому содержанию музыкального полотна. Особое место в их творчестве занимает сериальная техника, которая берет начало из додекафонной системы и доводится до апогея. Создается тотальный сериализм – в этой технике письма сериальность отражается на всех элементах музыкального целого (ритм, мелодия, динамические оттенки и др.). Композиторы авангарда являются также основоположниками электронной, конкретной, минимальной музыки и техники пуантилизма.

Выше представлен небольшой перечень музыкальных стилей, направлений, музыкального выражения, посему можно представить, какое разнообразие несет в себе этот интересный, многослойный и многоликий XX век.

20-09-2006

Коль скоро я оказался ^примкнувшим^ к восхитительному альманаху ЛЕБЕДЬ не с самого начала его появления в интернете, a пять лет спустя, то ненароком заинтересовался статьями на музыкальные темы, помещенными до моего пришествия. Меня заинтересовала статья Дмитрия Горбатова о Шостаковиче в 194 номере альманаха.

Написанное в статье о Шостаковиче мною было воспринято нормально, а неотнесение его к величайшим композиторам ХХ века, как и объяснения автора по этому поводу, отторжения не вызвали.

Но в приложении 1 к статье помещен список величайших композиторов ХХ века, который вызвал мое удивление и заставил смеяться до коликов. При этом не только меня одного, но также и моего друга, профессионального музыканта и композитора.

Из статьи Д. Горбатова

Список величайших композиторов ХХ-го века

основным критерием причисления того или иного композитора к числу величайших в столетии является его общепризнанное и глубокое новаторство в какой-либо из сфер музыкального языка . (Приведенный в приложении 2 Список композиторов - национальных гениев ХХ-го века – в данной статье не рассматривается - Я.Р.).

  • Чарльз Айвз (1874–1954) США
  • Эдгар Варез (1883–1965) США
  • Джон Кейдж (1912–1992) США
  • Янис Ксенакис (р.1922) Франция
  • Дьёрдь Лигети (1923–2006) Австрия
  • Модест Мусоргский (1839–1881) * Россия
  • Луиджи Ноно (1924–1990) Италия
  • Стив Райх (р.1936) США

Одного взгляда на список оказалось достаточно, чтобы заметить не соответствующий списку заголовок. Дело в том, что нам известны имена композиторов, которые являются величайшими. А определение величайший , т.е. самый великий, не может быть привязано к какому-то веку. Бах, Моцарт, Бетховен были и остались величайшими композиторами, но жили в разные века. Поэтому любой композитор позднего времени, чтобы быть названным ^величайшим^, должен обладать достоинствами, которые позволили бы ему стать в один ряд с названными композиторами. И разного рода композиторам-пигмеям ХХ века, нашедшим или открывшим что-то ^новое^ в Музыке, но не совершившими в ней переворота, а лишь где-то оставившими следы (порой грязные) величайшими называть абсолютно неправомочно и несправедливо.

В приведенном списке ни один из названных композиторов на звание величайшего не тянет, поэтому с каждым из них нужно разобраться и присвоить соответствующий статус, начиная от великого и ниже.

Но прежде, чем заняться этим интересным делом, попробуем разобраться с русским композитором Модестом Мусоргским, за какие-то особые достоинства перенесенным автором из Х1Х в ХХ век с присвоением статуса величайшего композитора ХХ века.

Начиная с 1908 года на Западе на протяжении почти четверти века в ведущих оперных театрах многих стран давались спектакли “Бориса Годунова” Модеста Мусоргского с участием великого Шаляпина в роли царя Бориса. Слабая оркестровка самого композитора была неудачной и опера исполнялась в блестящей оркестровке композитора Николая Римского-Корсакова. Успех оперы везде и всегда был огромным. А когда опера в некоторых оперных театрах шла также в роскошных декорациях, то был фурор.

В советское послешаляпинское время также были великолепные спектакли “Бориса Годунова” в Большом театре с Александром Пироговым в главной роли и Иваном Козловским в роли Юродивого.

Но вдруг в каких-то музыкальных сферах стараниями интриганов и спекулянтов начались охаивания прекрасной оркестровки Римского-Корсакова, и какие-то пигмеи-композиторы стали предлагать свои варианты. При этом стали обвинять Римского-Корсакова, что своей оркестровкой он выхолостил прекрасную музыку Мусогского: музыку, лучше которой якобы ничего нет в русской музыке.

В первых рядах, конечно, оказался Шостакович, который сделал даже две оркестровки “Бориса Годунова”.

Oн сунулся к “Борису” с оркестровкой –
Кощунственной совковой перестройкой
И покалечил оперу изрядно,
На музыку надев оковы рядно.

Время прошло, и во многом разобрались. И только оперные деятели–ослы могут позволить себе обратиться при очередной постановке Бориса” к редакции Шостаковича. Даже Ростроповичу, при всей его знаменитости, вряд ли бы удалось протолкнуть подобное.

Теперь же об истинном величии Мусоргского как русского композитора.

Предлагаю свою собственную версию.

Вне всякого сомнения, великий, русский композитор Модест Мусоргский не превосходит ни Глинку, ни Даргомыжского, ни Римского-Корсакова, ни Чайковского, ни Рахманинова. А Чайковскому, на мой взгляд, он значительно уступает.

За музыку в операх “Борис Годунов” и “Хованщина” eго не следует считать новатором . В этих операх, как станет понятным из дальнейших рассуждений, Мусоргский показал себя выдающимся и добротным компилятором.

Мусоргский хорошо знал новаторскую оперу Александра Даргомыжского “Каменный гость”, и когда композитор ее сочинял, он активно участвовал как певец. Он также знал оперу Верди “Трубадур”, чему есть свидетельство Н. Римского-Корсакова в его книге “Летопись моей музыкальной жизни”. Следует полагать, что и опера “Риголетто” была Мусоргскому известна.

Весьма длительное знакомство (50 лет) и частое слушание оперы “Борис Годунов” натолкнуло меня на мысль, что отменные годуновские речитативы – это творческий художественный русско-итальянский сплав речитативных стилей “Каменного гостя” и

“Риголетто”. Taк следы монолога Риголетто Pari siamo при внимательном многократном прослушивании речитативов Бориса можно обнаружить на всем протяжении оперы, начиная с монолога Бориса “Достиг я высшей власти”.

Обратившись с подобным анализом к следующей опере Мусоргского Хованщине”, можно заметить значительный отход композитора от музыкального строения “Бориса Годунова” в сторону большей ариозности вокальной плоти. При этом некоторые арии, монологи и даже отдельные фрагменты еще более, нежели в “Борисе Годунове”, имеют сходство с некоторыми ариями из вердиевского Трубадура”. Так например, ария (^гаданье^) Марфы в первой части напоминает арию Азучены Stride la vampa, а в кантилене (^тебе угрожает опала^) по строению близка к соло Азучены в последнем акте Si; la stanchezza mopprime; а мелодия арии Шакловитого ^…ты в судьбине злосчастная, родная Русь^ близка к мелодии арии Манрико Ah! Si, ben mio.

Но оказывается не я один такой умный: в советском либретто с полным текстом “Хованщины”, изданным в 1929 году (с вводной статьей и примечаниями Сергея Бугославского), есть две любопытные пометки. Одна - перед текстом кантилены из ^гадания^ Марфы: ^широкая скорбная мелодия в русско-итальянском стиле^, а другая – сноска, относящаяся к тексту арии Шакловитого: ^Ария итальяно-русского склада в манере Глинки периода “Ивана Сусанина”^.

Ко всему написанному можно также добавить, что Мусоргский так навострился сочинять фразы с мелодиями в итальянском стиле, что соло Марфы в скиту (обращение к Андрею Хованскому): ^Слышал ли ты вдали, за этим бором^ - блестящий образчик итальянского речитатива, который вполне мог бы органично вписаться в партию Азучены в “Трубадуре”.

В связи с вышеизложенной моей версией феномена Мусоргского, я напрочь отвергаю утверждение автора статьи о том, что Музыкальная наука и эстетика во многом обоснованно относят творчество М.П. Мусоргского к ХХ-му веку. а также все авторские доводы по этому поводу, изложенные в статье.

На мой взгляд, в советском музыковедении в какой-то момент сложилось патологически нездоровое отношение к великому русскому композитору Мусоргскому с приписыванием ему каких-то особых музыкальных заслуг и новаторского таланта, каковых у него не было. Согласно утверждениям Д. Горбатова, некоторые музыковеды даже ^находили^ следы творчества Мусоргского в операх Верди и в музыке Хиндемита, которые уж никак не могли нуждаться ни в каких заимствованиях.

Анализ музыки “Хованщины” показывает, что в ней композитор резко отклонился от речитативного стиля построения монологов “Бориса Годунова”, который удачно подошел к пушкинскому тексту. Наверное, Мусоргский почувствовал нецелесообразность повторений.

А это подтверждает отсутствие новаторского принципа композиции, при овладени которым нет надобности в кардинальных переменах при переходе к следующему сочинению такого же профиля и масштаба.

Интересное определение, подчеркивающее отличие “Хованщины от “Бориса Годунова” имеется в упомянутой вводной статье С. Бугославского к либретто оперы: ^ “Хованщина” по своей музыкальной конструкции является не ^музыкальной драмой^, а оперой в старом смысле: здесь господствует мелодическое, точнее, песенное начало…^. Такой композиторский ^шаг назад^ также опровергает попытки представить Мусоргского как композитора-новатора, перешагнувшего из девятнадцатого в двадцатый век.

Я буду приветствовать тех музыкальных деятелей, которые в состоянии будут готовы согласиться с моей версией, в которой содержится также призыв отказаться от выдумок, касающихся прошлого русской музыки, и несуразных попыток извращения реальных культутных ценностей, по аналогии с попытками представления России как родины слонов.

И в соответствии с этим, признания огромного и гениального труда великого русского композитора Николая Римского-Корсакова, как ЕДИНСТВЕННО необходимого для опер Модеста Мусоргского, и не подлежащего более ничьему ^творческо^-жульническому вмешательству.

На основании изложенного я позволю себе исключить Мусоргского из списка композиторов ХХ века. Но при этом позволю себе заметить, что в девятнадцатом веке все-таки творил композитор, и притом величайший, который при необходимости(?) был бы достоин больше, чем любой другой, со всеми своими сочинениями находиться среди композиторов ХХ века. Это Рихард Вагнер.

Теперь я позволю себе рассмотреть список оставшихся 18-ти ^величайших^ композиторов ХХ века в целях установления уровня их разумного величия: от великого и ниже. Попробую оценить уровень соответствия каждого из этих композиторов одному из трех значений: великий, особо выдающийся и выдающийся.

На мой взгляд, при установлении уровня величия любого композитора нельзя игнорировать его популярность среди любителей классической музыки. При этом следует быть уверенным, что популярность композитора не является искусственной, дутой, сродни шостаковической, которая несомненно в течение ХХ1века постепенно будет затухать. Для истинно великих композиторов популярность в веках должна только возрастать.

Великие композиторы ХХ века

  • Бела Барток (1881–1945) Венгрия
  • Бенджамин Бриттен (1913-1976) Англия
  • Клод Дебюсси (1862–1918) Франция
  • Морис Равель (1875-1937) Франция
  • Александр Скрябин (1871–1915) Россия
  • Игорь Стравинский (1882–1971) Россия
  • Арнольд Шёнберг (1874–1951) Австрия
  • Рихард Штраус (1864-1949) Германия

(Я позволил себе добавить имена трех великих композиторов, пропущенных Д. Гобатовым, вероятно, по причине нецелесообрязности их отнесения к ^величайшим^).

Особо выдающиеся композиторы ХХ века

  • Чарльз Айвз (1874–1954) США
  • Альбан Берг (1885–1935) Австрия
  • Антон Веберн (1883–1945) Австрия
  • Пауль Хиндемит (1895–1963) Германия

(Здесь я решил не расширять список, хотя мне бы хотелось добавить к ним имя Ханса Пфицнера).

Эти композиторы, которых я назвал особо выдающимися , на мой взгляд, не могут называться великими только из-за недостаточной популярности. Можно ли считать и называть композиторов великими, когда основная масса любителей классической музыки не знает ни их имен ни их сочинений.

Выдающиеся композиторы ХХ века

  • Витольд Лютославский (1913–1994) Польша
  • Оливье Мессиан (1908–1992) Франция
  • Сергей Прокофьев (1891–1953) Россия

(Здесь я решил ограничиться именами из списка Д. Горбатова, хотя вполне можно было бы добавить еще 2-3 десятка имен).

Музыка Витольда Лютославского является добротной, хотя особой оригинальностью не блещет (чувствуется влияние иногда Дебюсси, иногда Бартока или Стравинского).

Специально для Фишера-Дискау им был написан концерт для баритона с оркестром.

Оливье Мессиан – воспитатель ^творцов^ антимузыки (Ксенакис, Штокхаузен, Булез), - был высокоодаренным музыкантом и изобретателем новых технологических систем звуковой материи. Его музыкальные сочинения, в основном, религиозного характера, являются специфическими и весьма популярны во Франции. Для неискушенных любителей классики слушание музыки Мессиана тяжкое занятие. В его опере-орaтории “Св. Франциск Азисский” записался Фишер-Дискау.

Плодовитый русско-советский композитор Сергей Прокофьев, наряду с человеческими симфониями, фортепианными концертами и пьесами, сочинил много, на мой взгляд, бесцветной, раздражающей и антивокальной музыки (оперы “Огненный ангел”, “Семен Котко”, “Игрок” и Классическая симфония), а также теперь уже никому не нужной советской политизированной музыкальной дребедени.

Теперь об оставшихся в горбатовском списке композиторах, являющихся авангардистами:

Эдгарe Варезe, который ^обновлял^ музыкальный язык с помощью современной производственной техники и музыкальных шумов;

Джонe Кейджe, создававшем звуковую анархию;

Янисе Ксенакисе, использовавшего. приемы алеаторики, абстрактного характера звуковых комбинаций (его музыка предназначалась для необычного инструментального состава и магнитофонов);

Дьёрде Лигети, экспериментировавшего в сфере музыкально-инструментального ^театра абсурда^;

Луиджи Ноно, использовавшего серийную технику и алеаторику;

Стиве Райхе, композиторе-минималисте, ^создававшего^ музыку с помощью двух магнитофонов, включавшихся неодновременно - следует ли их вообще относить к каким-либо группам настоящих композиторов ХХ века? (Алеаторика - это принцип случайности в процессе ^творчества^ и исполнительства).

В 1951 Кейдж организовал в Нью-Йорке концерты, в которых использовались 12 радиоприемников, настроеенных на 12 различных радиостанций.

Стравинский назвал композиторов-алеаториков ^ходячими врагами искусства^.

Это- очень правильное замечание, согласно которому их, надо полагать, не следует ни считать, ни квалифицировать композиторами ХХ века.

Заканчивая статью, мне бы хотелось обратить внимание читателей на одно существенное обстоятельство: составляя список ^величайших^ композиторов ХХ века, Д. Горбатов почему-то пропустил имя единственного настоящего величайшего композитора этого века: Джакомо Пуччини (1858-1924).

Джакомо Пуччини – это, безусловно, самый великий из всех композиторов ХХ века.

Пуччини – новатор. Его высокохудожественный принцип органического слияния звучания оркестра и голосов до него не был достигнут ни одним композитором.

Пуччини – величайший мелодист ХХ века. Он - компзитор самых красивых мелодий столетия.

Пуччини – создатель самых популярных опер ХХ века, и его оперы будут доствлять радость людям всегда. Его “Тоска” - самая популярная опера среди всех опер, ставящихся крупнейшими оперными театрами мира.

Пуччини – настоящий композитор XX века, а квартет из Богемы” и терцеты из “Турандота”- это гармонические шедевры музыки ХХ века.

Пуччини – композитор самых красивых ансамблей в своих операх.

Пуччини лучше любого из всех иностранных композиторов сумел ухватить национальный колорит и создать яркую музыку в опере “Мадам Баттерфляй” (в благодарность за ее создание в Японии в честь композитора воздвигнут памятник) и свою, типично пуччиниевскую, но абсолютно американскую country music в опере “Девушка с Запада”.

Мелодичное пение птиц, тихий шепот деревьев и рёв горных ручьев сопровождали род человеческий от начала времён. Люди выросли в гармонии природной музыки и со временем начали музицировать, подражая природе. Эстафету создания музыкальных произведений в 18 веке переняли и добились небывалых высот в создании музыкальных шедевров.

Первые начали появляться с развитием в начале 18 века русской композиторской школы. Описывая этот период, не приходится говорить о собственных композиторских достижениях, поскольку в большинстве своём русские композиторы подражали и копировали достижения западной культуры. Так начался первый этап становления национальной композиторской традиции. Представителем этого периода был Бортнянский, который копировал в своих произведениях творчество Вивальди.

В первой половине 19 века, Глинка внёс неоценимый вклад в развитие русской композиторской школы, за что, и считается первым великим русским композитором, который сумел внедрить в музыкальные произведения русскую национальную традицию. Русские мелодии и интонации умело сочетаются в его гениальных произведениях с современными композиторскими направлениями Европы того времени. Биография русского композитора достойна того, чтобы её увековечили в веках и изучали все поколения русского народа.

На стыке 19 и 20 веков традиционную русскую композиторскую школу представляли Рахманинов, Стравинский и многие другие. Они подхватили русскую традицию и, как подобает новому поколению , внесли свои поправки в музыкальное искусство. Теперь уже русские мелодии не выражались так явно в произведениях, но их дух всё равно отчётливо прослеживался в композициях.

Во времена симфоническая музыка была подвержена влиянию множества объективных факторов. Наблюдалась тенденция к усложнению музыкальных композиций с одновременным поглощением культурных традиций других народностей. Известными представителями этой эпохи являются Щедрин, Денисов и Гаврилин.

Русские композиторы обогатили культурную сокровищницу страны, подарив нам множество гениальных музыкальных произведений. Весь мир заворожено слушает композиции наших соотечественников и по сей день. Этим произведениям и , написавшим такие шедевры, уготована вечная жизнь в сердцах людей.

Варламов Александр - известный композитор, который создал около 200 произведений за свои 47 лет жизни.

Все свои творческие силы он направлял на написание романсов и песен, в которых в полной мере отразилась душа русского человека.

В своих произведениях, основанных на стихотворениях русских классиков, он выражает мятежный дух, который помещен в строчки поэтических стихотворений.

Детство

Родился Александр Егорович в Москве в ноябре15.(27).1801 года. Его отец был мелким чиновником, а своим происхождением он восходил к молдавским дворянам. Уже в юные годы он проявлял интерес к музыкальному искусству. Он мог играть на слух, не зная нотной грамоты, на скрипке и на гитаре.


Гурилёв Александр - великий русский музыкант, чьи лирические романсы стойко пережили два столетия.

Музыка, которая текла в его жилах и отразилась на бумаге, до сих пор поражает своей искренностью и чувственностью. Вокальные произведения, написанные на основе стихотворений великих русских поэтов, выражают национальный дух и богатую душу композитора.

Детство

Мальчик родился в Москве в семье крепостного музыканта в 1803 году 22.08.(3.09.) Поэтому детские годы и отрочество протекали в трудных условиях тяжёлой жизни. Отец Александра занимал должность руководителя оркестра графа В. Орлова. Так что любовь к музыке зародилась еще в душе маленького ребёнка.

Когда ему пошёл седьмой год, отец полностью занялся музыкальным образованием сына.

Цезарь Кюи - одаренный композитор, который создал свое первое музыкальное произведение еще в подростковом возрасте.

Помимо того, что он блистал в культурной сфере, немалый вклад он внес в военное дело. В обеих областях он оставил свой отпечаток.

Детство

Ребёнок родился в 1835 году 6 января на территории современного Вильнюса. Его отец был французом, он остался в России после того как в 1812 году остатки наполеоновского войска, в котором он числился, не стали возвращаться на родину.


Александр Бородин - талантливый человек. Он определённо талантлив во всем, оставил глубокий след в русской культуре XIX века.

Его отпечатки можно обнаружить в совершенно различных областях. Александр участвовал в научной, политической, педагогической и культурной деятельности страны. Однако весь мир знает этого человека как великого композитора.

Ранние годы

Родился Александр 12 ноября 1833 года. Его отцом был князь Гедианов. Мальчик был внебрачным ребёнком. Поэтому его записали под фамилией крепостного, служащего в их доме - Бородин.

Когда ребёнку исполнилось 8 лет, его отец умер, дав перед этим ему вольную. Александр рос в шикарном доме, подаренном Гедиановым.

Антон Григорьевич Рубинштейн - личность мирового масштаба. Композитор, дирижёр, педагог, пианист, общественный деятель.

Его потрясающая энергия заставляла его творить, заниматься благотворительностью, посвящать себя музыкально-просветительской работе.

Детство

16(28).11.1829 г. увидел мир малыш, которого назвали Антоном. Событие произошло в безбедной иудейской семье в селе Выхватинец Подольской губернии (сейчас это Приднепровская Молдавская Республика). Когда ребенку исполнилось три года, Рубинштейны приехали в Москву.

Парнишка рано стал проявлять интерес к музыке. Он внимательно слушал, когда музицировала мама, и напевал понравившиеся мелодии.

Александр Даргомыжский оказал огромное влияние на развитие русского музыкального искусства. Садясь за фортепиано, этот человек полностью преображался. Он восхищал всех своей страстью к музыке и лёгкой игрой, хотя в повседневной жизни он не производил яркого впечатления на людей.

Музыка - именно та область, где он раскрывал свой талант, а затем дарил миру великие произведения.

Детство

Александр родился в деревне Троицкой в 1813 году 2/14.02. Его семья была большая, помимо него было ещё пятеро детей. До пяти лет маленький Саша не разговаривал. Его голос поздно сформировался. На всю жизнь он остался у него высоким с небольшой хрипотцой, что не считалось недостатком, а помогало ему трогать сердца слушателей во время пения.


Сергей Танеев - малоизвестный классик русской музыки. Когда-то его имя было на слуху у образованной публики во всех краях огромной Российской империи. Сегодня о нём знают лишь историки музыки и воспитанники немногочисленных музыкальных школ и училищ, названных в его честь.

Ранние годы Танеева Сергея

Сергей Иванович Танеев родился в губернском городе 13 ноября 1856 года. Его отец Иван Ильич принадлежал к старинному дворянскому роду, который вёл свою историю со времён Ивана Великого. Родители с детства обучали Сергея игре на фортепиано, как это было заведено во многих дворянских семьях. Когда мальчику было десять лет, его родители переехали в Москву и отдали сына в только что открытое учебное заведение - консерваторию.

Детство и юность

Будущий композитор родился в небольшом городе Елец (ныне Липецкая область) 28 мая 1913 года в купеческой семье. Тихон был самым младшим из десяти детей. Очень рано у мальчика проявились способности к музыке. В девять лет он начал заниматься игрой на рояле. Когда Тихону было одиннадцать, у него появился новый учитель - столичный пианист Владимир Агарков.

После того, как Агарков покинул Елец, обучением юного таланта занялась Анна Варгунина. В это время Хренников начал писать музыку. В четырнадцать лет он поехал в Москву, чтобы показать свои первые работы Агаркову. Учитель похвалил одарённого юношу, но посоветовал ему окончить школу-девятилетку в родном городе и только после этого думать о карьере в музыке.


А.П. Бородина знают как выдающегося композитора, автора оперы «Князь Игорь», симфонии «Богатырская» и других музыкальных произведений.

Гораздо меньше он известен как ученый, внесший неоценимый вклад в науку в области органической химии.

Происхождение. Ранние годы

А.П. Бородин был внебрачным сыном 62-летнего грузинского князя Л. С. Геневанишвили и А.К. Антоновой. Родился он 31.10.(12.11) 1833 года.

Его записали как сына крепостных слуг князя - супругов Порфирия Ионовича и Татьяны Григорьевны Бородиных. Таким образом, восемь лет мальчик числился в доме отца как крепостной. Но перед смертью (1840) князь выдал на сына вольную, купил ему и его матери Авдотье Константиновне Антоновой четырехэтажный дом, предварительно выдав ее замуж за военврача Клейнеке.

Мальчика, во избежание ненужных слухов, представляли племянником Авдотьи Константиновны. Поскольку происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, он обучался дома всем предметам гимназического курса, кроме того, немецкому и французскому языкам, получив прекрасное домашнее образование.

Русская, и как ее продолжение советская и российская композиторская школа, берет свое начало в 18 веке. Один из сколько-нибудь значимых профессиональных композиторов того времени, заслуживающий упоминание в Великой Истории российской музыки стал Д. С. Бортнянский.

Однако, как это часто бывало в истории России, профессиональная русская музыка начиналась подражанием и копированием Запада. В случае с Бортнянским – это «копировка» с музыки Вивальди.

Русский композитор первой половины 19-го века Михаил Глинка (считающийся основоположником русской классической музыки) решил этот вопрос так: в музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор. Он действительно очень удачно и талантливо использовал знакомства в своей музыке русско-народные интонации и мелодии. Его гениальная музыка, по духу – чисто русская, а по форме – европейская.

Слова Глинки «музыку сочиняет народ, я мы ее только оркеструем» подхватили другие композиторы. Идея понравилась и стала постулатом, непреложным правилом, которому стали следовать многие композиторы. Объединенная этой идеей, стала формироваться русская композиторская школа

В историю, как всегда вошли только самые талантливые и гениальные

Список великих русских композиторов

Но. Имя Эпоха Год
1 Романтизма 1861-1906
2 «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
3 классицизма 1745-1777
4 Романтизма-«Могучая кучка» 1833-1887
5 классицизма - Церковная музыка 1751-1825
6 русская народная музыка 1801-1848
7 Романтизма 1799-1862
8 Романтизма-«Могучая кучка» 1865-1936
9 классицизма 1804-1857
10 - 1874/75-1956
11 Романтизма 1864-1956
12 - 1803-1858
13 Романтизма 1813-1869
14 Церковная музыка 1776-1813
15 1859-1935
16 20th-century classical composers 1904-1987
17 русской музыкальной классики 1866-1900/01
18 Романтизма-«Могучая кучка» 1835-1918
19 20th-century classical composers 1855-1914
20 Романтизма 1850-1924
21 Романтизма-«Могучая кучка» 1839-1881
22 Чех по национальности Романтизма? 1839-1916
23 Неоклассицизм 1891-1953
24 Романтизма 1873-1943
25 Романтизма-«Могучая кучка» 1844-1908
26

Новое на сайте

>

Самое популярное