Домой Защемление нерва Боттичелли Сандро, «Рождение Венеры» и скрытые на ней символы. «Рождение Венеры» — тайна картины великого итальянского художника Сандро Боттичелли

Боттичелли Сандро, «Рождение Венеры» и скрытые на ней символы. «Рождение Венеры» — тайна картины великого итальянского художника Сандро Боттичелли

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Боттичелли, Рождение Венеры

    Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, анализ картины

    Сандро Боттичелли Рождение Венеры

    Дневник одного Гения. Сандро Боттичелли. Часть I. Diary of a Genius. Sandro Botticelli. Part I.

    Боттичелли, Весна

    Субтитры

    Мы в Уффици, смотрим на «Рождение Венеры» Боттичелли. Это, конечно, одна из самых знаковых картин в истории западного искусства. Венера сказочно красива. Как же иначе? Она стоит, совершенно обнажённая, на картине эпохи Возрождения, не в христианском контексте. По сути, до этого момента эпохи Возрождения, обнажённой на картинах можно было видеть только Еву. Но здесь... Это не Ева. Не Ева. Боттичелли изобразил античную богиню любви, Венеру. И он написал её... по сути, взяв в основу картины древнеримскую скульптуру Венеры. Которая, в свою очередь, является копией ещё более ранней греческой статуи, которую иногда называют скромной Венерой. Она находится, кстати, в коллекции Медичи. Мы думаем, что эта картина могла быть написана для кого-то из дома Медичи, возможно, даже для кузена Лоренцо Медичи. Итак, Венера стоит в центре. Она родилась из моря и, похоже, её подталкивают ветра, зефиры, которые изображены в человеческом обличии слева. Она стоит на ракушке, точнее почти стоит на ракушке. В этой картине так много невозможного. А когда она выйдет на берег, её встретит служанка, готовая одеть её обнажённое тело. Но, я думаю, все рады видеть, что до этого дело ещё не дошло. Потому что её тело настолько прекрасно, настолько чувственно. И поза Венеры как бы нереальна. Это не совсем контрапост. Видите, какой необычный изгиб тела, по-моему, он предполагает, очень гибкую структуру скелета. И даже зефиры, ветра, которые несут её к берегу, переплетаются невозможным образом. И каждая фигура здесь парит. Глядя на картины Ренессанса, мы обычно ожидаем увидеть натурализм. Ожидаем видеть фигуры, имеющие вес, тела, похожи на настоящие, в реалистичном пространстве. Это - первое, что мы представляем себе, когда говорим о Ренессансе. Но Боттичелли показывает нам совсем не это. Некоторые историки искусства предполагают, что Боттичелли обратился к древнегреческим картинам. А единственными примерами, которые Боттичелли мог найти, и которые относились к античной греческой традиции, это были росписи на вазах, где фигуры часто написаны изолированно на общем фоне. По сути это фриз. Все фигуры, это очень характерно для Боттичелли, выдаются вперёд... И словно бы занимают одну плоскость. Именно. И они как будто изолированы, эти три группы. Можно легко представить, что это линейная роспись по вазе. На самом деле, эта картина действительно линейна. И узор композиции, качество этой линейности как бы определяют пространство. То есть, мы можем заглянуть вглубь. Но это не Мазаччо. Здесь целью было наоборот, убрать ощущение глубины. И вместо этого создать ощущение стиля, ощущение красоты. Эта картина, вероятно - мы просто предполагаем, мы не знаем, - на самом деле говорит о красоте, может, в неоплатоническом смысле, красота физическая, чувственная, эротическая, которая ведёт нас к мысли о божественной красоте. Да. Есть два вида красоты. И идея в том, что любуясь физической красотой, мы можем представить божественную. Боттичелли создаёт красоту, которая является результатом его мастерства. Её задаёт изящество самой фигуры. Но также - использование узоров, исключительно декоративного характера. Мы это видим, в особенности, в золотом цвете на её волосах и на деревьях справа. Здесь есть чувственность, которой невозможно сопротивляться. Не так ли? Розовые цветы в воздухе между Венерой и зефиром. Прекрасные линии, которыми написаны волны, линии её волос, развевающейся ткани. Это прекрасный мир, который манит к себе. Subtitles by the Amara.org community

История

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами - в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией . Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли) [ ] .

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти . Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини , описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось [ ] .

Розы изображённые на картине, являются распространённым и в настоящее время старинным сортом

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi ), который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.
Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна» и «Рождение Венеры».
Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами, которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.


Весна

«Весна» ярко иллюстрирует иконографию Возрождения и отражает философию неоплатонизма.
Хотя некоторые из фигур были изображены на манер древних скульптур, они не были прямыми копиями, а были созданы на собственном, особенном языке форм Боттичелли: стройные, идеализированные фигуры, чьи тела кажутся иногда слишком утонченными, предвещают изящный, изысканный стиль XVI столетия — маньеризм.
Венера, богиня любви, стоит в центре картины, немного позади других фигур. Справа Зефир, холодный весенний ветер, настигает нимфу Хлорис. Та сбегает от него и превращается во Флору, Весну, одетую как подобает замужней флорентийке из богатой семьи.
Над Венерой Купидон метит свои стрелы в танцующих Граций (справа Красота, в центре Целомудрие, слева Наслаждение). Считается, что прообразом фигур Граций была Симонетта Веспуччи, а правая Грация имеет лицо Катерины Сфорца, также изображенной Боттичелли на известном портрете в Катерина Александрийская из Музея Линденау.
Сад Венеры охраняет Меркурий в шлеме и с мечом, простирающий руку, чтобы разогнать облака невежества кадуцеем, изображенным в виде двух крылатых драконов.
Существуют и другие интерпретации сцены. Например, Весна рассматривается также как политический образ: Купидон был бы Римом, Три Грации — Пиза, Неаполь и Генуя, Меркурий — Милан, Флора — Флоренция, Май — Мантуя, Хлорис и Зефир — Венеция и Больцано (или Ареццо и Форли).
Пламенные одеяния Венеры и Меркурия можно отнести к св. Лаврентию, сожжённому на костре (намек на имя Лоренцо).
Круглые плоды напоминают золотые шары, изображенные на родовом гербе Медичи.
Меркурий изображен с кадуцеем, символом врачей, при этом фамилия Медичи означает «врач».

Рождение Венеры

Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты). Обнажённая богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием» . (Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»).

В позе Венеры видно влияние классической греческой скульптуры. То, как она опирается на одну ногу, линия бедра, целомудренные жест рукой и сами пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработанном ещё Поликлетом и Праксителем.
Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами — в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли).

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.

Некоторые репродукции и аллюзии

Для начала одноимённая композиция ансамля Therion














Сюжет

В мифе события разворачивались стремительно. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Так вот, оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но все та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ — от нимф до богинь. Самым прекрасным творением оказалась Афродита.

«Рождение Венеры». (wikipedia.org)

Богиня возникла из морской пены. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она подплыла к берегу и вышла на сушу. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни).


«Весна». (wikipedia.org)

Раковину своим дыханием направляет бог западного весеннего ветра Зефир, а сопровождает его жена Флора, богиня цветов. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви.

С алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена Ора Цветущая, одна дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому всегда теперь должна сопровождать Венеру.

Контекст

Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали. Поэтому для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было абсолютно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа.


Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи, до 1520. (wikipedia.org)

Точно не известно, кто позировал Боттичелли. По самой распространенной версии, это была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Красоту ее воспевали, богачи и сильные мира добивались ее благосклонности. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял ее лицо из картины в картину и при ее жизни, и уже после ее смерти, Симонетта стала «лицом» флорентийского Ренессанса.

Судьба художника

Боттичелли был человеком странным, по мнению его современников. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощенная на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.


Сандро Боттичелли. (wikipedia.org)

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами.

Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».

В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца.

Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.

О, как молодость прекрасна,
Но мгновенна! Пой же! Смейся!
Счастлив будь, кто счастья хочет!

Лоренцо де’ Медичи

Среди прекрасных залов флорентийской галереи Уффици, что хранят выдающиеся шедевры западноевропейского искусства есть один, совершенно особенный. Зал Ботичелли. С самого утра и до закрытия здесь толпы людей, очарованных и опьяненных красотой. Красотой, над которой не властно время. Красотой, при одном взгляде на которую сердце до краев наполняется радостью и вдохновением.

«Весна» и «Рождение Венеры», созданные Сандро Боттичелли, переносят нас в самое прекрасное время и место в истории всего изобразительного искусства: во Флоренцию восьмидесятых годов XV века.

Флоренция - сердце Возрождения, центр искусств, жемчужина Европы, город, цветущий под властью династии Медичи. Самому блестящему представителю семьи, молодому Лоренцо, едва исполнилось 20 лет, когда он стал наследником своего отца и деда. Его наследством стало не только несметное богатство и самая крупная банковская сеть в Европе. Он получил всю Флоренцию.

За следующие 20 лет он принесет себе и своему городу необычайную славу. Его назовут Лоренцо Великолепным, он станет покровителем искусств и творцом мифа о себе, своей семье и о выдающихся флорентийцах, окружавших его.

Медичи, будучи банкирами и купцами, не могли похвастаться аристократическим происхождением, столь необходимым для возвышения. Прекрасно осознавая положение дел, Медичи избрали необычную стратегию: они вкладывали огромные деньги в произведения искусства и покровительствовали самым талантливым художникам, скульпторам и архитекторам своего времени. Донателло, Брунеллески, Леонардо и Микеланджело создавали шедевры, прославляя и возвышая своих меценатов.

Братья-наследники рода Медичи, Лоренцо и Джулиано, воспитывались как принцы. Женой молодого Лоренцо стала римская аристократка Клариче Орсини. С каждым годом власть и престиж семьи неуклонно росли.

Лоренцо очень быстро становится душой города и законодателем мод. Не было в городе человека, который бы не хотел быть похожим на него, дружить с ним и пользоваться его покровительством. Войти в круг Лоренцо де’ Медичи было высшим счастьем для художников, поэтов и философов.

Удивительно, но и «Весна», и «Рождение Венеры» считаются созданными не для Лоренцо Великолепного, а для его кузена, Лоренцо ди Пьерфранческо де’ Медичи и его виллы в Кастелло, пригороде Флоренции. По одной из версий, «Рождение Венеры» могло бы быть частью аллегорического триптиха, вместе с «Весной» и «Палладой и кентавром».

Картина иллюстрирует античный миф о рождении богини любви и красоты из морской пены. Обнаженная и прекрасная Венера плывет, подгоняемая Зефиром, которого обнимает его супруга Хлорида, к берегам Кипра. Дыхание Зефира, бога западного ветра, приносящего весну, наполняет пространство дивными цветами. А на берегу обнаженную богиню уже встречает одна из Граций, протягивая ей прекрасное покрывало.

Живопись Боттичелли не только оживляет, но и наполняет новым смыслом языческую мифологию. Только взгляните на эту сцену!

Плавные линии рождают необыкновенную гармонию, а композиция, построенная вокруг Венеры придает ей святость. Персонажи, отсылают к идее поклонения, а прекрасное и немного печальное богини напоминает лик Мадонны.

Необычайным образом Боттичелли соединяет красоту античности (моделью для тела Венеры, словно высеченного из мрамора, стала скульптура Венеры из собрания Медичи), иидеи христианства. Венера обнажена, но недосягаема. Ее тело не имеет ничего общего с плотской любовью. Она - сама любовь, милосердие и путь к спасению.

Кроме того, Боттичелли прославляет не только античную богиню и идеи нового мира, но и свою Симонетту Веспуччи. Молодая красавица, ожившая Венера Флоренции, прибыла из Лигурии, а местом ее рождения возможно был городок Порто Венере.

Сколько же любви вложил Сандро Боттичелли в свое творение! С каким вниманием он украсил свой шедевр бесчисленным множеством цветов! О нем говорили: «Он пишет не красками палитры, но красками своей души».

Примечательны и другие детали: цветущее апельсиновое дерево на берегу - символ Лоренцо Великолепного, а лавровый венок на груди Грации - прямая отсылка к Лаврентию, что также указывает на прославление имени выдающегося флорентийца.

Любовь Сандро к своему покровителю была безграничной. Смерть Лоренцо Великолепного стала страшным ударом для художника. Он входит в фазу кризиса, из которого не выйдет до конца своих дней, проникается идеями монаха Савонаролы, призывающего к свержению Медичи и отказу от греховного искусства. В городе, изгнавшем Медичи, будут гореть «костры Тщеславия», в которые отчаявшийся художник будет бросать свои шедевры.

В этот период Боттичелли полностью изменит свою манеру, вернется к религиозным образам, наполненных горечью и трагизмом. Но даже в позднем «Оплакивании Христа» в лице Марии Магдалины вы найдете черты его музы.

Художник так и не женился и, согласно свидетельствам современников, вряд ли любил кого-то. Сандро Боттичелли умрет в нищете и одиночестве в 1510 году и будет похоронен в церкви Всех Святых, там же, где и Симонетта Веспуччи.

P.S. С момента создания «Рождения Венеры» пройдет немногим более 20 лет, и молодой Микеланджело представит миру своего Давида.

И, согласитесь, пока стоит мир, будут вечно прекрасны эти и образы, воспевающие красоту мужественности и очарование женственности…

Эпоха правления Лоренцо Великолепного, блистательного политика, поэта, покровителя искусств и мецената осталась периодом наивысшего расцвета итальянской и флорентийской культуры. При дворе «крёстного отца Ренессанса» работали такие титаны Возрождения, как Микеланджело ди Буанаротти, Вероккьо, Ботичелли. Благодаря Медичи смог реализовать свой огромный потенциал и обрести мастерскую гениальный Леонардо да Винчи. Хранящаяся в галерее Уфицци картина была написана после возвращения художника из Рима, где он участвовал в создании фресок для Сикстинской капеллы. Наиболее вероятный заказчик - Лоренцо ди Пьерфранческо, двоюродный брат флорентийского герцога. Монументальное полотно украшало его виллу Кастелло.

Творчество Боттичелли, относящееся к периоду раннего Возрождения, находилось под явным влиянием идей неоплатонизма. Одним из его постулатов было утверждение о том, что идеям христианства предшествовала античная мифология. «Рождение Венеры» - одно из четырёх произведений мастера, в основу сюжета которого лёг античный миф. Вдохновило Боттичелли на создание картины не сочинение древнегреческого поэта Гесиода, в котором Венера родилась из пены морской, возникшей из крови Урана после оскопления его Кроном, а поэма «Стансы на турнир». Её автор - придворный поэт Анджело Полициано (Angelo Ambrogini detto Poliziano), воспевший любовь Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Одна из самых прекрасных девушек Флоренции умерла совсем молодой из-за чахотки. По мнению историков живописи, на картинах «Весна» и «Рождение Венеры» изображена именно она. Девушка дивной красоты влюбляла в себя с первого взгляда, а её безупречная фигура считалась эталонной. Боттичелли сохранил верность своему тайному чувству на всю жизнь, воссоединившись с Симонеттой лишь после смерти. Он был похоронен рядом с любимой, как и было указано в его завещании. Об её недолгой земной жизни известно не так много, как хотелось бы. В 16 лет она стала женой Марко Веспуччи, родственника известного мореплавателя. После венчания они переехали во Флоренцию, где были очень благосклонно приняты при дворе Лоренцо Великолепного. Симонетта поразила своей прелестной внешностью флорентийского герцога и его брата Джулиано. Романтические отношения с последним прервал её безвременный уход. Джулиано пережил возлюбленную ровно на два года. Он был убит в церкви в день её смерти в результате заговора. Уникальное сочетание душевной и физической красоты вызывало восхищение у всех, кто знал её. Прелестный образ ССимонетты запечатлён также на картинах Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), в скульптурах Андреа Вероккьо (Andrea del Verrocchio).

Появление на свет Венеры на картине Боттичелли уже свершилось, и она готова сойти на берег с огромной раковины, принесённой сюда стараниями бога ветра Зефира. Работа Боттичелли отражает философскую доктрину флорентийских неоплатоников, считавших земную красоту воплощением Бога, а языческую богиню воплощением его гласа, спасающего душу. На картине - рождение любви, красоты и одновременно сцена богоявления. Но вместо Христа - фигура обнажённой Афродиты, дочери Урана. Застенчиво прикрывающая лоно и грудь, она трогательна в своей чистоте и невинности, не вызывая греховных мыслей. Символизирующий скромность камыш усиливает это впечатление. Её целомудренная нагота не смутила бы даже самого ревностного пуританина.

Справа от неё изображена ора Талло (дочь Фемиды и Зевса), бегущая к ней на цыпочках и спешащая прикрыть наготу пурпурной мантией. Это олицетворение всесилия красоты и одновременно символ перехода в иной мир: в момент рождения или кончины. Нимфа олицетворяет весну, потому на картине повсюду цветы: они падают с неба, ими расшиты мантия и платье. На шее оры - гирлянда из мирта, символизирующая плодородие и стабильность чувств. Рядом с ней - анемон, весенний цветок, олицетворение трагической любви.

Слева - бог весеннего ветра Зефир, которого неоплатоники считали богом любви) и богиня цветов Флора (Хлорида), которые помогают раковине пристать к берегу. От сильного дуновения развеваются пряди роскошных золотистых волос Венеры. На фоне сплетённой в объятии супружеской пары, она кажется немного печальной и отрешённой. Её фигура находится в центре овала, создаваемого руками и наклоном фигур, стоящих рядом персонажей и нижней частью раковины. Поза Венеры, опирающейся на одну ногу, характерная для античных статуй и подчёркивающая изящество и естественность, носит название контрапост.

Новаторство картины Боттичелли - не только в изображении обнажённой натуры в полный рост, но и в использовании различных техник и приёмов: применение холста вместо доски, использование листового золота, получение синей краски из измельчённого лазурита, включение в состав пигментов жира для предотвращения растрескивания красочного слоя и нанесение яичного желтка, позволившее продлить картине жизнь на века.

Картина полна символов, и далеко не все из них ещё расшифрованы. Раковина, на которой приплыла к берегу Венера, - олицетворение лона, давшего ей жизнь. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечных чувств, у её ног анемон, олицетворяющий трагическую земную любовь. Падающие с неба розы в честь прибытия на землю Венеры - предвестники любви и неизбежных страданий, ожидающих в будущем. Апельсиновое дерево - вера в бессмертие.

Новое на сайте

>

Самое популярное